«В Германии выбирают лидера Европы»
24 сентября в Германии состоятся парламентские выборы. Согласно опросам, правящая партия ХДС одержит победу, канцлером в четвертый раз станет Ангела Меркель, а в бундестаг впервые со времен Гитлера попадут ультраправые.
10 вопросов
1. Почему выборы в Германии важны для России?2. В чем главная интрига выборов в Германии 2017 года?3. Какие шансы у правой партии AfD попасть в бундестаг?4. Как выглядят парламентские выборы в Германии?5. Если западные демократии гордятся сменяемостью власти, то почему Меркель так долго руководит?6. Как немцы относятся к Ангеле Меркель?7. Почему президент Германии менее известен, чем канцлер?8. Какая обстановка в Германии перед выборами?9. Что немцы думают о выборах в бундестаг в 2017 году?10. Может ли Россия повлиять на выборы в Германии?

От Германии зависит, что будет с Европейским союзом. Сегодня Германия – главный стержень против возможного развала, глашатай ЕС, у которого есть деньги, чтобы спасать Грецию и Южную Европу. Без сильной немецкой экономики и демократической власти ничего не получится, и если в Германии сложится такая же ситуация, как в Америке, это невыгодно и для России. Выбирают ведь лидера всей Европы, а не только Германии. 

От Германии в первую очередь зависит, будет ли продление санкций против России. Если Германия скажет, что санкции нужно отменить, то многие другие страны, которые сегодня не выступают откровенно, могут выступить на стороне Германии, и изолировать страны, которые выступают за продолжение санкций. 

В России сидят очень хорошие аналитики, которые знают Германию лучше, чем Германия знает Россию, поэтому все понимают, что на сегодняшний день у госпожи Меркель нет альтернативы, и она выиграет эти выборы. Это не как во Франции, когда у Ле Пен была достаточно мощная поддержка, более 30% – такой поддержки у «АдГ» в Германии нет. Поэтому Россия очень трезво, прагматично, внимательно следит за этими выборами.

Российской элите, которая определяет политику России, важно, чтобы наконец-то Россия была признана сильным действующим лицом в Европе. Россия хочет быть частью Европы и наряду с Францией и Германией определять европейскую политику. Россия заинтересована в тесных торговых отношениях с Европейским союзом, потому что ЕС, а не Китай, по-прежнему является главным торговым партнером. Поэтому России все-таки хочется, чтобы в Европе была стабильность, которая позволяет зарабатывать деньги, и в том числе Россия надеется на то, что Европа продолжит закупать российские ресурсы, не только газ, но и нефть, уголь, ценные металлы – все это идет в Европу. Россия также заинтересована в том, чтобы Европа не выступала единым фронтом против Москвы, как это происходит сейчас. Конечно, в интересах России сблизиться с позициями тех стран, которые выступают за нормализацию отношений с Россией. Вести сегодня разговоры с Польшей и Швецией бесполезно – эти страны просто отказываются разговаривать. Поэтому с Европейским союзом в целом разговаривать невозможно, хотя Россию это заставляют делать. Поэтому стоит разговаривать с мощными игроками на европейской арене, которые могут изменить ситуацию в Европе. 

2/10 В чем главная интрига выборов в Германии 2017 года?

Выборы, вероятнее всего, выиграет блок ХДС/ХСС во главе с Ангелой Меркель и она, скорее всего, снова станет канцлером. Но чтобы сформировать правительство, ей понадобится как минимум один партнер по коалиции – и в этом заключается главная интрига выборов. Делать какие-либо прогнозы о составе коалиции можно будет только, когда будет известно точное распределение голосов. Одно ясно уже сегодня: потенциальные партнеры Меркель выдвигают условия, согласовать которые будет непросто.

Сейчас за блок Меркель готовы проголосовать примерно 37 процентов избирателей, за их ближайших конкурентов СДПГ – только 20 процентов. Зато Свободная демократическая партия (СвДП), которая четыре года назад покинула бундестаг, готовится к триумфальному возвращению.

