Про шрифты и типографику
11 вопросов
1. Почему так дорого стоят шрифты?2. Какое предусмотрено наказание за кириллизацию шрифта (для бесплатного распространения) без согласия автора?3. Почему дизайнеры («Леттерхед», «Паратайп»...) придумали знак рубля, но забыли про копейку, ведь это логично по аналогии с долларом и центом?4. Почему многие издательства печатают книги шрифтами с засечками, если их читать куда менее удобно, чем шрифты без засечек?5. Как придумать красивую подпись?6. Из какого шрифта взята буква Q для логотипа TheQuestion?7. Какой шрифт использовать в документе word, чтобы на печати этот шрифт соответствовал наиболее распространенному книжному формату?8. Почему 14 шрифт и интервал 1,5 - это стандарт для всех исследовательских работ в России?9. Какие, по вашему мнению, основные принципы создания шрифта для логотипа?10. Почему Times New Roman де-факто является стандартным шрифтом в России?11. Чем руководствуются шрифтовые дизайнеры, когда придумывают названия шрифтов?

Сначала необходимо пояснить, что существуют очень разные шрифты — некоторые из них распространяются бесплатно и доступны в том числе и для коммерческого использования. Если же мы говорим о действительно дорогих шрифтах, стоит отметить, что в первую очередь, мы говорим об известных гарнитурах, распространенных повсеместно и ставших классическими. Гарнитура — это набор шрифтов разного размера (кегля) и начертаний (например, начертание italic, оно же всем известный «курсив», имитирующее рукописный наклон, или начертание bold — попросту «толстые» буквы). Разработка новой гарнитуры — одна из самых сложных сфер графического дизайна. За кажущейся простотой скрывается строгая математика линий, форм и окружностей, выверенных столетиями создания шрифтов, начиная со времен начала книгопроизводства. Некоторые гарнитуры создавались долгое время, в них скрупулёзно выверялись всевозможные пропорции различных элементов, ведь на самом деле в действительно хороших гарнитурах нет ничего случайного — каждый элемент, каждое закругление, каждый внутрибуквенный просвет — результат кропотливой работы редких специалистов — художников-шрифтовиков. Известные гарнитуры являются шедеврами шрифтостроения, идеальными или близкими к идеалам с точки зрения пропорций, наиболее быстро усваиваемых нашим взглядом. Как видите, первая причина дороговизны довольно очевидна — хороший шрифт стоит дорого, потому что его действительно сложно, дорого и долго создавать. Для наглядности посмотрите на эти картинки — анатомию шрифта https://hsto.org/storage2/397/c7b/dda/397c7bdda69d11c918a80c2056d1c440.png

Есть и вторая важная причина, но для этого мы внедримся в несколько другую область — визуальные коммуникации. Задача любого шрифта — отобразить буквы, которые вместе образуют слова, а значит, донести до человека ту или иную информацию, послание. Пока человек не научится передавать информацию телепатически, шрифт будет непременно востребован как наиболее универсальное средство коммуникации во всех сферах деятельности. Купив шрифт (чаще его покупают для коммерческого использования в рекламе или для производства книг), вы получаете наиболее универсальное средство графической коммуникации для передачи информации своим клиентам, а значит, в теории вы сможете заработать куда больше денег. Ко всему прочему, хорошие гарнитуры в отдельном контексте не будет устаревать долгие десятилетия и будут являться более универсальным решением, которое можно начать использовать вновь в любой момент, в отличие от множества других, зачастую более недорогих способов визуальной коммуникации (фотографии, иллюстрации, цвета, композиция и другие), чаще призванных вызвать какие-либо эмоции у клиента, и, опять же, сопроводить текст для наилучшего его восприятия. С помощью них, конечно, тоже можно передать некоторую базовую информацию (например, пиктограмма «Курение запрещено» — картинка с перечеркнутой сигаретой, понятная практически всем), но в несравнимо меньшем объеме, чем это может сделать шрифт, без которого полноценная передача информации пока просто немыслима.

