Что такое осень? Это школа
Каникулы заканчиваются, начинаются трудовые будни. Ваши дети идут в школу. Как привыкнуть к новому распорядку дня? Что делать, если трудно найти общий язык с одноклассниками? Какую еду дать с собой в школу? На эти и другие вопросы отвечают наши эксперты.
13 вопросов
1. Во сколько лет лучше отдавать ребёнка в школу?2. Какой вид спорта выбрать первым для ребенка?3. Что стоит рассказать ребёнку о школе перед поступлением в первый класс?4. Каким образом выбирают место и соседа по парте в классе?5. Как помочь ребёнку наладить контакт с одноклассниками?6. Как помочь детям вернуться к привычному распорядку учебной жизни после каникул?7. Как ненавязчиво узнать о текущих делах ребёнка в школе?8. Стоит ли контролировать выполнение домашних заданий у ребенка?9. Как осуществляется производство питания для детей в школах?10. Какую еду дать ребёнку с собой в школу?11. Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу?12. Каковы плюсы и минусы нахождения ребёнка в группе продлённого дня в школе?13. Как эффективно совмещать школьные занятия, кружки и спортивных секции, чтобы не перенапрягать ребенка?

Сейчас есть довольно жесткий закон, обойти который вы не можете. Закон упорядочил возрастные границы поступления ребенка в школу, а те времена, когда в одном классе оказывались пятилетки и почти восьмилетки, – прошли, такого сейчас нет. Ребенку обязательно должно исполниться шесть лет не позже апреля для того, чтобы он поступил в первый класс в этом же календарном году.

Тем не менее, ребенок, которому шесть лет и пять месяцев, и ребенок, которому семь лет и пять месяцев, – это, безусловно, разные дети. И тогда многие вещи зависят от самого ребенка, а уровень сформированных навыков, таких как чтение и счет, я бы поставила на последнее место. На первом месте все-таки должны быть желание и стремление ребенка войти в рамки школьной системы и приступить к систематическому обучению. Для таких детей этот процесс интересен, они по всем характеристикам выдерживают продолжительность урочной системы и могут долго, концентрированно и целенаправленно заниматься сидячей деятельностью, слушать и воспринимать другого человека, с готовностью подчиняются правилам. И есть дети, которые с радостью подчиняются правилам, а есть такие, которым это трудно.

Обычно родители интуитивно видят, готов ребенок к школе или не готов. Когда есть какие-то сомнения, лучше привести ребенка к психологу: очень важно понимать – умеет ли ребенок кооперироваться, сотрудничать, конструктивно подчиняться кому-то.

Если вы видите, что ваш ребенок еще и в восемь-девять лет не готов, то закон эти вещи тоже оговаривает. В восемь лет – это возможно, и бывает, когда родители отдают в таком возрасте и не прогадывают.

Оптимальный вариант – от шести с половиной до восьми ровно. Родители должны знать закон об образовании, а все иное должно быть подтверждено комиссиями и документами. Полагайтесь на свое чутье и видение ребенка, но хорошо было бы заручиться еще каким-то экспертным мнением и не бравировать тем, что ребенок бегло читает, считает и пишет, потому что при этом он может совершенно не уметь сотрудничать, конструктивно подчиняться, терпеть не может правила и имеет трудности в общении со сверстниками. Такому ребенку будет безумно трудно учиться. 

2/13 Какой вид спорта выбрать первым для ребенка?

К сожалению, немалая часть современных детей страдает гипокинезией, мало двигается и набирает жировую массу. Доказано, что дети, которые периодически занимаются физическими нагрузками, не только имеют крепкое здоровье, но и хорошую успеваемость.

Исходя из особенностей развития детского организма, тренеры выбрали оптимальный возраст, когда ребенок может начать занятия в спортивной секции, — 5-7 лет. Многие родители не отдают своих детей заниматься спортом в этом возрасте по финансовым соображениям. Считается, что экипировка для маленьких детей очень дорогая. Но это не так, я попробую проиллюстрировать это в примерах к ответу.

В таком раннем возрасте детям лучше всего заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, плаванием, теннисом, футболом, шахматами, ушу, танцами.

