Yankee vs Dixie
Противостояние Союза и Конфедерации стало крупнейшим водоразделом в истории США со времён их основания. Некоторые отголоски тех событий слышны до сих пор. На вопросы о рабстве и Гражданской войне отвечают эксперты TheQuestion.
13 вопросов
1. В чём были истинные причины отмены рабства в США?2. Представитель негроидной расы, приехав в США до отмены рабства, автоматически становился рабом?3. Почему Либерии не удалось повторить американский опыт?4. Какими законодательными актами регулировалось рабство в США до его отмены?5. Почему именно представители негроидной расы стали рабами?6. Почему флаг Новороссии и флаг Конфедеративных штатов Америки так похожи?7. Могли бы США избежать Гражданской войны в случае победы Джона Брекинриджа на президентских выборах 1860 года?8. Использовал ли Линкольн чернокожих рабов как пушечное мясо, пообещав им свободу?9. Почему многие сражения Гражданской войны в США заканчивались ничейным или неясным результатом?10. Что стало с южанами и их сторонниками после победы северян в Гражданской войне в США?11. Почему во время Гражданской войны в США форма северян была синего цвета, а у южан - серого?12. Зачем американские реднеки повсеместно вывешивают флаги Конфедерации?13. Что было бы, если бы Гражданскую войну в США выиграла Конфедерация?

С развитием промышленного Севера это действительно было невыгодно, нужны были пролетарии, а не рабы: пролетариев хозяин не обязан кормить и обеспечивать жильем, они это делают на деньги, которые он им дает и может сам определять, сколько.  Рабский труд, по определению, -  низкоквалифицированный (умные рабы, владеющие грамотой, разными навыками, а то и профессией, часто жили как свободные, но их было мало), а сельское хозяйство уступает в эффективности промышленности, где нужны квалифицированные рабочие. Рабский труд крайне низко мотивирован: на предприятиях, где нужна техническая точность, работа с машинами и т.п., нужна верность персонала. 

Необходимо было осваивать Дикий Запад, строить дороги, города, открывать месторождения, рубить леса, распахивать фермы, - чем больше низкооплачиваемых свободных работников, тем лучше. 

Узнав о своем освобождении, бывшие рабы Юга крайне мощно ослабили тыл армии, сжигая усадьбы, посевы, убивая плантаторов, поднимая восстания и даже просто отказываясь работать. И множество убежало и вступило в армию Севера.

Но важнее был как раз не экономический, а в этом случае политический и культурный факторы. Во всем цивилизованном мире борьба с рабством шла уже очень давно целыми общественными группами и партиями, а также авторитетом знаковых политических и общественных фигур - писателей, парламентариев, особенно популярных проповедников (особенно вновь возникающих протестантских церквей вроде квакеров, мормонов, шейкеров, плимутских братьев и т.п.). Христос, как известно, считал всех людей братьями, - учили они. Короче, в мире к тому времени уже стало неприлично поддерживать рабство. Началось это с Франции еще до Революции, когда во Франции и Англии развернулась в 1780-е гг. "Лига за освобождение цветных". И в Штатах важнее всего был фактор упертого республиканца и аболициониста Линкольна. По общему мнению американских историков, если бы не он, рабство таки еще продержалось бы пару поколений, но он был буквально одержим идеей его уничтожения, в начале конфликта  он пытался играть на чувствах конфедератов, обещая сохранить им право владеть рабами, но потом, после захвата Пограничных штатов, вошел во вкус, почуял неминуемость победы и фактически авторитарно продавил свой проект отмены рабства. 

2/13 Представитель негроидной расы, приехав в США до отмены рабства, автоматически становился рабом?

В 1848 году Джозеф Дженкинс Робертс был избран первым президентом Либерии. Он родился в семье свободных черных в США и в молодости эмигрировал в Африку. После своего избрания он отправился в Европу дабы попробовать добиться международного признания Либерии и в целом ему это удалось, но в США он не попал ибо правительство США опасалось что южные конгрессмены не приняли бы черного дипломата в Белом доме. Но если бы он приехал не с дипломатическим визитом, то вряд ли его бы объявили рабом. Проблема заключалось в том, что черная Африка до середины 20 века не имела независимых государств, поэтому в середине 19 века сложно представить себе возможность когда негроид смог бы самостоятельно и добровольно поехать в США. Возможно такое могли совершить чернокожие которые жили в это время в Европе, например в Англии, но вот конкретных примеров мне найти не удалось.

Следует отметить, что официально в 1808 году был введен запрет на поставку рабов в США и до отмены рабства их ввозили контрабандой. Поэтому теоретически свободный чернокожий мог приехать в США. 

Еще один интересный аспект связан с делом Дреда Скота, это был чернокожий, которого купил хирург и он оказался на территории где рабство было отменено и потом около 11 лет он в судах на этом основании пытался добиться своего освобождения, к сожалению ему это не удалось и Верховный суд отметил, что никто не может быть лишен своего имущества и следовательно люди которые являются потомка рабов не являются гражданами и на основе 5 поправки никто не может быть лишен своего имущества. Интерсно, что формально это например можно распространить на крепостных из России, то есть если дворянин из Российской империи приехал бы в США со своими крепостными, то они тоже не могли бы получить свободы ибо это противоречило 5 поправки. 

3/13 Почему Либерии не удалось повторить американский опыт?

Думаю, все примерно представляют себе жизнь и культуру "чёрных" в Америке. Даже никогда не побывав в США, можно констатировать, что у них и уровень жизни, в массах, почему-то, похуже чем у белых; и культура совершенно не похожа; и вообще во всём - "своя атмосфера".

Представим себе, что будет, если этих "чёрных братишек", гангста-репперов, торговцев крэком и т.д. запустить в какую-нибудь отсталую полудикую африканскую страну, и дать им власть. Нет, не говорю, что все афроамериканцы относятся к вышеперечисленным категориям, но это - их культурный фон. Который, так или иначе, воспринимают и честные фермеры, и работяги. Нет, не имею в виду, что реп, и хип-хоп вообще - что-то плохое. Просто такая культура родилась в гетто, в своей основе маргинальна, и переплетена с реалиями криминального мира.

