Яндекс, поехали!
Вы знаете, как устроен Яндекс.Навигатор? Мы собрали ответы команды Навигатора, чтобы вы точно знали, как прокладывается маршрут, почему пробок в 10 баллов практически не бывает и как избежать телепортации машины в аэропорт.
10 вопросов
1. Почему не бывает 10 баллов?2. Как рассчитывается пробочный балл?3. Почему Яндекс.Навигатор строит маршруты через дикие пробки, когда соседняя дорога пустая?4. Почему часто показывают пробки ночью на совершенно пустых маленьких улицах?5. Всегда ли навигатор показывает самый быстрый маршрут или иногда посылает людей в пробку дабы регулировать потоки движения?6. Почему Навигатор перебрасывает в аэропорты?7. Почему нет половины камер и не все камеры показываются при движении?8. Уже несколько лет Яндекс.Навигатор строит маршрут через тупик. Будут ли устранены подобные проблемы?9. Когда появится прокладка маршрута без использования интернета?10. Почему нельзя отказаться от маршрутов с платными участками?

10 баллов – это экстраординарная для города ситуация на дорогах, маркер дорожного катаклизма. Так бывает при обильном снегопаде перед Новым годом или при сильном ливне, который затопил крупные улицы. Или как недавно 17 ноября 2017 года во Владивостоке из-за сильнейшей гололедицы – там 10 баллов держались 10 часов.

9 баллов тоже означают очень тяжелую ситуацию, но всё-таки где-то можно проехать, есть перспектива улучшения. Например, в 2016 году 10 баллов в Москве не было зафиксировано даже в самый пиковый сезон – предновогодний, потому что декабрь прошлого года был бесснежным. Очень вероятно, что при сложной погоде тогда было бы 10 баллов.

2/10 Как рассчитывается пробочный балл?

Балл пробок ‒ это общий ориентир, ритм городского движения. Он полезен как водителям, так и пассажирам наземного транспорта, планирующим поездку и маршрут передвижения по городу.

Вот как рассчитывается конкретная цифра балла: в каждом городе наши специалисты выделили основные маршруты, включающие в себя самые значимые магистрали, шоссе и проспекты. Для каждого маршрута определили эталонное время, за которое его можно проехать по свободной дороге, не нарушая правил. Сравнивая время проезда по тем же улицам при текущей дорожной ситуации и эталонное время, мы вычисляем загруженность города в баллах.

Информацию о движении на участках передают сами пользователи, запустившие Яндекс.Навигатор или Яндекс.Карты. Их телефон определяет геопозицию и передаёт анонимные данные о передвижении. Объединяя данные множества водителей, мы можем понять, где какая средняя скорость, и оценить загруженность. Остальные участники движения увидят окрашенную в нужный цвет дорогу: в красный, желтый или зеленый.

Информация о балле в Яндекс.Навигаторе обновляется примерно раз в 2 минуты. Балл растёт и опускается достаточно плавно, ситуация в городе не может полностью поменяться за 5 минут. Самые быстрые изменения в утренний час пик, но даже тогда это не более 1 балла в 15 минут.

При этом критерии расчета загруженности разные для различных улиц. Так на МКАД уже при скорости ниже 60 км/ч участок будет окрашен в жёлтый цвет. А, например, на узкой улице Льва Толстого, на которой расположен офис Яндекса в Москве, даже скорость движения автомобилей в 15 км/ч всё ещё будет считаться «зеленой» – здесь даже при свободном движении быстро не разгонишься:

 0-3 балла – зелёный, 4-6 – жёлтый, 7-10 – красный.

3/10 Почему Яндекс.Навигатор строит маршруты через дикие пробки, когда соседняя дорога пустая?

