Уроки истории с Вячеславом Бабайцевым
Топовый эксперт TheQuestion учитель истории Вячеслав Бабайцев отвечает на вопросы пользователей об интересных и важных эпизодах прошлого.
10 вопросов
1. Действительно ли потомки Гитлера намеренно не имеют детей, дабы прекратить свой род?2. Какие общепринятые представления об истории России на самом деле являются мифами?3. Действительно ли проституция является древнейшей профессией?4. Какие существуют аргументы «за» и «против» того, что Александр I и старец Фёдор Кузьмич — один человек?5. Есть ли песня, которая бы объединяла народ России так же, как «Марсельеза» французов?6. Есть ли в мировой истории случаи, когда революции реализовали свои идеалы, ради которых они совершались?7. Что было с немецкими призывниками, которые отказывались служить в армии во время Второй мировой войны?8. Как в СССР освещалась высадка человека на Луну?9. Почему в русской разговорной речи в XIX веке постоянно добавляли окончание «-с»?10. Какие виды ужасной казни были в истории?

Во – первых, нужно уточнить, что официальных потомков у Гитлера не было. Единственным возможным его сыном являлся Жан – Мари Лоре – Фризон. Он родился в марте 1918 года в деревне Секлен во французской Пикардии. По версии немецкого историка Вернера Мазера, его мать, Шарлотт Эдокси Алида Лобжуа, состояла в любовной связи с ефрейтором Гитлером, когда тот служил в германской армии во Франции в годы Первой мировой войны. Жан – Мари Лоре – Фризон был женат и имел девятерых детей. По некоторым данным, жена развелась с ним в 1948 году, узнав о его происхождении. Лоре – Фризон опубликовал автобиографию под названием «Твоего отца звали Гитлер». Он скончался в 1985 году. Но отцовство Гитлера до сих пор остаётся спорным.

Во – вторых, распространённое в сети утверждение о том, что четверо братьев Гитлера после Второй мировой войны договорились не иметь детей, чтобы не продолжать его род, не соответствует действительности. Из пяти родных братьев и сестёр Гитлера почти все умерли в детстве. Выжила только самая младшая – Паула. Она стала художницей. В годы Третьего рейха получала финансовую поддержку от брата. По его просьбе сменила фамилию на Вольф. В конце Второй мировой войны Паула была арестована американской разведкой, но позже отпущена. Умерла 1 июня 1960 года, не оставив потомства. Также у Гитлера были старшие сводные брат и сестра – Алоис – младший и Ангела. Алоис был дважды женат. Во втором браке у него родился сын Хайнц, который стал офицером, воевал на Восточном фронте, попал в плен и умер в Бутырской тюрьме в Москве в феврале 1942 года. После окончания войны Алоис сменил фамилию. Он жил в Гамбурге, где и скончался 20 мая 1956 года. Ангела дважды была замужем. От первого брака у неё был сын и две дочери. Одна из них, Гели Раубаль, предположительно, была любовницей Гитлера и погибла при невыясненных обстоятельствах 18 сентября 1931 года. Двое других детей Ангелы дожили до преклонного возраста, оставив потомство. Сама она умерла от инсульта 30 октября 1949 года.

2/10 Какие общепринятые представления об истории России на самом деле являются мифами?

Один из самых крупных мифов в русской истории – это «всенародная война» населения Российской империи против Наполеона в 1812 году. Представление о массовом сопротивлении французам широко распространилось в ходе Великой Отечественной, когда потребовалось на героических примерах из прошлого призвать граждан СССР на борьбу с нацизмом. В дальнейшем данная точка зрения активно тиражировалась советскими авторами. В связи с этим масштабы и характер действий партизанских отрядов в Отечественной войне 1812 года были необоснованно преувеличены и приукрашены.

В действительности на занятых французами территориях отношение местных жителей к Великой армии было крайне неоднозначным. Оно колебалось от приветственного восторга до откровенной ненависти.

Накануне вторжения Наполеон декларировал одну из главных целей своего похода – восстановление суверенной Польши. В её состав планировалось включить украинские, беларуские и литовские земли, которые вошли в Российскую империю по результатам разделов Речи Посполитой в XVIII веке. Новое государство должно было стать противовесом своему восточному соседу.

Вступив в июне 1812 года в западные губернии Российской империи, французские войска встретили симпатии со стороны местного населения. Горожане торжественно встречали их с цветами и музыкой. Почти вся литовско-беларуская шляхта, рассчитывавшая на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, воспринимала французов как освободителей от российского самодержавия. Католические священники, а в ряде мест и православные иерархи, также поддержали Наполеона.

Вот как описывала встречу Великой армии в Вильно городская газета «Kurjer Litewski»: «В этот день мы удостоились счастья видеть в стенах нашей столицы императора французов... великого Наполеона, во главе его непобедимой армии». Также сообщалось: «Весь город был на улице, все окрестные горы сплошь были покрыты людьми, чающими первыми увидеть французов. Многие с этой целью полезли на крыши домов, башни церквей и колокольни. Огромные толпы побежали за ковенскую заставу, откуда ожидались французы. Всё это бежало, сталкивалось, галдело, напоминая собой в общем один громадный дом сумасшедших».

Беларуский историк Владимир Краснянский писал, что в Минске и уездных городах губернии повсеместно происходили «торжественные встречи французов католическим духовенством и представителями города; шумные овации толпы, вечерние иллюминации, необычное оживление, вносимое помещиками, съезжавшимися из окрестных деревень попраздновать, пообедать, поговорить о восстановленной Польше».

Местные жители брали под свой контроль склады с провиантом и кормами, не позволяя уничтожить их отступавшим русским частям, и передавали эти запасы Великой армии. Например, в Вилейке бригадный генерал Пьер Дави де Кольбер-Шабане получил от горожан 2 тысячи квинталов муки, от 30 до 40 тысяч рационов сухарей и много овса.

Представители знатных шляхетских фамилий добровольно оказывали материальную помощь наполеоновским войскам. В Вильно княгиня Каролина Радзивилл подарила французскому госпиталю 30 бочек ржаной муки и 2 бочки крупы вместе с повозками, а также 10 волов и 12 баранов. По её примеру представители других дворянских родов тоже стали жертвовать продукты французским лазаретам.

Отдельно стоит выделить взаимоотношения Великой армии и самого многочисленного сословия Российской империи – крестьянства. Первоначально приход французов сельские жители восприняли сдержанно и никакого сопротивления им не оказывали.

При вступлении наполеоновских войск в западные губернии среди крестьян стали активно распространяться слухи об освобождении от крепостной зависимости, отмене оброков и барщины. Но французские власти сохранили все прежние повинности, сборы с крестьян были даже увеличены. Это привело к пассивному сопротивлению сельского населения. Крестьяне отказывались вступать в торговые сделки с французами, собирать урожай на полях, поставлять наполеоновской армии продовольствие и фураж. Они сжигали собственные дома и амбары с запасами, целыми семьями уходили в леса. Начальник полиции Березинской подпрефектуры Домбровский писал: «Мне приказывают всё доставлять, а взять неоткуда… На полях много хлеба, не убранного из-за неповиновения крестьян».

В некоторых районах сельское население стало создавать во французском тылу отряды самообороны и переходить к активному сопротивлению. Против Великой армии действовали формирования крестьян деревень Староселье, Можаны, Есьманы и Клевки в Борисовском повете, Воронки в Дриссенском повете, Жарцы в Полоцком повете и других.

