Улётные билеты
Ответы, которые сделают ваш перелет спокойней и комфортней. TheQuestion и Anywayanyday рассказывают, как правильно купить билеты и не облажаться
7 вопросов
1. Люди, которые путешествуют по миру за копейки на самолётах-автобусах по всяким акциям, ГДЕ вы это все находите?2. Зависит ли цена билета от возраста самолета и его модели?3. Как получить апгрейд билета в бизнес-класс, если купил эконом?4. Какое самое безопасное место в самолете?5. Каким образом распределяются места в самолете при регистрации пассажиров на авиарейсы?6. На чем зарабатывают продавцы дешевых авиабилетов?7. Какие фишки есть у авиакомпаний? Например, в Etihad Airways командир судна перед трансатлантическим перелетом зачитывает молитву из Корана?

Никакой особенной магии нет — тут, скорее, важны упорство, методичность и умение планировать. Есть несколько базовых рекомендаций, к которым сводятся все советы и лайфхаки по поиску дешёвых авиабилетов:

1. Покупайте билеты как можно раньше. Как правило, авиабилеты выставляются на продажу за 333 — 365 дней до даты вылета.

2. Следите за распродажами, которые авиакомпании регулярно проводят в низкий сезон: с февраля по март и с октября по ноябрь. Например, осенью 2014 года авиакомпания МАУ проводила суперакцию: билеты в Дубай, Тель-Авив, Ларнаку, Лондон и прочие города можно было купить меньше чем за 5 000 рублей. Такое бывает редко, но всё-таки бывает. 

Об акциях авиакомпаний мы (как и другие сайты по продаже авиабилетов) рассказываем на главной странице сайта, на страницах авиакомпаний, в соцсетях, в email-рассылке и через другие каналы коммуникации.

3. Проверяйте авиабилеты на соседние даты — часто они сильно отличаются по цене. Такой функционал есть на сайтах всех авиакомпаний и агентств. У нас, например, для этой цели есть виджет «Динамика цен» («+/- 3 дня»): с его помощью можно сравнивать стоимость авиабилетов по заданному направлению на соседние даты и настраивать уведомления об изменении стоимости авиабилетов на эти даты с разной периодичностью.

4. Авиабилеты с вылетом во вторник или в среду дешевле авиабилетов с вылетом в другие дни недели.

5. Многие авиакомпании ввели тарифы без багажа — они значительно дешевле стандартных. Например, у «Сибири», «Уральских авиалиний» и UTair тарифы без багажа на 40% дешевле. При этом допускается провозить ручную кладь весом до 10 кг.

6. Проверяйте цены на билет в один конец и билеты туда—обратно. Иногда round-trip оказывается дешевле, чем one-way. С этим обстоятельством связан один неоднозачный метод, на вопрос о котором мы уже как-то отвечали на The Question. 

2/7 Зависит ли цена билета от возраста самолета и его модели?

Нет.

Цена авиабилета складывается из расходов на обслуживание рейса, техобслуживание самолёта, обслуживание пассажиров в аэропорту (регистрация, грузчики, таможня и т.д.), стоимость топлива, налоги и сборы и так далее. Можете посмотреть интересный видеоролик о том, из чего складывается цена авиабилета, ссылку на который давал в своём Telegram-канале блогер Сергей Король.

Так вот возраст самолета в этот список не входит. К тому же подробные характеристики самолёта, на котором будет выполняться рейс, нельзя узнать при покупке билета. Ну и авиакомпания вообще может заменить борт в любой момент до вылета.

3/7 Как получить апгрейд билета в бизнес-класс, если купил эконом?

Есть несколько вариантов:

  1. Доплатить на стойке регистрации за апгрейд.
  2. Потратить накопленные бонусные мили авиакомпании.
  3. Выиграть: у нас, например, недавно проходил подобный конкурс с авиакомпанией Hainan Airlines.
  4.  Удачно попасть под овербукинг: когда проданных билетов больше, чем реальных мест в салоне, то пассажиров эконома могут пересадить в бизнес-класс — если там есть свободные места, конечно.
4/7 Какое самое безопасное место в самолете?

Считается, что самые безопасные места расположены ближе к хвосту самолёта: при жёсткой посадке пассажиры, сидящие у второго аварийного выхода, будут иметь больше шансов успеть выбраться.

Этот вывод подтверждают исследования, которые проводились по заказам авиакомпаний и профильных журналов. Анализировалась статистика по выжившим в авиаинцидентах, к которым относят и жесткие посадки. Наибольший шанс уцелеть, как показали цифры, есть в том случае, если вы сидели в хвостовой части лайнера или в центральной части салона — в зоне над или сразу перед крыльями. 

5/7 Каким образом распределяются места в самолете при регистрации пассажиров на авиарейсы?

