«Мама хотела бы, чтобы я стал топ-менеджером»
Бывший участник группы Centr рэпер Вадим Мотылёв, более известный как Slim, отвечает на вопросы пользователей TheQuestion, рассказывая о своем отношении к современному рэпу, формировании музыкального вкуса, творческом развитии и восприятии критики
14 вопросов
1. Как эволюционировал ваш музыкальный вкус?2. Как старое поколение рэперов относится к рэпу 2016 года?3. Почему русский рэп стал таким популярным жанром музыки в России?4. Как вы относитесь к Oxxxymiron'у?5. Каков Oxxxymiron в обычной жизни?6. Что в конечном счете важнее для музыканта в достижении успеха: удача, упорная работа или хорошие знакомства?7. Как вы оцениваете то, что создание и распространение музыки становится доступным практически каждому?8. Почему большинство известных российских рэп-исполнителей не принимают участие в баттлах вроде Versus Battle?9. Читают ли известные люди, что пишут в социальных сетях о них самих и об их деятельности?10. Помните ли вы свое самое плохое выступление?11. Что бы Вы посоветовали НЕ делать начинающим музыкантам?12. Как исполнитель воспринимает публику со сцены во время концерта?13. Каков Гуф в обычной жизни?14. Как складываются отношения известных людей с их родственниками и давними знакомыми?

Я начал с тяжелой музыки, слушал металл, рок, но это уже в осознанном возрасте. В 11 лет я слушал «Мальчишник», «Кар-Мэн», затем лет в 14 перешел на рок, сначала Queen, потом Deep Purple, Iron Maiden. Даже сам не заметил, как перешел почему-то на рэп. Однажды одноклассник дал послушать кассету – там были альбомы Run DMC, и мне так понравилось! Это было модно, это всё только появилось, был 1994 год. Тогда, лет в 15, я совсем забыл про рок и металл. Потом, однако, слушал альтернативу – Clawfinger, Pain и подобного плана группы... Rage Against The Machine. Потом, в 17 постепенно перешел на трип-хоп, брейкбит — здесь все началось с Prodigy и Chemical Brothers. Лет в двадцать с чем-то уже пошло техно – электронная музыка.

Из русского я сейчас вообще ничего не слушаю, только иногда рэп или что-то близкое, просто чтобы знать, что происходит — узнавать о новых и интересных вещах. Из западного – слушаю значимые новинки и нескольких исполнителей, которые интересны. Из новичков очень нравится Vince Staples – у него все релизы мне нравятся и он отличается от основной массы, делает что-то свое. А так в машине часто могу радио включить, «Серебряный дождь» или «Megapolis», на этих станциях по ночам часто отличное музло играет. Но всё это не сильно значимое, нет такого, чтоб хотелось углубляться как раньше. Но я не могу слушать русскую попсу или русский рок. Мне кажется, русский рок был силен раньше, когда он зарождался и был протестом против системы, против политического строя, там были сильные вещи, но это было давно, хотя в этом есть некая ностальгия. Башлачев, например, «Сашбаш». Можно включить Башлачева и наслаждаться крутыми строчками в тексте, да и тем, как он это преподносил и исполнял — тоже очень талантливо, правда качество записей никакое (по-моему, он ни разу не записывался на студии). Зато слова у него были сильные, они цепляли. Когда-то я пытался слушать Летова, есть у него неплохие строки, но я не понимаю его просто. Мне хочется слушать и понимать, что автор подразумевал, а там как-то совсем вообще непонятно – о чем, к чему? У него есть сильные вещи, но это не мое. Вообще в русском роке слишком много воды в текстах, общих несвязанных фраз.

Мама слушала всю жизнь русскую эстраду, я это не очень любил и не понимал. Могу слушать попсу, только если у исполнителя хороший голос и интересная аранжировка, но я все равно это слушать не мог. А папа слушал джаз и рок, нормальную музыку, но он со мной не жил, поэтому влияния не оказал. От него остались дома какие-то пластинки, я их включал, но сейчас джаз тоже подолгу не могу слушать, только в машине или фоном — успокаивает.

2/14 Как старое поколение рэперов относится к рэпу 2016 года?

В принципе, я отношусь нормально и рад, что жанр развивается, а не стоит на месте. Сильные молодые игроки вышли на поле и с ними стало еще интересней играть. Некоторые предлагают что-то сделать, и то, что получается мне нравится, так что вас ждут кое-какие неожиданные коллаборации. 

