Мужчина, будь феминистом!
8 марта – это не цветы и подарки, а баррикады и протесты. Феминизм – это не отвлеченная идея, а ежедневная практика. Женщины – это не противники мужчин, а союзники в борьбе.
5 вопросов
1. Что значит быть настоящим мужчиной в 21 веке?2. Где грань между харассментом и флиртом?3. Правда ли, что женское «нет» чаще всего «да»?4. Как провести границу между сексуальностью и сексуальной объективацией?5. Как стать феминистом?

От мужчин сейчас ожидается, что они станут людьми. Традиционная мужественность не оставляет пространства для маневра: необходимо прятать свои чувства, не замечать чужие и не разбираться в них, нельзя заботиться о себе, поощряется саморазрушительное поведение, предлагается быть жестким и требовательным, склонным к милитаризму, насилию и отсутствию саморефлексии. Даже функция «защитник» требуется только в мире, где существует «агрессор». Как правило, это означает, что каждый конкретный мужчина является и тем, и другим. Никому это уже не нужно. 

Не нападайте, и не понадобится защищать. Стройте безопасный мир, и не нужно будет кричать на поздно возвращающуюся жену. Позаботьтесь о себе, думайте о своем здоровье, не стесняйтесь обращаться за помощью, и начнете жить столько же, сколько и женщины. Позвольте себе стать собой, а не «мужчиной», реализуйте ваш собственный, исключительный и ни у кого больше не встречающийся потенциал. Жизнь одна, другой не будет, проживите ее счастливым человеком в контакте с семьей и близкими, а не «настоящим мужиком». Миру не нужны ни мужчины, ни женщины, мы нуждаемся в личностях, которые делают его лучше.

2/5 Где грань между харассментом и флиртом?

Харрасмент всегда ставит жертву в уязвимое положение. Жертве харрасмента тяжело или невозможно прекратить то, что с ней делают.

К примеру, коллега отпускает в вашу сторону шутки с сексуальным подтекстом на работе. Вы просите его прекратить, а он отвечает: «Я просто шучу». Что вы должны делать в такой ситуации? Настоять на своем и прослыть занудой? Открыто заявить о том, что вам очень болезненно такое слышать, и рисковать тем, что вашу просьбу не просто проигнорируют, а еще сильнее надавят? Пойти на конфликт и получить еще больший ущерб?

Харрасмент можно представить как взлом ваших границ и ликвидацию вашей способности защищать границы. Вы заблокировали номер телефона, вам звонят с нового. Вы избегаете мест, где можете встретиться с преследователем, а он намеренно ищет встреч с вами.

Соблазнение же можно представить как привлекательное предложение, которое заставило бы вас выйти из своих границ добровольно.

При этом формально действия могут быть одни и те же, например, флирт с явными сексуальными намеками. Разница только в том, что в случае харрасмента границы взламываются и утилизируются, чтобы жертва не могла сопротивляться, а во втором случае мнение партнера учитывается и соблазнитель пытается сделать девушке действительно приятно, а не предъявляет ей счета в духе «ты еще должна быть благодарна за то, что на тебя вообще кто-то внимание обратил».

3/5 Правда ли, что женское «нет» чаще всего «да»?

Так называемое женское «нет» – это странный конструкт из той же серии, что и «женская логика». Есть просто логика, и есть язык, он один для всех. Мы в школе не учим язык по особым женским учебникам, и слово «нет», которое мы произносим, значит ровно то же самое, что подразумевается под этим словом в словаре. Эти конструкты удобны – используя такого рода стереотипные фразы, можно прикрывать существующие в обществе отношения власти. «Нет – значит да» – дает повод не воспринимать всерьез то, что женщины говорят; этот конструкт оправдывает возможность приставать к женщине на улице в течение получаса после того, как она тебе отказала в первый раз (а потом нахамить, начать угрожать или даже осуществить эти угрозы – тру стори), оправдывает мнение, что свою мини-юбку она надела для тебя, оправдывает изнасилования, оправдывает вторжение в чужие границы. В общем, это опасный конструкт, и пора перестать использовать эту фразу на каждом углу. Ничего, кроме плохого, она не значит. 

4/5 Как провести границу между сексуальностью и сексуальной объективацией?

Сексуальность – это набор личностных черт, включающих в себя предпочтения в выборе партнера и сексуальных практик, характер переживаний, связанных с сексом, собственную сексуальную идентификацию. При этом распространенная ошибка – называть сексуальностью сексапильность, она же сексуальная привлекательность. В чем разница? Если человек соблазнительно для вас выглядит, то он сексапильный, и на него отзывается ваша личная сексуальность. Но в этой коммуникации нет сексуальности самого человека и его собственных потребностей.