Вопрос, преодолеет ли СвДП 5-процентнтый барьер на этот раз не стоит. Всех, скорее, интересует, хватит ли либералам мест в парламенте, чтобы сформировать правящую коалицию с ХДС/ХСС или им придется приглашать в коалицию третьего участника - "зеленых". Но такого правительства в истории Германии до сих пор не было, так что если консерваторам, „зеленым“ и либералам действительно удастся договориться – это будет настоящая сенсация.

Еще один реалистичный вариант – продолжение нынешней "большой" коалиции из консерваторов и социал-демократов, но и он под большим вопросом. До сих пор участие в коалиции с Меркель лишь вредило рейтингу СДПГ, поэтому все больше социал-демократов говорят: лучше уйти в оппозицию, чем опять стать „младшим партнером“ Ангелы Меркель.

Остальные сценарии можно исключить.  Участие в коалиции под руководством Меркель бывших коммунистов из Левой партии исключено. А с правопопулистами из партии "Альтернатива для Германии" (АдГ) Меркель не собирается сотрудничать ни в какой форме.

Выборы в Германии пройдут уже 24 сентября, все подробности о них вы можете найти в нашей специальной рубрике "Германия выбирает".

3/10 Какие шансы у правой партии AfD попасть в бундестаг?

Шансы AfD попасть в Бундестаг близки к 100%. По опросам она за последние дни прибавила в популярности и в прошлый понедельник имела бы 11% голосов. Проходной барьер -  5%, а выборы - в воскресенье. Шансы AfD попасть в правительство - нулевые.

А насчет попадания в Бундестаг беспокоиться надо "зеленым" (Grüne). Сейчас у них - 7%, но опросы имеют погрешность, а мнение избирателей может измениться... Глядь , уже и до 5% недотягиваешь.

Но, вероятно, в Бундестаг попадут 6 партий (считая CDU/CSU за одну; сейчас их там 4: нет FDP и AfD). Судя по ожидаемому числу голосов избирателей (и мест в Бундестаге), канцлером будет снова Меркель. А править будет либо "большая" коалиция (христианские демократы + социал-демократы), либо - "Ямайка" (христианские демократы + FDP + Grüne). 

Zwei Umfragen vom Montag, 18. September (INSA und Trend Research Hamburg), sehen die AfD bei 11 Prozent.

Bei INSA liegt die AfD mit den Linken (ebenfalls 11 Prozent) gleichauf auf Platz 3. Trend Research Hamburg hingegen sieht die AfD vor den Linken (10 Prozent).

Beide Umfragen sehen die Union und SPD im Abwind. Bei Trend Research Hamburg fallen CDU/CSU von 37 auf 36 Prozent und die SPD von 24 auf 22 Prozent.  Die Grünen und die Linke verharren bei 7 Prozent bzw. 10 Prozent. Die FDP klettert von 8 auf 9 Prozent und die AfD von 10 auf 11 Prozent.

Bei INSA fallen CDU/CSU von 36,5 auf 36 Prozent und die SPD von 23,5 auf 22 Prozent. FDP und AfD bleiben bei 9 bzw. 11 Prozent. Die Grünen klettern von 6 auf 7 Prozent. Die Linke legt leicht zu und kommt von 10,5 auf 11 Prozent.
https://www.merkur.de/politik/bundestagswahl-2017-afd-legt-in-neuer-umfrage-zu-weiter-auf-platz-3-prognose-zr-8076933.html

UPD. В комментариях меня спросили о программе AfD. Возможно, это интересно еще кому-то

Предвыборная программа AfD (некоторые лозунги и тезисы - в пересказе на русском, иногда - с комментариями). Источник (на немецком): https://www.afd.de/wp-content/uploads/sites/111/2017/08/AfD_kurzprogramm_a4-quer_210717.pdf

