Историк моды Александр Васильев отвечает на вопросы The Question
Что мешает русской женщине выглядеть стильно, почему хипстеры носят бороду, а французы не знают, что модно, и нужно ли зимой одеваться сексуально, — объясняет ведущий программы «Модный приговор» Александр Васильев.
8 вопросов
1. Откуда появился стереотип, что модой интересуются только глупые люди?2. Что мода говорит о современном российском обществе?3. Что мешает российской женщине выглядеть стильно?4. Как должна выглядеть Мелания Трамп, чтобы соответствовать статусу «первой леди» и ездить, к примеру, на аудиенцию к британской королеве?5. Как политика влияет на моду?6. В каком направлении будет развиваться мода в ближайшее время?7. Как выглядеть стильно и сексуально зимой?8. Чем российская мода отличается от западной?

Стереотип о том, что модой интересуются только недалекие люди – это прерогатива исключительно постсоветского пространства. Такого стереотипа никогда не было и быть не могло в настоящих столицах моды – в Италии, во Франции, в Японии, в США. Но мы живем в стране, где проводился неудавшийся эксперимент по созданию социализма, и большинство населения России – рабоче-крестьянского происхождения. Генетически те люди, которые утверждают, что мода – это что-то поверхностное, не имели к ней никакого отношения. Они имели дело лишь с народным костюмом. Фольклор для них все, а городская одежда – это ненужный вымысел буржуев. И так как в годы советской власти мода была в значительном загоне, а модников, как правило, рисовали людьми, наделенными антисоветскими чертами. Вспомните, таким был манекенщик Козодоев в «Брилиантовой руке» в исполнении Миронова - враг и фарцовщик. Все это привело к тому, что к моде относились свысока. Считалось, что одеждой должны интересоваться только «интердевочки», а все остальные должны рядами строить социализм. И до сих пор в нашей стране бытуют такие же представления.

Более того, существует определенный тип женщин, определяющих себя как представителей интеллигенции, ученых дам, которые нарочито не следуют моде. Для них считается практически неприличным выглядеть стильно. И здесь мы сталкиваемся с неким самоотречением. Они часто одиноки, живут с котом, ставя крест на личной жизни. Понимаете, это своего рода «монашество в миру», самоотречение ради науки. «Я буду отшельницей, я буду читать книги, и ваши земные удовольствия мне не нужны».

Но, на самом деле, мода – это важная часть истории, благодаря которой можно отследить связь времен и культур. Это неотъемлемая часть жизни людей. Отражение жизнедеятельности всех людей на земном шаре. У нее нет одного творца, у нее нет одного центра. Все нации мира приложили к созданию образов моды свою руку.

2/8 Что мода говорит о современном российском обществе?

Мы можем сказать, что современное российское общество в процентном соотношении состоит из женщин. Из женщин, которые находятся в сиюминутном поиске или сиюминутном желании сохранить свою личную жизнь. Поэтому в России мода всегда сводится исключительно к женским образам. Мужчины одеваются кое-как, не следя ни за прической, ни за запахом, ни за гигиеной. Потому что нет никакого стимула – их мало, они в дефиците, их возьмут любыми. Отсюда это нелепое представление о том, что мужчина может быть «чуть красивее обезьяны». Такое просто невозможно в Западной Европе! Все потуги российской моды сводятся исключительно к косметике, уходу за волосами, фигурой, маникюру, высоте каблуков. Все это щедро приправлено «брендоманией» и желанием подчеркнуть свой социальный статус. Причем в стране, где социальные границы были сначала стерты полностью, а потом были искусственно построены за последние 25 лет.

Сегодняшняя российская мода – «наследница» Византии. С любовью к роскоши, драгоценностям, ярким цветам, всему блестящему и дорогому. Об этом я рассказываю, в частности, на своих лекциях на факультете философии МГУ в рамках моего курса «Теория и индустрия моды» Центра креативных индустрий. Только сегодня я объяснял студентам, что генетику нельзя раздавить пальцем. Очень многое из того, что мы совершаем, носим, любим, не связано с нашим сегодняшним днем. Это «зов предков». Мы даже не можем объяснить, почему отдаем предпочтение тому или иному. Почему нашим женщинам хочется нарядиться в блестящее, а не элегантное? Почему им хочется быть побитыми, а не любимыми? Потому что генетически мы связаны с византийской традицией через православие. Главный связующий элемент – это религия. Сама наша идея жизни основана на догме православия – а это и есть византийская традиция, которая родилась в Константинополе. Мы только делаем вид, что она родилась в Загорске.

3/8 Что мешает российской женщине выглядеть стильно?

Перед моими глазами прошли сотни тысяч женщин. Только на программе «Модный приговор» я лично переодел 2000 участниц. Так что, думаю, в моем случае речь идет о сотнях тысяч женщин, которым я помог найти свой стиль. И миллионам, я надеюсь, мы помогли посредством телеэкрана. На основании этого опыта я могу сказать следующее: хорошо выглядеть женщине мешает отсутствие интеллекта. И эта мысль может показать вам парадоксальной, но я уверен, что интеллект и чувство вкуса неразрывно связаны. Элегантность – это ум женщины. А именно элегантность – это база хорошего вкуса. Запомните: глупышка не может быть элегантной.

