«Я кришнаит. Я счастлив»
Загляните внутрь сообщества кришнаитов – крупнейшей индуистской организации в России. Некоторые считают их безобидными сектантами. После ликвидации «Свидетелей Иеговы» их тоже могут запретить среди прочих нетрадиционных религий. Так почему же они по-прежнему выглядят такими счастливыми? И каково это – быть частью сознания Кришны?
7 вопросов
1. Кришнаиты – это секта?2. Где расположено Общество сознания Кришны?3. Как устроена кришнаитская община?4. Что находится в кришнаитском храме?5. Чем занимаются кришнаиты?6. Каково это – быть кришнаитом?7. Что делать, если твой парень стал кришнаитом?

Как уже было отмечено, существует более красивый термин: Новое религиозное движение (NRM). Кришнаиты, а точнее "Международное общество сознания Кришны" (International Society for Krishna Consciousness) - это чисто западная организация, организованная в 60-х годах прошлого века в Нью-Йорке Свами Прабхупадой. 

Известный британский социолог Рой Уоллис разделил НРД на три группы: 1) Новые религии отвергающие мир (The World-rejecting new religion); 2) Признающими существующий общественный порядок (World-accommodating new religion); Приспособившиеся к миру (The World-affirming new religion). Уоллис относил кришнаитов к первой группе. Типическим представителем второй группы для него был пентакостализм, а движение "Трансцедентальной медитации" (то есть классические ньюэйджеры) он относил к третьей группе.

Безуловно, гаудия вайшнавизм послуживший религиозной основой организации сущестовал в Индии до этого уже лет 500, но там он все-таки вписан в систему традиционных религиозных верований. На Западе же это было совершенно новое учение с совершенно новой организацией. 

Стоит обратить внимание на тот факт, что практически все сампрадаи (этот термин сразу не переведешь... направления? ...пусть будут аналогом христианских деноминаций) индуизма отвергают иностранцев. То есть для того чтобы занимать хоть какое-то положение в индийской религиозной системе надо родиться индусом, желательно не в самой низшей касте. Выйти из этой системы для индуса возможно только через присоединение к другой религии, например стать мусульманином, христианином или буддистом (буддизм в Индии в последнее столетие стал крайне популярен именно у далитов). Религиозный же статус иностранцев, что бы они не делали, автоматически приравниваются к статусу неприкасаемых. Собственно вайшнавизм едва ли не единственная сампрадая позволяющая иностранцам занимать пристойное положение в религиозной иерархии.

2/7 Где расположено Общество сознания Кришны?

Я захожу в одноэтажное здание с вывеской Культурный центр ВОС (Всероссийское общество слепых) и двумя каменными индийскими слониками по двум сторонам двери. Здесь на улице Куусинена уже четвертый год расположена московская община Общества сознания Кришны.

Община арендует нижнюю часть здания под храмовое помещение. В фойе есть магазин с индийской одеждой и вегетарианское кафе. Там меня встречает Вишну-таттва дас – вице-президент общества и специалист по связям с общественностью в московской общине. В миру его зовут Вадим Борисович Борисов. Он присоединился к движению кришнаитов в конце 80-х годов во время учебы в педагогическом институте. Вишну-таттва рассказывает, что в книгах Бхактиведанты Свами Прабхупады, духовного учителя общины, нашел ответы на все волновавшие его вопросы. До этого он интересовался духовными практиками, читал Библию и древнекитайские трактаты. В начале 90-х годов женился, переехал в Новосибирск и начал руководить местным, а после региональным западно-сибирским центром общины (Красноярск, Новосибирск, Алтайский край). Затем он вернулся в Москву и сейчас занимается связями с общественностью в московской общине.

Вишну-таттва называет членов общины вайшнавами. Вайшнавизм – это религиозное течение в индуизме, его последователи поклоняются богу Вишну. Кришнаизм – его ответвление с культом Кришны.

В 60-х годах индийский монах Бхактиведанта Свами Прабхупада отправился в Америку знакомить Запад с учением Кришны. Довольно скоро, в 1966 году он зарегистрировал «Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН) и уже в 70-х кришнаиты стали узнаваемым религиозным сообществом. В СССР движение начиналось в конце 70-х, начале 80-х годов с квартирных встреч и аренды залов по праздникам. В 1971 году Прабхупада приехал в СССР и дал толчок развитию российской общины.

