Боги и фараоны
Древнеегипетская цивилизация является одной из древнейших в истории человечества. Несмотря на то, что эта эпоха уже достаточно хорошо изучена, она всё ещё хранит немало тайн и загадок, которые привлекают интерес самых разных людей. Эксперты TheQuestion разобрались в вопросах о временах фараонов.
24 вопроса
1. Какие протогосударства существовали в долине реки Нил до объединения Древнего Египта?2. Почему египетских фараонов так много, если о многих из них известно лишь имя и довольно условные года правления?3. Почему Древний Египет мы относим к истории Древнего Востока, если географически он лежит на юге? И существовала ли эпоха Древнего Юга в мировой истории?4. Были ли бороды у древних египтян?5. Как древние евреи попали в рабство к египтянам?6. Кто такие шемсу-Гор?7. Почему у древних египтян боги были с головами животных?8. Какие спортивные состязания были в Древнем Египте?9. Что известно науке о том, как на самом деле выглядели древние египтяне?10. Какие существовали в мире религии во время расцвета Египетской Цивилизации?11. Известно ли когда произошёл исход евреев из Египта и кто был в те времена фараоном?12. Как в древнем Египте производили стекло?13. Куда «ушли» боги верхнего Египта, после объединения двух царств?14. Была ли борода у сфинкса, и возможно ли восстановить его нос? Если да, то почему его столько времени не восстанавливали?15. Почему так часто снимают фильмы с египетскими мумиями?16. Правда ли, что в Древнем Египте пытались создать электричество?17. Зачем Эхнатону была нужна религиозная реформа?18. Насколько реально предположение,что существует "вторая половинка" египетского сфинкса?19. Что на самом деле произошло с археологами, которые открывали гробницы в египетских пирамидах? Есть ли там какая-то мистика?20. Как древние египтяне легко и часто делали глубокую резьбу в твердом граните, не имея алмазных и победитовых резцов?21. Какая из гипотез постройки египетских пирамид наиболее убедительна?22. Существует ли связь между иудаизмом и древнеегипетским монотеистическим культом Атона?23. В чем этническая разница между древними египтянами и современными египетскими арабами?24. Что делать, если мне постоянно снится, будто я египтянин?

Считается, что в до династический период на территории течения Нила возникло несколько спецов (или более привычное наименование - номов). Это были протогосурадственные структуры в видео городских поселений. Постепенно вокруг наиболее сильных септов происходит объединение других и возникают союзы, скорее всего они носили военный и ирригационных характер. В дальнейшем из этих союзов или конфедераций возникает Верхний и Нижний Египте ставший базой для династического периода истории Древнего Египта. 

Список септов можно посмотреть в Вики, хотя там даны списки более позднего периода, представление о их географии можно составить.

2/24 Почему египетских фараонов так много, если о многих из них известно лишь имя и довольно условные года правления?

Имена и последовательность правления фараонов известны благодаря царским спискам, составленным в разные эпохи самими древними египтянами. Наибольшие промежутки времени охватывают два - Туринский папирус wikipedia.org (датировки разнятся из-за утерянной концовки) и "Айгюптиака" жреца Манефона Себеннитского (III в. до н.э.), дошедшая до нас в переписях других авторов. wikipedia.org Есть и другие списки, как Палермский камень, Саккарский и Абидосский списки, они тоже имеют свою информационную ценность, но охватывают лишь несколько династий. Стопроцентной точности в этих списках нет, но общих элементов немало. Кстати, в XIX веке считали, что в Египте вообще не было периода варварства и там всегда правили какие-то фараоны. И только в 1894 году археологи Питри и Квибелл обнаружили первые следы додинастического периода в могильнике Нагада.

3/24 Почему Древний Египет мы относим к истории Древнего Востока, если географически он лежит на юге? И существовала ли эпоха Древнего Юга в мировой истории?

Географически Египет относится к Ближнему Востоку (хотя значительная часть древнеегипетского государства располагалась на крайнем северо-востоке Африки). Именно этот регион считается колыбелью человеческой цивилизации, возникшей на основе Эль-Обейдской и Накадской культур.

Кроме того, Древний Восток это не только географический термин. Под ним также подразумевается широкий спектр социокультурных определений. Чтобы лучше понять это, стоит процитировать двухтомник советского и российского историка, востоковеда Леонида Сергеевича Васильева «История Востока».

«Что же это такое – Восток? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Речь идет не о географическом понятии – скорее об историко-культурном, социополитическом, цивилизационном… Речь идет о гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной и противоречивой, но всё же почти монолитно цельной в своей глубинной основе – той самой основе, которая, собственно, и породила в своё время дихотомию Восток – Запад. Но как возникла эта дихотомия и что в конечном счёте её породило?

