Чем живёт машина?
Прочитав эту подборку, вы с уверенностью скажете: «Теперь я видел всё». Всё интересное, что связано с автомобилями.
15 вопросов
1. В каком году собрали первый автомобиль и как его назвали?2. Почему автомобили не делают с возможностью бокового передвижения ради лучшей, точной и более удобной управляемости?3. Как стать пилотом F1?4. В чем смысл моды занижать авто? Откуда это пошло?5. Почему кроссоверы так популярны в последнее время?6. Какие интересные и малоизвестные автомобили были созданы в советской Прибалтике и Восточной Европе?7. Сколько крови нужно сдать донору, чтобы накопить на Mercedes-Benz G63 AMG?8. Почему традиционный цвет такси - жёлтый?9. Чего не хватает для создания летающих машин как в фильме "Назад в будущее"?10. Почему пикапы марки Toyota так популярны у ИГ?11. Почему школьные автобусы желтого цвета?12. Были ли у АвтоВАЗа необычные автомобили?13. По какому принципу работают многоуровневые городские парковки?14. Как будет регулироваться трафик движения летающих автомобилей?15. Что такое лошадиная сила? Кто ее придумал? Как он ее измерил?

История автомобиля сложна и интересна, но многие факты известны далеко не каждому человеку.

Если говорить о первом паровом автомобиле, то изобрел его совсем не Джеймс Уатт. До первого паровика додумался немецкий миссионер в Китае Фердинанд Фербист, который изготовил машину для сына императора в 1678 году. Механизм был рабочим, но выдавал один нюанс: длина машинки составляла всего 60 см.

В 1670 году, независимо от Фербиста, паровик изобрел Исаак Ньютон. Это была довольно крупная самоходная коляска. Мало того, принцип, предложенный Ньютоном, до сих пор используется в современной ракетной промышленности - пар выходил под давлением и двигал самоходку.

Первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания признана разработка Карла Бенца 1886 года (хотя Даймлер внедрил подобный проект на несколько лет раньше). Потребовалось несколько десятилетий, чтобы люди привыкли к автомобилям и перестали считать их "бесовской" разработкой, которую легко заменит лошадь.

 Если говорить о самых ранних машинах, имевших большой успех как серийные, то это, в первую очередь, Ford T, появившийся в 1908 году. Но были серийные авто и до этого - разница лишь в распространённости. Кстати, стоит отметить, что внедрение конвейера для производства авто - заслуга абсолютно не Генри Форда. За несколько лет до него Рэнсом Олдс на своем заводе Oldsmobile наладил производство модели Curved Dash.

В общем, историй много. Какую из них считать главной - личное дело каждого. Но о Фербисте знать стоит.

2/15 Почему автомобили не делают с возможностью бокового передвижения ради лучшей, точной и более удобной управляемости?

Делали. В соединенных штатах такая нехитрая помощь при парковке устанавливалась с 30-ых годов. Почему же сейчас нет пятого колеса? Да потому, что технологически это не самая простая конструкция, применение не всегда оправдано, так как существует параллельная парковка, эстетически не совсем понятно, как будет выглядеть на современных автомобилях,  уменьшит размер багажника. 

3/15 Как стать пилотом F1?

Начать заниматься картингом в 6-8 лет. Практически сразу показывать отличные результаты. Обратить на себя внимание спонсоров и уехать гоняться в картинге в Европу. Там при должном уровне результатов и наличии спонсоров(эти две вещи прямо пропорциональны), лет в 15-16 можно перейти в молодёжные формулы.  Сейчас начинают с Формулы-4. Следующий шаг ,как правило или Formula Renault 2.0 или Формула-3. Ну и потом GP3,GP2 и ,собственно, Ф1. Параллельно с этим многие выступают в различных зимних сериях, наподобие  Toyota Racing Series в новой зеландии. Некоторые параллельно совмещают две серии, например, Даниил Квят в 2013 провел полный сезон в GP3 и параллельно проехал несколько гонок в Евросерии Ф3. Я совсем забыл Формулу 3.5V8(Бывашая Formula Renault 3.5), но её уровень резко падает,хотя пару лет назад это был грозный конкрурент GP2.

4/15 В чем смысл моды занижать авто? Откуда это пошло?