  • Нет Соединенным Штатам Европы!
  • Всенародные референдумы как в Швейцарии!
  • Прямые выборы федерального президента! (сейчас выбирает парламент)
  • Сократить и реформировать госфинансирование партий! (сейчас - пропорционально числу голосов на выборах) Поставить расходование денег партиями под госконтроль. Запретить партиям владеть предприятиями и СМИ. Ограничить влияние крупных спонсоров, реформировав законы о партийных пожертвованиях.
  • Право избирателя самостоятельно составить список, за который голосует. (сейчас выбор между фисированными партийным списками). То есть, из списка ХДС возьму г-на Х, поставлю на 1 место, из списка СПД - г-жу У - на второе и т. д.
  • Сократить число парламентариев
  • Ограничить период работы парламентарием (4 срока) и канцлером (2). Запретить подработки парламентариев (сейчас кое-что можно, платные лекции читать, например, книги за гонорары)
  • Отменить "антидискриминационные" законы.
  • Отказаться от евро. Прекратить политику неэкономически низких процентов, разоряющих мелких вкладчиков.
  • Прекратить финансирование гарантий зарубежным вклалчикам зарубежных банков.
  • Гарантировать бессрочное сохранение наличных денег как гарантии гражданских свобод.
  • Внешняя политика должна ориентироваться на национальные интересы Германии. Строгое невмешательство в чужие внутренние дела. Борьба с международным исламским терроризмом.
  • Реформировать ООН. Постоянное место Германии в СБ. Отмена дискриминационного параграфа Устава, причисляющего Германию к вражеским государствам. (есть такой параграф, облегчающий санкции ООН против Германии и Японии)
  • США - важнейший союзник. НАТО должен снова стать исключительно оборонительным союзом. Повышать собственную обороноспособность. "Нет" общеевропейской армии. "Нет" использованию Бундесвера за рубежом ради чужих интересов.
  • Возобновление призыва в армию.
  • Разрядка напряженности с Россией, прекращение санкций, взаимовыгодное экономическое сотрудничество и т. д.  и т. п.
  • Исключение Турции из НАТО, прекращение любого прямого или косвенного финансирования Турции,  "Нет" членству Турции в ЕС.
  • Восстановление пограничного контроля границ ФРГ. Шенгенское соглашение рассматриваем как провалившееся.
  • Отстаивание национальных экономических интересов в глобализирующемся мире. "Нет" CETA (беспошлинная торговля ЕС с Канадой), TTIP (со США), TISA (не знаю, что это). Национальные стандарты в области охраны здоровья, защиты потребителей, природы, окружающей среды (типа, немецкие стандарты будут выше нынешних общеевропейских и иных международных)
  • В области помощи развивающимся странам - открытие немецкого рынка товарам из этих стран, вместо нынешних денежных трансферов. Помощь должна ориентироваться на продвижение национальных интересов ФРГ. Поддержка немецких инвесторов в эти страны.
  • Борьба с преступниками-иностранцами, торгующими наркотой и совершающими насильственные преступления. Высылать, не давать гражданства, лишать, если дали (перечень случаев, когда лишать).
  • Усиление полиции, борьба с юношеской и организованной преступностью.
  • Облегчить получение гражданами права владеть оружием.
  • Ликвидировать систему злоупотребления авторскими правами, отнимающую десятки миллионов евро у обычных граждан (речь о серийной рассылке адвокатских "предупреждений" с денежными требованиями по поводу скачивания чего-то)
  • "Нет" массовому приему беженцев. Прием высококвалифицированных мигрантов с профессиями, пользующимися спросом. Борьба с организаторами массовой нелегальной миграции.
  • "Нет" воссоединению семей тех, кто не может из сам содержать.
  • "Нет" двойному гражданству.
  • Ислам - это не Германия. "Да" неограниченной свободе вероисповедания, но запретить прямое и косвенное зарубежное финансирование строительства и содержания мечетей в Германии, отменить исламскую теологию в университетах, запрет чадры в общественных местах и на общественной службе (в РФ сказали бы на госслужбе, но это не идентичные понятия)
  • Семейная политика: поощрение рождения детей и сохранения полных семей, приоритет семейного воспитания перед детсадами - поэтому финансовая господдержка воспитанию в семье в том же объеме, аборт не является "правами человека" (о запрете, впрочем, прямо не пишут). Прекратить госфинансирование лженаучных "гендерных исследований".
  • Образование: возврат/более широкое распространение прежних методов (там конкретно о школе, о традиционных немецких названиях квалификации после ВУЗа и т. д.), больше автономии ВУЗам, "Нет" урокам ислама в школах (в Германии есть уроки религии, или, альтернативно, какие-то светские), "Нет" политической индоктринации в школах.
  • Главенство немецкой культуры - вместо "мультикультурализма". Немецкий как государственный - должно быть в тексте Конституции. Отмена принудительных телевизионных сборов (на так называемое "общественное" телевидение).
  • Снижение и упрощение налогов, сокращение субсидий, сокращение бюрократии, поддержка среднего бизнеса. (детали долго пересказывать)
  • Ограничение размеров социальной системы и ее реформа. (детали долго пересказывать)
  • Реформа здравоохранения (детали долго пересказывать)
  • Прекращение борьбы с выбросами углекислого газа, разумная энергетическая политика. Поддержка изобретательства.
  • Прекращение дискриминации отдельных видов транспорта (например, дизельного). Облегчение жилищного строительства.
  • "Нет" приватизации водоснабжения. "Нет" субсидиям ветроэлектрогенерации. "Нет" ГМО.
4/10 Как выглядят парламентские выборы в Германии?