Родителям нужно в первую очередь ориентироваться на желания и склонности ребенка. Например, гиперактивному ребенку нужно учиться концентрации, а не только выбрасывать лишнюю энергию. Подвижным девочкам стоит заниматься спортивными танцами, а мальчикам — футболом, это научит ребенка самодисциплине и работе в команде.

Детям с хорошей концентрацией внимания и спокойным характером подходит большой теннис. Он (да и спорт в принципе) развивает амбициозность, ускоряет метаболизм и предотвращает появление проблем со спиной.

Отличный вариант, как для девочек, так и для мальчиков — гимнастика. Этот вид спорта формирует подтянутую фигуру, вырабатывает артистичность и граничит с творчеством. Если ребенок любит зимние забавы, то запишите его на фигурное катание или на лыжный спорт. Девочки-фигуристки более грациозны, стройны и уверены в себе. А после нескольких лет гимнастики и коньков ребенку проще будет заниматься танцами и выступать на публике.

Первым спортом может стать и плавание. Во-первых, это полезный навык для любого человека. Во-вторых, посещение бассейна убережет ребенка от сколиоза и поможет снять напряжение после школы.

Однако не забывайте об особенностях здоровья вашего ребенка. Каждый вид спорта имеет свои противопоказания, чаще всего ими являются болезни сердечно - сосудистой системы, сахарный диабет, проблемы с позвоночником. Поэтому, выбрав секцию, не забудьте проконсультироваться с врачом и побеседовать с тренером. Возможно, прежде стоит заняться обычной физкультурой или, иначе говоря, ОФП.  

3/13 Что стоит рассказать ребёнку о школе перед поступлением в первый класс?

Чем меньше вы расскажете, тем лучше. Дело в том, что трудно рассказывать ребенку о том, чего он не видел, не знает и представить себе никак не может. С ребенком можно поиграть в какие-то игры, где вы его чему-то учите, а он учит своего мишку и так далее. С ребенком можно сходить несколько раз вокруг школьного двора, когда дети закончили учиться, а продленка вышла гулять. Или пройтись с ним утром, чтобы показать, как ребята идут в школу учиться. Если в школу войти можно (а сейчас во многие школы нельзя заходить), то можно устроить ребенку путешествие по школе и рассказать, что такое класс, парты и доска. Эти вещи можно и нужно делать, потому что они как-то ориентируют ребенка.

Когда мы рассказываем что-то ребенку, то это ведь, скорее, не рассказы, а какие-то требования к нему: «Сделай с собой что-нибудь, чтобы соответствовать завтрашним школьным предписаниям». Таким образом, получается, что мы пугаем ребенка.

Есть другой вариант, когда ребенку обещают золотые горы: «Пойдешь в школу, а в школе все очень интересно, ты каждый день будешь узнавать что-то необыкновенное и играть с ребятами». Но на самом деле, и пугать ребенка, и обещать золотые горы – не совсем правда, потому что мы не знаем, что конкретно нашего ребенка будет ожидать завтра в школе.

Тот ребенок, который не ходил в детский сад, все-таки куда-то должен был ходить, чтобы суметь социализироваться. Если такого опыта пребывания в детских сообществах у него нет, то хорошо было бы, чтобы такой опыт появился. При каждой школе сейчас есть подготовительные классы, и походить на эти занятия – прекрасное дело, но не для того, чтобы научиться читать или писать печатные буквы, а именно для того, чтобы оказаться в классе, где сидят еще двадцать детей и нормально себя почувствовать.

В игры с правилами можно играть и дома, не называя это школой – таких игр очень много, и они станут чудесной подготовкой к школе для детей, которые не посещают детский сад.

Есть одна очень давняя игра, которая называется «Вы поедете на бал?», плюс есть игры на соблюдение очередности, настольные игры с фишками, где мы ждем друг друга – все это чудесная подготовка.

4/13 Каким образом выбирают место и соседа по парте в классе?

Есть такой секрет – любой человек, когда входит в любое новое пространство, если его оставить со своими ощущениями в покое, то он занимает какое-то место, где ему будет хорошо, даже если он не сможет объяснить, почему. И когда вы в это место придете во второй раз после долгого перерыва, то, с очень высокой вероятностью, вы займете ровно то же самое место.

Школьные психологи уже много раз рекомендовали так и поступать. Хороший преподаватель обычно дает детям время в течении первых двух недель и говорит, что окончательной рассадки пока не будет, а дети могут поэкспериментировать. Это очень важно.