В отдельных случаях возмущение сельского населения было направлено против собственных землевладельцев. Жители ряда сёл на Витебщине перестали подчиняться своим помещикам, занялись мародёрством и грабежом дворянских усадеб. Для защиты своих имений местной шляхте пришлось обратиться за помощью к французской администрации. Новые власти согласились помочь, поскольку для обеспечения армии провизией был необходим порядок в оккупированной сельской местности. С помощью французских войск крестьянские бунты были подавлены.

В целом вооружённое сопротивление сельских жителей западных губерний не носило массового характера. Отдельные вспышки недовольства достаточно быстро усмирялись регулярными французскими частями. Поэтому говорить о всеобщей крестьянской партизанской войне было бы неверно.

Отношение к Великой армии стало быстро меняться по мере её дальнейшего продвижения в губернии, где преобладало русское население. Ещё находясь в Витебске, Наполеон получал донесения от патрулей и фуражиров о пророссийских настроениях жителей к востоку от Рудни и Красного. Капитан Виктор Кастеллан писал: «Когда мы будем совсем в России, будет как в Испании». Французский император и сам хорошо понимал, что после того как Великая армия перейдёт старую границу Речи Посполитой и вступит на территорию Смоленщины, кампания формально перестанет быть войной за восстановление Польши. Однако, поскольку Наполеону не удалось разгромить русскую армию в приграничных боях и добиться выгодного мира, он был вынужден двинуться дальше с целью навязать противнику генеральное сражение.

18 августа 1812 года после тяжёлых трёхдневных боёв Великая армия заняла Смоленск. Обстановка здесь резко контрастировала с торжественным приёмом в бывших польских землях. Город, который оставили почти все жители, был разрушен и объят пламенем, а его улицы завалены трупами и брошенными ранеными. Французский офицер виконт Луи Гийом де Пюибюск писал: «Мёртвые тела складывают в кучу, тут же, подле умирающих, на дворах и в садах; нет ни заступов, ни рук, чтобы зарыть их в землю. Они начали уже гнить; нестерпимая вонь на всех улицах, она ещё более увеличивается от городских рвов, где до сих пор навалены большие кучи мёртвых тел, а также множество мёртвых лошадей покрывают улицы и окрестности города. Все эти мерзости, при довольно жаркой погоде, сделали Смоленск самым несносным местом на земном шаре».

Схожая ситуация наблюдалась и в уездах. Великая армия один за другим занимала горящие и пустые города – Дорогобуж, Вязьму, Гжатск. Отступая к Москве, российское командование оставляло в тылу противника армейские партизанские отряды, которые при поддержке местных жителей наносили ощутимый урон французам. 

Вместе с тем в истории оккупации Смоленщины Великой армией известны эпизоды, когда оказавшиеся в плену русские военнослужащие  добровольно помогали наполеоновской администрации. Такие случаи были немногочисленны, но они имели место. 

Историк Кирилл Александров писал, что «поведение кадрового русского офицера, независимо от национального и социального происхождения, в значительной степени было обусловлено традицией воспитания и образования, корпоративной этикой, морально-религиозным и юридическим содержанием присяги. Поэтому случаи государственной измены становились эксцессом». По его информации «в 1812 году в Смоленской губернии с неприятелем сотрудничал 61 человек, в том числе 7 лиц, имевших офицерский чин: подполковник Судновский, капитан Телипин, штабс-капитаны И. Залепин и П. Попов, поручики Н. Милечкин и Трубников, прапорщик Невехин. Все они служили в муниципальных органах, занимавшихся бытовым устройством населения».

По мере продвижения французских войск на восток активизировалось сопротивление сельского населения. Бежавшие из плена русские военнослужащие и добровольцы из числа местных жителей брали на себя инициативу по организации отрядов самообороны. Крестьянские формирования выслеживали отдельные вражеские партии и отряды, уничтожали французских фуражиров и мародёров. Генерал-майор Бенкендорф писал: «Помещики и исправники вооружили крестьян и начали... действовать против общего врага. Не повторялось более явлений, происходивших в Белоруссии».

В советской историографии действия организованных русским командованием партизанских формирований и крестьянских отрядов самообороны объединяли в единую патриотическую «всенародную войну». Но такое утверждение неверно. Если регулярные части под руководством кадровых офицеров, имея тесную связь с действующей армией, активно действовали на коммуникациях во французском тылу, а также в качестве разведки, и причиняли тем самым значительный ущерб противнику, то слабо вооружённые отряды сельских жителей чаще всего занимались только обороной своих населённых пунктов от мелких групп наполеоновских солдат.

А.С. Маркин в статье «Война и миф. К вопросу об отечественной историографии крестьянской самообороны от неприятеля в 1812 году» писал: «Общеизвестно, что собственно партизанами были временные отряды из военнослужащих регулярных частей и казаков, целенаправленно и организованно создававшиеся русским командованием для действий в тылу и на коммуникациях неприятеля. Российская историография XIX - начала XX века чётко разделяла действия партизан и стихийно создававшиеся отряды самообороны поселян; для описания действий последних и был введён термин «народная война». Термин «крестьянское партизанское движение» был введён советскими историками, пытавшимися втиснуть события начала XIX века в схему, созданную как калька так называемого «всенародного партизанского движения в годы Великой Отечественной войны». Собственно, основоположником взгляда, трактующего войну 1812 года как уменьшенную копию советско-германской войны 1941-45 г.г., был И.В.Сталин, псевдоисторическими пропагандистскими параллелями желавший оправдать в глазах народа небывалую цену победы».

Надо сказать, что реакция сельского населения губерний Центральной России на приход Великой армии далеко не всегда была негативной. Зачастую крестьяне под влиянием слухов об отмене французами крепостного права открыто поддерживали Наполеона. Сенатор Павел Каверин в письме к Александру I доносил: «Внушение неприятеля в занятых им местах... повсеместно между поселянами разсеиваемое, уверенность в непринадлежности более России и в неприкосновенности к ним власти помещиков могло поколебать их умы, от чего некоторые в Смоленской губернии способствовали неприятелю в отыскании фуража и сокрытых имуществ, а другие, сообщась с ним, попускались даже на грабительство господских домов». Сообщалось, что в Рославльском и Ельнинском уездах «проходившие неприятели и оставшиеся мародёры...посеяли, особенно в крестьянах, понятие независимости», а в Юхновском уезде «крестьяне некоторых селений от вольнодумствия начинают убивать до смерти господ своих и подводят французов в те места, где оные от страха укрываются».

После того как в сентябре 1812 года французы вступили в Москву, в ряде мест Московской губернии вспыхнули беспорядки. Крестьяне, надеявшиеся с приходом французов на отмену крепостного права, самовольно выходили из подчинения помещикам. Они отказывались нести повинности и платить оброк. Крестьяне заявляли, что теперь полностью свободны «потому что Бонапарт в Москве, а стало быть он их государь».

Наполеон рассматривал возможность отмены крепостного права. Он надеялся, что данная мера поможет привлечь на сторону Великой армии многомиллионные массы русского крестьянства и переломить ход кампании. Однако французский император не решился на реализацию своих замыслов, боясь крупного социального взрыва на занятых его войсками территориях. Наполеон говорил: «Я мог бы поднять против неё большую часть её собственного населения, провозгласив освобождение рабов... Но когда я узнал грубость нравов этого многочисленного класса русского народа, я отказался от этой меры, которая обрекла бы множество семейств на смерть, разграбление и самые страшные муки».

