Дары исцелений
О врачах, болезнях и методах лечения прошлого в новой подборке с ответами медиков, историков и других экспертов TheQuestion.
30 вопросов
1. Чем лечили грипп до изобретения противовирусных препаратов?2. Как жилось глухим, слепым или немым в Средневековье?3. Есть ли достоверные свидетельства того, что Чезаре Борджиа болел сифилисом?4. Можно ли было Авиценне вскрывать трупы?5. Как в Средние века диагностировали и лечили психически больных?6. Кто и когда начал практиковать зашивание ран?7. Был ли пенициллин первым антибиотиком?8. Какие методы абортирования использовались в прошлом?9. Какие хронические болезни были в древности и в средневековье?10. Кто и за что был номинирован на первую Нобелевскую премию по медицине?11. Правда ли, что средневековые врачи пробовали на вкус мочу своих пациентов для постановки диагноза?12. Как лечили инфекционные заболевания до создания пенициллина?13. Болели ли люди раком в античности и в Средние века?14. Как справлялись с зубной болью в Древнем мире?15. Как в Средние века жили люди с плохим зрением?16. Как лечили эпилепсию до появления противосудорожных препаратов?17. Почему чума в Средние века то появлялась, то исчезала, и куда она пропала окончательно?18. Как лечили рак в XIX веке?19. Как лечили заболевания глаз в средневековье?20. Как лечили больных шизофренией до появления нейролептиков?21. Как возникла уринотерапия и насколько она эффективна?22. Как в Средневековье люди справлялись с гигиеной полости рта?23. Как поступали первобытные люди с пуповиной при рождении ребенка?24. Как в Средние Века люди решали проблемы с зубами? Что применялось в качестве обезболивающего?25. Насколько смертельной была чахотка в 19 веке? Как ее лечили?26. Сжигали ли в Средневековье лунатиков как одержимых?27. Связано ли название парацетамола с Парацельсом, или это лишь случайное созвучие?28. Как самый первый человек заболел СПИДом?29. Что делали неандертальцы с психическими заболеваниями?30. Почему эпидемия чумы в XIV веке не затронула территорию нынешней Польши и некоторые другие земли?

Как это ни странно, лечили также, как и сейчас. Основное лечение ОРВИ, в том числе и гриппа, не изменялось на протяжении столетий - покой и обильное питье. Так лечили и знаменитую испанку - самую убийственную эпидемию вируса гриппа в истории. Основные споры врачей того времени шли вокруг агрессивности лечения - одни предпочитали лечить активно, назначая лекарства в том числе и для профилактики осложнений, а другие - ограничивали объем принимаемых лекарств. Споры были нешуточные, например, тут можно прочитать доклад американского врача по итогам эпидемии испанки и оценить ту дискуссию, которую он повлек. 

2/30 Как жилось глухим, слепым или немым в Средневековье?

На средневековом Западе слепота, глухота и немота считались проявлениями не только физической, но и духовной жизни. Вслед за Библией и блаженным Августином многие воспринимали эти особенности развития как Божье наказание за грехи. Слепыми и глухими считали людей, которые услышали проповедь Христа, но не откликнулись на нее – например слепыми, с повязками на глазах, на средневековых миниатюрах изображали иудеев.

В результате такого отношения слепые, глухие немые люди находились на периферии общества вместе с иностранцами и иноверцами. Отношение к ним зависело от социального статуса. Ослепший в результате болезни король Чехии и герцог Люксембурга Иоанн Слепой (1296-1346) не только сохранил свои владения, но и героически погиб, сражаясь с англичанами в битве при Креси. Слепой с детства Франческо Ландини (1335-1397) стал знаменитым композитором и музыкантом, который не только создал дошедшие до наших дней произведения, но и сконструировал несколько оригинальных инструментов.

Однако Иоанн Слепой и Франческо Ландини были состоятельными людьми. Судьба слепых, глухих и немых людей из низших слоев общества могла быть иной. Некоторые из них становились попрошайками, прося милостыню на папертях и дорогах, другие оказывались в приютах для слепых и инвалидов (такие существовали, например, в позднесредневековой Франции). В некоторых странах таких приютов не было – и тогда за слепыми присматривали члены семьи или монахи нищенствующих орденов.

Исцелением святых, глухих и немых занимались средневековые святые – подобные чудеса были распространены как на Востоке, так и на Западе Средневекового мира. При этом средневековые врачи старались в меру своих сил лечить людей и боролись с потерей зрения. Так уже упомянутый Иоанн Слепой пытался улучшить свое зрение у знаменитого врача Ги де Шольяка.

3/30 Есть ли достоверные свидетельства того, что Чезаре Борджиа болел сифилисом?

Прямых свидетельств о сифилисе у Чезаре Борджиа нет. Исследователи, занимавшиеся историей знаменитой семьи, говорят лишь о возможном наличии у него данного заболевания во время пребывания в Неаполе в должности кардинала – легата.

Основным источником в этом вопросе является книга «Tractatus cum consiliis contra pundendagram seu morbum gallicum», изданная в Риме в ноябре 1497 года. Её автором был личный врач Чезаре Борджиа, испанец Гаспар Торрелла (1452 – 1520). Книгу он посвятил своему патрону. Торрелла писал, что мир должен быть благодарен кардиналу за то, что тот доверяет его врачебному искусству. В этой работе на примере пяти больных он описал симптоматику сифилиса, а также методы его лечения и профилактики. 

По мнению немецкого историка медицины Карла Зудгофа (1853 – 1938), одним из пациентов, фигурирующих в книге, был Чезаре Борджиа. Торрелла представил его под псевдонимом Никколо Молодой, который заразился по причине беспорядочных половых связей. У него был обнаружен первичный сифилис – твёрдый шанкр на пенисе, а затем вторичный в виде высыпаний на коже, которые сопровождались болями во всём теле. В качестве лечения применялись паровые ванны, диета и особая мазь, после чего состояние больного улучшилось.

Все утверждения о том, что Чезаре Борджиа болел сифилисом, базируются именно на гипотезе Зудгофа. Других документальных подтверждений эта версия не имеет.

4/30 Можно ли было Авиценне вскрывать трупы?

Ну как и везде в то время - можно, но очень осторожно, а то побьют или убьют. С другой стороны, ему это было практически не нужно, потому что, насколько  можно судить по литературе про него, в средневековой Аравии считалось низким искусством - резать и сшивать, а высоким искусством - не залезая внутрь человека, ставить диагноз по внешним признакам и исходя из опыта. А Авиценна был апологетом самого высокого врачебного искусства, и естественно, хирургии он уделял очень мало времени, и была она почти вся - зубной. А так он диагностировал по пульсу, цвету радужки и белка глаза, коже, моче, запаху и анамнезу (рассказу больного о болезни и истории своей жизни вообще). Также он много писал по психиатрии и психологии (но не знал этого и считал себя философом). Также он искусно составлял лекарства и разрабатывал новые, совершил несколько открытий, отстаивал необходимость и перспективу развития фармакологической (ал)химии, потому что понимал, что природные средства можно усилить и разнообразить, производя над ними химические операции. Вот его последователь Аверроэс уже активнее оперировал и, конечно, не мог этого делать без ознакомления с трупами (к тому же он был еврей, а у них попроще было к этому отношение, чем у мусульман). А Авиценна вполне обходился, насколько известно, славой "видения человека насквозь".

5/30 Как в Средние века диагностировали и лечили психически больных?

В средние века положение таких больных в Западной Европе стало безотрадным. Религиозный фанатизм ви­сел над «одержимыми дьяволом». Инквизиции католиче­ской церкви подвергалось огромное количество так назы­ваемых ведьм и колдунов, большинство из которых, не­сомненно, страдало нарушениями психики. Во Франции, например, только при Карле IX их было сожжено более трехсот тысяч.

Примечательным документом об отношении церкви к психически больным является послание (булла) папы Иннокентия VIII, в котором рекомендовалось «разыски­вать и привлекать к суду людей, добровольно и созна­тельно отдавшихся во власть дьявола». Два доминиканских монаха Яков Шпрингер и Генрих Инститорис, опи­раясь на папскую буллу как на юридическую санкцию, начали энергично истреблять «ведьм». В 1487 году они опубликовали «Молот ведьм», названный так потому, что в нем перечислялись все способы, как их опознавать и сокрушать.

Недалеко от католиков ушли и протестанты. Лютер, один из основателей протестантского вероисповедания, писал в XVI веке: «По моему мнению, все умалишенные повреждены в рассудке чертом. Если же врачи приписы­вают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен черт».

На практике, чаще всего под розгами и пытками, за­подозренные в связях с чертом «признавались» в этом. Характерен случай, происшедший с некоей Анной Кезерин в 1629 году в городе Нейбурге. У молодой женщины без всяких на то причин развились безысходная печаль и тоска. Она перестала ходить на свадьбы, не посещала знакомых, все время плакала. (В настоящее время это состояние без особого труда было бы расценено как де­прессивное.) И вот однажды 12 «ведьм» и «колдунов», перед тем как взойти на костер, показали, что Анна Кезерин тоже ведьма. Ее схватили, посадили на цепь, до­прашивали, и в конце концов, она призналась во всех предъявленных ей обвинениях. Только перед казнью на исповеди Анна Кезерин отреклась от всего и потом, уми­рая, слезно просила, чтобы после нее больше никого не сжигали. По приблизительным подсчетам известного оте­чественного невропатолога профессора Блуменау, в Ев­ропе с XIV по конец XVII века было сожжено до 9 мил­лионов «ведьм».

