Фантастические миры Илона Маска
Владелец SpaceX и Tesla Илон Маск учредил компанию Neuralink для создания интерфейса «мозг—компьютер». Этот стартап стал продолжением череды футуристических проектов Маска. Узнайте из 13 вопросов, как Илон Маск стал современным визионером.
13 вопросов
1. Можно ли назвать Илона Маска Жюлем Верном современности?2. Правда ли, что Илон Маск не сделал сам ничего полезного, а все его проекты PayPal, Tesla, SpaceX – лишь красивая декорация?3. Как работает Neuralink Илона Маска?4. Почему некоторые известные люди (Хокинг, Маск, Гейтс) боятся искусственного интеллекта при наличии сотни возможных сценариев развития?5. Не разумнее ли улучшать жизнь на Земле вместо колонизации Марса, как предлагает Илон Маск?6. Почему Илон Маск выбрал для покорения Марс, а не Луну?7. Как купить акции SpaceX?8. Захватит ли Tesla автомобильный рынок?9. Каково это — быть владельцем машины Tesla?10. Чем кардинально Hyperloop отличается от сверхскоростных поездов?11. Как и где купить акции Tesla Motors и Hyperloop?12. Поставили бы вы солнечные батареи Tesla на свой дом?13. За что вы любите Илона Маска?

Жюль Верн был писателем-фантастом, поэтому с писателями лучше сравнивать писателей.

Илон Маск - предприниматель-инноватор, исследователь, который берется за области "на переднем крае" технологий. Его корректнее сравнивать с первопроходцами в массовой автомобильной отрасли - Карлом Бенцем и Генри Фордом.

Поскольку Илон Маск работает и в электроэнергетике (солнечные панели и накопители-аккумуляторы, да и электромобиль - электротехническое устройство), то его можно сравнить с наиболее известными предпринимателями-электротехниками - Томасом Эдисоном, Вернером фон Сименсом и Джоржем Вестингаузом.

Что касается освоения космоса (SpaceX), то здесь ярких частных предпринимателей сопоставимого уровня пока не было, но можно сравнить с первыми воздухоплавателями (аэронавтами) - братьями Монгольфье, Фердинандом фон Цеппелином. 

Несмотря не некоторую скандальность, успехов, которых достиг Маск, уже достаточно, чтобы поставить его имя в одном ряду с этими известными людьми.

2/13 Правда ли, что Илон Маск не сделал сам ничего полезного, а все его проекты PayPal, Tesla, SpaceX – лишь красивая декорация?

Первая часть вопроса - "правда ли, что Илон Маск не сделал сам ничего полезного". 

Часто к предпринимателям-первопроходцам (и в этом обвиняли и Томаса Эдисона, и Стива Джобса, и Гульельмо Маркони, который тоже изобрел радио, хоть и не первым) предъявляют невыполнимые требования: "он должен сам придумать, причем до него никто об этом не знал, сделать работающий прототип без посторонней помощи, и запустить его в серийное производство, сделать массовым". Разумеется, выполнить все эти условия одновременно невозможно. Да, до Илона Маска много кто делал электромобиль, да, электронную платежную систему изобрел не Маск, а ракеты запускать в космос стали с 50-х годов прошлого века...

Но не окажись Илона Маска в тех компаниях, которыми он руководил, их (компаний) либо не было бы, либо они бы умерли, так и не создав ничего (кроме PayPal, у которого были сильные основатели). Илон сам не разрабатывал до мельчайших деталей чертежи электромобилей, ракеты и ракетного двигателя, но он постоянно был в курсе всех деталей, и выбирал, какой из вариантов предпочесть - не всегда успешно, постоянно срывая и перенося сроки, но в итоге, вырулив на технологически правильную дорогу.

Илон отвечал за привлечение инвестиций (в том числе вкладывал почти всё, что получал с предыдущих проектов), за раскрутку - маркетинг и PR, поиск и переговоры с заказчиками - я не уверен, что кто-то справился бы лучше (да, в мире есть те, кто справился бы, то они и так преуспели в других бизнесах). Без этого, чисто на одной инженерии, ни один из проектов не выстрелил бы.