Более того, рамки общепринятой сексуальной привлекательности часто очень узкие для обоих полов, что не дает человеку транслировать действительно важные для него аспекты его сексуальности. Остается только выглядеть максимально привлекательным для широких народных масс в надежде, что клюнувшие будут отсортированы по подходящим признакам.

Но в целом это приводит к тому, что сексуальность, в быту определяемая как высокое либидо, приписывается в основном хорошо следящим за собой конформистам. Например, для женщины, чтобы прослыть сексуальной, зачастую достаточно откровенно одеваться и фотографироваться в вызывающих позах. Она при этом остается той же самой, что и одетая в свитер, но станет считаться интересующейся сексом. Подростковые комедии (Mean Girls) часто построены на приеме переодевания старшеклассниц: немного помады, распущенные волосы, юбка покороче, и все, ты уже предмет интереса капитана футбольной команды. Мужчине, чтобы считаться сексуальным, важно появляться с сексапильными женщинами, хотя кто сказал, что сексуально активный мужчина обязательно гетеросексуал (Sense8)?

Что при этом называют сексуальной объективацией? Дегуманизацию человека, низведение его до слабо рассуждающего, пассивного, нерационального, повышенно чувственного и охотно реагирующего на стимуляцию сексуального объекта, неспособного на осознанный выбор, поэтому его согласие или отказ в расчет не принимаются. Это описание очень близко к пониманию тех самых рамок хорошо продающейся современной сексапильности для женщин, молодых мужчин, используемых другими мужчинами. Но объективация – не сексуальность, это способ оценки предмета потребителем.

Поэтому если вы хотите думать о чужой сексуальности, избегая впадения в сексуальную объективацию, используйте несколько простых приемов.

  • Думайте о том, чего конкретный человек хочет – не от вас, а от кого угодно.
  • Прикидывайте, что ему может понравиться, опять же, если вы в процессе не участвуете.
  • Попытайтесь по действиям человека и его словам составить представление о том, что он думает. Не факт, что у вас получится, но это хорошее упражнение, потому что мы склонны в сексуально привлекательных людях видеть их чувства и реакцию на ощущения, совершенно забывая, что с мыслительным процессом у них не хуже нас.
  • Отыщите в человеке черты, которые вам действительно нравятся, но не имеют отношения к внешности или соблазняющему поведению. Тогда станет ясно, что у вас есть межличностный контакт, объективации туда пробраться уже сложнее.
  • Если ваш интерес – женщина, никогда не обращайтесь к ней со словами типа «привет, секси». Женщины, отказывающиеся принимать роль объекта, просто с вами разговаривать не станут.
  • Если ваш интерес – мужчина, никогда не стройте свое поведение на модели «мужчинам нужно только одно». Потому что те мужчины, которым нужно от вас только одно, низведут вас до объекта быстрее, чем моргнуть успеете.
5/5 Как стать феминистом?

Есть мнение, что феминист ведет активистскую деятельность и участвует в мероприятиях, а вот профеминист — тот, кто поддерживает эти идеи. Лично мне ближе второе слово, так как оно кажется более корректным. Впрочем, здесь гораздо важнее содержание, нежели оболочка: что из себя представляет человек по мировоззрению, взглядам, намерениям и темпераменту — нежели то, как он себя называет. Я и профеминистом не хотел бы именоваться по ряду причин. Если соотносить себя с феминизмом, то благоразумнее сказать, что я его адепт или что feminism disciple.

Итак, вам необходимы гармония с собой, обостренное чувство несправедливости и потребность в переменах.

Теперь о том, что такое мужчины в феминизме.

Лидерские замашки придется сжечь. Во всяком случае, то лидерство, каковое внушается нам в рамках патриархальной парадигмы и мужского господства — и представляет оно собой склонность к доминированию. Феминизм не приемлет воссоздание этих [гендерных] ролей. Здесь вообще нет ни альфа-, ни бета-, ни гамма-самцов, ни безликих эпсилонов, ни омег — всех знакомых нам типажей по привычной иерархии. Феминизм — это философия партнерства, это слышать других. Ничтожно малый процент феминисток будет вести диалог с доминантным самцом, если не верите, то можете ознакомиться с ответами (под другими вопросами) местных эксперток/экспертесс (феминитив по аналогии с поэтессами). Так что амбиции благоразумнее будет засунуть в карман. Не апеллировать без конца к тому, что вы мужчина; вовремя уступить и подписаться под тем, что были не правы, ошибались, заблуждались. «Альфачи» палятся сразу — уже на том, что их мнение не является главным и вдобавок может иметь изъяны, на которые укажут собеседники/-цы.

