Как начать разбираться в искусстве
Самое интересные ответы художников, искусствоведов, культурологов и кинокритиков, с которых стоит начать восполнение пробелов в своем образовании в области искусства.
11 вопросов
1. Что почитать чтобы начать разбираться в искусстве?2. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство?3. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы?4. Какие существуют книги по теории критики — музыкальной, кино, литературной?5. Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О'Нила и Терри Смита?6. Что посоветуете почитать о современном театре?7. Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?8. Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко?9. Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века?10. Может ли искусство не нести никакого послания?11. Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Я бы посоветовала начать с "Истории искусства" Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: "Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы".

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона "Основы истории искусств", которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии -- словом, "от бизона до Барбизона", а точнее -- до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера "Введение в историческое изучение искусства". В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

***

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку: bm.gg

2/11 Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство?

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

Можно почитать труды Кандинского и Малевича для закрепления материала. Но чуть ли не каждый художник советского авангарда отличался хорошим слогом и художественной эрудицией.

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

***

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку: bm.gg

3/11 Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы?

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей — и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят — "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия — интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино — это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие — открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках — Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги — в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях — отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director's Cuts (Columbia University Press) — очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс — от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная — Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга — просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана — это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

4/11 Какие существуют книги по теории критики — музыкальной, кино, литературной?

По вопросу музыкальной критики: такой академической дисциплины, как музыкальная критика, не существует, то, что традиционно описывается данным понятием, - это, строго говоря, светский журналист, пишущий на околомузыкальные темы тексты полурекламного характера. Поэтому конкретно по этому вопросу почитать нечего; тем более нечего читать по этому и смежным вопросам по-русски. Роль музыкальных критиков в академическом мире выполняют музыковеды, занимающиеся анализом музыкальных произведений; здесь тоже есть журналисты, которых часто называют музыкальными критиками, но никто из них ничего не «критикует» по какой-то определенной методологии, с которой можно ознакомиться в каком-либо компендиуме. Наконец, музыка среди остальных искусств – наиболее специфическое, технически и терминологически сложное мероприятие; таким образом, прежде чем ее критиковать, надобно ознакомиться в первую очередь с тем, как она устроена, а потому первое, что нужно читать для музыкальной критики, – это учебники музыкальной теории, гармонии и контрапункта. Для уяснения контекста двадцатого века имеет смысл ознакомиться с работами Теодора Адорно, у нас они переведены – это книги «Социология музыки» и «Философия новой музыки» (вторая книга чудовищно сложна); для уяснения тех проблематик, которые ныне стоят перед музыкальной культурологией, стоит поглядеть сборник статей под названием «Cultural Study of Music: A Critical Introduction» под редакцией Ричарда Миддлтона (Richard Middleton), для составления себе представления о современной социологии музыки (преимущественно поп-музыки) можно поглядеть очень простую книжку – пособие для первого курса социологии «Understanding Society through Popular Music» за авторством Joseph A. Kotarba and Phillip Vannini; если хочется знать историю и современность музыкальной теории, то есть прекрасный компендиум The Cambridge History of Western Music Theory. На русском языке, повторюсь, ничего дельного на подобные темы до сих пор нет, тут можно порекомендовать разве что учебник Юрия Николаевича Холопова, который называется «Музыкально-теоретические системы», но его без музыкальной подготовки осилить не получится; то же, впрочем, верно для подавляющего большинства хороших пособий: музыке нельзя научиться, посещая только общеобразовательные учебные заведения.

***

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку: bm.gg

5/11 Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О'Нила и Терри Смита?

На мой субъективный взгляд, книги по кураторству часто довольно бессмысленны. Кураторству нельзя научить. Для человека, решившего стать куратором, принципиально важно знать историю выставок, ориентироваться в современных дискурсивных практиках, знать историю искусства и историю самого кураторства. Когда тот или иной куратор подробно разжевывает свой метод, это отнюдь не ведет к пониманию собственных целей и задач его читателями. Безусловно, у кураторов очень много отличных книг, но они не о кураторстве. Мне кажется важным, дабы "держать нос по ветру" читать периодику о выставках. Это журналы Afterall, Springerin, The Exhibitionist, Mousse Magazine, E-Fluх Journal, Manifesta Journal, On Curating, и некоторые другие. Это поможет пониманию того, что происходит именно сейчас в выставочных практиках. А вообще, почитайте про выставки, найдите куратора, которому доверяете и читайте его тексты. У меня таких много, вот например, прочитал большинство текстов и статей прекрасной Марии Линд, Хуана Гайтана, WHW, и не устаю за ними следить.

6/11 Что посоветуете почитать о современном театре?