Я точно не борец за чистоту стиля, я считаю, что это тупик. Но мне не очень нравится, что сейчас очень модно стало быть эпатажным, все эти читающие рэп блогеры и так далее: рэп к этому никакого отношения не имеет. Причем дети смотрят и радуются. Но на мой взгляд это совершенно не то, и я это слушать не могу. Больше напоминает кружок КВН. Вообще я за юмор и обеими руками за черный юмор, но не за клоунаду в творчестве. Клоуны в цирке пусть развлекают детей, и я уважаю эту непростую профессию. В общем, появляются новые хорошие исполнители – тот же ATL, у него есть интересные вещи. 

3/14 Почему русский рэп стал таким популярным жанром музыки в России?

До нашей страны всё доходит через какое-то время — рэп просто дошел до нас и всё. Так распространился он, во-первых, потому что доступен: люди говорят о простых вещах, которые многим близки вне зависимости от социального класса — у нас есть разный рэп: для «четких пацанчиков», для «luxury» сегмента, для умников-интеллектуалов. Рэпа очень много, и существует большое количество поднаправлений, благодаря чему эта музыка стала популярным молодежным музыкальным течением в стране. Во-вторых, многие думают, что рэп легко читать, сразу создают группы, им кажется, что пение не нужно, что «я сейчас зачитаю, в микрофон наговорю» и все.

Поскольку его слушает, в основном, молодежь, она быстро забывает своих кумиров – они вырастают, и у них появляются новые. В рэпе очень большая текучка слушателей, в отличие от того же рока или электронной музыки. Мне кажется, так сложилось, что это нечто более молодежное. Когда сорокалетний человек, допустим, слушает «Алису», он от этой «Алисы» уже никуда не денется, а рэп — он где-то лет до 25-30. С роком проще. Мне часто задают вопрос: «А что ты будешь делать в 45?» — люди считают, что в 40-50 лет нельзя рэп читать. Рок в 60 – это нормально, про тех же Rolling Stones и Led Zeppelin никто ничего такого не говорит, а рэп, по их мнению, – это для молодых. Хотя я, конечно, не утверждаю, что в этом возрасте буду что-то записывать или выступать – но, думаю, мне будет чем заняться. 

4/14 Как вы относитесь к Oxxxymiron'у?

Я к нему нормально отношусь, у него интересные тексты и отличная техника. Он вообще достаточно самобытный, что-то свое у него получается. Мне нравится, что он не продукт какого-то лейбла, а полный селфмейд. Он не заигрывал с коньюнктурой, не пытался подстроится под вкус российского обывателя, как сейчас делают многие наши так называемые рэп-звезды, он гнул свою линию и сейчас пожинает плоды своего труда.

Мы немного знакомы лично, я когда-то делал бит на его первый альбом — «Вечный Жид» — трек «Крокодиловы слёзы», неплохо вышло. У него очень мало треков про отношения, но этот он, по-моему, посвятил своей бывшей жене. Еще канал на YouTube есть – Vice, у них много крутых репортажей. Один из роликов на канале — репортаж про Россию, не помню, что-то про моду, кажется, точно не скажу и не хочу врать — там в конце взяли кусочек из этого трека с моим минусом. Было приятно. 

5/14 Каков Oxxxymiron в обычной жизни?

Близко я его не знаю, разве что поверхностно, но так он абсолютно нормальный. Я хорошо очень разбираюсь в людях по роду своей деятельности, потому что очень много приходится общаться со всеми, вокруг разные люди крутятся, и какое-то дерьмо в человеке я вижу практически сразу по фразам в разговоре или по самой манере общения — а здесь такого нет. 

Насколько он хороший друг или не друг я не могу судить, поскольку настолько тесно мы не общались. Есть общие знакомые, у которых есть какие-то негативные мнения, а есть противоположные, но лично я о нем ничего плохого сказать не могу на данный момент.

6/14 Что в конечном счете важнее для музыканта в достижении успеха: удача, упорная работа или хорошие знакомства?

В становлении как музыканта, так и человека играет роль всё-таки становление личности и, конечно, талант. Насколько ты сам по себе интересная личность. Вместе с этим растет твое творчество. Если ты остаешься в том же рэпе на уровне подъездов и пластиковых бутылок с дырками, никуда не двигаясь, и десять лет подряд читаешь о том, как ты «что-то мутишь на райончике», то, соответственно, всё это связано с тем, что ты не развиваешься. С этого ты начинал и стоишь на одном месте много лет, не пополняешь словарный запас, не узнаешь новые вещи, смотришь на всё с годами одним и тем же взглядом. 