Вторая часть вопроса - "все его проекты (PayPal, Tesla, SpaceX) - лишь красивая декорация?" Тут нужно понять, что если что-то выпущено на рынок и продаётся, причем в приличных для своей отрасли количествах, то это уже не "декорация". Декорацией можно назвать красивый и многообещающий прототип, который не смогли запустить в серию и не смогли начать продавать (и с этой точки зрения, увы, значительная часть изобретателей останавливалась на этой, "декоративной", стадии). Конечно, у Маска сейчас непростая задача - добиться устойчивой прибыльности, окупаемости своих бизнесов. Надеюсь, он решит эту задачу.

3/13 Как работает Neuralink Илона Маска?

Подытожив все, что пока удалось выудить из сети до публикации официального system datasheet, я могу сказать следующее: Neuralink - это прямой интерфейс между компьютером и человеческим мозгом, использующий тончайшие имплантируемые электроды. При этом используется так называемая технология нейронного кружева - хитрый способ считывания  колебаний усредненной активности нейронов по большой площади (математически это примерно тот же весьма сложный расчет, который используется, когда палец нажимает на экран смартфона по относительно большой площади, при этом активируя маленькую область со значком или кнопкой внутри). Реализация, скорее всего, будет выглядеть так: сотни и сотни электродов, соединенных с контроллером читают биоэлектрическую активность и передают ее для расшифровки в машину. Об обратной передаче пока ничего не говорится, но такая возможность явно подразумевается на будущее. Главный камень преткновения технологии - индивидуальность паттерна активности мозга каждого отдельного человека в каждой отдельной ситуации. В Neuralink за счет нейронного кружева этот камень явно пытаются изящно обойти. Как конкретно это будет делаться - know how, и я не могу судить об этом напрямую, но подозреваю, что будет использована "нейросеть над нейросетью" - специальный чип с технологией глубокого обучения в контроллере, который будет регистрировать паттерны и изменять их в зависимости от состояния мозга пользователя.

4/13 Почему некоторые известные люди (Хокинг, Маск, Гейтс) боятся искусственного интеллекта при наличии сотни возможных сценариев развития?

(Могу ответить по поводу Маска.)

Летом прошлого года Илон Маск, Стивен Хокинг, Стив Возняк и ещё 1000 специалистов по компьютерным наукам и ИИ подписали открытое письмо, призывающее не использовать искусственный интеллект в новых вооружениях (например, дроны, которые сами летают и уничтожают цели). Логика такая. ИИ сократит потери при военном конфликте, поскольку люди не будут в нём участвовать, но снизит цену его начала. Если оружие с ИИ начнёт распространяться, то рано или поздно попадёт на чёрный рынок, к террористам и агрессивным государствам. Подписавшие опасаются, что ИИ начнут применять для этнических чисток и против мирного населения. То есть опасен не сам искусственный интеллект, а неразумные люди с ним.

Маск не уверен, что мы сможем контролировать искусственный интеллект. Сейчас у нас нет понимания, как будет работать ИИ, как будет принимать решения и развиваться. Настоящий искусственный интеллект это новое сознание, которое отличается от человеческого. И мы не знаем, чего от него ждать.

У братьев Стругацких в «Далёкой радуге» есть описание инцидента с Массачусетской машиной, «самым сложным кибернетическим устройством, когда-либо существовавшем, с феноменальным быстродействием и бесконечной памятью». Её отключили через четыре минуты после запуска, поскольку она начала управлять собой. Читателю не рассказывают, что именно случилось, но очевидец событий говорит: «Это было страшно».

5/13 Не разумнее ли улучшать жизнь на Земле вместо колонизации Марса, как предлагает Илон Маск?

Помимо всей этой романтики и приближения будущего, Илон Маск бизнесмен и прагматик. И реалист. Сколько раз вы (и мы все) слышали фразу про "Боженька, тут ничто нельзя уже поправить, жги"? Здесь, на Земле, уже все поляны застолблены, любой проект, любая бизнес-идея подразумевает 90% трат на юридические, пиарные, джиарные и прочие разборки с правительствами, обществом, общественными институтами, военными, финансовыми институтами, конкурирующими фирмами, неуправляемыми группами религиозно-, экологически-, политически- и культурно-озабоченных граждан с миллиардом оскорбленных чувств, на всю связанную с этим всем долбаную бюрократию и т.п. 

