На дороге
1 сентября как-то особенно остро хочется бросить все и уехать куда глаза глядят. В нашем мире, где даже отдых все больше по расписанию, настоящий бунтарский дух сохранился в автостопе — искусстве бесплатного передвижения на попутном транспорте. Предупреждаем: после прочтения этих историй опытных хитчхайкеров, вы можете завтра обнаружить себя на дороге с рюкзаком за плечами.
12 вопросов
1. Что нужно знать, отправляясь в путешествие автостопом?2. Какие вещи нужно класть в свой рюкзак, если ты собрался путешествовать автостопом?3. На что уходят деньги во время путешествия автостопом?4. Какие забавные истории об автостопе вы можете рассказать?5. Какие дикие истории с вами случались в дороге?6. Как общаться с водителями, которые подвозят вас?7. Общаются ли потом автостопщики с теми, кто их подвозит?8. Как изменился автостоп с развитием мобильных технологий?9. Как подготовиться к первому поездке автостопом, если тебе 16, ты девушка и собираешься ездить одна?10. Насколько опасно ездить автостопом для девушек?11. Где путешественнику автостопом по Европе можно принять душ в дороге?12. Как вы увлеклись автостопом?

Маршрут.

Полезно знать, какие населенные пункты будут на пути и будут ли они вообще. Иметь при себе карту не всегда обязательно, например, если это стоп Москва-Питер. Если же отправляетесь куда-то в глушь, можно даже бумажную приобрести, хотя я обычно оффлайн карты на свой андроид скачиваю. Рассчитайте, сколько времени занимает обычная поездка по данному маршруту, плюсуйте к этой цифре от часа до бесконечности. Кто ловит машину 15 минут, кому-то приходится стоять несколько часов.

Снаряга.

Не бывает плохой погоды, бывает плохое снаряжение. В первую очередь, одеваться надо по погоде и ярко. Удобная обувь и опрятная одежда прибавляет +100 к комфорту. В дождь, естественно, взять с собой дождевик и запасные носочки. Бахилы тоже тема, кстати. Девочкам не рекомендую надевать короткие платья даже в сильную жару, был у меня такой опыт, не понравилось. Без происшествий, но заработать предлагали.

Обязательно иметь фонарик и запасные батарейки для него, фонарь на телефоне не в счёт! Очень удобно кататься с пауербанком, есть даже на солнечных батареях, но это уже не входит в список обязательного.

Спальник/коремат/палатка. Если путь дальний, хотя бы первые два должны быть с собой.

Рюкзак.

Самая частая ошибка новичков - купить рюкзак на литров 70 и растянуть его вещами до 90. Вам не нужно столько вещей! Просто поверьте, спина дороже. Если стоп летний, то, даже если ехать очень далеко, пятидесяти литров с лихвой хватит. Все, что нужно, появится, когда нужно.

Провиант.

Всегда берите в дорогу воду. Из еды берите сухофрукты и шоколад - в дороге самое то. Покушать перед дорогой - обязательно! Часто добрые драйвера кормят, но не всех и не всегда.

Как начать.

Поймать машину в черте города или на объездной очень сложно. Ищите транспорт, который везет за город на трассу, выходите максимально далеко, так быстрее поймаете машину. Улыбаемся, машем, пальчик вверх)

Где стоять.

Естественно, не на мосту. И не перед поворотом. И не после. Убедитесь, что вас длительное время хорошо видно, драйверу надо успеть подумать и понять, что он хочет вас подобрать. Если уже стемнело, стойте под фонарем либо освещайте себя фонариком.

В машине.

Будьте максимально дружелюбны, но не назойливы. Подбирают по абсолютно разным причинам. Кому-то скучно ехать одному, он подбирает себе собеседника, кто-то​ любит учить уму-разуму, в таком случае, вам разговаривать почти не придется, а только слушать, как надо жить. Кто-то сам такой же был, посадит, покормить, спать уложит. В общем, прокачивайте проницательность. Не спите, если вам не предложил это сам водитель! А даже если предложил, все равно лучше не спите.

Пысы. Общаясь с автостопщиками заметила, что стоп - очень кармическая штука. Скажи мне, какой у тебя стоп, и я скажу, кто ты)

2/12 Какие вещи нужно класть в свой рюкзак, если ты собрался путешествовать автостопом?