Сосед по парте – более сложный вопрос. Обычно здесь действительно большую активность проявляет именно учитель, потому что он действует исключительно из соображений эффективности учебного процесса.

Я бы ребенка настроила следующим образом: «Я могу понять твои чувства, твои желания. Тебе хочется сидеть с кем-то или не хочется сидеть с кем-то рядом, но дело – есть дело. Когда ты находишься в ситуации урока, то основной твой процесс – это учебный процесс, а не процесс взаимодействия и общения с соседом по парте. А на перемене, где ты выбираешь себе друга по общению, ты – хозяин своего положения». Это так же, как вам и на службе кто-нибудь скажет. Вы приходите, и вам на двоих дают вытянуть какой-то один проект. А кто вам даст волю выбирать то, с кем его делать? Обычно говорят: «Я так вижу – вы и Юрий». И дело есть дело, это не важно, какие у вас там личные отношения с этим Юрием, главное – чтобы у вас были лучшие представления о том, как вы будете вытягивать этот проект. А потом вы можете пойти со своей подружкой Таней и оторваться по полной, и перемыть косточки Юрию – это ваше личное дело.

Выбор пространства – это важно, и нужно предоставить здесь свободу ребенку.

5/13 Как помочь ребёнку наладить контакт с одноклассниками?

Конечно, здесь очень многое зависит от того, с каким багажом общения со сверстниками ребенок уже приходит в класс. Когда звучит этот вопрос, то, наверное, предполагается, что у ребенка уже есть какие-то трудности в общении.

Самый первый опыт того, как реагировать на всякие дразнилки и обижалки, дети приобретают еще в детском саду, и, конечно, есть целый класс игр, которые помогают справляться с этими вещами. Возьмем простую игру – вышибалы, в которой одна команда вышибает другую команду, и обычно в адрес тех, кто стоит в кругу и уворачивается от мяча, звучат довольно обидные комментарии. Это происходит игровым образом и в салках, и в прятках. Ребенок в силу своего возраста и погруженности в разные игры постепенно нарабатывает опыт – как с этим быть и обходиться. Ребенок понимает, что нужно сосредоточиться на этом мяче, что он работает на победу своей команды и свою собственную.

Конечно, труднее тем детям, у которых такого багажа нет, поэтому они должны приобретать его с помощью взрослых, которые могут ему помочь. Например, можно со своим ребенком поговорить о том, какое значение имеет имя человека, и как важно его запомнить, чтобы обращаться к своим одноклассникам по имени.

Если же у ребенка есть грандиозные трудности с вхождением в контакт со сверстниками, то было бы неплохо, если бы родители ему аккуратно и тактично помогли. Например, навели бы справки о ком-то и заранее познакомили с кем-то из одноклассников, сводили бы ребят вместе в кино или театр. Тогда ребенку уже будет легче.

Всегда есть палочка-выручалочка – классный руководитель, который может сделать ровно все то же самое, а именно – подставить плечо друга ребенку. Если родители заранее подойдут к классному руководителю и скажут, что у ребенка есть такие-то трудности, то, будем надеяться, он сможет помочь.

Если ребенка унижают и это настоящая травля, тогда об этом нужно срочно сообщать педагогическому коллективу, который должен что-то предпринять.

Если ситуация выглядит так, что ребенка испытывают с целью понять, что за человек пришел в класс, то это нужно обсуждать с ребенком: «Есть такая вещь – когда приходит новенький, то его всегда пробуют». Так происходит во всех школах, и можно просто с ребенком это обсудить, посмотреть его реакцию. Да, родители в таких ситуациях не идут и сами с учителями не разговаривают, но со своим ребенком они вполне могут на эту тему поговорить и рассказать о своем детстве, что очень хорошо работает.

6/13 Как помочь детям вернуться к привычному распорядку учебной жизни после каникул?

Школа устроена таким образом, что практически весь сентябрь (кроме самых старших классов) идет просто повторение пройденного материала – школа как будто бы дает возможность для вхождения в учебный процесс и разгона, чтобы избежать стресса. Школой уже все продумано, и ни одна из них не начинает сразу давать сложнейший новый материал – обычно дают самостоятельную или контрольную работу, которая нужна для того, чтобы учителя поняли, в каком состоянии находятся дети после длинного летнего отдыха. Школа за десятилетия своего существования что-то продумала и прекрасно понимает, с чем она встретится: для детей, которые ушли 24 мая, а пришли 1 сентября, три месяца – это очень много.