Как можно видеть, отнюдь не все жители занятых французами территорий видели в них врагов. Особенно это заметно на примере западных губерний, где национальное дворянство, горожане и часть духовенства, надеявшиеся на восстановление независимости Речи Посполитой, охотно поддержали Наполеона. Крестьяне в этих регионах также далеко не везде встречали Великую армию с вилами и рогатинами. «Дубина народной войны» в полной мере поднялась лишь после падения Смоленска. Однако даже в областях Центральной России часть сельского населения смотрела на Наполеона как на избавителя от крепостной зависимости. Крестьянский вопрос имел большое значение для французской администрации. Вероятно, если бы Наполеон решился на отмену крепостного права, то мог бы рассчитывать на коренной перелом в войне с Россией. Но французский император предпочёл не рисковать.

3/10 Действительно ли проституция является древнейшей профессией?

Представление о проституции, как спутнице всей истории человечества, прочно укоренилось в общественном сознании. Возмездное оказание сексуальных услуг зачастую относят к доисторической эпохе. Но при подробном рассмотрении всё видится не так однозначно.

Родоначальником выражения о древнейшей профессии, видимо, можно считать английского писателя Редьярда Киплинга. В 1888 г. в рассказе «На городской стене» из сборника «Чёрное и белое» он писал об индийской девадаси: «Лалун – представительница древнейшей профессии. Её прапрабабушкой была Лилит, которая жила, как всем известно, задолго до Евы».

Упоминания о проституции, в том числе ритуальной, содержатся во многих исторических источниках древности. Первые документальные сообщения о ней относятся к цивилизациям Междуречья. Свод законов царя Хаммурапи, датируемый серединой XVIII в. до н. э., защищал имущественные права надитум, храмовых жриц – проституток. Одновременно он предписывал сжигать тех служительниц культа, которые «ради сикеры» посещали питейные заведения. В то же время некоторые современные историки, в том числе американский исследователь Роберт Оден, полагают, что представления о широком распространении храмовой проституции на Ближнем Востоке необоснованны.

Стоит отметить, что по тексту законов Хаммурапи сложно сделать вывод о самой древней профессии. Наряду с надитум, в нём упоминается много разных специальностей. В том числе, судья, врач, кузнец и строитель. К тому же существуют месопотамские источники более древние, чем вавилонский кодекс. Например, мирный договор шумерских городов Лагаша и Уммы, датируемый около 3100 г. до н. э. Соглашение предусматривало неприкосновенность границ и скреплялось клятвой двух правителей перед богами. То есть войны и дипломатические компромиссы засвидетельствованы намного раньше платной любви. Поэтому невозможно говорить о проституции как древнейшей профессии на основе письменных источников.

Также в науке существует мнение, что половые отношения на возмездной основе, особенно по схеме «секс в обмен на продовольствие», возникли задолго до появления Homo sapiens. Самец помогал только той самке, с которой вступал в сексуальный контакт. При этом он не заботился о потомстве совместно с ней, дети получали еду от матери. Доказывается, что переход к такой схеме отношений оказал важное положительное влияние на развитие человеческого вида и определил превосходство предков Homo sapiens над другими гоминидами. В частности, эту мысль высказывал в 2009 г. американский антрополог Оуэн Лавджой в своих статьях в журнале «Science», посвящённых ардипитекам. В тоже время сложно назвать такую схему отношений аналогом проституции. Лавджой отмечал, что самка ардипитека, вступавшая в сексуальные отношения с помогавшим ей самцом, в обмен на поддержку не изменяла ему с другими представителями стаи. То есть здесь речь, скорее всего, может идти о моногамной паре, основанной на взаимовыгодном сотрудничестве. К тому же поведение гоминидов было обусловлено совсем другими причинами, чем деятельность Homo sapiens. Поэтому до появления человеческого вида сложно говорить о профессиях в современном понимании этого термина.

Что касается вопроса о самом древнем роде занятий, то здесь единого мнения не существует. Вероятнее всего, это были промыслы, связанные с добычей пищи – охота и рыболовство, так как первоочередной необходимостью древних людей являлось обеспечение пропитания всей общины. Иными словами, даже если первобытный мужчина и отдавал женщине еду в обмен на близость, сначала он должен был найти средства существования, чтобы и самому не остаться голодным.

Помимо промысловых занятий, у ранних культур каменного века существовал прообраз торговых отношений. Племена, в том числе и проживавшие на значительном расстоянии друг от друга, вели взаимный обмен продовольствием, орудиями охоты, украшениями.

Таким образом, мнение о проституции, как древнейшей профессии, не находит подтверждения в исторических источниках. Сложно утверждать это и относительно первобытного общества. Древний человек в первую очередь был занят выживанием в борьбе с многочисленными опасностями окружавшего его мира. Удовольствия в этих условиях являлись вторичными.

4/10 Какие существуют аргументы «за» и «против» того, что Александр I и старец Фёдор Кузьмич — один человек?

Скоропостижная смерть и погребение Александра I были окружены ореолом таинственности. Возникшие в это время в народе многочисленные слухи во многом способствовали дальнейшему появлению легенды о сибирском старце. Историк Н.К. Шильдер в своём четырёхтомном труде «Император Александр Первый. Его жизнь и царствование» приводит 51 мнение, возникшее в течение нескольких недель после смерти императора. Один из слухов сообщал, что царь «уехал на лёгкой шлюпке в море». В другом утверждалось: «Государево тело сам царь станет встречать. На 3 – й версте от Петербурга им будет устроена церемония. А в гробу везут адъютанта, который жизнь за царя положил». Почти все слухи сходились в одном – император инсценировал свою смерть и добровольно отстранился от власти. Разумеется, народные легенды не могут считаться серьёзным основанием для утверждения тождественности Александра I и Фёдора Кузьмича. Слухи часто возникали в связи со смертью популярных монархов. Достаточно вспомнить версию о том, что вместо Наполеона Бонапарта на острове святой Елены умер его двойник – капрал Франсуа Эжен Робо, а сам французский император погиб 4 сентября 1823 г. в Вене при невыясненных обстоятельствах. Но по возникновению слухов можно сделать вывод о том, что официальная версия смерти Александра I с самого начала вызвала недоверие в обществе.

На сегодняшний день существует целый ряд аргументов как «за», так и «против» версии о том, что император и старец – это одно и тоже лицо. В качестве наиболее весомых можно привести следующие.

Аргументы «за»

1. Дневниковые записи императрицы Елизаветы Алексеевны и приближённых к Александру I лиц, генерал – адъютанта князя П.М. Волконского и лейб – медика Я.В. Виллие, о болезни императора в Таганроге начинаются в один и тот же день — 5 ноября 1825 г. Заканчиваются они почти одновременно — 11 ноября у Елизаветы Алексеевны и 19 ноября у Волконского и Виллие. Историк А.Н. Сахаров в книге «Александр I» писал: «Сам по себе факт начала дневниковых записей 5 ноября тремя близкими к императору людьми, записей, которые, по существу, отразили течение смертельной болезни, поразителен. Ведь ни 4, ни 5 ноября, когда все трое корреспондентов взялись за перо, нельзя было и предположить, что болезнь, едва лишь покачнувшая всегда отменное здоровье Александра, примет столь трагический оборот. Это загадка, которую исследователи перед собой даже не поставили, а ведь она психологически может открыть многое». Автор отмечал: «Начало дневниковых записей в один день тремя близкими к Александру I людьми может, конечно, указывать на большую озабоченность со стороны всех трёх здоровьем императора. Но поскольку никакой опасности этому здоровью в тот день не было, то приходится считать такое единодушие необъяснимым, либо объяснить его лишь желанием создать единую версию течения болезни, нужную как Александру, так и этим трём его близким людям».

