Как спастись от навязанных услуг?
Мобильные операторы, банки и страховые компании часто что-то недоговаривают, и мы оказываемся вынуждены платить больше за их услуги. Подробный гайд The Question расскажет, как избежать незапланированных расходов и обрести уверенность в завтрашнем дне.
12 вопросов
1. Правда ли, что мобильные операторы берут плату за услуги "абонент снова в сети", "вам звонили" и прочие?2. Какие платные услуги подключают мобильные операторы без предупреждения?3. Как случайно не подписаться на платную услугу?4. Как вернуть деньги за услугу, на которую вас сотовый оператор подписал обманом?5. Как не стать жертвой СМС-мошенников?6. Как отписаться от платных услуг, предоставляемых мобильными операторами?7. Почему опасно звонить на короткие номера?8. Как уберечь телефоны пожилых родственников от подписок и контролировать их?9. Почему мне навязывают страховку, когда я беру кредит в банке?10. Какие платные услуги навязывают нам банки?11. Какую самую дорогую услугу или подписку вам предлагал мобильный оператор?12. Что делать, если неизвестные подписали вас на платную услугу или СМС-рассылку?

Абсолютная правда. Раньше эти услуги были бесплатными. Однако в кризис 2015 года практически все мобильные операторы стали брать за них плату: в среднем 1,5 рубля в день. Это такой путь скрытого повышения стоимости услуг. Путь с точки зрения бизнеса понятный, но абсолютно непрозрачный для абонентов. В принципе, если об этом знать, то все ненужные платные услуги можно отключить самостоятельно вручную. На сайте в личном кабинете или в мобильном приложении есть список тарифицированных услуг, которые можно заблокировать.

Но если услуги «вам звонили» или «абонент снова в сети» хотя бы полезны, то есть еще куча других, на мой взгляд, ненужных сервисов, которые также тарифицируются без оповещения абонентов. Типа, «гудок», подписки на тв, сериалы. Тут ловушка такая: тебе на 2 недели бесплатно включают услугу, например, подписку на сериалы, а через 2 недели присылают смс-оповещение, что промо-период завершился. При этом в смс нет инструкции, как эту услугу отключить. Рассчитано на то, что в личный кабинет на сайте полезут не все. Так и получается, что вы остаетесь подписчиком, но уже платной услуги. У меня, например, такая история с Амедиатекой. Когда-то ее подключили как бесплатную, потом тарифицировали. И теперь я плачу за нее 17 рублей в день или 500 рублей в месяц. 

2/12 Какие платные услуги подключают мобильные операторы без предупреждения?

Среди абонентов сотовых сетей существует распространенное заблуждение - некоторые пользователи считают, что операторы только и делают, что изыскивают новые способы изъятия денег со счетов абонентов. В реальности это утверждение, безусловно, неверно. Любой из операторов связи, работающий в России, действует исключительно в правовом поле и в полном соответствии с действующим законодательством. Поэтому, просто так, без согласия абонента, оператор не может подключить ту или иную платную услугу. Дьявол, как известно, кроется в деталях - абонент, не уделивший должного внимания чтению договора перед его заключением, может невольно дать свое согласие на автоматическое изменение условий обслуживания, а также на подключение тех или иных услуг и сервисов. В этом случае серьезно увеличивается риск повышения расходов на связь. 

Сегодня наибольшую опасность для абонентов представляют контентные сервисы, реализуемые через такие услуги операторов, как SIM-меню и предустановленные приложения. Как правило, такие сервисы предлагают оформить подписку на ежедневные гороскопы, прогноз погоды и прочие «житейские» сервисы, которые будут оплачиваться по особым условиям. Это может быть и ежедневно списываемая абонентская плата, а могут быть и особые условия оплаты интернет-трафика. 

К угрозам второй категории стоит отнести различные подписки, пользователем которых можно стать после получения информационных сообщений по SMS и перехода по указанным в них ссылках. Некоторые операторы связи, к сожалению, часто прибегают к использованию таких средств информирования абонентов. Несмотря на то, что рассылка сообщений рекламного содержания через сети мобильных операторов запрещена законодательством Российской Федерации, некоторые операторы ссылаются на согласие абонента на их получение, которое может быть прописано в договоре на оказание услуг. 

