Поколение Z: эго и технологии
Им от 15 до 25 лет. Они активны и все чаще становятся героями новостей. Они формируют мир будущего. Политолог Екатерина Шульман рассказывает о поколении Z, а его представители отвечают на главные вопросы о себе.
11 вопросов
1. Что такое поколение Z и почему его обозначают латинской буквой?2. Центениалы, как бы вы описали свое поколение?3. Какие у поколения Z характерные особенности?4. Что является главной ценностью для поколения Z?5. Насколько для вас важно саморазвитие и самовыражение?6. Что вы ждете от будущего?7. Чем отличается российское поколение Z от западного?8. Как вы себе представляете идеальную семью?9. На что вы тратите деньги и насколько для вас важно этичное потребление?10. Как вы думаете, чем вы отличаетесь от старших знакомых и родителей?11. Какое поколение будет после поколения Z?

Сама идея, что люди, родившиеся в одно время, образуют некую социологическую общность и обладают схожими признаками, отличающими их от предыдущего и последующего поколений, – относительно новая. В традиционном обществе никаких «поколений» в этом смысле не было, потому что вновь родившиеся взрослели и старели, занимали место своих родителей и в свою очередь уступали место своим детям, ничем принципиально от них не отличающихся. Такой вот круг жизни, как в мультфильме «Король Лев». 

Круг сменился прямой дорогой перемен с наступлением промышленной революции, урбанизации и появлением массового общества, массовой занятости и массового образования. Научная основа теории поколений была заложена немецким социологом Карлом Мангеймом в работе «Проблема поколений». В среднем хронологические рамки поколения в этом социологическом смысле – 15-20 лет, то есть все, родившиеся в пределах 20 лет, относятся к одному поколению, хотя мы увидим, что в дальнейшем с усложнением классификации эти сроки стали сокращаться до 10 лет и даже меньше.

Обозначение поколений различными буквами латинского алфавита – плод поколенческих теорий, которые были сформулированы американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом в книгах «Поколения» и «Четвертый поворот». В их работах есть длинные раскладки этих самых поколений, начиная со Столетней войны. Именно им мы обязаны распространившейся терминологией The Greatest Generation, то есть поколение победителей Второй мировой войны, потом их дети, потом беби-бумеры, поколение Х, поколение Y (или миллениалы) и поколение Z.

Поколения, обозначаемые буковками, это не какой-то закон природы, это просто одна из теорий, которая была сформулирована несколько десятков лет назад. Она удобная, потому что все чувствуют, что действительно у поколения есть какие-то определяющие свойства, а буквы хорошо запоминаются. Это было популяризировано в СМИ и в массовой культуре, так что generation X, Y, Z у всех на слуху.

В наших российских реалиях существует некоторая путаница с миллениалами и центениалами, то есть с поколением X и поколением Z, а также промежуточным между ними поколением Y. Что важно? Миллениалы, оно же поколение Y, — это люди, родившиеся в середине восьмидесятых и до начала девяностых. Это те, чья ранняя взрослость пришлась на рубеж веков, на 2000 год. Часто почему-то думают, что миллениалы — это совсем молодые. А ведь это вполне взрослые люди, они уже сами стали родителями.

А центениалы или поколение Z — это люди, родившиеся от середины девяностых до настоящего момента (хотя относительно верхней границы поколения Z единого мнения нет). Это люди, которым сейчас от 15 до 25 лет.

2/11 Центениалы, как бы вы описали свое поколение?

Однозначно, мы – поколение технологий и рекламы. Но не тех технологий, с помощью которых можно чему-то научиться, а только облегчить себе жизнь. К примеру, если сравнивать старшее поколение и наше, нынешнее, то старшее в своей молодости только-только узнавало о технологиях, они разбирались во внутренностях предметов, как все это работает и так далее. Нет, конечно, и сейчас есть люди, которые заинтересованы в процессах «Как это устроено», но тогда это было не желанием, а скорее необходимостью. 

