Мама, я сделал паблик!
Самые популярные паблики в ВК появились еще до того, как возник сам функционал паблика. Но миллион подписчиков можно набрать и сегодня. О том, как работает индустрия и как дорасти до бренда, в «Рабочих моментах» рассказывают создатели МДК, «Настоящего Лентача», CLIQUE и «Вьетнамских флешбеков каждый день».
10 вопросов
1. Как создать успешный паблик?2. Какие трудности возникают с собственными пабликами?3. Возможно ли сейчас создать паблик-миллионник?4. С чего начинался MDK, и каким образом он перерос в бренд?5. Что делать, если из паблика воруют контент?6. Как и когда вы поняли, что ваш паблик «выстрелил» и стал популярным?7. Узнают ли создателей пабликов на улице?8. Как проходит рабочий день сотрудника паблика?9. Сколько зарабатывает основатель паблика?10. Как выбрать правильные мемы для паблика?

Сначала определитесь, для чего вам нужен паблик: для заработка денег или для души и творчества. Ведь паблики создаются в два клика, а набирать аудиторию и вырабатывать свой стиль можно годами. 

Тщательно продумайте концепцию, идеологию, единый формат постов и внешний вид всего того, что вы собираетесь там публиковать. Уделите больше времени визуальной составляющей, ибо люди потребляют прежде всего глазами. Чем эстетически приятнее будет выглядеть ваш паблик, тем больше у него шансов «стрельнуть». 

Как только вы нашли свой стиль и формат, начинайте накапливать аудиторию. Не бойтесь экспериментировать с форматами и контентом, следите за трендами и старайтесь всегда быть на острие той темы, которую вы освещаете.

Изначально CLIQUE назывался «Клуб анонимных любителей усов Майкла Серы». Это был паблик с локальными мемами исключительно «для своих». Потом я просто начал постить туда все, что меня интересует из мира кинематографа. Так как контент перестал быть посвящен исключительно Майклу Сере, название я решил поменять. Название CLIQUE выбрал потому, что это слово приятно звучит на слух и красиво пишется. За пару минут набросал в иллюстраторе простенький логотип в фиолетовом цвете, который отсылает к неоновой эстетике, которая была на новой волне популярности благодаря форсам таких фильмов как «Драйв» и игре Hotline Miami, и пошло-поехало. 

С течением времени контент становился все разнообразнее, повестка дня и форсы постоянно менялись, и в итоге паблик приобрел тот вид, который вы можете наблюдать сейчас.

2/10 Какие трудности возникают с собственными пабликами?

Единственная сложность — это следить за модерированием, читать комментарии, отсеивать контент и банить, банить и ещё раз банить. 

Я баню, если начинаются абсолютно ненужные споры в комментариях. Их не должно там быть: хотите поссориться, можете сделать это в личных сообщениях. Баню за порнографию в комментариях. Даже если кто-то в предложку скинет один пост — это все, бан. Если вдруг кто-то начинает нести дичайшую ахинею и не учится себя вести после первого предупреждения, то банится навсегда. Ну и, естественно, за рекламу. Если хочешь прорекламировать свой паблик, постучись ко мне. Я посмотрю. Может у тебя там хороший контент, и я сделаю репост. Если нет — не надо в комментарии. Или «хотели бы добавиться в конфу»? Нет, не хочу. Пожалуйста, идите в бан.

Я не помню сильного негатива за время существования паблика. Лишь помню, что сказали, мол, если бы ты сделал что-то подобное по Чечне или по Афгану, тебя бы разорвали. Хотя есть паблик «Афганские флешбеки каждый день». Но даже про этот паблик тоже никаких отрицательных отзывов я не слышал. Мне кажется, люди воспринимают такой контент более-менее нормально.

3/10 Возможно ли сейчас создать паблик-миллионник?

Для этого нужно много желания и немного денег. Другой вопрос – зачем? Заработать деньги на сообществах уже не получится, только на самом контенте и использовать соцсети как источник трафика.

Социальные сети не заинтересованы в том, чтобы делиться своими доходам. Нет никаких механизмов нормальной, не стыдной монетизации контента. Сайты по-прежнему зарабатывают больше, чем паблики. У большинства много заработать не получается. Стоимость читателя очень низкая, и она снижается из-за таргетинга. Сейчас очень сложно купить у социальных сетей читателя определенного сообщества. Читателя без пола и возраста можно купить за копеечные деньги, но не у владельцев нужных сообществ, а у соцсетей при помощи таргетинга.

Эта ситуация нездоровая. Она угрожает производителям контента в том плане, что их аудиторией успешно торгуют соцсети. И торгуют задешево. Вы можете купить 100 000 читателей за сто рублей. Не подписчиков, просто читателей. А владелец сообщества может показать свое сообщение 100 000 читателей. Его устроят эти деньги за этот прекрасный пост? Я думаю, что нет. Можно хорошо зарабатывать в соцсетях, если у тебя есть собственные продажи и контент. Если ты просто чувак, который делает красивые картинки, то много ты не заработаешь.

4/10 С чего начинался MDK, и каким образом он перерос в бренд?

Мы начинали МДК в то время, когда во Вконтакте даже не было такого функционала как паблики — были группы. И когда этот функционал появился, мы первыми им воспользовались — сделали публичную страницу и начали размещать короткие записи а-ля твиттер, типа «рок для муда*ов». Это привлекало очень большую аудиторию. Не было репостов, были лайки, и люди просто делились ссылками на нас, говоря что это единственная страница, где люди просто ху*соcят друг друга и поносят всё, что есть на Земле.

Люди в комментариях просто разносили всё. Со временем, когда Вконтакте стал больше, мы стали размещать картинки, и люди их репостили, а мы все разрастались и разрастались.

