«Позвал Лепса на корпоратив – звонок из налоговой»
Новогодние чёсы, на которых артисты зарабатывали миллионы рублей, ушли в прошлое – самое время вспомнить былой угар и узнать почему такого больше не повторится. В серии «Рабочие моменты» Камиль Ларин из «Квартета И», журналист Михаил Козырев, певец Юрий Лоза рассказывают о культуре новогодних корпоративов в России.
6 вопросов
1. Что такое новогодний чёс?2. Расскажите, что вам запомнилось на новогодних корпоративах?3. Кто приглашает артистов на новогодние корпоративы?4. Сколько можно заработать за новогодний чес?5. Как кризис повлиял на новогодние корпоративы?6. Как отмечают новогодние корпоративы в 2017 году?

Это выступления артистов на новогодних вечеринках и корпоративах. Иногда по несколько в день.

Новогодних чесов не существует с 2012 года. В 2013 году начались заметные проблемы в экономике, частичные отзывы лицензии у банков, многочисленные аресты, уголовные преследования разных коммерческих предприятий, которые были основными заказчиками чесов.

Сам феномен новогоднего чеса появился из-за огромного количества раздутых компаний, которые брали кредиты и обязательства. При этом ничего делать не хотели, целью было красиво деньги прогулять.

2/6 Расскажите, что вам запомнилось на новогодних корпоративах?

Это врезавшаяся для меня навеки история. В тот Новый год, когда на «Нашем радио» появился «Ленинград», все пришли в дикое возбуждение. Мы должны были праздновать корпоратив в ресторане «Прага». Мои учредители сказали: «Хорошо, ты предлагаешь, чтоб вели "Квартет И", Олег Нестеров, Мегаполис… Нам нужен Шнур». 

Я сказал: «Послушайте, а для кого мы это делаем?». 

Они говорят: «В первую очередь для клиентов и рекламодателей». 

Я говорю: «Тогда Шнур нам не нужен. Вы не представляете себе, с чем имеете дело». 

Но они настояли. Я в какой-то момент, сорвав шляпу с головы и швырнув ее на пол, сказал: «Ну хорошо, я вам сделаю Шнурова». Позвонил Сереге, сказал: «Слушай, у нас такой праздник, перед Новым годом, последние числа декабря, приходите на вечеринку. Играть не надо, просто будьте. Это же такой ажиотаж». И он согласился. К сожалению. 

В ресторане «Прага» в антураже бордовые парчовые портьеры, статуи, анфилада залов. Сейчас бы он хорошо туда вписался, он же сильно изменился с тех пор. Вазы или амфоры в каждом углу. Слышу, в какой-то момент распахивается дверь, заходит эта цыганская банда. Там такие были персонажи... С тех пор остался только прекрасный трубач Рома Барыгин по кличке Ромыч. У них все там Севыч, Ромыч, Андромедыч. Они видят, что там фуршет и безлимитный алкоголь. А это была химическая реакция, которую нельзя было допускать. 

Сережа вскинулся, сказал: «Миха, ну ты молодец». Потер руками и такой: «Ребят, работаем!» 

Все, началось. А тут веселые «квартетовцы» то миниатюру, то мексиканских негодяев почитают, Олег Нестеров играет замечательные вдумчивые песни. 

Вроде все нормально. Но я чувствую, что в какой-то момент меня кто-то дергает за рукав. Это руководительница службы продаж «Нашего радио» Яна Ладжу, несмотря на свой смуглый цвет кожи болезненно бледная. Говорит мне: «Миша, у нас в другом зале очень важные переговоры с Siemens, а там человек писает в вазу». 

