Земля как искусство
The Question и Signet Land рассказывают о художниках, которые превращают непостоянство природы в произведения искусства
19 вопросов
1. Почему нам нравятся красивые ландшафты? Почему природа красивая?2. Что такое ленд-арт и как он возник?3. Какие материалы используют для создания ленд-арта?4. Какие формы «возвращения к земле» принимает современное искусство?5. Как научиться разбираться в ленд-арте?6. Покупают ли объекты ленд-арта?7. Как современные художники реагируют на индустриализацию общества и экологические проблемы мира?8. Где в России можно посмотреть на ленд-арт?9. Ленд-арт - это искусство?10. Как выглядят самые известные объекты ленд-арта последних лет?11. Какие самые известные художники направления ленд-арт?12. Как окружающая среда взаимодействует с объектами ленд-арта?13. Насколько для ленд-арта важен контакт произведения искусства со зрителем?14. Делают ли выставки объектов ленд-арта или их можно увидеть только там, где они изначально установлены?15. В чем различия ленд-арта, ландшафтной архитектуры и скульптуры?16. Какие самые известные представители ленд-арта в России?17. В чем философия ленд-арта как направления искусства?18. Какие направления искусства легли в основу ленд-арта?19. Каков «срок жизни» произведений ленд-арта?

Если коротко: развитым эмоциональным интеллектом. Чтобы было понятнее, немного поясню: эмоциональный интеллект - сложно организованная способность распознавать и здоровым образом переживать собственные чувства и эмоции в их разнообразии и сочетаемости. Сюда же входит способность управлять своими чувствами и регулировать свои эмоциональные реакции (действия) по отношению и к себе, и к другим людям... Способность восхищаться миром - это сложная гамма чувств, в которую входит и благоговение, и смирение, и сопереживание себя как части этого огромного мира и много ещё более тонких сочетаний чувств. 

2/19 Что такое ленд-арт и как он возник?

Само название произошло от сокращения «ландшафтное искусство». Так получилось, что выбор Джерри Шума оказался удачным, и искусствоведы стали использовать именно этот термин. Вместе с тем, поскольку границы его не были полностью определены, открытость способствовала самым широким интерпретациям: «Spiele mit den Elementen» (Игра с элементами), «Fluent ins Freie» (Бегство в открытое пространство, на улицу), «Поиск голубого цветка» и пр.

Хотя уже в середине 60-х многие художники делали работы, которые позднее стали классикой ленд-арта, сам термин появился немного позднее. Какие работы считать самыми ранними – вопрос спорный. Иногда упоминают, например, работу Херберта Байера «Земляная насыпь» 1955 года, хотя есть и другие, более ранние произведения, в которых прослеживаются основные визуальные черты и теоретические разработки. Одним из первых значимых событий стала выставка «Earth Works» в нью-йоркской галерее коллекционера, арт-дилера, обозревателя и мецената Вирджинии Дван (Virginia Dwan) в октябре 1968 года. В ней приняли участие Денис Оппенхайм, Роберт Смитсон, Карл Андрэ, Сол Левитт и другие художники.

