The Question узнал все секреты работы Макдоналдс в России
Эти люди знают все о Биг Маке - директор по связям с общественностью Светлана Полякова работает в компании 27 лет с первого дня в ресторане на Пушкинской, где в очереди стоял нынешний менеджер по цифровому маркетингу Андрей Ушаков.
9 вопросов
1. Чем отличается Макдоналдс в России и в других странах?2. Как на вашу работу повлияли продовольственные санкции?3. Можно ли стать успешным и богатым, работая в «Макдоналдсе»?4. Как McDonald's справляется с ярлыком «вредного американского фаст-фуда»?5. Зачем в меню Макдоналдс появился ролл «Селедка под шубой»? Это дань тренду на патриотизм?6. Как живут дети в доме Роналда Макдоналда?7. Как происходит процесс разработки новых продуктов Макдоналдс?8. Где выращивают животных, из мяса которых делают еду для Макдональдс?9. Правда ли, что знаменитый клоун Роналд Макдоналд ушел на пенсию?

Важное отличие, на мой взгляд, заключается в отношении наших посетителей и вообще истории бренда в России. Я работаю в Макдоналдс уже 27 лет - с первого дня в ресторане на Пушкинской, когда у входа выстроилась та самая знаменитая очередь. За первый день мы обслужили свыше 30 тысяч посетителей – этот результат вошел в Книгу рекордов Гиннеса. С ностальгией вспоминаю сейчас первые дни работы: Советский союз - пустые прилавки. Непростая экономическая ситуация. И тут появляется Макдоналдс, который люди назвали тогда «вкусом Запада». Вдруг оказалось, что, не имея даже визы, ты можешь прикоснуться к западной культуре и открыть для себя совершенно иной уровень обслуживания: когда ты подходишь к кассе, и с тобой вежливо здороваются. Конечно, в те времена это было в новинку, впечатления у посетителей были очень яркими.

С тех пор, надо сказать, мало что изменилось. Макдоналдс как был, так и остался одним из самых любимых мест. Сейчас мы обслуживаем более 1 млн посетителей в день, и многие из них относятся к нашим заведениям именно как к ресторанам. Особенно это заметно в регионах, где мы сейчас активно развиваемся. Точно могу сказать, что российский рынок - один из самых посещаемых. Если я не ошибаюсь, конкуренцию нам может составить Беларусь. В этом году мы откроем порядка 60 новых предприятий.

2/9 Как на вашу работу повлияли продовольственные санкции?

Модная сегодня тема импортозамещения и локализации началась для российского Макдоналдс еще до того, как был открыт первый ресторан на Пушкинской. Тогда Макдоналдс принял беспрецедентное решение построить свой производственный комплекс в Солнцево. Он так и назывался - Маккомплекс. Дело в том, что компания пришла в Советский союз, где найти продукт нужного качества было практически невозможно. Поэтому было принято беспрецедентное решение вложить 50 млн долларов, чтобы открыть завод, который обслуживал – внимание! - только 1 ресторан. В тот период мы вообще не знали, как будет развиваться бренд в России. А сейчас у нас уже 580++предприятий. Сегодня у нас более 160 поставщиков: за эти годы мы выросли с 15% российской продукции до 85%. Единственное, что пока остается импортным - это картофель фри. Но! В этом году уже в Липецке наши партнеры начали строить перерабатывающий завод.

К вопросу о санкциях, начиная с августа 2014 года, Макдоналдс подвергся огромному количеству необъясненных проверок. Мы были вынуждены временно закрывать наши предприятия. Было давление со стороны прессы, которая выражала критику, призывала наших клиентов усомниться в качестве продуктов Макдоналдс. Тогда мы приняли решение еще больше говорить людям о том, что и кто стоит за буквой М. Стали подробно рассказывать, какой продукт мы предлагаем, рассказывать о поставщиках, о наших сотрудниках, благотворительных программах.То, что случилось в 2014 году, на нас повлияло репутационно, но уже скоро благодаря нашей коммуникации доверие к бренду стало еще выше, чем было ранее.

3/9 Можно ли стать успешным и богатым, работая в «Макдоналдсе»?

В Макдоналдс в России существует очень сильная программа подготовки и развития персонала. Я сама через нее прошла, так что знаю, о чем говорю. Во-первых, все сотрудники проходят серьезное обучение. Оно начинается с первого дня и не заканчивается никогда. Все начинается в тот момент, когда человек приходит работать на самую простую должность в ресторан. К нему прикрепляют инструктора, который в течение определенного времени проводит обучение. А дальше все будет зависеть от самого человека и его реальных желаний и устремлений. У нас открытая и понятная система. В результате, практически все позиции руководящих менеджеров занимают люди, которые начинали рядовыми сотрудниками.

Я сама пришла в компанию рядовым сотрудником в самый первый ресторан на Пушкинской 27 лет назад. А президент Макдоналдс в России Хамзат Хасбулатов был в нем первым директором! Многие руководители компании прошли свой путь начиная с нуля.. Та же история с вице-президентом по производству, вице-президентом по развитию человеческих ресурсов, по маркетингу. И это большой плюс, потому что такие люди знают, каково работать обычному сотруднику на местах.

У нас есть свои учебные центры, которые называются «Университетами гамбургерологии». Первый и главный находится в Чикаго. Эти университеты помогают развивать нам менеджмент нового поколения. Такой центр теперь есть и в Москве. У нас работают сертифицированные менеджеры, которые как раз и проводят все семинары, мастер-классы. Все это помогает нашим менеджерам развиваться.