В Навигаторе работает алгоритм, который способен по карте дорог, зная время проезда по каждому участку, найти самый быстрый путь. Он перебирает все возможные пути проезда и находит самый быстрый с учетом пробок. Иногда водителю может показаться странным и неожиданным маршрут в Навигаторе, но он самый оптимальный в данный момент. Ситуация на дороге постоянно меняется, Навигатор следит за ней во время движения, и если появляется более быстрый маршрут, то приложение сообщит об этом водителю:

Чтобы лучше находить оптимальные маршруты, Навигатор учитывает не только время проезда по прямым участкам, но и отдельно вычисляет, сколько уйдёт на повороты при текущей дорожной ситуации. Например, если на повороте скопилась длинная очередь, а прямо машины едут свободно, то корректно посчитаются оба варианта: маршрут прямо будет считаться быстрым, маршрут с поворотом медленным.

Кроме того, мы считаем, что лишние повороты это менее удобно, поэтому маршрутизатор предложит более простой путь, даже если существует альтернатива на 1-2 минуты быстрее, но со множеством поворотов. Еще при построении маршрута мы учитываем участки, по которым нельзя проехать: например, не строим объезды через дворы, так как это запрещено ПДД.

У нас очень много подходов к измерению и мониторингу качества и корректности отображения пробок. Мы измеряем, насколько точно был дан прогноз времени прибытия при построении маршрута, сравнивая с реальным временем поездки водителей с Навигатором, – это служит индикатором качества пробочных данных, включая прогноз и учёт времени на повороты. Также мы измеряем, как часто пользователи доезжают до конца маршрута, не сбиваясь с него, – это помогает нам понять, насколько удобные маршруты мы предлагаем. Кроме того, мы выявляем места, где пользователи часто уходят с маршрута, – иногда там выявляются неточности в картах (например, недавние изменения в движении или перекрытия), и мы их оперативно исправляем. И это ещё не всё. Мы также постоянно отслеживаем число «разговорчиков», где пользователи предупреждают друг друга о пробках (с текстами «красное», «стоим отсюда» и т.д.) – так мы лучше понимаем, насколько точно индексируются пробки:

В Разговорчиках иногда приходят жалобы на неточности карты – мы автоматически анализируем все точки и, если в одно место приходит несколько жалоб, наши картографы разбираются в ситуации и вносят правку в карту. И это далеко не весь арсенал инструментов для анализа качества. Полевые заезды мы тоже проводим, но достаточно редко, чтобы проконтролировать корректность работы всех других механизмов оценки качества и лучше понимать, что именно происходит на дороге в местах, где прогноз не совпадает с реальным временем проезда.

4/10 Почему часто показывают пробки ночью на совершенно пустых маленьких улицах?

Ночью на дорогах мало пользователей, а значит алгоритму, обрабатывающему данные от устройств, данных не хватает. Из-за этого приложение может ошибаться с определением загруженности дорог.

5/10 Всегда ли навигатор показывает самый быстрый маршрут или иногда посылает людей в пробку дабы регулировать потоки движения?

Навигатор всегда предлагает самый быстрый маршрут и, как правило, несколько альтернативных. Если во время поездки Навигатор найдёт более быстрый маршрут, то сразу предупредит об этом. Можно также нажать на кнопку «обзор» и посмотреть, не появилось ли альтернативного маршрута. Ситуация на дорогах меняется хаотично, особенно в часы пик, поэтому иногда пробки на пути возникают неожиданно. Конечно же Навигатор не регулирует потоки, такая «регулировка» просто бы не работала при целенаправленном направлении автомобилистов в пробку.

6/10 Почему Навигатор перебрасывает в аэропорты?

Дело в том, что ни Навигатор, ни любой другой навигационный сервис не виноват в данной ситуации. Как правило, ошибки в определении геопозиции связаны со сбоями GPS. Такие сбои GPS происходят вообще во всех сервисах и устройствах, использующих геолокацию: от навигационных приложений до фитнес-браслетов. С большой уверенностью можно сказать, что случаи неверного гео-позиционирования существуют вне инфраструктуры интернет-сервисов. Геоинформационные приложения, включая сервисы Яндекса, получают уже готовую ошибочную координату от устройства (смартфона или планшета), а не декодируют сигнал от спутника напрямую.

