Не ешь ближнего своего
В Краснодаре задержали супругов по подозрению в каннибализме. На их счету может быть до 30 убитых и съеденных людей, однако пока следователи подтвердили только один эпизод. С точки зрения биологии, мы все – потенциальные каннибалы. На TheQuestion ученый, психолог, юрист, инокиня рассуждают о культурном табу на поедание человеческого мяса, и как оно нарушается.
9 вопросов
1. Как человечество переросло каннибализм?2. Каннибализм – это психическое расстройство?3. Были ли случаи массового каннибализма в России?4. Был ли каннибализм в блокадном Ленинграде?5. Какова статистика каннибализма в современной России?6. В каких человеческих сообществах до сих пор практикуется каннибализм?7. Почему каннибализму уделяется такое внимание в массовой культуре?8. Если хлеб — плоть Господня, а вино — его кровь, значит ли это, что православие исповедует каннибализм ?9. Запрещен ли каннибализм по закону?

Каннибализм встречался еще относительно недавно во многих традиционных обществах, поэтому говорить о том, что у нас в генах прописано неприятие каннибализма, не приходится. По сей день возникают какие-то эпизодические случаи каннибализма, так что если в большинстве обществ сейчас каннибализм стал неприемлемым поведением, то дело тут не в изменении наших генов, а в развитии нашей культуры. Это социально-культурная эволюция, а не биологическая. Люди как были способны с давних пор к такому поведению, так и остались с биологической точки зрения. Так что с позиции эволюционной биологии нельзя сказать, что мы переросли каннибализм. Он остается в пределах нашего поведения, это бывает и сегодня. Здесь действуют культурные запреты.

С точки зрения биологии, мы все – потенциальные каннибалы. В определенных условиях, насколько мы можем судить по имеющимся скудным данным насчет каннибализма, все мы на это способны. То какой-нибудь диктатор в африканской стране, то в цивилизованной стране среди бела дня где-то обнаруживается факт каннибализма. Целые народы еще недавно практиковали ритуальный каннибализм, так что какого-то генетического запрета у нас нет, только культурный. На нас действует воспитание, нас с детства запугивают страшными сказками про людоедов, что придет Бармалей и съест нас. Сюжет людоедства в детских сказках присутствует в огромном количестве, и это всегда подается с негативной точки зрения. Конечно, страшно, если кто-то придет и тебя съест. На фоне доминирующих сейчас в культуре идеалов гуманизма, доброго отношения к людям, непричинения вреда, конечно, история про Бармалея вызывает у ребенка ощущение сильнейшего неприятия такого поведения.

С биологической точки зрения, добра и зла не существует. Мы не можем говорить, что одно поведение амебы – хорошее, а другое – плохое и ненормальное. Поэтому биология не оправдывает каннибализм, но допускает возможность такого поведения для данного вида, то есть человека.  

2/9 Каннибализм – это психическое расстройство?

Как бы странно это ни звучало, но все достаточно сильно зависит от того, в какой именно ситуации мы рассматриваем явление антропофагии. Разберем самые популярные, исходя из житейско-бытовых представлений:

1. Ситуация голода. Предположим, что Вы оказались в ситуации, которая напоминает блокаду Ленинграда. Атмосфера непохожа на нормальную (в общепринятом значении) и несет в себе патологический подтекст, так как является ситуацией стресса. В данном случае каннибализм является средством к существованию и адаптации к сложившейся ситуации.

2. Совсем другая ситуация касается религиозного каннибализма. В данном случае трудно говорить о норме или патологии, так как практикующие подобные обряды народы достаточно сильно отличаются от современной цивилизации. Таким образом, просто исходя из кросс-культурного фактора мы не можем рассматривать данный случай.

3. Каннибализм, подкрепленный сексуальной мотивацией. Тут все достаточно просто. Парафилии относятся к расстройствам психики, так что подобный фетишизм аналогично означает наличие патологичных процессов в психике. 

4. Криминальный каннибализм. Данное явление трудно поддается описанию, так как сложно понять, что является первопричиной: криминальное поведение или все-таки желание поедать человеческую плоть. Аналогичная ситуация с каннибализмом, который развивается при шизофрении или умственной отсталости. Так или иначе, каннибализм не развивается как расстройство пищевого поведения и не является самостоятельным феноменом. 