К третьей категории нежелательных платных услуг относятся услуги, которые ранее оказывались бесплатно, но условия оказания которых были изменены в соответствии с договором на обслуживание. Самый яркий пример - это услуга информирования абонента о пропущенном входящем звонке (так называемая услуга «кто звонил?»), которая ранее предоставлялась бесплатно, а с середины 2016 года операторы так называемой «Большой тройки» ввели особые условия на её оказание. Например, в МТС за нее придется заплатить 1 рубль 20 копеек в сутки, в «Билайн» с вас попросят 95 копеек в сутки (только для абонентов предоплатной системы расчетов), а для абонентов «Мегафон» данная услуга обойдется в 60 копеек в сутки (услуга бесплатна для клиентов, которые пользуются тарифами группы «Всё включено» с конца 2014 года). Для части абонентов Tele2, подключенных по некоторым указанным на сайте оператора тарифам, данная услуга оказывается бесплатно. Остальным же придется заплатить по 50 копеек в сутки. Мобильный оператор Yota оказывает данную услугу бесплатно для всех своих абонентов. 

3/12 Как случайно не подписаться на платную услугу?

Механика подписки на платные услуги зачастую построена на базе методов социальной инженерии. В основном навязанные платные подписки подключаются пользователем по незнанию. Человек полагает, что та или иная услуга может быть предоставлена ему бесплатно и предпринимает действия, которые в последующем будут трактоваться как согласие на платную подписку.

Страдают, в первую очередь, малоопытные пользователи, такие как дети и пенсионеры. Общий принцип распространения платных услуг заключается в стремлении оказывать услуги с абонентской платой на протяжении долгого времени.

Дополнительная платная услуга может быть предложена различными компаниями. Примеров масса – при оформлении кредита сотрудник банка вам предложит страховку, мобильный оператор постарается подписать вас на всевозможные гороскопы и прогнозы погоды, при покупке нового автомобиля в автосалоне вам придется заплатить за коврики и брызговики, и даже в ресторане быстрого обслуживания вместе с кофе вам обязательно предложат взять еще и пирожок. Так работает бизнес: нередко большую часть доходов предприятия формируют как раз такие дополнительные, спонтанные покупки. Нам зачастую сложно отказать, поскольку предлагающий услугу человек входит в доверие и располагает к себе и, к тому же, использует вполне разумные доводы.

Общие рекомендации по избеганию нежелательных трат могут быть довольно простыми – нужно десять раз подумать, прежде чем принять то или иное предложение. Задайте себе простые вопросы: действительно ли мне это нужно? Сколько стоит эта услуга, и точно ли она будет оказываться бесплатно? И если вы не можете ответить самому себе на этот вопрос, то наш вам совет - откажитесь от предлагаемого.

Особую угрозу вашему кошельку несут так называемые мобильные подписки. Обычно в них принято винить вашего оператора сотовой связи, но, как правило, истинным виновником их возникновения как раз оказывается сам абонент. Компании, стремящиеся подписать вас на любые платные услуги, распространяемые через мобильные сети, будут использовать все возможные инструменты – SMS, рассылки по электронной почте и рекламные баннеры на сайтах. Запомните простое правило – никогда не переходите по ссылкам из SMS, и будьте очень внимательны при работе в интернете. Да и открывая письмо, пришедшее к вам по рассылке, или посещая сайт, на котором вы еще ни разу не были до этого, будьте предельно бдительны – не соглашайтесь указывать свой номер мобильного телефона. Если вам предлагают указать свой телефон для того, чтобы продолжить – можете быть уверены, в 99% случаев речь будет идти о подписке на дополнительную платную услугу. Исключением из правила является лишь стремление честных сайтов предложить вам использование механизма двухфакторной авторизации с помощью мобильного телефона – так поступают все социальные сети, сервисы работы с электронной почтой и некоторые интернет-магазины.

