Летний театр
Ответы на ваши театральные вопросы от режиссеров pop up проекта "Летний театр"
4 вопроса
1. Зачем мы ходим в театр?2. Где в интернете можно читать современные пьесы (постоянно обновляющийся ресурс)? Хочется следить за разными современными драматургическими школами/мастерами?3. Чему и как учат на режиссуре театрализованных представлений?4. За каким театром будущее?

Я не берусь обобщать и могу говорить только за себя. Я хожу в театр за новым опытом, это и чувственный, и интеллектуальный опыт. Чем он от просмотра кино или чтения книги? Почему я ищу и хочу именно театрального опыта? Это сложный вопрос. В театре я так или иначе вовлечен в продуманный авторами спектакля процесс, в лучших случаях он требует от меня активного участия, это может быть необходимость совершить выбор или целую серию выборов, как, например, в спектакле «the drowned man» группы punchdrunk - куда пойти, за каким героем следить. Но это может быть и не физическое вовлечение, а монтаж, который я имею возможность самостоятельно производить во время спектакля, когда каналы восприятия разделены, как в спектакле Кэти Митчелл «Кристина», где на сцене снимается на несколько камер действие, озвучивается шумовыми эффектами с одной стороны сцены, а голосами артистов - с другой, и все вместе соединяется на экране над сценой. Или как в спектакле «Барабанщики на плотине» Арианы Мнушкиной, где одни артисты управляют другими как куклами, а озвучивает их третья группа артистов, находящаяся на краю сцены.

В спектакле есть целый ряд элементов которые должны прийти во взаимодействие, чтобы здесь и сейчас случился алхимический ритуал, и важно понимать, что без меня или без другого зрителя, который будет на моем месте, этот ритуал не состоится.

2/4 Где в интернете можно читать современные пьесы (постоянно обновляющийся ресурс)? Хочется следить за разными современными драматургическими школами/мастерами?

Самая большая и постоянно пополняемая библиотека находится у Олега Семеновича Лоевского, она так и называется, библиотека Лоевского и передается из рук в руки. У меня есть образец 2014 года, и он занимает почти 4ГБ. Из того что есть в интернете, самая подробная библиотека находится на сайте Сергея Ефимова. На этом сайте можно найти почти все уже ставшие классикой тексты современных драматургов.

Если ищете совсем свежие тексты, то имеет смысл подробно следить за конкурсами драматургии. Самые крупные из них это:

Любимовка

Евразия

Свободный театр

На сайтах каждого из конкурсов выкладывают тексты победителей, и можно посмотреть за разные годы весь шорт лист, а иногда и весь массив текстов.

3/4 Чему и как учат на режиссуре театрализованных представлений?

Я не учился на режиссуре театральных представлений, поэтому могу только догадывается, чему там учат. Одно могу сказать определенно, с режиссерским образованием есть много сложностей. Когда мы были на четвертом курсе, наш мастер Лев Додин признался, что он не знает, как учить режиссуре, и никто с нашего курса так и не получил подписанного им режиссерского диплома. Но многому он нас всё же научил, точнее сказать дал возможность многому научиться. И главное, это пожалуй внимание и уважение к тексту. Текст можно бесконечно разбирать и уточнять свой разбор. Недавно я понял что в какой-то мере первым из моих учителей в этом смысле была учительница торы: я учился в школе в Израиле, где изучение и разбор торы было одним из обязательных предметов. И таких учителей у режиссера может набраться очень много. Именно поэтому я очень бы хотел реформы нашего театрального образования. Мне кажется у студента за время учебы должна быть возможность приобрести опыт в соприкосновении с разными художниками и практиками театра и искусства в целом. Это, наверное, помогло бы сформировать у студентов более широкое мышление, и в результате, может быть, дало бы разнообразный театр.

4/4 За каким театром будущее?

Будущее прогнозировать очень сложно, особенно в России, где политический курс меняется каждые 10 лет. При таких условиях никакое стратегическое планирование невозможно. Но сложные условия иногда провоцируют художников изобретать новые стратегии. Еще два года назад я и думать не хотел о независимых проектах, меня вполне устраивала возможность работать с государственными театрами. Сегодня два из трех задуманных на ближайшее время проекта реализуются без государственных институций. Это подразумевает другой способ планирования, поиск денег в альтернативных источниках, партнерские отношения с компаниями, производящими оборудование необходимое для спектакля, и так далее. Год назад, когда мы стартовали с проектом pop-up театра, я нашел точное определение – "активация горизонтальных связей". Это был эксперимент, и он показал свою жизнеспособность – у нас есть большой потенциал для самоорганизации и взаимоподдержки, и, если думать о театре будущего, я безусловно верю, что помимо больших государственных театров, дотируемых из бюджета, будет возникать все больше независимых групп способных к коллаборации, открытых миру, мобильных и изобретающих новые форматы для театра.