Очень важная вещь, которую могут сделать родители перед учебным годом – обустроить личное рабочее пространство ребенка: от того, насколько упорядочено пространство вокруг человека, настолько упорядочен будет и его мыслительный процесс, его внутренняя структура. Если реально хочется готовить ребенка к школе, то за неделю до учебы стоит сказать: «Слушай, я готова тебе помочь, давай разберемся в твоем рабочем пространстве» или «А ты не помнишь, тебе в прошлом году было удобно находить ручки и книги, может быть, разберемся?». 

7/13 Как ненавязчиво узнать о текущих делах ребёнка в школе?

Если говорить об учебе, то это сейчас узнать не сложно – по крайней мере в Москве всем присылают электронные дневники. Тут уже не спрячешься и не скроешься, потому что времена, когда ребенок мог сказать, что дневник потерял, а тетрадку забыл в школе – прошли. Вам присылают электронный дневник, где все видно.

Есть еще сторона взаимодействия с ребятами, но ее ведь тоже видно по состоянию ребенка. Если ребенок с кем-то общается, ему кто-то звонит или у него «ВКонтакте» есть сколько-то одноклассников, и они на какие-то темы общаются, значит, что все идет неплохо.

Об отношениях с преподавателями дети более охотно рассказывают родителям – про несправедливость какой-нибудь училки, про то, что она придирается и орет, – чем про то, что их кто-то задирает, издевается и так далее. Здесь и пытаться особо не нужно, ребенок сам скажет, что он получил тройку, потому что Марья Ивановна вечно к нему придирается, именно его все время цепляет, и она вообще у них не всегда справедлива.

Очень хорошо, если есть такой доверительный момент между кем-то из родителей – это не обязательно должны быть оба родителя, которые будут ребенку рассказывать, что за день было хорошего и плохого в их жизни. Это желательно проводить уже со школьного возраста, хотя бы с семи лет, когда ребенок уже действительно вышел из лона семьи и пошел в очень важный социальный институт, в котором он проводит времени не меньше, чем взрослые люди у себя на рабочем месте. Тогда рассказы о том, что было хорошего, а что плохого, как модель, которую должен задавать взрослый, но это не обязательно должен быть какой-то формализованный результат или успех.

Родители обычно задают вопросы, полные каких-то подозрений и предполагающие уже что-то неправильное. Нужно взять себе за правило просто задавать открытый оптимистический вопрос: «Что сегодня в школе тебя порадовало?». Ребенок говорит, что ничего. И родитель может подсказать модель того, как можно было бы ответить: «Слушай, а я помню, что первого сентября у вас на заднем дворе старшеклассники посадили деревья. Ты не заглядывал, как они? Все прижились или нет?». Здесь совершенно другая тональность, и ребенок понимает, что этот родительский вопрос не обязательно должен выглядеть как формализованный отчет: по этому предмету – то-то, по этому – то-то. Это даст понять, что родитель видит наличие у ребенка своей, отдельной школьной жизни, которая многограннее, чем просто учеба. Этот диалог выстраивается очень просто и не занимает времени. Нужно действовать ненавязчиво – вы рассказываете своим детям о том, как ваша жизнь протекает, и вы можете рассказывать все, что хотите, потому что вы – хозяин положения. Но своим рассказом вы зададите ребенку модель, и обязательно наступит такой момент, когда ребенок вам ответит, и ответ будет точно симметричен тому, как вы рассказываете о своей жизни. 

8/13 Стоит ли контролировать выполнение домашних заданий у ребенка?

В этом вопросе есть две вещи. Первая – нужно ли участвовать в процессе, когда ребенок занят домашними заданиями? Вторая – именно контроль.

Родители идут разными путями:

1. Одни почти до выпуска ребенка из школы вместе с ним делают уроки и всегда в курсе того, что задано, всегда держат руку на тревожной кнопке, потому что готовы присоединиться и помочь;

2. Другие считают, что ребенок уже большой, а «большой» – для всех это разный возраст. Это может быть и 7, и 11, и 13 лет. Они считают, что ребенок может сделать все сам, и не могут сидеть с ним над уроками, даже если ребенок просит о помощи..