В 1988 году была зарегистрирована религиозная организация «Общество сознания Кришны города Москвы». Вскоре потребовалось собственное помещение, но община до сих пор остается в статусе арендаторов. Это противоречит философии вайшнавов: если божество единожды устанавливается в алтаре, переезжать на другое место оно уже не должно. В планах общины построить собственный ведический центр.

На сайте организации говорится, что на 2016 год в России зарегистрировано 79 общин и более 400 малых духовных групп в более чем 120 городах общей численностью не менее 30 тысяч последователей и не менее 150 тысяч интересующихся этой философией и культурой. 

3/7 Как устроена кришнаитская община?

Как устроена кришнаитская община?

Правильнее говорить, конечно, гаудия-вайшнавы (бенгальские вайшнавы), а не кришнаиты. С точки зрения, религиоведческой и, тем более теологической, здесь наблюдается разница, хотя ее не ощущают люди, не знакомые с данной традицией. Но коль уж скоро привилось такое народно-бытовое название, то пусть.

Гаудия-вайшнавская общинность — понятие сравнительно молодое. Такие сообщества стали появляться примерно 500 лет назад, после того, как случилось возрождение древней традиции бхакти. Начало эпохи бурного возрождения связывают с беспрецедентной проповедью Шри Чайтаньи (1486-1534), которого называют самым милостивым воплощением Кришны, а также Золотым Аватаром Кришны.

Существует разница между общиной и ашрамом. Ашрам — это, в данном контексте, место, где живут ученики конкретного духовного учителя (гуру), постигающие духовную науку теоретически и практически, то есть в служении. Другое значение понятия «ашрам» — это уклад жизни, вехи, через которые проходит человек в своей сознательной жизни. Различают ведические ашрамы брахмачарьи (ученичества), грихастхи (семейной жизни), ванапрастхи (постепенного отхода от семейных обязанностей после вступления детей во взрослую жизнь) и санньясы (отреченного образа жизни, всецело посвященного духовной практике).

Жизнь общины — это куда более сложный духовно-нравственный и духовно-социальный институт, чем просто ашрам. Ашрамы как группы так или иначе входят в жизнь общины. Осью, вокруг которой вращается жизнь общины и всех входящих в нее социальных групп и ашрамов, становится действующий храм или духовный центр. Это вообще характерно для всех индуистских храмов, начиная с самой Индии, где в святых местах популярные святилища традиционно даже выполняют роль своеобразных градообразующих структур.

Фактически, понятие общины определяется наличием храма или духовного центра с алтарем. Духовная практика вайшнавов предполагает реализацию в человеке следующих важнейших принципов: нама-ручи (повторение, прославление и почитание святого имени Бога), которая может быть совместным (киртан, санкиртан) или индивидуальным и уединенным (джапа, бхаджан), джива-дойя (милосердие и сострадание к другим, включая всех живых существ), вайшнава-сева (служение другим верующим и, прежде всего, святым личностям). Шри Чайтанья особо выделял из всего обширного списка традиционных духовных методов также бхагават-шраван (слушание и повторение священного писания), матхур-васа (проживание в святом месте или воссоздание вокруг себя атмосферы святого места) и мурти-сева (поклонение Божеству — совместно или индивидуально). Иными словами, мурти-сева — это совместное служение Богу в условиях храма, лежащее в основе общинной жизни. Хотя почти в каждой вайшнавской семье есть свой домашний алтарь, особо престижным считается все равно приходить регулярно именно в храм, где можно ощутить себя слугой и гостем в доме главного хозяина, то есть Бога, в то время как у себя дома мы порой обязаны воспринимать именно себя хозяином положения.

Храм Кришны просыпается очень рано. Первое богослужение мангала-арати (то есть, благоприятное) начинается в 4.15 утра. За день тут проводится несколько богослужений, в ходе которых в алтаре совершается пуджа (церемония поднесения огня, цветов, воды и листьев священного дерева Туласи, а также экзотических яств), сопровождаемая пением под дробь глиняного барабана-мриданги и ритмичное постукивание бронзовыми тарелочками-караталами. Утром в храмах читают писание Шримад Бхагаватам, а вечером Бхагавад-гиту. Лекции по священным писаниям выглядят еще и как незатейливый урок санскрита, потому что каждый может продекламировать стих на этом языке. Сами лекции читаются на русском и на английском, если лектор индус. Как правило, многие вайшнавы хорошо понимают английский и охотно цитируют стихи и гимны на санскрите.