Плюс ко всему меняется музыка в мире в принципе, она же эволюционирует. Нужно понимать, что происходит, что появляются новые приемы, стили, направления, которые составляют обширную часть музыкальной индустрии, люди экспериментируют. А поскольку я периодически смотрю на это (я же делаю биты), то периодически обращаю внимание: вот, кто-то здесь что-то придумал, там новое появилось. Если бы я делал то же самое, что и десять лет назад – сейчас мы бы даже не разговаривали, я думаю.

7/14 Как вы оцениваете то, что создание и распространение музыки становится доступным практически каждому?

Я думаю, что в том, что всё стало доступно, ничего плохого нет. Всё равно всё отсеивается – это естественный отбор. Если это нечто бесталанное – оно всё равно отсеется, просто не пойдет. Пусть делают. Мне не хочется выступать санитаром леса: мол, «сейчас развелось много этого, они это, они то, они не тру». Это всё детский сад. Люди делают, пробуют. Возможно, тем, кто раньше не стал бы этим заниматься и у кого есть талант, будет легче пробиться. А бездарное – делай не делай – всё равно останется там, далеко.

8/14 Почему большинство известных российских рэп-исполнителей не принимают участие в баттлах вроде Versus Battle?

У меня много раз спрашивали, но я считаю, что принимать в них участие – бессмысленно. Я потрачу на подготовку месяц своей жизни. Оксимирон говорит, что пишет за две недели. Допускаю, что тоже мог бы уложиться, но есть вероятность, что на самом деле мне понадобится больше — придется написать текст, выучить слабые места оппонента. Но, во-первых, я бы мало с кем хотел там увидеться — ну, а с кем? Мы разные, это вообще разные истории. Кому там и что доказывать? Выйти непонятно с кем, даже если он там кого-то победил. Кому и что я докажу? Себе я всё доказал уже, и мне просто жалко времени. Поэтому я лучше за это время добью пару своих сильных треков – от них потом больше толку. В общем, я просто смысла для себя не вижу. Есть, конечно, пара-тройка человек, чей вызов я бы принял, но им самим незачем туда идти.

Наверное, если бы я про себя писал (вообще у меня это, в принципе, получается, могу такое писать – даже в школе часто слабые точки учителей отмечал, умел на них надавливать) — я бы смог сделать нормальный дисс, но и здесь тоже… Терпение надо иметь, чтобы столько говна стоять выслушивать. Мне бы просто не хотелось.

Ко мне что, придет больше человек на концерт? Нет. Меньше, наверное, тоже не придет. А смысла тратить время – нет. Я никогда себя не позиционировал как баттл-МС. У меня, ну, есть конечно такие куплеты, но я никогда не делал на подобном сильный акцент. Я ничего в этом плохого не вижу, но самому мне это не интересно — могу посмотреть, посмеяться и выключить. Есть, кстати, прямо крутые выпуски. Versus, мне кажется, повысил уровень МС в целом по стране.

Другое дело, что из-за того же Versus’a многие начинают борзеть в интернете, по сути любой мало-мальски кому-то там известный читака может тебе в соцсеть написать или записать в треке какие-то оскорбления личного характера, за которые в реале ему бы просто сразу разбили лицо, и на этом еще пытаться хайпить, пытаясь тем самым привлечь внимание новой публики к своей персоне. Конечно, при встрече он это вряд ли повторит, и сразу совсем другая песня начинается, но это уже другой вопрос. И не факт, что тот, с кого ты хочешь спросить за его слова в твой адрес, после этого не побежит сразу в полицию. Хотя каждого носиться искать — тем более если он еще и не из твоего города — просто невозможно (правда, вон, Баста вроде справляется пока, но я вообще не понимаю, как он все успевает и спит ли он вообще). Яркий пример такой ситуации — то, что писал и говорил Хованский в адрес Noize МС. Может, я придерживаюсь устаревших взглядов и принципов, но на мой взгляд это неправильно. 

9/14 Читают ли известные люди, что пишут в социальных сетях о них самих и об их деятельности?

Я читаю, но сейчас реже, чем раньше, хотя мне это бывает интересно. Что касается негативных комментариев, то отношусь я к ним абсолютно спокойно — не могу же я всем нравиться. Иногда даже черпаю для себя что-то, вижу в этом фидбэк. Бывает, кстати, правда остроумные вещи пишут, я всегда могу над собой посмеяться, если это действительно смешно. Но большая часть людей ничего не пишут, ничего не оставляют, и было бы глупо равняться только на тех, кто что-то комментирует. Другие могут слушать, ненавидеть, любить, но они просто не пишут об этом ВК, на YouTube и так далее. Не оставляют комментарии. 