Только не нужно путать чувство вкуса и моду. Глупышка может скопировать свой наряд из журнала, от других женщин. Большинство женщин не имеют никакого представления о том, что им идет и не идет, что надо показать, а что – закрыть. Это все от недостатка ума, а недостаток ума – от недостатка образования. Нет развития мысли, которая базируется на воспитании и образовании. Как вы можете требовать от людей быть красивыми, если половина населения просто не грамотны? Какая элегантность может быть у человека, который пишет «спосибо»?

4/8 Как должна выглядеть Мелания Трамп, чтобы соответствовать статусу «первой леди» и ездить, к примеру, на аудиенцию к британской королеве?

Мы скоро все это увидим – следите за обложками журналов. Она преподнесет нам сюрпризы. Лично я не дал бы ей никаких советов, потому что я уверен, что Трамп не продержится долго в кресле президента США. Рано радоваться.

В любом случае, в своем сегодняшнем виде ни он, ни она не соответствуют тому, как должна выглядеть первая пара страны. Мелания – это пинап, а пинап не может быть первой леди. Но так как мы живем в эпоху отсутствия моральных устоев, нам кажется, что и такой тип женщины подойдет на эту роль. Она же «голяшка из календаря».

А королева Елизавета многое видела на своем веку, она и с Меланией справится.

5/8 Как политика влияет на моду?

Очень просто – через экономику. Во всем мире экономический кризис. Он привел к тому, что стало модным одеваться бедно. Вы носите дырявые джинсы и считаете себя очень стильным, но на самом деле вы просто следуете тренду общества, которое переживает тяжелый кризис. 

Люди стали отказываться от хороших дорогих тканей в пользу синтетики, поменяли настоящий мех на искусственный, драгоценности на бижутерию, туфли на стоптанные ботинки. Отчасти мы возвращаемся к трендам 80-х годов: вновь появились подкладные плечи, элементы одежды из искусственной кожи, а главное – «оверсайз», безразмерная одежда, которая не подчеркивает фигуру, а напротив, скрывает все женственные ее части. В моду вошел нео-гранж, который является прямым следствием экономического кризиса. Но так как в политике все так подвижно, то сейчас мы опять увидим, как все изменилось, когда в Германии и Франции пройдут выборы. Только у нас не будет выборов и ничего не изменится.

6/8 В каком направлении будет развиваться мода в ближайшее время?

Западную моду ждет исламизация. Причем, это заметно и по женской, и по мужской моде. Какой главный тренд сегодня для западных мужчин? Правильно, борода. Нам кажется, что это признак так называемых «хипстеров», но ведь именно хипстеры быстрее всего улавливают самые актуальные тенденции. И они переняли манеру носить такие бороды у мусульманских мужчин.

В женской моде появятся платки, длинные платья, широкие одежды. Уже стали модными «бурки». В цветовой гамме появились зеленый и синий цвета. Потому что исламизация общества приведет к исламизации моды. Закат Европы.

7/8 Как выглядеть стильно и сексуально зимой?

Мне претит сама идея выглядеть красиво зимой на улице. Ради чего? Вот я не стремлюсь на улице зимой в России выглядеть красиво: мой меховой воротничок на пальто, кажется, съела вся моль мира. И я очень этому рад. Но если для вас это принципиальный вопрос, обратите внимание на российских дизайнеров: они единственные, кто шьет теплую и красивую зимнюю одежду.

Не нужно вам зимой одеваться сексуально. У вас нет задачи кого-то соблазнять на улице, если вы не хотите подхватить воспаление легких и бронхит. Одевайтесь тепло, а соблазняйте в помещении. Хотя я понимаю, что вопрос сексуальности в России стоит очень остро. У нас так мало мужчин, поэтому одежда для женщин – это способ добиться физического контакта. Физиология побеждает эстетику.

8/8 Чем российская мода отличается от западной?

Наши люди очень боятся самовыражения. Русские женщины – самые закомлексованные в мире. В России никто не боится раздеться, зато все боятся одеться. У нас нет ни одной экстравагантной особы в стране, которая могла бы быть примером для других. Любую экстравагантную женщину тут же причисляют к городским сумасшедшим. В России есть два самых гнусных ругательства: «Она смешна!» и «Он выглядит как клоун!». Очень убогий полет мысли. Поэтому все боятся, я не могу назвать ни одного известного человека, который не боится. Они все либо умерли, либо уехали. Виолетта Литвинова не боялась, Светлана Конеген не боялась – и уехала, в итоге, в Италию.

Конечно, сейчас много молодежи – даже в русскоязычном интернете появились it-girls, у которых по три миллиона подписчиков. Но проблема в том, что они не известны широкой публике. Их подписчики живут по всему миру, от Москвы до Шанхая, поэтому они не могут изменить отдельно взятый российский город. Не могут стать примером для подражания.

Европа пережила интерес к моде. Во Франции вообще больше никто не интересуется показами мод. Спросите у француза на улице, что сейчас модно, он вам укажет на витрину соседнего универмага. Рынок потребления изменил свой вектор – модой интересуются теперь страны с неразвитым вкусом: Россия, Китая, Казахстан, Украина. Европейцы одеваются так, чтобы им шло, а мы одеваемся так, чтобы нас заметили. А еще важнее – чтобы выиграть на конкурентном рынке среди других женщин. Это самое важное – чтобы другие сказали: «Какие у Зины сапоги, я тоже такие хочу».