Жизнь общины просматривается в постоянном, непрекращающемся богослужении, в которое вовлекаются все прихожане и монашествующие. Если позволяют условия, в храме живут монахи (брахмачари, ванапрастхи) и пуджари (священнослужители), которые непосредственно служат Божествам (мурти, фигурам, олицетворяющие образ Бога) и обеспечивают хозяйственную жизнедеятельность храма.

Традиционно административное и хозяйственное управление храмом возлагается на маханта, или настоятеля. Со времен ачарьи-основателя Общества сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977), который стремился к тому, чтобы сделать сложную санскритскую терминологию максимально ясной для западного человека, стало расхожим, однако, более современное понятие — «президент храма». Поэтому, услышав такое непривычное сочетание, можно не удивляться.

Внешняя проповедническая, благотворительная и культурно-просветительская деятельность общины, а если точнее, то соответствующих групп вайшнавов, так или иначе направлена на благоденствие храма, хотя популяризация ведических духовно-нравственных ценностей в Обществе сознания Кришны всегда была также и независимым видом деятельности.

Храм вовлекает прихожан в организацию и проведение религиозных праздничных мероприятий — как общеиндуистских, так и внутрихрамовых. Участие в жизни храма выражается и в финансовой поддержке. Храм действует благодаря пожертвованиям прихожан и частных лиц, интересующихся этой древней философией и культурой.

В больших городах России есть многочисленные индийские общины. В Москве, по разным оценкам, количество индийцев достигает 15 тыс., и многие из них посещают храм Кришны. Это индийские бизнесмены, студенты, туристы, а иногда и государственные деятели, находящиеся в столице с официальными и неофициальными визитами. Так, недавно храм Кришны посетила парламентская делегация во главе со спикером Сумитрой Маходжан и депутатом Хемой Малини, знаменитой киноактрисой, известной россиянам по фильму «Зита и Гита» и другим. Для индийских прихожан выделен специально один день в неделю, в субботу, когда они организуют свои собственные духовные вечера с лекциями по священным писаниям на английском и хинди. После лекций они угощают всех острыми и сладкими блюдами настоящей индийской кухни. Индийцы принимают активное участие в проведении больших религиозных праздников.

Таким образом, вся жизнедеятельность происходит во взаимодействии священноначалия и прихожан, причем каждое звено этой иерархии, отличаясь друг от друга своим духовным статусом, обладает равными духовно-нравственными правами, поскольку выполняется общее дело, а высшим благополучателем в любом случае все равно оказывается Бог.

Жизнь общины вне храма продолжается также в малых группах духовного общения, которые называются нама-хаттами и бхакти-врикшами. В них прихожане общаются, получают начальное духовное образование, приобретают навыки духовной практики и т.д. Сохраняя свою самостоятельность, нама-хатты вносят, пожалуй, самый весомый добровольный вклад в подготовку и проведение праздников и фестивалей, которых очень много в праздничном вайшнавском календаре. Оставаясь осью вращения общины, храм не посягает на самостоятельность своих прихожан и их малых сообществ и не оказывает существенного влияния на их просветильские и образовательные планы. Такую практику взаимоотношений можно вполне назвать демонстрацией ведического принципа «единства в многообразии», который представляет собой одну из фундаментальных основ учения Шри Чайтаньи, а также созвучен старинному ведическому изречению васудхаива кутумбакам — «весь мир — одна семья».

Надо отметить, что аналогичным образом построены внутренние отношения и в вайшнавских сельхозобщинах, число которых растет с каждым годом. Меняются лишь декорации — с городских пейзажей на природный ландшафт, и усиливается интенсивность духовной практики.

4/7 Что находится в кришнаитском храме?

Я снимаю обувь в раздевалке, и мы босиком спускаемся в храмовый зал. В обуви туда заходить запрещено. Мы оказываемся в большом продолговатом зале с балконом. Внизу два алтаря. Один из них был закрыт, когда мы пришли, но его открыли через час в начале киртана (службы). Вишну-таттва объяснил, что «божества в соответствии с определенным режимом спят, у них дневной сон». У входа вижу скульптуру сидящего на троне ачарьи Прабхупады. 