Сам термин «ленд-арт» был введен в оборот благодаря одноименному фильму Джерри Шума (по-крайней мере, эту точку зрения приводит Michael Lailach в своей книге «Land Art»). Джерри искал новое пространство для искусства и надеялся, что именно телевидение станет им. Так что вполне логично, что он позиционировал свой фильм как «телевизионную выставку». Он показал работы восьми американских и европейских художников: Маринуса Бозема, Яна Диббетса, Бэрри Фленегена, Майкла Хайзера, Уолтера Де Мариа, Дениса Оппенхайма, и Роберта Смитсона. Первоначально, художники задумывали эти работы для показа на телевизионном экране лишь на то время, пока программа будет в эфире. По-другому это вряд ли было бы возможно, так как свои произведения они создавали в весьма труднодоступных местах, которые в то время и были необычны для проведения художественных акций: болота, побережье, каменные карьеры и пустыни. Некоторые художники никогда прежде не работали в подобных местах, и некоторые в будущем больше не повторяли подобных попыток. Во всех отношениях, этот проект стал уникальным экспериментом. Характерны слова арт-критика Джона Энтони Твейтеса, сказанные после просмотра фильма, хотя и описывают лишь один из аспектов ленд-арта: «Они идут в пустыни и к океанам. Там, в полном одиночестве, они увлечены своими играми с элементами. Как правило, лишь камера является свидетелем их деятельности. Их недолговечные работы быстро разрушаются ветром или размываются водой. Там, где эти произведения находятся под опекой музеев, их приходится постоянно подновлять и защищать – из уважения к прошлому. Искусство оказалось инфицированным новым мифом о природе». Фильм транслировался только один раз, 15 апреля 1969 года в 10:40 вечера, на первом канале немецкого телевидения ARD. Тем не менее, определение «ленд-арт», стало своего рода фирменным знаком для художественных работ с ландшафтом. 

3/19 Какие материалы используют для создания ленд-арта?

Есть устойчивый стереотип, что в ленд-арте используются исключительно природные материалы: земля, травы, камни, древесина, хотя мы отталкиваемся от 4 первоэлементов: воздуха, огня, земли и воды.

Кроме «природных» используются самые разные материалы и инструменты: бетон, сталь, пластик, светоотражатели, кирпич и даже бульдозеры (как в «Двойном отрицании» Майкла Хайзера).

Миха Бриновец использовал эфемерные материалы, такие как лед, вода, снег. Дэвид Нэш часто выбирал древесину, которую предварительно обугливал. Христо вторгся в природное пространство, когда делал дорожки на озере. А Лонг работал с пространством и временем, например, каждый час своего пути отмеряя камешком или любой другой меткой, производя таким образом деконструкцию пейзажа и опыта.

Конечно, есть арт-ин-нейчр (art in nature), в котором работают с чисто природными материалами, такими как желуди, яблоки и листья.

4/19 Какие формы «возвращения к земле» принимает современное искусство?

Чисто технически возвращение к природе в искусстве возможно, и практикуют его, например, скульпторы, работающие с мраморными месторождениями в Карраре (из наших самый известный - Айдан Салахова). Что касается идей, связанных с экологией и взаимодействием человека с природой, то таких авторов немало. В России этим занимаются, например, Илья Долгов, Алексей Булдаков и Иван Новиков.

Долгов увлекается натурфилософией Гете, читает Пришвина и Фабра, и в своих работах имитирует поэтический подход к изучению природы вековой (а то и полуторавековой) давности. Суть его подхода в том, чтобы очеловечить наши наблюдения за природой и противопоставить лирику потребительскому подходу. Алексей Булдаков изучает городскую фауну и флору и проектирует новые условия для наших отношений с растениями в городе. Например, он строит очень своеобразные домики для бездомных кошек по принципу фракталов.

А Иван Новиков делает абстрактную живопись из натуральных пигментов, которые сам готовит, и помещает ее в контекст геополитики, для нас довольно экзотической (последняя его выставка была о войне во Вьетнаме). На Западе таких художников тоже немало, и становится все больше после того, как в арт-мире получила огромную популярность концепция "антропоцена".

5/19 Как научиться разбираться в ленд-арте?

Так же, как и в искусстве в целом. Нельзя изучать и понимать историю ленд-арта как изолированного явления, связанного с экологическими движениями или протестными настроениями (как это часто пытаются представить некоторые авторы). Это направление, неразрывно связанное со всем спектром художественных поисков и теоретических разработок на протяжении всего XX века: абстрактным искусством, сюрреализмом, минимализмом, концептуализмом и другими течениями и стилями. По этой тематике есть достаточно много и книг, и видеоматериалов: репортажи, лекции, документальные фильмы.

Некоторые популярные фильмы:

«Джеймс Таррелл. Переходы» («James Turrell. Passageways», Centre Pompidou), 2006 год.