Давление церкви, слепая вера в бога, недостаточный культурный уровень средневекового человека сделали свое дело — многие психически больные бродили без над­зора, нищенствовали и, если даже не попадали на костер инквизиции, проводили значительную часть своей жизни в монастырских приютах и тюремных камерах. Вероят­но, в ряде случаев и сами больные (с наличием бреда) выступали в роли доносчиков и яростных обвинителей «ведьм». Общество стремилось избавиться от обузы. Бо­рясь с безумием, люди уничтожали безумцев.

6/30 Кто и когда начал практиковать зашивание ран?

Неизвестно имя человека, который первым начал зашивать раны. Но сама практика таких операций насчитывает уже несколько тысячелетий. Для них использовались самые разные материалы.

В одном из наиболее важных медицинских текстов Древнего Египта – Папирусе Эдвина Смита, датированном XVI в. до н. э, описано применение льняных хирургических швов для ран губ, горла и плеча.

В древнеиндийском аюрведическом трактате «Чарака – Самхита» говорится об использовании для швов муравьёв с широкими челюстями. Размах челюстей насекомых достигал 7 мм. Ими захватывали края раны и соединяли их. Затем муравья декапитировали, а голову с челюстями оставляли в ране. Более поздний хирургический трактат «Сушрута – Самхита», относящийся к IV в., сообщает о таких материалах как волос лошади, хлопок, лоскуты кожи, волокна деревьев и сухожилия животных.

В Древнем Китае одним из самых известных хирургов был Хуа То, живший в эпоху Восточной Хань. Он использовал для сшивания ран шёлк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Трактат III в. упоминает об операциях, проводившихся Хуа То: «После сшивания смазывали швы чудодейственной мазью, и через 4 – 5 дней рана заживала, а через месяц больной выздоравливал».

Древнеримский врач Клавдий Гален в 175 г. впервые описал кетгут – саморассасывающийся хирургический шовный материал. Этимология названия до конца не ясна. В различных вариантах его переводят как «кишка кошки», «струна» или «нить». Вплоть до середины XIX в. кетгут применялся при операциях ограниченно. Лишь после того, как английский хирург Джозеф Листер (1827 – 1919) описал методы его стерилизации, он вошёл в широкую практику.

Итальянский врач и анатом Иероним Фабриций (1537 – 1619) ввёл в хирургию золотую нить, объясняя это инертностью материала. Он же, вероятно, является изобретателем комплексной нити.

С научно – техническими достижениями ХХ в. связано появление и широкое применение нового вида хирургических шовных материалов – синтетических. К таким, например, относятся лавсан и полипропилен.

7/30 Был ли пенициллин первым антибиотиком?

Пенициллин был первым антибиотиком, открытым учёными, но первым антибиотиком, ставшим лекарством, был грамицидин, открытый американским микробиологом Рене Дюбо в 1939 году. Грамицидин обладал довольно узким спектром действия, но этого было достаточно, чтобы открыть эру антибиотиков.

В своей Нобелевской лекции Флеминг сетовал на то, что в естественных условиях пенициллин быстро разрушается, и по этой причине он не смог в полной мере испытать своё средство. Возникла потребность стабилизировать и сконцентрировать антибиотик, но все попытки Флеминга потерпели неудачу. После открытия грамицидина и ознакомления с трудами Флеминга американские биохимики Говард Флори и Роберт Чейн, коллеги Александра Флеминга по Нобелевской премии, смогли стабилизировать и сконцентрировать пенициллин, представив его свету в том виде, о котором мы знаем сейчас.

8/30 Какие методы абортирования использовались в прошлом?

В Греции для аборта применялись различные смеси из веществ растительного и животного происхождения. Их употребляли внутрь или вводили непосредственно во влагалище, вызывая при этом воспаление в гениталиях и изгнание плода.

В Римской империи впервые стали применяться в целях аборта оперативные вмешательства. Сначала проводились сидячие ванны с корнями мальвы или алтеи, компрессы со смесью из бобовой муки с бычьей желчью, сложные пластыри и влагалищные шарики из винных ягод с содой. В полость матки вводились сначала тонкие, а затем всё толстые губки, подобно действию палочек ламинарии.

В средние века в городах практиковало много врачей, которые могли произвести аборт. Например, в канал шейки матки вводили перо или гладкий заостренный кусочек дерева руты.

С 17 века для аборта широко стали использовать метод, при котором вскрывали плодный пузырь. Однако, аборт производился беззаконно. Поэтому в результате таких криминальных абортов было множество смертельных исходов от заражения крови или кровотечения.

19 век. Во Франции отдавали предпочтение бузине, йодистым препаратам, прикладывали пиявки к вульве, использовали ламинарии. В Германии применяли алоэ, водку, маточные рожки. В Швеции наиболее часто употребляли для проведения аборта фосфор. В России наиболее распространены были сулема, хинин и можжевельник, а в Сибири принимали внутрь порох с вином, а также скипидар.

С середины 19 века стали использовать механические манипуляции. Сначала делали внутриматочные впрыскивания горячей водой, а затем стал использовать эластический буж, который вводился в полость матки и оставлялся там на несколько дней. Но выполняемые до этого времени хирургические вмешательства были связаны со смертельным риском заражения крови.

К 20-му веку, когда был разработан специальный инструментарий и аборт стал производится в стерильных условиях, выскабливание полости матки вытесняет все остальные методы производства аборта. С возникновением нового, достаточно безопасного метода аборта, принимая во внимание и разруху и бедность населения, в России в начале 20-го века, аборт был легализован. Однако такое разрешение просуществовало всего 16 лет. Многочисленные выступления и публикации против аборта снова запретили прерывание беременности в нашей стране. И только через 10 лет после окончания Второй мировой войны, аборт в нашей стране получил разрешение окончательно.

9/30 Какие хронические болезни были в древности и в средневековье?

Неверно было бы утверждать, что люди древности и средних веков совершенно не знали хронических заболеваний из – за малой продолжительности жизни, которая была связана с тяжёлыми бытовыми условиями и эпидемиями смертоносных инфекций. Разумеется, данный фактор играл свою роль. В тоже время хронические болезни были достаточно распространённым явлением. При низком уровне развития медицины они зачастую приводили к инвалидности и смерти.

Хронические заболевания были известны ещё в Древнем Египте. В медицинском Папирусе Эберса, датированном XVI в. до н. э., содержатся описания патологий желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой, мочеполовой и дыхательной систем. Также упоминается и о новообразованиях. Их Папирус Эберса называет неизлечимыми.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 до н. э.) посвятил свой труд «О священной болезни» одному из самых распространённых хронических неврологических заболеваний – эпилепсии. В те времена считалось, что она вызывается божественной волей. Страдавшим эпилепсией людям приписывались сверхъестественные способности. Гиппократ стремился рационально объяснить её возникновение. Он писал: «Болезнь, прозванная священной, ничуть не более священна, чем остальные, но имеет естественные причины». Гиппократ полагал, что приступы эпилепсии провоцируются солнцем, ветрами и холодом, изменяющими консистенцию мозга. Также в своей работе Гиппократ дал описание симптомов бронхиальной и сердечной астмы. Он не рассматривал их в качестве самостоятельных заболеваний. Астматическое удушье расценивалось им как часть эпилептического приступа.

Отношение к эпилепсии изменилось с приходом Средневековья. Христианская церковь считала её, наряду с психозами и шизофренией, проявлением дьявольской одержимости. Такое мнение было заложено ещё в период упадка Римской империи. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347 – 407) в послании к отшельнику Стагирию, которого считали одержимым демонами, указал несколько признаков бесноватости, напоминающих симптомы эпилепсии. Он писал «о корчах в руках, об искривлении глаз, о пене на устах, о страшном и невнятном голосе, трясении тела, продолжительном обмороке». Схожее описание бесноватости содержится и в сочинениях епископа Кирилла Александрийского (376 – 444).

Для лечения эпилепсии, а также других нервных и психических расстройств, церковь в Средневековье применяла собственные методы лечения, призванные изгнать демонов из человека, – святую воду, специальные молитвы и паломничество к священным местам. Разумеется, они не приводили к выздоровлению.

Медикам Античности и Средневековья было знакомо такое заболевание как диабет. Первым его описал древнеримский врач II в. Аретей Каппадокийский. Он указывал на такие симптомы как учащённое мочеиспускание и неутолимая жажда. Аретей писал: «Жидкость не остаётся в организме, используя его, как лестницу для того, чтобы скорее его покинуть». Название заболеванию дал его современник – греческий врач Деметриос из Апамании. Оно происходит от слова «diabaino» — «прохожу сквозь». Диабет на протяжении веков лечили лекарственными травами и физическими упражнениями. Но такие методы были малопродуктивны. Многие больные умирали. При этом среди них были, в основном, люди с диабетом первого типа, то есть инсулинозависимые.

