«У меня получилось – и у вас получится»
Переехать жить за границу – это hard level. Открыть там свой бизнес – hardcore. Или так только кажется? В «Рабочих моментах» предприниматели делятся своим опытом ведения бизнеса не в России.
9 вопросов
1. Почему вы решили уехать из России и начать бизнес за рубежом?2. Какой совет вы можете дать тем, кто хочет переехать в другую страну и открыть там свое дело?3. Что о создании бизнеса знаете вы, чего не знают все остальные?4. Какое нужно образование, чтобы начать свой бизнес за границей?5. Действительно ли в США проще вести малый бизнес, чем в России, учитывая конкуренцию?6. Расскажите, как это — строить бизнес в США?7. Как к предпринимателям из России относятся за рубежом?8. Что проще, а что сложнее при запуске собственного бизнеса за границей?9. Каков был ваш план Б на случай, если бизнес за границей провалится?

Должна начать ответ на этот вопрос издалека. Моя фамилия Жевержеева и я очень горжусь тем, что русская. Ежедневно стараюсь и буду стараться не упасть в грязь лицом, так как мои предки смогли сделать немало чудесного для мировой культуры. После журфака МГУ и сотни книг прочитанных там, как ни странно я полюбила русскую классику именно в Нью-Йорке, куда переехала жить. Хотя может потому лишь, что наконец-то повзрослела, столкнулась в лицом к лицу с определенными сложностями, о которых не каждый и слышал. 

Столько всего произошло со мной за эти годы в Америке – абсолютно полная трансформация, перестройка под новую жизнь, иной стиль, другой мир. Когда-то моя тетя Тамара – успешная балерина, танцевавшая у Дягилева в Париже, – переехала в Нью-Йорк вместе со своим первым мужем, Джорджем Баланчиным, сократила фамилию для упрощения в общении с американцами до Жева (Geva) и стала актрисой, звездой Бродвея. А я давно мечтала и по сей день планирую снять художественный фильм по ее книге, потому что уверена, таких историй эмиграции мало, да ещё и волею судеб связанных с Маяковским и другими великими деятелями той эпохи.

Вот и решила я, что для того, чтобы снять фильм, нужно попробовать начать свою карьеру с нуля именно в Нью-Йорке, в самом дерзком городе мира, так как помимо прочего мне хотелось доказать самой себе, что если чего-то очень сильно захотеть и искренне верить в реальность стать настоящим продюсером в той самой стране, где всё зарождалось, то точно всё получится. И эксперимент удался, всем советую пробовать себя и не только в Америке! Мы живем в XXI веке и мы люди мира. Зачем зацикливаться на одном городе? Особенно я рада за сына – ему переезд и новая школа стали двойным билетом в будущее, теперь у Архипа всегда есть выбор без лишних усилий и я уверена, что он в своё время тоже сделает верный.

2/9 Какой совет вы можете дать тем, кто хочет переехать в другую страну и открыть там свое дело?

Aдвокаты в Америке – это самое главное! Первый совет: найдите хорошего адвоката.

Второй совет: доверяйте людям. Очень много добрых людей мне встретилось, кто помогал, буквально познакомившись с нами (со мной и сыном) на улице, кто поверил в меня, благодаря кому я осталась, кто поддерживал.

Гораздо больше добрых людей, чем злых, хотя злым я благодарна особенно, если бы не они – я бы не победила. А родителям – самое главное спасибо за воспитание. Думаю, что разгадка во многом именно в нём.

3/9 Что о создании бизнеса знаете вы, чего не знают все остальные?

Это тот вопрос, на который мне лично сложно ответить, потому что я не считаю, что имею какие-то эксклюзивные знания о бизнесе по сравнению с другими людьми. Это было бы очень высокомерно с моей стороны. Я скажу про то, что мне кажется необычным. 