Храм открыт ежедневно, без выходных и перерывов. Прийти в него может любой человек независимо от вероисповедания и мировоззрения. Вишну-таттва говорит, что здесь рады каждому: «Разделение людей по политическим и религиозным признакам неестественно, каждый человек – это частица Бога, и все люди – единая семья одного Отца».

Женщины одеты в сари и платки, на мужчинах полотняные рубашки и штаны. Одежда разного цвета и каждый что-то означает. Белый цвет – семейный человек, светло-оранжевый – послушник или неженатый. Женщина в белом сари – вдова или ведущая отреченный образ жизни. Практикующим вайшнавам желательно переодеваться в храме – это настраивает на определенный лад, говорит Вишну-таттва.

Я пришла к середине киртана, когда несколько музыкантов играли на фисгармони, ручных караталах и барабане мриданга и воспевали «Харе Кришна». Караталы и мриданга – традиционные индийский инструменты. На киртане было около двадцати человек, они сидели на полу на пенках. Один молодой человек кружился и танцевал, пожилая женщина раскрыла раскладной стульчик, села и записывала что-то в блокнот. Иногда становилось оглушительно громко, кто-то пел, кто-то сидел с закрытыми глазами или слушал и смотрел по сторонам.

5/7 Чем занимаются кришнаиты?

Главный орган общины – Руководящий Совет со старшими вайшнавами, который управляет восемьдесятью кришнаитскими центрами в двенадцати регионах страны. Все решения внутри центров принимаются местными советами. Московский совет, например, решает социальные вопросы, вопросы проповеди и поклонения божествам.

Городская община состоит из малых групп по 10-15 человек. Вишну-таттва называет их «духовными семьями». Члены общины дружат и тесно общаются друг с другом. Принято встречаться несколько раз в неделю, чтобы вместе практиковать медитацию и воспевать святое имя. Храм – центр общины, храмовые божества – центр поклонения. По словам Вишну-таттва, совместная духовная практика – главное, что держит и собирает людей в группу.

Члены общины делятся на посвященных и непосвященных. В московской общине приблизительно 5-6 тысяч последователей, из которых только две тысячи посвященных. Для непосвященных членство не регламентировано: нет инструкций и четких параметров вступления. Для них просто важно практиковать, изучать писание и следовать его философии, а также принять авторитет учителя и руководства. Еще есть четыре правила, которым желательно следовать: не есть рыбу, мясо и яйца, отказаться от интоксикации, незаконного секса и азартных игр.

Самое важное предписание – повторение мантры «Харе Кришна». Поющий мантру уже считается начинающим вайшнавом, человеком, который находится в орбите общения для общины.

Кроме этого, член вайшнавской общины должен соблюдать законы и желательно состоять в браке. По словам Вишну-таттвы в общине стремятся к тому, чтобы ее члены имели ясный социальный статус и вступали в семейную жизнь. Есть специальные учебные программы и курсы для желающих вступить в брак и уже состоящих.

Правила строже для тех, кто хочет получить посвящение. Для этого следует принять четыре обета, ежедневно практиковать медитацию и изучать писание по три часа в день. Человеку предлагается пройти год испытательного срока, чтобы укорениться в намерении стать посвященным. В течение года, он/а ведет себя как ученик: соблюдает правила, обеты, регулярно практикует и несет служение.

Вишну-таттва рассказывает, что в общину приходят много молодых людей до 30 лет, также в ней много пожилых людей и детей, и что приходят чаще люди с высшим образованием.

Общины также ведут хозяйственную деятельность. В регионах при общинах работают детские сады, начальные школы и ряд совместных производств. В Москве делают хлеб, вегетарианские продукты, молочную и соевую продукцию. В здании общины работает вегетарианское кафе «Сатва». Вишну-таттва предложил мне выбрать любые блюда из ассортимента. Я остановилась на баклажанах с тофу и облепиховом напитке, а на десерт мне вручили два контейнера с индийскими сладостями. Обедать в «Сатву» приходят не только люди, знакомые с кришнаизмом. По словам моего собеседника, за столиками часто видели Макса Фадеева. В магазине напротив кафе продают ведическую литературу, индийскую одежду и продукты. Я долго фотографировала полки с вегетарианской колбасой. Работают в кафе и магазине тоже члены общины.