Понятно, что если 80% пишут, что твое творчество – грубо говоря, говно, то, наверное, стоит задуматься: может, действительно говно? А так, всегда будут отрицательные отзывы и положительное. Главное здесь – то, что они есть, и их много.

10/14 Помните ли вы свое самое плохое выступление?

Были неудачные. Одно какое-то выступление не смогу выделить – десять лет гастролирую, много всего набралось. Бывало, что я себя плохо чувствовал и еле выступал. Иногда было понятно, что и публика мертвая. Бывало, выступал на мероприятиях, где люди вообще не понимали, что происходит. 

Как-то раз рэп читал в одном зале клуба, а звук был в другом, что-то неправильно там поключили мастера. Не сказал бы, что часто выступаю на корпоративах, корпоративы — это вообще больше история для попсы, но в моей жизни тоже случалось. Помню, я выступал, и публика (там же мало людей) спиной поворачивается, все начинают селфи снимать — то есть ты выступаешь, а к тебе человек спиной стоит и тебя снимает «через себя» — и вот это прямо очень раздражает.

11/14 Что бы Вы посоветовали НЕ делать начинающим музыкантам?

Это хороший вопрос, обычно спрашивают, что бы я посоветовал делать. Не делать… Наверное, не пытаться тупо копировать, делать точно так же. Можно чем-то вдохновляться, что-то для себя отмечать, но просто копировать, будь то западный артист или, тем более, наш — бессмысленно. Это может, конечно, в результате вырасти во что-то, но лучше сразу пытаться найти своё, нужно чувствовать, каждый должен познать себя. Само приходит, не знаю, откуда – «из вселенной», «из космоса». Ты просто делаешь что-то и понимаешь, что это твоё. Можно, конечно, рифмы необычные сделать, голосом необычным прочитать. Пробовать надо, короче. И всегда так: когда у тебя что-то получается, ты сам это чувствуешь.

12/14 Как исполнитель воспринимает публику со сцены во время концерта?

Как массу людей, но людей, которые пришли на концерт и которым нравится мое творчество. Они дают тебе свою энергию, а ты им свою. Но выделять какую-то отдельно часть публики... Хотя, конечно, иногда все же бывают забавные персонажи: на концерте в Москве как-то раз был человек в годах, ему было, наверное, лет под 60, он стоял в первом ряду, никак не реагировал, просто стоял у сцены и смотрел в одну точку без эмоций. Я тогда обратил внимание, для себя его выделил – интересный. 

13/14 Каков Гуф в обычной жизни?

Обычный человек, ничего такого. У него бывает плохое настроение, хорошее. Бывает совсем без настроения. Пошутить может смешно, поприкалываться. Если в хорошем настроении – всё нормально. Я бы не сказал, что он компанейский человек. Скорее всё же закрытый — в принципе, как и я. Он не любит новые знакомства. Не знаю, с чем это связано — просто такой человек. 

Вытащить его на какое-то мероприятия сложно – он не любитель больших толп, а там много народу — может, он социопат?) Я тоже такой, но у меня как-то попроще. Он-то может совсем: «Не хочу никуда, не пойду, там люди какие-то непонятные, зачем это надо?» — да, такое у него бывает. Он никогда особо не любил новые знакомства, насколько я помню. А сам я просто много разных людей в жизни встречал — устаешь общаться, тем более, не все вокруг адекватные. 

14/14 Как складываются отношения известных людей с их родственниками и давними знакомыми?

Из одноклассников, например, я ни с кем не общаюсь. Вообще. С парой людей из параллельных классов иногда вижусь, но довольно редко. Но так просто сложилось — со школы никого не видел и уже не живу в этом районе, ни с кем не поддерживаю связь. С институтскими тоже не особо. Могу пару человек раз в год увидеть и всё. Когда учился – общались, но тоже не слишком много: сейчас, наверное, просто нет точек соприкосновения.

Насчет родных — мама, например, вообще не понимает моего рода занятий, и раньше не понимала, для неё это до сих пор что-то невнятное. Мой папа не живет со мной и не жил, мне три года было, когда они разошлись. Он в Америке, но вроде относится нормально, понимает, что это и как. А мама хотела бы, чтобы я стал топ-менеджером. Говорит, что моя деятельность — это несерьезно, нестабильно, «как потопаешь, так и полопаешь».