Эхо Екатеринбурга
Расстрел Николая II и его семьи в доме купца Ипатьева 17 июля 1918 года является одним из самых громких событий в новейшей истории России. Гибель последних Романовых и их посмертная судьба в новой подборке TheQuestion.
10 вопросов
1. За что расстреляли всю семью Николая II? Кто это сделал?2. Были ли попытки спасти Романовых из заключения в Екатеринбурге?3. Почему расстрел царской семьи вызвал такой резонанс тогда и сейчас, если Николай II уже не был императором?4. Как рассказывали на уроках истории в СССР про революцию и убийство царской семьи?5. Почему Николай II был канонизирован РПЦ, несмотря на его чрезвычайно отрицательное влияние на русскую историю и отсутствие каких-либо подвигов в вере?6. Почему остальных расстелянных в подвале вместе с царской семьёй не провозгласили святыми великомучениками?7. Почему останки царской семьи были найдены через много лет после расстрела?8. Почему РПЦ не признаёт подлинность останков царской семьи?9. Зачем в сентябре 2015 года потребовалось эксгумировать останки Николая II и царской семьи?10. Кто-нибудь из Романовых выжил?

Очень сложный вопрос, учитывая то, что до конца непонятно, кто отдал приказ об уничтожении.

С одной стороны непосредственно верхушке правительства большевиков не был выгоден расстрел. Арестованная семья была заложниками и давала возможность переговорных маневров. Известие об уничтожении семьи сильно осложнило бы для большевиков возможности международных контактов и сотрудничества. Как это фактически и произошло, ведь уничтожение всей семьи никогда не признавалось официально. Сообщено было только о расстреле Николая Александровича. О судьбе семьи или ничего не сообщалось вообще, или распространялись слухи, что семья отправлена куда-то, и больше информации не давалось. Т.е. фактически действовали исходя из того, что информация о расстреле осложнила бы положение большевиков. Также известно, что большевики желали устроить суд над царем, это был бы очень хороший ход, против него сложно возразить, это справедливо.

С другой стороны надо учитывать обстановку царившую в стране. Не среди узурпировавшей власть верхушки, а именно среди людей. Отношение к царю было очень жестким, популярность его была очень низкой. Элита старого общества его сдала, отречение от престола было праздником, столицы ликовали, были народные гулянья. А простой народ воспринял новость об отречении с полным равнодушием. Никакого шока, или, тем более, каких-то протестов, не случилось. Жизнь была очень и очень бедной и тяжелой, времени сидеть и жалеть кого-то не было. Крестьяне думали не о семье царя, а о серьезных трудностях вызванных войной, о переделе земли, о том, что уничтоженные на бессмысленной войне люди оставляют свои семьи не только без кормильцев, но и без этой самой земли. Да даже и живые, но находящиеся на фронте, скорее всего оставались без земли. Далее уже идет гражданская война, в ходе которой все грабили и убивали всех постоянно. Ожесточение не позволяло думать о ком-то другом, тем более, о далеком царе.

Общая обстановка хорошо выражена у Булгакова в "Белой гвардии". Можно открыть, если не читать всё, то, хотя бы эпизод по поиску "прослезился" lib.ru

Хорошо рассказано также и статье wikipedia.org раздел "Последние дни" Обратите внимание на жажду мести и требования расстрела от разных местных "властей".

В общем, это не за что-то кто-то расстрелял. Это история торжества зла. Смута, обесценивание человеческой жизни. А это и вина царя и окружения с их отношением к войне, сначала с Японией "узкоглазые обезьяны", "шапками закидаем", а потом и с немцами "русский паровой каток" сметет. Никто из элиты не догадывался, что при закидывании шапками и раскатывании катком пострадают и дети царя.

Что было в голове этих людей, которые стреляли, ощупывали и обирали трупы, потом уничтожали их. А потом хвастались своим участием в расстреле, ходили как ветераны с рассказами об этом, показывали "то самое оружие, которым я расстрелял". И ведь если они хвастались этим, значит на это и спрос был, кто-то смотрел на них с восхищением.

Ненависть в воздухе (как и у нас сейчас начинается) всегда заканчивается настоящей кровью.

