Must Read
Что необходимо прочитать
6 вопросов
1. Поделитесь своими списками mustread, желательно с аннотациями, что вы читали в запой?2. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы?3. Что обязательно надо прочитать из античной литературы, литературы Cредневековья, Возрождения, постмодернизма?4. Какие книги о смерти вы советуете почитать?5. Что почитать об истории человеческой сексуальности?6. Что из русской классики должен прочитать любой уважающий себя человек?

Мариам Петросян: Дом в котором - это нечто потрясающее, отчего потом долго отходишь и не можешь читать другие книги. На эту книгу уже написано множество рецензий,  во всех заковырках  сюжета разбираются тысячи людей, нарисованы сотни артов полюбившихся героев, а все потому что дом-интернат для детей с ограниченными возможностями, который стоит на окраине города, среди домов-расчесок - великолепная вселенная.

Рэй Брэдбери: 451° по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Философская антиутопия Брэдбери рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества: это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, а хранение книг преследуется по закону, интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес.

Харуки Мураками: Норвежский лес -  эта книга будто холодный душ, отрезвляет. Сначала у тебя перехватывает дыхание от дикого холода, а потом он отпускает и дышится легче. 

Алессандро Барикко: Мистер Гвин — писатель, причем весьма успешный. Его обожают читатели и хвалят критики; книги, вышедшие из-под его пера, немедленно раскупаются. Но вот однажды, после долгой прогулки, он принимает решение: никогда больше не писать романы. «А чем тогда ты будешь заниматься?» — недоумевает его литературный агент. — «Писать портреты людей. Но не так, как это делают художники». Гвин намерен писать портреты словами,ведь «каждый человек — это не персонаж, а особая история, и она заслуживает того, чтобы ее записали». Разумеется, для столь необычного занятия нужна особая атмосфера, особый свет, особая музыка, а главное, модель должна позировать без одежды. Несомненно, у Барикко и его alter ego Мистера Гвина возникла странная, более того — безумная идея. Следить за ее развитием безумно интересно.

Скотт Фицджеральд: По эту сторону рая - потрясающий роман! Который написан легко и при этом так мастерски, он завораживает, не хотелось отвлекаться ни на секунду. Он напомнил поэзию, нежную, трепетную, мелодичную, задевающую все душевные струны. Может это из-за большого количества стихотворений в романе и упоминаний о различных авторах и книгах.
Эта книга о взрослении, о познании и принятии самого себя, о том, как из богатенького маменькиного сыночка выросла сильная личность. Я нашла здесь очень много важного и интересного для себя, я ведь тоже, как и Эмори, переживаю сейчас период самопознания, самосовершенствования и ищу свое место в жизни.

Эмма Донохью: Комната - для пятилетнего Джека существует один-единственный мир- комната, где он родился (пятно на ковре тому свидетель) и живёт всю свою короткую жизнь. Его реальность- пластиковая посуда, стирка по четвергам, невкусная, но полезная еда, которую надо беречь, телевизор, книги и любимый персонаж из мультика. И мама, единственный человек, которого он знает (не считая Старого Ника). Маму Старый Ник семь лет назад обманом завлёк в эту самую комнату и с тех пор стал единственный связующим звеном между ею и внешним миром.

Агата Кристи: Десять негритят - итак, перед нами остров где по непонятным причинам собраны десять человек, казалось бы не имеющих абсолютно никакого отношения друг к другу. Но, как выясняется с первого дня, все они связаны тайнами, покоящимися в их душах. Какая потрясающая задумка с этой детской считалочкой про негритят, от которой мурашки по коже, учитывая ее немного иную интерпретацию. Прочитала на одном дыхании и к разгадке самостоятельно так и не пришла, после этой книги влюбилась в Кристи. 

Бернард Вербер: Империя ангелов - книга захватывает и не дает скучать с самого начала. Потому что начинается она сразу со смерти. Но ужаснуться или даже испугаться не успеваешь, так как очень быстро переносишься вместе с героем на Небо и добираешься до Рая. Здесь наш герой - Мишель начинает "работать" ангелом-хранителем, а мы вместе с ним изучаем это достаточно сибаритское и вроде бы совсем беспроблемное место. Проблемы есть только у его подопечных, потому что они - обыкновенные люди. А мы наблюдаем, как Мишель пытается им помогать в силу своих пока небольших "хранительских" возможностей. Предупреждаю, что это вторая часть цикла про танатонавтов, но без прочтения первой все прекрасно понятно и быстро вливаешься. 