Рекомендую посмотреть «Гельветика» (Helvetica) — известный документальный фильм про одноименную гарнитуру, получившую широчайшее всемирное распространение и ставшую настоящей классикой среди шрифтов.

2/11 Какое предусмотрено наказание за кириллизацию шрифта (для бесплатного распространения) без согласия автора?

Неавторизованный перевод или переработка шрифта является формой нарушения авторского права. Наказание за такие нарушения предусмотрено в четвертой части Гражданского кодекса РФ: штраф, точный размер которого определяется судом исходя из обстоятельств нарушения (от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей). Если же речь идет не только о кириллизации, но и последующем распространении контрафактного шрифта, то в дело вступает административный или уголовный кодекс. Как мы знаем, ответственность за такое нарушение возможна даже в том случае, если нарушитель авторских прав не получал дохода от такого нарушения и распространял охраняемые объекты авторских прав, которые имеют стоимость, на некоммерческой основе.

Чтобы было понятнее, приведу четыре примера:

1. Исходный шрифт бесплатно распространяется под открытой лицензией (OFL, Apache). Этот тип лицензии позволяет производить любые модификации шрифта, но содержит обязательство изменить его наименование. Спрашивать отдельного разрешения на модификацию не нужно. После модификации шрифт можно распространять без ограничений.

2. Исходный шрифт распространяется бесплатно, однако лицензия отсутствует либо в ней нет разрешения на модификацию либо в ней оговорен прямой запрет на модификацию. В случае модификации автор (правообладатель) может обратиться в суд. Нередко такие шрифты невозможно использовать для коммерческих целей.

3. Исходный шрифт лицензируется на платной основе, однако в его лицензии оговорены случаи для возможной модификации (очень редкий, но возможный случай). В таком случае спрашивать отдельного разрешения не нужно, но передавать такой шрифт кому бы то ни было нельзя.

4. Исходный шрифт лицензируется на платной основе и его лицензия (99% случаев) содержит прямой запрет на модификацию. В таком случае неавторизованный перевод является прямым нарушением закона. Автор (правообладатель) может обратиться в суд. Распространение модифицированного шрифта также является нарушением.

В описанном случае имеет значение не только ответственность лица, который модифицировал шрифт и его распространил, но и то, что к ответственности можно привлечь любого пользователя, который его использовал публично (скажем, в упаковке, издательской деятельности, наружной рекламе). Сделать это даже гораздо проще, чем искать и привлекать автора модификации.

-----------------------

Дела о нарушениях авторского права на шрифты в судах России весьма немногочисленны, и эту практику пока нельзя назвать сложившейся. Противодействие нарушениям такого рода затрудняет то, что авторы и правообладатели шрифтов, подвергшихся модификации, как правило находятся далеко за пределами России и, в случае с США, например, и вовсе имеют другую модель авторского права на шрифты. Однако помимо суда мирского есть суд профсообщества. Шрифтовые пираты даже в России никогда не пользовались особым уважением, а в последние годы с появлением публичного круга профессионалов шрифта, обладающих репутацией и контактами с дизайнерами шрифта из разных стран, стало невероятно легко испортить реноме или скопроментировать себя, засветившись на нелегальном переводе шрифта. В небольшом сообществе и в открытой среде интернета такие потери действуют посильнее штрафов. Мы знаем несколько таких примеров.

Неавторизованный перевод (кириллизация) шрифта может быть воспринят как более-менее допустимый лишь в рамках учебных заданий. Однако и в этом случае ни о каком распространении результата не может быть и речи.

Будет важным уточнить, что создание кириллицы для доцифровых шрифтов, авторы которых умерли более 70 лет назад, не является предметом этой реплики. Ответ касается лишь модификации шрифтов, защищенных авторским правом, в первую очередь цифровых.

3/11 Почему дизайнеры («Леттерхед», «Паратайп»...) придумали знак рубля, но забыли про копейку, ведь это логично по аналогии с долларом и центом?