Как известно, история начинается именно на Востоке. В плодородные долины и предгорья Ближнего Востока уходят своими корнями древнейшие очаги мировой цивилизации. Именно здесь возникали и приобретали устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертания наиболее ранних модификаций человеческого общества, а затем и государства. Недаром древние римляне, цивилизация которых во многом была дочерней по отношению к ближневосточной, с уважением говорили: «Ex Oriente lux» («Свет с Востока»).

Ближневосточно-средиземноморские земли, узким перешейком соединяющие Африку с Евразией, на протяжении многих сотен тысячелетий были тем естественным мостом-перекрестком, по которому перемещались, встречаясь и смешиваясь друг с другом, древнейшие популяции гоминид (предлюдей), архантропы и палеоантропы. Смешение таких популяций и связанная с этим метисация резко ускорили процесс трансформации гоминид, сыграв существенную роль в подготовке тех благоприятных мутаций, которые привели в конечном счете к возникновению именно в этом районе мира человека современного типа – Homo sapiens. И хотя специалисты расходятся во мнениях по вопросу о том, была ли ближневосточная зона сапиентации единственной, есть веские основания полагать, что именно здесь около сорока тысячелетий назад появились первые сапиентные люди, миграция которых в различные районы ойкумены с вытеснением из них обитавших там досапиентных гоминид и с метисацией с этими последними послужила основой для появления в различных районах земного шара многочисленных расовых типов».

Эпохи Древнего Юга в периодизации Всемирной истории не выделялось. Если говорить именно о Египте, то было время существования на его территории двух царств – Северного (Нижнего) и Южного (Верхнего). Их объединение датируется около 3000 г. до н. э. Но это уже немного другая история.

4/24 Были ли бороды у древних египтян?

П. Монтэ отмечает, что утренний туалет мужчины в Древнем Египте начинался с умывания и встречи с цирюльником, который занимается бритьем: Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М., 2000. С. 115–116. Судя по имеющимся изображениям, борода не была распространена среди египтян, и в этом смысле примечательно свидетельство Геродота, побывавшего в Египте в V веке до н.э.: этот автор подчеркивает, что длинные волосы и борода у египтян служат признаком великой печали (Hist., II, 36). Борода, в свою очередь, была атрибутом чужеземца или человека, стоящего на более низкой ступени социальной лестницы (опять же, раб-чужеземец). Исключение составлял фараон, однако его борода была накладная. Важно также иметь в виду подчеркнутое внимание египтян к чистоте, в то время как волосы (а равно и борода, и усы) плохо соотносились с этими представлениями.

Более подробные упоминания нашел в следующих работах:
Sir J.G. Wilkinson. A popular account of the ancient Egyptians. Vol. 2. London 1854. P. 326–329.
A. Erman. Life in Ancient Egypt. New York, 1971. P. 225–226.

5/24 Как древние евреи попали в рабство к египтянам?

Древние египтяне жили на территории Синайского полуострова рядом с евреями. У них были разные религии, и этнически они различались. При этом египтян было больше, и они были лучше вооружены. Происходили войны и столкновения. А история человечества — это вообще история постоянного угнетения и подавления. Тот, кто сильнее и лучше вооружен, в итоге часто подминает под себя соседа. На самом деле эта история очень похожа на ситуацию с армянами в Османской империи. Причем те армяне, которые соглашались играть по правилам турков и принимали мусульманство, могли стать визирями или просто неплохо жить. Так же и евреи на территории, где главенствовали египтяне, в те времена бывали разными по статусу, в зависимости от их поведения. Но в целом государственная политика была направлена против них.

6/24 Кто такие шемсу-Гор?

Прежде всего, в иероглифическом написании имени Хора имеется звук "х", но не "г", поэтому Хор и никак иначе. В литературе на русском языке нередко можно встретить "Гор", но это неверно.

По поводу Шемсу Хор. Для начала разделим факты и интерпретации и начнём с фактов. В таблице иероглифов Гардинера есть иероглиф Т18, транслитерируемый как šms (шмс) 

В зависимости от контекста он может означать существительное или глагол. На русский язык традиционно переводится как "спутник" и "следовать". Однако в середине прошлого века американский исследователь Г. Фрэнкфорт написал, что это может означать также "поклоняться", оспаривать никто не стал.

На древнейшей египетской исторической хронике, известной под названием Палермский камень, встречается вот такое сочетание символов (читать справа налево):

Вот это и есть "шмс Хор", а если во множественном числе, то "шмсу Хор". Поскольку гласные в иероглифическом письме почти не использовались (кроме "и" и "у"), то звук "е" для удобства можно подставлять куда угодно, получаем "шемсу Хор".

На Палермском камне эти иероглифы встречаются несколько раз, обозначая нечто, относящееся к эпохе правления ряда царей Раннего царства. Также их можно встретить в Текстах Пирамид в разных контекстах и в ряде других, менее известных, письменных памятниках.

