Миллионы из хрущоб
Президент России поручил снести все московские хрущевки – типовые пятиэтажки, в которых выросло несколько поколений жителей СССР и России. Читайте 18 вопросов о хрущевках, чтобы понять, как эти уродливые дома стали символом уходящей эпохи.
18 вопросов
1. Что стояло раньше на тех местах в Москве, где ныне стоят хрущевки советской эпохи?2. Почему в России при каждом главе государства менялся архитектурный стиль, стоит вспомнить хотя бы «сталинки» и «хрущевки»?3. К какому архитектурному направлению относятся большинство домов построенных в СССР и есть ли примеры в странах Европы?4. Как в Москве определить дату постройки дома его архитектуре?5. Правда ли, что хрущевки собирали, как Lego?6. Сколько весит панельная пятиэтажка?7. Как обжить убитую хрущевку с печальными желтыми обоями и вечными сумерками, если ты студент-нищеброд?8. Почему во многих городах не сносят хрущевки, ведь срок их эксплуатации давно прошел?9. Что это за дополнительный шестой этаж построен в некоторых советских пятиэтажках? Что там находится и для чего?10. Что построят в Москве на месте пятиэтажек, если Собянин их снесет?11. Что мне положено по закону взамен квартиры в снесенной пятиэтажке?12. Почему в старых домах делали окошки сверху из ванной комнаты на кухню?13. Для чего вешали ковры на стену в СССР?14. Как вы оцениваете культурную и эстетическую ценность домов, выполненных в конструктивизме?15. Нравится ли вам жить в пятиэтажке?16. Каково это жить в сталинках и какие у них преимущества перед хрущевками, кроме расположения и внешнего вида,?17. Есть ли на Западе практика бесплатного переселения жильцов старых домов в новые, как в России с хрущевками?18. Когда большинство россиян будут жить в загородных домах, как американцы?

В принципе, на их месте могло быть что угодно, что было на территории, занимаемой Москвой и (тогда ещё) окрестностями до 1960-х годов. Историческая городская застройка (мне известны две панельные пятиэтажки серии I-515 внутри Садового кольца). Довоенные бараки для рабочих (они в основном исчезли в Москве к концу 80-х; двухэтажный деревянный дом 1928 года на улице Петра Алексеева был снесён в декабре 2014 года). Сельская застройка. Земли сельскохозяйственного назначения - поля, огороды, сады, луга, леса. Дачные участки. Свалки. Болота и небольшие пруды. Небольшие промышленные и транспортные предприятия (например, железнодорожная станция Москва-Рогожская). Вплоть до военных аэродромов. Возможно, кладбища, хотя известные мне примеры ликвидации кладбищ - Семёновское и еврейское кладбище на Кутузовском проспекте - произошли раньше, и хрущёвок там нет.

Можете поискать место интересующего вас дома на подробной карте 1952 года на сайте retromap: clck.ru

2/18 Почему в России при каждом главе государства менялся архитектурный стиль, стоит вспомнить хотя бы «сталинки» и «хрущевки»?

Архитектура априорно является самым конъюнктурным видом искусства, поскольку архитектор, в отличие от художника или скульптора, сам не вкладывает деньги в создание произведения на свой страх и риск, а на 100% зависит от финансов заказчика. Соответственно во все времена архитекторы обслуживали вкусы заказчика, кто-то в большим, кто-то с меньшим успехом. В советское время архитектура отображала не конкретные вкусы Брежнева или Хрущова, а социальный заказ, выставленный в данное время никогда ни в чем не ошибающейся партией. И соответственно архитектура колебалась в такт с колебаниями линии партии. Чистая вкусовщина - это уже, скорее, наследие Лужкова.

3/18 К какому архитектурному направлению относятся большинство домов построенных в СССР и есть ли примеры в странах Европы?

Давайте совершим небольшой экскурс в историю архитектуры на территории нашей страны с начала двадцатого столетия, потому что архитектура того или иного периода достаточно регулярно для того, чтобы говорить о тенденции, отражает состояние и настроение как народа, так и правящей верхушки.

Как известно, в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века в России процветал стиль модерн (причем модерн, несколько отличающийся от европейских аналогов и имеющий собственные внутренние членения - московский модерн, северный (петербургский) и т.д.), характеризующийся мягкими природными линиями, растительными мотивами, повышенным вниманием к отделке и деталям, что вполне естественно в контексте общемировых тенденций - появляются новые способы обработки материалов, активно распространяются металл, стекло, бетон, дающие возможность свободной трактовки формы, возрастают потребности городов в репрезентативных общественных зданиях (выставочные залы, магазины с большими витринами, вокзалы и т.д.).