2/10 Были ли попытки спасти Романовых из заключения в Екатеринбурге?

Известно, что царская семья была расстреляна именно из-за возможности освобождения Николая и восстановления монархии в России. И единственной силой, способной (открыто или тайно) освободить Романовых из плена, была Белая Армия .Однако вообще четкая стратегия освобождения царской семьи разработана ими так и не была. Может, небольшие белогвардейские ячейки задумывали вызволить Романовых? Возможно. Но стоит учесть несколько факторов.

Во-первых, после Первой Мировой отношение к Николаю было, мягко говоря, негативным. И даже известные монархисты, в общем-то, не выказывали ярко выраженного желания освобождать его, что уж говорить о членах "левых партий".

Во-вторых, то, что вся Белая Армия состояла сплошь из монархистов - большое заблуждение. Например, создатель Добровольческой армии Алексеев активно поддерживал отречение Николая. Мы помним, что в ноябре 1918 года Колчак стал "Верховным правителем России", а значит, к тому времени среди белогвардейцев преобладали республиканские идеи.

Во-третьих, Екатеринбург большевики не так уж сильно и охраняли. И при большом желании Белые вполне могли захватить город, что они и сделали через неделю после расстрела царской семьи - 23 июля 1918 года.

Есть еще такая штука как "Письмо русского офицера", которым Романовым якобы прислал офицер-монархист. Но уже доказано, что это была большевистская провокация.

Откровенно говоря, после отречения Николая его семья не нужна была никому, кроме него самого. Даже кузен, Георг V (король Великобритании) не проявил никакого желания перевозить Романовых в Англию, хотя Керенский ему предлагал. Но это уже совсем другая история.

3/10 Почему расстрел царской семьи вызвал такой резонанс тогда и сейчас, если Николай II уже не был императором?

Расстрел царской семьи никогда не был предметом общественного резонанса.

В 1918 г. сообщили очень скупо и только о расстреле царя - о семье умолчали. По свидетельству современников, новость прошла едва замеченной и никого не взволновала - таково было отношение к Николаю II.

Позже уже не было поводов для резонанса. Сведения о дикой расправе с семьёй и многими другими членами династии просачивались наружу на уровне слухов постепенно, на протяжении многих лет. 

Перезахоронение останков семьи в июле 1998 г. в Петропавловской крепости интересовало, судя по всему, больше всего руководящие круги с точки зрения формирования легитимной базы новой российской власти.

4/10 Как рассказывали на уроках истории в СССР про революцию и убийство царской семьи?

Оценка Октябрьской революции в преподавании истории в советских школах почти не менялась на протяжении нескольких десятилетий. Она однозначно трактовалась как величайшее событие за всё время существования человечества.

В каждом учебнике, посвящённом российской истории начала ХХ века, присутствовал достаточно объёмный параграф «Всемирно – историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции», где произошедшее в 1917 году толковалось с точки зрения марксистско – ленинской историографии. Эти события преподносились как величайшая победа пролетариата над эксплуататорскими классами, которая полностью и навсегда ликвидировала социальное и национальное угнетение, покончила с нищетой и бесправием трудящихся масс, устранила многовековую отсталость, безграмотность и религиозные предрассудки, создав первое на планете государство рабочих и крестьян на основе стремления к миру, равных прав и возможностей. Данные утверждения подкреплялись цитатами из работ В.И. Ленина.

Установление советской власти подавалось как логическое завершение всех революционных событий в России начала ХХ века, которые рассматривались лишь в качестве пролога к Великому Октябрю. Проводилось сопоставление с Парижской коммуной 1871 года. Её называли «первой пролетарской революцией». Однако при этом делалось одно уточнение. Если французские коммунары были разгромлены, то большевики совершили «первую в мире пролетарскую революцию, установившую диктатуру пролетариата».

