По следам "Мастер и Маргарита. Я там был"
Google и «Мосфильм» запускают проект «Мастер и Маргарита. Я там был». В нем используются новейшие возможности интернета, чтобы любой желающий мог оказаться в мире этой необыкновенной книги с помощью использования формата видео 360°!
7 вопросов
1. Как в 21 веке можно популяризовать классическую литературу?2. Почему Мастер из романа Булгакова «не заслужил света»?3. Какая у вас любимая фраза из романа "Мастер и Маргарита" и почему?4. В какую сцену из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» вы бы хотели перенестись и почему?5. Какие актерские упражнения помогут обычному человеку в повседневной жизни?6. Как можно использовать технологию видео-360 в сфере образования и просвещения?7. Как попасть на экран, если ты не профессиональный актер?

Ответ будет очень субъективным, потому что любое продвижение - это всегда творческий процесс. Если в XX веке самым распространенным способом сделать классическую литературу популярной были экранизации, то в XXI веке акцент стоит делать на более современные формы, например, интернет. Очень важно вовлекать аудиторию в проекты, делать их интерактивными. Поэтому мы с компанией Google уже третий год подряд делаем онлайн-чтения классических произведений русской литературы, чтения охватывают всю страну, да и весь мир. Они вовлекают людей в удивительный мир книги.

Не стоит забывать и о более традиционных вещах: книжных фестивалях, газетах и журналах, которые пишут о книгах, дискуссиях и т.д.

А вообще , я искренне надеюсь, что поэт (и литература вообще) в России по-прежнему будут больше, чем поэт.

2/7 Почему Мастер из романа Булгакова «не заслужил света»?

Обработав в начале 1970-х годов архив Булгакова в Отделе рукописей Государственной библиотеки, я стала готовить обзор этого архива. Напечатанной в 1976 году в «Записках Отдела рукописей» после огромных трудностей прохождения через все виды цензуры обширной (120 машинописных страниц) работы суждено было стать первым очерком никому не известной биографии писателя. Процитирую то, что удалось напечатать в глубоко советское время о загадочной реплике. «14 мая 1939 года внесены были важные изменения в финал романа «Мастер и Маргарита». …Появился Левий Матвей и разговор его с Воландом, где произнесены были слова «Он не заслужил света, он заслужил покой», составляющие до сих пор загадку для критиков; однако полную ее “разгадку” вряд ли можно отыскать, не выйдя за пределы романа…Роман “к сожалению, не окончен”, говорит Воланд Мастеру, указывая на Пилата. Роман не окончен, пока не развязана проблема вины; не окончена многолетняя духовная работа, пока не развязан этот узел, страшно скрутивший не одного лишь героя последнего романа. … Мастер входит в роман без прошлого, без биографии… И, значит, ему виднее, Мастеру, и тому, чью волю нетрадиционным образом выполняет в романе Воланд, что заслужил усталый Мастер – свет ли, покой ли, и все ли сказал, что знал, видел и передумал. Романтический Мастер тоже в белом плаще с кровавым подбоем, но подбой этот невидим никому, кроме автора».

Тогда еще никто не знал текста первой публикации Булгакова осенью 1919 (статья «Грядущие перспективы» была обнаружена Г.Файманом в газете «Грозный», видимо, в начале 80-х; впервые опубликована в «Жизнеописании Михаила Булгакова» в 1988 г.). Оказалось, что мои рассуждения о вине поколения довольно точно предугадали ход мысли Булгакова – начиная с катастроф 1917 года. Он считал, что его поколению придется долго «платить за прошлое» - «Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских…»

Булгаков был, пожалуй, единственным среди писателей-современников, кто признал Октябрьский переворот и развязанную вслед за ним братоубийственную войну, унесшую миллионы жизней, национальной виной.

Вот почему Мастер «не заслужил света».   

3/7 Какая у вас любимая фраза из романа "Мастер и Маргарита" и почему?

"Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!" Воланд

Очень нравится стилистика и смысл фразы. Гениальная, емкая, композиционно выверенная фраза.

4/7 В какую сцену из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» вы бы хотели перенестись и почему?