Элизабет Страут: Оливия Киттеридж - великолепный язык, колоритные типажи, неослабевающее психологическое напряжение обеспечили этой книге заслуженный успех, попадание в списки мировых бестселлеров и награждение Пулицеровской премией. Основная идея здесь обманчиво проста: все люди разные, далеко не все они приятны, но все достойны сострадания, и, кроме того, нет ничего интереснее, чем судьбы окружающих и истории, которые с ними происходят.

Джон Фаулз: Коллекционер -  в романе рассказана история Фредерика «Фердинанда» Клегга. Он одинок, у него нет никаких увлечений, кроме как коллекционирование бабочек. Но есть у него еще одно странное увлечение – Миранда, девушка, живущая напротив Ратуши, в которой он работает. Как только он ее увидел, он понимает, что она единственная, кто ему нужен. Но он не старается, как нормальный парень познакомиться с ней, поговорить. Он прибегает к радикальному методу ухаживания – он ее похищает. И таким образом он думает, что, будучи его пленницей, или как он говорит «гостьей», она узнает его поближе, сможет понять его и даже полюбить. Но он никак не может взять в толк, что насильно мил не будешь. Она - как очередная бабочка в его коллекции.

Эрнест Хемингуэй: Праздник, который всегда с тобой - эта книга – нечто. Такая приятная, праздничная истома. Эрнест описывает самое лучшее время в своей жизни. У многих авторов это детство, у него это зрелость, созерцательность, Париж.  Хемингуэй с искренней человеческой любовью описывает город. Он честно, полностью раскрывает свою личность. Он буквально парой художественных мазков передаёт суть выдающихся культурных деятелей эпохи, раскрывает именно их личность. Он честно и субъективно рассуждает о любимых книгах мировой литературы.
Читать роман я начала только ради одного – чтобы боле тесно познакомиться с Гертрудой Стайн и Скоттом Фицджеральдом. Но признаюсь, в процессе чтения эта цель отошла на второй план. Я буквально с головой нырнулав Париж, в замечательную личность Эрнеста, в душу потерянного поколения. 

Макс Фрай: Сказки старого Вильнюса (4 тома) - мне нравятся такие произведения: тепло и изящно о красивом и вечном.
Можно бесконечно перечитывать все книги от корки до корки и каждый отдельно взятый рассказ. Автор умело подобрала все оттенки настроения и красиво переплела их в своей книге. О чем она? О любви, о страхе, о счастье, о слезах и смехе, о мечтах, прошлом и будущем, о маленьких тайнах и больших секретах, о душевных узких улочках и милых людях, живущих на них. 


2/6 Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы?

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей — и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят — "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия — интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино — это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие — открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках — Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги — в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях — отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director's Cuts (Columbia University Press) — очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс — от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная — Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга — просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана — это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

3/6 Что обязательно надо прочитать из античной литературы, литературы Cредневековья, Возрождения, постмодернизма?

A) АНТИЧНОСТЬ

1. Толковое изложение греческой и римской мифологий

2. Гомер — Илиада. Одиссея

3. Гесиод — Труды и дни

4. Греческая лирика: Архилох, Пиндар, Алкман, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Симонид Кеосский, Каллимах, Феокрит (например, в антологии «Эллинские поэты»)

5. Эсхил — Персы. Орестея. Прометей прикованный

6. Софокл — Эдип-царь. Антигона

7. Еврипид — Медея. Ифигения в Авлиде. Электра. Вакханки

8. Аристофан — Облака. Лягушки

9. Менандр — Брюзга

10. Лонг — Дафнис и Хлоя

11. Плутарх — Сравнительные жизнеописания

12. Платон — Диалоги (Пир. Федр. Парменид. Апология Сократа. Тимей. Государство)