Другим заболеванием, хорошо известным людям прошлого, был ревматизм. Его достаточно подробно описал Гиппократ. Он считал, что болезнь вызывается особой ядовитой жидкостью, «исходящей из мозга и распространяющейся на кости и суставы». От греческого слова «ревма», что в переводе означает «поток, течение», произошло современное название заболевания. Впервые его употребил древнеримский врач II в. Клавдий Гален. Долгое время ревматизмом называли любые поражения суставов. Впервые выделил его в отдельное заболевание в XVII в. Гийом де Байю (1538 – 1616), личный врач французского короля Генриха IV. Он подчёркивал, что патологии суставов могут быть результатом поражения всего организма.

Широко распространены были различные кожные заболевания. В своих сочинениях Гиппократ активно использовал распространённый в то время термин «psora», что в переводе означает «зуд». Под ним подразумевался целый ряд дерматологических заболеваний, в том числе хронических, проявляющихся бугристостью на кожных покровах, появлением сыпи, роговых чешуек и пятен. К ним относились экземы, лишаи, микозы, проказа и волчанка. Их возникновение Гиппократ объяснял нарушением равновесия жидкостей в организме. Позже Клавдий Гален в своих работах классифицировал кожные болезни по локализации. Он выделил заболевания кожи головы, рук и ног. Для обозначения патологий, характеризующихся разрастанием чешуек на коже и сильным зудом, Гален ввёл термин «psoriasis», образованный от греческого слова, применявшегося Гиппократом.

В Средневековье хронические дерматологические заболевания не различались. Их зачастую отождествлялись со схожими по симптомам тяжёлыми инфекциями. Псориаз и экзема считались одними из проявлений проказы. В связи с этим больных изолировали от общества в лепрозориях. Им необходимо было носить с собой колокольчик или трещотку, чтобы извещать других людей о своём приближении.

В средневековых трактатах неоднократно упоминается заболевание под названием «noli me tangere» (в переводе с латыни — «не прикасайся ко мне»). Этот термин подразумевал целый ряд патологий, включая волчанку, различные виды бородавок и кожных опухолей. Все они считались неизлечимыми.

Несмотря на сложность в различении дерматологических заболеваний средневековым врачам удалось внести вклад в накопление знаний о болезнях кожи. Французский хирург Ги де Шолиак (1298 – 1368), занимавший должность папского лейб – медика в период Авиньонского пленения, классифицировал пять типов стригущего лишая. Его исследование считалось единственно верным вплоть до XIX в.

Отдельно стоит сказать о венерических болезнях. До масштабной эпидемии сифилиса конца XV – первой половины XVI вв. одним из самых распространённых заболеваний была гонорея. Упоминание о ней встречается ещё в ветхозаветной Книге Левит. Заболевание рассматривалось как источник ритуальной нечистоты. В тоже время описывались санитарные меры для предотвращения заражения окружающих: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот закон о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет имеющий истечение семени, нечиста; и кто прикоснётся к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; кто сядет на какую – либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и кто прикоснётся к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера».

Античные врачи описывали гонорею как воспалительный процесс мочеиспускательного канала с гнойными и кровянистыми выделениями. По одной из версий, древнегреческий философ Эпикур скончался от осложнений заболевания – двухнедельной задержки мочи, вызванной сужением уретры.

Термин «гонорея» был введён Клавдием Галеном. Он образован от двух древнегреческих слов, «gonos» — «семя» и «rheo» — «теку». Это было связано с тем, что медики Античности ошибочно считали гонорею непроизвольным истечением спермы.

Заболевание было хорошо известно на средневековом Востоке. Врачи рекомендовали для его лечения спринцевание уретры свинцовыми растворами и промывание мочевого пузыря с помощью серебряного шприца.

Одно из упоминаний гонореи связано с Третьим крестовым походом. Во время осады Акры (1189 – 1191) среди его участников наблюдались симптомы, схожие с гонорейными. В XII – XIII в. признаки заболевания описывали в своих трудах представители Салернской врачебной школы. Итальянский хирург Гульельмо да Саличето (1210 – 1277) упоминал о язвах полового происхождения.

Осознавая заразность заболевания и его связь с сексуальной активностью, в европейских странах предпринимались различные законодательные меры борьбы с инфекцией. В 1161 г. английский парламент издал постановление с целью уменьшить распространение «опасной немощи жжения». Собственные меры предпринял епископ Винчестерский, являвшийся владельцем и покровителем лондонских публичных домов. В 1162 г. он запретил принимать посетителей проституткам, у которых было «всякое заболевание, сопровождающееся жжением». Схожие меры были приняты во Франции. Король Людовик IX Святой в 1256 г. выпустил ордонанс, наказывающий ссылкой за распространение гонореи.

В общем, набор хронических заболеваний, которыми страдали люди Античности и Средневековья, мало чем отличался от современных недугов. Другое дело, что современная медицина успешно справляется с многими из них. И те болезни, которые раньше означали страдания и смерть, сейчас вполне излечимы.

10/30 Кто и за что был номинирован на первую Нобелевскую премию по медицине?

Так как премия вручалась первый раз, то номинантов было много, и все - люди крайне достойные. Там был и Иван Павлов, и Роберт Кох, и Илья Мечников, и Джозеф Листер. Некоторые из них получили премию в дальнейшем, а в 1901 году лауреатом стал Эмиль Беринг - за "работу по сывороточной терапии, главным образом за ее применение при лечении дифтерии". Кроме дифтерии, Беринг аналогичную терапию разработал и для столбняка, в сотрудничестве с японцем Китасато Сибасабуро. Последний тоже был номинирован на первую Нобелевку вместе с Берингом, однако премии не получил. В итоге талантливый ученый уехал обратно в Японию, чтобы больше никогда ее не покинуть. В честь Беринга назвали даже кратер на Луне, а про Китасато все забыли, а ведь он, кроме всего прочего, первым описал возбудителя чумы. Если интересно, то полностью историю взаимоотношений Китасато и Беринга можно прочитать тут

11/30 Правда ли, что средневековые врачи пробовали на вкус мочу своих пациентов для постановки диагноза?

Да, это вполне традиционная практика для того времени. Говорить строго о диагностике в то время нельзя: еще не было понятия синдрома, т.е. собственно, болезни как совокупности симптомов. Мол, если то-то, то-то и вот то-то, то значит, это диабет. А диабет лечат вот тем-то, тем-то и тем-то. В те времена каждый симптом рассматривался отдельно и лечение назначалось, в основном, тоже к каждому симптому. 

Скажем, если человека несет, рвет и трясет от горячки, то ему скармливали пилюлю от поноса, пилюлю от рвоты и пускали кровь от жара. Предварительный осмотр был очень важен, потому что ни анализов, ни рентгена, ни тестов не было. Оценка шла исключительно пропедевтическая (пропедевтику преподают медикам и сейчас первые два года обучения) - на вид, на запах, вкус и наощупь. Если моча, скажем, густая и насыщенного цвета, а человек при этом толстый и постоянно падает в обморок, то это либо водянка, либо диабет, либо просто ожирение, либо еще что-то. А если моча сладкая, то диабет подтверждается. Таких слов врачи тогда не знали, но отмечали для себя в уме, что это не "бледная лихорадка", а "пучащая лихорадка". Так постепенно начали складываться представления о болезнях (синдромах).

12/30 Как лечили инфекционные заболевания до создания пенициллина?

С древности на болезни воздействовали всевозможными растениями и их производными: отварами, примочками, порошками, маслами. Плесень также была в обиходе, ее прикладывали к ранам. В XIXв. основой всех исследований стали различия в прокрашивании бактерий анилиновыми красителями. Метиленовый голубой, трипановый красный и др. красители были тогда в обиходе при лечении. Со временем были открыты свидетельства разного воздействия хим.веществ на инфекцию и больного. Впервые задумались о токсичности. Ртуть, формальдегид, производные мышьяка- все это активно применялось. Эрлих писал: «... мы должны ударять по паразитам, и только по паразитам, если это возможно. Для осуществления этого мы должны учиться попадать в цель с помощью химических веществ». Современный микробиолог выразил бы эту мысль так: «Формальдегид, возможно, зафиксирует бактерии в организме больного, но зафиксирует также и самого больного».
До пенициллина Флеминг открыл лизоцим- противобактериальную составляющую слез. Однажды вернувшись из отпуска он обнаружил, что в одной из чашек с культурой вырос большой гриб, который разрушил колонию бактерий- так было открыто свойство пенициллинового гриба подавлять рост бактерий. Не лишним будет уточнить, что антибиотики не подавляют вирусы и грибы, а только бактерии. Прежде чем лечить ими инфекцию, необходимо уточнить бактериальная ли ее природа, исключить вирусную и грибковую.

13/30 Болели ли люди раком в античности и в Средние века?

Да, это заболевание известно с древнейших времён. Но для людей минувших эпох оно представляло такую же загадку как и другие тяжёлые недуги.