В гораздо более поздних двух исторических хрониках, где содержатся сведения о додинастической эпохе, это Туринский царский папирус (эпоха 20-й династии) и хронике Манефона "Айгюптиака" (3-й век до нашей эры) понятие "шемсу Хор" (там, правда уже побольше иероглифов) встречается между эпохой царствования богов и первой династией.

Теперь интерпретации. Исследованием  вот этих древнейших периодов египетской истории и связанных с ними понятий занимались, в основном, немецкие археологи и египтологи такие как Курт Зете, Генрих Шефер, Людвиг Борхардт, Вольфганг Хёльк, Юрген фон Бекерат и Вернер Кайзер. Они полагали, что понятие "шемсу Хор", традиционно переводимое на русский как "спутники Хора", имеет несколько значений. Вот что писала об этом со ссылкой на упомянутых немцев советский египтолог Т.Н. Савельева:

«…один из постоянных “спутников Хора” (Smsw Hr), Упуат – “открыватель дорог”, был или стал местным богом Асьюта. В летописи на Палермском камне времени правления царя Шепсескафа (IV династия) сообщается: “Боги (nTrw) (дают) царю спутников (Smsw)”. Из этого вовсе не следует, что египтяне Древнего Царства противопоставляли “спутников” (Smsw) царя и Хора богам (nTrw)»

«В летописи на Палермском камне, начиная с правления царя I династии Аха и кончая правлением царя III династии Джосера, среди важнейших государственных событий называлось мероприятие “спутники Хора” (Smsw Hr). Со времени правления царя Нечериму начала II династии это мероприятие стало упоминаться регулярно, каждые два года, перед сообщением “такой-то раз счёта (…zp Tnwt)”. Во времена правления царя IV династии Снофру, мероприятие “спутники Хора” более не упоминаются в летописи, но сообщается о регулярном исчислении податей. В. Хельк объясняет мероприятие “спутники Хора” тем, что в Тинитское время централизованного управления страной ещё не было: за исключением “резиденции” в Мемфисе и прилежащих к ней земель, “вся остальная территория страны находилась как бы за пределами государства”. Поэтому царь в сопровождении военной дружины и чиновников совершал поездку по Нилу для сбора дани и судопроизводства на судне “Сокол” (bjk)»

«О человеческой сущности уже не первоначального понятия “спутники Хора” свидетельствует одна фраза из жизнеописания Херхуфа “с человеком из Иама к спутникам Хора” и из Поучения Птахотепа (“Сын, который слушает, есть спутник Хора”)»

«Мероприятие “спутники Хора”, связанное со сбором податей, во времена Раннего и, очевидно, Древнего царств (в царском указе Пепи I говорится об освобождении божницы царицы Ипут от повинности содержания или кормления “спутников Хора”) действительно имело большое экономическое значение для государства. Но, как убедительно показал В. Кайзер, оно восходило к более древним, додинастическим мифологическим представлениям, когда царские божества выступали в роли штандартов, охранявших царя, и, добавим, полагавших объединить Верхний и Нижний Египет в одно государство. Штандарты названы “спутниками Хора” впервые на стенах святилища Солнца царя V династии Ниусерра, но изображения штандартов (с символами богов-охранителей), которые несли в процессии впереди или позади царя, сохранились на многих палетках и булавах царей Скорпиона и Нармера (конец IV тыс. до н.э.). Поэтому, несомненно, в основе политического и экономического мероприятия “спутники Хора” во времена Раннего и Древнего царств лежали мифологические представления более древних времён: царь получал свою власть от богов, которые вручали ему, как своему наместнику, страну Верхнего и Нижнего Египта со всеми её областями и поселениями. Следовательно, Верхний и Нижний Египет рассматривался как царство, возглавляемое царём, который был за него в ответе перед богами. И объезд страны царём с дружиной должен был подтверждать его права на всю территорию Нижнего и Верхнего Египта (южная граница менялась во времена Раннего царства). Объезд страны царём – Хором был одновременно политическим, экономическим и религиозным актом уже во времена Раннего царства. Поэтому ему и придавалось такое первостепенное значение в летописных табличках, которые во времена V династии были сведены воедино на Палермском камне»

Что касается упоминания "шемсу Хор" в Туринском папирусе и у Манефона, то сведения о додинастическом периоде в этих хрониках принято считать мифологическими. Разумеется, такая позиция с трудом выдерживает критику, но объяснить появление этих сведений в исторических хрониках так никто и не смог.

7/24 Почему у древних египтян боги были с головами животных?

Это зоолатрия, или теротеизм - первобытная форма религии, выражавшаяся в почитании священных животных и тесно связанная с тотемизмом. Распространена в Индии (почитание коровы, гавиала, обезьяны), Африке (леопард), отдельные её пережитки проявлялись в животных атрибутах богов у древних греков (орёл у Зевса, лань у Артемиды и др.). Однако в Древнем Египте данный культ имел свои особенности.

