«Если ты занимаешься стендапом, то ты немножко маньяк»
Как реагируют верующие на шутки о религии, почему зрители могут быть неприятными и сколько платят за юмор — читайте в ответах стендаперов в серии «Рабочие моменты».
9 вопросов
1. Как стать стендапером?2. Как написать хорошую шутку для стендапа?3. Как стендаперу удержать контакт с аудиторией?4. Сколько зарабатывает стендап-комик?5. О чем можно и нельзя шутить на сцене в России?6. Что самое приятное и неприятное в работе комика?7. Что в стендапе самое сложное?8. Что почитать или посмотреть, чтобы развить чувство юмора и остроумие?9. Какие зарубежные стендаперы шутят лучше всех?

Я сначала играл в КВН, а уже потом столкнулся с таким жанром, как stand-up. В мои студенческие годы в Екатеринбурге проходили вечеринки, на одной из которых я выступил. И мне понравилось! Сначала делал это раз в полгода, потом – раз в два месяца, раз в месяц и так далее. Был общий концерт, меня заметили – и вот я даю интервью.

Вот пошаговая схема: сейчас есть куча площадок в каждом городе, где-то проводятся «открытые микрофоны». Это такие мероприятия, куда любой желающий может прийти и выступить, проверить себя, свои шутки, потом выступить ещё раз, ещё сотни раз, тем самым улучшая свою комедию. Если вас кто-то заметит, то можно и в телевизор попасть. У меня было именно так.

2/9 Как написать хорошую шутку для стендапа?

Иногда сидишь и пишешь часами, что-то из этого потом работает. Но в целом, если ты занимаешься комедией, ты немного маньяк и всегда думаешь о том, что смешно, что нет, крутишь что-то в голове, наблюдаешь. При этом обычно у тебя постное лицо :)

Я как-то работала с 50-летним двухметровым баптистом. Он им стал два года назад после второго срока в тюрьме. Первый раз он сидел за покушение на убийство, а до этого был военным. Сейчас очень старается быть хорошим человеком. Но периодически говорит: «Да человека убить, как свинью зарезать». Меня вот очень смешит такой диссонанс. Но меня и слово «сиси», честно говоря, веселит.

3/9 Как стендаперу удержать контакт с аудиторией?

Чтобы люди не теряли внимание, в арсенале комика должны быть очень хорошие шутки. Если на протяжении 20 минут выступать плохо, люди начнут покидать зал. Можно поговорить со зрителем. Я иногда так делаю: просто общаюсь, отвечаю на вопросы, обсуждаю последние новости. Приезжая на гастроли в тот или иной город, я всегда спрашиваю, что в нём происходит, или же рассказываю, что произошло со мной, когда я прилетел или гулял по нему. Могу спросить, кто кем работает, какие предприятия на чем держатся, что мэр делает, как обстоит ситуация с дорогами. Задать поверхностные вопросы, на которые люди могут легко ответить.

А бывает, что я и вовсе ни с кем не разговариваю. Обычно у зрителя есть желание поучаствовать в шоу, чтобы потом похвастаться друзьям, как «он сделал шоу, комик не справлялся, а он накидал ему темы для шуток». В душе каждого зрителя есть такой маленький помощник. Я, чтобы держать аудиторию, особые действия не предпринимаю. Только хорошие шутки. Чтобы люди смеялись, понимали, что ты умеешь хорошо шутить, и с нетерпением ждали каждую следующую шутку.

4/9 Сколько зарабатывает стендап-комик?

За первые два года я заработала 60 тысяч рублей. Это с манимайков, которые я изредка выигрывала, и пары платных выступлений. Тогда это не было моей работой, поэтому мне было кайф просто выступать. Деньги были приятным бонусом, типа «ого, кому-то настолько понравилось, что мне заплатили штукарь!».

Манимайк — это мой нелюбимый вид выступлений. Там все комики читают материал в основном уже проверенный, а некоторые смелые читают совсем новый. Зрители или ведущий решают, кто рассмешил зал сильнее. Этот человек забирает денежный приз. Обычно на такие мероприятия зовет комиков организатор: он типа верит, что все смогут рассмешить, но при этом заплатят только одному :) Выбирают чаще всего по аплодисментам. Это немного унизительно, если честно, не особо люблю соревновательные моменты в творчестве. К сожалению, часто выигрывает не самый интересный комик со свежим взглядом, а тот, кто смог поймать настроение зрителя, подкупить его чем-то или собрать его внимание. Меня часто слушают внимательно только из-за того, что я трясусь так, что люди думают, будто я умру прям тут. Но иногда это воспринимается как непрофессионализм. На самом деле это просто особенность нервной системы.