Впервые рак упоминается в древнеегипетском «Папирусе Эберса», относящемся к XVI в. до н. э. Он сообщает о новообразованиях молочной железы как неизлечимом заболевании.

Подробное описание отдельных форм рака дал в своих трудах древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 до н. э.). Он ввёл термины «карцинос» (для безболезненных новообразований) и «карцинома» (для прогрессирующих злокачественных опухолей). Их названия происходят от древнегреческого karkinos – «краб». Гиппократ считал, что опухоль внешне напоминает это ракообразное. Также для описания новообразований он использовал термин «онкос», что в переводе с древнегреческого означает вздутие или припухлость. Возникновение опухолей Гиппократ объяснял с позиций предложенного им понятия о чёрной желчи, в результате сгущения которой и появлялся рак. Для борьбы с этим заболеванием он использовал стандартные методы своего времени, сообщая об излечении рака шеи методом выжигания.

Древнеримский врач I в. Авл Корнелий Цельс предлагал на ранних стадиях лечить рак удалением опухоли, а на поздних – не лечить вообще. Также он упоминает о случае излеченного им рака молочной железы. Ему же принадлежит описание метастазов грудной опухоли. Цельс неточно перевёл древнегреческое слово «karkinos» на латынь как «cancer» – рак, дав начало этому термину.

Древнеримский врач II в. Клавдий Гален в своих трудах классифицировал различные виды опухолей. Также он применял слово «онкос» для обозначения всех новообразований, что и дало современный корень слову «онкология».

О раке писали и средневековые медики. Упоминание о нём встречается в трудах Ибн Сины и византийских авторов. Швейцарский врач Теофраст Парацельс (1493 – 1541) окончательно отверг чёрную желчь как причину рака и называл источником возникновения опухолей нарушения солей в крови.

Исходя из исторических источников, можно предположить, что рак был причиной смерти некоторых правителей Античности и Средневековья. Уверенно говорить об этом сложно, так как медицина того времени не позволяла точно диагностировать болезнь.

По некоторым данным, от рака пениса скончался древнеримский император Галерий, устроивший в начале IV в. преследования христиан. Он заболел в конце 310 года. Современник событий писатель Лактанций так описывал его болезнь: «У него возник злокачественный нарыв во внешней части гениталий, который расползался всё дальше. Врачи вскрыли и залечили его. Но зарубцевавшаяся было рана прорвалась, а кровотечение из лопнувшей вены грозило смертью. И всё же кровь с трудом удалось остановить. Пришлось лечить снова, пока, наконец, не появился рубец. Однако от лёгкого движения тела он вновь открылся так, что крови вышло больше, чем раньше. Сам он побледнел и измучился от истощения сил; правда, тогда кровотечение и прекратилось. Рана перестаёт воспринимать лекарства, всё вокруг неё поражается раком и, сколько б ни срезали опухоль, она нарывает всё сильнее, и сколько б ни лечили, всё увеличивается». Полагая, что его заболевание может быть карой христианского Бога, император издал эдикт о прекращении всех гонений. Христиане, находившиеся в тюрьмах, были освобождены. Им разрешалось открыто исповедовать свою веру. Но эта мера не помогла, и через несколько дней, 5 мая 311 г., император умер.

Жертвой рака считается и византийская императрица Феодора, умершая в Константинополе 28 июня 548 г. Епископ Виктор Туннунский писал, что она «поражённая по всему телу раковой опухолью, необыкновенным образом окончила жизнь».

Упоминания о раке содержатся, возможно, и в средневековых памятниках русской письменности. Вот как описывает Ипатьевская летопись болезнь и смерть волынского князя Владимира Васильковича, скончавшегося в Любомле 10 декабря 1288 г.: «Нача емоу гнити исподнаго оуоустна первого лета мало на другое и на третьее болма нача гнити и еще же емоу не вельми болноу но ходашь и ездашеть на коне... Исходящоу же четвертомоу летоу и наставши зиме и нача болми немочи и впада емоу все мясо с бороды и зоуби исподний выгниша вси и челюсть бородная перегни се же бы вторы Иев... И леже потом вон не вылазя но болми нача изнемогати и впада емоу мясо все с бороды и кость бородная перегнила бяше и бы видити гортань и не вокоуша по семь недель ничего же разве одиное воды и то же по скоудоу... и тако преставися благоверный холюбивый великий князь Володимер он Василков вноук Романов...». Современные исследователи называют причиной его смерти рак губы или костный рак нижней челюсти. Но некоторые склоняются к тому, что это было не онкологическое заболевание, а остеомиелит.

Как можно видеть, древние и средневековые медики имели представление о раке. Однако, сведения о нём в источниках зачастую отрывочны и не позволяют говорить насколько широко была распространена болезнь.

14/30 Как справлялись с зубной болью в Древнем мире?

Ну зачем же так примитивизировать всё, ILYA GORBUNOV?

----

Найденные археологами древнейшие зубные сверла ученые относят к эпохе неолита (около 7 тысячелетия до н.э.). Это означает, что уже в то время применялись методы сверления для удаления инфицированных тканей зубов. Подтверждением данного факта являются найденные останки людей того времени со следами зубоврачебного вмешательства.

В Древнем Египте уже применялась техника пломбирования зубов, для которой использовалась специальная смесь. Также достижением этой цивилизации является изобретение зубного порошка, в состав которого могли входить измельченная скорлупа яиц или пемза. Чистка зубов проводилась деревянной палочкой с расщепленным концом.

Также много внимания изучению заболеваний зубов уделялось учеными Древней Греции. Например, Гиппократ лечил своих пациентов от зубной боли с помощью раскаленного железа, прикладывая его к воспаленному нерву. Также древнегреческая медицина предлагала использовать белену в качестве обезболивающего средства. Однако многие врачеватели рекомендовали удалять зубы даже при несильных болях, для чего они использовали специальные щипцы, изготовленные из бронзы.

Особый метод удаления применяли древние японцы – сначала они пытались раскачать больной зуб с помощью молотка и долота, после чего удаляли зуб без инструментов – голыми руками.

---- o-stom.ru

Понятно, что источник -- поверхностная статья, но вот, пожалуйста, гуглится и более подробное: medicinform.net с ссылкой на Nature

15/30 Как в Средние века жили люди с плохим зрением?

Таки очень плохо. Зато недолго :) Если понимать, что средний срок жизни составлял 45-50 лет, то возрастное падение зрения после 30 не было уж такой заметной проблемой. Хорошее зрение у средневекового человека вообще было не самым распространенным явлением, в первую очередь, из-за полной антисанитарии, а отсюда огромного количества инфекций, которые - даже самые незаметные для современного человека - тогда могли привести к потере глаза. Красные, слезящиеся, гноящиеся глаза были у огромного количества людей. Гамлет у Шекспира описывает как совершенно бытовую вещь, что "у стариков с ресниц течет амбра и вишневый клей", это описание камеди - гноящихся глаз и слизистых, блефаритных, конъюнктивитных выделений, напомню, у большинства людей за 30. Часто глаза терялись травматически, часто просто выгнивали. Грамотных было мало, разбирать мелкие детали было никому не надо, так что и с плохим зрением можно было неплохо прожить. Уж как-нибудь да разглядишь поле, плуг и быка, на котором пахать.

Если глаза у человека все же оставались, то некоторые пользовались теми или иными видами увеличительных стекол, которые изобрели арабы в районе 1000 г. н.э. Еще поздние римляне отмечали, что предметы увеличиваются при взгляде на них через стеклянный шар, но плоские шлифованные стекла стали употреблять в Европе не раньше 1200 г.  И еще 400 лет прошло, прежде чем А. Левенгук научился регулировать увеличение и уменьшение изображения, сначала просто собирая шлифованные стекла разной формы в стопки.

16/30 Как лечили эпилепсию до появления противосудорожных препаратов?

Вкратце: да никак. Мы и сейчас-то по факту её не лечим, а просто профилактируем приступы, но иногда, благодаря (это не точно, лишь предполагается, что благодаря) длительному их отсутствию на терапии, болезнь полностью отступает.

Итак, история. Несмотря на то, что ещё Гиппократ в 400 годах до н.э. высказал мнение о причине эпилепсии как проблемы мозга, а не присутствия злых/святых духов в голове, эту теорию начали серьёзно рассматривать лишь спустя 2000+ лет, в районе XVII века, благодаря одному из самых известных врачей того времени, Томасу Уиллису, чья фамилия нам более известна в качестве названия системы сосудов головного мозга — виллизиева круга. 

По факту, до XVII века на пациентов с эпилепсией всем было наплевать: это были одни из тех юродивых, нередко жившие при церквях и обычно не слишком обременённые чужим вниманием, поскольку никто не знал, что с ними делать да и бытовало мнение, что болезнь может быть заразной. К тому времени начали распространяться психиатрические лечебницы, которые больше напоминали тюрьмы и основное лечение в них было заключением, побоями и прочими развлечениями, применяемыми в том числе к больным падучей. 