Считается,что древние египтяне почитали животных за их мощь и силу, которые вызывали у человека ужас перед явлениями и предметами природы, недоступными их пониманию, и которые они считали проявлением могущественных божественных сил. Кроме того, они видели сходство в поведении животного и человека. 

Культ животных берёт начало от додинастического тотемизма - территория Др. Египта была разделена на области (номы), и у каждого нома было своё божество в форме материального фетиша, но чаще всего - в виде животного. Номы и города были очень тесно связаны  со своими богами-животными - настолько, что греки даже давали им названия этих животных: Крокодилополь, Гиераконполь, Ликополоис, Леонтополис. Однако культ животных - это не то же, что и тотемизм. Тотему не поклоняются, он  "родственник" племени или клана, а обожествлённым животным молятся, и в ряде случаев они являются родственниками фараонов. Наиболее распространёнными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея.

Таким образом,  если сначала древние египтяне поклонялись живым животным и их изображениям, то постепенно с изменением общественных отношений  божества приобрели антропоморфный облик с частью(частями) тела животного, чаще всего - с головой. 

1. Амат - богиня возмездия, совмещавшая черты крокодила, льва и гиппопотама;

2. Анубис (Инпу)- божество с головой шакала;

3. Баст (Бастет) - богиня, изображавшаяся в виде кошки либо женщины с головой кошки;

4. Монту - бог г. Ермонта, изображался нередко с головой кобчика (птица рода соколов);

5. Ра - бог солнца, верховное божество, изображавшееся с головой сокола на теле человека, солнечным диском и змеёй урея на голове;

6. Себек - бог воды и разлива Нила, изображался с головой крокодила;

7. Сет - бог хаоса, ярости, войн и разрушения; иногда изображался с головой осла или трубкозуба;

8.  Сехмет - богиня-покровительница Мемфиса, женщина с головой львицы;

9. Тот - бог мудрости и знаний, покровитель библиотек; изображение - мужчина с головой ибиса;

10. Хнум - бог-гончар, изображался с головой барана.

И ещё многие другие, которых я не назвала. Ниже ссылки на литературу. Я не специалист-египтолог, поэтому буду рада, если меня поправят.

sr.artap.ru

www.legendami.ru

middleeast.org.ua

annales.info

www.rodon.org

8/24 Какие спортивные состязания были в Древнем Египте?

В древнем Египте спорт был привилегией знати и войска. Его существование засвидетельствовано уже на памятниках Древнего царства.

Как об этом повествуют многочисленные египетские тексты, с будущими фараонами воспитывались и обучались дети придворных, и все они изучали отдельные виды спорта, а некоторые фараоны в своих надписях с нескрываемой гордостью говорят о своих спортивных достижениях. Чтобы не быть голословными, обратимся к некоторым конкретным фактам. Излюбленным видом спорта была борьба, изображения которой сохранились от разных времен . Древнейшее из них обнаружено в гробнице везира V династии Птахотепа (XXV в. до н. э.). Борцы изображены в различных позах при использовании разных приемов, что дает возможность судить об этой борьбе в целом. Ее можно характеризовать как борьбу вольного стиля, близкую к современной американской catch as catch. Точные правила борьбы нам неизвестны, однако установлено, что, за небольшими исключениями, ее приемы применяются и в наши дни. В состязаниях по борьбе участвовал и судья. Очень интересно изображение состязания по борьбе в Мединет-Абу, в храме Рамсеса III. Зрителями состязания являются фараон, придворная знать и знатные иностранцы, находящиеся при дворе. Здесь отражен и интересный эпизод: судья, изображение которого не сохранилось, обращается к египетскому борцу, прибегшему к недозволенному приему, со следующими словами: «Остерегайся — ведь ты находишься перед фараоном, твоим повелителем». В состязаниях участвовали не только египтяне, но и иностранцы, которые на изображениях всегда оказываются побежденными! Борцы рекрутировались из воинов войска.

Другим, очень распространенным видом спорта было фехтование палками. Оно впервые изображено на памятниках Нового царства. Фехтовальщики, как и в предыдущем, случае, являются воинами. Стрельбе из лука обучались египетские воины, и, как мы увидим ниже, этим спортом увлекались и сами фараоны.