Скажем честно: есть у них, по сравнению с белыми американцами, и даже с латиносами, какая-то "безблагодатность". Которая не даёт им подняться до "правильного" уровня. И такое ведь повсеместно в тех странах, где живут бывшие африканские рабы: они там среди остального населения живут хуже всех. Допустим, для США кто-то попробует списать всё на притеснение со стороны злых дядей сэмов, сегрегацию, якобы неравные условия и т.д.. Но ведь республика Гаити, где никакие белые не могли притеснять бывших рабов, по причине полного там уничтожения первых, находится в худшем положении, чем самые нищие кварталы Детройта.

А это потому, что между чернокожими рабами, и их бывшими белыми хозяевами существует гигантский разрыв. В культурном, бытовом, хозяйственном плане. Чтобы построить то, что называется Западной цивилизацией, люди тысячелетиями учились выживать в сложных природных условиях; чтобы выживать, им приходилось учиться взаимодействовать между собой. Потому что в таких суровых условиях иногда каждый человек на счету, и от него даже зависит спасение жизни племени/общины. Ещё белым людям в Европе приходилось в условиях ограниченности ресурсов и пространства осваивать искусство интенсивного экономически целесообразного хозяйствования; различных полезных технических новшеств. И так шло развитие. Даже если в Античности, и в какой-то из периодов Нового времени, рабовладельческое хозяйство и казалось чем-то навек приемлимым, то в конце концов такая система терпела поражение. Ему всегда был конкурент в виде мелких свободных земледельцев. Не говоря о севере, где основной сльскохозяйственной единицей было фермерское хозяйство, в южных штатах США значительный процент белого населения составляло "белое отребье" - мелкие бедные фермеры, с\х рабочие и т.д.. Если бы всех рабов не оставили, а вывезли за границу, то хозяйственная жизнь на территории бы не прекратилась - она бы просто поменялась.

Всего этого не было у выходцев из тропических и экваториальных регионов. Там всё само растёт, а дичь водится в изобилии. Это является не очень успешным стимулом для продвижения вперёд. Здесь даже не было условий для появления настоящей одежды - природа позволяла.

Тем, кого вытащили из джунглей, остаётся при таком раскладе лишь взирать с открытым ртом на хозяев. И попытаться им подражать. Как правило, не очень успешно. Потому что им не понятен подспудный механизм такого образа жизни. (Который у цивилизованных народов выработался на почти генетическом уровн). Тысячелетия не догнать за пару поколений. (Во всяком случае, массово). В результате усвоены были лишь вешние атрибуты, как то: европейского типа одежда; постоянное жилище; красивые лозунги; огнестрельное оружие. + Афроамериканцы, в том числе и те, кто был свободен на момент освобождения, видели жизнь белых именно на Юге США. + Большинству рабов вообще подспудно хочется иметь собственных рабов - это ещё римляне заметили.

Вот и решили "американцы", высадившиеся на западноафриканском побережье, немедленно стать плантаторами в белых цилиндрах. Местные колхозники, казалось, вполне подходили для обеспечения такого образа жизни. Только ружьём им помаши. И работать не надо! Но что-то пошло не так...

4/13 Какими законодательными актами регулировалось рабство в США до его отмены?

В основном, законами штатов. Каждый штат сам решал, законно ли рабство на его территории. В северных и северо-западных штатах зак. собрания приняли законы об отмене рабства к 20-м годам XIX века. На юге же, где основой экономики было плантационное сельское хозяйство, рабство сохранялось и процветало, чему способствовали соответствующие законы штатов.

Однако рабство было прописано в законах и на федеральном уровне - в частности в законах о беглых рабах. Т.к. законы были призваны защищать права штатов, а по законам южных штатов раб считался собственностью хозяина, то любой беглый раб, убежавший с юга и оказавшийся в свободном штате, подлежал поимке и возврату хозяину. Гражданам свободного штата не только запрещалось противодействовать, но и предписывалось содействовать мероприятиям по поимке.

Также был, например, Миссурийский компромисс - акт, принятый Конгрессом в 1820 году, по которому Мэн входил в Союз как свободный штат, а Миссури - как рабовладельческий. При этом устанавливалось, что рабство запрещено севернее 36 параллели и западнее р. Миссисипи. Ниже и восточнее никаких ограничений не было, т.е. все отдавалось на откуп законодательству штатов, что фактически означало сохранение рабства в южных штатах. В 1854 г. последовал Акт Канзас-Небраска, который фактически отменил Миссурийский компромисс и позволил этим двум новым штатам самим решать, являются ли они свободными или рабовладельческими.

5/13 Почему именно представители негроидной расы стали рабами?

Вопрос, так понимаю, касается прежде всего Нового времени. Потому что в эпоху Римской империи, например, чернокожие рабы составляли меньшинство. Гораздо больше было германцев, галлов, даков и других представителей "варварских" народов Европы. Так же, как и выходцев с Ближнего Востока. Вольноотпущенники играли важную роль в формировании этнического состава империи. Поэтому даже страшно себе представить, как выглядела бы теперь, скажем, Италия, если бы чернокожие рабы составляли значительный процент.

В Новое время рабами тоже могли быть представители всех народов. Но чтобы заполучить раба, надо его сначала поймать. Цивилизованные страны в таких случаях закономерно оказывали сопротивление. Татарские набеги на страны Восточной Европы и морские десанты алжирских пиратов были весьма рискованными предприятиями, из которых половина, а то и больше, оканчивались неудачей, и, как правило, гибелью участников. Огнестрельное оружие и артиллерия делали своё дело.

Значит гораздо выгоднее и безопаснее иметь дело с народами, ведущими первобытный образ жизни, не имеющими вооружения кроме примитивных копей, ножей и луков. Регионы с таким населением имелись в Африке, и обоих Америках. Но рабы-индейцы, если можно так сказать, на поверку проиграли неграм в соотношнии цена-качества. От постоянной изнурительной работы на плантациях они быстро умирали. Часто заболевали. (Старый Свет так или иначе единое образование, а значит и схожие болезни более-менее имелись повсюду. Индейцы же не имели иммунитета к инфекциям из-за океана). Тут ещё надо отметить, что в случае побега коренной американец оказывался среди своих. И мог легко среди них затеряться. Неграм на такое рассчитывать не приходилось, равно как и на помощь со стороны местных. В итоге индейцев чаще брали для прислуги и сексуальной эксплуатации. В конце XIX века в Перу ловили лесных индейцев, чтобы использовать на плантациях каучука - но это уже был закат эпохи массового рабовладения.