К громадному сожалению, возле феминизма трутся разные мутные персонажи — начиная с мимокрокодилов и заканчивая завсегдатаями списков завидных женихов, коим, видимо, наскучили старлетки, девицы из разряда #ИщуМужа и ходячие барби. Цель их пребывания на слете феминисток состоит в привлечении внимания к себе. А желание изучить идеологию и концепцию равноправия вторично. «Девоньки, давеча прочитал Симону де Бовуар, прошу меня любить и жаловать», — тут это не работает. Попытки сыграть блюз на нервах и хлопнуть дверью («Да вы без меня авангардного-изумрудного-уникального ноги протянете!») не возымеют ожидаемого эффекта. Феминизм не мой, не наш и не ваш. Он общий. Профеминиста видно за версту: он не пытается попасть в струю, в тренд, а фем-движение для него не инструмент для решения локальных/личных задач. Делать какие-то поползновения, с тем чтобы найти прогрессивно мыслящую спутницу, не возбраняется (это ваше личное дело), но, опять же, без неподдельного интереса к феминизму и женской проблематике — никуда. (Справедливости ради, следует и мужскую проблематику исследовать.)

Когда вы взяли курс на штудирование фем-беллетристики и талмудов, не смертельно иметь вульгаризованные и где-то шаблонные взгляды. Ненормально — не обновлять точку зрения по мере освоения феминизма и заниматься mansplaining'ом, подначивая остальных и как бы развлекаясь. Феминистки способны самостоятельно решить, кто им нужен; ни к чему педалировать клише про girls prefer winners, чтобы выделиться на фоне остальных. Любая идеология подвижна и динамична по мере течения времени, и феминизм — не исключение.

Теоретически смысл феминизма вообще — в ликвидации этих ярлыков, в равных стартовых условиях независимо от пола. В свободе выбора.

Обыкновенному самцу человека трудно смириться с тем, что, к примеру, при равноправии решающее слово впредь не будет за ним.

У мужчин не получается проникнуться феминизмом из-за того, что они не желают отказываться от маскулинности и патриархальных плюшек. Суть патриархата изящно отражена в еврейской пословице: «Если у тебя есть деньги, то ты красив, умен и даже поешь хорошо». Иными словами, если у тебя есть ресурсы, то ты наверняка обласкан женским вниманием и не будешь рубить сук, на котором сидишь. Сел в патриархальные сани — эх, прокачу! Рассказал свою историю успеха, похвалил отца, заложившего в тебя нужные знания и житейские советы, здоровый прагматизм и умение пренебрегать людьми. И вуаля — дамы отмечают твою деловую хватку или коммерческую жилку, офицерскую выправку или спартанскую дисциплинированность. Ты то ли яппи (young professional), то ли якки (young creative person), то ли self-made, то ли лощеный интеллектуал, который четко знает, к чему идет. И в любом случае демонстрируешь лидерские качества. Самые большие уступки, которые ты готов сделать женщинам, то бишь феминисткам, обычно подаются под соусом доброжелательного сексизма, доблести и так далее — с позиции сильного. Потому что ты полжизни/молодость/юность угробил не на то, чтобы вдруг с горечью обнаружить, что не прав; что постулаты, калькированные с методичек бизнес-тренеров, несовершенны. Нас и здесь неплохо кормят ©. Так что отнюдь не каждый готов отпилить от своей репутации нескромный кусок ради абстрактного феминизма.

А не покинув прежнюю столь лакомую парадигму, сложно разобраться в феминистской платформе. Ибо патриархат предопределяет поведение, ролевые модели и modus operandi не только применительно к мужчинам. Он затрагивает и женщин, предоставляя наиболее способным и изворотливым шанс добиться успеха. В связи с этим некоторые исследователи используют другой термин, более широкий — кириархат. Признание существования патриархата (или кириархата) автоматически влечет за собой и признание собственных привилегий по отношению к другим членам общества. А также признается то, что по-хорошему от сих ништяков нужно избавляться потихоньку. Ожидаемо, что порядка ¾ мужчин не променяют привилегии, положенные нынешним патриархатом (кириархатом), на борьбу за устранение неравенства и [глобальное] улучшение отношения к женщинам.

Есть, однако, и обратная сторона медали: мужчины редко ценят собственную жизнь без привилегий. Редко ценят автономность и самодостаточность — зато мечтают о хозяйственной спутнице, к примеру.