В предыдущих ответах написали про книгу. Как человек, который намотал автостопом 6 тысяч километров, скажу, вы будете очень сильно уставать и вам будет не до книг. Особенно, если вы поехали не один, а с другом, например. Со мной были две книги и обе ушли от меня - первую (о странствиях Ромы Свечникова) я подарила парню-путешественнику, который уехал из самого Владивостока в кругосветку, а вторая ( Воннегут) позже отправилась с моим другом, который путешествовал со мной. Да и потом, как бы вы не любили читать, книга - лишний вес. Возьмите с собой многофункциональный ножик, он понадобится вам для нарезания еды/разведения костра и пр. Возьмите с собой предметы гигиены: зубную пасту и щётку, мыло (не шампунь!) и полотенце. Шампунь можно не брать, потому что мыло намного компактней и универсальней. Возьмите фотоаппарат. Если едете в Грузию или в похожие по менталитету страны, то для сохранности заклейте бренд и объектив изолентой. Изолента, фонарик, пара таблеток от головной боли (не берите с собой всю аптечку, аптеки есть везде), пара свитеров, обязательно! сменная пара обуви, пенка, спальник, блокнот. Ещё вверху написали про перцовый баллончик, но это не обязательно. Все зависит от случая - за три месяца в дороге со мной нe случилось ничего подобного. А, и деньги никогда не бывают лишними, берите, но только раскладывайте по разным карманам рюкзака. Еще вы можете стопить с табличкой в руках, тогда вам понадобится черный фломастер (картонки можно найти у магазинов).

3/12 На что уходят деньги во время путешествия автостопом?

Палатка, спальник, пенка, теплая одежда на случай холодов, полотенце и хорошее настроение. 

Деньги в основном уходят на еду и на проезд на общественном транспорте в городах. А зарабатывать можно играя на музыкальных инструментах на улице. Часто бывает, что нас кормят водители и люди, у которых ночуем. Но чаще всего мы покупает еду в дешевых кафешках или в магазинах, готовим потом на вписках. Можно готовить самим на костре, но это тяжело. Нужно найти подходящее место для костра, воду, чтобы его потом затушить, и таскать с собой котелок. 

4/12 Какие забавные истории об автостопе вы можете рассказать?

Я совершил более пятнадцати путешествий автостопом, длительность которых составляла от 15 минут до двух месяцев. Я гарантирую, что это абсолютно безопасно в любой точке планеты при соблюдении простейших правил. Я рекомендую каждому хоть раз в жизни попробовать проехать автостопом, так как это позволит вам получить максимальное удовольствие от путешествия в целом. 

Расскажу историю, которая продемонстрирует пределы риска в автостопе. В 2014 году, совершая кругосветное путешествие, я стопил в Дании от Копенгагена. Я сел в электричку, которая отходила от центрального вокзала København H. Билет я не купил, так как контролеры там появляются очень редко, надо просто следить за остановками и применить любимую жителями Подмосковья тактику. Доехал до нужной мне станции, где железнодорожная ветка максимально близко подходила к шоссе. До точки стопа мне пришлось пройти пару километров среди ухоженных датских дач. Вот я стою на автозаправке, слоняюсь среди машин, упрашиваю водителей взять меня, настоящего русского парня из той самой Москвы, куда-нибудь поближе к Германии. Датчане улыбаются, но вежливо отказывают. Внезапно один викинг в рабочих штанах как-то странно соглашается, я сажусь в пикап и понимаю, что я зря это сделал. Я нарушил главное правило автостопа - нельзя садиться в машину, если интуиция подсказывает, что с водителем что-то не так. 