Тропическая Африка оказалась уникальным местом, откуда можно брать "живой товар". Густонаселённый регион, не имевший, однако, никаких предпосылок к тому чтобы объединиться в какое-либо подобие государства, и оказать сопротивление. На побережье Африки имелись  порты со всей инфраструктурой, откуда можно было удобно (для работорговцев) отправляться через океан. Европейцам, в общем-то, не надо было лезть в джунгли самим. Рабов им поставляли более развитые прибрежные племена или же арабы, для которых это превратилось в стандартный источник дохода, и устойчивый бизнес. Использование негров в качестве рабов в Северной Африке вообще имело давнюю традицию. Тут она получила новое развитие. (В Америке же всё приходилось делать самим. В Северной - иметь дело с местными индейцами, которые, как известно, большинство суть отчаянные головорезы. В Южной - лезть в сельву, из которой не факт, что вернёшься). Ну и наконец, жители Африки оказались очень выносливыми и прекрасно приспособленными к работе на плантациях. Если использование белых каторжников-христиан всё-таки вызывало протест, то тут расовые различия усугубляли пренебрежение к эксплуатируемым.

Хочется, однако, отметить, что исторически абсолютным злом трансатлантическая работорговля не являлась. Едва ли она подорвала демографию на Африканском континенте, так как там велись постоянные межплеменные войны; свирепствовали эпидемии; рабство среди самих африканских народов так или иначе процветало: например в бассейне реки Нигер рабов могли держать и откармливать... для последующего употребления в пищу. Т.е., негр, умерший от тяжёлой работы на плантации, после смерти не попадал ни в чей желудок, а на Родине у него на это имелись значительные шансы. Потомки африканских рабов на Карибских островах (кроме Гаити!), в США, странах Латинской Америки живут в основном значительно лучше, чем жители собственно Африки.

6/13 Почему флаг Новороссии и флаг Конфедеративных штатов Америки так похожи?

Визуальное сходство обоих флагов значительно. Общим элементом является косой синий крест на красном фоне. Но история происхождения у них совершенно разная. Если флаг Новороссии связан с Андреевским крестом ВМФ России, то значение символики конфедератов до сих пор точно неизвестно.

4 марта 1861 г. Временный Конгресс Конфедеративных Штатов утвердил государственный флаг Конфедерации. Он получил прозвище «Звёзды и полосы» («Stars and Bars») и внешне походил на государственный флаг Союза, который неофициально назывался «Звёзды и полоски» («Stars and Stripes»). Первоначально флаг имел семь звёзд, в честь семи штатов, которые первыми вошли в состав Конфедерации. Позже количество звёзд менялось и доходило до 15.

Но такое знамя в ходе боя было легко спутать с флагом США. Это отчётливо проявилось во время первого сражения на реке Булл – Ран 21 июля 1861 г., когда из – за схожести штандартов несколько раз случались недоразумения. Чтобы в дальнейшем избежать повторения подобных ситуаций бригадный генерал Пьер Борегар предложил создать новое боевое знамя. Это было поручено «Комитету по флагу и печати» под руководством Уильяма Порчера Майлса из Южной Каролины. Он разработал флаг, получивший название «Южный крест», который представлял собой 13 белых звёзд, вписанных в синий диагональный крест, находящийся на красном фоне. Каждая звезда — штат Конфедерации, включая Кентукки и Миссури. Изначально флаг задумывался как национальный, но правительство Конфедерации отвергло этот проект. По одной из версий, причиной стало то, что косой крест напоминал подтяжки на брюках. Флаг стал применяться на флоте в качестве гюйса, а также как боевое знамя армий Теннесси и Северной Вирджинии. В дальнейшем «Южный крест» стал элементом государственного флага КША.

До сих пор остаётся неясным, какой смысл вкладывался в боевое знамя Конфедерации. По одной из версий, на нём изображён Андреевский крест. Но Уильям Майлс никогда не связывал флаг с этим символом. Другую версию выдвинул американский историк, сотрудник Музея американской гражданской войны Джон Коски. Он изложил её в своей книге «Военный флаг Конфедерации». Согласно этой версии, сначала Майлс планировал создать знамя на основе флага Южной Каролины. Этот штат 20 декабря 1860 г. первым объявил о своём выходе из состава Союза. Флаг представлял собой расположенный на красном поле вертикальный синий Крест святого Георгия с 15 белыми звёздами на нём. В левом верхнем углу находились маленькая пальма и полумесяц. Майлс получил различные отзывы о своём проекте. В том числе, мнение члена легислатуры города Чарльстон Чарльза Мойше, американца еврейского происхождения. Он заметил, что знак одной религии не может стать символом всей нации, так как это противоречит конституции. В связи с этим Майлс изменил дизайн флага. Он убрал пальму и полумесяц. Крест святого Георгия Майлс заменил диагональным геральдическим крестом. Он счёл такую форму наиболее предпочтительной, поскольку она позволяла избежать религиозных разногласий. Джон Коски рассматривал этот вариант создания знамени как одну из возможных версий. В июне 2015 г. в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» он заявил: «В любом случае, не существует одного, единого значения флага Конфедерации».

Если говорить о символике непризнанных республик, то её объяснение хорошо известно. В середине мая 2014 г. «народный губернатор» Донбасса Павел Губарев объявил голосование за проекты нового флага Новороссии. На информационно – аналитическом портале «Новороссия» были представлены 11 вариантов. 31 мая 2014 г. появилось сообщение о том, что официальный флаг выбран и утверждён – это червлёное прямоугольное полотнище с лазоревым Андреевским крестом с серебряной каймой. Использование символа ВМФ России авторы проекта объясняли тем, что русский флот сыграл заметную военную роль в деле появления и утверждения в XVIII в. исторической Новороссии. 22 августа 2014 г. парламент непризнанной конфедерации утвердил Флаг вооружённых сил. Он представлял собой красное полотнище, с наложенным синим на белом фоне Андреевским крестом. Как подчеркнули его создатели, в нём соединены красное знамя Великой Победы и флаг русского Военно – морского флота.

