Меняя пейзаж
Основатель арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский отвечает на вопросы пользователей The Question
8 вопросов
1. Какие идеи несут инсталляции Николая Полисского?2. Как местные жители воспринимают работы Николая Полисского в Никола-Ленивце?3. В чем художественный смысл инсталляции Полисского в Парке Горького?4. Кто финансирует создание ленд-арт объектов?5. Какие материалы использует Николай Полисский для своих работ?6. Кто придумал устраивать экспозиции в Никола-Ленивце, почему именно там?7. Какое произведение Полисского было наиболее сложно реализовать?8. Почему Николай Полисский выбрал дерево для своей работы в Парке Горького, в чем его символика?

Главная тема, с которой я работаю последние 16 лет, — это поиск гармонии между искусством и пространством. В первую очередь, это гармония с естественной природной средой, в которую мы помещаем свои работы. Мы часто используем такую фразу — вписать в пейзаж, то есть сделать так, чтобы произведение формировало целое пространство и одновременно уходило в него корнями, встраивалось в богатую и переменчивую визуальную среду.

Но не только такую гармонию я пытаюсь построить, но и гармонию с людьми, которых я вовлекаю в свою работу. В нашей деревне, которая теперь превратилась в арт-парк, многие из местных крестьян стали соавторами в наших общих работах. Многие посвятили себя работе в нашей мастерской, искусство проникает в жизнь людей и, я надеюсь, делает ее гармоничнее.

2/8 Как местные жители воспринимают работы Николая Полисского в Никола-Ленивце?

За все время существования арт-парка мы едва ли видели какой-то вандализм в отношении тех вещей, что построили. Искусство должно защищать само себя, для этого оно должно быть убедительным. Первое, что я сделал, — привлек к работе над проектами местных людей, теперь они защищают эти вещи как свои. Они хотят, чтобы история продолжалась.

3/8 В чем художественный смысл инсталляции Полисского в Парке Горького?

С Сигнет в Парке Горького мы хотели продемонстрировать энергию природы, воссоздать её в дереве. Наши ростки не выше двух метров, их более полста и они будто бы взошли из случайно рассыпанных семян неизвестного происхождения, возможно внеземного :).

 Мы смешиваем приёмы и темы, свойственные классическому ленд-арту, но добавляем что-то своё. Завитки ростков, по отдельности — классическая модернистская скульптура. Скульпторы раньше часто создавали абстрактные объекты, повторяя гармонию природной формы. Но мы делаем не один объект, а более 50 и занимаем инсталляцией широкую парковую лужайку. Таким образом, форма растворяется в пространстве, и, я надеюсь, программирует этот уголок парка на какое-то взаимодействие с инсталляцией.

4/8 Кто финансирует создание ленд-арт объектов?

Бывает по-разному, на проекты в Никола-Ленивце всегда были необходимы меценаты, с чем последнее время всё хуже и хуже. Для некоторых проектов нас приглашают и все организует принимающая сторона. Последний проект Сигнет сделан благодаря поддержке бренда Glenmorangie. Мне кажется, что это очень правильный, образцовый проект, с точки зрения того, как сделать так, чтобы в российских городах начали появляться работы современных художников. Город предоставляет площадку, а деньги даёт коммерческая компания.

5/8 Какие материалы использует Николай Полисский для своих работ?

Для меня очень важен материал. Он часто сам определяет единственно возможную форму, через материал можно найти гармоничную связь между объектом и средой. Меня часто воспринимают как художника работающего исключительно с такими "экологическими" материалами. И это правильно, но в более широком смысле, чем «растительного происхождения». Я использую те материалы, которые свойственны ситуации. Так сложилось, что я предпочитаю работать в природном пространстве и чаще всего это дерево, как необработанное, так и выпиленное на станках. Все началось у меня со снега, были ещё обычные дрова, ивовая лоза, сено. Один проект представляет из себя двуглавого орла из металла, который работает как огненная скульптура. Дважды за рубежом мы делали проекты из металла. Я работаю с моими художниками-крестьянами, их умение работать с натуральными материалами, безусловно, во многом определяет мой выбор.

6/8 Кто придумал устраивать экспозиции в Никола-Ленивце, почему именно там?

Я приехал в Никола-Ленивец в начале 90-ых. Мы искали дачу, где могли бы жить семьёй, а я ходил на пленэры, поскольку занимался пейзажной живописью. За 10 лет я видел наше пространство во всех его удивительных видах. Но желание продолжать заниматься живописью уходило, и я начал устраивать акции из области современного искусства в Москве. В какой-то момент пришла мысль сделать инсталляцию из 300 снеговиков на склоне берега Угры. Результат невозможно было предположить. Шаг за шагом Никола-Ленивец переродил меня как художника, открыв феноменальные возможности для «стояния» или экспозиции объектов в естественном природном пространстве.

7/8 Какое произведение Полисского было наиболее сложно реализовать?

Наверное, сложнее всего дался Вселенский Разум. У нас ушло около 3х лет, чтобы установить 42 колонны и заплести центральную фигуру массивными деревянными извилинами. 

8/8 Почему Николай Полисский выбрал дерево для своей работы в Парке Горького, в чем его символика?

Дерево — материал для меня очень типичный. Дело тут не в личных предпочтениях, просто его у нас много, оно доступно, и главное — мои соавторы за историю нашей работы, мастерски овладели техникой его использования. А лесорубы, которые привозят нам лес, уже откладывают для нас удивительные экземпляры. Инсталляция задумывалась как прообраз природной энергии ростка, которую легко можно найти в изгибах ствола дерева, поскольку природа действует похожим образом и в микро, и в макро масштабе.