«Хорошая музыка пробивает себе дорогу»
Музыкант, продюсер и владелец лейбла Xuman Records (On-The-Go, Mana Island) Саша Хьюман о том, как музыканту не умереть с голоду, как строить отношения с лейблом и как понять, что ваша музыка чего-то стоит.
8 вопросов
1. Как создать свой музыкальный лейбл и зарабатывать на этом деньги?2. Как закрытые лейблы находят и отбирают новых артистов?3. Как происходит процесс взаимодействия музыкантов с музыкальными лейблами?4. Как музыканту не умереть с голоду в первые три года своей инди-карьеры?5. Как вы оцениваете то, что создание и распространение музыки становится доступным практически каждому?6. Как вы относитесь к закону о защите авторских прав?7. Какие отечественные группы, на ваш взгляд, самые недооцененные?8. В чем заключается главная проблема музыки в России?

Хочется ответить — никак. В лучшем случае, чтобы не потратить карму, лейбл выходит в ноль по своим затратам и доходам. Лейбл в виде прикладного инструмента — другое дело. Только точное понимание цели может помочь держаться на плаву. Задайте себе вопросы: «Чем я могу помочь артисту?», «Чем музыка моего лейбла отличается от музыки другого лейбла как для меня, так и для слушателя?», «Для чего, в конечном счёте, я это делаю?»

Если вы "влезаете" в концерты своего артиста — другое дело. Но эта формация уже больше тянет на букинг-агентство. Бизнес-план очень неплохо вообще помогает принимать решения. А ещё немного удачи : ) 

2/8 Как закрытые лейблы находят и отбирают новых артистов?

У всех социальных групп свои критерии отбора. Для нас в Xuman Records, помимо исключительной музыкальной составляющей, не менее важен человеческий фактор. То есть, если музыка нам даже очень нравится, но по каким-то качествам человек не очень, работы не получится. Много где этот принцип работает, но у нас особенно.

Найти хорошего никем не открытого ранее артиста — большая радость и удача. Это сильная влюбленность, которая может продлиться довольно долго, даже когда всё переходит на бизнес-уровень. Вообще, лейблы мониторят все большие и многие средние музыкальные паблики и блоги. Туда всем прямая дорога. Часто музыканты обламывается и горько плачут оттого, что им никто не отвечает. Это вообще, к сожалению, норма нашего времени — никому не отвечать. Писать надо, но не перебарщивать. Честно говоря, это целая наука: как продвигать свою музыку. И, кстати говоря, без уверенности, что ваша музыка действительно нужна людям, не стоит вообще этим заниматься. Это чаще всего только отталкивает.

3/8 Как происходит процесс взаимодействия музыкантов с музыкальными лейблами?

Чтобы понять как это работает, нужно усвоить простую истину — сотрудничество должно быть взаимовыгодным. В наше время это весьма очевидная вещь, которую большинство музыкантов, как мне кажется, совсем не понимают.

Многие думают, что лейблы должны инвестировать в музыкантов средства напрямую только лишь за их талант. Что касается российских реалий, такое происходит, безусловно, но во многих случаях лейбл (продюсерский центр или что угодно) может поставить артиста в очень несправедливые рамки.

Если говорить о справедливости с позиции лейбла в этом вопросе, надо понимать, что у лейбла при полном финансировании артиста будет огромное количество расходов: запись, продвижение, одежда, квартира, логистика, менеджмент, видео, и ещё куча всего прочего, куда можно вписать практически любое количество нулей. Когда расклад такой, лейблу ничего не остаётся делать, как брать нормальные такие проценты с концертов артиста, ещё и при условии того, что артист «выстрелит» в обозримой перспективе и со временем будет приносить деньги сверх тех, что были в него вложены. Это нормально, это справедливо. Артист популярен, но беден как церковная мышь. Это ненормально, но исходя из вышеперечисленных условий, справедливо.

Есть и другие расклады, когда артист делает всё сам и получает всё сам. В этом случае, лейбл может помочь не столько деньгами, сколько связями и опытом. Это, на мой взгляд, идеальный вариант, когда лейбл является проводником артиста в тусовку.

Смысл лейбла сильно изменился за последние 20 лет, так как сейчас в руках любых людей есть значительные информационные ресурсы. Проблема в том, что мало кто вообще понимает, что происходит и что и в какой последовательности делать.