«Реки и течения» - фильм Томаса Ридельшаймера о творчестве Энди Голдсуорси («Rivers and Tides», Thomas Riedelsheimer), 2001 год.

«Олафур Эллиассон: игры с пространством» Якоба Йоргенсена и Хенрика Лундо («Olafur Eliasson: Space is process»), 2010 год.

В 2015 году вышел документальный фильм Джеймса Крампа «Возмутители спокойствия: История Ленд-арта» («Troublemakers: The Story of Land Art», James Crump).

Если говорить о специализированных изданиях, литературы на русском действительно немного. Есть отдельные статьи, переводы, рецензии, обзоры, публикуемые в журналах, посвященных искусству или в сети. Специальная литература на иностранных языках достаточно обширна. Перечислим лишь некоторые популярные издания:

Lailach Michael. Land Art. Taschen, 2007.

Tufnell Ben. Land Art. London: Tate Publishing, 2006.

Kastner Jeffrey, Wallis Brian. Land and Environmental Art. Phaidon Press, 2010.

Boettger Suzaan. Earthworks. Art and Landscape of the Sixties. University of California Press, 2002.

Andrews Malcolm, Landscape and Western Art (Oxford History of Art). Oxford University Press, 2000

Beardsley John. Earthworks And Beyond: Contemparary Art In the Landscape. Abbeville Press, 2006.

Malpas William. Land Art: A Complete Guide to Landscape, Environmental, Earthworks, Nature, Sculpture and Installation Art. Crescent Moon Publishing, 2013

Большинство книг выдержали несколько изданий, поэтому выходные данные могут различаться.

6/19 Покупают ли объекты ленд-арта?

Подобные работы покупаются, в традиционном понимании, редко. Как правило, речь идет о выделении средств на их создание и сопутствующие траты. Такие крупномасштабные и дорогостоящие проекты финансируются из различных источников. Меценаты, спонсоры, крупные компании и фонды, иногда при содействии муниципальных и государственных структур. Часто идет вторичная, опосредованная монетизация – продажа прав на фотографирование, публикации, продажа авторских репродукций, издание книг, альбомов, съемка фильмов, организация экскурсий. Создание визуально эффектных объектов предсказуемо приводит к существенному увеличению туристического потока и заметному росту прибыли обслуживающих инстанций и элементов территориальной инфраструктуры. Например, для осмотра «Окруженных островов» Кристо была задействована авиационная компания, осуществлявшая экскурсии по воздуху над Бискайским заливом.

«Кратер Роден» Таррелла финансировал фонд «ДИА» (DIA), затем фонд Макартуров (MacArthur Foundation), Национальный фонд искусств NEA (National Endowment for the Arts), Фонд Гуггенхейма (Guggenheim Foundation) и другие организаторы и частные инвесторы. В настоящее время – Фонд «Скайстоун» (Skystone Foundation).

«Облачные Врата» Аниша Капура («Cloud Gate»/Anish Kapoor), стоимость которых предварительно оценивалась в 6 миллионов долларов, в итоге обошлись в 23 миллиона, при этом никакие государственные фонды не были задействованы, и всё финансирование производилось из пожертвований частных лиц и корпораций. При этом туристическая привлекательность места резко возросла. The New York Times отмечала, что благодаря «экстраординарному арт-объекту» центр города превратился в «туристический магнит».

Проект «Водопады Нью-Йорка» Олафура Элиассона (The New York City Waterfalls Olafur Eliasson) стоимостью более чем 15 миллионов долларов не имел никакого городского финансирования и был оплачен полностью частными организациями, бизнесом и благотворительными структурами. Значительную часть суммы внесла компания Bloomberg LP, принадлежащая мэру Нью-Йорка Майклу Блумбергу. Среди партнёров - Public Art Fund и Tishman Construction Corporation. Интересно, что среди спонсоров значится и Lower Manhattan Development Corporation, потратившая на проект порядка 2 миллионов, которая числится филиалом государственной компании Empire State Development Corporation. При этом совокупный ожидаемый доход от реализации проекта оценивался приблизительно в 50-55 миллионов долларов.