В период культа личности Сталина, в соответствии с идеологическими установками «Краткого курса истории ВКП(б), в школьных учебниках роль «вождя народов» в событиях октября 1917 года и Гражданской войны сильно преувеличивалась. Ему приписывались многие несуществующие заслуги. Все просчёты и промахи сваливались на саботаж, вредительство и контрреволюционные происки партийных деятелей, погибших в годы репрессий, которых именовали врагами советской власти и пособниками мирового капитализма. Например, Николай Бухарин назывался главным организатором левоэсеровского мятежа в Москве в июле 1918 года. Ситуация изменилась только во времена хрущёвской «оттепели», когда многие из расстрелянных ранее партийных функционеров были реабилитированы.

В связи с крайне идеологизированной оценкой Октябрьской революции, отношение к фигуре Николая II также было бесспорным. Он показывался как кровавый тиран, империалистический хищник, душитель свободы и палач собственного народа. Из – за этого справедливость его гибели не вызывала сомнений.

В сталинский период в школьных учебниках расстрелу Николая II и его семьи уделялся один краткий абзац, ограничивавшийся простой констатацией факта. Высшая мера в отношении свергнутого монарха объяснялась военно – политической необходимостью.

Чехословацкий мятеж и контрреволюционные мятежи кулаков и эсеров усилили активность монархической контрреволюции, связавшей свои надежды с последним царём, находившимся в это время с семьёй под арестом в Екатеринбурге. Поэтому Уральский областной Совет постановил расстрелять бывшего царя и его семью, и они были в июле 1918 г. расстреляны.

К.В. Базилевич, С.В. Бахрушин, А.М. Панкратова, А.В. Фохт. История СССР. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Учпедгиз, 1952.

В дальнейшем в советских школах в течение ряда десятилетий использовались другие учебники и пособия. Их авторами являлись И.Б. Берхин, П.И. Потёмкин, И.А. Федосов, Ю.И. Кораблёв, Ю.С. Кукушкин. В этих книгах упоминание о расстреле царской семьи было удалено. В обязательной программе такая информация не рассматривалась. Сведения о гибели Романовых вновь появилась на страницах школьных учебников только в конце Перестройки. 

5/10 Почему Николай II был канонизирован РПЦ, несмотря на его чрезвычайно отрицательное влияние на русскую историю и отсутствие каких-либо подвигов в вере?

Я, например, крайне отрицательно отношусь к деятельности Николая II в качестве Государя. При всех копившихся десятилетиями российских проблемах именно он довёл страну до коллапса - все отвернулись от него, даже члены династии и военное командование. У него был реальный шанс осуществить назревшие изменения и вывести страну на путь роста и внутреннего укрепления. Нет, он сделал всё для обострения противоречий, разъединения общества - и потерял всё.

Но! Всё его поведение после ареста - беспримерный образец смирения, терпения, принятия судьбы. Нельзя сказать, что он не ведал, чем завершится его жизненный путь и что именно поэтому сохранял спокойствие. Нет, он понимал, что впереди - Голгофа. Он и в феврале-марте 1917 г. не боролся за власть, чувствуя некую обречённость и необходимость принять судьбу как испытание, ниспосланное ему свыше. Нельзя не признать того, что всё его царствование буквально с первых дней и до последних было окутано мистикой, сопровождалось зловещими знаками - всё это довлело над Николаем. Почти полтора года Николай стоял у края пропасти и хорошо это понимал. Убийство Государя, убийство всей его семьи, включая детей, - это не наказание за ошибки, это именно убийство.  Такие действия абсолютно неприемлемы. Но о чём говорить, если в эти месяцы и годы, а также на протяжении многих последующих лет в пыль были превращены миллионы наших сограждан. И это вина уже не Николая II, а совершенно других людей.

Полная тревоги жизнь Николая после ареста, его смиренное поведение и трагическая гибель вызывает лично у меня самое искреннее сочувствие и сострадание. 

6/10 Почему остальных расстелянных в подвале вместе с царской семьёй не провозгласили святыми великомучениками?

Дополню ответ. Дело в том, что нужно знать, как происходит канонизация, прославление в лике святых.