Однако дальнейший путь русской архитектуры оказался уникален - в начале 1920-ых годов в стране появляются сразу два "авангардных, пролетарских" стиля в архитектуре (в принципе, говорить о том, что данные направления являются исключительно архитектурными, как минимум, глупо, но попытка рассматривать эти течения в комплексе явно выходит за рамки вопроса): конструктивизм и рационализм. Естественно, что данные стили не заключены в рамках одной страны, но такого распространения, как в Советском Союзе, они не получили нигде, поэтому памятники советского конструктивизма можно считать действительно уникальными постройками, которыми вдохновлялись и вдохновляются многие современные архитекторы во многих странах мира.

Конструктивисты провозглашали идеи индустриализации, утилитаризма, видели в архитектуре одно из средств воспитания идеального гармоничного человека посредством отказа от наработанных традиций, отказа от классического декора; во главу угла ставилось функциональное назначение здания как основа пространственной композиции, которая и определяла конструктивную схему. Образ сооружений той эпохи выразителен не за счет декоративных элементов, а за счет динамики вертикалей и горизонталей, соотношения лаконичных объемов, свободы и даже возможности трансформации планировок. Для примера можно посмотреть сохранившиеся здания - собственный дом архитектора Мельникова рядом с Арбатом, его же авторства клуб на Стромынке, дом-коммуну на улице Орджоникидзе, дом Наркомфина, и т.д. и "бумажную архитектуру" Ивана Леонидова, которая является утопическим вариантом развития стиля.

В Европе наиболее адекватным соответствием этому направлению являются постройки функционализма (школа "Баухаус" в Германии, работы Ле Корбюзье).

Рационализм, в отличие от конструктивизма, много внимания уделял также психологическому восприятию архитектуры человеком, не отрицая архитектурного наследия прошлого, но призывая изучать его и творчески перерабатывать. Основная категория рационализма - пространство, которым оперирует архитектор. К сожалению, данное течение реализовано (и известно) гораздо хуже, нежели конструктивизм, однако представляет никак не меньший интерес для изучения. В качестве примеров можно привести жилой квартал рядом с Шуховской башней, надземный вестибюль станции метро "Красные ворота".

Однако, (тут есть даже абсолютно точная дата перехода - лето 1932 года) доминантный архитектурный стиль Советского Союза резко меняет свое качество. Это не в последнюю очередь было обусловлено политикой правящей партии, ставящей перед архитектурой задачу всячески подчеркивать величие молодой страны и демонстрировать имперские амбиции. С 1932 по конец тридцатых годов существует краткий переходный период, когда конструктивизм в постройках соседствует с классическими ордерными пропорциями и декором - образец такой "переходной" архитектуры - Дом на набережной архитектора Иофана (хотя это довольно спорный момент, потому как конструктивистские приемы в этом здании еще очень и очень сильны).

Итак, к концу тридцатых годов полностью формируется советский монументальный классицизм или же сталинская архитектура, который к концу сороковых плавно перетекает в сталинский ампир. Данный стиль подразумевает под собой переосмысление и дальнейшее развитие русского классицизма, ансамблевую застройку, подчиненную общему замыслу, активное использование ордерных форм, богатство декора имперской тематики (скульптуры, картуши, венки и т.д.), общий оптимизм и подавляющее величие замысла постройки, роскошь общественных интерьеров... Идеологический посыл подобной архитектуры понятен при первом же взгляде на подобные сооружения - "кольцо" сталинских высоток или ансамбль Ленинского проспекта наглядно демонстрирует данный подход к городской комплексной застройке.

Еще во время Великой Отечественной Войны архитекторы разрабатывали проекты восстановления разрушенных городов, мемориалов, триумфальных арок, поэтому после 1945 года архитектура стала приоритетным направлением, обязанным внушать людям надежду на скорейшее восстановление всей страны. Характерные постройки этого периода (с 1945 по 1955гг. - почему именно так, объясню чуть ниже) - это павильоны ВДНХ и здание МГУ.

Аналоги подобной архитектуры существуют, естественно, в тех странах, которые на тот момент находились в составе Советского Союза - в Латвии, Литве и т.д., однако, они не являются естественной параллелью, в силу общего развития сталинской архитектуры.

Надо отметить, что, как ни странно, подобные тенденции прослеживались в национал-социалистическом (с опорой на неоклассицизм) архитектурном стиле Германии примерно того же периода, что объясняется тоталитаризмом обоих стилей. Однако, после поражения в войне Германия полностью отошла от строительства амбициозных и поражающих своими масштабами сооружений, а Советский Союз, наоборот, сделал возведение подобных построек приоритетом.