В июне 2015 г. Павел Губарев в интервью ИА REGNUM, среди прочих вопросов, также дал объяснение символике Новороссии. Он сказал, что «когда создавали флаг, то взяли православный Андреевский крест на белом поле и наложили его на Знамя Победы, породнив Российскую империю и Советский союз. Поскольку и то, и то — наша история. Надо заметить, что проект флага получился очень удачным, и каждый, вне зависимости от политических взглядов, увидел в нём что – то своё, родное: православные — крест апостола Андрея, крестившего нашу землю, имперцы — морской гюйс Петра Великого, коммунисты — отсыл к флагу РСФСР, даже праворадикалы узрели в нём схожесть со знаменем американских конфедератов…».

Таким образом, создание флага Новороссии не связано с символикой КША. Хотя и существует множество мнений на тему их внешнего сходства, фактов, доказывающих прямое заимствование, нет. Флаг непризнанной конфедерации появился из соединения российской и советской символики, а не из попытки подражания американскому Югу.

7/13 Могли бы США избежать Гражданской войны в случае победы Джона Брекинриджа на президентских выборах 1860 года?

Избежать вообще - сомнительно, а вот отсрочить - вполне. Действительно,  умеренные республиканцы во главе с Линкольном (в отличие от радикальных, требовавшие немедленной отмены рабства - а были и такие) активно выступали против распространения рабства на новых территориях (при этом на тот момент не требовал немедленной отмены рабства в рабовладельческих штатах). Такая политика расценивалась южными демократами как угроза своей экономической системе  -  аграрной рабовладельческой экономике для развития позарез нужны новые территории. Еще до окончания выборов многие южные политики предупреждали, что южные штаты выйдут из Союза в случае победы Линкольна, т.к. тот представляет угрозу для их экономики, социальной структуры и образа жизни. В итоге так и произошло - вскоре после объявления результатов южные штаты один за другим объявили о выходе из Союза. При этом сецессионисты захватывали федеральное имущество, что было расценено федеральным правительством как агрессия, что в результате и привело к войне (см. например, Форт-Самтер)

В случае победы Брекенриджа понятно, что повода выходить из Союза у южных штатов не было бы. Соответственно, Гражданской войны в 1861 г. бы не произошло.  При этом продолжались бы яростные дебаты в Конгрессе, Сенате, а также и среди широкой публики по поводу распространения рабства на новых территориях. Продолжались бы беспорядки, а также открытые вооруженные столкновения на новых территориях (по типу Кровоточащего Канзаса). Необходимо также учитывать и неприязненное, а кое-где и откровенно враждебное отношение к рабству в северных штатах (вспомним рейд Джона Брауна).

Очевидно, что ни к какому консенсусу стороны придти на тот момент не были способны.  В более-менее близкой перспективе это привело бы к расколу, который с высокой вероятностью принял бы форму войны. Сложно сказать, когда и как бы это произошло - возможно, на следующих выборах, где наконец, был бы выбран республиканец, например, тот же Линкольн. Но одно было ясно - противоречия достигли такого уровня, что могли разрешиться лишь силой. Приняли бы они форму именно той Гражданской войны, которая случилось в реальности - неизвестно (в конце концов, то, что она приняла такой затяжной характер, объяснялось многими факторами - в том числе,  и полуслучайными), но то, что конфликт в том или ином виде был неизбежен, сомнению не подлежит.

8/13 Использовал ли Линкольн чернокожих рабов как пушечное мясо, пообещав им свободу?

Факты из истории Гражданской войны в США не позволяют сделать вывод о том, что руководство Союза рассматривало чернокожее население исключительно в качестве расходного материала. Такие меры как отмена рабства и привлечение негров на сторону северян преследовали более глубокие цели, чем восполнение боевых потерь.

До начала Гражданской войны чернокожих принимали во флот, но только на нестроевую службу без права носить оружие. В армию их, чаще всего, не брали вовсе, за исключением хозяйственных должностей. Это происходило потому, что негры не обладали гражданскими правами, считаясь неполноценными людьми. Такого мнения придерживался и Авраам Линкольн. Вопреки распространённому заблуждению, он не был идейным аболиционистом и сторонником расового равноправия. Рабство Линкольн считал необходимым злом в условиях аграрной экономики Юга. В 1858 г., накануне выборов в Сенат США, в дебатах со своим оппонентом, демократом Стивеном Дугласом, он говорил: «Я заявляю, что я не выступаю и никогда не выступал за введение какой бы то ни было формы социального и политического равенства белой и чёрной рас, что я не выступаю и никогда не выступал за предоставление неграм права становиться избирателями, судьями или должностными лицами, права на заключение брака с белыми людьми; и, кроме того, я добавлю, что между чёрной и белой расами существуют физиологические различия, которые, по моему мнению, никогда не позволят им сосуществовать в условиях социального и политического равенства. И поскольку такое сосуществование невозможно, а они, тем не менее, находятся рядом, должны сохраняться отношения высших и низших, и я, как и любой другой человек, выступаю за то, что высшее положение должно принадлежать белой расе. В связи с этим я должен сказать, что не считаю, что из – за превосходства белого человека негры должны быть лишены всего».

С началом Гражданской войны чернокожее население Севера предпринимало настойчивые попытки добиться права служить в федеральной армии и с оружием в руках отстаивать свою свободу. Аболиционист Фредерик Дуглас заявлял, что решающим политическим вопросом является уничтожение рабства, и настаивал на допуске негров в войска Союза. Но правительство отказывало им в этом, считая чернокожих недостаточно боеспособными. В 1861 г. живший в Вашингтоне свободный негр Джейкоб Додсон обратился к военному министру США Саймону Кэмерону с предложением принять на воинскую службу «300 надёжных цветных свободных граждан» для защиты столицы от южан. В ответ ему было сказано, что «в настоящее время министерство не намерено призывать на государственную службу цветных солдат».

Линкольн, придерживавшийся политики компромиссов, в начальный период Гражданской войны выступал за постепенное освобождение рабов на компенсационной основе. Он видел в этом не конечную цель победы над конфедератами, а средство для сохранения единства государства. 22 августа 1862 г. в интервью газете «New – York Tribune» на вопрос, почему он медлит с отменой рабства, президент ответил: «Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение союза, не сохранение или уничтожение рабства. Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного единственного раба, я бы сделал это, и если бы я мог спасти его, освободив всех рабов, я бы сделал это, и если бы мог спасти его, освободив одних рабов, а других не освободив, я бы сделал это. Что я предпринимаю в вопросе рабства и для цветной расы, я делаю потому, что верю, это поможет сохранить союз…».