Пикап завален строительными инструментами, в кунге – некий прибор из арсенала дорожных рабочих, на заднем сиденье еще один викинг. Я пытаюсь расслабиться и включая лапшерезку автостопщика, то есть начинаю активно рассказывать о себе и задавать вопросы. Викинги странно реагируют, то игнорируя меня, то как-то подкалывая, мол, мой труп по весне оттает. Я напрягаюсь, пытаюсь отшутиться, викинги переключаются друг на друга. Выясняется, что они братья, что я почему-то уже должен им упаковку пива. К моему ужасу, водитель высасывает последнюю жестянку у меня на глазах и выкидывает ее в окно. Я осторожно спрашиваю, можно ли пить за рулем в Дании, они заверяют меня, что можно. Задний викинг начинает бить переднего, они ругаются по-датски, машину ведет из стороны в сторону. Я пристегиваюсь и прошу затормозить у ближайшей заправки, братья обещают вести себя хорошо и довезти меня до нужного мне места, если я куплю им пива. Мы останавливаемся, я покупаю упаковку "Туборга", викинги высасывают ее и прямо в машине начинают нюхать кокаин! Не знаю, что меня поразило больше всего - окончательно разрушенный образ благополучной Европы с самыми вежливыми водителями на свете, победа скандинавского социализма, который позволяет даже дорожным рабочим потреблять элитные наркотики, или полное отсутствие гостеприимства в отчужденном западном обществе, потому что мне они не предложили. 

Викинги еще больше разбушевались и начали лупить друг друга, причем вектор их отношений постепенно сместился в сторону братской ненависти. У меня тоже есть брат, и я знаю, как это бывает, когда вы вроде бы начинаете в шутку бороться, а потом все заканчивается ожесточенной битвой. Водитель отвечает на братские тумаки, машину ведет, прямо как в кино. Я начинаю вопить, что меня затошнило. Меня никогда не тошнит в машине, но это лучший способ заставить водителя выпустить тебя, при этом давление в разговоре можно усилить, картинно надувая щеки и шепотком добавляя, что "вот ща точно блевану". Викинги успокоились и пообещали тормознуть у ближайшей заправки. Я увидел одну на карте в смартфоне через пару километров и попросил меня высадить. Мы остановились, я выскочил с рюкзаком, забыв свою автостопную табличку в пикапе, грубо поблагодарил их и побрел к станции. Викинг уехали, а заправка оказалась закрытой на ремонт, поэтому мне пришлось идти на второстепенную трассу несколько километров и там стопить в другую сторону. 

Какие выводы я сделал из этой истории? 

1) Никогда не садиться в машину при малейшем подозрении.

2) Если в машине есть хоть один выпивший, есть бутылки с алкоголем - сразу нет.

3) Датские рабочие живут лучше российских журналистов.

5/12 Какие дикие истории с вами случались в дороге?

Это было 2 недели назад, я ехал из Казани в Челябинск. Время было почти 10 вечера, я стоял на объездной города Уфа пытаясь словить машину до конечного пункта. В один момент остановился лысый мужик на пассажирской газели, звали его Ильдар, он ехал в Челябинскую область и согласился подбросить меня. Как только мы тронулись он спросил пахнет ли у него в салоне, на что я ответил нет и я тут же спросил в ответ "а чем должно пахнуть?" "Да ничем." Ответил водитель. Повернув голову в сторону салона я почувствовал ощутимый запах забористой травки. Я сказал драйверу что сзади все же пахнет, и он без слов понял что я имел в виду. Через пару километров он сказал что его клонит а сон и ему не помешало бы нырнуть в озеро да бы взбодриться, на что я был не против.

Мы съехали с магистрали, он заглушил двигатель и глубоко вздохнул. Через пару секунд что то зашуршало в кустах и водитель вытащил ствол, наставил его в сторону кустов и с криком "выходи сука" произвел 3 выстрела. Мои глаза обрели размер с 5 копеечную монету, водитель попросил меня подождать на выезде из озера, сказал что выедет через 15 минут. Я вышел и незаметно для себя выкурил подряд 3 сигареты. Выйдя на дорогу решился уехать от этого водителя и начал голосовать, но было темно, стоял я так около часа. Вспомнив его обещание выехать через 15 минут мне стало интересно стоит ли его машина у озера? Машина стояла, я подошел ближе, за рулем никого не было но пассажирская дверь было открыта.

На сидениях лежал водитель со следами рвоты у рта, рядом валялся пакетик с порошком, пузырь с физ раствором и использованный шприц. Пульса у него уже не было, поэтому я отошел от машины на половину километра, вызвал скорую (анонимно), поймал машину и поехал дальше. Через пару часов начали звонить из полиции с просьбой приехать и дать объяснение, но я уже был далеко. На вопрос жив ли он мне ответили что он скончался от передозировки героином.