Все идет к тому, что скоро все вещи вплоть до ванного коврика умные, а тупой в доме только ты. Наше поколение плохо умеет разбираться в том, что его окружает. Наше поколение живет в социальных сетях, интернет для нас уже не как средство передачи данных или возможность общаться с теми, с кем физически невозможно это сделать, это как дополнительный мир. 

Грань между реальной и виртуальной жизнями почти стерта.

3/11 Какие у поколения Z характерные особенности?

Сразу скажем, что социологические обобщения такой ширины неизбежно будут содержать значительный элемент условности. Это необходимо помнить, чтобы не превращать поколенческую социологию в какое-то подобие гороскопов. Понятно, что личность человека определяют его семья, социальная принадлежность, индивидуальная биография в куда большей степени, чем год рождения. Ровесники могут быть – и часто бывают – совершенно не похожи друг на друга, а похожи на своих родителей, например.

Тем не менее, исторические условия оказывают на людей влияние, поэтому поколенческие свойства — это не миф, они действительно существуют.

Исследуют поколение больше всего маркетологи, потому что их интересует, как продать определенной категории покупателей свои товары и услуги. Поэтому наиболее распространенные исследования свойств того или иного поколения – маркетологические: как люди разных возрастов склонны тратить деньги. Естественно, как только новое поколение вступает в жизнь и становится активными потребителями, сначала на деньги родителей, потом на свои собственные, тут же жадный глаз рынка начинает к ним приглядываться.

В случае с поколением Z мы можем видеть, что эта возрастная страта не привязана к брендам, то есть у них меньше выражено поклонение каким-то маркам, что они склонны к этическому потреблению, то есть для них важно, чтобы компания была этичной, или хотя бы говорила, что она использует какие-то природосберегающие технологии, не использует детский труд и дает своим работникам социальные гарантии, у них нет каких-то рабских фабрик в третьем мире. Товар должен тоже позиционировать себя как экологичный, здоровый, полезный и вообще как-то развивающий тебя как личность.

Одним из базовых свойств поколения Z считается то, что можно назвать эгоцентричностью. То есть они меньше зациклены на ценностях выживания, а больше на ценностях самовыражения и саморазвития.

Еще раз уточню, что мы, конечно, говорим о первом мире, о благополучных странах. У нас есть американские исследования на эту тему и есть ряд исследований в России.

4/11 Что является главной ценностью для поколения Z?

По-моему, только старомодные люди, с навязанными принципами от родителей или еще кого-то, считают, что в жизни главное – семья. Это не так. В жизни главное саморазвитие. Не будет саморазвития – будет смерть, будет неведение мира. Как жить в таких условиях? Как жить в тех условиях, когда ты целиком и полностью отдаёшься для других людей, а не для себя самого?

Для меня одна из главных ценностей, к счастью или сожалению, это деньги. Да, те самые бумажки и монетки (а теперь уже и просто циферки в телефоне), которые помогают нам выживать. Чтобы их получать, нужно что-то уметь. А что можно уметь, если не развиваться? Поэтому саморазвитие, самообразование является вытекающей из этой ценностью. Думаю, что саморазвитие поддержат многие представители поколения Z.

И СВОБОДА. Свобода стала очень главой ценностью после того, как ты стал её лишаться.

Сейчас вбил в поиск «ВКонтакте» по ценностям людей 17-22 лет. Саморазвитие указали чуть больше 1 миллиона пользователей, семью — 3,5 миллиона. Все остальные пункты не набрали и 500 тысяч. Конечно, далеко не факт, что все они действительно так считают, но пусть будет.

5/11 Насколько для вас важно саморазвитие и самовыражение?