На Марсе этого нет. Даже если витиеватые мозги земных бюрократов из правительств и международных организаций и корпораций, паразитирующих на наших деньгах, смогут наложить на марсианские колонии свою лапу, - всё равно там будет на 90% меньше бюрократии, на 90% меньше конкуренции (в первые годы) и на 100% меньше оскорбленных чувств.  Первый менеджер инопланетного колонизаторства повторит путь первых поселенцев в Новом Свете: "новый свет - новые правила". Как в "Аватаре", это может дать свою обратку (можно стать Чорным Властелином и злодеем), но на его месте я бы в любом случае попробовал.

6/13 Почему Илон Маск выбрал для покорения Марс, а не Луну?

Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. 
Луна рядом и всегда можно сравнительно легко и быстро вернуть обитателей базы на Землю. База на луне - прекрасный способ тестировать технологии и оборудование, но все-таки не совсем адекватная модель для полета на Марс, поскольку физические условия заметно отличаются (гравитация на Марсе вдвое сильнее, чем на Луне, и у него есть атмосфера, хоть и крайне разряженная - 0.2% плотности земной). С другой стороны, лунная база будет почти полностью зависима от Земли в плане снабжения ресурсами и едой. Там нет ни воды, ни воздуха, ни возможностей для выращивания еды. Кислорода завались, но что с ним делать? 

Марс намного дальше и путешествие туда намного опаснее, чем 3-дневный полет на Луну. В первую очередь из-за космической радиации за пределами земного магнитного поля. Да и сам Марс магнитного поля не имеет, поэтому придется решать проблему защиты от радиации. С другой стороны, база на Марсе может быть сделана фактически автономной: уже сейчас установлено наличие огромного количества воды в почве (в замороженном состоянии, разумеется), атмосфера - почти чистый CO2 (для людей и животных он смертелен, а для растений - необходимый источник жизни и роста), в той же почве и камнях огромное количество углерода, азота и фтора, значительное содержание кальция, брома и др. элементов, так что по крайней мере в регулируемой атмосфере хабов можно выращивать растения в достаточных объемах для питания. Конечно, нужно будет привезти немного земной почвы и минеральных удобрений для первоначальной посадки и насыщения почвы бактериями, необходимыми для роста растений, но дальнейшее уже не нуждается в поставках с Земли. Кислород, необходимый для дыхания, будут давать растения и его так же можно получать из марсианской атмосферы (CO2, помним, да). Так что полноценную развитую колонию на Марсе выстроить проще, чем на Луне. А если задуматься о дальней перспективе (о чем Маск тоже говорил неоднократно), то Марс можно терраформировать, превратив в такую же зелено-голубую планету, как Земля. 

7/13 Как купить акции SpaceX?

SpaceX - частная компания, ее акции пока не торгуются на бирже, а IPO ждут очень многие. Крупные инвесторы (фонды, компании, например Google) инвестируют в нее напрямую.

У частных инвесторов в Америке есть возможность купить акции SpaceX на внебиржевом рынке, но порог входа достаточно высок - порядка $100 000.

Если вы верите в бизнесы Илона Маска, я рекомендую компанию Tesla Motors, которая совершила революцию, доказав, что электромобиль - это средство передвижения, и прямо сейчас совершает вторую революцию - доказывая, что электромобиль не роскошь. 31 марта Tesla презентовала бюджетную модель Model 3, на которую уже сейчас 400 000 предзаказов. На фоне ажиотажа вокруг новой модели акции Tesla Motors выросли более чем на 75% (за 2,5 месяца - с середины февраля по 26 апреля). Я лично очень верю в Теслу и держу их акции в своем портфеле.

Если вы настроены решительно и хотите непременно инвестировать в космическую отрасль, рекомендую акции Boeing - они торгуются на бирже и стоят порядка 9000 рублей за акцию. С 2013 года акции Boeing выросли на 76%.

8/13 Захватит ли Tesla автомобильный рынок?