Все операторы сотовой связи предоставляют услугу запрета мобильных подписок. Например, абонентам «Мегафон» достаточно воспользоваться USSD-командой *105*801#, для абонентов Tele2 существует другая команда - *153#. Сложнее всего придется абонентам МТС и «Билайн». Первым звонить в службу технической поддержки пользователей, а вторым – потребуется пройти целый квест и выполнить запросы на отключение каждой подключенной услуги через мобильное приложение. Мобильный оператор Yota блокирует возможность предоставления платных услуг по мобильной подписке, страхуя абонентов от случайных или навязанных подписок. 

4/12 Как вернуть деньги за услугу, на которую вас сотовый оператор подписал обманом?

Деньги за подобные услуги можно и нужно возвращать. К сожалению, подключение “обманом” случается. Точнее это не совсем обман, а непрозрачные действия сотовых операторов. Если вы проверили детализацию счета и заметили там услуги, которые вы не заказывали, смело звоните в абонентскую службу, говорите, с какого числа у вас появилась та или иная услуга и сколько денег вы за нее заплатили. Как правило, больше ничего не требуется. Деньги вернут вам на телефон. Тут важно как раз периодически проверять детализацию своего счета. Потому что отключить “непрошенные” услуги и вернуть за них деньги проще, чем заметить их появление.

5/12 Как не стать жертвой СМС-мошенников?

Сегодня пользователи сами выкладывают большое количество личной информации о себе в Интернете. Номер телефона можно найти на странице в соцсети, на сайте по размещению объявлений и т.д. Мошенники часто используют ресурсы cети не только для того, чтобы добыть сами номера телефонов, но и понять, что именно может заставить пользователя попасться на их уловки.

Например, мы знаем случаи, когда пользователи после размещения своего объявления на сайте купли-продажи получали sms-оповещение с предложением обмена с доплатой, для просмотра которого требовалось пройти по ссылке. В итоге она оказывалась вредоносной или фишинговой.

В качестве метода профилактики мы рекомендуем по возможности ограничивать размещение номера своего телефона в открытых источниках. Если вы хотите указать его в аккаунте, разрешите доступ к странице только друзьям. В качестве контакта в объявлении можно использовать временный номер

Мы категорически не рекомендуем переходить по ссылкам из SMS, полученных от неизвестных лиц. Если вы все же открыли их, не соглашайтесь на открытие неизвестных файлов и проведите полное сканирование смартфона защитным решением на наличие опасных объектов. И никогда не вводите ваши персональные данные, не удостоверившись, что вы находитесь на подлинной странице сайта. Наконец, держите в актуальном состоянии базы вашего мобильного защитного ПО.

И самое главное: всегда важно вовремя «включать голову» и со здоровым скепсисом реагировать на заманчивые предложения

6/12 Как отписаться от платных услуг, предоставляемых мобильными операторами?

Существует несколько методов, позволяющих вам отписаться от любых платных услуг. Самые простые из них - это, безусловно, личный визит в офис компании и звонок в службу технической поддержки. Начните свое общение с оператором с просьбы предоставить вам детализацию расходов по вашему телефонному номеру. Все платежи, за которые были списаны деньги со счета, должны быть отражены в этом документе. Оператор обязан предоставить вам информацию по каждому списанию. Наиболее действенным способом является просьба отказаться ото всех платных услуг. Попросите оставить только те услуги, которые вам действительно необходимы - например, телефонные звонки, SMS-сообщения и доступ в интернет.

Все операторы сотовой связи предлагают использовать быстрые команды для отключения всех подписок. Речь идет про USSD-команды, которые вводятся с клавиатуры телефона, и отправляются оператору нажатием клавиши «Позвонить». Для разных операторов действуют разные команды:

- МТС: отправьте команду *152*2# и следуйте инструкциям голосового помощника.

- «Мегафон»: отправьте команду *505#

- Tele2: отправьте команду *152*0#

- Абонентам «Билайн» этот способ не подходит, отключить все подписки единой командой не представляется возможным.

Отдельно стоит сказать про Yota - единой команды по отключению платных подписок здесь не предусмотрено, однако лишь потому, что Yota в принципе не позволяет абоненту подключить какие-либо дополнительные платные услуги, кроме тех, что предусмотрены тарифом: телефонные разговоры, SMS-сообщения, доступ в интернет и международный роуминг.