4/9 Как McDonald's справляется с ярлыком «вредного американского фаст-фуда»?

Наша позиция: не бывает вредных продуктов, бывает сбалансированное и несбалансированное питание. Нам, конечно, важно, чтобы посетитель был в хорошей форме. Для этого нужно несколько составляющих, которые Макдоналдс предоставляет. Во-первых, нужен качественный и безопасный продукт. Поэтому мы разработали внутреннюю систему контроля качества, от поля до прилавка. Например, ингредиенты Биг Мака проходят порядка 500 проверок на качество. Мы предъявляет очень строгие требования нашим поставщикам – поверьте, очень сложно стать одним из них! На этапе работы с поставщиком оценивается очень много факторов: качество корма, как лечат животных, как производится продукт, как он перерабатывается.

Потом, мы же все знаем пирамиду правильного питания. Какие ингредиенты должны входить в рацион? Так вот все они есть в Макдоналдс! И протеины, и молочные продукты, и овощи, и хлебобулочные изделия. Если человек озадачен проблемой правильного питания, он сначала поинтересуется энергетической ценностью блюда и его составом. И для этого в Макдоналдс есть все возможности. Вы знаете, что мы были пионерами в этой области? В каждом ресторане можно найти информацию о каждом блюде – в уголке потребителя и на нашем сайте. К тому же, на сайте есть калькулятор калорий: если ввести определенные параметры (пол, возраст, вес), программа предлагает ему набор продуктов, которые легко становятся частью сбалансированного питания. Вот в Биг Маке, например, порядка 509 кКал. Рекомендуемое потребление калорий для женщины, которая ведет не очень активный образ жизни, достигает порядка 2 тысяч. Так что Биг Мак легко может войти в ее здоровый рацион.

Главное - знать меру. Никто не призывает питаться только в Макдоналдс каждый день. В конце концов, у нас действительно большой ассортимент: салаты, сандвичи, отдельно можно взять куриное филе. Если вы хотите картофель без соли - есть и такая возможность. Вы можете добавить или убрать какой-то продукт.

5/9 Зачем в меню Макдоналдс появился ролл «Селедка под шубой»? Это дань тренду на патриотизм?

Этот продукт сейчас проходит тест в пяти ресторанах в Москве, и мы пока смотрим, как посетители его воспримут. Если тест пройдет успешно, мы подумаем о том, чтобы поставить его в постоянное меню. Здесь важно не то, с какой страной ассоциируется блюдо, а как оно вносит разнообразие в линейку продуктов. Ведь 27 лет назад мы начинали с того, что в меню было всего 15 наименований блюд, а сейчас их более 100. Это же хорошо, когда у посетителя есть выбор: он может купить сандвич с говядиной, или взять рыбу или морепродукты. Или ролл «Селедка под шубой».

6/9 Как живут дети в доме Роналда Макдоналда?

В 1995 году Макдоналдс стал инициатором создания благотворительного фонда Рональда Макдональда. Цель очень простая - помощь нуждающимся детям. Дом Рональда Макдональда - один из основных проектов этого фонда. Это не детский дом, а бесплатная гостиница для родителей и детей, которые проходят лечение в Детской республиканской клинической больнице в Казани. Иногда лечение длится несколько месяцев, и родителям необходимо находиться и жить все это время рядом с детьми. Поэтому мы построили 2-этажную гостиницу. Там есть общая гостиная с телевизором и удобными диванами, детский уголок, кухня. Нахождение семей в Доме совершенно бесплатное и оплачивается компаний. В общем, там так уютно, что семьи иногда не хотят уезжать. Они называют его «домиком». Дом Рональда Макдональда помог уже порядка 4000 семей не расставаться на время лечения. Положительный эффект и востребованность такого дома позволили нам начать работать над строительством второго такого дома.

7/9 Как происходит процесс разработки новых продуктов Макдоналдс?

Это очень интересный и многоступенчатый процесс. У нас нет одного шеф-повара или конкретного человека, который вдруг придумывает новое блюдо и вводит его в меню. Это важное отличие от обычных ресторанов. Рецептура продуктов разрабатывается совместно с европейской и глобальной командами. Прежде, чем продукт попадет на прилавок, он проходит огромное количество этапов: анализ, согласование, опрос поставщиков, безопасность, тестирование. Любой аспект нужно проработать, предусмотреть все риски и подумать о тех возможностях, которые он может дать.

8/9 Где выращивают животных, из мяса которых делают еду для Макдональдс?

Вопрос про качество мяса, которое мы используем для производства бифштексов для наших бургеров, один из самых популярных. У нас два крупных партнера в России - Мираторг и MARR Russia. Они поставляют нам мясо, которое проходит тщательную проверку и соответствует стандартам качества Макдоналдс. Как уже говорилось, компании проходят порядка 1500 проверок, для того чтобы стать поставщиком Макдоналдс, и одно их этих требований совершенная прозрачность поступления сырья от поля до ресторана. Продукт, который мы продаем, соответствует всем требованиям законодательства РФ, а также международным стандартам Макдоналдс, которые зачастую гораздо выше государственных. Проверки проводят и независимые аудиторы - несколько раз в течение года.

9/9 Правда ли, что знаменитый клоун Роналд Макдоналд ушел на пенсию?

Такого не может произойти. Это волшебный клоун, лучший друг всех детей. Он живет в волшебной стране Макдоналд-лэнд, приезжает к детям, потому что они его очень ждут. Он занимается спортом, показывает фокусы, он веселый, непринужденный. Он был один единственный и будет всегда