Вполне понятно, что кроме перечисленных в египетских войсках культивировались и другие виды спорта. В такой стране, как Египет, в жизни которого великая река Нил играла первостепенную роль, было вполне естественно и понятно, что среди разных видов спорта плавание должно было занимать не последнее место. И действительно, несмотря на скудость данных, несомненно его распространение. Во времена Среднего царства номарх Сиута Хети в автобиографической надписи сообщает, что: по велению царя он обучался плаванию вместе с царскими детьми. Но также совершенно несомненно, что умением плавать владели и те, кто был тесно связан с водой по своей профессии, в первую очередь, выражаясь нашей современной терминологией, «работники водного транспорта», т. е. работники основного транспорта в стране. Умели плавать как мужчины, так и женщины. Стиль плавания был близок к тому, который в наше время на-зывается кролем. Здесь нет возможности останавливаться на других видах египетского спорта — поднимании тяжестей, беге, прыжках в высоту и др. Во всяком случае, спорт в Египте любили, и некоторые его виды, как например, уже упомянутое плавание, а также игра в мяч и разные гимнастические упражнения, практиковались не только среди знати и военных, но и в широких кругах населения. Интересно отметить, что в уже упомянутой гробнице Птахотепа изображено трудное гимнастическое упражнение, очень близкое к одному из упражнений в индийской гимнастике, известному под названием падма-асака и служащему для укрепления мышц ног. У египтологов это упражнение получило название «йога».

К спорту, конечно, относятся охота и рыбная ловля. В древнейшие времена в Египте, как и в других странах, охота и рыбная ловля были добывающими промыслами. Конечно, они не потеряли в этом плане своего значения и позже, но, во всяком случае, они стали видами спорта уже во времена Древнего царства. На памятниках V династии (XXV—XXIV вв. до н. э.) охота — в основном спортивное развлечение самого фараона. Позже она становится излюбленным развлечением также и знати. Несомненно, что трудно провести четкую грань между охотой как промыслом и охотой как спортом, но все же в ряде случаев эта грань не неуловима, в иных случаях она подчеркивается в источниках: наука располагает источниками о спортивной охоте и рыбной ловле не только изобразительного характера, но и письменными. В одном папирусе, к сожалению фрагментированном и датируемом временем Нового царства (но текст его восходит к Среднему царству), изданном американским египтологом Р. Каминосом, рассказывается об удовольствиях, получаемых от охоты и рыбной ловли сначала в Фаюме, а позже в Западной Дельте.

9/24 Что известно науке о том, как на самом деле выглядели древние египтяне?

В целом население Египта остается прежним со времен неолита. Как и сейчас, в те времена на берегах Нила жила причудливая смесь европеоидной и восточноафриканской рас. Останки знати и фараонов намного ближе к Средиземноморскому типу, в то время как общинные земледельцы могли иметь разное соотношение "черных" и "белых" генов. Египет часто становился целью завоеваний и даже переселений народов: нубийцев, семитов, ливийцев, народов моря. Нередко они создавали свои династии или малые царства. Но повторюсь — судя по современным данным, в целом современное население Египта идентично тому что жило во времена фараонов. Оно в большинстве перешло на диалект арабского языка (язык коптов потомок древнеегипетского) и приняло многие элементы мусульманской культуры, но образ жизни нильских земледельцев остался практически законсервированным в веках.

Это первый мой ответ, извините если есть ошибки.

10/24 Какие существовали в мире религии во время расцвета Египетской Цивилизации?

Смотря какую эпоху считать расцветом. Допустим, что Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.). Тогда вопрос по существу сводится к тому, какие цивилизации существовали в то время, кроме египетской. Это минойская цивилизация на Крите, города-государства Мари и Эшнунна (осколки шумерской цивилизации), Ассирия, государства Исин и Элам (оба - Месопотамия), в долине реки Инд начиналась цивилизация (Мохенджо-Даро и т.д.), ну и на юге Китая началось правление династии Ся, чья власть, по-видимому, распространялась на очень небольшой территории.

Минойская религия - довольно сложная тема, мало что известно. Храмов там не было. Там была какая-то богиня со змеями. Животных приносили в жертву (особенно быков).

Всё, что в долине Тигра и Евфрата (Месопотамия и рядом) - это шумеро-аккадская религия. О ней известно много, почитайте хотя бы на Википедии.

Какая ирония! Цивилизация в долине реки Инд зародилась на территории современного Пакистана. Никаких вед там ещё не было. Было там что-то типа шаманизма, скорее всего, а может и культ солнца был, точно трудно сказать. Как и про Китай, где до даосизма было ещё очень далеко, местные верования, близкие к шаманизму.

Плюс в то время (ну может чуть раньше) строились мегалитические комплексы на Британских островах, это было ещё до кельтов, неизвестный народ, но какая-то религия там была. Как и на Мальте, где тоже много мегалитических комплексов. Ещё, судя по всему, какие-то продвинутые необычные виды шаманизма развивались на территории Испании. 

11/24 Известно ли когда произошёл исход евреев из Египта и кто был в те времена фараоном?

Тот факт, что фараон ни разу не назван в Писании по имени, представляется странным, учитывая известную тенденцию Ветхого завета заваливать читателя именами и топонимами. Например, сообщается, что двух повитух, которых безымянный фараон призвал к себе, звали Шифра и Фуа. Отсутствие имени у фараона играет на руку сторонникам версии об Исходе как о событии полностью вымышленном - в эту пользу также говорит отсутствие археологических или иных источников, подтверждающих историчность Исхода. (см, например, результаты исследований профессора Зеэва Херцога из Института археологии Тель-Авива rg.ru).