Более опытным пользователям мобильной связи рекомендуется воспользоваться сервисом «Личный кабинет» (такой сервис есть в том или ином виде о всех операторов), доступ в который осуществляется через интернет и открывается либо с сайта компании-оператора, либо через специализированное мобильное приложение для смартфона. Вне зависимости от оператора, принцип действия «Личного кабинета» примерно одинаковый - с помощью этого сервиса вы можете подавать заявки на отключение и подключение большинства услуг, оказываемых операторами. Исключение составляют лишь те услуги, для которых может потребоваться визит в офис - например, смена владельца номера, переход к другому оператору и так далее. Чтобы получить доступ к «Личному кабинету» через сайт оператора сотовой связи, вам потребуется либо посетить офис и запросить учетные данные для входа, либо получить их же по SMS:

- Абонентам МТС необходимо зайти на сайт www.mts.ru, и кликнув по ссылке в правой верхней части экрана перейти в раздел «Мой МТС». Затем, в открывшемся окошке выберите «Мобильная связь» и вы перейдете на страницу входа в «Личный кабинет». Здесь нужно нажать на «Получить пароль по SMS», после этого укажите свой номер телефона, код подтверждения (символы), и нажмите кнопку «Получить пароль».

- Абоненты «Билайн» могут получить пароль для входа в «Личный кабинет» двумя способами. Первый: откройте сайт www.beeline.ru, и подведите курсор мыши к «Мой Билайн» в правой части строки меню. Во всплывающем окне выберите «Как получить пароль?», затем выберите «К мобильному или «Все в одном», после чего - укажите свой телефонный номер и нажмите «Получить пароль». Второй способ существенно проще - введите с телефона короткую USSD-команду *110*9# и нажмите кнопку «позвонить».

- Для абонентов «МегаФон» процесс получения учетной записи в «Личный кабинет» максимально упрощен: вам нужно лишь отправить с телефона USSD-команду *105*00# и нажать кнопку «позвонить». Вход в личный кабинет осуществляется по ссылке «Личный кабинет», расположенной в правом верхнем углу сайта www.megafon.ru.

- Вход в «Личный кабинет» для абонентов Tele2 реализован схожим образом - в правом верхнем углу сайта www.tele2.ru находится ссылка «Личный кабинет», которая приведет вас к форме ввода учетных данных. В открывшемся окне вы увидите ссылку «Войти с помощью пароля», и затем - «Вспомнить или получить пароль». В открывшемся окне вам останется только указать свой номер телефона и нажать кнопку «Продолжить».

- Абоненты Yota получают доступ в личный кабинет только через мобильное приложение.

Владельцы смартфонов могут установить мобильное приложение, выполняющее функции личного кабинета. Эти приложения называются «Мой МТС», «Мой Билайн», «Мегафон Личный кабинет», «Мой Tele2» и «Yota» соответственно. 

7/12 Почему опасно звонить на короткие номера?

Потому что сам факт звонка является подтверждением того, что вы согласны со стоимостью этой услуги.

Как правило, эта схема распространена на телевизионных голосованиях, телевикторинах, розыгрышах призов. И рассчитана на “телезрителей”, то есть тех, кто много смотрит телевизор и располагает достаточным количеством свободного времени, чтобы принимать участие в подобной ерунде. Обычно информация о том, что стоимость минуты при звонке на короткий номер может доходить до 80 рублей, написана самым мелким шрифтом на экране телевизора. При этом дозвониться на любимое телешоу практически невозможно: приятный женский голос предлагает подождать на линии. Доверчивый абонент “висит”. При этом висит не бесплатно. Потом происходит разъединение. И вуаля - со счета списали круглую сумму. Мошенничеством это не назовешь - условия тарификации вроде бы не скрывались. Но для многих абонентов стоимость звонка становится большим сюрпризом.

Некоторые “жертвы” потом пытаются ругаться со своим мобильным оператором, но это бессмысленно. Оператор не заставлял вас никуда не звонить. Но “осадочек”, разумеется, остается. Принудительно дозвоны на такие номера блокирует только Йота - с одной стороны вроде и забота о кошельке абонента, а с другой - может, я все таки хочу позвонить на шоу и проголосовать за участника. Короче, как обычно - прежде чем позвонить куда-то на новый номер, читайте условия, особенно написанные мелким шрифтом. 