6/12 Как общаться с водителями, которые подвозят вас?

Автостоп очень сильно прокачивает навык общения, потому что ты попадаешь в ситуацию sink or swim: или ты садишься всем на уши и напрашиваешься в машину, или стоишь мерзнуть на трассе. Язык до Киева доведет, и в контексте автостопа это не просто поговорка, а азбучная истина!

Обычно автостопщика берут с собой, чтобы использовать в качестве источника внешнего раздражителя, то есть скоротать путь и не заснуть в дороге. Постарайтесь угадать настроение водителя и развлечь его интересными вопросами или ответами о себе. В этом вам поможет опыт, полученный на TheQuestion. Если водитель не настроен к общению, потому что он слишком устал, то расскажите о себе интересную историю, просто помолчите, почитайте книгу, посмотрите карту. Никогда не спите в автомобиле. 

Спрашивайте личные вопросы - о работе, о семье, куда едет и зачем, интересуйтесь устройством автомобиля, двигателем и другими техническими деталями. Узнаете много нового о жизни, потому что у всякого водителя найдется пару интересных историй. Чем больше вы общаетесь, тем выше шанс получить от него бонус в виде бесплатной кормежки и точного попадания к месту назначения. Я путешествовал в Норвегии вместе с водителем из Латвии, который отлично говорил по-русски, в итоге он нашел мне отличный кемпинг, дал свой телефон на всякий случай и познакомил с парой человек, которые мне помогли проехать дальше. 

Но есть одно строгое правило. Существуют три стоп-темы, на которые НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя разговаривать: это секс, политика и религия. Если водитель спрашивает – уходите от этих трех тем всеми силами, иначе вы рискуете оказаться в конфликтной ситуации. При этом в первом случае речь идет о вашей личной безопасности, а во втором и третьем – о риске оказаться на обочине посреди мертвой трассы. 

Короче говоря, расслабьтесь, ведите себя уважительно по отношению к водителю, и все будет прекрасно!

7/12 Общаются ли потом автостопщики с теми, кто их подвозит?

Иногда мы обмениваемся телефонами, но начинаем общаться очень редко. Хотя сейчас я переписываюсь с парнем, который оставил нам ключ в сапоге, а сам уехал. Так мы и не виделись, но подружились.

Некоторые стоят на дороге часами, но мне как правило везёт: в течение 30 минут останавливается машина или находится человек на заправке. Недавно наши друзья ехали от Москвы до Архангельска двое суток, хотя нормальное время в таком случае часов 20, мы в них укладываемся. Не знаю, удача это, или какая-то тонкая грань поведения на дороге. Есть люди, которые утверждают о кодексе автостопщика, но мне кажется, важно одно правило: вести себя прилично. Для меня автостоп связан с культурой хиппи и практикой некого отречения. Одна моя старшая подруга, которая попала в течение хиппи, как-то подобрала двух девочек, которые утверждали, что водитель обязан довезти их по адресу, раз уж подобрал, а автостоп придумал какой-то тридцатилетний (кажется) россиянин, написавший странный кодекс. Ей было смешно и странно это слушать. На мой взгляд, эти сектантские наклонности портят чистоту эксперимента. Есть лайфхаки, которые помогают быстрее уехать: стоять лицом к водителям, потому что, по их собственному опыту, это важно: они решают, кого подбирать. По той же причине ставить перед собой походные рюкзаки, чтобы не приняли за проституток. Не надо стесняться спрашивать тех, кто на стоянке, иначе можно остаться на ней ночевать.

Есть такая традиция: петь песни для трассы, раскидывать по ней цветы или сделать для нее то, чего она не видела, чтобы быстрее уехать. Однажды мы с подругой побратались ночью в Сибири, прямо как цыгане в фильмах. Ещё мы желаем друг другу теплой трассы.