А теперь начинается грусть и печаль. К 1955 году сталинский ампир начинает переживать кризис и тиражировать сам себя, что не только ухудшало внешний вид зданий, но и удорожало и удлиняло строительство, что, в условиях заявленного перехода к массовому строительству, крайне негативно влияло на строительную отрасль.

Итак, с 1955 года принимается ряд судьбоносных для архитектуры постановлений, связанных с именем Хрущева, "О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства", "О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства", "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" и другие, которые полностью перевернули комплексный подход к градостроительству, способам проектирования и строительства и, как ни странно, оставили архитекторам еще меньший простор для творчества, нежели тоталитарный сталинский стиль. Данный подход объявили официальным в границам страны, однако, еще до конца шестидесятых, в различных районах страны возводились постройки по "дохрущевским" проектам, но с отсутствием декора.

По сути, концепция "хрущевок" соответствует подходу к архитектуре функционалистов, однако, в силу сложившихся обстоятельств, получила естественное в данных условиях развитие - для ускорения сроков строительства и уменьшения количества использованных материалов были разработаны серии типовых домов с жестко определенным метражом квартир, которые модернизировались и трансформировались до самого распада Советского Союза.

Поэтому, аскетичность, тотальная экономия на строительных и отделочных материалах, максимальная скученность и потоковый метод застройки является характерной исключительно для этого периода, и, что естественно, не получает распространения в других странах.

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что до середины двадцатого века советская архитектура вызывала естественный восторг и признание мировой общественностью (особенно это касается конструктивизма) и развивалась сообразно параллельным архитектурным направлениям Европы, однако установление жестких законодательных ограничений практически "связало руки" архитекторам практически до начала двадцать первого века и остановило естественное развитие стилевых особенностей.

Так что, наши типовые пяти- и девятиэтажки можно считать уникальным (правда, довольно негативно отразившимся на становлении постсоветской оригинальной застройки) архитектурным экспериментом))

4/18 Как в Москве определить дату постройки дома его архитектуре?

С первого раза определить год постройки здания по его внешнему виду  непрофессионалу, конечно, крайне сложно. Только опыт и большое количество "отсмотренных" и изученных строений позволит делать это быстро и с лёгкостью. В связи с этим, конечно, рекомендую посещать пешеходные экскурсии по городу  (например, Музей Архитектуры проводит целый ряд маршрутов www.muar.ru), лекции по истории архитектуры, изучать литературу. Видите дом на улице - заинтересовались - вбивайте адрес в интернете и читайте про него. А потом смотрите и запоминайте. 

Использованные во внешнем оформлении здания современные материалы не всегда свидетельствуют о том, что этот дом - современный. Его могли обшить, надстроить, переоформить входную группу. Здесь важна совокупность черт: конфигурация здания, размер и местоположение дверных проемов, окон, форма крыши, высота потолков, толщина стен, внутренняя планировка, местоположение и т.д.

Также наличие на фасаде колонн, балюстрады, кариатид и мрамора совершенно не свидетельствует о том, что перед нами - особняк эпохи классицизма. Это может быть удачная современная стилизация, отличить которую от исторического памятника можно только тщательно изучив материалы, планировку внутренних помещений и т.д.

5/18 Правда ли, что хрущевки собирали, как Lego?

Осторожно, не кормите пищей инженера!

По сравнению с домами из кирпича и монолита, панельные типы зданий уверенно можно назвать конструктором. Были типовые панели, лестничные площадки, плиты перекрытий. И инженером при планировании оставалось используя такую унификацию собрать свой дом. Монтаж также напоминал конструктор - просто берешь нужную панель и помещаешь на необходимое место. Дальше, используя заранее вмонтированные петли - блоки соединяются.

Именно так выглядит со стороны обывателя. Если погрузиться в строительные дебри - увы, не все так просто. Начиная с фундаментов, которые рассчитываются под каждый тип грунта на местности и оканчивая отделочными работами (какими-никакими, но все же).

Технология использования панелей - интересна как раз своей концепцией "Лего" - просто взял и поставил. Но увы, на практике не все так хорошо. Возникают проблемы при герметизации и утеплении швов между панелями. Т.к. было массовое производство, то за всеми не уследить - в результате конденсат на стенах, зимой ненормированная температура и все вытекающее.

Поэтому, легкость ассоциирующася с "Лего" не совсем правдива на практике к Хрущевкам, хотя в целом задает концепт.