Таким образом можно сказать, что каннибализм является следствием расстройства психики или тяжелого психического заболевания. И конечно, данный феномен никак нельзя назвать нормой (просто из-за совокупности индивидуально-личностных качеств).  На данный момент в МКБ-10 отсутствует подобный диагноз. 

3/9 Были ли случаи массового каннибализма в России?

Тут чаще всего вспоминают голод начала 1920-х в Поволжье. Хотя он был далеко не только там, а ещё много где. На завершающем этапе победы большевизма, и политики "военного коммунизма" страна вообще представляла собой достаточно апокалиптичное место.

"...Как в воробьев, стреляли по мальчишкам,

Сбиравшим просыпь зерен на путях,

И угличские отроки валялись

С орешками в окоченелой горстке.

Землю тошнило трупами, - лежали

На улицах, смердели у мертвецких,

В разверстых ямах гнили на кладбищах.

В оврагах и по свалкам костяки

С обрезанною мякотью валялись.

Глодали псы оторванные руки

И головы. На рынке торговали

Дешевым студнем, тошной колбасой.

Баранина была в продаже - триста,

А человечина - по сорока.

Душа была давно дешевле мяса.

И матери, зарезавши детей,

Засаливали впрок. «Сама родила -

Сама и съем. Еще других рожу»..."

Максимилиан Волошин. "Голод".

Но потом-то был ещё и голод 1930-х! И тут тоже масштабы были не намного меньше. В Украине, на Кубани, в том же многострадальном Поволжье, в Казахстане. Большая часть регионов представляла собой хлебные житницы, и надо же было так постараться, чтобы именно там не хватало продовольствия! Тут вспоминают маньяков. Так вот, Андрей Чикатило называл одним из мотивов своих каннибальских извращений исчезновение брата, которого, вероятнее всего, съели. Сам же он по этой причине в это время почти не выходил из дому. Вацлав Дворжецкий, когда сидел, встречал мать, съевшую ребёнка: "Всех унёс голод! Всех... Если бы это... то и я... А так, может быть, будет у меня ещё ребёночек, может, будут ещё детки...".

Тогда же начинает складываться практика массовой ссылки и лагерей ГУЛАГа. Если знать, в каких условиях жили ссыльные, то понятно, что голод был постоянным спутником. А где голод...

Хотелось бы, чтобы все знали о Назинской трагедии. В 1933-ем году на совершенно не приспособленном для жизни острове Назино на реке Оби было высажено "...без еды, крыши над головой, какой-либо утвари или инструментов около 6100 человек". Представьте, что было дальше. Это были так называемые "нетрудовые" и "деклассированные" элементы. Хотя многие, как водится, оказались случайно, и не смогли потом ничего доказать.

Евфросиния Керсновская (заключённая с большим стажем, художница - автор выдающихся иллюстрированных воспоминаний о лагерях) очень метко заметила насчёт того, что голод - один из "богов коммунизма". Задокументированно множество случаев, когда доведённые до отчаяния узники ели своих соседей в заключении. Были единичные случаи, бывали и массовые вспышки. А для уголовного элемента с той поры в порядке вещей брать с собой в побег ничего не подозревающих... Когда у Варлама Шаламова была возможность убраться с Колымы на пароходе по одноимённой речке, он отказался. В итоге тот пароход застрял. Люди остались без продовольствия; началось людоедство, вероятно, инициированное уголовным элементом. Там погиб его знакомый. 

Блокада Ленинграда не была последним голодом в Советском Союзе. После войны он опять вспыхнул, в основном в тех же регионах, но + ещё и Молдова.

Подводя итог. Давайте представим, а в какой вообще стране в первой половине XX-го века могли съесть в плане количества больше всего людей? В какой-нибудь из стран Африки? Нет! Там каких-то вспышек недоедания в это время не наблюдалось. И жизнь достаточно плотно контролировалась колониальными администрациями. За каннибализм обычно в короткий срок отправляли на виселицу. И случаи в основном относились к религиозной практике. Демографического взрыва в тех регионах ещё не наблюдалось. В Океании - тоже самое.