13. Аристотель — Поэтика. Физика. Метафизика. Органон

14. Геродот — История

15. Диоген Лаэртский — О жизни, учении и изречениях знаменитых философов

16. Вергилий — Буколики. Георгики. Энеида

17. Лукреций — О природе вещей

18. Овидий — Метаморфозы. Наука любви

19. Проперций — Элегии

20. Гораций — Эподы. Сатиры. Наука поэзии

21. Ювенал — Сатиры

22. Катулл — Стихотворения

23. Марциал — Эпиграммы

24. Цицерон — Против Катилины. Об обязанностях. О дружбе

25. Тацит — Анналы

26. Тит Ливий — История Рима от основания города

27. Юлий Цезарь — Записки о галльской войне

28. Светоний — Жизнь двенадцати цезарей

29. Плавт — Два Менехма

30. Сенека — О душевном покое. О счастливой жизни

31. Боэций — Утешение философией

32. Петроний — Сатирикон

33. Апулей — Золотой осел

Б) СРЕДНИЕ ВЕКА

1. Августин Блаженный — Исповедь.

2. Хейтон — Видение Веттина

3. Гальфрид Монмутский — История бриттов.

4. Петр Абеляр. История моих бедствий

5. Поэзия вагантов, миннезингеров, трубадуров, труверов

6. Римские деяния

7. Фаблио

8. Беовульф

9. Старшая Эдда

10. Младшая Эдда

11. Сага о Ньяле

12. Изгнание сыновей Уснеха

13. Песнь о Роланде

14. Песнь о моем Сиде

15. Песнь о нибелунгах

16. Кретьен де Труа — Эрек и Энида. Ивейн, или Рыцарь со львом

17. Вольфрам фон Эшенбах — Парцифаль

18. Флуар и Бланшефлер

19. Роман о Лисе

20. Цветочки святого Франциска Ассизского.

21. Хуан Руис — Книга благой любви

22. Данте Алигьери — Новая жизнь. Божественная комедия

23. Рютбёф — Чудо о Теофиле

24. Томас Мэлори — Смерть Артура

25. Повесть временных лет

26. Моление Даниила Заточника

27. Слово о полку Игореве

В) ВОЗРОЖДЕНИЕ

1. Франческо Петрарка — Книга песен

2. Джованни Боккаччо — Декамерон

3. Никколо Макиавелли — Государь

4. Лодовико Ариосто — Неистовый Роланд

5. Себастиан Брант — Корабль дураков

6. Эразм Роттердамский — Похвала глупости

7. Томмазо Кампанелла — Город солнца

8. Франсуа Вийон — Большое завещание. Стихи

9. Франсуа Рабле — Гаргантюа и Пантагрюэль

10. Маргарита Наваррская — Гептамерон

11. Пьер Ронсар — Поэзия

12. Мишель Монтень — Опыты

13. Жизнь Ласарильо с Тормеса

14. Мигель де Сервантес — Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

15. Луис де Гонгора — Стихотворения

16. Франсиско де Кеведо — Стихотворения

17. Лопе де Вега — Собака на сене. Фуэнте Овехуна

18. Томас Мор — Утопия

19. Джеффри Чосер — Кентерберийские рассказы. Троил и Крессида

20. Кристофер Марло — Трагическая история доктора Фауста

21. Уильям Шекспир — Ричард II. Ричард III. Сон в летнюю ночь. Генрих IV. Венецианский купец. Юлий Цезарь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Буря. Зимняя сказка. Сонеты

22. Бен Джонсон — Вольпоне

23. Джон Донн — Стихотворения

Г) ПОСТМОДЕРНИЗМ

1. Сэмюэл Беккет — В ожидании Годо. Моллой

2. Эжен Ионеско — Лысая певица. Носороги

3. Хорхе Луис Борхес — Пьер Менар, автор «Дон Кихота». Сад расходящихся тропок. Вавилонская библиотека

4. Итало Кальвино — Если однажды зимней ночью путник

5. Ролан Барт — Смерть автора. Удовольствие от текста. S/Z

6. Ги Дебор — Общество спектакля

7. Жан-Франсуа Лиотар — Состояние постмодерна

8. Уильям Берроуз — Голый завтрак

9. Джулиан Барнс — Англия, Англия. История мира в 10½ главах

10. Джон Барт — Плавучая опера

11. Мишель Турнье — Пятница, или Тихоокеанский лимб

12. Джозеф Хеллер — Поправка-22

13. Курт Воннегут — Сирены Титана. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Галапагос