2. Противоречия в протоколе вскрытия тела императора не позволяют однозначно идентифицировать тело Александра I с телом человека, которое стало объектом этого протокола. По нему сложно определить причину смерти царя. Среди возможных версий называли простуду, малярию, холеру и брюшной тиф. Официальная версия гласила, что император «был одержим острой болезнью, при которой первоначально была поражена печень и прочие к отделению желчи служащие органы. Болезнь постепенно перешла в жестокую горячку с приливом крови в мозговые сосуды и последующим затем отделением и накоплением сукровичной влаги в полости мозга, и была причиной смерти». Писатель и журналист князь В.В. Барятинский, опубликовавший в 1912 г. книгу «Царственный мистик», разослал копии протокола вскрытия тела Александра I, не указывая имени умершего, четырём выдающимся русским врачам с просьбой дать заключение о причинах смерти. Все медики исключили брюшной тиф и малярию. При этом трое из них назвали в качестве вероятной причины смерти застарелый сифилис. Но этой болезни у императора никогда не было. В протоколе вскрытия есть и другие противоречивые данные. Например, сообщается, что «на обеих ногах ниже икр приметен тёмно коричневый цвет и различные рубцы, особенно на правой ноге, оставшиеся по заживлению ран, которыми государь император одержим был прежде». Александр I действительно дважды травмировал себе правую ногу. Но в первый раз это был ушиб, который вряд ли мог оставить столь заметные следы. Во второй раз травма была более серьёзной. 19 сентября 1823 г. во время парада польской кавалерии в Брест – Литовске лошадь лягнула его в правое бедро. Но след от этой травмы должен быть расположен выше колена, а не «ниже икр». В январе 1824 г. император перенёс рожистое воспаление ноги. Однако, по сообщениям современников, поражена была левая конечность, а не правая. Кроме того, лейб – медик Д.К. Тарасов, составлявший протокол вскрытия тела, отказался его подписывать. Об этом он сообщал в своих мемуарах. Но на документе его подпись стоит. Можно привести ещё несколько подобных несоответствий в протоколе, противоречащих официальной версии смерти Александра I.

3. Умерший император, по воспоминаниям современников, был совершенно не похож на себя при жизни. В декабре 1825 г. генерал – адъютанта П.М. Волконский в письме к Вилламову, секретарю Марии Фёдоровны, матери Александра I, писал, что его «лицо всё почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились». Глава траурного кортежа, сопровождавший тело императора в Санкт – Петербург, говорил: «Неумолимый тлен обратил державный лик в чёрно – зелёную маску, неузнаваемо исказив черты». В связи с этим он рекомендовал не вскрывать гроб в столице.

4. Отсутствие на панихиде и траурных церемониях в Москве и Санкт – Петербурге супруги умершего царя Елизаветы Алексеевны и князя П.М. Волконского. А.Н. Сахаров писал: «Если отсутствие императрицы можно было объяснить состоянием её здоровья, то отсутствие Волконского в составе траурного кортежа необъяснимо».

5. Год рождения Фёдора Кузьмича — 1777 – й, определённый исходя из его смерти в возрасте 87 лет, совпадает с годом рождения Александра I.

6. Посещения в 1873 г. могилы старца великим князем Алексеем Александровичем, а в 1891 г. — цесаревичем Николаем, будущим императором Николаем II, пожелавшим построить на месте его кельи каменную церковь.

7. Экспертиза рукописей Александра I и Фёдора Кузьмича, проведённая Русским графологическим обществом в Томске, пришла к выводу об идентичности их почерка. Об этом российские СМИ сообщили 23 июля 2015 г. Президент общества Светлана Семёнова заявила на пресс – конференции: «У меня сложилось чёткое представление, что это одно и то же лицо. Доминанты и буквенные конструкты почерков идентичны. Когда ему было 24 года, эти приметы и доминанты были так изображены, что когда старцу было 80 лет, они были и по размеру даже те же. Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек».

Аргументы «против»

1. Несходство прижизненного и посмертного обликов императора можно объяснить походными условиями бальзамирования в Таганроге, плохой дорогой и действием жаркого и влажного южного климата.

2. Во время следования траурного кортежа гроб Александра I несколько раз вскрывали, проверяя сохранность тела, и в Тосно, на последней остановке перед Царским селом, это было сделано в присутствии матери императора Марии Фёдоровны. Она несколько раз поцеловала руку умершего и сказала: «Да, это мой дорогой сын, мой дорогой Александр». Те же слова Мария Фёдоровна повторила 4 марта 1826 г., когда гроб был вскрыт последний раз, уже в Царском селе, при всех членах императорской фамилии.

3. Фёдор Кузьмич в своей речи часто употреблял южнорусские и украинские слова, что было совершенно несвойственно Александру I.

4. Анализ почерков императора и старца, проведённый в начале XX в. по указанию великого князя Николая Михайловича Романова, автора книги «Император Александр I. Опыт исторического исследования», исключил возможность их тождества.

5. В силу личностных особенностей императора, таких черт его характера как властолюбие, упорство и хитрость, сложно предположить добровольное оставление им престола.

До настоящего момента вопрос о тождественности Фёдора Кузьмича с Александром I историками однозначно не решён. Дать окончательный ответ на него могла бы генетическая экспертиза.

5/10 Есть ли песня, которая бы объединяла народ России так же, как «Марсельеза» французов?

Сразу нужно отметить, что «Марсельеза» это не просто гимн Франции, а марш времён революционных войн. Но в нашей стране сложно найти её аналог. Это связано с тем, что отношение к революционным событиям 1917 г. и последующей Гражданской войне в российском обществе до сих пор неоднозначное. Общенациональная песня должна объединять граждан, а не возвращать их к истокам старого противостояния. Поэтому на её роль не могут претендовать марши красных и белогвардейцев, а также старые гимны – «Боже, Царя храни!», «Рабочая Марсельеза», «Интернационал».

Из военных песен начала ХХ в., не связанных с какой – либо идеологией, можно назвать «Прощание славянки», написанное в годы Первой Балканской войны (1912 – 1913). Марш не потерял свою популярность до настоящего времени. Но, несмотря на узнаваемость музыки, слова этой песни мало кому известны. К тому же существует множество вариантов текста, написанных в разные годы.

Большое количество замечательных патриотических песен было создано во время Великой Отечественной войны. Например, торжественная и грозная «Священная война» А.В. Александрова и В.И. Лебедева – Кумача. Однако эти песни в общественном сознании ассоциируются, чаще всего, исключительно с событиями 1941 – 1945 гг. и победой советского народа над нацизмом. Их не всегда можно соотнести с современными политическими реалиями и новыми глобальными вызовами.

Но одна из советских песен военного времени, на мой взгляд, достойна того, чтобы называться общенациональной, не являясь ни патриотическим маршем, ни государственным гимном. Это «Катюша» М.И. Блантера и М.В. Исаковского. Несмотря на всю лиричность содержания, в ней объединены верные чувства двух людей и любовь к Родине.

Сюжет песни прост и ясен: переживания девушки в разлуке со своим возлюбленным, защитником Отечества. Он достаточно распространён во всём мире. Иногда «Катюшу» сравнивают с «Плачем Ярославны» из «Слова о полку Игореве».

Песня не имеет идеологической окраски и не связана с конкретными историческими событиями. Поэтому чувства девушки, поющей о своём любимом бойце на крутом речном берегу, понятны многим.