Ответить на этот вопрос сегодня очень легко: за последние два года были переведены на русский язык и прекрасно изданы две ключевые монографии о современном театре, без учета которых не обходится ни один исследователь или эксперт в этой сфере. Это, во-первых, «Постдраматический театр» немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана ozon.ru . Во-вторых, это «Эстетика перформативности» немецкой исследовательницы Эрики Фишер-Лихте ozon.ru . Оба автора исследуют границы (возможностей) театра как уникального языка современности и помогают освежить и обновить зрительскую оптику, выйдя за пределы сложившихся стереотипов восприятия театрального спектакля. Если вы не боитесь того, что ваши представления о театре изменятся и усложнятся, если вы готовы к новому и часто экстремальному театральному опыту – начните с чтения Лемана и Фишер-Лихте.

Для тех, кому интересно пофилософствовать о современном театре и его истоках, рекомендую также яркую и провокативную книгу Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства».

А еще читайте хороших театральных критиков – на colta.ru или на oteatre.info . Там умеют отслеживать самое главное и актуальное. И качественно его описывать и оценивать.

7/11 Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с театром, жизненно необходимо прочесть следующие книги: Михаил Туманишвили "Режиссер уходит из театра", Питер Брук "Пустое пространство", Ролан Барт "Работы о театре", осилить 4-томник Эфроса, книги Алексея Бартошевича и, конечно, Станиславского.

8/11 Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко?

Существуют сотни и тысячи книг про барокко, но среди них есть одна, с которой просто необходимо начать знакомство с этим стилем. Это книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». В России она впервые была напечатана в 1913 году. Вёльфлин легко и изящно вывел формулу барокко, показав, как появился этот всеобъемлющий стиль и на каких принципах он основан. Он тщательно проанализировал мельчайшие детали архитектуры римского барокко и виртуозно раскрыл философскую основу стиля. После Вельфлина вас больше никогда не будет мучить вопрос: «И все-таки, при чем тут жемчужина неправильной формы?»

Генрих Вельфлин писал про архитектуру, но после прочтения книги «Ренессанс и барокко» происходит так, что картины Караваджо, музыка Баха, скульптуры Бернини с легкостью занимают место в сформулированной им картине мира. Все остальные книги будут только добавлять ценных знаний к этой основе. А литературу эпохи барокко лучше читать в подлиннике, например, стихи Джона Донна или «Потерянный рай» Джона Мильтона.

9/11 Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века?

Несмотря на очевидную глобализацию искусства в XX веке и появление множества художников из стран третьего мира, так называемый Старый Свет до сих пор играет ведущую роль в определении путей развития искусства, его рыночной стоимости, трендов, интерпретации и так далее. В начале XX века больше всего художников так или иначе обреталось в Париже вне зависимости от своего происхождения.

Так, испанцы Грис и Пикассо имеют весьма отдаленное отношение к испанскому искусству, румын Тристан Тцара — к румынскому, белорусский еврей Марк Шагал — к белорусскому и т. д. Всю первую половину XX века, прошедшую под знаком войн и потрясений, с Францией на вторых ролях уживались Германия, Австрия, Италия, в меньшей степени Британия.

Во второй половине столетия неоспоримым лидером становятся США, хотя это не значит, что в Европе наступили разгром и упадок. Лондон — законодатель вкусов галерейного мира последней четверти XX века: английские художники — в числе самых дорогих на аукционах. По причине дешевизны жизни очень привлекателен для художников Берлин, хотя жить в нем и не означает быть немцем.

Вообще, концепция национального в искусстве поблекла и увяла раньше, чем в других областях. Нет национальных традиций — есть просто художники.

10/11 Может ли искусство не нести никакого послания?

Искусство может вообще всё что угодно. При этом оно ничего не должно. Здравый смысл, ориентированный на выживание в конкретной среде, часто склоняет нас к упрощению во всех сферах жизни. Искусство же — необходимый инструмент усложнения, без которого человек деградирует. В этом смысле оно всегда несет какое-то послание, но его дешифровка зависит от способностей воспринимающего. Даже самое беспредметное искусство вступает с нами в диалог, и не его вина, если мы капризно ждем, что нам будет всё понятно. Если требуются какие-то усилия для понимания, мы уже недовольны. Но если какие-то навыки мы просто вынуждены осваивать, то искусство вызывает особое раздражение обывателя, который привык презрительно отвергать все, что, по его мнению, бесполезно. В отличие от сложной и опасной науки искусство беззащитно, поэтому его всегда берут на прицел разнообразные блюстители нравов, традиций и прочей чистоты. Они не понимают, что уже это является ярким доказательством того, что послание достигло адресата.

11/11 Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Нет. Но в любом случае прежде всего необходимо отказаться от использования таких характеристик, как гениальный и талантливый. То, что скрывают за этими словами, не что иное, как ответственное отношение к своему времени и некоторое умение выстраивать приоритеты. Единственное, что отличает этих людей, – это ни с чем не сравнимое упорство в желании не быть обманутым. Вот и все, что касается гениальности.

Признанный гений – это тот, чье упорство было настолько бескомпромиссным, что все общество вынуждено признать, что не нашло метода сломать в этом человеке личность. Художник не сможет ничего произвести, если он не знаком с контекстом искусства, потому что визуальное искусство – это язык. И если человек не понимает значения того или иного знака, то он попросту не сможет увидеть за своим действием прецедент искусства.