Будущее блоггинга
Как стать успешным блогером? В чем феномен Ивангая? Как бросить все и стать блогером? Александр PapaSpilberg, cооснователь Zagency, спикер Национального рекламного форума, рассказывает о том, как блогеры изменили мир медиа и рекламы.
7 вопросов
1. Какое будущее ждет блоггинг?2. Что движет человеком, который забил на всё и решил стать блогером?3. В чем феномен Ивангая?4. Как бренды работают с блогерами?5. Сколько в среднем зарабатывают YouTube-блогеры?6. Куда пойти учиться на блогера?7. С какими психологическими проблемами сталкиваются блогеры?

Блогинг – это революционый, новый тип коммуникации. Вопрос «как будет развиваться блогинг?» сродни вопросу «как будет развиваться печатная машина, изобретённая Гутенбергом», если бы его задали в конце XV века . Аудитория блогеров будет расширяться: ежедневно потребители классического контента (зрители телевизора, читатели газет и тд) умирают, а потребителей информации через социальные сети (через взаимодействие с блогерами) рождаются.

2/7 Что движет человеком, который забил на всё и решил стать блогером?

Блогер – это не тот человек, кто забил на всё, а тот, который хочет делиться своим творчеством, тем контентом, который он производит с широкой аудиторией. Это те люди, которым есть что сказать, и они на свой страх и риск начинают это говорить. И неважно, что это: философские вопросы, косметика или просто желание приобрести аудиторию на распространении скандальной, неприятной информации.

Блоггинг похож на большие классические масс-медиа, основным отличием остается только то, что нет никаких прокладок и фильтров между персоной и аудиторией, именно поэтому блогеры так популяры. Блоггинг – новая форма, блоггер – это стеклянный домик, он делает все сам, в отличие от классических СМИ, где информация проходит многоступенчатую фильтрацию, поэтому процент правды в работе блогеров гораздо выше.

Существует несколько категорий блогеров: А +, А, B и С. Все блогеры категории А и А+ делают сами свой контент и продакшн. Как и в любой классической индустрии, категории А+ и А – это звезды и супер звезды. К этой категории я могу отнести десяток человек из русскоязычного ютуба. А+ - это, безусловно, Ивангай, который будет первым обладателем бриллиантовой кнопки среди русскоязычного ютуба. Категория А – это Саша Спилберг, Ян Го, Макс 100500, Стас Давыдов, Ли Кей, также Катя Клэп, Марьяна Ро (девушка Ивангая). Категория А + и А – это люди, которые смогли расшифровать платформу, то есть они посмотрели тысячи видео на ютубе на разных языках, увидели, какие видео больше нравятся аудитории, переработали и сделали свой контент. Таких блогеров 10-15 человек, она зарабатывают до миллиона долларов в год.

Категория B – это люди, которые зарабатывают от 200 тысяч до миллиона рублей в месяц. Этих людей несколько десятков. Категория С – это люди, которые зарабатывают от 50-ти до 200 тысяч рублей в месяц. Этих людей – сотни.

Все блогеры хотят донести свой месседж до аудитории. Это основная причина, почему кто-то решает взять в руки камеру и стать блоггером.

Главным отличием блогинга от классических СМИ является отсутствие фильтра, потому что классические СМИ- суть ложь. В блогинге, в социальных сетях есть два типа контента. Есть безусловные новости: «на Алеппо упала бомба», и какой-нибудь Мохаммед, который это увидел, сообщил об этом в Твитере: «Упала бомба, я выжил. Точка». Второй тип – это классический тип блогинта, когда блогер производит свой уникальный контент. Блоггер – это человек, который говорит то, что он видит, то, что он чувствует.

3/7 В чем феномен Ивангая?

Мне кажется, есть две причины, почему он так популярен. Во-первых, он смеется, он позитивен, он не злой. Во-вторых, у него есть девушка. У него очень молодая аудитория, до 16 лет, а она всегда самая активная. Подписчики следят за его жизнью, как за сериалом: вот у него появилась девушка, вот он сбежал в Японию, вот он уже в США. Вспомните себя в возрасте 12-16 лет, вас же в этом возрасте всё это очень интересовало? Зрителям нравится его контент - динамичный, яркий. Основной посыл Ивангая - «Смейся! Смейся! Живи прикольно!».