Дети – разные, у каждого из них свои особенности. И то, что происходит в процессе, когда ребенок садится за домашнюю работу, делает ее очень быстро или очень медленно – во всем этом проявляются какие-то трудности ребенка, его особенности темперамента, работоспособности. Если родители оставляют ребенка один на один с его трудностями, тогда ребенок просто чувствует себя брошенным в одиночестве.

Задача родителей – не просто контролировать то, что сделал ребенок или не сделал, а все-таки знать о том, как протекает этот процесс, и постараться выделять какие-то сложные для ребенка моменты.

Например: «Я вижу, что моему ребенку трудно приступить к самому заданию». Если он к нему приступил, то он его сделает, но сам момент этот идет очень .долго Тогда помощь от родителей должна быть именно на этом этапе.

Если же ребенок садится за домашнюю работу и очень легко отвлекается, тогда вы должны как-то вторгаться в процесс и помогать ребенку в этом вопросе. Или ребенок довольно часто забывает, что ему вообще задано.

То, что происходит между ребенком и домашней работой говорит о том, что у ребенка еще сам процесс выполнения чего-то целенаправленно – незрелый. Ребенок ведь и сам – незрелое существо. И кто ему может с этим помочь? Только взрослый человек, близкий взрослый. А требовать и давить – неправильно.

Родителям, которые безустанно сидят рядом со своим ребенком нужно подумать, когда и с чего для них начался этот момент, что вам доставляет болезненность в этом деле и почему так невыносимо и раздражающе видеть коряво написанные буквы. Всегда очень важно для взрослого человека задать эти вопросы самому себе. Ребенок сделал то, что он мог. А дальше нужно разобраться в себе и с тем, что с вами происходит, когда вы видите, как буква вылезает за строчку.

Рука ребенка очень напрягается во время письма, он устает, и мама, которая после этого просит все переписать и написать еще пять строчек, использует резервный ресурс. Если резервы в этот момент исчерпать, то в какой-то другой важный момент их не достанется.

Не уходите в ложные убеждения о том, что пора воспитывать в ребенке самостоятельность, и пусть он делает уроки сам. Не вторгайтесь своим контролем в те процессы, где ребенок уже точно справляется сам.

Отличать ситуации, где ваша помощь точно нужна, от тех процессов, где вы не нужны – самое сложное для любого взрослого. Но ребенок иначе не может расти. А если мы вторгаемся в те процессы, где ребенок уже может справляться сам, то мы ставим преграду на пути его роста и развития. И, напротив, если мы ему не помогаем, когда он нуждается, то мы растим ребенка тревожным, с чувством одиночества. Это трудно, но ради ребенка это нужно сделать. Научиться понимать своего ребенка вы можете на лекциях  «Родительского клуба».  

9/13 Как осуществляется производство питания для детей в школах?

Школьные столовые обычно работают с самой первой перемены. Чаще всего организация питания устанавливается внутренними требованиями и традициями: так, например, право раннего перекуса предоставляется самым младшим – ученикам начальных классов, на второй перемене завтракают ребята из средней школы, а на третьей – изрядно проголодавшиеся старшеклассники.

В отличие от привычных нам с детства завтраков с булочкой и чаем, сейчас детей стараются накормить посытнее: с обязательным горячим блюдом – кашами, омлетами, запеканками. Правда и капризничают они чаще, чем их родители в школьные годы: от каши отказываются, пытаются ограничиться фруктами, бутербродами и прочими «сухпайками».

Началось это не так давно, когда в большинстве школ ввели «бортовое меню»: повара перестали готовить сами и их обязанности сводились к тому, чтобы разогреть завтрак и обед.

Многие родители, выслушав голодных детей, писали жалобы на столовые в различные инстанции. В школы выезжали специальные комиссии, проводили разбор полетов и… зачастую все оставалось на своих местах.

Сейчас ситуация постепенно сдвигается с мертвой точки: поставщики продуктов не чувствуют себя монополистами, диктующими правила игры, и работают над улучшением качества еды. Но до совершенства в большинстве рядовых школ, к сожалению, еще далеко.

