Евровидение-2017
Евровидение и раньше называли конкурсом политическим, будто это не концерт популярной музыки, а геополитическая битва. В этом году конкурс проходит на Украине. Россия выбирала, кого отправить в страну, с которой ведет войну. Выбрали Юлию Самойлову.
9 вопросов
1. Почему Юлию Самойлову выбрали в качестве представителя России на «Евровидении» в Киеве?2. Выиграла ли Украина «Евровидение-2016» из-за политической обстановки?3. На какие деньги Украина будет проводить «Евровидение»?4. Почему США не участвуют в «Евровидении»?5. Как можно исключить политическую составляющую в голосовании на «Евровидении»?6. Можно ли считать оскорблением чувств верующих проведение «Евровидения-2017» на территории Софийского собора?7. Какие люди выбирают исполнителя, который поедет на «Евровидение» от их страны?8. Правда ли, что в Европе нет такого интереса к «Евровидению», как в России?9. Почему песни с «Евровидения», особенно песни-победители, редко становятся всемирно известными хитами на продолжительное время?

Тут можно только следить за реакцией, а не делать какие-то выводы, потому что этот выбор ставит в необычное положение и Россию, и Украину, учитывая контекст отношений между двумя странами. 

И подразумевался этот контекст во время выбора или нет, мы можем только догадываться. Если да, то люди, которые выбирали эту девушку, возможно, хотели таким образом избавить Россию от насмешек и свистов в зале во время конкурса, потому что любой другой артист из России мог получить в Украине еще и политическую реакцию от зрителей. Выбрали человека, которого украинское общество не сможет освистать. 

Или они хотели сделать провокацию, чтобы Самойлову не пустили, потому что она выступала в Крыму, а по украинским законам это повод, чтобы она не могла въехать в страну. Потом они могут сказать, что человека с особенностями, которого нужно пожалеть, нехорошие люди на Украину не пускают. Это все продолжение дискуссии, которая возникла вокруг Познера и «Минуты славы». В чем мне претило выступление Познера: он относится к артисту, прежде всего, как к человеку с особенностями или без, как к инвалиду или нет, а во вторую очередь видит артиста. Многие высказали свои претензии мэтру российской журналистики. Но люди, которые придумали отправить Самойлову на «Евровидение», возможно, рассуждали именно так. В первую очередь они выбрали человека в инвалидной коляске, во вторую – человека, который хорошо поет. В случае с «Евровидением» у России была одна простая проблема: нужно было выбрать человека, который не нарушил украинский закон, вот и все. То есть, человека, который не признал аннексию Крыма публично, и не был в Крыму без разрешения украинского МИДа. Это несложно, просто требуется дополнительное продюсирование. Все, что было нужно от России – выбрать человека, который не нарушал эти условия. 

Но такого не было сделано, они выбрали девушку, которая тоже выступала в Крыму и попадает под закон. Это в некотором смысле провокация, и российской пропаганде при желании удастся извлечь выгоду: «ой, даже инвалида не пустили!», или пустили, но освистали, или пустили и аплодируют, как хорошо относится Украина к России. Но все это мы можем только предполагать из того, что мы видим, мы не знаем, чем руководствовались люди, которые отправляли Юлию. Возможно, они решили, что этот конкурс для них неважен, самого сильного исполнителя выставлять не будут, на победу не рассчитываем, потому что победить в Украине России будет практически невозможно. Так дадим же возможность девушке, которая своим трудом, стойкостью и талантом добилась многого и выступает на сцене, хотя ей это далось еще труднее, чем другим. Хорошая история, чистая и красивая. То есть, хотели как лучше, а то, что мы развели политику – так это потому что мы все уже с ума тут сошли вокруг политики и видим только угрозы и риски. 

2/9 Выиграла ли Украина «Евровидение-2016» из-за политической обстановки?

Евровидение - это конкурс культурных продуктов европейского культурного пространства. Именно поэтому там принимают участие государство евреев, которые жили и влияли на европейскую культуру почти 800 лет, и Австралия, чей состав населения в основном европейский.

