Светлана Сурганова на The Question
Светлана Сурганова отвечает на вопросы пользователей The Question
10 вопросов
1. Как исполнитель воспринимает публику со сцены во время концерта?2. Как вы относитесь к тому, что сейчас музыка часто распространяется пиратским способом?3. Какие поступки фанатов на концертах вам особенно запомнились?4. Вы читаете письма от поклонников?5. Жив ли рок?6. Где найти вдохновение?7. Как эволюционировал ваш музыкальный вкус?8. Что чувствует музыкант, исполняя песни в тысячный раз?9. Почему музыканты никогда не начинают концерты вовремя?10. Какие песни вам нравится исполнять на концертах больше: новые или старые?

Не задавалась этим вопросом, потому что любой выход на сцену, концерт, — это для меня таинство, некое шаманство. Хотя, вы знаете, по-разному бывает. Бывает, вычленяешь действительно из аудитории какое-то лицо, какого-то конкретного человека. Но, по большей части, тысячные концерты – это уже некоторая сообщность. Это все люди, которым я безусловно благодарна: если они пришли на концерт, значит — они единомышленники, уже моя семья. Энергетическая, ментальная семья, с которой у нас диалог и именно шаманство, цель которой — прокачать энергию, высветлить ее, создать вот такое облако, которое еще долго каждого будет поддерживать и питать.

2/10 Как вы относитесь к тому, что сейчас музыка часто распространяется пиратским способом?

Есть объективная данность, с которой предпринять что-то сложно, по крайней мере на данном этапе развития. Но тот, кто сочтет нужным, заплатит. У кого нет возможности, для него будет доступен материал, который в какой-то момент интеллектуально обогатит, духовно. Вот так вот, прозрев, он за следующий скачанный диск заплатит денежку. В принципе, музыка, искусство – достояние пространства, оно не принадлежит никому до конца целиком и полностью. Особенно я не понимаю родственных связей, наследников. Почему если кто-то из великих написал песню, его двоюродный внучатый племянник претендует на текст и получает баснословные гонорары? Почему я не могу использовать эту мелодию в концерте, почему я должна ее выкупать у внучатого племянника? С какой стати? Это не им написано, это уже принадлежит пространству, вселенной, общей гармонии, для меня пока это неразрешимая задача. Поэтому пиратство-не пиратство, лишь бы выливалось в эфир, пусть это структурирует, гармонизирует пространство. А денежка автору придет рано или поздно. Если ты создал что-то достойное, настоящее, это все равно откликнется, вселенная откликнется обязательно. 

3/10 Какие поступки фанатов на концертах вам особенно запомнились?

Это был Кремль, десятилетие группы «Сурганова и Оркестр». На исполнении песни «#МируМир» поклонники устроили шикарный флешмоб с флагами разных стран, с которыми шли медлу рядами по всему залу. Тогда еще был напряженный момент с войной и Украиной, а они взяли флаги и пошли с ними по всему периметру. Именно на этой песне.

А на «Гертруде» они переоделись и стали танцевать танго в зале, в Кремле. Тоже потрясающе. Я уже не говорю про всякие фестивали (там, «Нашествие»), когда плакаты, флаги – это всё само собой разумеющееся. Но когда на песне «Ты» (там есть строчки «я не знаю, как изменится твое лицо») они сделали огромные куклы в виде двуликого Януса, с разными выражениями лиц (поворачиваешь – одно лицо, по-другому поворачиваешь – другое), они меня прямо шокировали. Еще светящиеся елочки притащили в “Крокус”, расставили по всем рядом и на какой-то песне они зажглись. Поклонники их подняли, и это было невероятно красиво.

Как-то к этому привыкаешь, и, если концерт поскромнее прошел, думаешь: либо  ты стал хуже, либо надоел уже: что-то не то. Уже начинаешь нервничать. Уже недостача идет.

4/10 Вы читаете письма от поклонников?

Я себя пытаюсь воспитывать и пытаюсь отвечать на письма, пока не получается, но внутренний диалог всегда есть. Я прочитываю письмо, но, кстати, чем настойчивее меня просят ответить, тем меньше желания дать ответ. Я за ненавязчивость и деликатность, это скорее вызовет во мне отклик и я смогу ответить, такие примеры были.

5/10 Жив ли рок?

Конечно. Люди все равно до конца существования будут пытаться осознать жизнь и смерть, а смерть – это рок. Это глобальное, фатальное, основополагающее понятие жизни, как ее обратная сторона. Поэтому все, что так или иначе связано с попыткой это осознать, смело можно называть роком. Я сейчас не говорю о форме: например, рок-музыкант — это обязательно ручки вправо, «джиджиджи», «А-А-А-А-А-А» – и вот типа рок-музыка. Я немножко о другом. Бах был глубоко фатален и писал настоящую роковую музыку. Вот тут я могу согласиться. Это не то, чтобы мое мнение, но я с ним согласна. Вот поэтому рок, конечно, жив. Он умрет последним.

6/10 Где найти вдохновение?

Есть  простой способ: надо выключить телефон. Если работает телевизор, то выключить телевизор. Нужно закрыть дверь, сесть за письменный стол или в удобное кресло, взять листок бумаги, какие-нибудь словари (интернет может работать) и пару-тройку любимых авторов, поэтов. Оптимальный вариант — уединиться в личной библиотеке, если она есть. Сесть и начать писать, играть словами и рифмами — должен быть такой «самоподзавод». Для меня важно просто сесть и сосредоточиться. Главное, чтобы никто тебя не выдёргивал из этого состояния: важно именно погружение. Пришла мысль, ухватил её, записал и потом как снежный ком.