«Катюша», созданная в 1938 г., сразу получила большую известность. Особо популярной она стала в годы Великой Отечественной, когда было написано множество вариантов и продолжений песни. «Катюша» до сих пор хорошо известна в России и почти каждый сможет её напеть.

Также она является одной из самых узнаваемых за рубежом отечественных песен. Её популярность в Европе началась ещё в военные годы. Причём свои варианты «Катюши» существовали по обе стороны фронта. Она пелась и итальянскими партизанами («Fischia il vento»), и солдатами испанской «Голубой дивизии» («Primavera»). Также есть версии «Катюши» на английском, французском, немецком, финском, китайском, японском и других языках.

Кроме того, это одна из немногих русских песен удостоившихся собственного музея. Он находится в селе Всходы Угранского района Смоленской области (недалеко от деревни Глотовка, родины поэта М.В. Исаковского, автора слов песни). Музей был открыт в июле 1985 г. в сельском Доме культуры. Экспозиция располагается в четырёх залах. В ней собраны книги и фотографии с автографом поэта, более 100 вариантов переделок песни «Катюша», многочисленные воспоминания. Экспонируются также предметы той эпохи, в которой жил М.В. Исаковский. Есть магнитофонные записи почти всех известных вариантов исполнения песни на языках народов мира. В З км от музея, на крутом берегу реки Угра размещена символическая композиция «Катюшин берег».

Полагаю, что столь известная в России и за её пределами песня, ставшая по – настоящему народной, способна претендовать на роль общенационального музыкального символа.

6/10 Есть ли в мировой истории случаи, когда революции реализовали свои идеалы, ради которых они совершались?

Первое, что вспоминается – «революция гвоздик» в Португалии 25 апреля 1974 года (Revolução dos Cravos). Она свергла авторитарный режим «Нового государства» и способствовала демократизации страны.

В течение четырёх десятилетий Португалией бессменно правил диктатор Антониу ди Оливейра Салазар. Путём репрессий и подтасовок результатов выборов он установил жёсткую однопартийную систему. Все оппозиционные организации были запрещены и разгромлены. Салазар провозгласил создание «Нового государства». Его идеология включала в себя элементы фашизма, корпоративизма, консерватизма, клерикализма и национализма. Диктатор открыто заявлял: «Наша позиция является антипарламентской, антидемократической, антилиберальной и на её основе мы хотим построить корпоративное государство».

Постепенно Португалия оказалась во внешнеполитической самоизоляции. Единственной дружественной ей европейской страной длительное время оставался франкистский режим в Испании.

С 1961 года Португалия вела кровопролитные войны против национально – освободительных движений в африканских колониях. Однако за много лет армии не удалось справиться с повстанцами. Число потерь всё более возрастало.

Война привела к крайнему истощению португальской экономики. На ведение боевых действий тратилось около половины государственного бюджета. Резко уменьшились золотовалютные резервы, упал уровень промышленного производства. Началось бегство капитала за рубеж. Сократился объём иностранных инвестиций. Внешний и внутренний долг государства постоянно увеличивался.

Спасаясь от репрессий, бедности и военного призыва, португальцы массово эмигрировали в страны Европы, Латинской Америки и Канаду. Усилился рост протестных настроений среди населения и в армейских кругах.

В сентябре 1968 года Салазар перенёс инсульт, а затем после двух лет тяжёлой болезни умер. Главой правительства и фактическим диктатором стал его соратник Марселу Каэтану. Он заявил о собственной решимости продолжать политический курс своего предшественника.

В 1973 году в среде португальских офицеров среднего звена, недовольных политикой «Нового государства», была создана подпольная организация «Движение капитанов». Она приняла решение о полной ликвидации правящего режима путём вооружённого выступления. Своими главными целями «Движение капитанов» провозгласило демократизацию и деколонизацию Португалии.

Восстание началось в 01.05 25 апреля 1974 года. Условным сигналом к нему послужила переданная в радиоэфире песня Жозе Афонсу «Grândola, Vila Morena», которая стала неофициальным гимном революции. Получив этот знак, колонны бронетехники во главе с майором Отелу Нуну Роману Сарайва-ди-Карвалью двинулись на Лиссабон.

В столице восставшие части заняли аэропорт, радиостанции, правительственные здания. Их действия встретили массовую поддержку населения. Толпы людей вышли на улицы. Военных угощали едой, молоком и сигаретами. Продавщица универмага Селеста Сейруш опустила гвоздику в ствол винтовки встреченного ей солдата. По её примеру жители Лиссабона начали массово раздавать военным красные гвоздики. В честь этого эпизода революция и получила своё название.

Сторонники режима почти не оказывали сопротивления. Правительство Каэтану было смещено, а сам он бежал в Бразилию. «Движение капитанов» сформировало Совет национального спасения, который возглавил генерал Антониу ди Спинола. Из тюрем освобождались политические заключённые.

Было создано многопартийное временное правительство. Премьер – министром стал адвокат Аделину да Палма Карлуш. Состоялись выборы в Учредительное собрание, которое было призвано выработать новый основной закон страны.

Власти прекратили боевые действия против африканских повстанцев и начали диалог с их лидерами. Вскоре колонии получили независимость.

После революции последовал двухлетний период политической нестабильности. В течение этого времени шла активная борьба вокруг выбора пути дальнейшего развития Португалии.

В апреле 1976 года вступила в действие новая демократическая конституция. Она гарантировала гражданам основные права и свободы. Португалия провозглашалась парламентской республикой. Прошли первые за много лет свободные выборы президента и государственной Ассамблеи. Военные полностью передали власть политическим партиям. В Португалии установилась либерально – демократическая система. Спустя десять лет страна вошла в Евросоюз.

Участникам «революции гвоздик» удалось воплотить в жизнь свои главные цели. Авторитарная диктатура пала, и Португалия стала частью демократического сообщества. Страна избавилась от тяготившего её колониального наследия.

В память о событиях революции в Португалии ежегодно 25 апреля торжественно отмечается День Свободы. Он является одним из главных национальных праздников.

7/10 Что было с немецкими призывниками, которые отказывались служить в армии во время Второй мировой войны?

Их ожидали смертная казнь или концлагерь. Нацистское руководство жестоко преследовало тех, кто по разным причинам отказывался проходить военную службу.

Начиная с 1933 г. религиозные организации, не допускавшие для своих членов принятия присяги и службы в армии, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты Седьмого Дня, были запрещены. Их подпольная деятельность преследовалась.

Первоначально отказ от военной службы наказывался сравнительно мягко. Осуждённые получали, как правило, от 1 до 2 лет тюрьмы. Но с началом Второй мировой войны в действие вступило распоряжение об особом уголовном праве от 17 августа 1938 г. За отказ нести военную службу полагалась «смерть и потеря навечно гражданских прав». Всего за время войны отказникам и дезертирам было вынесено более 30 тысяч смертных приговоров, 25 тысяч из них привели в исполнение.

Одним из первых казнённых стал Август Дикманн, принадлежавший к Свидетелям Иеговы. С осени 1936 г. он находился в концлагере Заксенхаузен. Когда Дикманн получил повестку, то отказался подписывать документ о призыве. За это его публично расстреляли в лагере 15 сентября 1939 г.

Другой представитель Свидетелей Иеговы, Грегор Вольфарт, накануне войны в ходе постановки на воинский учёт был признан негодным к службе по состоянию здоровья. Однако когда комиссия узнала о его религиозных убеждениях, он был арестован и отправлен в берлинскую тюрьму Плётцензее. Военный суд приговорил Вольфарта к смерти на гильотине. Он был казнён 7 декабря 1939 г.