Саморазвитие – очень важно. Где-то в подростковом возрасте получилось осознать это. Жаль, что порой не получается заставить себя делать что-то для своего развития. Стараюсь справляться с этим и становиться лучше с каждым днем. Самовыражение так же очень важно для меня. Это возможность сказать что-то окружающим меня людям. Музыкой, одеждой, своими идеями и мыслями. Есть идеи о создании крайне небольшой пробной линейки одежды с моими принтами, толстовки и футболки. Думаю, это именно то, что мне нужно.

Конечно же, для меня это намного важнее, чем для моих родителей. Поскольку они выросли в совершенно другое время, строили свою жизнь в те самые легендарные девяностые, когда им было по 20 с небольшим лет, то для них, думаю, были актуальны другие вопросы: где найти работу, чем вообще заниматься и т.д. Сейчас же, когда я могу удовлетворять свои физические потребности и в целом не задумываться о своей судьбе на следующий день/неделю/месяц, можно уделить внимание чему-то постороннему от обывательской жизни, если так можно выразиться. Грубо говоря, у моих родителей не было особых возможностей для самовыражения, а у меня есть.

6/11 Что вы ждете от будущего?

Когда я задаю этот вопрос, самым вменяемым ответом является «будет апокалипсис, все развалится, ядерная зима, хана человечеству». Однако я с этим не согласна. Во-первых, что для вас будущее? 20, 50, 100 лет вперед? Не возьмусь предполагать, что будет через сотню лет, но я вижу, что мир меняется уже сейчас. 

Развитие мира циклично, но оно больше похоже на спираль: при феодализме было лучше, чем в Средневековье, в социализме лучше, чем при феодализме, и в капитализме лучше, чем в социализме. После капитализма нас ожидает новый этап. Я возлагаю на него большие надежды, он будет лучше. Конечно, со своими недостатками, но все же это новый виток развития.

  1. я ожидаю углубления глобализации и взаимосвязей между государствами,
  2. развитие технологий, электромашины, фейс айди, колонизация марса (думали ли мы, что это станет повседневностью лет так 20 назад?) и все такое – уже реальность, так что дальше еще круче,
  3. возможно мы поменяем понятие денег,
  4. но что самое крутое – это смена парадигмы нашего мировоззрения. 

В 90-е главной целью было зарабатывать и потреблять, неважно любишь ты свою работу или нет. Но нынешнее поколение (те его представители, у которых казанок варит) имеет совсем другие приоритеты: они хотят найти себя и взрослеют быстрее. Я много общаюсь с подростками и поражаюсь, как в их светлых головах рождаются такие взрослые размышления о предназначении в 14 лет! Не у всех, только у адекватов. По идее даже в бизнесе будет упор на идею, творчество, ибо уже есть такие фишки как краудсорсинг и краудфандинг, так что перед будущим I am excited и советую всем работать над собой, чтоб не потерять конкурентоспособность в новом мире, в который постепенно превращается наша реальность прямо сейчас.

7/11 Чем отличается российское поколение Z от западного?

Если мы смотрим американские и российские данные, есть сходства и есть различия. Есть некоторая общая черта — примат самовыражения, самореализации, счастливой жизни, высокая ценность отношений, страх перед одиночеством, стремление к социальным связям, к подтверждению своей значимости через социальные связи и идея о том, что успех – это хорошие отношения и большой круг людей, с которыми у тебя хорошие отношения. Очень высокая ценность семьи, смазанный конфликт поколений, то есть не ярко выраженный, а наоборот, высокая ценность отношений с родителями.

Но есть и различия. В американских исследованиях поколения Z обычно пишут, что это люди, у которых предпринимательство в крови, что они чрезвычайно склонны к идее, что они не будут частью корпорации, не будут частью иерархии, а заведут свое дело, сами чего-нибудь такое устроят, что поразит весь мир, а потом это будет их кормить. Мы сейчас не говорим о том, насколько реалистичны эти ожидания, просто мы говорим о том, что они есть. А в случае с российской молодежью это гораздо менее выражено, хотя тоже присутствует, что в общем объяснимо: у нас люди хотят принадлежать к какой-то большой структуре, больше видят свое благополучное будущее в том, чтобы стать государственным служащим, сотрудником корпорации или силовой структуры. И у нас больше люди склонны декларировать симпатию к традиционной модели семьи, к традиционному распределению гендерных ролей, чем в американском случае.