14. Джон Фаулз — Волхв. Женщина французского лейтенанта

15. Джин Рис — Широкое Саргассово море

16. Дорис Лессинг — Золотая тетрадь

17. Том Стоппард — Розенкранц и Гильденстерн мертвы. Аркадия

18. Морис Бланшо — Последний человек

19. Ален Роб-Грийе — Ластики. Соглядатай

20. Хулио Кортасар — Игра в классики

21. Томас Пинчон — Радуга тяготения

22. Дуглас Коупленд — Поколение X

23. Владимир Набоков — Набор. Бледное пламя. Ада, или радости страсти.

24. Венедикт Ерофеев — Москва—Петушки

25. Виктор Пелевин — Жизнь насекомых. Чапаев и Пустота. Generation «П». t

26. Татьяна Толстая — Кысь

27. Тимур Кибиров — Сквозь прощальные слезы

28. Владимир Сорокин — Очередь. Норма. Голубое сало

29. Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев — Мифогенная любовь каст

30. Милорад Павич — Хазарский словарь

31. Салман Рушди — Дети полуночи

32. Патрик Зюскинд — Парфюмер

33. Кристиан Крахт — Faserland

34. Умберто Эко — Имя розы. Маятник Фуко. Роль читателя

Везде наверняка много упущено, а что-то не такое уж обязательное; дополнения в комментариях приветствуются

UPD. Подумал и решил добавить выжимку «для нормальных людей», а не филологов, которые стремятся сдать на четверку, и не для тех, кто хочет действительно углубиться в означенные эпохи (хотя, чтобы действительно углубиться, необходимо добавить еще столько же имен); в общем, если все это вам кажется tl;dr, то можно вот как:

1. Мифы по Куну, Гомер, Гесиод, Пиндар, Сапфо, «Орестея», «Медея», Аристофан, Лонг, что-нибудь одно из Плутарха, бережно срезать один-два диалога Платона, Геродот, Вергилий, Овидий, Катулл, Тацит, Светоний, Петроний/Апулей на выбор.

2. Августин, Абеляр, ваганты, Римские деяния, Беовульф, Старшая Эдда, Роланд, Нибелунги, «Ивейн», «Божественная комедия», Мэлори, ПВЛ, Слово о полку.

3. Петрарка, Боккаччо, Макиавелли, Эразм, «Большое завещание», Рабле, фрагменты Монтеня, Сервантес, одну пьесу де Веги (что обидно, если учесть, что он их написал, как говорят, больше 2000, а 400 с лишним дошли до наших дней), Мор, выбранные «Кентерберийские рассказы», по максимуму Шекспира.

4. Беккет, Борхес, «Смерть автора», Дебор, Хеллер, по одному тексту на выбор Воннегута, Фаулза, Стоппарда, Роб-Грийе и Набокова, какой-нибудь более легкий Пинчон («Выкрикивается лот 49», например), Ерофеев, «Generation «П», «Норма», «Хазарский словарь», «Парфюмер», «Имя розы».

4/6 Какие книги о смерти вы советуете почитать?

Смерть - парадоксальная тема для нынешней культуры, и книги о ней это отражают. С одной стороны, о смерти почти никто не говорит, и в книжных магазинах вы не найдете полки о ней. С другой, можно заметить, как в конечном счете все человеческие книги, от романтических романов до текстов европейских философов XX века (и уж точно биографии, которые все кончаются одинаково), не просто повествуют, но прямо кричат о смерти. Некоторые считают, что единственная причина писать для человека именно в этом и состоит: ваш текст переживет вас, если найдет своего читателя. На это отсутствие/присутствие смерти в культуре накладывается чрезвычайное многообразие способов умалчивать или высказываться о смерти. Смерть можно рассматривать как социальный феномен, можно как медицинский или юридический (дискуссия о смертной казни), можно применять к ней философские аргументы или рассматривать ее как адаптационное преимущество с точки зрения эволюционной биологии, можно, наконец, удариться в религию. Читать обо всем этом можно вот что.

1. Эпикур «Письмо к Менекею»

Письмо знаменитого античного философа, в котором он приводит один из ключевых аргументов относительно смерти в западной культуре. Поскольку жизнь есть совокупность ощущений, а смерть - прекращение жизни, то с собственной смертью мы никогда не столкнемся: пока мы еще живы, ее нет, а когда уже умерли, мы это уже не ощущаем.