4/8 Как музыканту не умереть с голоду в первые три года своей инди-карьеры?

Если уж музыкант решил строить «инди-карьеру» в России, это решение ему просто не далось. Либо есть очень значительные основания для этого в виде сумасшедшего фидбэка большого количества друзей, либо дикая уверенность в успехе. И то и другое на деле — в основном bullshit. 

Конечно, без любви друзей и уверенности ничего поначалу и не происходит, но основанием должно служить что-то большее. Что-то из другой категории важности. Например, если группа собирает в "16 тонн" на первый концерт 100 человек, а на второй приходит ещё больше. Например, если абсолютно незнакомые люди начинают постить вашу музыку. Например, если вас заметил Вадим Чувашев и позвал на разогрев Depeche Mode. Всё это основания. Если они есть, значит, вы не пропадете.

Если на них и намека нет, тогда рабойте, господа. Работайте над собой годами, десятилетиями, если уж музыка для вас смысл жизни. Если и это не так, тогда и начинать не надо, очень прошу!

5/8 Как вы оцениваете то, что создание и распространение музыки становится доступным практически каждому?

Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что каждый может попробовать. Плохо, что каждый может про себя всерьез подумать, как о гениальном музыканте и начать кричать на каждом углу об этом. Тяжелее в этом случае приходится не настолько пронырливым, но куда более настоящим художникам. Но хорошая музыка всё равно отчасти пробивает себе дорогу. Уж кто надо, точно её услышит, а дальше в дело включается цепь из огромного числа факторов, описать которую учебника едва ли хватит.

В этой связи обидно другое - в России это ничтожное число рупоров. Не столько по количеству, сколько по реальному влиянию на аудиторию. Но это очень глубокая проблема и кто-то должен срочно ей заняться!

6/8 Как вы относитесь к закону о защите авторских прав?

Управление законами об авторском праве в России осуществляется в пользу избранного количества культурных и не очень деятелей. Даже при условии, что законы демократичны и лояльны ко всем, нет никакой гарантии, что они будут приносить правообладателям заслуженные деньги. Допустим, если вы не зарегистрированы в РАО, вы не получите денег за ротацию рекламного ролика, куда писали музыку. Если же зарегистрированы, вы их всё-таки получите, но по истечению солидного срока. Если сравнивать подобные роялти по странам, то Россия в этом отношении, мягко говоря, не очень-то лидирует. Проблема как всегда историческая, сложная.

У меня есть гениальный друг, изобретатель, который судится с большой корпорацией (не буду называть её имя) уже 10 лет из-за того, что его изобретение активно используется в продуктах этой компании. У него есть патент на изобретение, с документами всё в порядке. Но существующая реальность такова, что интересы избранных всегда оказываются превыше интересов большинства. Это обычное социальное явление. Всё дело в том, насколько этот показатель зашкаливает... 

7/8 Какие отечественные группы, на ваш взгляд, самые недооцененные?

Недооцененность сама по себе является весьма относительным понятием. Я считаю, что если кто-то недостаточно оценен, это либо его собственная проблема, либо проблема его ближайшего окружения, которое видя дарование не сделало всё, что в их силах, чтобы талант не пропал. Возникает вопрос: «почему?». 

Не потому ли что дарование не настолько даровитое, извините. Или, например, дарованию самому успех никуда не впился, опять-таки извините. Приблизительно поэтому, на мой взгляд, недооцененных талантов не бывает. Талант неполноценен без желания проливать себя на людей. Если мерить всё успехом, конечно. Другие мерила могут быть не столь поверхностны для обсуждения и нуждаются совсем в другом формате повествования. 

Всё же пытаясь ответить на поставленный вопрос, я нахожусь в затруднении. Не потому, что я не желаю своим любимым и не столь популярным группам популярности. А потому, что глубоко убеждён, что музыка делается для людей. И именно люди ее делают успешной. Да, надо заставлять людей думать, развиваться, познавать себя. Но абсолютно бесполезно это делать, если нет мэседжа. 

8/8 В чем заключается главная проблема музыки в России?

Главная проблема у нас — это отсутствие конкуренции. Именно насыщенность хорошим контентом делает рынок полным. Я сейчас говорю по большей части об инди-музыке. Продюсеров хороших мало, но есть небольшая надежда на молодёжь:) Без надежды уж совсем тяжко.