Также Линкольн придавал большое значение программе по созданию негритянских колоний за пределами США – в Африке, Вест – Индии и Южной Америке. Президент считал, что чернокожий не может жить рядом с белым человеком. В августе 1862 г. во время встречи в Белом доме с делегацией свободных негров Линкольн сказал: «Ваша раса, многие из вас, сильно страдают, живя с нами, а наша раса страдает от вашего присутствия здесь».

Ситуация с призывом чернокожих в армию начала меняться в связи с ростом революционных настроений среди северян. 31 марта 1862 г. войска Союза под командованием генерала Дэвида Хантера заняли ряд островов у берегов северной Флориды, Джорджии и Южной Каролины. Белые местные жители, которые владели богатыми хлопковыми и рисовыми плантациями, бежали в контролируемую южанами материковую часть страны. Большинство их рабов осталось на островах. Вскоре к ним присоединились бежавшие с материка чернокожие, которые верили, что получат свободу, как только вступят в войска Союза. 9 мая 1862 г. Хантер издал прокламацию о том, что рабы мятежных плантаторов объявляются свободными и призываются в федеральную армию. Вскоре он сформировал из негров отдельный полк. Известие об этой инициативе вызвало негативную реакцию федерального правительства. Линкольн заявил: «Ни один генерал, командующий округом или районом, не имеет права так поступать, не посоветовавшись со мной. Ответственность за это лежит на мне». В гневном письме президент уведомил Хантера, что никто из его подчинённых не имеет права освобождать рабов. В тоже время он осторожно оставлял за собой право сделать это в подходящий момент. По приказу правительства Хантер был вынужден распустить полк. Но участие негров в Гражданской войне с этого момента стало только увеличиваться.

В конце июля – первой половине августа 1862 г. канзасский сенатор Джеймс Лейн, действуя также по своей инициативе, создал воинскую часть из чернокожих – Первый канзасский добровольческий цветной пехотный полк. Вскоре военное министерство разрешило генералу Руфусу Сакстону сформировать первое официальное негритянское подразделение в армии Союза – Первый добровольческий полк Южной Каролины. К концу года на Севере было создано уже несколько воинских частей, состоявших из чернокожих.

30 декабря 1862 г. Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов». Она вступала в действие с 1 января следующего года. Негры, проживавшие на территориях мятежных штатов, объявлялись «отныне и навечно» свободными. Основными целями этого документа являлись подрыв рабовладельческой экономики Конфедерации и привлечение на сторону Союза чернокожего населения Юга. Именно как средство давления на КША оценивал этот документ Линкольн. Он говорил: «Ни один человек не в силах подавить мятеж без помощи такого рычага, как освобождение негров».

Прокламация касалась только штатов Конфедерации. На всей территории страны чернокожие были объявлены свободными лишь 31 января 1865 г., когда Конгресс США принял тринадцатую поправку к конституции. В ней говорилось: «В Соединённых Штатах или в каком – либо месте, подчинённом их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено». Поправка вступила в силу 18 декабря 1865 г., то есть уже после окончания войны.

После подписания Прокламации началось широкое привлечение негров в армию. 22 мая 1863 г. правительство США утвердило официальный порядок набора чернокожих на военную службу. При Военном министерстве было создано Бюро цветных частей. Изначально на негров не распространялись рекрутские наборы. Обязательный призыв для них был введён только 24 февраля 1864 г.

Все офицеры во вновь формируемых подразделениях были белыми. Также негры ограничивались целым рядом дискриминационных мер. Они получали пониженное жалование, не могли служить в одних частях с белыми, на их семьи не распространялись льготы, которые имели семьи белых военнослужащих.

Во многих случаях чернокожих, принятых в армию, отправляли только на гарнизонные и хозяйственные работы. К тому же им приходилось постоянно сталкиваться с расовыми предрассудками со стороны белых офицеров. Против привлечения негров на службу возражали и представители военного командования Севера. Например, 26 июня 1864 г. генерал – майор Уильям Шерман писал генералу Томасу: «Большинство наших солдат должны быть белыми».

Несмотря на дискриминацию, десятки тысяч чернокожих добровольцев с энтузиазмом вступали в федеральные вооружённые силы, желая сражаться против южан. Они успешно участвовали во многих боевых операциях.

Если обратиться к цифрам потерь среди чернокожих военнослужащих, то они никак не выделяются на фоне общего числа погибших вооружённых сил Севера. По современным данным, опубликованным в США, к концу войны в негритянских полках числилось 178975 человек, что составляло 10% от численности всей армии Союза. 19 тысяч чернокожих служило во флоте. И ещё 250 тысяч было задействовано на тыловых работах. Потери федеральных негритянских частей составили 36847 солдат и около 3200 моряков. Для сравнения – общее число безвозвратных потерь Севера достигало 360 тысяч человек. При этом из всех погибших чернокожих солдат только 7189 пали в бою или скончались от ран. Остальные умерли от болезней. Это было связано с тем, что негритянские части чаще всего задействовались не в боевых операциях, а на вспомогательных работах.

Таким образом, Линкольн, сначала рассматривавший поэтапный вариант отмены рабства, в условиях гражданского противостояния был вынужден форсировать этот процесс. Его решение диктовалось в первую очередь военно – политической целесообразностью. Прокламация об отмене рабства была действенным инструментом против конфедератов, но она не решала проблему массового призыва новых солдат, поскольку руководство Союза считало бывших рабов недостаточно боеспособными. Цифры потерь, понесённых чернокожими военнослужащими, многократно ниже числа погибших среди белых северян. В связи с этим невозможно говорить об использовании освобождённых рабов в качестве «пушечного мяса».

9/13 Почему многие сражения Гражданской войны в США заканчивались ничейным или неясным результатом?

Это связано со спецификой ведения боевых действий в тот период. Во-первых, чтобы разгромить неприятельскую армия, его нужно атаковать, а практически все крупные сражения Гражданской войны были выиграны обороняющейся стороной (хотя конечно есть исключения). Это происходило из-за того, что тактика боя не сильно изменилась со времен Наполеоновских войн, а вот оружие шагнуло далеко вперед (в первую очередь нарезные орудия и мушкеты).