Парламентские выборы в Германии проводятся один раз в четыре года. Ближайшие - меньше, чем через неделю: 24 сентября. У каждого избирателя есть два голоса: первый - за конкретного кандидата, второй - за список той или иной партии. То есть половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной системе. 

Таким образом, второй голос определяет расстановку сил в бундестаге. Например, если какая-то партия получила в итоге 35 процентов вторых голосов, то это значит, что в новом парламенте у нее будет 35 процентов мест. Когда выясняется, сколько мест завоевала партия благодаря отданным за нее вторым голосам, депутатские мандаты распределяются с учетом партийных списков.

В бундестаг проходят партии, которые смогли набрать на выборах не менее 5 процентов голосов. Количество мест, получаемых прошедшей в бундестаг партией, пропорционально количеству отданных за нее вторых голосов. Эти места занимают те кандидаты от партии, которые победили в одномандатных округах. Если таких кандидатов оказывается больше, чем полученных партией мандатов, то для них создаются дополнительные места. Тогда, чтобы сохранить соотношение сил в бундестаге, увеличивается общее число депутатов.

В этом году в выборах примут участие более 40 партий. Согласно опросам, в бундестаг могут пройти представители шести из них. Именно депутаты затем избирают федерального канцлера.

В 2013 году основным соперником блока ХДС/ХСС Ангелы Меркель были социал-демократы во главе с Пером Штайнбрюком. Тогда блок Меркель набрал 41,5 процента голосов, а СДПГ - 25,7 процента. В бундестаге ХДС/ХСС получил - 311 мест из 631, социал-демократы - 193. В итоге они вместе сформировали "большую коалицию", а Меркель снова стала канцлером.

Последние опросы показывают, что Меркель вероятнее всего возглавит правительство и в этом году. Но какой будет правящая коалиция - пока трудно сказать, многое зависит от результата Свободной демократической партии и "зеленых".

Если вы хотите узнать больше про выборы в Германии, читайте нашу специальную рубрику "Германия выбирает".

5/10 Если западные демократии гордятся сменяемостью власти, то почему Меркель так долго руководит?

Одним из критериев демократии является возможность мирной смены власти по воле большинства избирателей. В Германии эта возможность, очевидно, есть, и это происходило не раз за новейшую историю. Нет серьёзных оснований полагать, что Меркель откажется уходить или создаст такие условия, что её партия не сможет проиграть выборы.

Да, для глав правительств, к которым относится и Ангела Меркель, отсутствует практика конституционных ограничений на число сроков (в отличие от президентов, которые являются главами государств. В Германии федеральный президент тоже есть, но его роль невелика). Да, в Германии сложилась практика очень долгого пребывания канцлеров на своём посту - Меркель тут отнюдь не рекордсмен. Рекорд пока принадлежит Гельмуту Колю с его 16 годами (1982-1998), а до него - первому послевоенному канцлеру Конраду Аденауэру (1949-1963). Антирекорд - Курту-Георгу Кизингеру, известному главным образом тем, что он занимал высокие посты в нацистской системе пропаганды - однако, и с такой биографией он смог продержаться на посту канцлера почти три года (1966-1969). Все канцлеры ФРГ уходили со своего поста мирно, и ни один не умер во время своего пребывания в должности. 