6/18 Сколько весит панельная пятиэтажка?

Давайте подсчитаем. Для простоты возьмем типовую пятиэтажку серии 1-464 с несущими поперечными ж/б стенами с шагом 2.6 и 3.2м. и высотой этажа 2.50м. Допустим, что у нас в доме всего 3 подъезда, то есть, пятиэтажка состоит из двух торцевых секций и одной рядовой.

Считаем торцевую секцию (поэтажно):

у нас в секции есть лестничная клетка с двумя маршами на этаж. Для простоты марши тоже возьмем сборные - каждый марш весит 1300кг., т.е. на этаж - 2600кг только лестница.

Далее в нашей секции есть 6 несущих поперечных стен шириной 120мм, длиной 11500мм (от одной наружной стены до другой, дверные проему условно не учитываем) и высотой 2500мм. Удельный вес железобетона - 2500кг/куб.м. Отсюда получаем, что одна несущая стена весит:

0,12м*11,5м*2,5м*2500кг/куб.м.=8625кг.

Таких стен у нас 6:

6*8625=51750кг.

Плит перекрытия на секцию - 11 штук (за вычетом лестничной клетки, где просто дырка). Одна многопустотная плита весит примерно 4500кг. (берем усредненное значение, потому что в реальном строительстве использовано несколько типоразмеров). Вес плит:

11*4500=49500кг.

Теперь наружные стеновые панели. В торцевой секции у нас есть три типа панелей:

1) панель 2600мм(ширина)*2600мм(высота)*400мм(толщина) с окном 1200мм*1400мм. - таких панелей 9шт.

2) панель 2600мм*2600мм*400мм без окна. - таких 3шт.

3) панель 3200мм*2600мм*400мм с окном и балконной дверью 700мм*2100мм. - таких 4шт.

Для удобства расчета примем удельный вес легкого бетона 1500кг/куб.м.

Итак, панель 1) весит:

(2,6м*2,6м-1,2м*1,4м)*0,4м*1500кг/куб.м.=3050кг.

Панель 2) аналогично, без вычета оконного проема:

2,6м*2,6м*0,4м*1500кг/куб.м.=4050кг.

Панель 3):

(3,2м*2,6м-1,2м*1,4м-0,7м*2,1м)*0,4м*1500кг/куб.м.=4100кг.

Для упрощения подсчетов все значения округлены до 50кг.

Общий вес одного этажа торцевой секции:

2600кг+51750кг+49500кг+9*3050кг+3*4050кг+4*4100кг

=159850кг.

У рядовой секции есть ряд небольших отличий:

плит перекрытия не 11, а 13 штук и панелей второго типа всего 1. Все остальное аналогично торцевой.

Вес перекрытия: 13*4500кг=58500кг.

Общий вес одного этажа рядовой секции:

2600кг+51750кг+58500кг+9*3050кг+4050кг+4*4100кг

=160750кг.

Так же, через все секции проходит продольная несущая стена толщиной 120мм, длиной 53000мм и высотой 2500мм.

Она весит: 0,12м*53м*2,5м*2500кг/куб.м.=39750кг.

Считаем общий вес этажа:

159850кг*2+160750кг+39750кг=520200кг.

И, для получения веса всех этажей, умножаем полученное значение на 5:

520200кг*5=2601000кг. или же 2601 тонна.

Конечно, этот расчет очень приблизительный. Тут не учтены перегородки, окна, двери, сантехнические приборы и стояки, полезная нагрузка, покрытие кровли и фундаменты, но для получения представления о порядке цифр он вполне сгодится.

7/18 Как обжить убитую хрущевку с печальными желтыми обоями и вечными сумерками, если ты студент-нищеброд?

1. Во-первых нужно вывезти хлам и промыть все поверхности (и стены и потолок и окна) влажным способом. Старые обои, ткани, материалы для набивки (поролон, пух) впитали в себя запахи и пыль — их тоже нужно оторвать и выбросить. Оставшийся текстиль отстирайте безжалостно. Если это хлопок — в хлорку его. Тюлевую занавеску отлично отстирает и порошок.

2. Далее нужно сделать так, чтобы краны не капали, двери и полы не скрипели, раковины не протекали — словом, чтобы то, что осталось надежно работало.

3. Выверните лампочки из потолочных светильников. Они не нужны. Купите торшеры, настольные лампы и расставьте их по квартире. Берите только те, у которых прямой свет из лампочки никогда не попадаем вам в глаза. Нас интересует только отраженный рассеянный свет. Побольше света.