Об автостопе важно знать, что рассказы об опасностях и о том, что автостопщики ведут себя как нахлебники – это миф, созданный «нормальностью». Доброта на дороге встречается чаще, потому что останавливается тот, кто хочет помочь. При этом водители как правило рады попутчикам, потому что им скучно в дороге, а некоторые торопятся куда-то и им необходимо, чтобы кто-то отвлекал их от перманентного засыпания. Можно сказать, что беседами и историями мы платим за проезд, таким образом избегая фетишизма, завязанного на деньгах. Это аналог платы, свободной от товарно-денежных отношений.

8/12 Как изменился автостоп с развитием мобильных технологий?

Новые технологии скорее мешают, потому что платные дороги и приложения типа BlaBlaCar во многом вытеснят автостоп. Хотя это скорее претензии к капитализму, а так я за все новое, поэтому пусть будет так, как будет. Я попала в то время, когда автостоп возможен, и я этому рада.

Для меня прелесть автостопа заключается в том, что маршрут я планирую по пути. Заранее мы выбираем только примерное направление и самую далекую точку. Например, мы едем на Байкал, а где остановимся, что увидим – это уже как пойдет. Мне важно чувствовать, что я свободна управлять тем самым парящим желанием остановится или ехать, которое никогда не совпадает с четкими планами, характерными для стандартных туристических поездок. Ну и романтика некоего спонтанного дикарства здесь важна.

9/12 Как подготовиться к первому поездке автостопом, если тебе 16, ты девушка и собираешься ездить одна?

Я автостопом поехала в 17 лет. Фейловый случай был всего один раз, это был нерусский дальнобойщик, ну и он к нам не стал приставать, а просто сказал: "5000р за каждую (я тогда ехала с подругой)". Мы сразу попросили остановить, чтобы он нас выпустил. Хотя в начале он нам показался добрым мужиком, который шутки шуткует. Первое впечатление всегда обманчивое... Лучше с кем-нибудь в первый раз поехать на небольшое расстояние (500-1500 км) и заранее просмотреть маршрут по яндекс-картам, заскринить, еще можно выписать на листок промежуточные города, которые находятся по пути до твоей избранной точки. Просто некоторые водители, которые едут на легковых авто, не всегда знают, какой город может находиться на расстоянии 1000 км, поэтому лучше спрашивать самый ближайший город из списка. И если водитель едет в том направлении, то уже можешь спрашивать, не едут ли они случаем до города, который тебе нужен.

Еще заранее найди себе человека, который может вписать в городе на оф.каучсерфинге или вк каучсерфинг.

Я в первый раз ехала с обычным рюкзаком, там был баллончик, документы, средства гигиены, пару вещей и немного денег, я брала из налички 500р на расстояние 2000км. И потратила только 150р за всю дорогу, в основном нас кормили водители, иногда они деньги дают :)

Чаще, конечно, подбирают девушек, парней не особо. Мы проводили опрос среди водителей "Почему чаще берут девушек,чем парней", все отвечали почти одно и тоже, что парни должны добиваться всего сами, а девушек нужно оберегать.

Извести родителей, что едешь. Просто моего знакомого как-то в Нижнем Новгороде забрали в участок, так как он несовершеннолетний ехал, а отец ничего не знал, в итоге его отправили домой на поезде.

10/12 Насколько опасно ездить автостопом для девушек?

Автостоп, в принципе, более опасный способ путешествий, чем иные, скажем так, более цивилизованные способы (самолет, поезд, собственный автомобиль). С другой стороны, опасность автостопа, боюсь, сильно преувеличена.

Есть несколько факторов, влияющих на благополучие и безопасность автостопного путешествия. Среди них - "цивилизованность" страны вашей поездки, правильное поведение, следование нормам безопасности (например, ночью стопить опаснее, чем днем), опыт и стаж подобных путешествий, возраст, количество участников. Гендерный фактор, к сожалению, действительно имеет значение. Считается, что безопаснее всего путешествовать вдвоем - двум парням или парню с девушкой. Пара женщин уже будет более уязвима. А женщина, путешествующая в одиночку, действительно рискует больше остальных. Но это не значит, что она обязательно нарвется на неприятности.

Мне неизвестно, существует ли какая-то официальная статистика по автостопу. Но предлагаю почитать анализ и результаты опроса о безопасности, который был проведен среди 77 российских автостопщиков в 2004 году. 