При этом, что интересно, это не очень сильно соответствует их же собственным практикам. То есть молодые люди охотно говорят, что мужчина должен зарабатывать, а женщина должна дома сидеть или заботиться о семье и детях. При этом, когда их спрашиваешь, а что вы ждете от своих отношений с девушкой и парнем, то они говорят: «Взаимопонимания, весело проводить вместе время, чтобы он/она разделял мои увлечения и вкусы». Молодые люди не говорят: «Я жду от девушки, что она будет меня обслуживать», а девушки не говорят: «Я жду от парня, что он будет меня содержать». То есть, с одной стороны, они повторяют какие-то формулы, которые услышали от старших или СМИ, но при этом к своей непосредственной жизни, к своим реальным практикам они не очень сильно это прикладывают.

Это свойство вообще российского респондента любого возраста, когда будет драматический разрыв между ответами на вопросы типа: «Вы сторонник или противник абортов?» Люди будут говорить, что они противники. А если их спросить: «Считаете ли вы необходимым запретить аборты или сделать их платными?» Точно так же подавляющее большинство скажет, что нет, этого делать не надо. То есть вот это вот двоемыслие — это свойство российского гражданина в целом, не только молодого.

8/11 Как вы себе представляете идеальную семью?

Я бы для себя выделил одно простенькое определение – это группа людей, существующая как одно целое, но при этом каждый имеет беспрекословное право на индивидуальность. Конечно же, это поддержка и забота в любой ситуации, любовь, ну и самое главное для меня, это взаимопонимание. Но все же, если говорить менее абстрактно, то это запланированные дети, никаких залетов. Это силы и средства содержать этих детей, не плодить их ради того, чтобы была «группа подачи стакана воды в старости». Это должны быть люди, обеспеченные всеми необходимыми ресурсами, причем на протяжении всего процесса воспитания и становления личности. 

Если говорить о выборе второй половинки, то тут, пожалуй, я мало чего могу сказать. Можно сейчас описать идеальную красавицу-домохозяйку, однако это далеко-далеко не стопроцентный счастливый брак. Сколько случаев, когда неформальные, по-своему дикие парочки создавали если не идеальную, то точно благополучную семью. 

9/11 На что вы тратите деньги и насколько для вас важно этичное потребление?

Я пока студент и деньгами мне распоряжаться легко: почти все они уходят на бытовые нужды. То, что остается, я пока откладываю. Скорее всего, в будущем буду вкладывать в различные инвестиционные проекты. Часть средств уходят на нужные для учебы вещи: учебники (в Америки они дорогие), программное обеспечение, компьютерное железо, онлайн-курсы. Ну иногда покупаю книги Kindle, музыку и фильмы на Google Play. Совсем чуть-чуть трачу на благотворительность, но пока слишком мало, так что об этом даже стыдно говорить. В будущем планирую тратить больше. Уже через месяц думаю, что потрачу где-то $1500. 

Этическое потребление, безусловно, важно для меня. Вообще, когда я предпринимаю какое-то действие, я задумываюсь о том, какую пользу (или наоборот) оно принесет, и делаю выбор на основе этих соображений. Когда я трачу деньги, я задумываюсь, в чьих руках мои деньги окажутся, и с какой целью они в итоге дальше будут использованы. Например, прошлый телефон я купил производства одного стартапа, который запустили на Kickstarter, потому что мне понравилось их видение, и я решил их поддержать. Автомобиля у меня пока нет, но когда появится в нем необходимость, думаю, что сделаю выбор в пользу Tesla.