Две сотни лет были споры о том, психическим или неврологическим заболеванием является эпи, затем в XIX веке появились крутые дядьки Бехтерев, Шарко, Тодд, Джексон, Бабинский, неврология и психиатрия почти разделились на отдельные направления и началось использование первого противосудорожного средства — бромида (1856). Чем лечили два века до него? Да всё той же физиотерапией: от побоев до всевозможных водных процедур. Конечно, кровопускание, которое вообще везде применялось, экспериментальная нейрохирургия в виде трепанации «на глаз», плюс всякие народные методы, вроде трав, заговоров, молитв и прочего. 

Читать подробно: own.0x3.ru и books.google.it

17/30 Почему чума в Средние века то появлялась, то исчезала, и куда она пропала окончательно?

Это сложный вопрос. Распространение и развитие средневековых эпидемий чумы связаны с множеством факторов – биологических, географических и социально – экономических. Поэтому данная тема требует комплексного подхода.

Чума – это острое природно – очаговое заболевание. Её возбудителем является чумная палочка (Yersinia pestis), открытая в 1894 г. французским врачом и бактериологом Пастеровского института Александром Йерсеном (1863 – 1943). Предполагаемый естественный первичный резервуар бациллы – это одноклеточные почвенные организмы. Чумная палочка может жить в крови более чем двухсот видов млекопитающих, но самая распространённая её среда обитания — грызуны. На них обитают блохи, питающиеся кровью своих хозяев, а вместе с ней всасывающие и клетки болезнетворной бактерии. Под воздействием глобальных климатических изменений, разрушающих экосистему обитания Yersinia pestis, может происходить её выход из естественного резервуара в почву. Оттуда она проникает в растения или другие природные объекты, способствующие инфицированию грызунов и их паразитов. Вследствие этого формируются вторичные резервуары чумы, также представляющие собой экосистемы, однако, менее устойчивые, чем почвенные. В них возбудитель может сохраняться десятилетиями, вызывая отдельные эпизоотии и вспышки болезни среди людей. Из – за небольшой устойчивости, вторичные экосистемы со временем разрушаются, и вспышки чумы прекращаются. После распада новых экосистем остаются значительные территории — реликтовые природные очаги, в которых возбудитель продолжает сохраняться как паразит одноклеточных организмов, имея возможность нового перехода в другие формы под воздействием внешних факторов. Также необходимо выделить, что человек, как и другие теплокровные, не является естественным резервуаром Yersinia pestis. Поэтому его существование не имеет значения для поддержания паразита в природе и не ограничивает способность передачи бациллы необходимостью сохранения жизни своим жертвам. Этим можно объяснить крайне высокую летальность чумных эпидемий.

Чума известна с древнейших времён. Упоминания о ней содержатся во множестве источников. Например, библейская Первая книга Царств повествует о бубонной чуме, поразившей филистимлян, захвативших Ковчег Завета. При этом в ней говорится не только о болезни, но и её распространителях – грызунах: «И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших; итак сделайте изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землёю вашею».

Однако, не во всех случаях можно с уверенностью утверждать, что причиной эпидемий древности была именно чума, поскольку люди прошлого не всегда могли отличить её от других тяжёлых инфекций. Это можно видеть на примере отдельных эпизодов эпохи Античности. В 2006 г. греческие учёные провели ДНК – экспертизу зубов из останков захоронений умерших во время знаменитой Афинской чумы V в. до н. э. По её результатам было установлено, что эпидемия на самом деле была вспышкой брюшного тифа. Спорной является и древнеримская «чума Антонина» (165 – 180). Современник событий, врач Клавдий Гален, писал: «Заболевание сопровождалось высыпанием на коже чёрной сыпи». В связи с этим, некоторые исследователи утверждают, что речь здесь может идти об оспе. В тоже время есть мнение, что эта эпидемия была вызвана совершенно отдельным штаммом чумной бациллы, сильно отличающимся от более поздних видов.

В Средневековье, помимо регулярных локальных вспышек чумы, известны две колоссальных пандемии, унесших миллионы жизней. Первая из них – это «Юстинианова чума». Она появилась в середине VI в. во время правления византийского императора Юстиниана I. Вторая пандемия – это знаменитая «Чёрная смерть», охватившая в XIV в. страны Азии, Европы и Северной Африки. На примере двух глобальных эпидемий можно выделить основные причины возникновения и развития чумы.

Первая пандемия возникла в Северной Африке, где локально ограниченные вспышки заболевания случались задолго до этого. Например, греческий врач Руфус из Эфеса, живший во времена правления римского императора Траяна, в своих сочинениях описывал отдельные случаи бубонной чумы в Египте и Ливии. Эпидемия началась в 542 г. в городе Пелусий – крупном экономическом центре Византийской империи, расположенном на средиземноморском побережье, в восточной части дельты Нила. Оттуда она начала быстро распространяться по торговым маршрутам. Чешский учёный Милан Даниэл в своей книге «Тайные тропы носителей смерти» писал, что «эпидемия двигалась буквально вслед за купцами, по одним с ними путям и очень быстро парализовала весь тогдашний мировой рынок». Болезнь сначала охватила Ближний Восток и Константинополь. В столице Византии чумой заболел даже сам император, но выжил. Затем через Дунайский водный путь инфекция проникла в Западную Европу. В Италии, где в это время шла война между Византийской империей и Остготским королевством, чума свирепствовала с самого начала пандемии. За несколько лет эпидемия охватила почти всю территорию тогдашнего цивилизованного мира и унесла более 100 миллионов жизней. В виде отдельных вспышек она проявлялась вплоть до 750 г. Болезнь протекала наряду с бубонной ещё и в септической форме, более молниеносной и летальной. Возможно, это обстоятельство способствовало тому, что чума, быстро уничтожив население на некоторых инфицированных территориях, не распространилась в сопредельные районы.

В январе 2014 г. в журнале «The Lancet Infectious Diseas» были опубликованы результаты исследования генетиков Канады и США. Учёным удалось реконструировать геном чумной палочки, вызвавшей первую пандемию. Он был выделен из зубов двух человек, умерших от болезни в баварском Ашхайме. Специалисты сравнили полученный образец с изученным ранее геномом «Чёрной смерти» и современными штаммами болезни. Они установили, что возбудитель «Юстиниановой чумы» очень сильно отличался от чумной палочки, вызывавшей последующие эпидемии. Поэтому исследователи сочли его тупиковой ветвью, которая не имела эволюционного продолжения и исчезла. В то же время этот патоген обладал большой способностью к передаче и высокой летальностью. Говоря о причинах исчезновения штамма «Юстиниановой чумы», генетики выдвинули предположение, что люди в процессе эволюции стали менее восприимчивы к нему.

Также существует версия, что мутация возбудителя возникла в связи с резким похолоданием 535 – 536 гг. в Северном полушарии, вызванным вулканической зимой, возникшей, предположительно, в результате нескольких крупных извержений вулканов в тропиках или вследствие столкновения с крупным метеоритом. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал: «И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое – либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана». Затем, вероятно, дальнейшие изменения климата стали менее благоприятными для распространения нового штамма чумной бациллы по миру, вследствие чего он исчез. Стоит отметить, что связь между мутацией возбудителя и похолоданием не является доказанной, хотя современники и воспринимали понижение среднегодовой температуры и пандемию как звенья одной цепи непрерывных бедствий.

На смену похолоданию пришёл средневековый климатический оптимум X – XIII вв. Он характеризовался мягкими зимами, сравнительно тёплой и стабильной погодой, отсутствием сильных засух. Стоит отметить, что в это время чума ограничивалась только локальными вспышками в старых природных очагах, не принимая глобальных размеров. Например, эпидемия, возникшая летом 1218 г. среди участников Пятого крестового похода, осаждавших египетскую Дамиетту, не привела к масштабному распространению инфекции на европейские страны. В России одним из реликтовых очагов чумы был Смоленск. В 1229 – 1230 гг. в городе бушевала эпидемия, сопровождавшаяся огромной смертностью. Летописец отмечал: «Того же лета бысть мор силен в Смоленсце, сотвориша четыре скуделницы и положиша в дву 16 тысяць, а в третьеи 7000, а в четвертои 9000. Се же бысть по два лета». Но в соседние области чума не распространилась.

Климатический оптимум в начале XIV в. сменился Малым ледниковым периодом на территории Евразии. Он был вызван, предположительно, замедлением течения Гольфстрима около 1300 г. Этот период характеризовался наиболее холодными среднегодовыми температурами, дождями и заморозками. Прямым следствием изменений климата стал Великий голод 1315 – 1317 гг. в Европе. С похолоданием, видимо, было связано и возникновение второй пандемии. Она началась около 1320 г. в одном из природных очагов чумы – пустыне Гоби. Обитавшие там грызуны вынужденно покинули свои привычные места. Это было вызвано бескормицей, возникшей вследствие климатических изменений. Животные мигрировали поближе к человеческому жилью. Вскоре среди них началась чумная эпизоотия, следствием которой стало заражение местных жителей. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию. Затем с монгольскими войсками и торговыми караванами по Великому Шёлковому пути через Центральную Азию болезнь стала проникать всё дальше на запад.