8/12 Как уберечь телефоны пожилых родственников от подписок и контролировать их?

Не так давно обнаружила, что со счета моей бабушки стабильно утекает по 500 рублей в месяц. При том, что у нее был тариф с абонентской платой, но этой платы в месяц никак не хватало. Стали разбираться с оператором абонентской службы: количество минут, входящее в тариф, бабушка за месяц не выговаривала. Интернет-трафиком не пользовалась, за границу не звонила (я проверила детализацию звонков и разговоров - вдруг по ошибке или случайно она все-таки набрала). Не с первого раза, но все-таки нам удалось выяснить, что уже полгода она была подписана на доступ к музыке, который, разумеется, ей был совершенно не нужен (около 17 рублей в день). Она даже не знала, что стала подписчиком! Потом из разговоров с друзьями и коллегами я узнала, что многие мои ровесники уже меняли своим пожилым родственникам тарифы и даже операторов.

В общем, стопроцентной защиты от траты денег со счета мобильного телефона нет, но мы попробовали перевести старших родственников на йоту. Как бы странно это не звучало. Мы не подключали интернет, а просто закинули деньги на счет, откуда списываются деньги за минуты звонков. В магазине нам сказали, что у йоты заблокировано большинство коротких номера и обрублен доступ всяких контент-провайдеров, то есть случайно подключить подписку на музыку не получится. Ну а в интернет бабушка и не выходит. Смотрим, как оно будет - но пока без эксцессов.  

9/12 Почему мне навязывают страховку, когда я беру кредит в банке?

Как правило, заработная плата банковского сотрудника состоит из небольшой окладной части, бонуса от оформленных кредитов, вкладов, пластиковых карт и других банковских продуктов, а также дополнительных финансовых услуг, коими и являются страховки. То есть от количества проданных страховок зависит зарплата менеджера: чем больше оформит, тем больше получит денег.

Однако, следует заметить, что дело не только в личной финансовой заинтересованности специалистов, но и в установленных банком планах по продажам. Так, ежемесячно (возможно, что и чаще) в каждое отделение поступает общий план, в котором указано сколько страховок следует продать. Он делится на всех сотрудников отделения, а от результатов индивидуальной работы менеджера зависит оценка его эффективности и дальнейший карьерный рост. Также не очень хочется получать «по шапке» за невыполненный план от непосредственного начальника, ему от его начальника и так далее. Хочешь — не хочешь, а выполнять должностные обязанности нужно: банку продажи полисов нужны не только для получения дополнительной прибыли от сотрудничества со страховыми компаниями, но и для покрытия рисков невозврата кредитов.

К сожалению, работа банковских сотрудников зачастую строится так, что на этапе подачи заявки специалист словом не обмолвится о дополнительных тратах, и заёмщик узнает о страховке только при подписании кредитного договора, если вообще узнает о ней. Ещё хуже, если для отключения программы страхования, нужно заново подавать заявку, которую могут и не одобрить, и решение придёт только на следующий день.

Всегда смотрите, что подписываете, где ставите галочки, и изъявите желание страховаться (или не страховаться) при оформлении анкеты на кредит.

10/12 Какие платные услуги навязывают нам банки?

Откровенное навязывание услуг, которые не несут дополнительной выгоды клиенту, законодательно запрещено. Так что знайте, что так называемые комиссии за ведение или обслуживание счёта или рассмотрение кредитной заявки запрещены. Незаконны и сборы за внесение средств на расчётный счёт через кассу или банкомат. Правда, практически ни один банк этим уже не занимается.

Кроме того, банки любят навязывать всевозможные страховки: имущественную, детскую, от потери работы, от несчастного случая, коробочные продукты и другие.

Страховка как таковая — продукт неплохой, нужный. Поэтому, прежде чем отказываться от неё, следует тщательно оценить ситуацию. Отмечу, что неприятие в данном случае вызывает факт навязанности, лишение заёмщика свободы воли и выбора. Однако это уже тема для другого разговора.