Есть мнение, что бизнес – очень сложная вещь. Я хочу возразить, сказать, что ничего сложного в этом нет, иначе не было бы миллионов предпринимателей по всему миру. Это не исследование молекулярной химии или, как говорят в Англии, rocket science. Ничего нового в бизнесе нет. Это экономический процесс, который идет уже несколько сотен лет. Люди успешно этим занимаются, есть успешные примеры, поэтому ничего сложного в нем нет. Бизнес – это вопрос внутренних убеждений, внутренних качеств, целеустремленности, возможности идти вперед, учиться, проваливать бизнес, вставать на ноги, идти дальше. Рано или поздно бизнес получится. 

Предпринимательство – это совокупность факторов: своевременность идеи, продукта, бизнеса, что наиболее важно по статистике (70% успеха), это команда, это размер рынка, это сама идея и возможность финансирования этой идеи. Все эти факторы надо учитывать. Однако невозможно предсказать, насколько будет успешен бизнес, пока вы не попробуете и не увидите, складываются ли все эти факторы или нет. Если не складываются, то надо идти дальше. Это делают миллионы людей на свете. 

4/9 Какое нужно образование, чтобы начать свой бизнес за границей?

Формально образования, как школьного, так и университетского или курсов MBA, не нужно. Есть масса примеров людей, которые открывали бизнес без какого-либо образования.

Я бы пошел дальше и сказал, что образование нужно другого типа – образование жизненное; когда жизнь и новая культура, новые начинания образовывают тебя как человека. Необходимо адаптироваться к новому, новой жизни, новому бизнесу и к новым предпосылкам уже на месте. Очень важен опыт работы в том регионе или опыт в новом проекте, в индустрии, это все тоже образование. 

5/9 Действительно ли в США проще вести малый бизнес, чем в России, учитывая конкуренцию?

По моему опыту проще. И вот несколько вещей, которые тут стоит отметить:

1. Конкуренция. В России тоже не такая уж маленькая в большинстве сфер малого бизнеса, если говорить чисто количественно. При этом рынок в США значительно более развит и более обширен, как за счет количества населения, так и за счет уровня развития инфраструктуры. 

2. В США, и это главное отличие от России, есть институт Закона. Это означает не только наличие законов, строго определяющих «правила игры», но и то, что эти правила являются общими для всех и не только и не столько ограничивают человека в его деятельности, но и защищают от недобросовестных внешних воздействий со стороны конкурентов и/или государственных структур.
В США немыслима ситуация, когда из 200 тысяч уголовных дел до суда доходят только 15%, а бизнес теряют большинство (что фактически означает государственный рэкет) – просто потому, что государственные органы замучаются выплачивать компенсации по решению федеральных судов (если не сразу местных).

3. В США значительно меньше регулирование многих отраслей малого бизнеса (хотя не во всем, но в IT я это почувствовал очень хорошо). Финансовая отчетность намного проще, даже если забыть о всевозможных налогах и сборах, которые в России работодатель должен платить за работника и которые в США работник платит сам, без участия работодателя. 

(UPD) Как все-таки занятно, когда ответ минусуют массово, но своего не предлагают и в комментариях возражений к сути не выдвигают.

6/9 Расскажите, как это — строить бизнес в США?

Абсолютно так же как в России, но внезапно у вас нет сети знакомых и зарплата как у студента. То есть по знакомству за просто так никто на встречу с вами не пойдет, и продажи строить сложно. 

Всё остальное (налоги, бюрократия, цены) — не важно, это технические детали. 

Штаты — классный, очень конкурентный в большинстве частей рынок, в котором каждая ниша больше соответствующей ниши в России. 

Для нас например это очень хорошо — мы можем делать узкий продукт под узкую нишу, который будет стоить $1000 в месяц, вместо того, чтобы возиться с 100 клиентами по 10 баксов в месяц каждый, как это приходится делать многим компаниям в нашем рынке в России. 

7/9 Как к предпринимателям из России относятся за рубежом?

Многие русские, которые приезжают делать бизнес за границей, считают, что всё будет работать как в России. 

Не будет. 

Я знаю одну российскую компанию, у которой в итоге ничего не вышло здесь именно потому, что они не слушали ни американцев, ни русских, давно тут работающих и знающих, как стоит себя вести, какая здесь бизнес-этика. 