4. Оцените, что в квартире вы можете закатать белой краской и закатайте. Если можете закатать и полированный сервант, и стул (у которого вы оторвали сидушку) и старый паркетный пол, закатайте пол и стул. Сервант не трогайте.

5. Повесьте объявление в подъезде, что заберете у соседей ненужные цветы. Дома приведите их в ухоженный вид, все горшки закатайте той же каской.

6. Пеките в духовке. Самое простое: яблоки, хлеб, пицца, курица с чесноком.

Могу добавить, но это уже будет для бюджета побольше. А пока, моющие средства, лампы и краска.

8/18 Почему во многих городах не сносят хрущевки, ведь срок их эксплуатации давно прошел?

Их не сносят, потому что это дорого. Нужно выселить куда-то людей (пустых хрущевок мало, так как там квартиры дешевые), потом выделить деньги на снос, потом снести, потом построить новое. Денег нет. Как исторический объект их, конечно, можно рассматривать, но только как памятник жлобству.

При наличии денег их укрепляют, утепляют, снаружи крепят лифтовую шахту (при совсем шикарной реконструкции) - и дом становится более-менее пригоден для жилья.

9/18 Что это за дополнительный шестой этаж построен в некоторых советских пятиэтажках? Что там находится и для чего?

Александр, не поверите, специально для вас отыскал город, и дом, который изображён на обложке. Барнаул, проспект Красноармейский. 

Этот вполне себе обычный дополнительный этаж с такими же квартирами, как и этажом ниже. Исходя из ситуации, проспект довольно протяжённый и жилое здание представляет один из его участков в качестве вытянутой торговой площади. Это видно по запроектированному первому этажу, изначально предназначенным под торговые помещения. Жилой дом без дополнительных шестиэтажных секций напрочь бы убил пространство, став огромной серой "колбасой", лежащей вдоль проспекта. Чтобы этого не было, архитектор создал чёткий метр из мезонинов и выступающих лоджий между ними. Такой приём был широко распространён в архитектуре прошлых лет: дёшево и красиво. 

10/18 Что построят в Москве на месте пятиэтажек, если Собянин их снесет?

Проекты еще не были представлены. Очень не хотелось бы, конечно, чтобы все происходило как при Юрие Михайловиче Лужкове. Тогда выстроили жилые здания на 27 этажей вместо снесенных хрущевок. Я боюсь, что будет то же самое, особенно, учитывая, что это программа, которая несет в себе коммерческую составляющую. Тот лужковский вариант с уплотнением в пять раз делает проект прибыльным. 

Пятиэтажки – жилье не самое лучшее, но с точки зрения образа города, они хороши. Малоэтажное строительство, сильное озеленение, фактически  – это невысокие дома в парках. Среда качественная, жилье плохое. Когда лужковская программа реализовывалась, жилье было лучше по качеству, а среда ужасная. 

Сегодня в «Ведомостях» была статья, в которой говорится, что, по словам чиновников, принята поквартальная система реконструкции. Кроме пятиэтажных домов будут сноситься и девятиэтажки, если они попали в тот же квартал. Поквартальная реконструкция означает, что типовых проектов нет. Для каждого квартала нужно будет делать отдельный проект. 

Пока что прокомментировать могу только из общих соображений, которые заключаются в том, что, вероятно, Собянин совсем как коммерческий проект это не разрешит, у него есть какие-то идеалистические представление о том, как будет лучше жителям. 

11/18 Что мне положено по закону взамен квартиры в снесенной пятиэтажке?

Пока абсолютно достоверного ответа на этот вопрос не имеется. Потому что сегодня существуют нормы, которые регламентируют предоставление нового жилья в подобных ситуациях. И первая волна расселения пятиэтажек в Москве по этим нормам и проходила. Тем не менее, уже сейчас ожидаются изменения в законодательстве. Какими они будут – невозможно предугадать, сродни гаданию на кофейной гуще. Когда мы их увидим, будет смысл их комментировать. 

По состоянию на сегодняшний день, по тому законодательство, по которому происходило расселение пятиэтажек в Москве, существовало три критерия (если мы говорим про замену квартир, которые в собственности, потому что в отношении неприватизированных квартир вообще другая история, там предоставляется по социальным нормам, и все это обсуждение завершается): новая квартира должна быть не меньше старой, должна иметь не меньше комнат, чем старая, и должна быть не дешевле, чем старая. Если эти три нормы будут сохранены – по ним и будут предоставляться, если в законодательство будет внесена корректировка – от нее и будем плясать. 