Я считаю, что Tesla очень сильно изменит автомобильный рынок. Tesla - это гораздо больше, чем просто производитель автомобилей. Эта компания меняет собственно сам подход к тому, что такое есть автомобиль. Они сейчас делают очень большую ставку на системы автопилота, и толкают всех производителей к этому. Если предположить, что у нас будет полная автономия автомобилей, то тогда у нас будут расцветать принципиально новые модели использования транспорта: будет сильно развит каршеринг, да и большинству горожан не нужно будет владеть автомобилем, он будет просто приезжать по требованию. Исчезнет проблема парковок, нарушения правил дорожного движения, и у нас не будет пробок. То есть, это большой системный подход, и именно Tesla здесь играет роль такого «агента изменений», чья задача состоит в трансформировании индустрии, у них нет задачи быть первым или единственным производителем электромобилей. Уверен, что через два три года многие другие производители электромобилей выйдут на рынок, а деятельность Tesla сместится в область производства аккумуляторов для них, и со временем, Tesla станет наиболее крупным игроком на этом рынке. 

9/13 Каково это — быть владельцем машины Tesla?

Я могу сказать, что ощущать себя владельцем Tesla – это просто прекрасно. Достаточно всего одной недели езды на электрическом автомобиле, тем более на электрическом автомобиле премиального класса, и ты понимаешь - на бензиновый автомобиль больше никогда не захочется перейти. Это просто другое ощущение от езды, совершенно иной паттерн использования. Владелец Tesla никогда больше не ездит на заправочные станции, заряжает свой автомобиль дома или в офисе, при движении нет шума, и отсутствует запаха выхлопа. Более того, даже подходя потом к любому автомобилю с выхлопной трубой у вас начинает кружится голова. Я бы даже сказал, что очень быстро отвыкаешь от самого запаха бензина. Но если говорить конкретно про Tesla, то очень приятно, что все вокруг одобряют твой выбор – люди показывают большие пальцы, причем это делают как пешеходы, так и проезжающие водители. И дело тут не в том, что автомобиль дорогой – гораздо важнее то, что он реально изменяет мир. 

10/13 Чем кардинально Hyperloop отличается от сверхскоростных поездов?

Самый быстрый поезд в мире - японский Shinkansen разгоняется максимум до 580 км/ч. и работает на магнитном подвесе. HyperLoop построен на принципе воздушной подушки, при этом благодаря практически отсутствующему сопротивлению воздуха (давление в трубе опускается до 100Па) может разгоняться до 1200 км/ч, что почти равно скорости звука при атмосферном давлении и комнатной температуре и выше скорости звука при 0 Цельсия. Собственно, одна из проблем, хоть и не слишком значительных, этой идеи состоит в том, чтобы конструкция выдерживала шок от постоянных звуковых ударов пролетающих по трубе капсул.

Дополню. HyperLoop концептуально предназначен для работы на средних и больших расстояниях на земле. Это не замена пригородных электричек (коими по сути и являются поезда на магнитной подушке), это транспорт для связывания агломераций с минимальным числом промежуточных остановок (в идеале вообще от точки до точки). Иначе преимущество, даваемое высокой скоростью, нивелируется необходимостью все время разгоняться и тормозить (напомню, что тело человека не слишком приспособлено к ускорениям больше 2g, особенно длительным и частым)

11/13 Как и где купить акции Tesla Motors и Hyperloop?

Здравствуйте!

Акции Tesla Motors торгуются на американской бирже NASDAQ (основная биржа для технологического сектора в США). Торговать напрямую на этой бирже, будучи резидентом РФ, практически невозможно. Чтобы приобрести эти бумаги, нужно заключить договор с брокером, который будет представлять вас, например, на Кипре (за услугами брокера можно обратиться в БКС или ФИНАМ). Он открывает вам брокерский счет. Далее вы торгуете онлайн через терминал или через телефон (звоните на специальный номер и оставляете заявку голосом).

Еще один вариант — зарегистрироваться на сервисе Freedom24. Сама не пробовала, но они обещают все быстро (за день) и законно.

Мой муж изучал фондовый рынок в РАНХиГС — говорит, очень хорошие преподаватели.

Акции Hyperloop вам не удастся купить, так как компания не торгуется на бирже. Вы можете войти компанию как частный инвестор. Но это требует огромных сумм и связей в США. 

12/13 Поставили бы вы солнечные батареи Tesla на свой дом?

Нет, я бы ставить «солнечную крышу» не стал бы.

Причин тому несколько, и главная в том, что солнечные батареи сами по себе — источник энергии довольно неэффективный, экономически оправданный только в очень солнечных южных краях или при невозможности подключить дом к обычной линии электропередач.