В Америке никому нет дела, сколько у тебя денег, тут все ходят в джинсах и пьют кофе на улице. Будь ты Роберт Де Ниро, миллиардер из топа Forbes, или продавец в магазине. Поэтому с подходом «мы, мол, всё знаем, сейчас еще вам покажем и научим» – это не сюда. Здесь свои законы, правила, особенности с налогами, медленные переговоры, сама по себе этика общения. К сожалению, из-за такого борзого подхода к русским предпринимателям отношение крайне настороженное. Лучше иметь «проводника» американца или представителя, который давно здесь живет и делает бизнес, и обязательно прислушиваться к его советам, слушать юристов и бухгалтеров, и еще важнее – слышать. Ты в другой стране – будь добр знать и исполнять правила игры.
Запускать и вести бизнес в Америке приятно, нужно честно платить налоги, следовать правилам, всё просто и прозрачно, как карта Нью-Йорка. Лично мне это очень нравится, все точно и четко, нет никаких недопониманий, которые до сих пор часто возникают с представителями «русского» бизнеса.

8/9 Что проще, а что сложнее при запуске собственного бизнеса за границей?

Есть целый ряд трудностей. 

Первое: знание языка. Чтобы коммуницировать с людьми в другой стране, продавать им продукты, сервисы, нужно хорошо разговаривать на их языке. 

Второе: иммиграционные проблемы. Не всегда есть визы, не всегда есть на что жить в другой стране. Надо также понимать, стоит ли идти на такие жертвы, когда вы переезжаете за границу. Вполне возможно, что на домашнем рынке вы добьетесь большего, чем за границей, именно из-за иммиграционных сложностей. 

Еще одна трудность – найти, что делать. Если мы берем Англию, Америку либо Европу, мы должны понимать, что это рынки состоявшиеся, где капитализм уже сотни лет. Здесь системы очень хорошо работают, они открыты для бизнеса, но в старых устоявшихся рынках, как в Англии, в Европе, мы должны понимать, что конкуренция очень сильная и распространенная. Соответственно, вы должны очень четко понимать, что вас отличает, чем вы конкурентны. Если мы берем восходящие рынки, как Африка, Азия или Россия, то в это смысле делать бизнес менее трудно, потому что меньше конкуренции и меньше продуктов на рынке. Эти рынки меньше заполнены, но, конечно, они меньше развиты, хуже действуют законы, это тоже надо учитывать. 

Найти себя, найти тот бизнес, который будет работать на этих рынках, – это самое главное. То, что будет работать в России, вполне возможно не будет работать в Англии, потому что здесь уже заполненный рынок. Все зависит от страны, потому что в каждой из них разный подход к ведению бизнеса.

9/9 Каков был ваш план Б на случай, если бизнес за границей провалится?

В первую очередь я бы хотел сказать, что у меня два рода бизнеса: это мой инвестиционный бизнес и благотворительный бизнес. Последний нельзя назвать бизнесом – это Неделя российского кино и премия «Золотой единорог», и я не зарабатываю на нем деньги, так как это проект общественно-благотворительный. Он приносит прибыль, но не в денежном эквиваленте, а в эквиваленте культурных достижений, привлечения внимания публики к креативным проектам, продуктам в виде кино, искусства и т.д. 

Поэтому, отвечая на вопрос, каков был план Б, я бы сказал, что у меня план Б – пробовать дальше, заниматься чем-то другим, еще каким-то бизнесом или проектом. Я не могу сказать, что у меня план А удался. Я занимался множеством бизнесов: открывал многие проекты, продюсировал много мероприятий. У меня был бизнес по social media, маркетингу, я организовывал концерты в Англии, в Royal Albert Hall, например, я также открывал и закрывал стартапы, был инвестным банкиром, работал в венчурном фонде, поэтому я не могу сказать, что у меня есть план Б. То, чем я занимаюсь сейчас, это уже план Е, М или даже Ф. Следующий план Б, если что-то не удается – идти дальше, учиться на своих ошибках и пробовать.