Тем не менее, многие историки считают, что смогли установить личность мифического фараона. В качестве основных претендентов выступают Тутмос III (подходит по датам) и Мернептах (с его именем связано ослабление египетской державы). Однако наиболее популярным кандидатом, несомненно, является Рамзес II - популярная культура чаще всего использует именно его образ, например, в мультфильме "Принц Египта" или в недавнем эпике Ридли Скотта "Исход: Цари и Боги". В последнем даже присутствует привязка к реальной исторической войне с хеттами. Гипотеза о Рамзесе как о библейском фараоне связана с предположением о том, что плененные евреи трудились именно на затеянных этим правителем масштабных стройках.

Что же касается датировки (если, разумеется, считать Исход историческим событием), то у разных исследователей она варьируется между 2100 г. до н.э. и 1050 г. до н.э. Разброс в тысячу лет также можно объяснить практически полным отсутствием источников.

Так что вкратце ответ на вопрос будет звучать так: "нет, не известно".

12/24 Как в древнем Египте производили стекло?

 Как самостоятельный материал стекло в Древнем Египте стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже – было прозрачным.

В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. Перед тем как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка; затем эту форму облепляли мягким тёплым стеклом, насаживали всё на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из тёмно-синего стекла, а нити брали голубые, белые и желтые.

Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать своё дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого—окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь—чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта. Тщательно оберегали свои секреты старые стекольщики, потому что только благодаря этим знаниям ценился их труд, и славились изделия их мастерских.

13/24 Куда «ушли» боги верхнего Египта, после объединения двух царств?

Некоторые египетские неолитические божества, такие как Мин к примеру, просто не дожили до объединения Египта. Принято считать, что в одном царстве главным божеством был Хор, а в другом - Сетх. Только вот не очень понятно, кто где, потому что в Нижнем Египте есть Хор Бехдетский, а в Верхнем - Иераконпольский. Другой вопрос, что найденные в Иераконполе памятники могут быть трофейными или даже украденными. А вот номовые божества вроде так и сохранились, никаких особо серьёзных изменений при объединении Египта, насколько мне известно, не было. 

14/24 Была ли борода у сфинкса, и возможно ли восстановить его нос? Если да, то почему его столько времени не восстанавливали?

Стоит отметить для начала что сфинкс изначально это "она",а у нее вряд ли может быть борода( только если она выиграла Евровидение).

А если серьезно, то бороду (церемониальная борода) даже вроде как нашли и она ,точнее её часть,лежит в Британском музее.Скорее всего эту бороду добавили к лицу уже позже.

А вот нос так и не отыскался (ходили слухи что он там же где и борода) и в его потери обвиняли всех: мамелюков,Наполеона,климат и одного суфиста-иконокласта ( скорее всего это был последний подозреваемый),так же можно заметить следы специального предмета которым этот нос и "отпиливали".Этот же суфист повредил уши,но неплохо за все это поплатился.

Реставрация носа на мой взгляд противоречит этике самой реставрации..и это довольно рискованное предприятие..Если бы прилепили новый нос к сфинксу (так как старый не нашли),то тогда по такой же логики можем прицепить к Венере Милосской руки (а че это она без рук)..

15/24 Почему так часто снимают фильмы с египетскими мумиями?

Потому что египетская мумия - это один из классических монстров голливудского кино.

Фильм на вашей картинке, т.е. "Мумия" Стивена Соммерса, 1999 г., это ремейк одноименного хоррора студии Юниверсал 1932 года. Мумию там сыграл сам Борис Карлофф, который играл в том числе монстра во франшизе "Франкенштейн" той же студии и в куче других хорроров того времени.

Вообще, мумия очень удобный и киногеничный монстр. Она опасна и отвратительна. Мумии есть во многих больших музеях мира и могут восстать, если что, а настоящих вампиров и зомби пойди найди. С мумиями связано много легенд и суеверий, которые накопились в массовой культуре с расцвета и популяризации египтологии во второй половине XIX века. Например, история про гробницу Тутанхамона, открытую в 1920-е годы, и про то, как почти все исследователи гробницы умерли загадочными смертями из-за странных болезней или "проклятия фараонов", а может, и мумия до них дотянулась. Собственно, фильм "Мумия" 1932 года вышел на этой волне и эксплуатировал эти суеверия.

Еще мумии и хорроры о них - это воплощение популярного в XX веке ориентализма с девизом: "Загадочная шокирующая Азия хочет нас съесть", который помогал простому западному зрителю чувствовать одновременно собственное превосходство над затхлой (буквально) Азией и страх перед непонятной тысячелетней древностью. Сейчас в современном глобальном мире сам этот ориентализм стал смешным музейным экспонатом, ну, хочется на это надеяться.