У меня не возникло вопросов по поводу принадлежности этого человека к какой-то группе. Я сказал: «Сейчас, секунду». Что-то сказал охране. Это нужно было в «Анне Карениной» снимать, как я раскрываю одну парчовую штору за другой, рвусь из зала в зал и вижу: сидят японские продюсеры компании Siemens и ответственные чиновники, а рядом саксофонист с удовольствием справляет малую нужду в древнегреческую амфору. Прибежали охранники, оторвали его от этого и без одежды выкинули вниз на снег. Я вернулся к себе, мне говорят: «Слушай, ну что они у тебя такие ублюдки, я же попросил отвести в приличное место, а там кто-то нассал в вазу. Ну что ты не мог сказать?». Шнур послушал это все и сказал историческую фразу: «Миха, зато вечеринка запомнится».

И это все, чем она запомнилась на утро.

3/6 Кто приглашает артистов на новогодние корпоративы?

Все стало очень сложно, а в 2018 году станет еще сложнее. Конец вечеринкам. 

Сейчас артист, который стоит свыше 500 тысяч рублей, ни на каких государственных мероприятиях не интересен. Зато у нас остался круг частных миллионеров, которые могут хорошо отметить свое 50-летие или юбилей. Как посчитал американский Forbes, у нас миллионеров около 6,5 млн человек в России. Из них примерно 1,5 млн проживает в Москве. Вот они и проводят эти корпоративы, причем в скромном формате — больше нет декораций, украшений, цветов. Сейчас просто артист и все. У вас день рождения, вы позвали знаменитость. Она поздравила и попела час. Ни введения, ни световой партитуры, ничего. На это денег больше нет.

Это никак не изменится в ближайшее время. 3 года максимум все еще будет держаться, пока не будет подтверждена кандидатура премьер-министра, пока не будет выбран кабинет министров, пока не будут «устаканены» губернаторы, никто ничего проводить не будет. У нас сейчас как принято думать: «Позвал Лепса — тебе звонок из налоговой инспекции: "На какие средства?"». Зато сейчас Лепс получает деньги на расчетный счет, что полностью контролируется органами.

Сбербанк проводит свыше 2000 мероприятий в год, и эта цифра из открытых источников. Раньше «Внешпромбанк», у которого отозвали лицензию, проводил в год минимум 200 корпоративов, поскольку у него была филиальная сеть. Они тратили в год около 100 млн долларов. Вдруг у банка отзывают лицензию, всех из филиалов разгоняют. С отзывов лицензий, я посчитал, ушло около 8000 корпоративов в год.  И это только в банковской сфере! 

4/6 Сколько можно заработать за новогодний чес?

Концерт очень легко обсчитать. Мы знаем примерную цену за билет, знаем количество мест в зале. Мы имеем максимальную сумму, которую теоретически можно заработать. От них отнимается расходная часть (дорога, аренда зала, аренда аппаратуры ит.д.), мы получаем гонорарную часть – просто и логично. 

А вот в корпоративных мероприятиях нет никакой логики. Иногда заказчик звонит и предлагает за любые деньги найти ему группу, о которой я даже не слышал. Иногда артисты завляют ценник на миллионы рублей. А я даже не очень понимаю, кто это такие. А иногда вменяемые люди, которых я считаю достойными артистами, объявляют совершенно нормальные суммы. Все идет от пафоса заказчика и артиста. Нет никакой средней стоимости. Выступление может стоить десятки миллионов рублей. 

Сидим мы на Рублевке, работаю я на мероприятии у одного товарища. Нормальный парень, обычно одет, но у него супер-дом и гектар леса в Барвихе. Он спускается к нам вниз, выпил, ему захотелось пообщаться с артистами. Он нам говорит: «Ребят, я тут хотел пригласить Бритни Спирс на день рождения к дочери, давал ей 10 миллионов долларов, а она не поехала. Вот она такая-сякая, у нее контракт, она в эти сроки не могла сюда приехать». Я смотрю на него и думаю: «Что же ты со мной торговался за каждую тысячу рублей?» 

Можете представить, какие деньги гуляют в стране, как они шальным образом иногда вылетают? Я понимаю, что Бритни Спирс смотрела бы на него, как на русского идиота. Они ж там зарабатывают деньги, смотрят на наших, которые их швыряют, и думают: «Боже мой. Нельзя заработанные деньги так выкидывать». Но тут деньги свалились по-другому на голову. Люди работают всю жизнь, и понятия не имеют, что такое 10 миллионов, выброшенные просто на день рождения дочери.