Было бы чудесно оказаться на заседании МАССОЛИТа или в ресторане Грибоедова. Я работаю в литературном музее и довольно часто встречаюсь с литераторами. Кроме того, в этом месяце в Ясной поляне проходят писательские встречи, там будет несколько десятков известных гостей со всей России и из других стран. Любопытно сравнить современное писательское сообщество и то, которое, на мой взгляд, удивительно достоверно описал Михаил Афанасьевич в романе «Мастер и Маргарита».

5/7 Какие актерские упражнения помогут обычному человеку в повседневной жизни?

Есть очень хорошее упражнение, которое помогает успокоиться и сконцентрироваться. Сейчас это особенно актуально, ведь мы постоянно оказываемся в непростых, даже стрессовых ситуациях.

Займет все не больше минуты. Основано упражнение на "кругах внимания по Станиславскому" — малом, среднем, большом и очень большом. Это ключевые элементы системы Станиславского — комплекса упражнений для актеров, разработанного знаменитым русским режиссером. Мы ощущаем пространства вокруг нас, они определенный диапазон. Начинаем с того, что слушаем себя — биение сердца, дыхание, свои внутренние ощущения. Это малый круг внимания. Уделяем этому примерно 15 секунд — поверьте, они покажутся вам очень долгими. Постепенно расширяем границы нашего слушания до пространства вокруг, например, комнаты, в которой сейчас находимся. Это средний круг внимания. Затем еще дальше — слушаем то, что происходит за дверью, этажом выше, ниже, в подвале, на крыше, за окном, и так далее вплоть до всей вселенной. И это уже самый большой круг внимания. И снова возвращаемся к самому себе, в малый.

После такого космического путешествия возникает совершенно другое ощущение. Ты успокаиваешься, сосредотачиваешься и настраиваешься на какое-то конкретное дело. В этот момент ты, даже если чувствовал себя зажатым, отпускаешь это — и все получается :) 

6/7 Как можно использовать технологию видео-360 в сфере образования и просвещения?

Это формат, который может привлечь одним названием, но все-таки, чтобы зрителя после первых 10 секунд просмотра ролика не настигло разочарование, использование 360* должно быть оправдано. Другими словами, должна быть необходимость крутить головой и осматриваться. Вот почему 360* используют, чтобы изучать географию, архитектуру городов, подводный мир или астрономию. Ведь лишь немногие люди имеют возможность участвовать в экспедиции на Северный полюс, 

побывать в фавеле Рио-де-Жанейро

 или погрузиться на дно океана.

 Технология 360*, например, позволила «оживить» Жираффатитана (одного из самых высоких динозавров, когда-либо живших на планете!),

оказаться среди звезд и рассмотреть поверхность Плутона, 

встретиться лицом к лицу с гориллами в Конго 

или поплавать с белыми акулами.

 Не оставляют технологию без внимания и наши музеи: здесь,

 например, можно посмотреть, как заводят знаменитые часы «Павлин» в Эрмитаже. Ну а мы пока с помощью триста шестьдесят привлекаем внимание к русской литературе, а точнее к Булгакову - вот так.

7/7 Как попасть на экран, если ты не профессиональный актер?

У человека без профессионального актерского образования, на самом деле, масса возможностей попасть на экран. Например, свой канал на YouTube — любое видео с собой в главной роли ты можешь выложить в сеть. Попасть «в телевизор» уже немножко сложнее. Для этого, как правило, нужно пройти кастинг и обладать какими-нибудь необычными способностями. Например, лучше всех надувать пузыри из жвачки, круче всех прыгать или так изогнуться, что никакому йогу не снилось.

Ваша уникальность — это всегда шанс выделиться. Например, можно поучаствовать в таком проекте, как «Мастер и Маргарита. Я там был». Сейчас мы как раз занимаемся отбором чтецов, приславших свои заявки на кастинг. Для режиссерской команды онлайн-чтений личность, выходящая за рамки шаблонов, важнее хорошо обученного, но скучного артиста. Если человек яркий, своеобразно подает материал и у него горят глаза, то совершенно неважно, что он где-то запинается или картавит. Мы скорее возьмем его, чем того, кто с «правильными» интонациями, паузами и ударениями заунывно читает текст.