По словам Вишну-таттвы, в Москве действуют образовательные курсы по четырем основным человеческим потребностям. Для физических потребностей – курсы по йоге и консультации по аюрведе, для эмоциональных – семейные курсы, психологические консультации, занятия по личностному росту и прогрессу, для интеллектуальных – программы по астрологии и занятия по ведической философии. И для духовных вопросов – храм, духовные практики, утренние и вечерние службы, изучение писания. Община участвует в двух социальных проектах: «Пища жизни» – проект по раздаче пищи малоимущим людям и «Общее дело» – программа по борьбе с алкоголизмом, в рамках которой вайшнавы читают лекции о вреде алкоголя.

Вайшнавская община существует за счет пожертвований прихожан. Прибыль также приносят: продажа духовной литературы, кафе, рестораны, магазины, производства продуктов (соевая, молочная продукты, вегетарианская колбаса) и разные семинары семинаров и обучающие программы. При этом ИСККОН контактирует с другими кришнаитскими общинами в других странах, несмотря на различия в практиках и разных учителях. Вишну-таттва подчеркнул, что это «неконфликтные вопросы», их объединяет единая философия и мировоззрение.

6/7 Каково это – быть кришнаитом?

Мне сейчас 30 лет. Я режиссер кино, делаю ролики малого калибра, художественные работы и преподаю йогу. Не могу сказать, что из этого хобби. Это в равной степени вещи, которыми я очень дорожу. Я не просто так начал с профессиональной части, потому что она во многом помогла мне найти себя в этом обществе и в Обществе Сознания Кришны.

Семь лет назад я оказался в Лондоне, куда поехал защищать магистратуру. Там у меня появилась возможность переоценить многие вещи.

Я увидел людей самых разных конфессиональных и этнических бэкграундов, и в какой-то момент стал спрашивать себя: "А кто же такой я? Кому я принадлежу? Какова моя роль? Если кино, то кино какого рода я хотел бы снимать?". Подобного рода вопросы стали вдруг часто всплывать у меня в голове.

По счастливой для меня случайности, мой университет был в десяти минутах ходьбы от Radha-Krishna Temple — часть международного общества, которое сейчас можно найти во всех мегаполисах мира.

К тому времени я уже изучал христианство, родившись в России, и имел представление о буддизме, потому что просто было интересно и побывал в ряде монастырей Непала, Тайланда, Индии. Поэтому когда я столкнулся с сознанием Кришны, почва уже была подготовлена к тому, чтобы что-то "проросло".

Тем не менее, был момент, когда я немного засомневался.

Знаете, бывает, мы опасаемся, что можем не туда попасть, с кем-то ни тем начать общаться. Не всегда хватает ощущения, что у нас есть друзья, на которых можно положиться, что они честны по отношению к тебе. И вот эта нехватка искренности накладывает свой отпечаток.

Я стал испытывать людей из общества Кришны. Изучал, как они проповедуют и каким делом подтверждают те возвышенные качества, о которых говорят. Я пристально на все это смотрел. Но чем больше смотрел – тем больше отзывалось мое сердце.

Поначалу я не понимал, зачем так много времени отводить на лекции. В храме слишком много обсуждали священные писания, говорили о Кришне, о том, что он делает в духовном мире. Как все связано, как душа находится в теле - разные (с духовной точки зрения) базовые вещи. А так как я в тот момент был очень ориентирован на карьеру, то мне хотелось слушать более практичные, как мне казалось, вещи.

Потом я начал больше читать и заметил, что даже очень успешные люди, такие как Билл Гейтс или Стив Джобс, или недавно ушедший солист группы Linkin Park и многие другие говорят, что ни богатство, ни слава не могут дать внутреннюю полноту. Я начал прозревать. Так многие имели, казалось, все, что люди хотят иметь, но при этом не были по-настоящему счастливы. Они по-прежнему старались обрести себя, порой оказывались в депрессии, несмотря на все блага, которые у них были. И вот тогда начался мой путь... Я стал полноценно общаться, задавать вопросы, и постепенно выстраивалась полная картина.

Даже режиссура обрела для меня совершенно иной смысл.

Я стал наблюдать за процессом создания кино и обнаружил в нем огромное количество закономерностей. Также и в нашей жизни вновь и вновь мы сталкиваемся с совпадениями, синхронизациями, словно "рука невидимого Режиссера" верховодит этим процессом. Я стал находить ответы на разные вопросы из прошлого и детства. Все стало обретать свое место.