Майкл Хайзер считал невозможным для себя сам факт владения созданным им произведением, хотя и фотографии, и рисунки «Displaced/Replaced Mass» неплохо продавались. В случае с Хайзером подобная позиция была принципиальной – например, его «Double Negative» фактически спонсировалась Virginia Dwan - галереей, которой художник и передал работу в собственность. Вместе с тем он настоял, чтобы позднее «Отрицание» было передано в дар, а не продано Музею современного искусства в Лос-Анджелесе (MoCA). При этом контракт оговаривает отказ от реставрации – работа должна трансформироваться (фактически разрушаться) вследствие естественной эрозии.

7/19 Как современные художники реагируют на индустриализацию общества и экологические проблемы мира?

По-разному. Современное искусство, в большинстве случаев, само является порождением индустриальной цивилизации (или постиндустриальной – для тех, кто верит в эту мифологию) и является в высшей степени высокотехнологичным явлением. Во всех смыслах. На уровне деклараций, - конечно, все за экологию, природу и мир во всём мире. Причина в том, что экологические проблемы не связаны с процессом индустриализации/деиндустриализации, использованием новых или старых технологий. В основе экологических проблем – проблемы социальные. Которые художник решить не может, а в большинстве случаев – и не хочет. Конечно, существуют исключения. Вопрос в том, является ли такая активность эффективной – всё же перед художником стоят другие задачи, и работает он с иной сферой воздействия. Если «7000 дубов» Бойса или «Пшеничное поле» Агнес Денес ещё можно было рассматривать как умный художественный жест, сочетающий и эффектную визуальную составляющую и интересный концепт-послание, то, например, те же «Водопады Нью-Йорка» Олафура Элиассона - типичное порождение entertainment society. При декларируемых «зелёных» технологиях вроде возобновляемых источников энергии и энергосберегающей LED-подсветки объектов, масштабная интервенция оказалась опасной для окружающей среды – солёная вода Ист-Ривер, поднятая и обращенная в пыль рукотворными водопадами, нанесла существенный вред прибрежным растительным массивам. Что достаточно симптоматично.

8/19 Где в России можно посмотреть на ленд-арт?

Практически нигде. Сейчас ленд-арт в России проявляется скорее стихийно, всё-таки это направление было связано с определенным временем. Это дорого и технологически сложно, а обычно в России министерства и меценаты спонсируют лишь остро актуальные направления.

Конечно, есть парк Никола-Ленивец и фестиваль “Архстояние”, но они не являются в чистом виде ленд-артом и преобразованием пространства. Они больше напоминают опен-эйр, как фестиваль «Burning Man» в Америке. Современные художники ленд-арта комбинируют несколько смежных направлений, таких как эко-арт и искусство в природе, а также активно работают в городской среде: стрит-арт и паблик-арт.

Раньше ленд-арт проекты можно было встретить на фестивале ARTKлязьма, или в Перми во время “культурной революции”. Можно вспомнить лендартийский проект Оксаны Стоговой - квадрат 10х10, который она высеивала орнаментом меандр семенами трав из России и трав, привезенных из Германии. Прошло больше 10-ти лет, лабиринт исчез, а квадрат на пустоши все еще цветет.

9/19 Ленд-арт - это искусство?

В самом слове содержится ответ. “Арт” значит “искусство”. Есть ландшафтный дизайн, есть дизайн городской среды, а есть ленд-арт. Сегодня грани между этими понятиями размыты. Архитекторы могут заниматься искусством, дизайнеры играют большую роль в архитектуре, наблюдается взаимопроникновение профессий. Безусловно, ленд-арт является искусством.

10/19 Как выглядят самые известные объекты ленд-арта последних лет?