Среди дополнительных платных услуг, предлагаемых банками, можно также выделить следующие: юридические консультации по телефону на год и помощь в возвращении утерянных вещей (ключи, документы, телефон), а при оформлении дебетовой карты, даже зарплатной, к счёту могут привязать овердрафт. Поэтому мой ключевой совет — всегда сохраняйте бдительность.

11/12 Какую самую дорогую услугу или подписку вам предлагал мобильный оператор?

К разряду самых дорогих услуг мобильных операторов обычно относят те, оказание которых сопряжено с определенными трудностями. Например, самая популярная из самых дорогих услуг - это международный роуминг. В данном случае, оператор предоставляет вам право пользоваться вашим телефоном за пределами собственной сети. Подобное взаимодействие возможно только при условии наличия договоренностей с операторами сотовой связи, действующими в других странах. Соответственно, абонент, нуждающийся в такой услуге, сразу же начинает платить больше. Тарифы на международный роуминг зависят от страны, в которую приехал абонент и от условий конкретного оператора сотовой связи, к сети которого подключился абонент. Все крупные операторы сотовой связи, действующие в России, предлагают роуминг на территории практически всех стран нашей планеты. Стоимость, безусловно, варьируется. Однако операторы обычно идут навстречу, и предлагают различные скидки и спецпредложения, действующие на популярных туристических направлениях.

Самой дорогой частью роуминга является мобильный интернет - зачастую, мобильный интернет в роуминге стоит невероятно дорого , и пользоваться им рекомендуется только в случае крайней необходимости. Иначе вы рискуете по возвращению домой получить довольно крупный счет, который вам придется оплатить, так как телекоммуникационные услуги вам все же были оказаны. Иногда операторы сотовой связи предлагают специальные пакеты для абонентов, которые позволяют пользоваться интернетом на более выгодных условиях, или временно блокируют мобильный интернет при преодолении определенного лимита трафика.

Кроме международного роуминга бывает еще и внутрисетевой: это определение описывает ситуацию, в которой абонент находится внутри страны, но за пределами “домашнего региона” обслуживания сотовой сети. В данном случае, каждый из операторов тарифицирует свои услуги по разному, и стоимость услуг связи может довольно сильно варьироваться. Абонентам рекомендуется ознакомиться со специальными предложениями операторов сотовой связи, подключить пакеты тарифных опций и получить более выгодные условия обслуживания. Время от времени операторы заявляют об отмене роуминга на тех или иных пакетах тарифов, однако единственным оператором который в принципе не берет доплату за внутренний роуминг, пока остается Yota.

Однако важно отметить, что в некоторых регионах Российской Федерации по-прежнему остается проблема с высокоскоростным подключением к интернету, поэтому, операторам приходится пользоваться дорогими каналами связи (например, спутниковыми), и они физически не могут предоставить жителям этих регионов такие же условия, как в тех городах, где есть скоростные каналы связи.

Среди самых дорогих услуг, реализуемых мобильными операторами, отмечу различные контентные подписки и звонки на спутниковые телефоны. И если про первую услугу еще все более-менее понятно, то про вторую нужно сделать небольшое пояснение. Спутниковые телефоны - это специализированные средства связи, использующиеся в тех регионах, где нет инфраструктуры обычных сотовых сетей. Принцип их работы основан на двухсторонней связи с системой телекоммуникационных спутников, такое оборудование работает в любой точке нашей планеты. Наиболее известным провайдером таких услуг является Iridium, работающий в том числе и в России. Такая связь стоит невероятно дорого (например, минимальный тарифный план Iridium стоит 7500 рублей, за которые вы получите только 75 минут разговора), и для ее использования необходимо специальное оборудование. Тем не менее, вы, как абонент обычной сотовой сети, можете позвонить абоненту Iridium. Правда стоимость такого разговора для вас тоже будет очень дорогой - и может достигать 500 рублей за минуту.