Всего было выявлено 32 несчастных случая, произошедших с 25 автостопщиками. Из этих 32 случаев – 28 преступления, и лишь 4 – ДТП. (12,5 процентов от общей массы). Причем эти ДТП не повлекли серьезных последствий для автостопщиков. Самые частые преступления (из этих 32) - грабежи и изнасилования. Убийство крайне маловероятно.

Что имеем в сухом остатке? Вероятность опасных ситуаций есть. Насколько она выше, чем при обычной жизни в большом мегаполисе, сказать сложно. Вдвоем путешествовать безопаснее, чем одному. В Европе безопаснее, чем в России (и странах третьего мира). Мужчине немного проще, чем женщине. Опытному проще, чем новичку. Мой личный опыт автостопа: около 10 000 км стажа (вдвоем и в одиночку), Европа, Россия, Турция, немного Юго-Восточной Азии. Некоторое количество неприятных ситуаций - да, были; криминальных или несчастных случаев на трассе - нет.

11/12 Где путешественнику автостопом по Европе можно принять душ в дороге?

Перво-наперво, конечно же, в хостелах. В большинство из них, зачастую, даже можно не заселяться, а просто попроситься сходить в душ. Удастся либо за бесплатно, либо за совсем небольшие деньги. В эту же категорию попадает и сервис B&B.

Если есть прямо строгая необходимость: многие заправки на съездах с автобанов оборудованы душевыми кабинами, которыми обычно пользуются дальнобойщики, но в Европе там всегда довольно чисто.

А можно и вовсе поднять этот вопрос во время самого стопа, если понимаете, что водитель явно едет домой. Не напрямую спрашивать разрешения, а просто посетовать, что как-бы было хорошо сейчас принять душ. Если вы приятный человек и хозяину машины комфортно, то без проблем могут предложить заехать в гости ненадолго. Тут есть немного напряжённый момент для девушек стоперш, но если они путешествуют с парнями, либо просто не допускают в речи и намёка на инсинуации, то всё будет хорошо.

Везде всё примерно одинаково – тёплая вода сверху. Разве что в Европе чуть безопаснее и чище.

12/12 Как вы увлеклись автостопом?

Я знала одного человека, который писал про автостоп. Он много рассказывал, и лет в четырнадцать у меня появилась мечта поехать автостопом на Байкал. Понятно, что это может быть опасно и нормальный человек испугается маньяков на дорогах и так далее. Кстати, у того моего друга многие рассказы заканчивались смертью автостопщика, например, его сбивала неудачно затормозившая фура. Я начала кататься автостопом в подростковом возрасте в соседние от Иванова города просто чтобы не просить денег на билеты у родителей и скрыть от них свои похождения. Настоящий автостоп начинается, когда едешь несколько дней. Мы с моей подругой ездили на Байкал, Алтай, в Крым, на Соловки, так что 20000 км точно уже наездили. Когда я попробовала выехать из Москвы в Беларусь на первом курсе, я не ждала ничего кроме приключений. Потом, когда ты взрослеешь, появляются свои дела, но дорога все равно привлекает, потому что это несколько иная реальность. Когда ты в дороге, не нужно думать о смысле жизни. В этой реальности сложно долго существовать, как раз потому, что «жизнь так не построишь»,  но ее отрывочный характер в некотором смысле более полноценен, чем обычная жизнь.

Ты постоянно сталкиваешься с разными людьми, водителями и хостами, ситуаций было так много, что хватит на книгу. Можно встретить человека, который показывает фото трупа «по работе», человека, который пригласит домой и накормит, нового друга, рыбака, который отвезет на лодке в тайгу и его восьмилетнего сына, который знает, почему времени не существует. То, что по-настоящему переворачивает твой мир – это взаимоотношения с попутчиком. На дороге только попутчик является постоянством, и ты всегда узнаешь его ближе, открываешь его как человека и пытаешься с этим справиться. В Сибири нам попалась девочка, которая по дороге потеряла паспорт, деньги, телефон, спальник... Она постоянно ныла, и мы ссорились из-за того, кто будет с ней в паре, но попутчиков не бросают, и пришлось пытаться ее полюбить. Но на деле после этого я просто с ней не общаюсь.