Пострадавшие за отказ служить в нацистской армии были и среди католиков. Одним из наиболее ярких примеров является австрийский христианский пацифист Франц Егерштеттер. Он был противником гитлеровского режима и выступал против Аншлюса. После начала войны Егерштеттер открыто заявил, что воевать за нацистское государство противоречит его убеждениям.

В связи с вторжением вермахта в СССР он писал: «Очень печально вновь и вновь слышать от католиков, что война навязана Германии и, возможно, не является такой уж несправедливой, ибо она сметёт большевизм... Но вот вопрос: против кого они воюют в этой стране: против большевиков или против русского народа?

Когда католические миссионеры шли в языческие страны, неся им христианство, разве действовали они с помощью пушек и бомб?.. Завоеватели всегда хотят не дать другому народу, а что – то получить для себя. Если бы утверждение о том, что они воюют с большевизмом, хоть в малой степени соответствовало действительности, не шла бы речь о таких факторах, как нефть и плодородные земли».

В феврале 1943 г. во время очередной мобилизации Егерштеттер был призван в армию. Он отказался принимать присягу, заявив, что как верующий человек не может участвовать в войне. В тоже время Егерштеттер выразил готовность служить в санитарных частях. Но в этом ему было отказано. За «саботаж военного призыва» суд приговорил Егерштеттера к обезглавливанию. Он был казнён на гильотине 9 августа 1943 г. в каторжной тюрьме города Бранденбург – на – Хафеле. После окончания войны австрийские власти реабилитировали Егерштеттера. 1 октября 2007 г. папа римский Бенедикт XVI причислил его к лику блаженных. На беатификации в кафедральном соборе австрийского Линца присутствовали 94 – летняя вдова Егерштеттера и три его дочери.

15 мая 1997 г. немецкий Бундестаг издал резолюцию о реабилитации лиц, преследовавшихся гитлеровскими властями за отказ от военной службы по личным убеждениям. В ней говорилось: «Вторая мировая война была войной агрессии и истребления, преступлением, совершённым нацистской Германией». Приговоры военных судов признавались несправедливыми по отношению к ценностям, провозглашённым современным правовым государством. При этом реабилитация отказников совести не являлась автоматической и предполагала пересмотр каждого дела персонально.

В современной Германии регулярно проходят мероприятия, призванные увековечить память тех, кто по личным убеждениям отказался служить в гитлеровской армии. На одном из них, 15 мая 2001 г., в бывшем концлагере Бухенвальд был открыт мемориальный камень. Надпись на нём гласит: «В память о жертвах нацистского военного правосудия, которые отказались служить в армии, так как не хотели служить криминальному режиму. За период с ноября 1944 года по март 1945 года несколько сотен обвинённых военным судом были посланы в концентрационный лагерь Бухенвальд. Почти все из них были отправлены отсюда в концентрационный лагерь Миттель – Дора. Многие не выжили».

8/10 Как в СССР освещалась высадка человека на Луну?

Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Широко распространена легенда, которую изложил советский журналист и популяризатор науки Ярослав Голованов в своей книге «Правда о программе Apollo». Он писал: «Поздно вечером 21 июля 1969 года по Центральному телевидению, если мне не изменяет память, демонстрировали кинокомедию «Свинарка и пастух». В это время всё человечество, затаив дыхание, следило за первой высадкой землян на Луну. Мы проявили тогда неуважение не к астронавтам, не к стране их пославшей, а к себе...». Но в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач. В то время трансляция начиналась только в 8 утра.

Газета «Правда» 22 июля 1969 года опубликовала статью под заголовком «Земляне на Луне». Приведу её текст полностью.

Взлетная ступень лунной кабины с двумя космонавтами на борту стартовала с поверхности Луны.

Это произошло в 20 часов 54 мин. по московскому времени. После выхода на орбиту Луны и маневрирования кабина должна перейти на орбиту основного блока "Аполлона-11" и провести с ним стыковку.

Расчетное время стыковки— 00.26 мин. 22 июля 1969 г. (время московское).

В 15 часов 11 минут по вашингтонскому времени в воскресенье 20 июля космонавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин отделили лунный отсек от командного отсека, в котором остался Майкл Коллинз, и начали самостоятельный полет.

Примерно через 56 минут они включили тормозной двигатель и перевели лунный отсек на траекторию к месту посадки. Началась одна из ответственнейших фаз программы полета "Аполлона-11".

Даже глядя на экран телевизора, ощущаешь напряжение, охватившее космический центр в Хьюстоне. Лунный отсек быстро снижается. Он летит сперва как бы на животе, стальными паучьими ногами вперед. Космонавты лежат в своей нише лицом вниз. Затем кабина постепенно принимает горизонтальное положение. Космонавты сообщают, что на борту все идет нормально. Связь с ними не прекращается. Слышен далекий голос Армстронга:

— Снижаемся в соответствии с планом. 20 километров до поверхности Луны... 18... 15...

До посадки остается несколько минут.

— Тысяча футов! — восклицает контролер на командном пункте в Хьюстоне. — 1500 футов!.. 100 футов!..

— Осталось 40 футов, — сообщает из лунного отсека Армстронг. — Двигатель поднимает с поверхности Луны клубы пыли. Видим собственную тень.

Как их встретит Луна? Не завалится ли набок лунная кабина? Приборы в Хьюстоне регистрируют пульс космонавтов: у Олдрина 130 ударов в минуту, у Армстронга — 150.

— Двигатель выключен! — Слышен заметно взволнованный голос Армстронга. — Садимся!

Наступает пауза. Стрелка часов показывает четверть пятого (вашингтонское время).

Голос Армстронга:

— Алло, Хьюстон! Говорит база Море Спокойствия. "Орел" (кодовое название лунного отсека) сел!

— Вы заставили всех в Хьюстоне позеленеть от волнения, — отвечают с Земли. — Теперь мы перевели дух. Сообщаю, что теперь здесь у всех на лицах улыбки.

— Учтите, на Луне тоже две улыбки,— шутит Армстронг.

— Не забудьте еще одну в космосе,— доносится голос Майкла Коллинза из кабины командного отсека. Коллинз просит сообщать ему обо всем, что происходит в районе посадки.

"Орел" прилунился примерно в четырех милях от заданной цели в юго-западной части Моря Спокойствия. Судя по дальнейшим рассказам космонавтов, посадка была нелегкой.

— Мы опускались прямо на кратер размером с футбольное поле,— докладывал Армстронг через 5 минут после посадки.— Вокруг было много огромных камней. Пришлось перейти на ручное управление, чтобы выбрать другое место для посадки.

Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек:

— Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет!

Стоя у другого иллюминатора, Армстронг продолжил описание района посадки:

— Это сравнительно ровная поверхность с множеством кратеров от 5 до 50 футов в диаметре. Ряд каменных гряд высотой в 20—30 футов. Тысячи маленьких кратеров диаметром в 1—2 фута. Прямо перед нами несколько валов высотой в 2 фута. Вдалеке холм. До него может быть полмили или миля.

По просьбе космонавтов космический центр в Хьюстоне согласился сократить время их отдыха и разрешил им выйти из лунного отсека на поверхность Луны на несколько часов раньше, чем было предусмотрено планом.

Поздно вечером по вашингтонскому времени (в Москве было раннее утро 21 июля) космонавты приступили к разгерметизации кабины. Вместо 15 минут, предусмотренных планом, это заняло больше часа. По радио было слышно, как переговариваются между, собой Армстронг и Олдрин, осматривая и проверяя друг на друге скафандры, гермошлемы и системы жизнеобеспечения, которые помещаются в ранце на их спинах.Наконец слышен голос Армстронга:

— К выходу на поверхность готов.