Осенью 1346 г. чума возникла в низовьях Дона и Волги, где опустошила золотоордынскую столицу Сарай – Берке и близлежащие города. Русский летописец писал: «Бысть мор силен под восточною страною: на Орначи, и на Азсторокань, на Сараи, на Бездежь, и на прочии грады во странах тех, на босурмене, на Татары, на Ормены, на Обезы, на Фрязи, на Черкасы, яко не бысть кому погребати их». По мнению норвежского историка Оле Бенедиктоу, на север и запад в это время чума распространиться не смогла из – за взаимной враждебности между Золотой ордой и её данниками. Но болезнь начала проникать на юг торговыми путями в двух направлениях – по суше на Кавказ и морем в Крым. С полуострова чума была занесена в Европу генуэзскими кораблями.

О том, как это произошло, свидетельствует только один источник, многими исследователями подвергающийся сомнению. Согласно рассказу очевидца, нотариуса Габриэля де Мюсси, эпидемия вспыхнула среди войск хана Джанибека, осаждавших генуэзскую крепость в Каффе. Ежедневно болезнь уносила множество жизней. В отчаянии осаждавшие стали забрасывать трупы умерших от чумы при помощи метательных машин в город, с целью погубить неприятеля. Вскоре в Каффе началась эпидемия. Осада окончилась неудачей, поскольку истощённое болезнью ханское войско было вынуждено отступить. Но генуэзские корабли из Каффы, торговавшие по всему Средиземноморью, начали разносить инфекцию в европейские порты. Де Мюсси писал: «Родные, друзья и соседи поспешили к нам, но мы принесли с собой убийственные стрелы, при каждом слове распространяли мы своим дыханием смертельный яд».

Эпидемия охватила Константинополь, Ближний Восток, Балканский полуостров и Кипр. Осенью 1347 г. чума вместе с генуэзскими галерами проникла на Сицилию и в Марсель. Оттуда она распространилась по всей Европе, в течение нескольких лет производя опустошения и унося миллионы жизней. Затем через Псков, имевший тесные связи с землями Ливонского ордена, болезнь проникла в Россию, где свирепствовала до 1353 г. Но отдельные вспышки чумы продолжались и позже.

Широкое распространение чумы в Европе по торговым путям было связано с тем, что корабли перевозили на борту большое количество крыс. Они обитали почти на каждом судне и уничтожали запасённый провиант. Когда корабли прибывали в порт назначения, крысы смешивались со своими местными сородичами и распространяли среди них чумных блох. Получив заражённых бациллой паразитов, и инфицированные сами, грызуны переносили их как назад на судно, с которого приплыли, так и на другие корабли. Когда крысы начинали дохнуть, блохи находили для себя новый источник пищи — людей. Это было несложно в связи с тем, что в средневековых городах был крайне низкий уровень гигиены, способствовавший распространению кровососущих паразитов. Также чума могла проникать в человеческий организм через любые слизистые оболочки, ранки на коже, вместе с пищей и воздушно – капельным путем.

Средневековая медицина не могла ничего противопоставить тяжёлой инфекции, поскольку европейские врачи имели очень примитивное представление о природе болезни. Когда французский король спросил профессоров медицины Парижского университета о причинах «Чёрной смерти», они ответили, что эпидемия возникла из – за «важной конъюнкции трёх высших планет знака Водолея, которая вкупе с другими конъюнкциями и затмениями вызвала пагубное загрязнение окружающего воздуха; кроме того, это знак смерти, голода и других бедствий». Единственным действенным средством для предотвращения заражения был карантин. Он впервые возник в середине XIV в. на венецианском острове Лазаретто, где корабли, прибывающие из охваченных чумой стран, должны были встать на якорь в течение 40 дней на некотором расстоянии от берега, перед тем как начать разгружаться.

В Новое время, в связи с развитием цивилизации и естественнонаучными достижениями, болезнь отступила. Например, третья пандемия, возникшая в 1855 г., ограничилась, в основном, территориями Китая и Индии. Но чума не исчезла окончательно. Её реликтовые очаги сохраняются на планете до сих пор. По данным ВОЗ, только в 1989 – 2004 гг. было отмечено около 40 тысяч случаев в 24 странах, причём летальность составила примерно 7% от общего числа заболевших. Инфицирования фиксируются ежегодно. Поэтому пока нельзя говорить о полной ликвидации болезни.

18/30 Как лечили рак в XIX веке?

Врачи XIX века довольно неплохо разбирались в лечении и в диагностике рака, правда, только в его внешних формах. Основным лечением занимались хирурги, и лечение заключалось в полноценном (насколько это было возможным) удалении опухоли. Правда, уже тогда многие врачи отмечали частый рецидив заболевания и неблагоприятный прогноз: хирурги признавали что заболевание невозможно излечить на текущем уровне развития медицины. Вот тут есть, например, подробный разбор одной из статей английского хирурга XIX века. Он, к примеру, призывал выполнять операции по возможности всем больным, находя эти операции облегчающими жизнь больному.

19/30 Как лечили заболевания глаз в средневековье?

Могу рассказать о том,как лечили в Средние века такое глазное заболевание,как катаракта.Дабы все поняли ,что это,обратимся за помощью и корректностью к любимой Википедии:Катара́кта (лат. cataracta от др.-греч. καταρράκτης — «водопад, брызги водопада») — физиологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика глаза и вызывающее различные степени расстройства зрения вплоть до полной его утраты.
Так вот,все вы,наверное,наслышаны про жуткую средневековую медицину,не так ли?Так вот,это все правда.И зрительные органы также не были обделены умелыми врачевателями средневековья:Операция по удалению катаракты в Средние века обычно предполагала наличие какого-либо особо острого инструмента, например, ножа или большой иглы, которым протыкали роговицу и пытались вытолкать хрусталик глаза из образовавшейся капсулы.А капсулу вытолкать вниз к нижней части глаза.По сути,умельцы вдавливали хрусталик в сам глаз и прокалывали склеру(белая слизистая глазного яблока) какой-нибудь железкой.Кстати,когда средневековая медицина немного продвинулась в своем изощренном и садистском развитии,для этой операции начали изготавливать специальные металлические иглы-трубки.Та же самая операция,только теперь хрусталик глаза не "выталкивали" из глаза,а высасывали через трубку наружу.Чуть позже из арабских стран был позаимствован шприц взамен этой игле.

По-садистки ли это?Да,тысячу раз да.Было ли весело врачевателю?Настолько,что аж друзья позавидовали.Помогал ли такой способ лечения:да,если считать отсутствие зрения за отсутствие проблемы,ибо все мы понимаем,что ,когда какой-то дядька с иглой высасывает твой глаз,ты,скорее всего,ослепнешь.

Как-то так.

20/30 Как лечили больных шизофренией до появления нейролептиков?

Да фактически никак. Их с середины XIII века стали содержать в отдельных приютах, впоследствии больницах. Но больницами они могли называться только относительно: пациентов там показывали за деньги публике, как в зоопарке. Их не лечили, а просто кормили, предоставляли кров и утихомиривали всеми средствами: холодная вода, избиение, вязки-цепи, кровопускание (ну им тогда от всего лечили). Только в 1770-е гг. сначала в Италии (Флоренция, Неаполь), а потом в революционной Франции (1790-е гг.) и Америке индивидуальные реформаторы  Кьяруджи, Пинель, Дикс "сняли  оковы" с пациентов, стали использовать вместо цепей и палок опий и другие седативные средства, ввели гигиенические правила и переломили общественное мнение в сторону признания психически больных людьми. "Лечили" в основном примитивным ручным трудом и успокоительными средствами.

В XIX веке был своеобразный взрыв изобретательства и технологий: психически больных вертели на цетрифугах, лечили рвотным и вырыванием волос, инновационными мазями. Дальше - больше: с развитием медицины появились вирусные и бактериальные теории психических заболеваний, выявились связи между психическими и органическими заболеваниями (сифилис), и их стали лечить тем же, чем лечили органические поражения - оперативным путем (удаление очагов воспаления), ртутью, мышьяком, йодом. Потом били электричеством. Только в середине XIX века появилась собственно классификация психических заболеваний, где они стали различаться по типам, а не по предполагаемым источникам, как раньше. Но в любом случае, до нейролептиков это было паллиативное лечение с постоянным нащупыванием связи между психикой и органикой и отсутствием ее доказательств. На рубеже XIX-XX веков стал завоевывать мир психоанализ, и вообще всё смешалось, чтобы только после 2-й Мировой стать современной психиатрией.

21/30 Как возникла уринотерапия и насколько она эффективна?

Современная медицина не располагает подтвержденными свидетельствами пользы уринотерапиии, наоборот в ряде случаев она может представлять угрозу жизни пациента. В определенной степени влияние ее можно связать с эффектом плацебо.

Если говорить об истории, то источники говорят о двух людях стоявших у истоков уринотерапии. В Англии таким энтузиастом был Дж. У. Армстронг, в Советском Союзе — А. А. Замков. Считается, что на Армстронга повлияли опыты его деда использовавшего мочу в ветеринарии, плюс он своеобразно понял строчку из Библии где говорится, что надо пить воду из своего источника. С 1918 г. он начинает активно применять эту методику и в 1944 г. издает Трактат об уринотерапии.