Церковь не претендует на то, чтобы указывать всех существовавших святых. Ведь всех мы знать не можем, всех только Бог и знает. Церковь не назначает тех или иных святыми. Церковь только прославляет некоторых святых. Т.е. как бы говорит -- вот из всех святых есть вот такой-то, о нем стало известно это и то, и мы его прославляем. Не говорим, кстати, что вся жизнь его была идеальна и так далее, а, например, говорим -- принял смерть как христианский мученик. Смерть испытала его и он испытание выдержал. А его ошибки Бог пусть простит ему, как прощаем и мы, чтобы простили и нас.

Необходимым условием для прославления является то, что люди уже почитают этих людей как святых. До прославления всей церковью. Люди составляющие церковь, на местном ли уровне, или шире, уже сами почитают этих святых. Тогда потом такого человека прославляют уже и всей церковью. Говорят -- да, вот этот человек показывает нам в чём-то пример христианского подвига, мы славим его как святого, как пример для нас. Подробнее тут:

Так вот, с Николаем Александровичем расстреляли кроме его семьи ещё доктора Евгения Боткина, повара Ивана Харитонова, лакея Алоизия Труппа и горничную Анну Демидову.

О Боткине есть упоминание на сайте патриархии, как раз то, о чём я пишу:

===

Радуясь об умножающемся в народе Божием почитании честных угодников Христовых, Освященный Собор благословил общецерковное почитание сонма святых ранее причисленных к лику местночтимых, в том числе врача-страстотерпца Евгения (Боткина), пострадавшего вместе с царственными страстотерпцами. Его общецерковное прославление приобретает особое значение сегодня, когда Церковь стремится к установлению полной ясности относительно обстоятельств убиения Царской семьи.

С остальными ситуация немного сложнее. В 1981 году их канонизировала Русская Православная Церковь за рубежом. В 2007 году каноническое общение (полное единство) РПЦЗ и РПЦ было восстановлено. Теперь эти сопровождавшие царя люди и воспринимаются как местночтимые святые. А на общем уровне официальная позиция такая: 

===

Вместе с Императорской Семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. В связи с тем, что они добровольно остались с Царской Семьей и приняли мученическую смерть, правомерно было бы ставить вопрос и об их канонизации; к ним, помимо расстрелянных вместе с Императорской Семьей доктором Е.С. Боткиным, комнатной девушкой Императрицы А.С. Демидовой, придворным поваром И.М. Харитоновым и лакеем А.Е. Труппом, принадлежали убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И.Л. Татищев, гофмаршал князь В.А. Долгоруков, "дядька" Наследника К.Г. Нагорный, детский лакей И.Д. Седнев, фрейлина Императрицы А.В. Гендрикова и гофлектрисса Е.А. Шнейдер. Комиссии не представляется возможным окончательное решение вопроса о наличии оснований для канонизации этой группы мирян, по долгу своей придворной службы сопровождавших Царскую Семью в период ее заточения и принявших насильственную смерть. Комиссия не располагает сведениями о широком поименном молитвенном поминовении этих мирян. Кроме того, мало сведений о религиозной жизни и их личном благочестии. Комиссия пришла к заключению, что наиболее подобающей формой почитания христианского подвига верных слуг Царской Семьи, разделивших ее трагическую участь, на сегодняшний день может быть увековечение этого подвига в житии Царственных мучеников.

Т.е. здесь один путь -- помнить их и славить их подвиг, если их будут почитать многие, то это будет зафиксировано и церковью в целом.

Конечно же, они достойны доброй памяти и славы, остались верны до конца. У них был выбор спасаться самим или остаться с теми, с кем они были в годы благополучия.

7/10 Почему останки царской семьи были найдены через много лет после расстрела?

В официальной советской историографии оценка правления последнего российского императора была однозначно негативной. Он рассматривался как деспот, понесший заслуженную кару. В связи с этим, аспекты, связанные с его личностью, подробно не изучались. Одной из наиболее замалчиваемых тем была гибель семьи Романовых в Екатеринбурге. Любые изыскания, идущие вразрез с общепринятой точкой зрения на этот вопрос, не допускались.