Мы провели небольшое исследование о том, кто поставляет еду в наши школы. 

10/13 Какую еду дать ребёнку с собой в школу?

Я не люблю ходить в школьную столовую, потому что моя школа состоит из двух корпусов и пока я дойду до этой столовой пройдет минут 5, а в самую длинную перемену там куча народу и большая очередь в буфете, в общем, не вариант там питаться. Да и в последнее время говорят, что там стали невкусно готовить. В общем, я просто беру еду с собой. Она должна быть питательной и легко усваиваться. Я завтракаю перед школой и там уже перекусываю 2 раза. Что я беру обычно с собой в контейнерах:

1. Фрукты (яблоко/груша, банан), овощи (помидор, огурец).

2. Бутерброды с ветчиной, сыром и зеленью.

3. Йогурт (питьевой или густой).

4. Шоколадку.

5. В качестве питья (минеральная вода без газа/сок/компот/чай).

11/13 Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу?

Всякий раз, когда ребенок нам демонстрирует то, что мы терпеть не можем – лентяйничает, откладывает, не хочет идти, – ребенок явно пытается нам что-то сообщить. Что не так было в школе, и где потеряна наша с ним доверительная беседа? Нужно поговорить об этом. В каких-то местах нужно проявлять жесткость – не давление, а простую твердость. В данном случае она звучит так: «Мы с тобой живем в таком государстве, где есть обязательное среднее образование – это не объедешь, не обойдешь». И это так потому, что это так. Точка. Если родители спокойно об этом скажут, то и ребенок поймет. Но все же давайте будем уважительно относиться к тому, о чем нам говорит ребенок.

Предположим, это вы такой ребенок. И вам страшно не хочется идти в школу. Тогда первое, чего вы ждете со стороны мамы – что мама просто поймет ваши чувства, правильно? Не нужно наседать на ребенка с длительной лекцией о том, что хорошие девочки так не говорят и не делают, что вы работаете, а ребенок будет ходить в школу.

Первое, что я сделала бы, так это сказала: «Тебе грустно, что заканчивается лето? Давай посидим, повспоминаем хорошие моменты. А что может быть хорошего в школе, в которую ты не хочешь идти?» Не бывает такого, что там нет чего-то хорошего. Есть любимый предмет, любимая подруга, собака у охранника школы, которой все школьники что-то вкусное приносят.

Не отрицайте те чувства и эмоции, которые нам показывает ребенок, постарайтесь присоединиться к этим чувствам и побыть на одной волне: нам, взрослым, разве грустно, когда заканчивается отпуск и нужно снова войти в рабочий процесс? Ребенок может не хотеть идти в школу, потому что с каникулами у него заканчивается что-то хорошее, но это не означает, что впереди его хорошее не ждет.

Не спешите со своими взрослыми правильными идеями и мыслями. Ребенок так общается – нытьем, нехотениями. Давайте просто его послушаем. Научиться понимать своего ребенка вы можете на лекциях «Родительского клуба» .

12/13 Каковы плюсы и минусы нахождения ребёнка в группе продлённого дня в школе?

Я бы не стала однозначно говорить про плюсы и минусы любой продленки. Все-таки наши школы очень разнятся. Школы – это люди, определенный коллектив. И в этих коллективах бывают лидеры, звезды, которые задают особую атмосферу. И тогда находиться в поле этих людей на продленке – это счастье для ребенка. А если все это формализовано, то тогда это просто + 1 – ребенок под присмотром. По меньшей мере, взрослые стоят на охране жизни и здоровья ребенка, и никто не говорит, что к этому добавляется еще и качество выполнения домашней работы, даже не надейтесь.

Я бы сказала, что плюсы и минусы очень сильно зависят от конкретной школы и от конкретных учителей.

О качестве вы можете узнать из рассказов ребенка – он же что-то рассказывает про эту продленку? При выборе продленки никто не разрешит вам сходить и посмотреть, как все это устроено, потому что школы за последние годы стремительно меняются, а на порог многих школ родители сейчас даже войти не могут. Нужно полагаться только на ребенка.