Чиновники, когда делали предложения жильцам переселяемых пятиэтажек отталкивались от того, чтобы привести эти три параметра в соответствие. По состоянию на сегодняшний день за увеличение метража не доплачивают. Там еще существовало четвертое дополнение: предоставляемое жилье должно быть в пределах того же округа, что и предыдущее. Исключения порой были для ЦАО и Зеленоградского округа. Разница в ценах может быть, зачастую предоставляемое жилье комфортнее и больше площадью. 

12/18 Почему в старых домах делали окошки сверху из ванной комнаты на кухню?

Это световое окно. В те времена не было дешевого доступного освещения электричеством, поэтому старались использовать, когда возможно, дневной свет. Санузел изолирован, поэтому делали окошко на кухню, у которой было окно на улицу.

Про взрывную волну от газовой колонки (версия MAX KOUTCHINSKI) -- в многоквартирном доме моих бабушки и дедушки, который был построен ещё до освоения газа как средства отопления, уже было такое световое окно из кухни в санузел.

Ещё одна версия про вентиляцию -- да, вентиляция тоже полезна, но, опять, в этом доме есть и окно, и вентиляция.

13/18 Для чего вешали ковры на стену в СССР?

В СССР настенные ковры использовались для экономии обоев, которые было очень сложно достать и их не всегда хватало. Хитрость, которой пользовались многие люди - вешать на стены ковры и ставить стенки так, чтобы за ними не нужно было клеить обоев и тем самым экономить их.

Во времена СССР, считалось престижным иметь в доме несколько качественных настенных ковров, желательно импортных. Туркменские, азербайджанские и грузинские ковры также пользовались большим спросом. Хороший ковёр считался символом благополучия и достатка семьи. Его добывали по блату, ради него выстаивали огромные очереди, покупали у перекупов втридорога.

Ковёр служил украшением жилого помещения, закрывал порванные обои или дыры в стене. Такие изделия идеально подходили в качестве дорогого подарка и даже передавались по наследству. Если ковёр был подарен родными, то его вешали на самое видное место и любовались им.

Ковры вешались на стены не только для того, чтобы жилище стало уютным и красивым, но и для шумо- и теплоизоляции. Чаще всего ковры вешали рядом с кроватью, чтобы минимизировать холод от стены.

В настоящее время ковёр на стене - это пережиток прошлого. Не думаю, что кто-то всё ещё вешает этот пылесборник на стену.

14/18 Как вы оцениваете культурную и эстетическую ценность домов, выполненных в конструктивизме?

Конструктивизм, функционализм и их адепты-архитекторы, изменили в принципе парадигму восприятия пространства и способ проектирования зданий, разве это не ценно?  Красота в видении вещей, такими, какие они есть на самом деле, форма здание у конструктивистов продиктована логикой и функциями, которые это здание выполняет, она простая ясная и чистая, без украшательств, но может быть сложным пересечением крупных геометрических форм, каждая из которых несет определенную ясную функцию и здравый смысл. Планировки помещений внутри соответствуют тому, как выглядит здание снаружи показывая прозрачность замысла и красоту жизненных процессов, красоту пропорций и геометрической гармонии.
Советская школа конструктивизма покорила весь мир и заняла свое место в сердцах мировых архитекторов, именно поэтому не стоит сносить конструктивистские здания, даже если они не всем нравятся эстетически, все мы разные, но объективно, если есть чем гордится Советской культуре, то это конструктивизм, но не только).

15/18 Нравится ли вам жить в пятиэтажке?

 С рождения живу в панельной пятиэтажке 1964 года постройки, и не могу сказать, что живётся плохо. Чистота подъезда зависит от живущих в нем людей и у нас, в основном, чисто. Звукоизоляция хромает, но все соседи тихие, так что и с этим проблем нет. Хорошо, когда всех соседей знаешь в лицо и даже по именам. По поводу планировки: с проходной комнатой, маленькой кухней и смежным санузлом вполне можно смириться, есть огромный плюс: кладовая комната, которую мы переделали в гардеробную, так что шкафы не нужны и место заметно экономится. Зимой не холодно. Огромный плюс в транспортной доступности и близости к метро. Обидно будет, если отселят к черту на рога.

16/18 Каково это жить в сталинках и какие у них преимущества перед хрущевками, кроме расположения и внешнего вида,?