Изначально советское руководство признало только факт расстрела самого императора, скрыв гибель его семьи и слуг. 19 июля 1918 г. газета «Правда» опубликовала правительственное сообщение о казни в Екатеринбурге по постановлению Уральского областного совета бывшего царя Николая Романова. При этом говорилось, что его жена и сын «отправлены в надёжное место». Историк Г.З. Иоффе в книге «Революция и судьба Романовых» отмечал, что, по сообщениям многих современников, в том числе и из антибольшевистских кругов, известие о расстреле императора прошло в обществе малозамеченным, без проявлений протеста. Он писал: «Николай II и Александра Фёдоровна были так скомпрометированы и буквально оплёваны ещё в канун и особенно сразу после Февральской революции, страдания времён гражданской войны были так велики, а цена жизни стала столь ничтожна, что, кажется, мало кого потрясла тогда трагедия в Екатеринбурге. Народ безмолвствовал…».

В конце июля 1918 г., после взятия Екатеринбурга частями Белой армии и отрядами Чехословацкого корпуса, военные власти начали поиск исчезнувшей семьи Николая II. Работу первоначально вёл следователь по важнейшим делам Екатеринбургского окружного суда А.П. Намёткин, затем — член Екатеринбургского окружного суда И.А. Сергеев и начальник уголовного розыска Екатеринбурга А.Ф. Кирста. 6 февраля 1919 г. расследование было возложено на следователя по особо важным делам Омского окружного суда Н.А. Соколова (1882 — 1924). Получив материалы следствия, он опубликовал в омской газете «Заря» некоторые результаты расследования казни Николая II и его семьи, в том числе сообщил о найденных возле шахты на Верх – Исетском руднике вещах убитых, пулях, отрезанном пальце и других деталях. Соколов собрал множество вещественных доказательств, опросил сотни свидетелей, провёл десятки экспертиз. После взятия красными Екатеринбурга он продолжал свою работу во время отступления колчаковской армии. Собранные им вещественные доказательства и документы Соколов при помощи главы французской миссии генерала Мориса Жанена в 1920 г. перевёз во Францию. Работу по опросу свидетелей и экспертизам материалов Соколов продолжал и в эмиграции, вплоть до своей смерти. Часть данных следствия он опубликовал в Париже под названием «Enquête judiciaire sur l’assassinat de la Famille Impériale Russe». В 1925 г. в Берлине, уже после смерти Соколова, по результатам его расследования на русском языке была издана книга «Убийство Царской Семьи. Из записок судебного следователя Н.А. Соколова». По мнению отдельных исследователей, это издание имеет признаки редактирования посторонними лицами, в связи с чем, полное авторство Соколова ставится под сомнение.

Ранее, в 1920 г., английский журналист Роберт Вильтон (1868 – 1925), работавший в следственной команде Соколова, издал в Лондоне книгу «The Last Days of the Romanovs», полностью основанную на материалах его расследования. В 1923 г. она вышла в Берлине на русском языке. Вильтон писал: «По – видимому, убийцы предполагали сперва, уничтожив одежду с помощью бензина, бросить изуродованные, обезглавленные трупы в шахту через большой колодец и, взорвав срубы гранатами, засыпать следы — так поступили в Алапаевске. Но сруб оказался слишком крепок. Тогда было срочно отправлено в город требование доставки серной кислоты… Вот почему работа заняла так много времени, с утра 4(17) по 6(19) июля. Легко становится уяснить себе рассказы о том, что «хоронили и перехоранивали». Но это обстоятельство искусственно раздувалось большевицкими агентами и теми непрошеными охотниками, которые всегда впутываются во всякое крупное следствие». Вильтон считал, что трупы были целиком уничтожены в районе заброшенной шахты, а сообщения о последующем перезахоронении являются дезинформацией, распространённой самими большевиками.

В Советской России исследования о судьбе царской семьи начали появляться уже после окончания Гражданской войны. В 1921 г. в сборнике «Рабочая революция на Урале» вышла статья большевистского функционера П.М. Быкова (1888 – 1953) «Последние дни последнего царя». В ней, среди прочих подробностей, автор сообщал, что тела расстрелянных были полностью уничтожены огнём: «Около часу ночи трупы казнённых были отвезены за город в лес, в район Верх – Исетского завода и дер. Палкиной, где и были на другой день сожжены». Этим он объяснял тот факт, что белогвардейцам, несмотря на активные поиски, не удалось найти останки царской семьи. Быков писал: «Генерал Дитерихс, которому Колчак поручил общее руководство следствием по делу расстрела Романовых, официально заявил, что вся семья Романовых расстреляна и трупы уничтожены без остатка». Несмотря на то, что обстоятельства гибели Романовых в статье описывались с официальных позиций, весь сборник, изданный 10 – тысячным тиражом, вскоре после выхода был изъят из обращения и уничтожен.