Замков в 1917 г окончил медицинский факультет Московского университета и с 1927 г. стал сотрудником институте экспериментальной биологии. Он изучал влияние мои беременных на организм человека. В результате этих опытов он создал препарат гравидан, на основе использования гормонов беременных. Его применение было популярно в 30-е гг. в связи с развитие фармакологии перешли к более эффективным методикам. Но в дальнейшем, на основе его исследований стали обосновывать пользу не только мочи беременных, но и любой другой.

22/30 Как в Средневековье люди справлялись с гигиеной полости рта?

Услышав слово «Средневековье», многие сразу же представляют себе царство антисанитарии – что-то в духе германовского Арканара, с вечно хлюпающей грязью и потоками нечистот. Заодно средневековые рты видятся как черные пещеры, откуда поднималось болезненное зловоние. Однако, хотя в этой мрачной картине и есть доля истины, а лечение зубов (когда их вообще лечили) явно часто напоминало пытку, все, конечно, было намного сложнее. Из-за крайне низкого потребления сахаров кариес, видимо, встречался не чаще, а то и намного реже, чем у наших современников. Правда, у низших классов (т.е. у абсолютного большинства населения) зубы не могли не расшатываться от недугов, связанных с привычным недоеданием и скудостью рациона.

В медицинских трактатах и всевозможных наставлениях о телесном благополучии звучали советы о том, как вернуть зубам белизну, или попросту, как их не растерять. Например, в середине XII в. ученая аббатиса и визионерка Хильдегарда Бингенская в одном из своих сочинений советовала после пробуждения полоскать рот холодной водой – она укрепляет зубы, а теплая, наоборот, делает их хрупкими. Для чистки и отбеливания зубов применяли множество травяных и минеральных смесей. Кто-то рекомендовал золу из виноградной лозы (вычернить зубы, чтобы их отбелить); кто-то предлагал использовать порошок из обожженного мрамора, золы финиковых косточек, толченой черепицы, соды, соли и пемзы; у кого-то были другие рецепты.

Если зубы все-таки заболевали, у их хозяев было несколько вариантов. В-первую (для кого-то – в последнюю) очередь можно было помолиться св. Аполлонии Александрийской (III в.). По преданию, язычники, требуя у нее отречься от веры, вырвали или выбили ей все зубы и угрожали костром, но она сама предпочла броситься в огонь. Как это часто бывало в Средневековье, характер пытки или казни определил специализацию святого. Со временем Аполлонию стали считать помощницей от зубной боли и изображать с клещами – инструментом ее мучений и профессиональным атрибутом хирургов, которые продолжали (но уже с благими целями и за плату) мучить/лечить своих пациентов.

Был еще, конечно, вариант выдрать больной зуб. Для этого, если была возможность, обычно шли к цирюльнику. Именно брадобреи, помимо своего основного ремесла, в Средневековье занимались базовыми хирургическими процедурами – вскрывали абсцессы, пускали кровь и рвали зубы.

Однако это была крайняя – пусть часто и неизбежная – мера. Для лечения кариеса ученая и народная медицина предлагала множество неинвазивных методов. Некоторые из них, на современный взгляд, действительно могли снять или облегчить боль, другие явно оказывались бесполезны. Средневековые медики исходили из того, что зубная боль (как и другие недуги) вызывается либо нарушением в организме баланса четырех гуморов (крови, флегмы, черной желчи и желтой желчи), либо – зубным червем, которого надо было изгнать или убить, либо каким-то еще видом гниения.

Методы, которые были призваны привести гуморы в равновесие, побороть зубного червя и избавить пациента от боли, часто в разных пропорциях сочетали физическое или лекарственное воздействие (с помощью настоев, компрессов, окуриваний…) и религиозно-магические процедуры (чтение молитв, заговоров, ношение амулетов…).

В растительный арсенал от зубной боли входила кора плюща, листья жимолости или остролиста, толченые корни анациклуса (испанской ромашки), которые нужно было скатать в шарик и положить за щеку, а также опийный мак и гвоздичное масло.

Часто одни и те же трактаты рекомендовали какие-то травы, а следом за ними – магические операции. Так, «лечебник» из Уэльса (XIII в.) предписывал при зубной боли взять железный гвоздь, выцарапать на нем слова theron + agla + Sabaoth + athanatos +, ткнуть им под больной зуб, а потом вбить его в ствол дуба, на котором требовалось выцарапать свое имя. Пока гвоздь останется в дереве, боль не должна вернуться. Английский врач Джон из Гаддесдена в начале XIV в. предлагал другие магические решения: дотронуться до больного зуба пальцем и одновременно нарисовать на листе пергамена вертикальные линии; или найти многоножку, которая при прикосновении сворачивается в клубок, и ткнуть ее иглой, а потом этой иглой прикоснуться к больному зубу. Многие из этих методов опирались на принципы симпатической магии (предметы, которые внешне схожи или соприкасались друг с другом, образуют скрытую связь) и должны были перенести боль / болезнь с человека на дерево, насекомое и т.д.

Среди средневековых медиков было распространено представление о том, что зубная боль провоцируется особыми червями, которые поселяются в зубах и разрушают их изнутри. Эта идея, зафиксированная во многих культурах начиная с глубокой древности, была знакома европейским медикам по трудам их античных или арабских предшественников. Врачи из знаменитой Салернской школы утверждали, что причиной пульсирующей боли служат сокращения тела червя.

Чтобы избавиться от него еще с античных времен предписывались воскурения: чаще всего жгли семена черной белены. Пациент склонялся над жаровней и вдыхал испарения, содержавшие алкалоид гиосциамин, действительно способный облегчить боль. Другой метод состоял в том, чтобы поднести к больному зубу горящую свечку и ждать пока зубной червь, спасаясь от жара, выберется из своего убежища.

Хотя средневековая «стоматология» редко прибегала к оперативному вмешательству (не считая, конечно, самой его радикальной формы – изъятия больного зуба), кое-какие методы все-таки были известны и практиковались. Французский хирург Ги де Шолиак в XIV в. упоминал о том, что для уничтожения инфекции в кариозную полость (так ее, правда, тогда не называли) нужно как можно глубже вставить раскаленную иглу. Этот метод мог работать, поскольку убивал в зубе нерв.

В принципе средневековая медицина даже имела некое представление о протезировании, но трудно сказать, насколько широко и сколь успешно оно практиковалась. Тот же Ги де Шолиак рекомендовал, если зуб расшатается, прикрепить его к здоровому соседу с помощью золотой нити, а если он совсем выпадет, то заменить его – чужим зубом или «протезом», выточенным из коровьей кости.

23/30 Как поступали первобытные люди с пуповиной при рождении ребенка?

В связи с большой удалённостью от нас доисторической эпохи здесь сложно делать точные утверждения. Можно предположить, что в период раннего первобытного общества женщина рожала без всякой помощи. Она сама перекусывала пуповину также как плацентарные млекопитающие. Подтверждением этого могут послужить традиции некоторых туземных народов Бразилии, где в недавнем прошлом женщины рожали именно таким способом.

По некоторым данным, в период разложения первобытнообщинного строя могло практиковаться отделение пуповины с помощью примитивных хирургических инструментов. Британский врач Роберт Фелкин (1853 – 1926) в своих воспоминаниях о путешествии по Африке приводил описание успешно произведённого кесарева сечения в одном из племён Уганды, живших в условиях, близких к первобытному обществу. Случай был датирован 1879 годом.

Фелкин писал: «Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклонённой доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провёл по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассёк как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижёг с большим искусством раскалённым железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребёнка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул её на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплёвыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый; банановый лист и всё это укреплено при помощи своего рода бандажа».

Фелкин не только описал кесарево сечение у угандийцев, но и зарисовал его. 

В связи с описанным случаем можно предположить, что во времена позднего первобытного общества, уклад которого был близок к быту и нравам некоторых патриархальных африканских племён, применялись рациональные хирургические способы отделения пуповины. Но определённо говорить об этом проблематично.

24/30 Как в Средние Века люди решали проблемы с зубами? Что применялось в качестве обезболивающего?