Иногда бывает полезно, когда школа устраивает собрания, дни открытых дверей. Тогда можно подойти к педагогу группы продленного дня и сказать: «Вы знаете, мой Миша к вам ходит, может быть вы мне что-то расскажете?», и уже по тому, как она расскажет вам про Мишу, вы все поймете – степень ее включенности, видит она детей или не видит. 

13/13 Как эффективно совмещать школьные занятия, кружки и спортивных секции, чтобы не перенапрягать ребенка?

Сначала нужно ответить на вопрос, кто инициатор посещения этих кружков – сам ребенок или его родители? Ребенок посещает какие-то кружки или секции, потому что за него выбрали родители, или для ребенка есть какой-то свой интерес, и он в этом находит что-то хорошее? Если речь идет о первом варианте, то довольно часто ребенку становится действительно трудно, потому что там, где речь идет о выборе родителей, то у родителей могут быть высокие ожидания от результативности и успехов ребенка, что оказывает на самого ребенка сильное давление. Есть речь идет о том, что секции нравятся самому ребенку, а родители готовы присоединиться к его радости, то я не могу вспомнить случаев, чтобы для ребенка это было тяжело. Это привносит в его жизнь что-то хорошее – новые круги общения, перед ним открываются новые сферы, и очень часто это именно те области, где ребенок может побыть другим. Если, например, у него в школе что-то не складывается в общении с ребятами, то в секции он сможет найти себе достойный круг общения. Если ребенок в школе очень застенчив, то где-нибудь в театральной студии он может раскрывать себя.

Даже если ребенок, а такое бывает очень часто, всеми силами хочет радовать родителей и отвечать их запросу «Стань моей гордостью!», то все равно что-то в жизни ребенка будет выдавать то, что такая нагрузка для него - напряжение. Ребенок может очень часто болеть или собираться в секцию так долго, что это каждый раз будет приводить к скандалу. Ребенок своим поведением обязательно покажет, что что-то для него не так. И все, что требуется от родителей в такой ситуации – проявлять чуткость к тому, что показывает ребенок. Нет необходимости сразу говорить: «Да-да, конечно, мы не будем туда ходить», но важно поговорить с ребенком о том, что не так, оставив в стороне свои родительские ожидания.

Часто у детей, которые начинают чем-то заниматься, физические возможности подстроены под это уникальным образом, и они показывают высокий результат. И тогда все совпадает: вы, как родитель, отдали ребенка в теннис, у него там все получается, теннис – это перспективная спортивная область. Выше, быстрее, к новым результатам – начинает нагнетаться обстановка, ребенок где-то ломается. До какого-то предела он себя держит, потому что хочет радовать родителей, а потом происходит слом. И дальше родители приходят к нам на прием и говорят: «Я не понимаю, почему при его данных – всегда второе место, всегда».

Подумайте, является ли выбранная вами сфера действительно той, которая откроет для нужд самого ребенка какую-то новую перспективу или эта сфера – из прошлого родителей, и они за счет ребенка реализуют какие-то свои надежды?

Не скажу, что родителям нужно срочно пересматривать свои приоритеты, но на первом шаге нужно проявить уважение к тому, что вы видите в ребенке. Не делайте вид, что все, что он вам сейчас показывает – это ложь, что он должен прекратить притворяться и лентяйничать. В этом есть какое-то громадное неуважение к тому, что нам сообщает ребенок. Он о чем-то нам говорит, поэтому давайте просто постараемся прислушаться и разобраться в том, что есть, а дальше будет видно.

Бывает и такое, когда родители просто занимают время, и очень часто не потому, что нужно занять время ребенка, чтобы он не болтался без дела, а потому, что им кажется, что вот это в ребенке воспитает то-то, а это – что-то еще. И тогда получается, что родители просто отдают часть своей родительской ответственности этим секциям и кружкам. Да, им некогда заниматься тем-то и тем-то, но они хотят, чтобы их ребенок вырос волевым человеком, поэтому отдают в секции и кружки – чтобы в одном месте воспитывали волю ребенка, в другом – умение быстро принимать решения.

И кружки и секции сами по себе не являются ни нагрузочными, ни не очень привлекательными. Они становятся хорошими для ребенка там, где что-то совпадает в потребностях самого ребенка и этих кружков. Тогда они не будут ребенка напрягать, перегружать, отнимать у него жизненные силы и так далее. Обычно хорошее дело только придает нам жизненных сил.