После того как в Европе начали публиковаться материалы следствия Соколова советские власти были вынуждены признать факт расстрела не только Николая II, но и всей его семьи. ВКП (б) поручила изложить историю екатеринбургских событий П.М. Быкову. В 1926 г. в Свердловске вышла его книга «Последние дни Романовых». В ней он вновь, уже более детально, изложил версию о полном уничтожении тел, при этом достаточно точно указав место захоронения останков: «После расстрела трупы были перенесены в одеялах во двор дома и уложены в грузовой автомобиль. По заранее намеченному пути автомобиль выехал из города через пригородное селение, «Верх – Исетский завод, на дорогу, ведущую в деревню Коптяки. На половине этой дороги, верстах в 8 – ми от города, находится урочище «Четыре брата», получившее название от росших здесь раньше четырёх больших сосен. Влево от дороги, в этом же районе, находятся старые заброшенные шахты, служившие когда – то для выработки железной руды. Район этот носит название «Ганиной ямы», по имени небольшого прудка, находящегося в центре выработок. Сюда по лесной дорожке, свернув с Коптяковской дороги, и были привезены трупы Романовых. Временно их сложили в один из шурфов, а на следующий день было приступлено к их уничтожению». Сообщая об уцелевших фрагментах тел, Быков писал, «что остатки трупов после сожжения были увезены от шахт на значительное расстояние и зарыты в болоте», где «остались и теперь благополучно сгнили». В 1930 г. его книга была переиздана в СССР, а в 1934 г. она вышла в Лондоне.

В дальнейшем версия о полном уничтожении останков царской семьи стала главной в советской историографии. Журналист и историк М.К. Касвинов, работавший в конце 1960 – х – начале 1970 – х гг. над биографией Николая II, в своей книге «Двадцать три ступени вниз» писал: «Перед рассветом 17 июля тела казнённых были вынесены во двор и уложены в кузов грузовика. Сопровождаемый уполномоченными Совета и конным отрядом, с Ермаковым в кабине, грузовик через спящий город направился в урочище Четырёх Братьев. Здесь тела казнённых были сожжены». Других подробностей не сообщалось. Говоря о расследовании обстоятельств гибели царской семьи, проводившимся белыми, автор писал о месте захоронения фрагментов тел Романовых, которое ранее указывал Быков: «Кой – какую сувенирную мелочь Соколов собрал, но на край болота, где были зарыты недогоревшие останки, так и не набрёл». Книга Касвинова неоднократно переиздавалась в СССР.

Большинство советских исторических публикаций, предназначенных для широкого круга читателей, в описании истории России ХХ в., стремились максимально возможно избегать упоминания о расстреле Романовых, судьбе их останков и других деталях этого события. Например, третье издание Большой советской энциклопедии, вышедшее в 1969 – 1978 гг., о судьбе царской семьи сообщало только одной фразой, не указывая никаких подробностей: «В июле 1918 в Екатеринбурге, в связи с наступлением белогвардейцев, по постановлению Уральского областного совета Николай II и его семья были расстреляны». Если говорить о школьных учебниках истории, то в них о казни Романовых не упоминалось вообще. Причём это характерно и для изданий первых лет Перестройки.

Единственная попытка отыскать останки царской семьи была предпринята летом 1979 г. группой геолога А.Н. Авдонина и сценариста Г.Т. Рябова. Используя старые карты, информацию из книг, архивные материалы и мемуары, они обнаружили под Свердловском на Старой Коптяковской дороге в районе бывшей будки железнодорожного переезда 184 км в Поросёнковом логу групповое захоронение. Оно, как было установлено, является местом погребения Николая II, Александры Фёдоровны, их дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии, а также лиц царской свиты. Но найденные останки закопали обратно.