Меж тем любой серьезный адепт феминизма явственно видит, что от несоответствия идеалам и требованиям общественного мнения страдают и мужчины, которые в таком случае падают на иерархическое дно, и прежде всего женщины. Оным не с пеленок, но где-то с младых ногтей насаждается амплуа хранительницы домашнего очага и вернойлюбящейжены. А главной целью в их жизни объявляется обретение счастья в виде уз брака с достойным мужчиной, какую бы блестящую карьеру дама ни сделала. Причем за многовековую историю система эволюционировала и не бьет в лоб: мол, «я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано». А наносит удары исподтишка, уколы зонтиком, но попадая в больное место и вызывая продолжительную рефлексию. Запуская в фемине приступ внутренней мизогинии. Схематично это выглядит следующим образом: «Почти тридцать, получила магистерскую степень, руковожу филиалом холдинга в нашем регионе/прозябаю на работе, но попадается одно отребье, непригодное для постоянных отношений. Выгнала бывшего мужа в 24, дитя подняла, а сама осталась дура дурой, прошляпила свое счастье, раззява черствая». То, что экс-супруг мог вести себя чудовищно или измываться над дамой (абьюз, токсичные отношения), она игнорирует — ввиду социальных установок и гендера (феминность), взращивающих в женщине сабмиссивность и комплекс неполноценности (познавательная подборка про внутреннюю мизогинию есть в комменте к этому вопросу). То, что она не смогла провести личные границы с экс-супругом, рядовых россиянок тоже практически не беспокоит («посуду он, конечно, моет, меня особо не контролирует, но как мужик не очень» (и речь явно не о сексе...)). Проще говоря, «от хорошей жены мужик не убежит». 🤦

И вот знаменитых мужчин, умеющих сочувствовать женщинам, не выпячивая при этом собственную мужскую доминанту и не паразитируя на традиционных ролях, на всю Россию, похоже, два человека — джентльменствующий дедушка Познер и Шнур, который считается таким чудиком, себе на уме, однако в последние пару лет женская лирика у него просто пошла на поток. Процитирую его интервью «Афише» в июле 2014 г. Местами его фразы эпатажны (а за «телочек» в приличных кругах отхлестали бы нагайкой), но все равно воспринимаются чуть ли не как прорыв, прыжок через глухую сцену косной фаллоцентричной эстрады:

— Слушай, а откуда у тебя вдруг взялось так много женской лирики. Это же твоего авторства все эти песни?
— Бесспорно, моего. Эти песни родились, оттого что другая женская лирика, на мой взгляд, не давала той проблематики, которая существует сейчас у тёлок. Тёлкам очень сложно, да. Они буквально живут в костюмах. Они себе … [делают] силиконовые губы. Они буквально аватары уже. То, что происходит в их душе или в мозгу, никто не описывает. Все пишут те же самые песенки про любовь: ты ушел, … [блин], а я не пришла. А ситуация изменилась — мы живем с аватарами. И эти песни вот оттуда: какие разговоры происходят в моем представлении в раздевалке фитнес-клубов. Это что-то новое, то, чего не было.
— А почему вещизм такой? «Сумка», потом «Платье»… Про туфли тоже будет?
— В общем, лубутены у нас тоже есть, да. Бесспорно, эта тема исчерпаема. Но как у того же А.С.Пушкина в «Евгении Онегине» — там про бренды довольно много есть. И вот сейчас период — нужно мне написать про бренды, я написал про бренды. Но это не значит, что я теперь всю жизнь буду писать про эти бренды. Пару глав обязательно нужно посвятить. Потому что это сильно, это много, это сейчас важно. Это сейчас буквально главное.
— Ты прям как-то это наблюдаешь вокруг себя?
— Ну конечно. Собственно говоря, весь инстаграм про это.
<...>
— Но все равно у тебя не слишком положительные женские образы — они все время несчастные, фрустрированные, консюмеризмом измученные…
— Все песни, написанные мной — ну большинство, — они про сильных тёлок, не про слабых. Про то, что она вообще управляет этим процессом. У нее какая-то своя магия, возникающая с помощью «Ива Сен-Лорана». Раньше вудуисты делали куриными лапками какие-то движения и пассы, а теперь для того, чтобы расстаться с мужчиной, нужно пойти купить платье, это магический жест.