Когда в конце 1980-х в СССР начали систематически проникать мировые автомобильные поветрия, стало ясно, что даже казавшиеся относительно приличными ВАЗы 8-ой и 9-ой модели выглядят куцыми тесными машинками на маленьких колесиках. Впервые Ладу (3-ю!) со щитками (правда, резиновыми) я увидел в Ленинграде в 1987 году, после чего вдруг выяснилось, что их довольно много, как велосипедов с разноцветными катафотами и наклейками. Позднее уже появились металлические "юбки" - они хоть и мешали ездить, но корпус машины визуально делался больше. В сочетании с закленными черной пленкой окнами и самодельным сабвуфером в багажнике Лада превращалась в дрожащего, но все-таки монстра дороги - Highway Star a la Sovetique.

Еще интереснее обстоит дело с более новой модой на низкую посадку, часто называемую в народе "дагстайл" (от так наз. "дагов", как предлагает называть жителей Дагестана шовинистский русский сленг). Манера "обрезать" подвеску появилась лет двадцать назад в странах третьего мира, отличающихся хорошими дорогами. Мне встречались ссылки на Мексику и Турцию, где много первоклассных дорог. Обычно этот феномен объясняется стремлением сделать машину более устойчивой на дороге, для чего у штатной подвески срезается пара витков. Побочным следствием этой, на первый взгляд, чисто практической процедуры, оказывается несколько пародийное сходство машины с гоночным болидом. Ездить по российским дорогам почти невозможно, однако хозяева такой машины быстро становятся чемпионами ловкого преодоления "лежачих полицейских". Внимание: это и квалифицируется как знак феерической крутизны! Логично, что его носителями становятся сообщества водителей, строго соблюдающие клановые иерархические отношения (например, ОПГ). Следует отметить, что обрезают почти исключительно дешевые отечественные "жестянки".

Тюнинг - это ключевой инструмент самовыражения для человека, живущего инстинктами и внешними эффектами. Дорогую машину может себе позволить либо буржуа, способный претендовать на кредит, либо уже не пацан, а серьезный человек, у которого сразу есть много наличных денег. Поскольку первый путь отстоен, а до второго еще надо дожить, приходится покупать какую-нибудь "Приору Баклажан" и потихонечку превращать ее в машину мечты - на лицо ужасную, но все такую же беспомощную внутри. Впрочем, некоторые мастера работают и с двигателем, чтобы днище было максимально плоским, соответствующим мизерному клиренсу. Тогда, конечно, Лада приближается по ходовым качествам к спортивному авто, хотя это имеет сугубо самодостаточный, то есть эстетический смысл.

5/15 Почему кроссоверы так популярны в последнее время?

У кроссоверов (по сравнению с обычными легковыми автомобилями) есть неоспоримые потребительские преимущества: 

- выше клиренс (хотя бы незначительно), что позволяет увереннее чувствовать себя, маневрируя по заснеженному двору или при парковке к бордюру;

- высокая посадка (многим это нравится, особенно начинающим водителям - далеко видно);

- солидный внешний вид (большую высокую машину чаще пропускают, ее заметно издалека, проще найти на парковке и т.д.);

- опционально полный привод (тут можно поспорить, насколько он полный и насколько эффективный у различных моделей, но по крайней мере психологически это точно плюс для большинства покупателей).

А дальше начинается работа маркетологов - сделать агрессивный X6 или G-образный GLK, бегемотоподобный Patrol, смелый по дизайну Juke и т.д., главное - удовлетворить взыскательный вкус потребителей, готовых за перечисленные выше плюсы добавить 30-50% к цене автомобиля (по сравнению с соплатформенными седанами).

6/15 Какие интересные и малоизвестные автомобили были созданы в советской Прибалтике и Восточной Европе?

История автопрома Восточной Европы очень богата. Правда, в России автомобилями как Прибалтики, так и ближайших соседей СССР мало кто интересуется. Сегодня я докажу, что эта тема гораздо интереснее, чем многие думают.

Польша

Основной автозавод Польши — FSO, расшифровывающийся как “Fabryka Samochodów Osobowych”. Начиная с 1990-х годов компания не выходит из затяжного кризиса, но в былые времена многие автомобили, разрабатываемые на этом заводе, удивляли своей неординарностью.

FSO Syrena

FSO Syrena – польский серийный автомобиль, впервые представленный в 1955 году. На FSO он серийно производился с 1957 по 1972 годы, после чего с 1972 по 1983-й выпускался на заводе микролитражек FSM. Основных версий было три: Syrena 100, Syrena 104, Syrena 105. (Фотографии сверху-вниз соответственно).