Во-вторых, на начальном периоде войны управление войсками оставляло желать лучшего, в основном из-за того, что мало кто из генералов на момент начала войны имел опыт командования соединением большим, чем батальон или рота. Поэтому им было трудно управлять большими соединениями, и соответственно добиваться решающего успеха в сражении.

Ну и наконец, общие для всех войн того периода трудности - невозможность управлять боем в реальном времени, несовершенные коммуникации (все приказы передавались через вестовых) итд.

10/13 Что стало с южанами и их сторонниками после победы северян в Гражданской войне в США?

Вопрос о судьбе южан и реорганизации штатов Конфедерации после её разгрома возник ещё в ходе Гражданской войны и неоднократно законодательно регулировался на федеральном уровне.

8 декабря 1863 г. президент США Авраам Линкольн издал Прокламацию об Амнистии и Реконструкции. Он объявил, что полное прощение «с восстановлением во всех правах собственности, кроме собственности на рабов», получат все конфедераты, которые признают уничтожение рабства и принесут присягу на верность Соединённым Штатам Америки.

Амнистия была почти всеобщей. Она не распространялась только на ограниченное число высших политических и военных деятелей Конфедерации – членов правительства КША и офицеров-южан чином выше полковника армии или лейтенанта флота, а также лиц, совершивших преступления по отношению к военнопленным. Все они

лишались избирательных прав и права занимать государственные должности.

Помимо решения вопроса об амнистии прокламация Линкольна имела и другую цель. Она должна была поощрять дезертирство из армии Конфедерации и тем самым подрывать её боеспособность.

26 марта 1864 г. Линкольн издал вторую Прокламацию об Амнистии и Реконструкции. Она уточняла отдельные положения первого документа – разъяснялось, кого касается амнистия, порядок принесения присяги, получения соответствующих справок и т.п.

Вопрос о помиловании конфедератов снова остро встал в связи с окончанием активных боевых действий и сдачей в плен крупных соединений южан. Первоначально все солдаты КША получили условно-досрочное освобождение и были отпущены домой. Это было связано с тем, что содержание огромного количества военнопленных являлось слишком сложной задачей.

Например, так произошло после капитуляции Северовирджинской армии генерала Роберта Ли при Аппоматтоксе 9 апреля 1865 г. Командующий войсками Союза Улисс Грант приказал выдать всем конфедератам удостоверение условно освобождённого. Оно подтверждало, что его предъявитель является сдавшимся лицом, давало право пользоваться армейскими рационами и военным транспортом для возвращения домой. Документ гарантировал безопасность южанам до тех пор, пока они не нарушают закон.

В течение трёх дней федеральная типография напечатала 28 231 бланк для удостоверений условно освобождённых. Все они были подписаны командованием Союза и вручены бойцам Северовирджинской армии. 15 апреля 1865 г. процедура капитуляции завершилась, после чего военнослужащие КША получили возможность вернуться домой.

Удостоверение условно освобождённого казалось южанам неким аналогом амнистии. Выдача этого документа произвела настолько сильное впечатление на конфедератов, что некоторые части, избежавшие капитуляции, вернулись к Аппоматтоксу и сдались генералу Гранту.

29 мая 1865 г. президент Эндрю Джонсон издал новую Прокламацию об Амнистии и Реконструкции. В документе говорилось, что основной его целью является «побудить всех снова стать лояльными правительству Соединённых Штатов». Прокламация прощала всех сторонников Конфедерации, если те вновь принесут клятву верности США. После принесения новой присяги гражданам возвращалась вся собственность, за исключением бывших рабов, в случае если те имелись. Отдельно перечислялись, на кого эта простая процедура не распространялась. В их число входили лица, участвовавшие в мятеже и владевшие имуществом на сумму более 20 тысяч $; офицеры чином выше полковника армии или лейтенанта флота КША; офицеры, закончившие Вест-Пойнт и военно-морскую академию США ; военные, уволившиеся из армии США и поступившие на службу в армию Конфедерации; лица, покинувшие Конгресс США и судебные должности, чтобы примкнуть к мятежу; чиновники дипломатического ведомства Конфедерации и агенты КША за рубежом; лица, участвовавшие в рейдерстве и причинившие вред торговле США; высшие должностные лица КША; лица, вновь принявшие присягу по амнистии от 8 декабря 1863 г. и нарушившие её. Большинство из них могло рассчитывать на амнистию, только обратившись с просьбой о помиловании к президенту.

Ужесточение условий амнистии, по сравнению с прокламациями Линкольна, обуславливалось несколькими причинами. После завершения войны уже не было необходимости поощрять дезертирство. Окружение президента Джонсона опасалось усиления влияния южан в политике Вашингтона. К тому же многие северяне желали наказания за мятеж для бывших конфедератов. Однако, уже к концу 1865 г. Джонсон удовлетворил 13 тысяч прошений о помиловании.

После разгрома южан были арестованы президент КША Джефферсон Дэвис и ряд членов его кабинета. Возникли споры о том, нужно ли судить бывших руководителей Конфедерации за государственную измену. Правительство президента Джонсона так и не пришло к консенсусу по этому вопросу. В итоге никто из лидеров южан не был осуждён за измену. Правительство США решило, что это будет препятствовать примирению.

Руководители Конфедерации отделались лишь непродолжительным заключением, после чего все они смогли вернуться к мирной жизни, а некоторые даже вновь занялись политикой. Уже в октябре 1865 г. после пяти месяцев пребывания в тюрьме вышел на свободу вице – президент Конфедерации Александр Стивенс. После этого он неоднократно избирался в Сенат и Конгресс США, занимал должность губернатора штата Джорджия. 2 января 1866 г. был освобождён генеральный прокурор КША Джордж Дэвис. Вскоре он стал делегатом Филадельфийского конвента, созванного для объединения умеренных республиканцев и демократов. В апреле 1866 г. федеральные власти освободили одного из руководителей южной разведки Клемента Клея, сняв с него обвинения в организации убийства Авраама Линкольна. Вернувшись домой, он занялся адвокатурой и страховым бизнесом. В июле 1866 г. президент Джонсон удовлетворил прошение о помиловании бывшего министра военно-морских сил Конфедерации Стивена Мэллори. После освобождения он занялся адвокатской практикой.