Открывается люк кабины, но космонавты не спешат. Им нужно освоиться. Проходит минута, другая.

— Начинаю выход,— докладывает Армстронг.

Олдрин помогает ему на коленях подползти к люку. Космонавт начинает медленный, осторожный спуск по 9-ступенчатой лестнице на поверхность Луны. По пути вниз он открывает еще один люк, в котором хранятся инструменты, целлофановые мешки для лунного грунта, специальная лопаточка для работы на почве и телевизионная камера. Эдвин Олдрин изнутри кабины включает камеру, и на экране телевизора появляется изображение, передававшееся с Луны. В первую минуту трудно что-либо разобрать. Потом мы понимаем, что видим лунную поверхность и лестницу лунной кабины. Изображение не очень четкое, как будто в тумане.

Неожиданно мы видим, как на ступеньку ступает нога человека. Вот вторая нога. Армстронг спускается лицом к кабине. На последней ступени он останавливается и "пробует" почву левой ногой. Вот он уже стоит на лунной поверхности, не отрывая правой руки от лестницы.

Он делает первый шаг, небольшой шаг, осторожный и неуверенный.

Правая рука по-прежнему лежит на лестнице. Но первый шаг сделан. И мы слышим слова космонавта, первые слова человека на Луне:

— Один маленький шаг человека — огромный шаг человечества.

Армстронг отходит от кабины. Движения его напоминают движения водолаза на морском дне. И сам он в своем скафандре похож на водолаза. За ним тянется веревка, которую держит оставшийся в кабине Олдрин. Это на случай неожиданностей.

— Не испытываю затруднения в движениях,— докладывает космонавт.— Здесь даже легче, чем во время тренировок на Земле.

Он отходит от кабины все дальше. Медленно поворачивается на 360 градусов. Машет рукой в сторону телевизионной камеры.

Его первое задание на лунной поверхности после "приобретения уверенности" — взять образец лунной почвы. Он берет ее специальной лопаточкой, мы видим, как он укладывает его в целлофановый мешок и кладет в карман, пришитый выше колена левой ноги. Движения его становятся увереннее и быстрее. Он уходит все дальше и, наконец, исчезает за рамкой телевизионного экрана.

Мы слышим его голос, он рассказывает, что почва на Луне твердая, преимущественно пепельно-серого цвета.

Неожиданно он появляется на экране снова, и зрители на Земле не могут сдержать возгласа удивления: он бежит. Но не так, как бегают на Земле. Так бегают на экране кино, снятые замедленной съемкой. Он берет из люка-кладовки еще один мешочек для образцов почвы и снова уходит за рамку экрана.

Из люка кабины появляется Эдвин Олдрин. Он спускается уверенней, чем его предшественник. И снова зрители изумленно ахают: Олдрин прыгает с последних двух ступенек.

Тут же он поднимается на лестницу и снова прыгает.

Теперь на экране телевизора двое космонавтов. Армстронг дважды подпрыгивает на месте и даже пытается присесть, но скафандр мешает ему.

Олдрин обходит лунную кабину, осматривает ее и докладывает на Землю, что повреждений не нашел.

Армстронг вынимает телевизионную камеру из гнезда в люке-кладовке, относит ее на несколько метров от кабины и устанавливает на треножнике. Теперь мы видим всю лунную кабину, близкий, неровный лунный горизонт. Кругом безжизненная, какая-то рябая пустыня, вся в оспинах-кратерах. Видны большие валуны и каменные гряды, о которых рассказывал Армстронг сразу после посадки.

Несколько часов работали космонавты на поверхности Луны. Они установили лазерно-радарный рефлектор для измерения расстояния между Землей и Луной и изучения неравномерности во вращении Земли. Расстелили лист алюминиевой фольги для обнаружения следов "благородных газов" — гелия, аргона, неона, провели другие научные эксперименты.

Космонавты Нейл Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз с успехом справились с задачами первой половины их миссии. Их мужество вызывает восхищение.

Командир корабля "Аполлон-11" Нейл Армстронг, голубоглазый, с юношеской прической и застенчивой улыбкой, по свидетельству всех, кто знает его, обладает завидным хладнокровием, выдержкой и быстротой реакции.

Этот молчаливый и несколько на вид флегматичный гражданский летчик-испытатель уже дважды за время пребывания в отряде космонавтов успешно выходил, из весьма опасных положений. В марте 1966 года ему удалось предотвратить катастрофу космического корабля "Джеминай-8", которым он командовал. Произошло это во время попытки стыковать корабль с одной из ступеней ракеты-носителя. Полет тогда пришлось прервать, и Армстронг благополучно посадил "Джеминай-8" в водах Тихого океана. В прошлом году Армстронг совершал полет в тренажере. Неожиданно он начал вращаться и падать. Армстронг успел выброситься с парашютом.

Он уроженец маленького городка Вапаконета в штате Огайо (около 7 тысяч жителей). В 16 лет, еще до того, как он научился управлять автомобилем, Нейл Армстронг получил права на управление самолетом. Чтобы иметь возможность платить за обучение в частном аэроклубе 9 долларов в час, Нейл работал рассыльным в аптеке. С тех пор он на всю жизнь связал себя с воздухом, а затем с космосом.

Про Эдвина Олдрина говорят, что его мозг подобен электронно-вычислительной машине. Перед тем, как стать космонавтом, Олдрин успешно закончил известный в США Массачусетский технологический институт и защитил диссертацию, темой которой были вопросы стыковки кораблей в космосе. В ноябре 1966 года он был членом экипажа космического корабля "Джеминай-12", выходил из корабля в открытый космос.

Майкл Коллинз, общительный и веселый человек, тоже не новичок в космосе. Он пилотировал космический корабль "Джеминай-10", который совершил 43 витка вокруг Земли в июле 1966 года. Коллинз должен был лететь вместе с Борманом на "Аполлоне-8" в декабре прошлого года, но заболел и был заменен. Он перенес две серьезные операции позвоночника и благодаря силе воли вернулся в семью космонавтов.

Когда читаешь о них в здешних журналах, видишь кинофильм, сделанный о них, замечаешь, что эти люди очень похожи на советских космонавтов. Они так же просты, общительны. Они так же мужественны и преданы своему делу — завоеванию космоса. 

...Сейчас, космонавты отдыхают внутри лунной кабины. Завтра — не менее напряженный день. 

Также на последней полосе в «Правде» под заголовком «Первая лунная экспедиция» было опубликовано интервью геохимика А.П. Виноградова корреспонденту газеты. 

Кроме того, были напечатаны поздравительные заявления советских официальных лиц, учёных и космонавтов в адрес американцев.

Об освещении лунной высадки в советских СМИ говорил 27 июля 1969 года в эфире «Радио Свобода» Виктор Франк. Он заявил: «"Земляне на Луне". Под таким заголовком "Правда" сообщила в прошлый вторник о блестящем прилунении американских космонавтов. Я думаю, что не одного меня порадовала установка органа ЦК КПСС к достижению американцев. И особенно хорошо то, что редакция "Правды" назвала американских космонавтов "землянами", то есть, представила их не как граждан государства, с которым у Советского Союза, выражаясь мягко, свои особые счеты, а как сограждан по планете Земля. Вряд ли меня можно будет упрекнуть в излишней язвительности, если я выражу предположение, что высадись первыми на Луне не американские, а советские космонавты, то "Правда" вряд ли назвала бы их "землянами"».