FSO Syrena Sport

В 1957 году свет увидел автомобиль FSO Syrena Sport: спортивная версия серийной машины. Примечательно, что неожиданный дизайн автомобиля привлек внимание публики даже на Западе. А что еще примечательнее, машина полностью была разработана в Польше. Кузов автомобиля выполнен из стекловолокна, а под капотом находится 4-цилиндровый 4-тактный двигатель.

Конечно, такой смелый концепт до серии не дотянул, но в памяти народной остался. По сети, кстати, гуляют фотографии как оригинала, так и реплики с автомобильной выставки: будьте внимательны.

FSO Syrena Mikrobus

Через три года после появления Syrena Sport на FSO объявили очередную новинку. Так, в 1960 году вышел новый концепт — FSO Syrena Mikrobus. К сожалению, до серийного производства этот милый фургончик не дожил. Хотя как малый коммерческий транспорт он был бы удобен.

Чехословакия

В Чехословакии большинство выдающихся автомобилей было произведено на заводе Tatra. О них сейчас и пойдет речь.

Tatra 603

C 1956 по 1975 год в Чехословакии производилась Tatra 603. Столь знакомая любому чеху или словаку, она покажется странной жителю России. Когда я впервые увидел эту машину, я не знал ее названия, поэтому подумал, что это смелый американский концепт.

В течение всего времени производства машина оснащалась одним двигателем: Т603, выдававшим 95 л.с. при 4000 об/мин. С ним машина развивала неплохую максимальную скорость в 160 км/ч.

В СССР было всего несколько экземпляров этого авто. Их использовали высшие начальники КГБ как средство передвижения. Естественно, окраска этих машин была черной.

Машина продержалась на конвейере 19 лет и выпускалась в нескольких модификациях. В 1975 году она ушла «на пенсию», уступив конвейер 613-й Татре.

Tatra T77 и Tatra 87

Умеют чехи удивлять. Это Tatra 77, появившаяся еще до войны, в 1934 году. До 1938 года было выпущено 249 экземпляров. В 1936 году автомобиль усовершенствовали, дав модернизированной версии новый индекс - Tatra 87. Она выпускалась до 1950 года.

Дизайн этих автомобилей поистине уникален. Татру 87 мне довелось увидеть своими глазами всего один раз: в небольшом музее в Санкт-Петербурге. Заметив эту машину, я испытал целый спектр положительных эмоций.

Tatra 77:

Tatra 87:

Tatra President

Это самый первый автомобиль компании. Появился в 1897 году. Оригинальный автомобиль, как ни странно, дожил до наших дней; сейчас он находится в Праге.

Латвия

Настало время рассказать о нескольких латвийских концептах.

РЭАФ-50

В сталинские времена в Латвии функционировала РЭАФ (Рижская экспериментальная автомобильная фабрика). Ее существование не принесло автомобильной индустрии СССР никакого толка, поэтому в 1949 году она превратилась в Рижскую Автобусную Фабрику посредством слияния со вторым Рижским Авторемонтным Заводом.

Мало кто знает, однако, что у РЭАФ был интересный, но не воплощенный проект: легковой автомобиль РЭАФ-50. В конце 1940-х его разработку лично одобрил Сталин. Машина прошла почти все необходимые тесты, однако множество недостатков конструкции и наличие куда более конкурентоспособных аналогов погубили проект. В 1949 году, как уже упоминалось, фабрика перестала существовать.

РАФ-М1 и РАФ-М2

Следующий необычный автомобиль был произведен на Рижской Автобусной Фабрике. Этому предприятию повезло больше, чем РЭАФу: оно просуществовало 49 лет и прославилось своими автобусами на весь СССР. Однако с ослаблением Союза в конце 1980-х, настали тяжелые времена. Уже устаревшим моделям подготовили замену; в единственном экземпляре было выпущено два концепт-автобуса. Жалко, что находившаяся на грани распада страна так и не нашла силы, чтобы воплотить в жизнь эти проекты. Я говорю о РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс».

РАФ-М1:

РАФ-М2:

РАФ Рига

Это РАФ Рига — автопоезд для перевозки людей в парках и на крупных выставках. Выпускался в общей сложности с 1959 по 1972 год в трех поколениях. Эксплуатировался, помимо прочего, на ВДНХ.

На фото — версия "Риги" 1962 года.

Венгрия

Главная автомобильная достопримечательность Венгрии - ее "Икарусы". Далее речь пойдет о нескольких интересных автобусах венгерского производства.