5/9 О чем можно и нельзя шутить на сцене в России?

Шутить можно на любые темы, все зависит лишь от того, хватит ли у тебя мастерства эту тему раскрыть так, чтобы люди смеялись. Многие считают, что зритель в России критично относится к шуткам про религию. Но ведь и про религию можно шутить по-разному. Это не значит, что нужно ее восхвалять в своих шутках, нет. Я слышал множество жестких шуток про бога, над которыми верующие россияне в зале истерически смеются. Все дело в том, как ты оформишь такую шутку. К тому же сама формулировка вопроса не совсем корректная – благодаря интернету теперь у каждого комика своя аудитория, и множество «российская аудитория» – слишком обобщенное. Российская аудитория – это и верующие, и атеисты, и молодые, и пожилые, иногда даже дети.

6/9 Что самое приятное и неприятное в работе комика?

Самое приятное — это слышать, как зал заливается от смеха, как зритель не дает тебе продолжить выступление и ржет так, что приходится делать продолжительные паузы. Это и есть то, ради чего ты все это делаешь.

Самое неприятное, когда кто-то тебе мешает, начинает выкрикивать реплики или просто встает и говорит тост юбиляру. Если вы думаете, что на выступления степдап-комиков люди приходят как в театр, спокойно рассаживаются, говорят «тише, тише» и «уберите телефон», а потом до конца мероприятия ведут себя очень культурно, вы ошибаетесь. Такое случается, но на больших площадках. А в барах зачастую все происходит очень громко, официанты ходят между столиками, приходится всех перекрикивать – масса отвлекающих моментов. Да даже на больших площадках люди иногда кричат, хотят на себя внимание перетянуть. Крикунам ты можешь говорить самые ужасные вещи, если, конечно, делаешь это смешно. Тогда люди будут на твоей стороне.

А есть еще хейтеры – люди, которые тебе осознанно мешают. Допустим, им не нравится выступление, и они начинают выражать свое мнение, наплевав на остальных! А есть люди, которые пытаются помочь, но в итоге все равно мешают.

7/9 Что в стендапе самое сложное?

Самое сложное – отказываться от шуток, которые работали. Создавать новый смешной материал невероятно трудно, поэтому когда у комика появляется еще одна хорошая шутка, он держится за нее до такой степени, что уже боится от нее отказаться. Что понятно – в противном случае ему придется искать новую, а это очень болезненный опыт. 

Но прикол в том, что для развития как раз необходимо отказываться от своего сильнейшего оружия, ведь только когда у тебя нет смешного материала, ты начинаешь реально работать. Так что это нужно, но и больно – в этом и сложность.

8/9 Что почитать или посмотреть, чтобы развить чувство юмора и остроумие?

Есть «Stand Up. Библия комедии», которую написала Джуди Картер. Это пошаговая инструкция о том, как построить свое выступление. В ней расписана масса вариантов, как держать стойку и микрофон, различные организационные моменты.

Есть еще Грег Дин, который дает ценные советы и рекомендации по написанию материала для выступления.

Еще могу посоветовать отличную книгу «Не надевайте шорты на сцену» Роба Дархема про публичные мероприятия. Он объясняет, что такое «открытый микрофон», основное выступление, разогрев, ведущий на stand-up. Вы окунетесь в атмосферу stand-up с помощью этих трех книг. Да даже одной из них достаточно, чтобы просто написать выступление.

9/9 Какие зарубежные стендаперы шутят лучше всех?

Я ориентировался на Луи Си Кея и до сих пор на него ориентируюсь, несмотря на последние новости. Есть еще такие комики, как Патрис О'Нил, Ричард Прайор и Дэйв Шапелл. Он один из лидеров и моих любимых стендаперов. Первым комиком, чье выступление я посмотрел, был Эдди Мерфи, как и у многих. Я до сих пор часто смотрю зарубежный stand-up.

Помимо того, что западные комики умеют прекрасно построить шутку, где нет лишнего слова, они еще могут остро, непредсказуемо и неожиданно пошутить о какой-то большой проблеме или событии, произошедшем в США. Они умеют обшутить их неповерхностно, и на это стоит ориентироваться.