В Индии вроде бы был голод во время Первой мировой. Но почему-то задокументированных сведений именно о людоедстве, как в СССР, нет. Возможно, злые английские колонизаторы не допустили. Но почему-то освободившиеся индо-пакистанцы тоже ничего такого не вспоминают.

В Америке, во время Великой депрессии? Там же то же был голод, и всё такое... В связи с этим очень любят вспоминать Джона Стенбека. Ну так вот, если посмотреть в его знаменитый роман "Гроздья гнева", то очень тяжёлый день для семьи американского фермера был тот, когда она обходилась полностью без мяса. Получается, что так, как жили те, кто страдал от голода по американским понятиям, у нас могли жить годами, и даже не считать это самой плохой ситуацией. Это к тому, что ситуация у тех фермеров, вынужденных стать сезонными рабочими, всё-таки была получше, чем у крестьян СССР, чьи колхозы попадали на "чёрную доску".

Японцы этим занимались во время WWII, это да. Но сопоставимо ли численное количество их войск, кто находился на тропических островах в 1940-е годы с тем, что было в густонаселённых советских республиках 1920-40-х гг?

Нет есть один серьёзный конкурент. Это - Китай. С начала XX века эта страна пережила не меньшие потрясения. А человеческая жизнь там традиционно ценилась ещё меньше, чем у нас. В первой половине XX-го века там было множество голодовок. А так или иначе, где-то в каком-то регионе у них кто-то недоедал постоянно. Во время Второй мировой случались очень масштабные вспышки. Как уже сказанно, людоедство - обычный спутник массового голода. Но задокументировать всё, в неразберихе того времени, многое не удалось. Даже то, что по меркам Китая локально, у нас могло бы быть в количественном плане колоссально. Там где у нас 10000 - у китайцев - 100000, если не больше.

Ну вот, можно выделить две страны с массовыми, и наиболее численными вспышками каннибализма в первой половине XX века. Кто не согласен - найдите другие!

А бывало-то конечно, и до советской власти. Правильно тут выше вспомнили Смутное время. Но во время например, голода 1891-го года, основной процент умерших был от эпидемий. А прокоммунистические историки очень любят противопоставлять событиям советского времени набор из предыдущих эпох.

4/9 Был ли каннибализм в блокадном Ленинграде?

Да, каннибализм существовал, и довольно в больших масштабах. Об этом старались не писать. В Уголовном Кодексе не было статьи о каннибализме, их подгоняли под самые разные статьи.

Тем не менее, каннибализм был, и, к сожалению, в больших количествах. Самое интересное, что каннибализм был не в армии, не в воинских частях, не на Адмиралтейском заводе или заводе «Большевик», их снабжали более-менее нормально. Но, к сожалению, нельзя было кормить всех. И поэтому иждивенцы, которые не работали на промышленный комплекс, которые не служили в армии – голодали. Но тут стоит обратить внимание, буквально через 5 дней после начала войны, в Ленинграде были открыты первые эвакопункты. Некоторых иждивенцев насильно заставляли эвакуироваться, они отказывались. Это во многом обусловило катастрофу в конце 1941 – в первые границы 1942 года.

Как говорят ленинградцы, к 1921 году в Ленинграде, в Петрограде тогда, проживало 700 тысяч. жителей, на 1 января 1941 года там проживало около 3 млн. жителей, стоит заметить, что порядка 200 тыс. жителей Ленинграда к концу 20-х начала 30-х гг. были репрессированы или в большей части выселены. Было несколько компаний выселения людей из города. Выселяли бывших старших чиновников, дворян и так далее. То есть, из старых ленинградцев остались примерно 400-500 тысяч. Все остальные были приезжие, то есть, люди, которые приехали в Ленинград на заработки. Приезжали не из Кирова, Одессы или Пскова, а приезжали из глубинок, из каких-то сел. Эти люди остались, они имели прекрасные связи, у них там остались дяди, тети и так далее, не могли уехать. К сожалению, это тайна, которую у нас предпочитают не раскрывать. Они приехали, чтобы захватить чужие квартиры старых петербуржцев, которые были арестованы или умерли.