И вот эта вот режиссура в моей собственной жизни и того, что происходило в жизни других, стала принимать законченный вид. Логичным образом пришли идеи кармы, реинкарнации, в целом путешествия, которое совершает душа, пока она не обретет любовь и не познает смысл жизни.

И вторая вещь немаловажная. Десять лет назад я впервые столкнулся в Москве с йогой. Мне было двадцать, на тот момент я работал в преуспевающем клубе, и у меня были разные ночные похождения. Эта жизнь так изматывала, что я понял - надо все изменить.

Йога, которая представляет собой физические и дыхательные упражнения, стала моим спасением. Она позволила мне обрести здоровье, избавиться от дурных привычек, бросить курить, пить, отбила вкус от ночных увеселительных программ, на которые молодежь падка. Это "уходило" естественным образом, потому что благодаря йоге и медитации "приходили" более высокие состояния.

А сейчас... Сейчас я кришнаит :) И очень счастлив от того, что со мной происходит. Хотя и стараюсь все время держать своё сознание открытым, учиться у своих духовных учителей и задавать вопросы, на которые не могу ответить.

Внутри общества Кришны (да и снаружи) я преподаю йогу и стараюсь заботиться о здоровье: веду вебинары, в рамках которых призываю людей следить за телом, держать баланс. Время от времени делаю ролики, вот недавно фильм снял «Забыть, чтобы вспомнить». Он выиграл на московском кинофестивале «Я вижу Бога». И в целом мне интересно тоже , как через социальные сети и через кино можно правильные вещи сообщать людям и стараться духовно возвышать и вдохновлять через медийное пространство.

Жизнь удивительна! Важно найти свой путь! И кто знает, может кто из вас найдет себя в этой прекрасной культуре?! ;) 

7/7 Что делать, если твой парень стал кришнаитом?

СО МНОЙ ТАКОЕ БЫЛО, РАССКАЗЫВАЮ:

1. приготовиться к тому,что ваше совместное питание перестанет быть "как прежде": полный отказ от мяса, алкоголя, рыбы, птицы и морепродуктов - это только первая ступень. Из рациона вашего парня так же исчезнет чай, кофе, табак, лук и чеснок - т.к. данные продукты по ведам запрещены, как полунаркотические, кажется. То есть, если ваш молодой человек заявил, что "стал кришнаитом", но при этом начинает утро с бутербродика под кофеек с сигареткой, то он-не труКришнаит, возможно, "это пройдет". Иначе - принимайте для себя решение: устраивает ли вас подобное? Продумайте, как будет выглядеть ваш совместный быт при условии подобных корректив?

2. приготовиться к тому, что ваш досуг изменится: если раньше вы,возможно, включали фоном фоном телевизор и занимались своими делами, то теперь в вашей жизни появятся аудиолекции о ведах, вы узнаете кто такой Нарушевич и Торсунов, например (очень популярные авторы у начинающих кришнаитов). И если первый читает вполне себе светские лекции о том, как разобраться в себе, быть счастливым и найти свое место в жизни, без пропаганды Вед и кришнаизма, и прослушивают его люди от религии далекие, то вот Торсунов очень даже четко и жестко доносит до своих слушателей мысли о том, что должна делать женщина, как должна служить своему мужу, носить юбку-в-пол, балансировать свои чакры и энергии и т.п. Следует подумать - нужно ли оно вам? Самое главное, что роль мужчины тоже оговаривается и догматизируется, к сожалению, четкое следование этим догматам в реалиях современной российской городской жизни достаточно сложно. Поэтому в вашей жизни появится следующий пункт:

3. приготовиться к тому,что в его жизни появится Община, к которой вы не принадлежите. Насколько мне известно, Община устраивает еженедельные, а то и чаще, сборы, совместные медитации, чтения и обсуждения Вед и "Бхагавад-Гиты". Будьте готовы к тому, что ваш молодой человек вместе с членами Общины будет ходить по улицам и петь "Харе Кришна", раздавать книжки и вести пропаганду. Ваше совместное время заметно сократится.

4. смириться с тем, что из ваших отношений исчезнет секс до брака. Совсем. Любой.

5.Самое главное, с учетом вышеперечисленного, принять для себя решение- можете/хотите ли разделить с ним это путь или сосуществовать вместе в мире дальше?