Конечно, преимуществ - огромное количество.
Во-первых, это качество: жилые дома, возведенные с конца 1930-х по середину 1950-х годов (которые мы так любим называть "сталинскими") строили из кирпича и чаще всего облицовывали натуральными материалами. Продуманными были даже самые незначителные вещи: двойные двери в подъезд, ширина дверных проемов, лестниц, лестничных площадок. Самым главным достоинством для жильцов, конечно же, является высота потолков - около 3-х - 3-х с половиной метров, удобное расположение комнат, площадь жилых помещений, кузни, сан.узлов.  Архитекторы и инженеры тщательно продумывали систему вентиляции, размер и ориентацию окон, конфигурацию помещений внутри квартир. В общем, строили качественно - как для себя. Почему это важно? Среда, в которой мы живем, неминуемо влияет на нас - и крайне важно, чтобы она была комфортной.

Что касается "хрущевок": главной задачей того времени было быстро обеспечить бесплатным жильем людей. Поэтому строили быстро и дешево, в связи с чем неминуемо страдало и качество. "Сталинские" дома строили по индивидуальным проектам, "хрущевки" - по типовым, часто - из уже изготовленных на заводе элементов - блоков или панелей. Строили быстро - поэтому в результате получили низкую теплоизоляцию наружных стен и плохую шумоизоляцию внутри дома (жители нередко приговаривают: "чихнул у себя в квартире, а  пожелали доброго здоровья из противоположного конца дома"). Из-за экономии материалов страдала и площадь жилых помещений: маленькие комнаты, микроскопические кухни (от 4-7 квадратных метров!), маленькие окна, узкие подъезды, а главное - низкие потолки: 2.5 - 2.7 метров! Разве комфортно находиться в такой тесноте, тем более - если в квартире живет целая семья из 3х и более человек? Нет. Вот и разница налицо.

17/18 Есть ли на Западе практика бесплатного переселения жильцов старых домов в новые, как в России с хрущевками?

Есть, а скорее даже была - сейчас это уже вышло из моды. В США этим начали заниматься ещё до Второй мировой в ходе расселения трущоб. Собственно, у нас эту миссию в своё время как раз и выполнили хрущёвки, которые теперь планируется сами пустить под бульдозер городской реновации.

Речь, однако, обычно шла не о предоставлении бесплатного жилья в собственность (это вообще большая экзотика за пределами бывшего СССР), а о переселении обитателей трущоб (в подавляющем большинстве арендаторов) в муниципальное жилье с низкой арендной платой и лучшими, как тогда казалось, условиями для жизни. Собственники сносимых зданий, естественно, получали компенсации. 

В 1935 году в Нью-Йорке построили первый в Америке housing project под названием First Houses

В 1949 году было принято соответствующее законодательство на федеральном уровне, которое обеспечивало финансирование проектам расселения трущоб, и тут-то американские города развернулись. Результаты, увы, оказались как минимум противоречивыми. Самый знаменитый комплекс Pruitt–Igoe (Пруитт-Айгоу), построенный в Сент-Луисе в 1954-1956, снесли меньше чем через двадцать лет - в 1972 году.

А вот видео с эпизодами сноса микрорайона. Как можно заметить в начале ролика, состояние зданий оставляет желать лучшего: во всём комплексе трудно найти одно целое окно


В принципе, в СССР Пруитт-Айгоу бы считался неплохим жильем и по сей день стоял бы в приличном состоянии, но в США он, как и многие ему подобные (например, чикагский Cabrini-Green), довольно быстро превратился в полузаброшенное криминальное гетто, от которого решили избавиться. Причины этого многогранны: традиционные предпочтения американцев к малоэтажным домам, расовая сегрегация, экономия на всём при строительстве и обслуживании, также во многом вытекающая из расового вопроса: муниципалитет не слишком сильно заботился о чернокожих, которые концентрируются в подобных комплексах. 

Родоначальница современного урбанизма Джейн Джекобс посвятила свой активизм и своё творчество борьбе с принудительным переселением в такие проекты жителей традиционных американских "трущоб" (чаще всего - среднеэтажной застройки конца XIX - начала ХХ века, квартиры в которой сейчас стоят сумасшедших денег, особенно в таких городах, как Нью-Йорк или Сан-Франциско).  Не имея архитектурного или градостроительного образования, Джекобс добилась известности, защищая свой район на Манхэттене от прокладки автомагистрали (к счастью, городские власти удалось отговорить от идеи хайвэя на Манхэттене, тем самым сохранив, например, Маленькую Италию). Джейн Джекобс считала, что традиционные густонаселённые сообщества, построенные вокруг торговых улиц, способствуют сплочению людей и предотвращают преступность (большая проблема для крупных городов США 1960-80-х гг.), а многоэтажные жилые комплексы создают "ничейную землю", где жители наплевательски относятся к среде, и вакуум занимают подростковые банды (я немного писал на этом сайте о похожих, хотя и не идентичных проблемах применительно к России. Впрочем, в наших условиях нет особой разницы между социальным климатом в хрущёвках и более современных домах, так что в этом плане их жителям терять нечего).