И постепенно это стало становиться брендом, тогда «Группа для муда*ов» (а раньше она так называлась) превратилась в МДК. Хотя концепция не менялась — мы по-прежнему размещаем то, что нам нравится, то, что мы хотим, а сам контент представляет из себя фан.

5/10 Что делать, если из паблика воруют контент?

Вы ничего с этим не сделаете. Авторские права на графический контент совершенно не защищены. Более того, есть заинтересованность в том, чтобы это дальше так и продолжалось: мы все видим бесконечные суды с музыкальными производителями и бесконечные суды ВКонтакте.

Дело в том, что там довольно просто всё работает: все эти площадки не производят своего собственного контента. Поисковики — Google, Яндекс, Facebook, Twitter, ВКонтакте — не производители. Но они дают производителям трафик. Производители им за это отдают свой контент. Производители остаются в проигрыше, потому что они в социальных сетях до сих пор не могут монетизировать свой контент.

Об этом говорят все крупнейшие медиа, и это большая медийная проблема. Возможно, медийка сама в этом виновата: как авторы, мы согласились с тем, что социальные сети дают трафик в обмен на бесплатное использование контента. В результате у социальных сетей нет никакого интереса защищать авторские права. По понятным причинам: чем больше копий и активности внутри социальной сети, тем больше они заработают денег. Сейчас нет никаких механизмов для защиты авторов. Не идти же из-за каждой картинки в суд. Судебные дела по авторским правам длятся годами. ВКонтакте вряд ли будет помогать в суде, доказывая, что у вас что-то украли.

Дорогие судебные тяжбы ради картинки, которая принесет вам 30-40 тысяч рублей — это бессмысленно, глупо и даже комично. Остается только смириться.

6/10 Как и когда вы поняли, что ваш паблик «выстрелил» и стал популярным?

Изначально я вовсе не рассчитывал, что паблик превратится в способ заработка и такой масштабный проект. Я просто продолжал развивать сообщество, и со временем начал замечать, что о CLIQUE заговорили в медиа, популярные блоггеры начались на нас подписываться, паблик включали в различные статьи и подборки. 

Если в понятие «выстрелил» вкладывать исключительно цифры, то понял я это тогда, когда количество подписчиков перевалило за 500 тысяч и рост не остановился. Наш ежедневный прирост на данный момент около 1000-1500 подписок, а отписок 700-900. Для проекта со столь нишевым и специфическим контентом это очень даже хорошие цифры.

7/10 Узнают ли создателей пабликов на улице?

Вас узнают, если вы достаточно популярны и являетесь медийной личностью. Меня узнавали на улице буквально пару раз, причем исключительно благодаря каким-то локальным движухам, или моим интервью. 

В большинстве случаев создатели пабликов пребывают в тени и редко превращаются в громких медийных личностей. Хотя свои исключения тоже присутствуют. Например, того же Роберто Панчвидзе, создателя MDK, с которым можно найти десятки интервью, в том числе в одном из первых выпусков шоу Большого Русского Босса, скорее всего довольно часто узнают на улицах. 

Но все равно скорее нет, чем да. Мы же не русские рэперы, чтобы нас узнавали.

8/10 Как проходит рабочий день сотрудника паблика?

У нас рабочий день разбит на несколько небольших смен. Человек тратит на работу 4 часа в день. За это время он выпускает определенное количество новостей. Чаще всего он делает это сам. Иногда ему помогают рисовать, писать или мониторить. Но это необязательная опция. Как обычно на работе – ты сидишь и пишешь новости.

У нас сложно подработать студенту. Мы уже около двух лет вообще никого не берем. У нас очень маленький коллектив. Текучка кадров низкая, люди не уходят, и нет необходимости в том, чтобы кто-то приходил. Посменный график подразумевает, что студенты могут быть с утра на парах, а с 7 до 11 вечера работать. Но мы с этим не сталкивались, у нас нет студентов.

9/10 Сколько зарабатывает основатель паблика?

Основатель паблика может зарабатывать как очень много, так и очень мало. Это как с видеоблоггингом: больше аудитории > больше рекламодателей > больше денег. Цифры напрямую зависят от монетизации вашего сообщества и его роста. Кто-то продает рекламу за 500 рублей, а кто-то за 100 тысяч за пост. Паблики-миллионники, вроде MDK, уже давно имеют свои собственные модели монетизации, которые адаптируются под современные сетевые и медийные реалии и условия площадки Вконтакте. Сам по себе заработок на продаже рекламы в паблике не представляет из себя какую-то сложную систему. Есть биржа, есть прямые продажи. Куда интереснее то, что паблик может принести в дальнейшем. На основе успешного паблика можно открыть свое рекламное или креативное агентство, как это сделали MDK. Или букинг-агентство, как это сделали Рифмы и Панчи, которые успешно продвигают своих артистов в паблике, делают им масштабные концертные туры и помогают зарабатывать.

10/10 Как выбрать правильные мемы для паблика?

В зависимости от целевой аудитории. Если у вас ЦА пожилые женщины из провинции, то у вас в мемах будут фигурировать иконы, матроны и прочее. У каждой аудитории свои собственные мемы. Тут сложно посоветовать.

У нас есть определенные табу. Это баяны. Есть даже список запрещенных мемов, которые мы никогда не используем. Он довольно большой. Состоит в основном из старых, заезженных мемов. Ну и посвежее: например, парень, с которым рядом идет девушка, а он поворачивается разглядеть другую. Эти мемы могут быть сами по себе замечательными, но мы их не используем. 

Есть еще ограничения с точки зрения морали. Мы стараемся не использовать мемы, которые высмеивают религию и национальные особенности.