Есть известные имена, Адриан Гёзе, например. Объектов множество. Это и кинетическое искусство, и интерактивное.

Я недавно вернулся с фестиваля Burning Man, это мероприятие проходит в пустыне в Неваде. Посреди пустыни был установлен объект, и сама пустыня, сам ветер, сам климат, архитектурное решение кольцевого движения людей, объекты, которые то скрываются в вихрях, то начинают светиться – все вместе создавало ощущение волшебного пространства. Сами люди становятся частью скульптуры.

В каждом ландшафте можно найти свою изюминку, используя специфику местности. Какие туманы, какая трава растет, какие посадки можно сделать – все это учитывается.

Есть тенденция строить плетеные конструкции. Есть долговечные металлические объекты, есть карусели. Даже чертово колесо может быть объектом ленд-арта, все зависит от того, где его поставили.

Но все, что касается, ленд-арта, все-таки лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

11/19 Какие самые известные художники направления ленд-арт?

Деннис Оппенгейм, Ричард Лонг, Явашев Кристо, Энди Голдсуорти. Неблагодарное дело — описывать словами работы художников, изображения расскажут сами за себя убедительнее, чем любое их описание.

Деннис Оппенгейм. "Устройство для искорененья зла" (1997)

Ричард Лонг. "Пять частей" (2002)

Энди Голдсуорти. "Каменная река" (2001)

Явашев Кристо. "Занавес долины" (1970-1972)

12/19 Как окружающая среда взаимодействует с объектами ленд-арта?

Правильнее спросить, как объекты ленд-арта взаимодействуют с окружающей средой? По-разному. Чаще всего они работают на естественном контрасте с природой, но иногда выделяются минимально, и не нарушают, а дополняют природное окружение. Иногда, в шутку, применялся концептуальный прием. Например, фотографируя технические работы в городе, авторы подчеркивали их сходство с нефункциональными произведениями ленд-арта (например, проект Андрея Монастырского «Земляные работы»). Так что если вы где-то увидите перевернутые без особой цели гигантские горы земли, можете иронично воскликнуть «что это тут за ленд-арт?».

13/19 Насколько для ленд-арта важен контакт произведения искусства со зрителем?

Это необходимая составляющая, особенно сегодня, когда интерактивное искусство в тренде. Важен контакт с природой, парк для того и существует, чтобы человек отвлекся от проблем. Но человек должен понимать, зачем он сюда пришел и какой смысл автор заложил в произведение - так зритель становится соавтром и понимает логику парка. Это всегда взаимодействие.

Даже в непригодном для жизни человека месте можно построить арт-объект, который сможет войти в контакт с человеком. Сегодня люди способны перемещаться на длительные расстояния. В городе очень много обременений для творческого процесса, поэтому парки и существуют на удаленном расстоянии от них.

14/19 Делают ли выставки объектов ленд-арта или их можно увидеть только там, где они изначально установлены?

Их можно увидеть в интернете. Можно приехать к нам в парк и посмотреть воочию.

Объекты искусства можно встретить на различных фестивалях, и все чаще люди едут туда ради них, а не ради многотысячной тусовки.

Я не знаю больших выставок, которые бы привлекали внимание известных авторов,кроме тех, что проходят у нас в Николо-Ленивце. Авторы продают свои работы в разных парках, а затем устанавливают их в зависимости от условий заказчика. 

15/19 В чем различия ленд-арта, ландшафтной архитектуры и скульптуры?

Различия ленд-арта с публичной скульптурой и ландшафтной архитектурой следующие: публичная скульптура - это не всегда памятник, скульптура может быть, например, декоративной или временной, для специального события. Публичная скульптура - это, прежде всего, скульптура в материале; стационарный объект, который рассчитан на осмотр со всех сторон. Скульптура может быть из любого искусственно обработанного материала, который способен выдержать время. Если материал естественный, природный – земля, деревья или листья, скорее всего, мы имеем дело с объектом ленд-арта.