КИУМ — коэффициент использования установленной мощности — у солнечных батарей даже в Южной Европе составляет всего 10-15 %, то есть, поставив батарею на 1 кВт паспортной мощности, в среднем мы будем получать от неё всего 100-150 Вт: ночью батарея не работает, утром и вечером работает плохо, в пасмурную погоду тоже не очень... Для сравнения, КИУМ ветряков в той же Европе — около 30 %, а у атомной электростанции он превышает 90 %.

Поэтому случаев, когда имеет смысл ставить на крышу частного дома солнечные батареи, в общем-то не так уж много — и большинство из них вообще не про типичные российские широты.

К слову, придуманная самим Маском компания SolarCity превратилась в крупнейшего установщика солнечных панелей в США после того, как стала предлагать панели бесплатно — предполагалось, что расплачиваться за них домовладельцы будут следующие 10-20 лет за счёт средств, сэкономленных на оплате электричества. Сейчас SolarCity на грани банкротства — убытки в последнем квартале составили четверть миллиарда долларов, а на счетах компании осталось меньше 150 миллионов.

13/13 За что вы любите Илона Маска?

Соглашусь с высказыванием ранее, Элон Маск величайший человек нашего времени! За что его любят люди? Потому что таких людей как он, практически нет, к сожалению. Сколько на планете людей с миллиардными счетами, но они ничего не делают полезного, только продолжают добывать деньги лопатами, да и все. А этот человек не такой. Он меняет мир. Он улучшает мир. Он заботится о нем. Он развивает некоторые важные части нашей повседневной жизни. Элон Маск человек с великими идеями и целями. При этом у него есть план, он его придерживается и делает то, что планирует. Он не просто поговорил и забыл, что хочет помочь людям, а он действительно делает прорывы в таких необходимых областях нашей жизни. Он тратит все свои силы и деньги на достижение своих целей, хотя, много кому он мешает и не нужен. У него огромное множество недоброжелателей. Весь мир сидит на нефтяной игле, ворочают на этом миллиарды, и тут появляется такой смелый конкурент в виде Маска с его автомобилем на чистой энергии. Для многих он враг, во всех сферах которые он меняет. Однако, он их действительно меняет. Очень эффективно и быстро. Развивает электромобили и у него это получается, получается отлично! Он, ЧАСТНОЕ ЛИЦО, а не государство, совершил такой прорыв в освоении космоса, которые не совершали все правительства за десятки лет, он меняет сферу транспорта в виде ГиперЛуп, в виде чистых автомобилей на электричестве, которые в скором времени будут нормально работать на автопилоте, он развивает космические полеты, собирается полететь на Марс, я уверен он это сделает, он развивает снабжение домов энергией на солнечных панелях и выводит это на новый уровень. Это гениальный человек с великой душой. Он не просто прожигает деньги на развлечения, или не копит их под подушкой, а создает новое, создает будущее. Автомобили Тесла обладают такими характеристиками, что все остальные производители не смогут этим похвастаться, хотя, в глобальном масштабе, он еще новичок и только начал, что в автомобилях, что в космосе, что в других сферах. Через 10-20 лет, вот увидите, он очень круто изменит мир и будет создавать великолепные вещи и творить грандиозные дела. У него уйма планов как исправить этот мир и сделать его лучше, но он не только крутит их в голове, а превращает делом = в реальную жизнь. 

Это тот человек, которому я с великим уважением и гордостью крепко бы пожал руку. Очень жаль, что он такой один, либо единицы всего таких людей. Хотя возможностей куда больше в мире, только вот нет желания и нет таких людей. Мир можно было бы быстро развить и реально изменить, если бы таких как Элон Маск были сотни, тысячи... Тогда мир был бы другим. А пока, он один человек со своей дорогой в этом большом и недружелюбном к нему мире, но при этом гордо идущий вперед. 

Не знаю, как многие люди о нем плохого мнения и плохо отзываются о нем. Мне очень интересно, почему они так думают и кого тогда они считают хорошим и великим человеком, если не его. Не могу представить, за что можно осуждать и не любить этого человека. Если сам ты человек умный и задумываешься о нашей жизни и будущем, а не сидишь на лавках с пузырем водки и поливаешь всех грязью, то каждый должен понимать, что Элон Маск ХОРОШИЙ человек, побольше бы таких. 

Увидите, о Маске будут писать в учебниках.