5/6 Как кризис повлиял на новогодние корпоративы?

О новогоднем чесе придется забыть. Раньше его устраивали корпорации и компании, которые изначально закладывали в свой бюджет это празднование. Три года назад было распоряжение Путина: «Ребята, гуляйте на свои, не гуляйте на государственные». В тот момент как минимум в два раза меньше стало корпоративов: из своего кармана платить не хочется, а государственно-бюджетные денежки тратить запретили. Сейчас появилось еще одно распоряжение, что в целях лучшего исполнения этого указа поощряется стукачество. Кто-то стуканет, что компания гульнула широко — уже какие-то «поощрения» предусмотрены. И стало еще в два раза меньше выступлений. 

От чеса уже ничего не осталось, найти корпоративное мероприятие сложно. Если около 10 лет назад у меня был расписан весь декабрь, то сейчас от силы один-два концерта — уже хорошо. Это я по себе сужу. Может быть, есть люди максимально востребованные, которые этого не заметили. Но я думаю, что заметили все. Общая тенденция существует. Про понятие «чес» можно забыть.

Поэтому лучше не раскачивать лодку и не рубить сук, на котором сидишь. Хотите гулять – гуляйте потихонечку, но не афишируйте это как раньше. 

6/6 Как отмечают новогодние корпоративы в 2017 году?

Сейчас нет шика: красных дорожек, многочисленных свечей. Нет ничего, все убого. На серой грязной сцене выступает артист, потому что на артисте невозможно экономить: сколько скажет, столько и заплатят. А вот сопутствующие услуги — другое дело. Траты по 200-300 тысяч долларов на декоративное оформление и стилизацию вечеринки остались в прошлом. Этого больше нет и не будет.

Сейчас в любом банкетном зале средняя цена на персону — 7000 рублей. Сейчас и тогда — все иначе. Вес еды уменьшен и загружен за счет соевых продуктов. Человек на тарелке видит много, а это пластмасса. Это разница большая: раньше вам хорошее мясо клали, а сейчас подают просроченное, купленное в тамбовских магазинах и отмоченное в ацетоне. Почему отдел по борьбе с экономическими преступлениями не ходит по банкетным залам? Не берет пробы с этой еды? Повар с кухни вам не расскажет, что он ездит на китайский рынок и закупает майонез. Он не дурак, чтобы в тюрьму сесть. Вы придете сейчас в ресторан, съедите там салат и говорите: «У меня завтра банкет, я хочу 100 таких салатов». Вам подадут уже не то. Внешне он будет выглядеть так же, но химозы в нем будет напичкано на 50% больше. Эту фишку никто не знает.

Вы можете посмотреть у меня есть статья 2009 года. И я предсказал то, что сейчас появилось: по стране колесит N-ное количество экс-солистов группы «ВИА Гра». Их сейчас только в России 12 человек и объявляют за себя гонорары по 10-50 тысяч евро. Грановская — яркий пример. Она поет все песни «ВИА Гра», ездит по всем точкам и ее гонорар стоит сейчас дороже, чем самой группы. 

Работы у артистов нет, даже нет повода посмеяться. Точнее, работа у артистов есть, но у Николая Баскова раньше было 20 выступлений, сейчас их 7. Все равно человек занят, с голоду не умирает. 

Все артисты программы «Голос» никому не нужны, кризис их смел. Сегодня позвать артистов из «Голоса» — это моветон. Раньше о них говорили. Из-за большого количества выпусков, люди уже не понимают, в чем там оригинальность. Поняли, что все это — туалетная бумага. 

На сегодня востребованы: Агутин, Лепс, Михайлов, но не больше, чем 6-7 раз в месяц. Зарубежные артисты вообще не ездят в Россию, от них отказался заказчик полностью.