10/11 Как вы думаете, чем вы отличаетесь от старших знакомых и родителей?

Я думаю, различия два: свобода и надежда, как бы пафосно это не звучало. Свобода не столько на законодательном уровне, сколько свобода в головах. Свобода от догмы, свобода информации. У нас сегодня есть доступ к разным информационным источником, к разным, порой противоречащим друг другу идеям. Соответственно, у нас есть выбор во что верить, с какими взглядами себя отождествлять. 

Наши родители были рождены еще до прихода Горбачева и воспитывались в системе, где мнение одного человека должно совпадать с мнением, закрепленном в обществе. На нас нет этого давления, и я думаю, это одно из самых ключевых различий. Что касается второго, то наши родители прошли очень нелегкий жизненный путь: сначала они верили в коммунизм, иллюзия которого разрушилась с приходом гласности. Им пришлось кардинально пересмотреть свои ценности; болезненный внутренний процесс. Но на смену пришла вера в светлое демократическое будущее. 90-е и начало 2000-х эту веру снова разрушили. Мало того, обратная сторона человеческой природы тоже предстала страшной картиной. Они многократно обожглись. 

После всех этих личностных потрясений, думаю, люди стали гораздо более циничными, у них пропала надежда на какую-то высшую справедливость в этом мире, пропало доверие не только к государству какому-то ни было, но и к другим людям. В итоге мы имеем сейчас, например, преподавателей во многих школах и вузах страны, которые вбивают в головы ученикам, что они не должны иметь гражданскую позицию, не должны, например, участвовать в митингах. Безусловно, во многом это из-за давления со стороны власти, но я уверен, что немалое количество подобных преподавателей действительно убеждены, что учат подрастающее поколение уму-разуму, потому что для них любое гражданское участие лишено смысла, это лишь поиск проблем на свою голову, и посему полная дурость. На центральном месте у них стоят семейные ценности, и смысл жизни для них в том, чтобы создать и обеспечить семью, вырастить детей. Посвящать себя какой-либо идее для них неприемлемо, потому что это в ущерб семье. 

Я думаю, наше поколение более оптимистично настроено по отношению к своей роли в обществе, люди ведут общественную деятельность, и хотят не только жить для себя, но и приносить пользу какому-то более широкому кругу лиц, не ограниченному семьей. У многих есть идеалы, за которые они готовы бороться, и им не кажется, что все это зря.

11/11 Какое поколение будет после поколения Z?

У нас был рост рождаемости от 2000 до 2014 года, после чего пошел опять спад. Соответственно, нынешняя демографическая яма, о которой нам говорят экономисты, заключается в том, что немногочисленное поколение, рожденное в девяностые, вступает в свой взрослый возраст. Их мало, и они родят мало детей. При этом у нас имеется два многочисленных поколения, которым сейчас от 0 до 10, то есть дети вот этого роста рождаемости. Когда они войдут в социальную жизнь, их будет много.

Сейчас смена поколений происходит очень медленно благодаря тому, что продолжительность жизни растет, то есть поколение не выбывает из социального оборота с такой скоростью, как в традиционном обществе с его ранним возрастом деторождения и низкой продолжительностью жизни. Люди живут долго, люди долго остаются и на рынке труда, и в социальной жизни, то есть они никуда не деваются и не исчезают. Поэтому нельзя говорить, что придет там какая-то молодежь и образуется новая социальная реальность. Когда она придет, точно так же на рабочих местах, и во власти, и в публичной сфере будут люди 60-70 лет. Поэтому я бы тут не строила каких-то линейных схем, которые основаны на представлениях о том, что одно поколение заменяет другое. В общественном поле все существует вместе. И при этом благодаря тому, что старшие имеют социальные преимущества, они на более высоких этажах общественной пирамиды, они совершенно не желают уходить оттуда, уступать свое место какой бы то ни было молодежи.