Хорошую характеристику советским публикациям о лунной экспедиции дал соратник С.П. Королёва, советский космический конструктор В.П. Мишин в своей брошюре «Почему мы не слетали на Луну?», опубликованной в 1990 году. Он писал, что «успехи США в осуществлении высадки американских астронавтов на поверхность Луны освещались нашими средствами массовой информации явно односторонне и недостаточно. Замалчивая реальные факты, положение дел мы представляли таким образом, будто в СССР работы по пилотируемому полету на Луну не проводились и наши усилия были сосредоточены только на ее исследованиях при помощи автоматических космических аппаратов. Более того, мы даже стали утверждать, что в исследовании Луны можно обойтись только автоматическими аппаратами, что человеку на Луне делать нечего».

9/10 Почему в русской разговорной речи в XIX веке постоянно добавляли окончание «-с»?

Эта частица, прибавлявшаяся к концу слов в определённых ситуациях, называется словоерс. Она является сокращением от слова «сударь». Словоерс употреблялся, когда такое обращение было уместно. Как правило, после «да» или «нет», глаголов и любого значимого слова.

В XIX в. словоерс использовался для выражения вежливости и почтения к собеседнику, зачастую, при обращении низшего по чину к высшему. Среди равных друг другу людей такая форма тоже употреблялась. Чаще всего это происходило в публичных, деловых и официальных беседах. Постепенно словоерс начал исчезать из языка. С конца XIX в. обращение приобрело новый оттенок. Оно, наряду с первоначальным значением, стало употребляться уже для самоуничижения, заискивания, демонстрации подчинённого положения. Словоерс использовался, в том числе, при обращении прислуги к господам. Почти полностью он пропал из речи после революционных событий 1917 г. Некоторое время такое обращение сохранялось среди представителей русской эмиграции и старой интеллигенции.

10/10 Какие виды ужасной казни были в истории?

В истории человечества известно немало изощрённых способов казни. Можно привести несколько примеров. Правда, стоит сразу оговориться, что применение некоторых из них исследователями считается спорным.

1. Скафизм. Название казни произошло от древнегреческого «skaphe» – «лодка». Этот способ наказания появился в Древней Персии. Он заключался в том, что жертву раздевали и привязывали внутри узкой лодки или выдолбленного ствола дерева, а сверху накрывали такой же лодкой или стволом дерева так, чтобы руки, ноги и голова торчали наружу. Приговорённого насильно поили молоком и мёдом, чтобы вызвать сильнейший понос. Кроме того, мёдом обмазывали тело жертвы, тем самым привлекая насекомых. После этого осуждённого пускали плавать в пруду со стоячей водой или оставляли на открытом солнце. Кал жертвы накапливался в лодке, привлекая насекомых, которые медленно поедали тело и откладывали в нём личинок, приводя к гангрене. Чтобы продлить мучения, жертву могли кормить каждый день. В итоге смерть наступала, вероятно, в результате сочетания обезвоживания, истощения и септического шока.

Согласно Плутарху, именно таким способом в 401 г. до н. э. был казнён воин Митридат, убивший Кира Младшего. Он умер только через 17 дней. Плутарх писал: «Артаксеркс приказывает умертвить Митридата корытною пыткой. Казнь эта заключается в следующем. Берут два в точности пригнанных друг к другу корыта и в одно из них навзничь укладывают осуждённого, а сверху накрывают вторым корытом, так что наруже остаются голова и ноги, а всё туловище скрыто внутри. Потом человеку дают есть, и если он отказывается, колют иголкой в глаза и так заставляют глотать. Когда он поест, в рот ему вливают молоко, смешанное с медом, и эту же смесь размазывают по всему лицу. Корыто все время повёртывают так, чтобы солнце постоянно светило пытаемому в глаза, и неисчислимое множество мух облепляет ему лицо. А так как сам он делает всё то, что неизбежно делать человеку, который ест и пьет, в гниющих нечистотах скоро заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Когда же наконец приходит смерть и верхнее корыто снимают, всё мясо оказывается уже съеденным, а внутренности так и кишат этими тварями, неутомимо пожирающими свою добычу. Так мучился Митридат семнадцать дней и лишь на восемнадцатый умер».

2. Бык Фаларида. Своё название это орудие казни получило от имени Фаларида, тирана Агригента, правившего в VI в. до н. э. О его невероятной жестокости ходили легенды. Рассказывали, что он ел младенцев и приказывал бросать пленных в жерло Этны. Согласно Диодору Сицилийскому, афинский скульптор Перилай предложил правителю изобретение «для казни своих соотечественников». Оно представляло собой полое медное изваяние быка, выполненное в натуральную величину, с дверцей на спине между лопаток (по другой версии — в боку). Внутрь быка сажали жертву, закрывали, а затем под брюхом статуи разводили костёр. Огонь поддерживался, пока металл не становился жёлтым. Таким образом, жертва зажаривалась заживо. Согласно сохранившимся описаниям, конструкция была перфорирована в области ноздрей, откуда исходил дым, а акустическое внутреннее устройство изваяния позволяло слышать стоны жертв, которые походили на рёв быка. Первым казнённым при помощи нового изобретения стал сам Перилай. Когда он попросил плату за свою работу, Фаларид приказал зажарить его в быке. В дальнейшем правитель использовал это изобретение для расправ над своими противниками. После того как Фаларид был свергнут в результате заговора Телемаха, его самого казнили в медном быке.

3. «Кровавый орёл». Это легендарная казнь времён викингов, существование которой большинство историков ставит под сомнение. Она состояла в том, что на спине осуждённого рассекали рёбра, разводили их в стороны наподобие крыльев и вытаскивали наружу лёгкие. Причиной быстрой смерти в этом случае должен был бы стать травматический шок или пневмоторакс. Упоминания о «кровавом орле» содержатся в «Большой саге об Олафе Трюггвасоне», «Саге об оркнейских ярлах», а также в рассказах о мести Ивара Бескостного и его братьев нортумбрийскому королю Элле II за гибель их отца, Рагнара Лодброка. Но по этим свидетельствам сложно делать утверждения о характере данной казни.

4. Линчи или «смерть от тысячи порезов». Казнь применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство. Она осуществлялась путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного времени. Сохранилось множество китайских описаний и изображений этой казни, но они зачастую расходятся в подробностях. Осуждённого, раздев, крепко привязывали к деревянному столбу или перекладине. Затем палачи с помощью ножей и пилы – ножовки поочерёдно отрезали у него куски тела – левую и правую брови, мясо с левой и правой ягодиц, левый и правый соски и мясо с груди. Затем отпиливались кисти рук, предплечья, стопы. Как правило, осуждённый умирал в процессе казни, не дожив до её окончания. Иногда ему давали опиум, чтобы предотвратить потерю сознания и продлить мучения. Этот вид казни широко применялся в Китае со Средневековья и был официально отменён только в 1905 г.

5. «Красный тюльпан». Казнь заключалась в сдирании с живой жертвы кожи. По некоторым данным, такой способ применяли моджахеды к советским военнопленным во время Афганской войны. Жертву, предварительно накачав наркотиками, подвешивали за руки. Затем подрезали кожу под мышками вокруг тела и заворачивали до пояса, иногда завязывали над головой. На кровь слетались насекомые. После окончания действия наркотика человек умирал от болевого шока.

Это лишь небольшой перечень. В разных государствах и эпохах существовали и другие виды мучительной казни.