В зависимости от авиакомпании онлайн регистрация (если эта опция присутствует) открывается от 60 дней до 24 часов до вылета.

При неполной загрузке часть мест бывает закрыта для отдыха экипажа, обычно первые ряды экономического класса. В первую очередь присваиваются места пассажирам особых категорий: люди с ограниченными возможностями сидят как можно ближе к двери, дети до двух лет на руках у родителей по одному на блок, т.к. на блок предусмотрена всего одна дополнительная кислородная маска, пассажиры с животными - строго у окна, предпочтительно в конце самолета, обычно, минимум 5 рядов между животными, пассажиров с золотыми картами авиакомпании/альянса впереди салона.

Если онлайн на рейс были зарегистрированы пассажиры, не сооответствующие требованиям аварийного ряда - их принудительно пересаживают на другие места. Если компания иностранная - обязательно знание английского или языка экипажа.

Заботливый представитель авиакомпании может присадить вместе семьи с маленькими детьми до открытия регистрации в аэропорту. Но это исключительно ее/его доброта и забота о людях, а не обязанность. 

При регистрации в аэропорту автоматически система выдает места согласно тарифу купленного билета, либо согласно центровке самолета, либо в конце (зависит от системы регистрации), но сотрудники по большей части открывают карту и выбирают определенное место, либо просто запрашивают комбинацию "впереди, у окна". Если самолет неполный, для пассажиров с детьми на руках стараются оставить рядом свободное место.

Согласно билету, который является договором между пассажиром и перевозчиком, авиакомпания должна доставить вас из пункта А в пункт В и предоставить ЛЮБОЕ место в салоне вашего класса. Многие авиакомпании предлагают забронировать желаемое место за дополнительную плату, но оставляют за собой право изменить его в случае необходимости. Если это не предусмотрено правилами авиакомпании/аэропорта вылета, сотрудник НЕ ОБЯЗАН спрашивать вас о предпочтениях.

И напоследок: мне совершенно точно известно, что скандальных/грубых/неприятных пассажиров агенты по регистрации сажают на самые неудобные места, посередине между двух людей, в конце салона, чтобы спинка не откидывалась, и отдельно от их попутчиков. Любят и практикуют.

6/7 На чем зарабатывают продавцы дешевых авиабилетов?

На дополнительных услугах, предлагаемых или навязываемых клиенту.

Вообще, продавцы авиабилетов в интернете, которые не являются авиакомпаниями, — то есть туристические онлайн-агентства вроде нас, — зарабатывают в первую очередь на комиссиях авиакомпаний и сервисных сборах. Во вторую очередь — на доп. услугах.

Мы, например, предлагаем нашим клиентам добавить к своему заказу туристические страховки или билеты на аэроэкспресс (если рейс вылетает из Москвы или прилетает в столицу).

Но есть менее щепетильные агентства, продающие авиабилеты по очень низким ценам — то есть очевидно работающие себе в убыток с целью нагнать трафик. И до тех пор, пока они не закрываются, прибыль они получают за счёт дополнительных услуг, которые навязывают клиентам, — страховки, услуги оповещения и прочие. Поэтому очень важно следить за галочками, которые уже нажаты, когда вы оформляете заказ. (Впрочем, это универсальное правило для любых транзакций в интернете.)

Кроме того, они зарабатывают за счёт очень высоких сборов за возврат и обмен авиабилетов.

7/7 Какие фишки есть у авиакомпаний? Например, в Etihad Airways командир судна перед трансатлантическим перелетом зачитывает молитву из Корана?

Южноафриканская авиакомпания Kulula использует креативное оформление самолетов: один самолет, — который называется Flying 101, — покрашен в фирменный зеленый цвет и исписан указаниями, где у судна окно, дверь, двигатель.

Немецкая Eurowings предлагает билет в неизвестном направлении: вы выбираете примерную группу городов (пляжи, прогулки, вечеринки и т.д.); узнаёте о пункте прибытия только после оплаты билета; сдать билет нельзя.

Пассажиры рейсов нидерландской KLM могут выбрать соседа по креслу. После бронирования места становятся доступны страницы соцсетей других пассажиров. Кроме того, KLM предлагает на борту самолета разливное пиво.

Etihad Airways предлагают пассажирам с детьми няню на время полета.

American Airlines продают пожизненный безлимитный билет в первый класс, стоит 250 000 долларов. Один клиент купил такой билет и налетал больше 10 000 перелетов на сумму свыше 21 миллиона долларов.

Singapore Airlines поит своих пассажиров шампанским Dom Perignon и вообще уделяют большое внимание вину на своих рейсах.

На любой рейс американской Delta, летящий с Гавайев, можно бесплатно пронести ящик ананасов.

Израильская авикомпания El Al считается самой безопасной в мире: все их самолеты оборудованы противоракетными системами, а на каждом рейсе присутствует воздушный маршал в штатском.