Ленд-арт – направление в искусстве, появившееся на рубеже 1960 – 1970-х годов, примерно в одно время с концептуальным искусством. Оно по-своему продолжило линию минимализма в природном окружении. Задача художника ленд-арта была в том, чтобы создать свое произведение в природе, при этом не внося искусственных материалов, а просто изменяя природные элементы таким образом, чтобы они выглядели как рукотворные. Самое известное произведение такого плана – это «Спиральная дамба» Роберта Смитсона (1970).

Отличие ленд-арта от ландшафтной архитектуры, с которой у него есть общие корни, заключается в том, что ландшафтная архитектура имеет функциональную цель - украсить данный участок земли. В прежние времена ландшафтная архитектура занималась преобразованием земли для парков. Ленд-арт, как и всякое искусство, функциональных целей не имеет. Чаще всего это глобальные, впечатляющие издалека массы земли, сдвинутые, например, в геометрическом порядке, но иногда это могут быть легкие временные объекты – например, скульптуры из листьев Ричарда Шиллинга.

16/19 Какие самые известные представители ленд-арта в России?

В России это, в первую очередь, Николай Полисский — художник, который создает башни, пирамиды, различные объекты из самых разных материалов в открытой природной среде. Он – самый яркий и последовательный из художников ленд-арта в России.

Некоторые работы Александра Пономарева также можно отнести к области ленд-арта. Описывать их работы нет смысла, проще один раз увидеть.

У нас не так много художников, работающих в этой области. Дело в том, что данное направление требует больших человеческих и финансовых ресурсов, ведь произведения ленд-арта очень масштабны и весьма затратны. 

17/19 В чем философия ленд-арта как направления искусства?

Ленд-арт – направление в искусстве, в котором художник использует природные материалы и окружающий ландшафт для создания объекта. Это движение возникло в США в конце 1960-х годов как художественный протест против элитарности традиционного искусства, коммерции в арт-среде, галерей и музеев как выставочных пространств.

Основателем ленд-арта считают художника Роберта Смитсона. Он полагал, что в далёком будущем вселенная трансформируется, и её ключевой характеристикой станет всеохватывающее единообразие. Исходя из этого, он стремился к минимализму и математическому безличию в авторском самовыражении: использовал в своих работах сначала индустриальные материалы, а впоследствии и вовсе призвал в соавторы природу.

В октябре 1968 года в Нью-Йорке прошла выставка «Земные работы», посвященная американскому послевоенному искусству, где Смитсон, Уолтер де Мария, Майкл Хайзер и другие художники представили свои арт-объекты, сделанные из природных материалов - почвы, песка, воды. В том же году вышло и эссе Роберта Смитсона «Отложение осадка Мышления: Земные Проекты», которое стало теоретическим обоснованием ленд-арта.

По словам критика и редактора журнала Bookforum Николь Рудик, главной идеей ленд-арта стала взаимосвязь природы и человека, идея природы как мастерской, которая дает и пространство, и материалы для воплощения задуманного.

Разочарование властью технологий и усложненной городской жизнью также толкало художников к жизни на природе. В ленд-арте происходит возвращение к истокам, поворот к мифологическому способу мышления, художник обращается к создателю, что выражается в масштабности проектов ленд-артистов. Творения ленд-артистов не подразумевают зрителя, и сама фигура художника не имеет значения - ленд-арт отрицает автора, он сливается с природой. Художник пытается переорганизовывать окружающую среду в огромное полотно, на котором природа это не пассивная декорация, а полноправный участник. Художник больше не пытается преобразовать мир, довести его до совершенства, а обращается к поиску утраченных ценностей, пытается вернуть искусство в природу.

Фестивали ленд-арта сейчас проводятся по всему миру, самые крупные из них – в Литве, Дании, Германии, США. Самый известный из российских – фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце, куда тысячи художников со всего мира приезжают каждое лето. Сама же деревня, по словам ленд-арт художника Николая Полисского, стала примером преображения умирающего села в модную культурную площадку.