Профессиональное шрифтовое сообщество занялось вопросом проектирования знака рубля, потому что эта задача была актуальна. Знак рубля был спроектирован не по заказу, а как стандарт проф. сообщества. Если бы существовала актуальная задача проектирования знака копейки, сообщество так же могло бы собраться, выбрать знак и свободно использовать в шрифтах. Но чтобы этому знаку было отведено свое место в Юникод, он должен быть утвержден на государственном уровне.

4/11 Почему многие издательства печатают книги шрифтами с засечками, если их читать куда менее удобно, чем шрифты без засечек?

Легкое, беспрепятственное чтение текста достигается за счет того, что мы можем без труда отличить одну литеру от другой — и в то же время, за счет того, что все литеры построены по одному принципу и относятся к одной общности (то есть шрифту или, если брать шире, гарнитуре). Вообще, принцип различия и, одновременно, сходства, лежит в основе функционирования языка (можете почитать Фердинанда де Соссюра).

Более «простая» форма литеры не всегда гарантирует, что текст будет удобен для чтения. Действительно, в таком случае глаз меньше цепляется за «родимые пятна» того или иного знака, однако это наоборот, усложняет работу мозга — ему становится труднее отличить одну литеру от другой, а значит снижается скорость чтения (если форма особенно нелогична и неудачна, чтение может стать дискомфортным).

Шрифты с засечками (антиквы) ведут свою родословную от древнеримского маюскула — то есть надписей на фронтоне какого-нибудь Пантеона или амфитеатра в Пуле. В Средние века к начертанию, которое мы теперь знаем как прописное, добавились строчные (то есть минускульные) буквы — их форма сложилась за много веков развития латинской рукописной традиции. Таким образом, всякая антиква строится сообразно с механикой человеческой руки, будь то рука писца или камнетеса. Принято считать, что именно поэтому антиква так хорошо воспринимается человеческим глазом (кроме того, форма антиквенного шрифта прошла длительную эволюцию, которой не может похвастать гротеск).

Шрифты без засечек стали массово нарезать в 19-м веке — тогда их облик был всем в новинку, отсюда и наименование «гротеск». Первые гротески своим построением были основаны на так называемой антикве «нового стиля» — те шрифты вошли в обиход к концу 18-го века, от «старостильных» антикв они отличаются гораздо большим контрастом между штрихом и белым пространством, а также меньшей разницей в высоте прописных и строчных букв (за счет этого они гораздо менее удобочитаемы, хотя и чрезвычайно изящны). К гротеску 19-го века восходит общеизвестный шрифт гельветика со своими многочисленными родственниками.

Известный типограф Ян Чихольд отмечает, что многие гротески, стремящиеся к построению за счет простых геометрических форм (самый известный пример — футура), страдают от «орнаментальности», то есть буквы, будучи набранными в строку, оказываются слишком похожими по построению, что затрудняет восприятие текста. Чихольд указывает, что в верхней половине геометрические литеры a, q, g абсолютно идентичны, хотя ни в каком антиквенном шрифте такое невозможно. В статьях 1950-х годов он рекомендовал использовать гротеск британского дизайнера Эрика Гилла, формы букв которого основаны на очертаниях антиквы старого стиля (сейчас такие гротески принято называть «гуманистическими»).

5/11 Как придумать красивую подпись?
6/11 Из какого шрифта взята буква Q для логотипа TheQuestion?

Логотип для проекта TheQuestion спроектирован в традиции геометрических гротесков, созвучных со шрифтом Futura, который используется в заголовках сервиса. Futura, несмотря на вечно молодой характер, своими подчёркнуто разноширинными пропорциями прописных знаков восходит к модели римского монументального письма, что даёт нам основание размышлять об элементах графики в логотипе более изобретательно. Отсюда и появляется выразительная деталь в букве Q — заметно удлинённый хвост, напоминающий конструкцию Q на римской колонне Траяна, но выполненный в более сдержанной, лаконичной манере.

7/11 Какой шрифт использовать в документе word, чтобы на печати этот шрифт соответствовал наиболее распространенному книжному формату?
8/11 Почему 14 шрифт и интервал 1,5 - это стандарт для всех исследовательских работ в России?