Средние века?Честно говоря,лучше было бы построить вопрос поконкретнее,ибо вы как-никак затрагиваете тему на целых 10 столетий.
Если напишите в комментарий к моему ответу конкретные даты или народы,то я отвечу вам подробнее,а так придется ограничиться лишь кратким лапидарным ответом.
Итак,вообще стоит сказать,что стоматологические услуги тех времен внушили бы опасения современному человеку.Более того,скорее всего,повергли бы в тихий ужас и холодный пот.Именно в те времена зубной кариес считался признаком достатка,а зубные камни предлагали удалять заполнением зуба расплавленным серебром.
Стоит сказать,что все достижения Античности были как-то позабыты,и на смену пломбированию и зубным протезам пришел универсальный подход ко всем зубным проблемам.Он носил название стальных щипцов(изображение безобидных щипчиков найдете в комментариях под ответом).
Ах,еще один подход к этому методу заключался в зубной нити.Нет,не той,которой люди чистят зубы в наши дни.Это была либо прочная нить,либо подобие рыболовной лески из конских волос,которую обматывали вокруг вашей проблемы(решение проблемы вы уже и сами знаете).
С XI века медиков понесло вообще куда-то вдаль:при обращении к ним с зубными проблемами,они советовали клистир,слабительное и голодовку.Не помогает?Ну,что тут поделать?Значит,придется прижигать зуб калёным железом ¯ \ _ (ツ) _ / ¯.К слову,прижигалось все вплоть до корня зуба.То есть вы понимаете,что удовольствия было мало.
Эволюция зубного врачевания проходила медленно и до окончания средних веков особых изменений не наблюдалось,насколько мне известно.Что уж там говорить,если только в самом конце Средних веков(прям в самом-самом) изобрели первую зубную щетку.
Вторая сторона вопроса касалась обезболивающих средств.Были ли они?И да,и нет.Анастезии,разумеется,в те времена не было.Пациентам давали алкоголь.Если же врач не имел алкоголя под рукой или просто не захотел делиться,то пациента просто били твердым предметом по голове,дабы тот потерял сознание.Справедливости ради,стоит сказать,что люди в любом случае теряли сознание:либо благодаря врачу и удару твердым предметом,либо из-за невыносимой боли во время лечения.
Пару картиночек оставлю в комментариях под ответом.
Надеюсь,смог помочь:)

25/30 Насколько смертельной была чахотка в 19 веке? Как ее лечили?

Туберкулез  в то время был значительно более распространен, в том числе - внелегочный (да-да, такой тоже бывает и может поражать многие органы - кости, кишечник, кожу, мочеполовую систему). Можно догадаться, что в связи с отсутствием антимикробных препаратов, а также более низким уровнем жизни, меньшей доступность медпомощи, прогноз был значительно хуже, чем сейчас.

Лечили в основном общеукрепляющими средствами - повышенным питанием, сухим теплым  климатом, что по понятным причинам многие больные позволить себе не могли (туберкулез был и остаётся болезнью, связанной с низким социоэкономическим статусом ). Из специфического относительно эффективного лечения - легочную чахотку лечили наложением пневмоторакса,  выключая пораженное лёгкое из дыхания (в безвоздушном лёгком клеткам иммунной системы легче добраться до туберкулезных бактерий, а бактериям, в свою очередь, труднее размножаться).

26/30 Сжигали ли в Средневековье лунатиков как одержимых?

Средневековые представления о сомнамбулизме (лунатизме) как об одержимости демоном базировались на описании этого заболевания в Новом Завете. Евангелие от Матфея упоминает об исцелении Иисусом мальчика – лунатика посредством изгнания беса.

Однозначная трактовка случаев сомнамбулизма содержится в «Молоте ведьм», основном трактате по демонологии, созданном в 1486 г. Якобом Шпренгером и Генрихом Инститорисом. В нём сказано: «Далее, светила небесные могут так повлиять на демонов, что они, а тем более люди, становятся способны к совершению различных чародейств. Так например, люди, называемые лунатиками, мучатся демонами в известные промежутки времени больше, чем в другие. Этого демоны не могли бы делать, если бы они сами, в зависимости от фаз луны, не были к этому предрасположены».

Для исцеления одержимых «Молот ведьм» рекомендовал проведение над ними обрядов экзорцизма. Но на практике дело не ограничивалось исключительно молитвами и заклинаниями. Больных сомнамбулизмом нередко приговаривали к сожжению за связь с дьяволом. Их положение осложнялось также распространённым в Европе до XVII в. мнением о том, что лунатиками могут быть только женщины. Именно они, как известно, становились главными жертвами ведовских процессов.

27/30 Связано ли название парацетамола с Парацельсом, или это лишь случайное созвучие?

"Пара" - это греческая приставка со значением "около, рядом с". Авл Корнелий Цельс был великим римским философом и врачом. Немец Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм взял себе псевдоним "около Цельса" - Парацельс. У ученых того времени принято было латинизировать собственные имена (переводить на латынь или греческий или просто добавлять к своим немецким или французским фамилиям "-ус". А он обошелся псевдонимом. Парацетамол - это лекарственное средство на основе фенацетина - химического соединения, полученного путем окисления. Латинский корень "acet-" в большинстве названий препаратов означает окисление или уксус. Фенацетин - дословно значит "окисленный спирт", парацетамол - "типа окисленного эфира".

28/30 Как самый первый человек заболел СПИДом?

СПИД - это состояние,развивающееся на фоне ВИЧ. Правильнее спросить о том,как человек впервые заболел ВИЧ.

Первые случаи заболевания ВИЧ был описаны американскими учеными в начале 80х годов 20 века.У пяти мужчин были заболевания,которые не являлись характерными для их возраста и, в общем, для такой выборки были довольно странным явлением : все они болели саркомой Капоши и пневмоцистной пневмонией.После проведения анализов учеными-медиками было доказано,что данные заболевания проявились на фоне сверхсильного угнетения иммунитета неким неизвестным доселе вирусом.Как выяснилось,все эти пять мужчин(естественно,друг с другом они знакомы не были) имели гомосексуальные связи,в результате которых и заразились ВИЧ-инфекцией(примечательно,что изначально ВИЧ называли Гей-связанный иммунодефицит).То есть,первые известные научному кругу ВИЧ-больные заразились через гомосексуальные связи. Так же выдвигались теории (83-84 г.),что причинами первых заболеваний стало употребление героина и анальный секс.

Если говорить вообще о первом больном ВИЧ в мире,то в результате различных молекулярных филогенетических экспериментов удалось выяснить,что вирус иммунодефицита человека образовался в самом начале 20 века в организмах обезьян в результате мутации вируса другого порядка на территории Западной Африки.Его передача от обезьян к человеку произошла в результате употребления охотниками африканских народов обезьяннего мяса в качестве пищи.Дальше беспорядочные половые связи, проституция, бытовая антисанитария, несоблюдение правил антисептики и асептики мед. учреждениях привели к тому,что вирус к 80 годам распространился уже на территорию США и Западной Европы.

29/30 Что делали неандертальцы с психическими заболеваниями?

Возможно медицина шагнула далеко вперед, но насколько я знаю по костям невозможно поставить психиатрический диагноз. А поскольку письменность по историческим меркам появились относительно поздно, чтобы хотяб иметь возможность анализировать тексты создание человеком, в которым может проявится его заболевание, то сказать о том сколько было людей с психиатрическими заболеваниями, например 20 тысяч лет назад и что с ними делали или не делали, крайне сложно. 

Необходимо отметить, что спектр психических заболеваний крайне широкий и не все они ведут к потере трудоспособности. Поэтому и вариантов можно предложить множество, да с одной стороны, как писали ранее, борьба за выжигание диктует суровые условия, немного оступился все тебе скушали саблезубые тигры или соседнее племя топором по голове ударило, но с другой, возможно вот необычное поведение выделяет их племени и человек становится шаманом видит то что не видят другие и может разговаривать с духами. К слову такая концепция довольно популярна для интерпретации различных шаманских практик у народов мира, что шаманами становятся не совсем здоровые люди. 

Еще следует отметить, что довольно недавно психическое заболевание стало восприниматься как мы это воспринимаем. Можно вспомнить юродивых на Руси. Многие из них вели себя с нашей точки зрения как больные люди, но в рамках иной культуры воспринимались совершенно иначе.

Я бы также посоветовал бы прочитать Мишеля Фуко для того чтобы понять как формируется представления о безумии в современном обществе. 

30/30 Почему эпидемия чумы в XIV веке не затронула территорию нынешней Польши и некоторые другие земли?

"Не были затронуты" - громко сказано, скорее речь идёт о более низком проценте смертей, чем по всей остальной Европе.

Точных данных, увы, мы вряд ли получим, но версий про Польшу несколько.

Король Казимир Великий, на чьё правление и пришлась эпидемия чумы, впустил в страну всех изгнанных из других земель евреев (конечно же, во всех болячках винили их). Якобы евреи больше соблюдали гигиену, чем обычный средневековый европеец, выливавший помои из окна дома, и приучили к тому же поляков. Хотя сомневаюсь, что поляки стали бы так сразу повторять за "понаехавшими".

Что действительно важно - это плотность населения. В Польше она была на порядок меньше, чем, например, во Франции или Италии. Любая эпидемия быстрее распространяется в перенаселённом городе, чем в деревенской местности.

Ещё механизм распространения бубонной чумы. Передавали её крысиные блохи. И то ли в Польше больше любили кошек, чем везде, то ли крысам там жрать нечего было.

Ещё я читала версию, что это как-то связано с тем, что в Польше много людей с первой группой крови и это как-то повышало их шанс избежать заражения, но в этом я понимаю примерно ничего.

Вот с Миланом всё яснее и проще. Там тоже был низкий уровень смертности. При обнаружении больного, дом с ним, всеми домочадцами (и парочку домов по соседству) замуровывали, обкладывая по периметру стену. Жестоко, но действенно.