Мистический опыт Айяхуаска
Древний ритуал Айяхуаска завоевывает популярность в мире и становится почти таким же модным как йога и потребление суперфудов. Что же так притягивает европейцев и американцев рассказывают те, кто прошел через ритуал, и те, кто его проводит.
4 вопроса
1. Что такое аяхуаска?2. А вы проходили церемонию аяхуаски?3. Как относятся к Айяхуаске в Колумбии?4. Стоит ли ехать в Перу ради церемонии Айяхуаска?

Айяхуаска – это очень древняя духовная практика для коренных племен Амазонки: Перу, Эквадор, Бразилия, Колумбия. Она используется для поднятия человеческого духа в состояние, в котором возникает связь со всеми существами и проявлениями природы. Сама айяхуаска (айяуаска, аяваска, ayahuasca) – это лиана banisteriopsis caapi, в Южной Америке является одним из самых священных растений силы, которое используют шаманы при ритуале.  

Она так же используется как лечебная субстанция и, так же, как метод для гармонизации отношений между членами племен. Все члены племени используют ее постоянно, даже дети.

К сожалению, большинство племен и традиций амазонки были уничтожены или подверглись сильному влиянию со стороны современной цивилизации.

Оставшиеся традиции передаются внутри коренного населения, которые продолжают существовать в сообществах. Но большинство людей из сообществ переезжают в города, одеваются и ведут себя как европейцы. Осталось лишь несколько племен, которые смогли сохранить свои традиции в первозданном нетронутом виде. Но, думаю, это тоже ненадолго.

В каждой из этих стран ритуал проводиться по-разному, в некоторых он смешался с христианскими традициями, но в Колумбии, откуда я родом, он остался абсолютно независимым от каких бы то ни было влияний.

Предложение пройти через этот опыт пришло ко мне из моей собственной семьи, от лучшего друга моего отца. Этот друг был тем, кто приглашал Шамана или Таита проводить церемонии. Поэтому же со стороны семьи никогда не было возражений против того, чтобы я попробовал. Тем более это было близкий друг семьи, очень образованный человек, интеллектуал и гуманист. Я воспринял это предложение не только с большим интересом, но и с уверенностью, что это полезный и позитивный опыт. 

Огромную роль в проведении Айяхуаски играет шаман – или таита. 

Всего несколько ответственных таита путешествуют по стране с целью поделиться своей мудростью с другими. Это обычно очень опытный человек, старый и признанный другими членами сообщества. Миссия таита – это воссоединение членов племени с высокими духами природы, предками и животными джунглей. Он балансирует психику группы. Так же занимается целительством человеческой души и делится своей мудростью с другими. А так же передает традиции тем, кто решит встать на этот духовный путь. Говорят, это очень серьезная практика, в которой ты встречаешься со всеми ужасами человечества. 

Шаман, или таита, это тот, кто преодолел их все. 

2/4 А вы проходили церемонию аяхуаски?

Да. Мой первый опыт был в Колумбии, в Андах, спускающихся в долину моего родного города Кали. Эти горы называются Фараллоны, очень и очень красивое место.

Таита (шаман) говорил что Айяхуаска не может проводиться в городах, только на природе, по многим причинам.

Весь процесс продолжался одну ночь, примерно с 8 вечера и до 5 утра. И это было непередаваемо прекрасно. Очень сильный и прекрасный для меня опыт. Мне было 25 лет.

Я также верю, что это способствовало улучшению состояния моего здоровья, так как это была сильнейшая детоксикация, которую я когда-либо испытывал.

Итак, мы приехали туда с моим другом, которому я очень доверяю и которому тоже были интересны такие опыты.

Дом, к которому мы подъехали, был невероятно красивым; на улице пылал костер, вокруг которого сидели и разговаривали люди. Для большинства из них это был не первый раз, поэтому они уже знали, как настраиваться на предстоящий опыт. Я имею ввиду, что они обсуждали только необходимые вещи и наслаждались моментами тишины. Люди вокруг костра разделяли очень мирную энергию. 

Шаман появился со своим учеником, мальчиком 17-18 лет. Оба одетые в традиционные одеяния. Они попросили нас сформировать очередь и мы приняли первую дозу айяхуаски (лиана). Напиток с очень резким горьким вкусом. И потом попросил нас вернуться к огню.

Я слышал, что таиты используют разные методы. Количество выдаваемой субстанции зависит от опытности человека.

Все люди, с которыми я там был, были уже очень опытные. Я был единственным новичком, и поэтому таита сначала поговорил со мной. Он сказал что со мной все будет в порядке, и тогда я принял достаточно большое количество субстанции.  Переживаемый опыт может быть очень сильным, основная роль шамана в том, чтобы провести человека через этот опыт, контролируя весь процесс.

Через 45 минут нас попросили снова встать в очередь, и мы приняли вторую дозу. Это было сложно. Жидкость настолько сильная, что большинству приходиться сделать усилие, чтобы проглотить ее и не стошнить. Тошнить начинает сразу после. Таита дает тебе деревянное ведро кубической формы. И ты должен собрать всю рвоту в это ведро, во время периода очищения. 