Сейчас на Западе городская реновация в основном сконцентрирована на территориях бывших промзон, портовых доков и прочих землях, которые сейчас мало используются и где жилья раньше не было. На месте снесенного устаревшего муниципального жилья обычно строят жилые комплексы со смешанным доходом - более новая концепция, призванная избежать превращения доступного жилья в гетто.

18/18 Когда большинство россиян будут жить в загородных домах, как американцы?

Для этого надо, что называется, "горы свернуть". Проще, пожалуй, заменить всю колею на ж/д дороге на европейскую, или перевести страну поголовно на электромобили) У нас с ними довольно разная жилищная культура.

С другой стороны, всё в этом мире относительно. И американцы в таких домах живут в основном те, что среднего класса. Существует до фига другого типа жилья для разных слоёв населения. И в России, за пределами больших городов, т.е., в городах небольших (но встречается и во многих областных центрах), львиную долю жилого фонда составляет как раз частный сектор; часто, ещё советского периода. Да, это зачастую "засыпухи" без полноценного второго этажа (а лишь с чердаком), замаскированные резными наличниками под традиционную избу; с удобствами во дворе. Но тут уже дело за тем, чтобы построить новый дом, а тип жилья - тот же. Рядом с таким домиком регулярно можно видеть кирпичную махину своременной постройки; а то в качестве пристройки к старому. И в Америке частные дома - далеко не дворцы; господствует, сколько мне известно, каркасно-щитовой тип. Первые же дома, те что после WWII массово стали строить для американского способа решения жилищной проблемы, возводились на чисто символическом фундаменте; собирались, как конструктор. Насчёт того, что всё из специального картона - скорее всего, миф. Но в стране ведь часто бывают разные природные катаклизмы. И тогда удобно то жильё, которое можно быстро заново возвести с нуля. При более тёплом, чем у нас климате.

Просто съездить в какой-нибудь Сергиев-Посад, Владимир, Суздаль, Углич и т.д. И, как уже говорилось, бывает и где покрупней. Вполне "американский" тип. (Обязательно имеется несколько "хрущёвок" и панелек для галочки, но не они задают тон). А вот в самых крупных городах, таких как обе столицы, и иже с ними, естественный тип рассления был сломан. Победила точка зрения, что жителей счастливого социалистического государства надо ВСЕХ распихать по многоэтажным коробкам. В этом ясно видна топорность искусственной командно-административной системы. В капиталистической развитой стране там где надо - коробки, а где-то - частный сектор. Главное, распределено не по чьему-то капризному указанию сверху, а в основном из складывающейся, с течением времени, экономической и бытовой сообразности.  Между прочим, в начале существования СССР, вместо строительства многоквартирок был план обеспечить каждую советскую семью индивидуальным домом с участком... И автомобилем. Но почему-то этот план не приняли)

Ещё один момент. При пролёте над Москвой и Санкт-Петербургом, американец, скорее всего, увидит многочисленные малоэтажные селения. И решит, что это - пригороды, как в Юзании, или Канаде. Между тем, это будут дачи. Никогда не слышал о том, чтобы у жителей упомянутых стран так были распространены дачи. И ведь иной раз, дом на "фазенде" россиянина бывает построен кондовее и комфортнее, чем у среднего американского колхозника. При том что большую часть времени он ютиться в своей крохотной квартире в городе. Учитывая продвижение границ города, кто-то уже и постоянно живёт на даче, если дом позволяет, и даже прописывается там.

Увы, у нас в Москве и под ней (не знаю, как обстоит дело в Северной Пальмире) уже вдоль и поперёк застроили диким количеством многоэтажного жилья, которое попросту девать будет некуда, буде у кого возникнет в голове совершить переворот в "квартирном вопросе" в пользу частного сектора. Самое интересное, что многие из домов пустуют годами. Ведь они воздвигнуты исключительно ради продажи за деньги. И неважно, что туда давно уже можно  было бы, например, переселить всех жителей "хрущёвок", и остатков коммуналок. Покупают их (особенно в Подмосковье) чаще всего зажиточные приезжие извне, которых не смущает даже, что там было забито на инфраструктуру и коммуникации. Говорят, если разом реально заселить всё, что воздвигли за последние 20 лет, то вся коммунальная система придёт в полный коллапс...