2. Sherwin Nuland «How We Die. Reflections of Life’s Final Chapter»

Бестселлер недавно скончавшегося американского хирурга, почему-то до сих пор не переведенный на русский язык. Взгляд на смерть из перспективы медицины и социальной политики, и животрепещущее обсуждение: может ли человек контролировать свой уход из жизни. По сути, попытка современной дискуссии о том, что значит «хорошая смерть», - термин, который активно использовался в античности. Здесь же стоит упомянуть еще одну американскую рефлексию социальных условий, в котором происходит умирание в современной Америке - «The American Way of Death» Джессики Митфорд. В России такой рефлексии не наблюдается, и это печально.

3. Джулиан Барнс «Нечего бояться»

Выдающийся документальный роман или эссе английского писателя, целиком посвященный старению и умиранию. Одновременно бесконечно печальная эпитафия семье, ироническое и горькое размышление о собственной смерти и потрясающая экскурсия по европейской интеллектуальной культуре, обращенной к теме смерти: от христиан и Монтеня до философа-позитивиста Альфреда Айера и Дмитрия Шостаковича. Если вам на самом деле нужна только одна книга о смерти, выбирайте эту. Она по меньшей мере чертовски хорошо написана.

4. Филипп Арьес «Человек перед лицом смерти»

Ключевой текст, написанный о смерти, с позиций истории повседневности и культурной антропологии. Арьес реконструирует, как смерть из обыденного явления в досовременном обществе постепенно становится в эпоху модерна индивидуальной драмой, чем-то непристойным, а затем романтизируется.

5. Мэри Роуч «Кадавр. Как тело после смерти служит науке»

Научно-популярная книга, главным героем которой является труп, который - иногда по воле умершего, иногда случайно служит науке и человеческому знанию. Еще у Роуч есть книга «Жизнь после смерти», где она анализирует разного рода домыслы о загробном существовании. Все эти истории про то, как «тело становится на 10 граммов легче, когда уходит душа».

6. Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»

Самая известная книга, написанная о смерти психологом. Кюблер-Росс - та самая ученая, которая в конце 60-х годов прошлого века придумала знаменитые «пять стадий» принятия смерти: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Модель Кюблер-Росс затем много критиковалась в литературе.

7. Виктор Франкл «Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере»

Этот текст отсылает к еще одной стороне смерти: геноциду и массовым убийствам. Знаменитый психолог Франкл попадает в Освенцим, его жена погибает в другом лагере. Он наблюдает, как люди умирают ежедневно, как человеческая жизнь ничего не стоит, и задает вопрос, зачем цепляться за жизнь, в чем причина того, что человек старается видеть в своей жизни смысл, если такая причина вообще существует. К этой теме: жизнь и смерть перед лицом радикального насилия примыкает обширная традиция лагерной литературы, самые страшные строки в которой написал Варлам Шаламов.

8. Томас Каткарт, Дэниель Клейн «Хайдеггер и Гиппопотам входят в райские врата»

Для сравнения, чтобы несколько смягчить пафос, развлекательная книга популяризаторов философии Каткарта и Клейна, которые превращают смерть в анекдот, попутно разделываясь со временем и вечностью. Если не хотите читать анекдоты, но собираетесь штурмовать смерть по линии философии, беритесь за «Mortal Questions» Томаса Нагеля, литания Кьеркегора или уж мессу «Бытие и время» Мартина Хайдеггера - последняя, в конечном счете, тоже про нашу тему.

9. David Rieff «Swimming in a Sea of Death»

Классическая попытка противостоять смерти при помощи слов, запечатлев ее в мельчайших подробностях, и тем самым ограничив и отбросив: сын знаменитого философа Сьюзан Зонтаг пишет эпитафию своей матери. К слову, есть и более экзотические способы отношения интеллектуалов со смертью. В 2007 году 80-летние философ Андре Горц и его жена Дорин совершили двойное самоубийство. Перед смертью они составили записку, в которой просили никого не винить в случившемся и объясняли свой поступок тем, что разум начал покидать их, в то время как они хотят уйти из жизни, находясь в здравом уме. Последняя книга Горца вышла за год до этого: это был сборник его писем с признаниями в любви к Дорин («Lettre à D. Histoire d’un amour»). Помните, выше речь шла о понятии «хорошей смерти» у древних.