Из лидеров южан дольше всего находился в тюрьме президент КША Джефферсон Дэвис. В мае 1867 г. его освободили под залог впредь до вызова в суд, который так и не состоялся. После этого бывший руководитель Конфедерации уехал в Канаду, где жила его семья. Прожив чуть больше года в эмиграции, Дэвис вернулся. Однако на основании четырнадцатой поправки к Конституции США, ратифицированной 28 июля 1868 г., он не мог занимать государственные посты как лицо, нарушившее присягу на верность стране. До самой смерти Дэвис вёл жизнь частного лица.

Видные военачальники южан после окончания войны не подвергались уголовному преследованию. Однако некоторые из них в течение длительного времени были поражены в гражданских правах. Когда генерал – лейтенант Джеймс Лонгстрит подал президенту Джонсону прошение о помиловании, тот отказал, сообщив ему при личной встрече: «Три человека на Юге никогда не будут амнистированы: мистер Дэвис, генерал Ли и лично вы. Вы принесли Союзу слишком много неприятностей». Конгресс восстановил гражданские права Лонгстрита в июне 1868 г. Генерал занимался торговлей хлопком и страховой деятельностью. Он сделал успешную карьеру в правительстве США в качества дипломата и администратора, сотрудничал с Республиканской партией.

4 июля 1868 г. президент Джонсон амнистировал большинство конфедератов. Исключение составили 300 человек, обвинявшиеся в государственной измене. 25 декабря 1868 г. Джонсон издал новый указ об амнистии, выразив надежду, что такие действия «обеспечат мир, порядок и процветание по всей стране и обновят и полностью восстановят уверенность и братские чувства среди народа и их уважение к национальному правительству». Прощение получили все южане, включая генерала Роберта Ли.

После завершения войны в США состоялось два громких процесса, фигурантами которых стали конфедераты, обвинявшиеся в наиболее резонансных преступлениях.

Основным из них был суд над соучастниками убийцы Авраама Линкольна. Главный обвиняемый, актёр и агент Юга Джон Бут, не мог предстать перед судом. 26 апреля 1865 г. он погиб в перестрелке с полицией на ферме Гаретта в штате Вирджиния. Надо сказать, что не все современники верили в его смерть. В течение нескольких десятилетий после Гражданской войны активно циркулировала версия о том, что Буту удалось скрыться и прожить ещё много лет, а вместо него был застрелен и похоронен неизвестный человек в униформе Конфедерации. Якобы таким образом федеральные власти стремились продемонстрировать эффективность своей работы по поимке убийцы президента. Также выдвигалось предположение, что настоящему Буту намеренно позволили уйти с целью скрыть участие первых лиц США в покушении на Авраама Линкольна. Появлялись даже самозванцы, которые выдавали себя за спасшегося убийцу президента. Стоит отметить, что версия о бегстве Бута имеет мало реальных доказательств. Она основана большей частью на догадках и голословных утверждениях. Однако её сложно полностью опровергнуть без проведения генетической экспертизы останков Бута.

Военный трибунал по делу соучастников убийцы президента начал свою работу в Вашингтоне 9 мая 1865 г. Перед судом предстали восемь человек - Льюис Пейн, Дэвид Геролд, Джордж Этцеродт, Мэри Саррет, Самюэль Арнольд, Самюэль Мадд, Майкл О’Лафлин и Эдвард Спейнджлер. Их обвиняли в том, что они совместно с Джефферсоном Дэвисом, Джоном Бутом и рядом других лиц были причастны к убийству Авраама Линкольна, к покушению на государственного секретаря Уильяма Сьюарда и к планам покушения на вице-президента Джонсона и командующего армией США генерала Гранта.

30 июня 1865 г. военный трибунал вынес приговор. Все подсудимые были признаны виновными. Пейна, Этцеродта, Геролда и Саррет приговорили к смертной казни через повешение, О'Лафлина, Мадда и Арнолда – к пожизненному заключению, Спейнджлера – к 6 годам тюрьмы. Многочисленные попытки добиться смягчения участи Мэри Саррет окончились неудачей. Позднее президент Джонсон заверял, что ему не доложили о ходатайствах, хотя главный обвинитель Холт утверждал прямо противоположное.

7 июля 1865 г. Этцеродт, Геролд, Пейн и Саррет были повешены во дворе федеральной тюрьмы Арсенала в Вашингтоне. Трупы уложили в четыре деревянных ящика. Их закопали у Восточной стены тюремного двора, в нескольких шагах от виселицы.

Остальных осуждённых перевели в тюрьму, находящуюся на Драй Тортугас – пустынном островке в 100 милях от побережья Флориды. Форт Джефферсона, куда их поместили, был окружён широким рвом, заполненным водой, в котором обитали акулы. Через некоторое время от жёлтой лихорадки скончался О'Лафлин. Трое других заключённых были помилованы Джонсоном в феврале 1869 г., за месяц до окончания его президентства, и получили свободу.

Ещё одним громким процессом стал суд над капитаном Генри Вирцем – комендантом концентрационного лагеря Андерсонвилль, в котором содержались пленные северяне. Он был создан конфедератами в феврале 1864 г. и просуществовал семь месяцев. За это время через Андерсонвилль прошло, по разным оценкам, от 45 до 52 тысяч человек, свыше 13 тысяч из которых умерли или были убиты.

В мае 1865 г. Вирц был арестован и доставлен в Вашингтон. Информация об Андерсонвилле стала достоянием прессы и широко обсуждалась. Были опубликованы фотографии из лагеря и списки жертв. Бывшие заключённые характеризовали коменданта лагеря как патологического садиста. Общественность Севера стала требовать суда над виновными, среди которых, помимо Вирца, назывались Джефферсон Дэвис и Роберт Ли. Получил распространение лозунг «Помни Андерсонвилль» («Remember Andersonville»). Однако президент Джонсон постановил, чтобы обвинения с высокопоставленных деятелей Юга были сняты.

Суду был предан только Вирц. Процесс проходил с 23 августа по 16 октября 1865 г. Вирцу было предъявлено 13 пунктов обвинения. Среди них – собственноручные расстрелы и избиения заключённых, отдача приказов часовым на стрельбу по военнопленным. Суд признал Вирца виновным по всем пунктам обвинения и приговорил его к смертной казни через повешение. 6 ноября 1865 г. он написал прошение о помиловании на имя президента, но ответа так и не получил.