18/19 Какие направления искусства легли в основу ленд-арта?

Ленд–арт — особая категория искусства, которая сочетает приемы скульптуры, ландшафтного дизайна, живописи, фотографии, документальной съемки и эссеистики, подчиняя все элементы единой цели.

Английский художник Ричард Лонг использовал для работы над своими проектами бульдозеры, другие представители ленд-арта путешествуют по миру пешком, создавая по пути скульптуры из камней, грязи, растений и воды.

Британец Энди Голдсуорси работает с листьями, шишками, ветками, камнями. Ленд-арт тесно переплетается со средовыми инсталляциями, в которых художники используют домашние заготовки: Франциско Инфанте, расставляя зеркала на снегу, добивается эффектов искривлённого пространства, которые потом фотографирует.

Многие проекты ленд-арта становятся доступны широкой аудитории только в сериях фотографий, чертежей, текстов, потому что часто они находятся в труднодоступных местах, а огромные размеры скульптур и инсталляций и, главное, их недолговечность, не позволяют широкому зрителю оценить произведения вблизи.

Об «иконе» ленд-арта – объекте «Спиральный причал» Роберта Смитсона – был снят документальный фильм, ставший наглядным пособием в этом жанре и важным документом истории искусства XX века. Один из наиболее впечатляющих и живописных проектов в истории лэнд-арта — ”Окруженные острова” — был осуществлен дуэтом художников Христо и Жан-Клод во Флориде в 1983 году. Он окружил одиннадцать островов Бискайского залива сверкающей розовой тканью. С воздуха объект напоминал огромные лилии на изумрудной воде. Этот объект, который считается одним из самых эффектных в истории ленд-арта, художники посвятили Клоду Моне, назвав проект глобальной живописью, где природа используется и как холст, и как краски.

19/19 Каков «срок жизни» произведений ленд-арта?

Эфемерность ленд-арт работ заложена в самой философии этого направления искусства: неповторимая, хрупкая, изменчивая природа дарит художнику материалы для работы и забирает обратно спустя время. Зачастую материалы, используемые для создания работ, оказываются предоставленными самим себе и действию природных сил - процессов выветривания, эрозии, разрушения и трансформации.

Один из самых известных объектов ленд-арта, «Спиральный причал» художника Роберта Смитсона, был возведен на Большом Солёном озере в штате Юта, США, в 1970 году. Природная структура самого озера была подвижной, и спустя несколько лет вода практически затопила дамбу, и всё, что осталось на память о причале - документальный фильм о его постройке. Смитсон был увлечен идеей энтропии (обратной революции), способностью природы саморазрушаться или самовосстанавливаться. Интересно, что через 30 лет, в 2002 году, спиральный мол снова выступил на поверхность, покрытый белоснежными кристаллами соли, полностью оправдав его теорию.

Совсем недолгая жизнь у работ английского художника Тони Планта. Свои «картины» или, как он их сам называет, «эфирные творения» он создает на песке возле моря. Они видимы не больше часа, до первого прилива волны. Как говорит сам Плант: «Я просто не воспринимаю свои работы, как нечто ценное. Некоторые люди не понимают, почему я вообще это делаю, если от моих трудов ничего не остается после первого же прилива. Но я рассматриваю каждую площадку как чистый холст, на котором я могу поработать». Жизнь многих ленд-объектов кратковременна. Некоторые могут продержаться пару минут, пока инсталляция удерживает равновесие, а другие до тех пор, пока сохраняется правильное освещение.

Ещё один всемирно известный ленд-артист, Христо Явашев в своих работах часто обращался к идее недолговечности. Он в буквальном смысле слова оборачивал в ткань, как безлюдные берега островов, так и архитектурные сооружения (например, здание Рейхстага). По словам самого Христо все его проекты означают жест самостирания. «Материя свидетельствует о том, что работе присуща хрупкость и что ей суждено исчезнуть...Даже сами художники не владеют тем, что создают», - утверждал Христо.