Я сам читал, в 1939-1941 гг. в газете «Правда» писали о бомбардировках Англии, Германии, Италии, писали каждый день, и народ прекрасно знал, что в случае войны начнут бомбардировать Ленинград, тем более, что в подлетное время Ленинград был прифронтовым городом, до финской границы было порядка 7-10 минут на самолете. Было лето, и можно было уехать, но, тем менее, иждивенцы принципиально не хотели уехать. Хотя, повторю, где-то было около 700 тысяч приезжих в блокаду, и по воздуху эвакуировали около 50 тысяч.

5/9 Какова статистика каннибализма в современной России?

Точной статистики найти не удалось, но при изучении данного явления еще ранее можно сказать, что это чуть ли не «единичные» случаи потери человеком вектора культурно-исторических основ психики, нарушения пищевого поведения, голода и так далее. 

Насколько мне известно, за первый триместр 2016 года на территории РФ было зарегистрировано около шести случаев каннибализма. Именно каннибализм с поймать-зажарить-съесть, а не парафилия, когда у человека вызывает сексуальное желание быть съеденным. 

В прошлом году искала каннибалов для курсовой, но на территории Московской области был найден только один (в тюрьме), что сделало невозможным проведения исследования. К сожалению, подобного рода статистика относится к разряду документов, которые имеют статус секретности на протяжении 25 лет. Сейчас доступна статистика только Второй мировой. Как я поняла, общую статистику по данной тематике не ведут на уровне отчетности из-за того, что в УК РФ не предусмотрен такой феномен и трактуется в уголовном праве как особо тяжкое убийство.

Так что статистика будет ломаной, если брать ее по всему миру. Если же она ниже в европейских, западных странах, то например Китай, Непал и практически весь африканский континент (где конечно язычество, а не ислам) имеют более высокую частоту подобных случаев за счет культурных особенностей. 

6/9 В каких человеческих сообществах до сих пор практикуется каннибализм?

Чтобы в наши дни такое открыто практиковалось – вряд ли, но еще несколько десятилетий назад были такие общества. Например, известная история с жителями труднодоступных районов Новой Гвинеи, где было принято съедать умерших родственников. Такой ритуал – умирал дедушка старенький, и все родственники собирались и культурно вкушали его тело за общим столом. Так они показывали свое уважение к умершему родственнику. Оказалось, что из-за этой практики у них распространялась страшная болезнь, которая передается через контакт с мозгом умершего человека. Этих папуасов удалось перевоспитать и убедить их отказаться от этого обычая. Таким образом болезнь куру была побеждена.

Я не могу предсказать будущее развитие нашей культуры и цивилизации, но глядя на происходящее в мире, я не удивлюсь, если каннибализм вернется в нашу жизнь. Когда смотришь на такие вещи, понимаешь, что всего можно ожидать. Даже если в каких-то странах произойдет в скором будущем возврат к каннибализму – это не станет чем-то неожиданным и удивительным. Культурный регресс может произойти, и тому немало примеров. Давно изжитые предрассудки возвращаются, и целые страны, ставшие на путь цивилизованного светского развития, вдруг погружаются обратно в средневековое религиозное мракобесие. Я имею в виду в первую очередь Иран, конечно же, с которым это произошло на наших глазах. Они возвращаются обратно в Средневековье. Недавно по российскому телевидению показали фильм о том, что Земля плоская, а ученые врут, что она в форме шара. Тут недалеко и до возврата к пещерной жизни и каннибализму. Конечно, это все фантазии, потому что культурную революцию предсказать невозможно. Но будем надеяться, что ничего подобного не произойдет.

7/9 Почему каннибализму уделяется такое внимание в массовой культуре?

Каннибализм для людей из русской, европейской, американской и других культур — это нарушение важнейших социальных табу. Обе составляющие его популярного образа — предварительное убийство и затем приготовление и поедание трупа — работают как шок. Убийства пугают и одновременно притягивают, когда они опосредованы в культуре — и в популярной (или массовой), и в элитарной. В обоих случаях то, что представляет опасность, встраивается в другую логику, в некий сюжет, в рамках которого становится означающим. Приготовление и поедание трупа добавляет к убийству эстетический аспект — большинство людей сочтут каннибализм не просто чем-то опасным или аморальным (как убийство), но еще и отвратительным. Поэтому каннибализм очень ярко встраивается в логику культурного производства, ведь он провоцирует эстетическое суждение сам по себе, даже до того, как становится частью сюжета.