Ты чувствуешь себя невероятно слабым, чувствуешь, как субстанция проникает в каждый уголок твоего тела. И тебя не перестает рвать. Ты даже не беспокоишься об этом, потому что количество изрыгаемой тобой жидкости неописуемо. Может так же быть, что ты не можешь контролировать диарею. Туалеты дома все время были заняты. Процесс очищения длиться примерно 2 часа. Когда он заканчивается, ты должен выбрать дерево и выбросить всю рвоту под это дерево. И что удивительно это то, что и рвота и фекалии – все пахнет этой Айяхуаски и ничем другим.

Потом ты можешь принять горячий душ, если захочешь, переодеться в чистую одежду, и в этот момент субстанция переходит в опыт. Я чувствовал себя легким как перышко, невероятно здоровым и невероятно умиротворенным. Мы с другом взяли одеяла и сели недалеко от дома в долине, немного поодаль от остальных.

Таита и его ученик разделились, все время проверяя все ли со всеми в порядке. Одной женщине было плохо (потому что ты видишь только то что у тебя в уме, свои страхи, которые в основном появляются в обличии животных).

Удивительно, что психолог Клаудио Наранха в своем исследовании выявил, что данные архетипы не эксклюзивны для народов Южной Америки. В некоторых опытах в Швейцарии результаты были такими же. Эти архетипы животных были одинаковы для всех, подтверждая теорию Юнга о коллективном бессознательным.

Потом я услышал звук и мой друг тоже. Это был звук инструмента, сделанного из семян. Этим инструментов таита касается тебя, когда ты пьешь субстанцию. Этот звук окружал нас большим кольцом. И когда ученик услышал его, он сказал: "А хорошо, они здесь!"

На следующий день я спрашивал людей об этом, и они сказали что это была сфера духов-защитников. Половина сферы над землей, а половина под землей. И то, что мы слышали, было энергией между этими двумя полусферами.

Ученик сказал, что нам очень повезло услышать этот звук и что это испытывают не все. Сказал, что это редкий опыт и что мы должны быть рады ему. Еще я испытал то, что во время разговора со своим другом я мог пронизывать его тело слой за слоем. Его кожу, мышцы, кости, я мог видеть его череп и восстановить их все в обратном порядке. Это было удивительно.

Но самым невероятным было ощущение абсолютного умиротворения, которое я чувствовал внутри. Приятное ощущение нахождения дома и в безопасности. Не беспомощность. Любовь, но любовь, которая не зависит и не фиксируется объектом любви, всеобъемлющая. И из этого состояния умиротворения невозможно чувствовать ничего кроме любви. Ты чувствуешь любовь ко всему и ко всем. Действительно нечто прекрасное. Для меня это было главным впечатлением от всей церемонии. 

Состояние длилось несколько часов, пока я не уснул.

Следующий день был одним из лучших в моей жизни, как будто все токсины и неврозы растворились. Поэтому я отказался ехать обратно на машине, мне хотелось пройтись, и я гулял обратно до города 6-7 часов.

Я думаю, что опыт Айяхуаски положил начало моим духовным исканиям. После чего-то настолько яркого, когда твое восприятие так сильно разнится с тем, как ты обычно воспринимаешь жизнь, появляется абсолютная уверенность что то, что мы называем реальностью, является всего лишь аспектом некой цельности. Появляется естественное любопытство, не просто желание избавиться от неврозов и своих страданий, но любопытство найти границы того, чем мы являемся.

Честно говоря, я не сторонник стимуляции мозга разными веществами. Поэтому мое любопытство в итоге привело меня к буддистской медитации. До этого были реберфинг и психотерапия – все удивительные и интересные опыты, но ни один не был достаточно убедительным для меня. 

Еще для меня было важно, что эксперименты с разными субстанциями или гипервентиляцией очень сильные, но не имеют продолжительного эффекта. И в этом разница с буддистской медитацией. То, что ты понимаешь и переживаешь с практикой медитации, остается в тебе. Оно накапливается очень медленно, с черепашьей скоростью, но зато это опыт прочный и надежный (не как скоростная лодка, а как грузовой корабль).

3/4 Как относятся к Айяхуаске в Колумбии?

Когда-то это знание Айяхуаски было более тайным, а теперь это международно известная практика. 

К сожалению, в моей культуре очень сильно влияние христианских моральных ценностей и к тому же очень травматичный опыт наркотрафика, поэтому, в целом, ритуал Айяхуаска уже не особо одобряется обществом. В основном из-за страха перед силой психоделического опыта, который дает эта субстанция (айяхуаска – это лиана banisteriopsis caapi, в Южной Америке является одним из самых священных растений силы, которое используют шаманы при ритуале).

Но известно, что большое влияние Айяхуаска оказывает на лечение некоторых заболеваний в психологии. Есть много книг об этом. Особенно одна, на мой взгляд, очень важная, написанная известным психиатром Клаудио Наранхой.

4/4 Стоит ли ехать в Перу ради церемонии Айяхуаска?