Всестороннее и объективное расследование гибели царской семьи стало возможным только после изменения политической ситуации в России. Раскопки, проведённые в 1991 г. прокуратурой Свердловской области в месте, указанном А.Н. Авдониным, позволили обнаружить останки Романовых и начать их изучение.

8/10 Почему РПЦ не признаёт подлинность останков царской семьи?

Русская Православная Церковь довольно осторожно отнеслась к екатеринбургским останкам. Ведь если они действительно принадлежат императорской чете, то мы имеем дело не только с крупнейшим историческим и археологическим открытием, но и с обретением мощей новомучеников.

17 июля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отказался участвовать в торжественном захоронении останков в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Не было там и никого из правящих архиереев. А служивший панихиду священник возглашал: "Упокой, Господи, души раб Твоих, имена которых Ты веси" . То есть это была панихида по умершим, имена которых даже не были названы, как так нет уверенности в том, что останки эти - царские. Сегодняшний Патриарх, а тогда председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл прокомментировал эту ситуацию в то время следующим образом: "Я отстаиваю в меру своих сил точку зрения Православной Церкви и считаю позицию государственных властей ошибочной".

Своего отношения к вопросу Церковь не изменила и по сей день. "В данной ситуации мы имеем дело с частным мнением отдельных людей, пусть даже и академиков, - сказал нам член Синодальной Комиссии по канонизации святых, протоиерей Максим Максимов. - Сейчас очевидно, что общество разделено в своем отношении к екатеринбургским останкам, и Церковь не должна вмешиваться в эту дискуссию. Если единого мнения насчет останков в научной среде не существует, нам тем более рано делать какие-то выводы. Кроме того, Синодальная комиссия не занималась вопросом подлинности екатеринбургских останков, их исследовали эксперты Государственной комиссии. Исследования ведутся с девяностых годов, но ученые до сих пор не могут между собой договориться. Что же мы тут можем сказать?"

Секретарь комиссии по канонизации святых Саратовской епархии, член Межсоборного присутствия иерей Максим Плякин также считает, что пока делать какие-либо выводы преждевременно и даже опасно: "Пока ученые мужи не могут договориться между собой, тем паче Церковь не может выносить какие-то окончательные суждения. Потому что цена ошибки для нас - это фальшивые мощи. И тут вопрос не в том, что Церковь якобы препятствует или не препятствует чтить эти останки."

9/10 Зачем в сентябре 2015 года потребовалось эксгумировать останки Николая II и царской семьи?

Как вы знаете, останки царской семьи были похоронены в 1998-м году. Но тогда похоронили не всех. Не были закончены экспертизы по останкам цесаревича Алексея и Великой княжны Марии. Их обнаружили позже, а убийцы довели тела до такого состояния, что опознать их было значительно труднее. Но времени ждать не было из-за довольно странное позиции церкви. РПЦ, вроде бы, сначала согласилась признать, но потом передумала. Патриарх Алексий собирался возглавить процессию, но его в итоге на церемонии не было. Следователь Владимир Соловьев, который вел дело, рассказывал, что с приходом Кирилла ситуация стала еще хуже. В итоге, все эти годы (почти 20 лет) останки цесаревича и его сестры лежали в каких-то запасниках. Сейчас церковь свою позицию смягчила, но все равно потребовались новые экспертизы. А вот зачем было эксгумировать еще и Александра III-го - это большой вопрос.

10/10 Кто-нибудь из Романовых выжил?

Да, и довольно много. На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 65 членов (в том числе 32 представителя мужского пола), 18 из которых (в том числе 13 мужчин) были убиты большевиками в 1918—1919 годах в Екатеринбурге, Алапаевске, Петербурге. Спасшиеся 47 человек оказались в изгнании за границей (в основном во Франции и США).

Все нынешние представители этого рода являются потомками четырёх сыновей императора Николая I:

Александровичи, потомки императора Александра II.

Константиновичи, потомки великого князя Константина Николаевича.

Николаевичи, потомки великого князя Николая Николаевича Старшего.

Михайловичи, потомки великого князя Михаила Николаевича.