10. Протоиерей Александр Шмеман «Литургия смерти и современная культура»

Больше всего, конечно, по поводу смерти заморачивались христиане - собственно, религия и нужна для того, чтобы наследовать от Христа вечную жизнь. Об этом рассказывает основной праздник этой традиции, Пасха и так далее. Православный священник Шмеман, эмигрант, в конце 70-х годов прошлого века, ухватил проблему: секулярное общество, отказавшееся от религии, начинает делать вид, что смерти не существует. В то время как она, конечно, есть. Так от реальности смерти Шмеман предлагает перейти к реальности христианской мифологии. Еще здесь стоило бы упомянуть «Библию», кульминация которой для христиан - история смерти и воскресенья Христа. Ну или, извините, «Гарри Поттера» с его квазиманихейским мифом о том, что есть два способа избежать смерти: путь добра и путь Волдеморта

Чего в этом списке очень не хватает, так это анализа смерти с точки зрения нормальной эволюционной биологии - ближе всего к этому приближается Роуч. Биологи, кажется, еще не написали такой книги для широкого читателя, или, по крайней мере, я ее не знаю. Но оценить состояние дискуссии о смерти как эволюционной стратегии нужно обязательно, хотя бы по этой заметке.

В США, кроме того, есть огромная дискуссия о смертной казни, и отличные книги об этой проблеме. Мы на этот счет сильно не напрягались.

5/6 Что почитать об истории человеческой сексуальности?

История сексуальности довольно модная тема академических исследований, причем канон жанра здесь задан трехтомным исследованием философа Мишеля Фуко - с одноименным названием. Правда тексты Фуко неподготовленного читателя могут скорее запутать, так что начинать знакомство с темой с него, не имея специальной подготовки вроде диссертации по философии, я бы не рекомендовал. Чтобы оценить в этом отношении свои силы, имеет смысл познакомиться с беседой Фуко и социолога Ричарда Сеннета, изданной под заголовком Sexuality and Solitude (co.uk), в которой Фуко формулирует замысел своей работы.

Еще одна популярная линия ревизии исторического повествования, связанного со сферой интимного, представлена в феминизме. Здесь стоит обратить внимание на недавно переведенную на русский язык работу Наоми Вульф «Вагина. Новая история женской сексуальности».

Существует фундаментальный, и довольно легко читающийся, труд, в значительной степени посвященный теме сексуальности, под редакцией Алена Корбена и других - «История тела».

В качестве примера хорошей научно-популярной литературы по теме могу рекомендовать книгу «О женской стыдливости» Жана-Клода Болоня - академические исследователи, впрочем, такие тексты отвергают как слишком обзорные и легкомысленные, к тому же есть явные проблемы с переводом текста на русский язык.

При этом мне кажется, чтобы всерьез размышлять о теме, важно не ограничиваться историей культуры и философией, но обратиться и к биологическим объяснениям феномена сексуальности. Не то чтобы биология подменяет собой Фуко, но но она, скорее, дает более полную перспективу.

Биологи написали об истоках человеческой сексуальности довольно много. Я бы упомянул «Секс и эволюция человеческой природы» Мэтта Ридли, где ставится вопрос о том, зачем людям и млекопитающим в целом вообще понадобилось половое размножение, «Постельные войны» Робина Бэйкера (в оригинале «Spermwars»), в которой речь идет, среди прочего, о биологических причинах адюльтера, а также работу Джареда Даймонда под названием «Почему нам так нравится секс» - про нее все понятно из названия. Главный мировой бестселлер, пока не переведенный на русский язык, здесь - это «Секс на заре человечества» («Sex at Dawn») Кристофера Райена.

Чего читать не нужно - так это филологических фантазий психоаналитиков, все эти многочисленные тексты под названием «Архетипы и секс», «Тайна матери» или «Женская сексуальность по Фрейду»

6/6 Что из русской классики должен прочитать любой уважающий себя человек?

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Далее малява не несёт в себе никакого смысла, настрочил, чтобы попасть в лимит, который обозначил командир.