Мужчине, постигающему феминизм, понадобятся стойкость и храбрость, потому что на первых порах возможны нападки. И потому что неизбежны жертвы, в том числе имиджевые потери. Могут заклеймить — подкаблучник, тряпка, дамский угодник, ******* [любитель куннилингуса]. Не стоит исключать и осложнения с противоположным полом: у широких народных масс отношение к феминизму в общем-то скептическое, а события последних лет позволяют говорить о ренессансе маскулинности и реакционизма. В журнале «Огонёк» весной напечатали занимательный срез общественного мнения — не текст, а прямо квинтэссенция нынешнего отката в традиционализм с «сильными» мужчинами и женщинами, ориентированными на сакраментальное за_мужем (с семьей и — опционально — детьми; разбор публикации здесь):

Россия преодолела знаковый рубеж — число официально зарегистрированных в стране патриоток перевалило за 2 тысячи. Большинству из них нет и 30 лет, но они уже твердо знают, в чем предназначение женщины, как спасти семью, возродить нравственность и поднять сельское хозяйство. В тонкостях женского патриотизма разбирался

Щемящая тоска по истинной мужественности логично перемещается в аудитории брачных тренингов и лекций по настоящей женственности, а главное — противопоставляется феминизму, при котором женщина якобы «пашет, как проклятая» и не ощущает отдачи. Это крайне утрированное и фальшивое представление о равноправии, но селяви.

Предстоит напряженная работа над собой, продолжительные размышления и готовность наступить на горло собственной песне. Соглашаться с женщинами, подмечать, как им достается просто за то, что они женского пола, погружаться в душераздирающие истории о женской доле, о фактически легализованном криминале в виде безнаказанного насилия над женщинами, о харассменте, об оскорблениях, тоннами сыплящихся на якобы прекрасный пол, о травле, которую разворачивает людская молва в отношении жертв, о бытовом сексизме и внутренней мизогинии, об уличных приставаниях. О том, как вопреки здравому смыслу некоторые неглупые женщины категорически противятся феминизму (ведь кое-какие привилегии есть и у женщин) и видят в нем угрозу привычному укладу. О том, как тяжело порой протекает эмансипация. Признавать, что трагедия даже одного человека не должна спускаться на тормозах (несчастный случай, форс-мажор), а становиться предметом бурной дискуссии. Не поддерживать стигматизацию людей, отличающихся от тебя, и сегрегацию нежелательных элементов общества. Спорадически забывать про гендерную солидарность и уметь рассуждать с общечеловеческих позиций.

В частности, мужчинам неимоверно сложно произвести усилие над собой, чтобы не клеймить жертву насилия (мол, «одета слишком вызывающе, гуляла допоздна» и т.д. и т.п.) и вообще пытаться разобраться в вопросе. Вот картинки из инфографики РИА Новости:

Уважать женщин, кем бы они ни были, заботиться о них, ставить их на один уровень с собой и признавать их самостоятельность (как часто — зависит от вас). Менять пространство вокруг себя, пресекая шовинизм в зародыше и поддерживая женщин, не вторгаясь бесцеремонно в их личное пространство (если вас об этом не просили), не тиражируя сексистские штампы и не потакая толпе. Рефлексировать своё взаимодействие с мужчинами, отказываться от гегемонной маскулинности и токсичного мачизма.

Также советую много читать. Ссылки на публикации, так или иначе связанные с феминизмом/гендерами, регулярно даются здесь в ответах на TheQ, в т.ч. автором этих строк. Можно заходить на специализированные сайты, феминистско-гендерные паблики, блоги и сообщества. В том же ЖЖ феминистки на своих площадках размещают море материалов и научных работ. Знания — сила.

В начале марта в «Огоньке» вышла подборка историй людей о том, как они осознавали себя феминистом/-кой. Мужчины там тоже присутствуют, кстати:

Накануне 8 Марта

Дональд Трамп получает политическую поддержку, поскольку белые мужчины начинают считать себя жертвами, утверждает американский писатель и феминист Майкл Киммел. Все они принадлежат к типичному рабочему или среднему классу, и они не хотят признавать, что эра белых мужчин подошла к концу. Они в ярости, потому что чувствуют, как что-то теряют.

Почему в России не работает гендерная психология

О сексизме в науке, декоративно-косметической функции женщин в офисах, вопросах существования феминизма в СССР и образе принцессы Леи в бикини отделу науки рассказал Кирилл Мартынов, доцент Школы философии НИУ ВШЭ.

7x7-journal.ru

Общественное СМИ, существующее на средства читателей. Универсальный ресурс о кино, музыке, искусстве, литературе, театре, медиа, обществе, охватывающий все области современной культуры. Профессиональные мнения экспертов. Новости.

Жертвы насилия — о том, как выжить в любых, даже самых страшных, условиях

Пользователю можно написать личное сообщение вBadoo