Вообще самые сильные ограничения на число сроков для глав госудаств характерны как раз для сравнительно молодых и/или нестабильных демократий, ранее долго живших под властью диктаторов. Таким образом они стараются застраховаться от узурпации власти одним человеком через избирательные механизмы. Особенно много таких ограничений в Латинской Америке: там в ряде стран действует абсолютный запрет на переизбрание президента, в некоторых других нельзя идти на второй срок сразу после завершения первого. Нельзя переизбираться президенту также в Южной Корее, на Филиппинах, из постсоветских стран - в Киргизии. Но самый яркий случай - это Мексика, где с 1910 года в принципе невозможно переизбрание на второй срок не только для президента, но и для губернаторов и мэров. Для членов Конгресса до 2014 года действовало аналогичное правило, но сейчас его несколько ослабили, ограничив максимальную длительность пребывания в составе палаты 12 годами (В большинстве же стран мира для депутатов законодательных органов ограничений на переизбрание нет вообще. Правда, они довольно распространены на уровне штатов США, где вообще много различных политических экспериментов именно на уровне штатов, в то время как на федеральном уровне правила игры весьма консервативны). Что характерно, принудительная сменяемость власти отнюдь не мешала одной и той же партии контролировать мексиканское правительство с 1929 по 2000 год. 

6/10 Как немцы относятся к Ангеле Меркель?

В Германии началась горячая предвыборная фаза, поэтому рейтинги политиков могут меняться, но все равно можно сказать: популярность Меркель очень высока. И даже волна беженцев в 2015-16 годах позиций Меркель не пошатнула. Да, к началу 2017 года ее рейтинг снизился, но с тех пор тренд однозначно позитивный. На графике внизу(данные института dimap по заказу медиакомпании ARD), видно, как изменялось отношение к Меркель с конца 2016 года. Как видите, ее главный конкурент на предстоящих выборах – Мартин Шульц – сильно отстает.

Тут, правда, нужно понимать, что на выборах в бундестаг 24 сентября голосовать немцы будут не за отдельного человека, а за партии. Популярность политического блока Меркель ХДС/ХСС ниже: за него готовы проголосовать 39%. Но все равно отрыв от ближайших конкурентов - социал-демократов  (СДПГ) -  такой большой, что по большому счету, главный вопрос предстоящих выборов - не кто будет следующим канцлером, а какая еще партия (или партии) войдут в правительство, которое вновь возглавит Ангела Меркель.

Про секрет успеха Меркель читайте здесь

Здесь интересная дискуссия про кризис с беженцами

А вот здесь – про сентябрьские выборы: dw.com/vybory-v-germanii

7/10 Почему президент Германии менее известен, чем канцлер?

В Германии президент формально – первое лицо, фактически же страной управляет правительство во главе с канцлером. А президента здесь часто сравнивают с английской королевой, потому что у него, в основном, репрезентативные функции. Да, он формально назначает и увольняет министров, но предлагает их канцлер. Кандидатуру канцлера  вносит в парламент президент, но - с подачи партии или партий, которые договорились сформировать правительство. Главнокомандующий в стране – министр обороны (в мирное время) или канцлер (в случае войны).

Если же говорить о том, что президент может, то: может, например, помиловать (но не объявить амнистию). Еще может не подписать федеральный закон. Таких случаев, правда, было всего восемь за всю историю ФРГ.

Еще президент – фигура надпартийная, поэтому пока он в должности, партбилет его пылится на полке. Нынешний президент – Франк-Вальтер Штайнмайер, вообще-то, социал-демократ. Но пока он при должности, о своей партийной принадлежности ему надо забыть.

Но все же неверно думать, что президент - фигура ничего не значащая. Вокруг выдвижения очередной кандидатуры часто разворачиваются нешуточные интриги, борьба за власть. Канцлер Меркель, к примеру, долго не соглашалась ни на кандидатуру Штайнмайера, ни на его предшественника Гаука. Потому что обоих предложили партии-конкуренты, выхватили, инициативу, так сказать: http://p.dw.com/p/2SgWC

Вот здесь подробнее про полномочия

Про нынешнего президента

Про интригу вокруг кандидатуры президента

8/10 Какая обстановка в Германии перед выборами?