И, наконец, самая дорогая услуга, оказываемая всеми операторами сотовой связи - это право выбрать красивый номер. Существует несколько градаций номеров - простой, серебряный, золотой и платиновый. Они различаются между собой структурой повторяющихся цифр. Чем проще номер для запоминания, тем он будет дороже. Например, Tele2 оценивает самые красивые номера в 75 тысяч рублей, абонентам «Мегафон» предлагаются номера немного дешевле - за самый дорогой придется отдать 35 тысяч рублей. 

12/12 Что делать, если неизвестные подписали вас на платную услугу или СМС-рассылку?

Для начала - не паниковать. Нерешаемых ситуаций, особенно в случае взаимоотношений в системе «оператор-клиент», не бывает. Если вы заметили появление нежелательных для вас сообщений, или, того хуже, осознали, что за их доставку с вас еще и снимают какие-то деньги, то, конечно, стоит незамедлительно обратиться к оператору. Сделать это можно как дистанционно, так и лично - посетив ближайший офис вашего оператора.

Сегодня крупнейшие операторы предлагают удобный способ решения этого вопроса в дистанционном порядке. Например, абонентам «Билайн» достаточно лишь отправить SMS на короткий номер 007, и указать в нем дату и время прихода SMS-сообщения, его текст и имя или номер отправителя. Отправка такого сообщения бесплатна, и если в вашем сообщении все будет указано верно, то оператор проведет проверку по данному случаю. После первичной проверки на стороне телеком-компании будет запущена цепочка жалоб, которые приведут к решению проблемы абонента. Первым делом, оператор обратится с жалобой к владельцу того номера, с которого произошла отправка сообщений. Если, например, речь идет о каком-либо сервисе для SMS-рассылок, то далее этот сервис будет обращаться непосредственно к своему клиенту, заказавшему рассылку и выяснять у него подробности произошедшего инцидента. Если заказчик рассылки является добропорядочным лицом (например, коммерческой структурой, использующей SMS-рассылки для отправки информационных сообщений своим клиентам), то заказчик предпочтет сам связаться с абонентом и выяснить - почему произошла такая ситуация, при которой клиент пожаловался на рассылку.

Запомните номера, на которые нужно отправлять такие сообщения:

  • «Билайн» - 007
  • «МегаФон» - 1911
  • «МТС» - 6333
  • Tele2 - 345

Довольно часто бывают ситуации, когда те или иные компании, формирующие базу клиентов, некорректно обрабатывают пользовательские анкеты. Например, человек, заполнявший анкету мог неразборчиво написать одну цифру телефонного номера, что в конечном счете привело к появлению в базе компании неверно указанного номера. Ситуации, когда же вас намеренно на что-то подписывают, все же более редки. Эти события могут происходить автоматически - например, если вы указали на каком-либо сайте свой телефонный номер, то поисковые роботы могут его идентифицировать и добавить в свою базу. Такое часто происходит в случае с какими-либо крупными информационными системами, например, сервисами для покупки и продажи чего-либо - Avito.ru, Auto.ru, и так далее. Также, вас могли подписать на рассылку в качестве «мести». Если вы вдруг стали получать уж очень странные сообщения от абонентов, с которыми вас вообще ничего не связывает, то это повод призадуматься - быть может, вы кому-то хорошо «насолили», и ваш номер прописали в такую рассылку.

Представить же, что третьи лица подписали вас на платную услугу без вашего ведома вообще крайне сложно. Гипотетически, такое возможно. Но практически - для организации любой платной рассылки требуется ваше согласие на ее получение. Соответственно, это может сделать либо оператор (при наличии соответствующего пункта в договоре на оказание услуг), либо вы сами - чтобы подписаться на платную рассылку, вам потребуется подтвердить свои намерения и отправить ответное сообщение с определенным текстом. Так что, если вы такого не делаете, то и переживать, пожалуй, не стоит. В любом случае, повторюсь, при возникновении любых подозрений стоит незамедлительно обратиться к оператору сотовой связи. 

Да, и в завершении напомню про единственного мобильного оператора, который предохраняет пользователя от каких-либо платных подписок. Это Yota, федеральный оператор сотовой связи. Попытка подписать абонента Yota на любую платную рассылку окончится полным фиаско - подобные услуги оператором не оказываются в принципе.