16/24 Правда ли, что в Древнем Египте пытались создать электричество?

Есть такая паранаучная область, называется "альтернативная египтология". Она возникла, примерно, в середине прошлого века, когда за исследования Египта взялись представители естественных и математических наук, мало или вообще не знакомые с трудами по египетской археологии. Первым из них был такой математик Р.А. Шваллер де Любич. Исследовав архитектуру египетских храмов, он пришёл к выводу, что при их строительстве использовались достижения Иоганна Кеплера, Макса Планка и вообще сделал много удивительных открытий о том, что древние египтяне много чего должны были бы знать, что, как принято считать, они не знали. Он сделал доклад французскому египтологическому обществу, и с его выводами египтологи не согласились. Тогда де Любич всё равно продолжил свои исследования и просто писал, как говорится, в стол (хотя ряд книг он опубликовал). У него были ученики, например, популярный альтернативный/независимый египтолог Джон Энтони Уэст.

Ещё среди "альтернативных египтологов" есть такой Кристофер Данн. Вот он написал книгу под названием "Пирамида в Гизе. Усыпальница или энергостанция?". Там, видимо, изложены его доводы в пользу того, о чём задан вопрос. В классической египтологии и египетской археологии, разумеется, таких интерпретаций нет. Вообще египтология достаточно консервативная наука и прежде чем заниматься каким-то вопросом, нужно там прочесть весь корпус трудов на эту тему. И если вы отбрасываете все существующие теории, вы должны привести веские доводы в пользу такого шага. Альтернативные египтологи никогда не тратили своё драгоценное время на столь фундаментальный анализ трудов по египетской археологии.

Разумеется со второй половины XX века естественные науки пришли на помощь египетской археологии, но они там связаны с очень конкретными исследованиями и не участвуют в построении обобщающих теорий. И ещё надо сказать, что в египтологии не принято сразу делать какие-то ошеломляющие и переворачивающие все представления о Древнем Египте допущения. Вот скажем, был такой вопрос, почему в гробницах потолки расписаны, а следов копоти на них нет? Неужели как-то иначе освещали гробницы при расписывании? Сразу пошли теории про системы зеркал, но сошлись на том, что, видимо, просто использовали специальную добавку в масло, позволяющую избежать копоти.

В остальном, конечно, хорошо было бы спросить у древних египтян, чего они хотели или пытались, но нет такой возможности :)

17/24 Зачем Эхнатону была нужна религиозная реформа?

Есть мнение, что в тот момент власть в Египте контролировали жрецы. Эхнатон затеял реформу, чтобы увести власть от них к фараону, то есть, к себе. В этот период на высокие места в Египте поднялись выходцы из низших слоев, что, видимо, свидетельствует о том, что Эхнатон опирался на них и убирал тех, кто лоялен жрецам. Все прочее - новая столица, культ Атона, переименования - следствие политики на ослабление жрецов.

Скажу прямо, я не египтолог. Написал тут то, о чем нам рассказывали на лекциях на первом курсе. Полагаю, спецы по теме ответят подробнее и интереснее.  

18/24 Насколько реально предположение,что существует "вторая половинка" египетского сфинкса?

Сфинкс - это просто сфинкс, все остальные теории могут быть крайне интересными и загадочными (вплоть даже до идеи, что раньше у сфинкса была голова Анубиса, но из-за повреждений лик пришлось переделать в человеческий), но в итоге здравый разум подсказывает, что это все фантазии и сфинкс так и остается простым и одиноким каменным стражем пирамиды.

19/24 Что на самом деле произошло с археологами, которые открывали гробницы в египетских пирамидах? Есть ли там какая-то мистика?

Непосредственно в пирамидах ни одна гробница не уцелела, они все были разграблены, по-видимому, ещё в те древние времена. В пирамидах хоронили царей в эпоху Древнего Царства (III - V династии), потом хоронили в скалах в Долине Царей, потом просто в земле сооружали гробницы.

История с проклятием Тутанхамона - выдумка. Но вот археологи, которые жили непосредственно в Египте и работали на раскопках, сталкивались с весьма экстраординарными обстоятельствами при вскрытии гробниц. Однако, доказать связь этих обстоятельств с древней цивилизацией в тех историях, которые известны мне, не представляется возможным. Особенно много таких историй вокруг гробницы ТТ 33 (Падиаменопет), там есть всё  -"явки", "пароли", "причины заведения уголовных дел", "передача объектов под контроль вооружённых сил" и т.д. Эти истории обычно не публикуют, там только обстоятельства, никакого утаивания каких-либо обнаруженных памятников нет.

20/24 Как древние египтяне легко и часто делали глубокую резьбу в твердом граните, не имея алмазных и победитовых резцов?