Ожесточение есть, но не среди партий, которые должны были бороться между собой. Я вижу скорее объединение всех этаблированных партий против прихода к власти «АдГ». Эта тема больше всего их будоражит. А простых немцев будоражит тема беженцев, потому что не проходит и дня, чтобы не писали о том, что какой-то беженец активизировался и подозревается в терроризме или изнасиловании. Эта тревога тоже отражается на избирательной кампании, и «АдГ», конечно, этим активно пользуется, чтобы набрать больше голосов.

Меркель не потеряла поддержку, потому что она сделала гениальный поворот на 180 градусов. Она начала говорить о том, что христианские демократы буду закрывать границы вокруг Европы, а криминальных беженцев выдворять. Что происходит на самом деле – проверить трудно, но она изменила свою риторику, успокоив этим множество людей. Поэтому теперь за Меркель проголосуют те, кто два года назад не были готовы за нее голосовать. А другие партии, за исключением «АдГ», занимают еще более либеральную позицию. Шульц вообще говорит, что правильно было бы держать границы открытыми, «зеленые» считают, что всех надо принять, в том числе и северных африканцев. Либеральная партия боится выступать против, потому что СМИ нападают за любую критику беженской политики. Никто не хочет попадать под удар прессы, поэтому все придерживаются этого мейнстрима хотя бы официально. На самом деле, вопрос о беженцах присутствует везде, но он перестал играть такую важную роль, как два года назад.

9/10 Что немцы думают о выборах в бундестаг в 2017 году?

В Германии к выборам относятся практически как к чему-то святому. Большинство немцев понимают, что это самый важный демократический институт, поэтому здесь обычно высокая явка. История научила людей, к чему может привести апатия на выборах. Хотя результат примерно ясен (победа ХДС/ХСС, новый срок Меркель, скорее всего - "большая коалиция" с социал-демократами), эта ясность достигается именно прозрачностью демократических инситутов: у всех партий есть доступ к распространению информации, возможность митинговать, и так далее. А на этих выборах ожидается повышенный интерес еще и среди традиционно не голосующей аудитории, из-за еще большего интереса к политике в этот раз: рост правых и националистических настроений в мире, кризис беженцев, победа Трампа, итд.

10/10 Может ли Россия повлиять на выборы в Германии?

Мы пока находимся в самом начале великой революции дигитализации, но я в этом не специалист, поэтому я не знаю насколько через компьютеры и социальные сети действительно можно захватывать власть, проводить оранжевые революции и так далее, но, видимо, это возможно, так что я не исключаю, что попытки со стороны России проникнуть в западные компьютеры были. Но нельзя забывать, что Америка занималась этим последние годы – прослушивала телефоны госпожи Меркель и других политиков. Мне кажется, что киберармия США гораздо сильнее российской.

И тут мы приходим к сути всей этой проблемы. США было очень неприятно, потому что они начали терять свое лидерство в Европе, когда три года тому назад все СМИ, ссылаясь на WikiLeaks, писали о том, что сделали американцы на территории Германии и Франции: шпионили за политиками и пытались манипулировать политическим классом. Сноуден пришел в Россию, и для Америки это была пощечина. Обама все простил, но не это. Я думаю, что американский правящий класс сошелся в одном мнении, что для того, чтобы сохранить свой авторитет, Европе нужно найти нового мальчика для битья, отвести все стрелки от Америки. Поэтому они начали очень умелую и острую пропаганду того, что во всем виновата Россия. Оказывается, не американские спецслужбы следили за европейцами, а Россия вмешивается в избирательную кампанию. Америка начала вводить свой собственный народ в некую истерию. Более того, они решили, что Трамп будет сближаться с Россией, поэтому пытались и до сих пор пытаются сделать все, чтобы его остановить в этом направлении. Ему угрожают тем, что он потеряет свой пост, если сблизится с Россией. Такого не было никогда в истории Америки – полная истерика, распространяемая через СМИ, которые тесно связаны с Европой. Вся эта истерика перешла во Францию во время французской избирательной кампании, и частично стала переходить в Германию. Отдельные партии начали подыгрывать этому, но не получилось, потому что доказательств никаких не было, а потом эта тема наскучила. Люди в Германии этому не верят. Это все фантазии элит, которым никто не верит. Поэтому, думаю, этот фактор не играл роли в избирательных кампаниях в Германии.