Ikarus 695.01

Венгерский Икарус (или Икаруш) был широко известен в Советском Союзе. Одна из самых интересных его моделей — Ikarus 695.01. Разработана была в 1984 году и показана на выставке в Москве в 1985-м. Это автобус-трап, который доставляет важных гостей из гостиницы прямо в самолет без утомительных пересадок.

Выглядит очень громоздким.

Ikarus 259.00 K1

Ikarus 259.00 K1 появился в единственном экземпляре в 1976 году в рамках проекта ADA (планируемый рынок сбыта — Африка, Азия, Южная Америка). Как и большинство моделей этого ряда, в серийное производство автобус не пошел. Из-за ряда недостатков в конструкции шасси.

Но выглядит интересно, согласитесь.

Ikarus 303

Ну и напоследок концепт: Ikarus 303. Было выпущено всего 2 экземпляра в 1959-1960 годах.  Автобус довольно симпатичный.

7/15 Сколько крови нужно сдать донору, чтобы накопить на Mercedes-Benz G63 AMG?
8/15 Почему традиционный цвет такси - жёлтый?

В 1914 году, в Чикаго, Джон Херц основал компанию Yellow cab. Он покупал подержанные машины, красил их в желтый цвет для узнаваемости, и оказывал услуги такси. Отсюда возникла традиция красить такси в желтый цвет. Тем не менее, традиция не жесткая. Существует масса таксопарков с такси другого цвета.

9/15 Чего не хватает для создания летающих машин как в фильме "Назад в будущее"?

Летающие автомобили уже существуют. Правда, пока эти концепты громоздки и неудобны. К тому же их никто не использует. Пока регулярные полеты и воздушные автотрассы не организованы.

Однако вполне возможно, что это будет практиковаться в недалеком будущем.

Если говорить о конкретной летающей машине, то самая известная на данный момент - это Terrafugia Transition: автомобиль-самолет. Он вполне может передвигаться по обычным автодорогам и взмывать в воздух. Однако он больше похож на компактный самолет, потому что постоянно ездить на столь крупной и непродуманной машине неудобно.

В общем, технологии развиваются, прогресс идет. Для создания летающих машин все условия уже созданы; со временем эта практика станет нормой.

10/15 Почему пикапы марки Toyota так популярны у ИГ?
11/15 Почему школьные автобусы желтого цвета?

Желтый цвет школьного автобуса пошел от США. Напомню, в США другой принцип расселения людей в городском пространстве нежели в Европе, включая Россию. Большинство горожан живут в пригородах (suburbs) в отдельных домах, поэтому добраться до школы пешком обычно просто невозможно. Детей отвозит или кто-то из родителей на машине, или школьный автобус. Или они едут сами (права получают в 16, школу заканчивают в 18).

Решение о том, что школьные автобусы должны быть именно желтого цвета, в США приняли еще в 1939 году.

Причина была весьма прозаична. Желтый это яркий цвет, который привлекает внимание и его легко заметить даже периферическим зрением (быстрее, чем любой другой цвет). По данным ученых, желтый люди замечают в 1,24 раза быстрее, чем красный.

12/15 Были ли у АвтоВАЗа необычные автомобили?

Были. И довольно много. В своём ответе я собрал 11 концептов от Волжского автозавода. Это далеко не полный перечень, но даже такой скромный список вас наверняка удивит.

Lada C Concept

Машина была показана в 2007-м году на 77 Женевском автосалоне. Ее разработкой занимался АвтоВАЗ вместе с инженерами из Канады. Высота автомобиля составляла 1,5 м, ширина - 1,8 м, длина - 4,2 м. Тем не менее, ее оснастили двухлитровым двигателем, так что концепт выдавал максимальную скорость в 210 км/ч. Машину начали подготавливать к серийному производству, но кризис 2008 года "задушил" этот проект.

Лада Эльф и Лада Рапан

"Эльф" впервые засветился в 1992 году, когда выиграл гонки электромобилей в Монте-Карло. При скорости в 40 км/ч запас хода у машинки составлял около 100 км. Максимально этот монстр выдавал 90 км/ч. В 1998 году дизайн "Эльфа" решили немного улучшить. Так появилась Лада Рапан.

Лада Рикша

Рикша - изящный гольфмобиль от Волжского завода. Появился в 2001 году. Электродвигатель выдавал мощность в 7,5 кВт (10 л.с.). Максимальная скорость авто - 24 км/ч.

Лада Х

Многие не верят в существование Лады Х. Это концепт семиместного минивэна, появившийся в 1990 году. Сохранилось даже несколько фотографий. Но вот фейк это или нет - мы уже никогда не узнаем.