Тем же, чем выпиливали гранит на каменоломнях, бурили в нём отверстия и полировали, и чего в Египте, слава Ра всемогущему, более чем достаточно: песком.

Комбинация кварцевого песка, кремневого зубила и долеритового шарика позволяет выпиливать из камня более мягкие породы, так что более жесткие удалить потом значительно легче (а в граните и нет ничего жестче того же кварца).

К этому стоит прибавить тот факт, что быть каменщиком в древнем Египте было такой же привилегированной профессией, как сегодня —программистом в Фейсбуке, и посему оные поставлялись в достаточных количествах и ничем больше по жизни не занимались.

И да — это тестировалось и проверялось.

21/24 Какая из гипотез постройки египетских пирамид наиболее убедительна?

Как показывает российский египтолог О.В. Томашевич, наиболее убедительной версией строительства пирамид является гипотеза о том, что их строили профессиональные рабочие-египтяне, получавшие зарплату за свой труд, а не рабы и, тем более, инопланетяне. 

Подобную теорию доказывают археологические исследования в Гизе - находки продуктов жизнедеятельности рабочих, их захоронения в специальном строительном городке неподалеку от пирамид, а также записи на стенах пирамид, сделанные рабочими, включающие математические вычисления и хозяйственную документацию. 

22/24 Существует ли связь между иудаизмом и древнеегипетским монотеистическим культом Атона?

Хотя теории взаимовлияния этих двух религий регулярно всплывают, консенсус учёных на данный момент состоит в том, что никакой прямой связи не было. Культ Атона существовал при жизни одного единственного фараона, насаждался сверху, продержался всего пару десятилетий и канул в лету, так что нет никаких оснований предполагать, будто бы он каким-то образом повлиял на формирование иудаизма. Обратная гипотеза тоже не кажется убедительной – мы не находим никаких следов или признаков того, что Эхнатон создал своё учение с оглядкой на иудаизм, который в то время и сам ещё находился в стадии формирования.

Стоит понимать, что, хотя мы часто слышим о «языческих» или «политеистических» религиях, многие, хотя, конечно, далеко не все народы и общины обладали склонностью к монолатрии – поклонению одному-единственному богу при признании существования других. Конечно, оказываясь в чужих землях или сталкиваясь с неожиданной и кризисной ситуацией (очень тяжёлой болезнью, войной в условиях, когда она не привычна человеку, необходимостью «заколдовать» кого-то), люди легко обращались к культу иных божеств, но зачастую «по умолчанию» они ограничивались поклонением одному-единственному персонажу, покровительствующему их месту жительства. Так было и в Египте, где разные полисы были центрами культов разных богов, и в Греции, и в Междуречье и даже в Японии. Очевидно, что переход от такой системы к насаждаемому монотеизму кажется не таким уж радикальным шагом, и не так нуждается в увязывании с какими-то другими монотеистическими учениями. Это, конечно, не является окончательной разгадкой того, что стояло за реформами Эхнатона, но свидетельствует о том, что их подлинные причины и следствия стоит искать в самом Египте, не выходя за его границы.

23/24 В чем этническая разница между древними египтянами и современными египетскими арабами?

В 525 г. до н.э. Египет был завоёван Персами, потом Александром Македонским (в результате чего там установилась правящая династия Птолемеев, последним отпрыском которой была знаменитая Клеопатра). В 30 г. до н.э. Египет стал южной провинцией Римской империи, затем Восточной Римской (Византийской) империи. В 640 г. уже нашей эры Египет был завоёван Арабским Халифатом под предводительством халифа Омара (второй из 4-х великих халифов). В результате этого большое число арабов переселилось в Египет и ассимилировалось с местным населением.

24/24 Что делать, если мне постоянно снится, будто я египтянин?

Если древний египтянин, то пора заняться сельским хозяйством. Не знаю, какая река у вас есть поблизости, но вряд ли она разливается, подобно Нилу, так что самое время подумать о системе ирригации! Пшеница и ячмень сами по себе не вырастут, как не будет само по себе сварено пиво. Нелишним будет заготовить соленую и вяленую рыбу, а также меда. В перерывах между земледельческими трудами неплохо бы поднять свой уровень образования, а для того почитать что-то. Конечно, есть русские переводы, первым делом посмотрите следующие издания:

Сказки и повести Древнего Египта. Л. 1979.
Лирика древнего Египта. М. 1965.
Матье М. Э. Мифы Древнего Египта. Л. 1940.

Но Вам будет полезнее все-таки «освежить» в памяти Ваш язык. По университетскому курсу помню учебник Гардинера (Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs.. — 3rd Ed., revised. — Oxford: Griffith Institute, 1957), но, может, Вы найдете что-то получше. Наконец, стоит привести в порядок свой внешний вид: запастись льняной одеждой, приобрести пояс, подстричь / сбрить волосы, подобрать парик, ароматические масла. Как видите, не так много нужно.