4/7 Как бренды работают с блогерами?

Сейчас значительная часть рекламных бюджетов отдается лидерам мнений в соцсетях то есть блогерам. Бренду очень важно понимать механизмы работы соцсетей как рекламной платформы (в части блогосферы). Понимать отличие контекстной рекламы от работы с лидерами мнений. Отечественные бренды пока не вполне успешны в данной теме, но ситуация быстро меняется. Сейчас я бы оценил работу большинства отечественных брендов от трёх с плюсом до четырёх с минусом. Международные корпорации пока лидируют. На мой взгляд абсолютные чемпионы – это Procter & Gamble и l’Oréal.

Главное отличие от работы с традиционными СМИ и телевизором: блогер сам выбирает рекламодателя. Пока рекламоносителей меньше чем рекламодателей. Если блогеру нравится бренд и он не испытывает негатива, начинается сложный разговор о релкамной компании. «Я хочу, чтобы всё было нативно» – говорит бренд. Но он же даёт полторы страницы текста и говорит: «Я хочу, чтобы ты это зачитал». Блогер говорит: «Ребята, давайте это сократим в 15 раз и оставим только название бренда; всё остальное скажу я сам». Между этим позициями – пожеланием бренда и знанием блогером своей аудитории - происходит основной процесс творческого взаимодействия. Наконец, вырабатывается месседж, который способна воспринять аудитория блогера и который подходит бренду.

5/7 Сколько в среднем зарабатывают YouTube-блогеры?

Блогеры зарабатывают тремя способами. Первое - монетизация контента на YouTube. Все как на телевидении: вы смотрите видео на YouTube, а перед ним возникает реклама. Второй способ – product placement. Это когда бренд приходит к блогеру и говорит: «У меня вышел новый продукт, давай подумаем, как мы можем его продвинуть среди твоей аудитории». Product placement всегда составной. Блогеры никогда ничего не рекомендуют напрямую, за редчайшим исключением. Они с большой неохотой участвуют в мероприятия связанных с прямым продажами. Существуют классические методики подсчета оценки, было ли размещение успешным или нет (сколько просмотров, лайков и тд), в основном речь идет об охвате, недоступном классическим СМИ (ср: охват записи блогера категории А – 1 - 3 млн просмотров, охват среднего ролика на ТВ значительно меньше). Второй способ - основной заработок блогера.

Третий уровень - это когда видеоблогер выходит в публичное пространство большого оффлайна и зарабатывает именно на этом. Мечта любого видеоблогера, чтобы структура его доходов сместилась от продакт плейсмента в оффлайно (создание собственной коллекции одежды, написание книг, участие в кинофильмах и тд). Любой блогер стремится производить свой контент в чистом виде, без рекламы. На Западе это уже много кому удалось. В России все также двигается в данном направлении.

6/7 Куда пойти учиться на блогера?

Никуда не надо идти учиться, большинство блогеров нигде не учились. Это то же самое, что идти учиться в литературный институт. Моё личное мнение таково: Чем быстрее человек расстанется с классической системой образования в принципе, тем лучше для него. Бери камеру – это очень просто, бери свой телефон, снимай ролик. Если тебе есть, что сказать, тебя обязательно увидят и полюбят!

7/7 С какими психологическими проблемами сталкиваются блогеры?

Представьте себе, что вы живёте в своем уютном мире, выходите из подъезда, с вами радостно здоровается бабушка и говорит "Что то ты деточка дверью громко хлопаешь". А теперь представьте что, вы выходите из подъезда, там сидит бабушка, у неё кастет и она бьёт вас между глаз. Когда вы не можете выйти на улицу, потому что где вы бы ни находились, вас сто раз просят сфотографироваться. Вы выходите из подъезда, там 30 человек кричат ваше имя.