Lada Peter Turbo

Этот концепт не дожил до выпуска опытного образца. Макет машины сконструировали в 2000 году и показывали в Москве на Мотор-шоу и на Парижском автосалоне. Дальше макета дело не зашло.

Помимо концептов, подготовленных в Тольятти с нуля, были многочисленные модификации серийных автомобилей, которые не получили распространения, но заслуживают нашего внимания.

ВАЗ-2107М

В нулевых морально умершую "семерку" Жигулей пытались оживить разными способами. Например, один из инженеров АвтоВАЗа подготовил такой рестайлинг. По сути, это был тот же бюджетный 2107, только с современной "начинкой". Но тогда АвтоВАЗ был занят разработкой новой "Калины", и на 2107М никто толком не обратил внимания. А мог выйти неплохой серийный автомобиль.

ВАЗ-2103 Porsche

Да, вы все правильно прочитали. В семидесятых за "трешку" Жигулей действительно брались немецкие конструкторы. Была подготовлена полноценная рестайлинговая версия, но появившийся в то же время ВАЗ-2106 затмил "трешку" от Porsche.

ВАЗ 2102Э

В 1975 году ВАЗ-2102Э - гражданский электрокар - впервые вышел на тестовые заезды. Версия "двушки" Жигулей с электродвигателем имела один главный недостаток: слабая батарея сильно понижала запас хода. Однако до серии машина дожила. Для почтовой службы Тольятти было изготовлено полсотни таких автомобилей.

Лада Амадео: лимузин и кабриолет

Амадео - неудавшаяся линейка автомобилей от АвтоВАЗа. Точнее, это несколько любопытных переделок ВАЗ-21099. Одна из них - модель Амадео-500 - лимузин, оснащенный 1.6-литровым двигателем мощностью в 100 л.с. В 1993 году в двух экземплярах была выпущена и девятка-кабриолет. Однако серийное производство и экспорт наладить не смогли.

13/15 По какому принципу работают многоуровневые городские парковки?

Если говорить о той наземной многоуровневой парковке, что показана на изображении, то это так называемая "полезная модель". Полезная модель относится к области технического обслуживания транспортных средств. Такой вид паркинга в России встречается приемушественно в дилерских центрах или на крупных станциях тех. обслуживания. Такая многоуровневая автоматическая парковка, содержит каркас с ячейками для хранения автомобилей и механизм перемещения платформ. Платформы выше первого уровня перемещаются вертикально, платформы среднего и первого уровня перемещаются горизонтально. Количество платформ на средних и нижнем уровнях меньше, по крайней мере, на одну платформу, чем количество платформ верхнего уровня, что обеспечивает образование шахты подъема. Парковка снабжена подземным уровнем, который содержит платформы, связанные с системой вертикального перемещения. Собственно, если речь в целом о наземных многоуровневых паркингах, то там принцип известен, как минимум из компьютерных игр: посередине или на краю многоэтажного здания расположен винтовой путь, съезд с которого осуществляется на каждом последующем уровне (этаже). 

14/15 Как будет регулироваться трафик движения летающих автомобилей?

Процитирую небезызвестного Илона Маска, он дал замечательный ответ:

«Я бы поспорил на тему, нужны нам летающие автомобили или не нужны. 

Если летающие автомобили нужны, то, очевидно, вы добавляете дополнительное измерение, где автомобиль может свалиться вам на голову и эксплуатация будет зависеть от погоды. И, конечно, вы будете обладать летающим автомобилем, у которого будет автопилот, в противном случае о нем можно забыть. Он будет на автопилоте, но даже на автопилоте, если у вас будут надежные двигатели и лопасти, вы никак не сведете к нулю шансы на то, что что-то случайно упадет вам на голову. И есть еще проблема шума…»

15/15 Что такое лошадиная сила? Кто ее придумал? Как он ее измерил?

Изобретателю Джеймсу Уатту нужно было доказать, что его новая паровая машина гораздо производительнее лошади. Это было в 18 веке, поэтому люди скептически относились к подобным конструкциям.

Механик привлек к работе друга-пивовара, который с помощью своей лошади несколько часов выполнял одну и ту же работу. Параллельно это же самое делал Уатт.

В результате расчетов выяснилось, что паровик работает как две или три лошади. С тех пор это обозначение и пошло. Оно используется и сейчас, несмотря на то что мощность двигателя измеряется в киловаттах.