Сейчас такое  случается реже, поэтому нужен кабинет, атмосфера домашней библиотеки и, — это я недавно поняла, что важно, — соучастник или соучастница, единомышленники. Сейчас такой единомышленник для меня - Кира Левина, поэт и мой соавтор, с ней мы писали тексты к альбому «МируМир». Она автор текста старой песни «Я теряю тебя». Кира может дать одно слово. Или мы просто с ней обсуждаем: “Вот есть мелодия. Что тебе видится? Какой пейзаж? Какие у тебя ассоциации? Аллюзии? Давай!” Мы наговариваем друг другу, одно цепляется за другое, встаем на одну волну и идёт генерация общего энергетического потока. Потом он вырастает в словесный, смысловой. Так родились многие тексты к альбому «МируМир».

Если меня приводят в ступор начальные этапы работы над текстом, я себе говорю: «Расслабься, позволь себе глупость, ересь, всякую абракадабру! Давай, ты имеешь право! Ты уже всеми своими годами, своим творчеством, своими записанными альбомами, тем окружением, которое тебя поддерживает на протяжении многих лет, просто достойна того, чтобы являть свое видение мира. Просто бери и пиши!» Иногда срабатывает. Чаще нет.

7/10 Как эволюционировал ваш музыкальный вкус?

Одно из моих самых сильных детских впечатлений: когда я просто остолбенела около радиоточки во время исполнения реквиема Моцарта “Lacrimosa”. Просто пронзило: я была просто как бабочка на игле. Приколотое внимание. Потом был Марк Бернес, который исполнял песню «Журавли». Это тоже пронзило моё сознание. Потом, чуть позже, примерно схожая реакция у меня была на песни «Я хочу быть с тобой» группы “Наутилус Помпилиус” и «Уж сколько их упало в эту бездну» Аллы Борисовны Пугачёвой на стихи Марины Ивановны Цветаевой. Мне очень нравится её трактовка, её исполнение. Может быть, тогда началась для меня Цветаева. Кстати говоря, Алле Борисовне за это большое спасибо: за моего Мандельштама и за мою Марину Ивановну Цветаеву.

Я всегда любила классику, люблю хорошую эстраду, мне нравится альтернативная музыка, в последнее время даже электронная. У меня случаются периоды, когда мне больше нравится очень громкая, динамичная, драйвовая музыка или очень спокойная, инструментальная, тихая. А классика всегда. Если я в туре, то лучшее отдохновение, лучший способ снять усталость, стресс, восстановить внутренние силы – классическая музыка. Сейчас есть такие прекрасные технические возможности: ты скачиваешь с iTunes альбомы, треки и наслаждаешься в туре. 

8/10 Что чувствует музыкант, исполняя песни в тысячный раз?

Я чувствую всё то же самое, что чувствовала, когда исполняла первые пятьсот или даже первые десять раз. Все те же эмоции, естественно, немножко как бы «накапливая» опыт лет и опыт исполнения. Добавляется нюансировка: вокальная, эмоциональная. Это не просто механическое пропевание песни. Может быть, кто-то совсем абстрагируется, думает о своей жизни, делах (молоко забыл с плиты снять, вовремя не подписал документы, куда поехать в отпуск: на Майами или Мальдивы). Но я в материале: в том, что я сейчас сообщаю миру, залу. Я здесь и сейчас. И от тех эмоций, которые я испытывала при написании песни, я и отталкиваюсь. Они, конечно, приобретают немного иную окраску, учитывая моё сегодняшнее настроение, самочувствие, если хотите, состояние связок, но, в общем, основа, посыл, вектор основной остается абсолютно незыблемым. 

9/10 Почему музыканты никогда не начинают концерты вовремя?

Потому что, например, плохо работает транспорт во многих городах, люди стоят в пробках, и мы, музыканты, не начинаем, потому что ждём, когда  люди зайдут, разденутся,  и нам дадут отмашку, что зал готов. У пубики есть стереотип: на рок-концерт не надо приходить вовремя, все равно придется ждать. На самом деле эток асается только рок-клубов, а сидячих площадок не касается, тем более филармоний, например. Если говорить про наш коллектив, то музыканты приходят на саундчек за четыре часа до начала концерта, а звукорежиссер - за шесть. Если концерт начинается, например, в семь или в восемь, я на площадке часов с четырёх-пяти.

Правильно, если концерт задерживается, как в театре, на пять-десять минут. Но иногда бывают ситуации, когда нас просят: «Пожалуйста, потяните ещё, очередь в гардероб». Если это клуб, просит бар: «Не начинайте, дайте людям выпить, а бару заработать».

Мы пару-тройку раз начинали вовремя. Народ был в шоке, никто не был готов, первые четыре-пять песен все рассаживались. А мы ведь сами за кулисами тоже перегораем. Я всегда своим ребятам говорю, особенно директору: “Так, артистка перегорает! Идём на сцену. Больше ждать не могу! Всё, идемте немедленно – хочу петь!» Мало когда ко мне прислушиваются, но вопли мои такие раздаются регулярно.

10/10 Какие песни вам нравится исполнять на концертах больше: новые или старые?

Конечно, есть излюбленные песни. Но мне нравится исполнять и новый материал, и старый. Если это старый материал, который преобразился (как например, в пластинке «UNPLUGGED», с которой мы поедем по городам и весям), в нем появляются новое видение, дыхание, коннотации, поэтому и тексты, и мелодия, и аранжировка, и подача уже иные. Мне интересно такое преображение.  

Если мне до сих пор интересно работать с этим материалом, значит, это неплохая песня, способная пережить реинкарнации. Например, сколько раз была перепета песня Besame Mucho, или взять того же Стинга с его Fragile. С возрастом песни приобретают подтексты, раскрываются какие-то подуровни, в актуальной аранжировке обращают на себя внимание нового слушателя, чьи уши адаптированы к более современному звучанию.