Накануне казни в камеру к Вирцу пришёл его адвокат Луи Шаде и предложил от имени правительства заключить сделку – дать показания против Джефферсона Дэвиса в обмен на сохранение жизни. Вирц ответил: «Мистер Шаде, вы знаете, и я всегда говорил вам, что я ничего не знаю о Джефферсоне Дэвисе. Он не имел никакой связи со мной, как и с тем, что происходило в «Андерсонвилле». Но если бы я знал хоть что-то о нём, я бы не стал предателем в отношении него или кого-то ещё, даже для того, чтобы спасти мою жизнь».

10 ноября 1865 г. Вирц был повешен в Вашингтонской тюрьме при большом скоплении людей, которые скандировали: «Помни Андерсонвилль». Когда люк под ним открылся, верёвка не переломила шейные позвонки. Вирц повис и мучительно умирал в течение нескольких минут.

На Юге до сих пор бытует мнение, что комендант Андерсонвилля был невинной жертвой, которую руководство США сделало козлом отпущения. Существуют почитатели его памяти. В Вирджинии был установлен памятник Генри Вирцу под названием Монумент «Судебному убийству» (Monument to «Judicial Murder»).

В целом правительству США после окончания Гражданской войны удалось сохранить общественное согласие и не допустить кровавых актов мести побеждённой стороне. Рядовые южане смогли сразу вернуться к мирной жизни. Максимальное наказание, которое получило большинство военных и политических лидеров Конфедерации, – это поражение в гражданских правах. Но и такая мера вскоре была отменена. Смертная казнь для бывших конфедератов применялась исключительно адресно, и только к осуждённым по громким делам. Массового террора и репрессий со стороны победителей, которые характерны для некоторых других гражданских конфликтов, Соединённые Штаты смогли избежать.

11/13 Почему во время Гражданской войны в США форма северян была синего цвета, а у южан - серого?

На практике, в гражданскую войну носили всё подряд, особенно в армии южан, так как вскоре после начала войны, экономика юга уже не могла нормально обмундировать всех солдат, и те одевали то, что имелось. Южане носили не серую, а оливковую и оливково-зеленую форму, позже появились и серые мундиры неокрашенного сукна, так как были дешевле.

В походах армии отличаются от парадов. Например некоторые русские части в походе 1813-1814 годов носили черные мундиры, так как их одевала Пруссия, а Россия толком одевать не смогла, и до Парижа дошли в чём попало, но в картинах и иллюстрациях это почти не отражено.

В годы войны за независимость, американские солдаты регулярных частей носили мундиры синего цвета. Возможно, что северяне продолжили такую традицию.

Южане получили армию вообще. США несколько раз собирали и распускали армию, так как сухопутные силы были им не очень то нужны. Последний раз собирали для войны с Мексикой за Техас, после чего в южных штатах оставалась армия, которая и легла в основу армии конфедератов, после начала Гражданской войны. Так как зона потенциального конфликта с Мексикой была жаркой, местами с засушливыми прериями и пустынями, то форма американских солдат там была светлых тонов, дабы солдаты меньше перегревались, и окраска не выгорала. Поэтому у южан сложился такой цвет, так как на их территории оказались эти войска, и почти полностью им присягнули, так же южанам досталась и большая часть складов с униформой, и там же находились мануфактуры её шившие.

Северяне создали армию почти с нуля и были вольны выбирать цвет, из-за чего в начале воевали хуже.

12/13 Зачем американские реднеки повсеместно вывешивают флаги Конфедерации?

Флаг Конфедерации - это не просто флаг парней, которые "были за рабство". И, конечно, он совсем не олицетворяет грезы о "добрых временах". Сегодня флаг КША -это  символ борьбы с титанической мощью американской государственной машины. Его выбирают в противовес официальному (хотя и официальный чтут), дабы сказать федеральным властям, что: а) я свободен; б) я на своей земле и ты у меня её не отберешь; в) у нас тут свои порядки; г) если ты не согласен со мной, то у меня есть оружие. 

Различные группировки, расисты и байкеры используют этот флаг, собственно, с аналогичной целью - дистанцирование от федеральных властей, создание своей альтернативной культуры. Если говорить о современном использовании, то можно с уверенностью сказать, что военно-морской флаг КША  является частью контркультуры - он олицетворяет другую Америку. Не ту Америку, где Бритни Спирс тратит деньги на бесконечные подтяжки, а Никки Минаж трясет задницей перед миллионами людей, а ту Америку, где девушка может продырявить пулями физиономию любого насильника, а мужчина ясно осознает, что есть хорошо, а что есть плохо. 



13/13 Что было бы, если бы Гражданскую войну в США выиграла Конфедерация?

Для начала нужно выяснить, в каком понимании употреблять слово "Победа". Конфедеративные штаты в 1861 году выступили за свою независимость, значит, победой можно считать сепаратный мир с США. В таком случае к 1865 году мы бы имели на континенте два враждующих американских государства. Жизнь Севера бы мало изменилась от последующей исторической картины - еще до войны Север и Юг в экономическом плане были самостоятельны друг от друга, а вот участь последнего оказалась бы незавидной - заторможенное развитие, зависимость от торговли с Европой, военное напряжение на весьма и весьма растянутой северной границей и как следствие непомерные военные расходы.. Получился бы вот такой американский дуализм, сравнимый, например, с Московским и Новгородским в период объединения России. К началу XX-го века КША если и остался бы на мировой карте, то остался вялым аграрным государством "второго сорта".

Что до "полной победы" - военное поражение Севера и оккупация городов Северо-Востока мало бы что изменило. "Жиденькая" в плане централизации КША (на то она и Конфедерация) никак не удержала бы превосходящий по населению и промышленности Север и уж тем более не смогла бы диктовать ему свою волю. Поэтому ни о какой реставрации рабства там и объединении страны не могло идти и речи. Разве что Линкольна осудить за военные преступления...

Ах, да, забыл добавить, что вопрос рабства в данном случае откладывается на небольшой промежуток времени. Рано или поздно афроамериканское большинство поднимет голову и под влиянием марксизма-ленинизма на манер русских крестьян устроят Великую октябрьскую соцреволюцию в Ричмонде в 1917 году. Афроамериканская советская республика на Юге, строительство коммунизма, генсек товарищ Б.Обама прилагаются..)