Поэтому, культурно, и форма, и содержание выступлений на этом конкурсе имеют окрас сугубо европейский. И темы песен касаются вопросов именно европейской культуры и истории, с её мышлением, отношением, трагизмом, комизмом, и т.д. Эти песни отражают европейские ценности, вроде свободы, любви, процветания и памяти.

Тема депортации крымских татар касается особенно болючего для европейской цивилизации периода, когда уровень взаимопонимания между европейскими народами упал до такого низкого уровня, что стала возможной Вторая мировая война, со всеми её трагедиями, и - преступлениями, из которых была и депортация. Именно поэтому девизом Евровидения в этом году стало "Come together" - давайте вместе. Это поиск общих смыслов, взаимопонимания. И такая, простая и доступная, с точки зрения текста, песня как у Джамалы - и стала точкой встречи взглядов европейцев. Вряд ли, конечно, об этом думали жюри и телезрители, когда голосовали, но именно это и есть та причина, почему песня Джамалы так их тронула.

Таким образом, эта песня просто стала актуальной в момент такого социального положения в Старом Свете, а это вопросы и истории, и культуры, и, конечно, политики. Так что если ставить вопрос так, то да, песня выиграла из-за политической ситуации.

3/9 На какие деньги Украина будет проводить «Евровидение»?
4/9 Почему США не участвуют в «Евровидении»?

Евровидение - международный конкурс среди стран-членов Европейского вещательного союза (EBU) 

По состоянию на 2014 год в состав организации входят 72 компании-члена из 56 стран Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. В теории США могут подать заявку на вступление в ЕВС, но смысл, ведь Музыкальная индустрия США имеет намного большую силу чем индустрия всей Европы. 

5/9 Как можно исключить политическую составляющую в голосовании на «Евровидении»?

А надо ли? Евровидение - это уникальный конкурс. Второсортные, на фоне мира массовой культуры, исполнители поют. Более того, практически все еа чужом для себя английском. То есть, фактически песенка составляющая нулевая. То есть, совсем отстой, с точки зрения культуры. 

Получается, что евровидение - неприкрытая политика, где через голоса видны отношения стран друг к другу. А где вы ещё такое увидите? Спорт? Нет, там нету такого политической субьективизма, как на этом конкурсе. Там нужно усилия приложить для победы. А вот евровидение - как раз для этого! Так что политическая составляющая будет и будет всегда! Просто Россия и Украина - две большие истории. А, например, как проголосовали немцы по грекам? Или другие истории, менее заметные? 

6/9 Можно ли считать оскорблением чувств верующих проведение «Евровидения-2017» на территории Софийского собора?

Наверно было бы корректнее на подобные вопросы отвечать христианам, но раз уж спросили меня...

В данном случае мне кажется важным то, что сам по себе концепт "оскорбления чувств верующих" является исключительно политическим и нагруженным огромным количеством смыслов, к реальной религиозной практике отношения уже не имеющих. Иными словами, оскорбленные верующие являются важной частью современного российского социального порядка, символом "стабильности", на которую ни в коем случае нельзя покушаться.  Не важно сколько этих верующих и насколько они влиятельны (есть мнение, что не особо много и не особо влиятельны - среди называющих себя православными реально воцерковленных процентов 10 максимум). Важно, что это Символ Устоев или некоторого набора базовых правил, нарушая которые индивид может покушаться хотя бы в мыслях своих на "основы конституционного строя" в том виде, в котором они понимаются нынешней властью. То есть борьба с "нарушеним прав верующих" является частью луддитской стратегии современного российского государства по защите от страшного влияния западного общества позднего модерна, одной из важнейших особенностей которого является размывание понятия государственного суверенитета.