Дальнейшие обобщения становятся невозможными, потому что вариантов использования разными аудиториями сюжетов, в которые встроен каннибализм, очень много. Это может быть желание увидеть за ним метафору — например, женского взросления, как многие критики интерпретируют недавно прославившийся в фестивальных и хоррор-фанатских кругах фильм «Сырое» (2016). У других людей встреча с образом каннибализма вызывает телесный ужас — и они получают удовольствие от острых ощущений. А у кого-то интерес к каннибализму может служить ради определенного статуса: интерес к необычным сюжетам, связанным с табуированными темами, помогает строить образ себя как смелого и оригинального обладателя особого вкуса. Я перечислил только три разных случая, а их существует гораздо больше.

При этом в современном культурном производстве образы каннибализма используются с выгодой. Группы, интересующиеся подобной тематикой, выделяются создателями фильмов, книг, музыки и пр. и обслуживаются как отдельный сегмент рынка. Поэтому новая часть франшизы «Техасская резня бензопилой» заведомо нацелена прежде всего на любителей слэшеров, а французские фильмы типа «В моей коже» (2002) — на любителей шокирующих метафор в кино. Запрос на образы каннибализма, как и на многие другие экстремальные образы, зафиксирован и каталогизирован, так что отдельные производители культуры продолжат на него рассчитывать.

8/9 Если хлеб — плоть Господня, а вино — его кровь, значит ли это, что православие исповедует каннибализм ?

Нет, не значит. Плоть - не в значении "мясо", а в значении "Тело". Кстати, в тайносовершительных молитвах говорится именно о Теле, а не о плоти. Смысл в том, что в Таинстве Причастия мы соединяемся со всем Телом Христа, а не с конкретными клетками Его организма. В каждой крошке евхаристического хлеба - весь Христос.

Таинство состоит из нескольких мистических моментов.

1. Собрание за трапезой всех молящихся и причащающихся в единое Тело, глава которого - Христос. Это Тело называется Церковью.

2. Соединение со всеми когда-либо молившимися, потому что Тело у Христа одно.

3. Соединение с Самим Христом, потому что Он не отделим от Своего Тела.

4. Наступление Царства Божия уже здесь и сейчас, потому что именно там наступает общее единение верных друг со другом и со Христом.

Подробнее: чтобы понять смысл Таинства Евхаристии, советую почитать книгу прот. Александра Шмемана "Евхаристия. Таинство Царства" (azbyka.ru).

9/9 Запрещен ли каннибализм по закону?

Уголовный кодекс Российской Федерации характеризуется абстрактным способом изложения норм права, то есть нормы излагаются в достаточно обобщенном виде и одна статья может охватывать ряд общественно опасных деяний. Поэтому, хотя в УК РФ нет такой статьи как “Каннибализм”, это не значит, что каннибализм у нас разрешен. В зависимости от конкретных действий лица, его действия могут быть квалифицированы по разным статьям УК РФ.

Например, если было совершенно убийство с целью каннибализма, действия лица будут квалифицированы по п. “м” ч. 2 ст. 105 УК РФ, как убийство с целью использования органов/тканей потерпевшего.

Действия лица, которое отрезало какую-то часть тела/орган будут квалифицированы по статьям о причинении вреда здоровью (в зависимости от причиненного вреда).

Если предметом посягательства лица являлся труп, то тогда его действия будут квалифицированы по ст. 244 УК РФ, как надругательство над телами/телом умерших/умершего.

С учетом того, что объектом данного посягательства являются общественные отношения в сфере нравственности, связанные с обычаями, традициями, религиозными обрядами погребения, честью умерших, памятью о них,  совершение безнравственных, оскверняющих действий в отношении человеческих останков (например, их извлечение и поедание) подпадает под действие ст. 244 УК РФ.

Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел, то есть виновный должен осознавать, что совершает противоправные действия, и желает этого.

Что касается абсурдного вопроса, в каких случаях можно заниматься каннибализмом, есть ст. 39 УК РФ “Крайняя необходимость”. Причинение вреда в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей личности и ее правам, если опасность нельзя устранить по-другому, не является преступлением. То есть ситуацию, когда после крушения самолета выжившие не смогли найти себе еды и съели погибших, могут не счесть преступлением.