Данный стандарт приближает объем знаков компьютерного набора на странице к объему знаков машинописи страницы. Стандартом машинописной страницы было ~1800 знаков на странице, 60--65 знаков на 28--30 строках. Интервал в машинописи использовался для внесения правки как редактором и корректором, так и машинисткой. Введение стандарта компьютерной распечатки позволило плавно перейти с машинок на компьютеры, используя привычные для исследователей и редакторов научных изданий способы подсчета объема и дизайн оформления. 

9/11 Какие, по вашему мнению, основные принципы создания шрифта для логотипа?

В самом вопросе, конечно, есть противоречие. Шрифт и логотип, даром что и то и это про буквы — полярные вещи. Шрифт это голос, которым мы можем озвучивать разные мысли, логотип — слово, которое всегда должно звучать одинаково. Если шрифт — это социум, в котором любая буква должна уметь легко общаться с любой другой, то буквы в логотипе — как люди, оказавшиеся на необитаемом острове: хочешь-не хочешь, приходится притираться, в чем-то меняться и подстраиваться под остальных. Короче, последовательность такая: внимательно читаем Эрика Шпикермана, понимаем, что шрифт может быть мягким и агрессивным, нежным и жестким, сладким или соленым — выбираем тот характер, которым нам нужен, берем нужные буквы и — внимание — индивидуализируем их, чтобы они могли жить вместе вечно и стать константой нашей айдентики.

Но интереснее другое. Возможно, не все с этим смирились, но лого перестал быть главным элементом фирменного стиля. Паттерны, графические элементы, пиктограммы, типографика — современная айдентика может взять за основу что угодно. Выбор/создание шрифта и принципов типографики сейчас не менее важны, чем логотип. Как должен соотноситься фирменный шрифт и шрифт, используемый в лого, — вот вопрос. Меня когда-то учили, что они должны быть максимально отличающимися, чтобы, не дай бог, логотип не потерялся. Сейчас-то понятно, что это может быть вообще один шрифт, тогда любой текст становится чуть-чуть логотипом — примеров тому много, от MAD в Нью-Йорке до музея Ван-Гога в Амстердаме. Получается, что принципы создания или выбора шрифта для лого прямо вытекают из типографического решения всей айдентики. То есть не с логотипа хорошо бы начинать.

Ну а вообще, конечно, принципы и правила в дизайнерской работе необходимы — но в каждом проекте эти правила вы должны определить сами. Общих правил и принципов, возможно, просто не существует. Да если бы и существовали, стоило бы их нарушить.

10/11 Почему Times New Roman де-факто является стандартным шрифтом в России?

Шрифт Times New Roman был создан в 1931 году по заказу журнала The Times. Это serif шрифт, и поэтому достаточно удобен для чтения напечатанного текста на бумаге. 

При создании Windows 3.1 и word-processing программ для него, Microsoft предполагали, что большинство информации, напечатанной на компьютере, будет отправлена в печать. Для этого случая, вышесказанный шрифт как раз подходил. 

Затем, к 2007 году компания поняла, что всё больше и больше информации, напечатанной на компьютере, там и остается. Поэтому было принято решение поменять стандартный шрифт на тот, который было бы проще читать на экране - что-то из семейства sans-serif. Выбор пал на Calibri. Тем не менее, при печати текста на бумаге по-прежнему рекомендуется использовать его предшественника - Times New Roman.

11/11 Чем руководствуются шрифтовые дизайнеры, когда придумывают названия шрифтов?

Руководствуются стилем шрифта, личными ассоциациями и подчас мнением коллег. Название может возникнуть сразу или процессе создания шрифта, когда уже окончательно видишь его стиль. Но это обычно происходить с акцидентными шрифтами, у них ярко выраженная стилистика.

С наборными шрифтами бывает сложнее. Зачастую в узком кругу спрашиваем советы подходит ли название или нет. Конечно еще нужно делать правку на занятости название или нет.