И тут получается, что, с одной стороны, реальных верующих в общем-то никто не спрашивает, оскорблены их чувства или нет, потому что "всё же очевидно"! То есть государство защищая права верующих в этом контексте не даёт верующим  никакой свободы выбора: если постороннему теоретически нужно доказывать (хотя бы и в формате уголовного преследования) что он нарушил права верующих, то для самих верующих их права являются чем-то незыблемым и безусловным, не требующим доказательств: не ну чо, чувак, бабы в алтаре сплясали, ты же должен быть оскорблен, в натуре! И это должно быть для верующих огромным соблазном, потому что, несмотря на то, что у них отнимают свободу выбора быть или не быть оскорбленными, им дают безусловное право или даже сладкую обязаность гневаться и карать непокорных, взращивая грех непомерной гордыни. Тут, кстати, не принципиально какой конфессии верующие - подобные законы распространяются на всех людей.

А так-то конечно в Софии Евровидение устраивать не надо бы. Просто потому, что это место не для подобных мероприятий создано...

7/9 Какие люди выбирают исполнителя, который поедет на «Евровидение» от их страны?
8/9 Правда ли, что в Европе нет такого интереса к «Евровидению», как в России?

Легендарный комментатор "Евровидения" на протяжении более чем четверти века - ирландец Терри Воган (к сожалению, скончался в этом году - как-то сказал лет десять назад: "Западная Европа выиграла холодную войну, но проиграла Евровидение". Акценты сместились не только с Запада на Восток, но и в отношении к конкурсу, который в западноевропейских странах воспринимался как ни к чему не обязывающее развлечение и череда сменяющих друг друга фестивалей, а теперь стал предметом национально-политической гордости, страновых баталий и т.д.

9/9 Почему песни с «Евровидения», особенно песни-победители, редко становятся всемирно известными хитами на продолжительное время?

Это типичный пример ошибки восприятия - многие слушатели и ценители популярной музыки до сих пор и, что называется, на полном серьезе рассматривают "Евровидение" как некое глобальное поле брани лучших бойцов из легкой песенной категории, в то время, как на самом деле, речь идет всего лишь о дорогостоящем, тщательно срежиссированном, динамичном, костюмированном международном телевизионном шоу с элементами мелодекламации, хореографии, пиротехники, левитации, синхробуффонады, трансгендерного перехода, геополитики и так далее, включая, естественно, наивысшие достижения фигурного катания.

Понятия "творчество", "вдохновение" и "песня" являются сугубо второстепенными в рамках такого сугубо зрелищного мероприятия как "Евровидение" (в противном случае, оно бы называлось "Еврослушание").

Да, планка музыкального качества на "Евровидении" никогда не была слишком высокой, однако все же и здесь случались несомненные прорывы и крупные хиты. Например, замечательная песня "Poupée de cire, poupée de son", которая была настолько популярна, что через месяц после триумфа на Евровидении-1965 продалась в одной лишь только Франции в количестве 500 тысяч копий, а после была успешно переведена на десятки языков (включая даже японский, вьетнамский и эстонский языки). Русскоязычную версию шлягера ("Кукла восковая") с успехом исполняли такие отечественные гранды как Муслим Магомаев и ВИА "Голубые гитары", но приятнее всего слушать, конечно, в оригинальном исполнении красивейшей певицы Франс Галль youtube.com Скажу откровенно и без преувеличения - гениальная песня (а могло ли быть иначе, когда автор гениальный выпивоха и женолюб Серж Генсбур?).

Оглушительный успех имела также песенка "Save Your Kisses for Me" ансамбля The Brotherhood of Man youtube.com , которая до сих пор остается в сотне самых продаваемых синглов Великобритании. Конечно, не забудем и не простим великую Дану Интернэшнл с гиперхитом "Diva" youtube.com (свыше 400 тысяч копий по всему миру, взлом всех европейских чартов плюс персональная зависть Филиппа Киркорова). А великий коллектив ABBA с номером "Waterloo"? youtube.com А Селин Дион? youtube.com

Будем честны - шедевры были. Однако же, как показывает практика, "великое шоу для домохозяек" способно успешно функционировать и в отсутствии музыкальных шедевров.