Мы уже рассказывали, что в декабре 2016 года Яндекс.Навигатор научился предупреждать о «телепортациях», от которых страдают приложения и интернет-сервисы, использующие GPS. Навигатор теперь распознает резкие скачки сигнала GPS на большие расстояния (при движении по построенному маршруту) и оставляет вашу координату в текущей точке маршрута. При этом построенный маршрут и карта с ориентирами остаются на экране, а приложение предупреждает одной из фраз в случайном порядке: «Зона помех, возможны ошибки GPS», «Защита от телепортации включена» или «GPS нет, но вы держитесь». Если в этот момент в зоне действия «телепортации» перезагрузить или впервые включить устройство, то первой координатой, пришедшей на устройство, будет, например, аэропорт. В таком случае алгоритм Навигатора не сможет зафиксировать резкий скачок между точками. Мы планируем улучшать алгоритм «анти-телепорта» в следующих обновлениях.

7/10 Почему нет половины камер и не все камеры показываются при движении?

Ощущение, что на карте не хватает камер, может быть связано с тем, что точки "Камера" могут не отображаться, если поблизости есть другие типы точек. Однако звуковое уведомление об этих камерах пользователь все равно будет получать. Кстати, такое уведомление о камерах приходит, если только вы превышаете разрешённую скорость на 15 км/ч. Вы можете изменить это значение в настройках. Если нет риска получить штраф, то Навигатор не будет утомлять ненужными уведомлениями о камерах, хоть он и знает о них.
Данные о камерах постоянно дополняют сами водители. Вы можете самостоятельно поставить точку "Камера" (в т.ч. голосом, сказав "Слушай, Яндекс... Вижу камеру") - она сразу же появится на карте, и уведомления о ней будут получать другие пользователи. Если вы укажете в описании, что это стационарная камера, то при подтверждении данных несколькими пользователями, она попадёт уже в список постоянных камер. Кроме того, вы можете сами добавить камеру через Народную карту Яндекса.

8/10 Уже несколько лет Яндекс.Навигатор строит маршрут через тупик. Будут ли устранены подобные проблемы?

Мы постоянно совершенствуем и уточняем наши карты. Сейчас информация на картах обновляется каждый день. Но иногда мы вовремя не получаем информацию об изменениях на дороге. И здесь каждый пользователь может помочь сделать карту точнее. Прямо из Навигатора можно поставить точку «Ошибка» и описать, что не так. Места, о которых приходит несколько сообщений, попадают дорожным экспертам, которые выставляют перекрытия или вносят правку в карту. Но вы можете поправить карту самостоятельно с компьютера, используя Народную Карту.

9/10 Когда появится прокладка маршрута без использования интернета?

Такая функция недавно появилась: теперь и Навигатор, и Яндекс.Карты строят маршруты без интернета. Оффлайн-режим включается автоматически, когда сигнал мобильной сети становится слабым или совсем пропадает, нужно только заранее сохранить карты региона в памяти устройства. Например, если вы планируете поездку из Москвы в Нижний Новгород, вам потребуются карты Московской, Владимирской и Нижегородской областей. Карты регионов весят от нескольких десятков до нескольких сотен мегабайт, так что лучше скачать их заранее, через Wi-Fi.
Чтобы в вашем устройстве появилась возможность искать адреса и строить автомобильные маршруты без подключения к сети, просто обновите приложение.

10/10 Почему нельзя отказаться от маршрутов с платными участками?

Сейчас Навигатор всегда предлагает бесплатный маршрут, если он есть, и в большинстве случаев существует два варианта. Но если платный маршрут быстрее, то мы считаем, что должны показать и его.

Мы видим, что интерес к такой тонкой настройке есть, поэтому с 22 декабря 2017 в Навигаторе появится возможность полностью отказаться от маршрутов по платным дорогам.

Если говорить о географии платных дорог, то в основном они проходят вне городов, за исключением ЗСД в Санкт-Петербурге. Крупнейшими платными трассами являются M4 Дон  и M11 Москва ‒ Санкт-Петербург (постепенно вводится по участкам). Есть платные мосты через реки (например, возле Камбарки) и путепроводы через железные дороги (например, в Рязани). Для актуализации карт мы постоянно мониторим официальные источники и сообщения СМИ, также иногда нам удаётся получить информацию непосредственно у организации, вводящей дорогу в эксплуатацию.