Московское метро и его обитатели
Настоящие загадки московского метро, которые волнуют нас во время каждой поездки: запахи, звуки, странные двери у перронов и что же случится, если метро закроют хотя бы на один день
6 вопросов
1. Почему некоторые мужчины сидят в метро с широко раздвинутыми ногами?2. Чем пахнет в метро?3. Какова себестоимость проездного билета Московского метрополитена?4. Каково назначение дверей напротив перронов в метро?5. Почему в метро «зайцы» перескакивают через турникеты именно под полонез Огинского?6. Что будет, если метро в Москве закроется на будний день?

Когда я впервые столкнулся с проблемой manspreading – это когда мужчины занимают в метро больше одного места за счет того, что раздвигают ноги как можно шире (термин manspreading добавлен в оксфордский словарь в 2015 году – The Question) – я подумал такое только в Нью-Йорке бывает. Миллионы мужчин вынуждены проживать на крошечной территории, ютиться в крошечных квартирах, и так они просто отыгрываются в общественных местах.

Когда я узнал, что такое происходит и в других городах США, то подумал – наверно это какой-то американский феномен. Менталитет такой – наши предки покоряли континент с востока на запад, уничтожая всех и вся на своем пути, а теперь и мы покоряем новые территории таким образом. Я даже написал про это эссе в журнал Time в прошлом году (time.com)

А потом я услышал от друзей в России, что у них в метро та же проблема. И тогда я подумал – может это не проблема Америки или России, а проблема вообще всех стран, в которых встречаются мужчины и поезда? Подумал, что может быть такое поведение присуще всем обладателям У-хромосомы, что это то самое, что делает мужчину мужчиной. Потому что американская и русская культура, конечно, в чем-то схожи, но не настолько, и если мужчины ведут себя так ужасно и там и там, то может все дело в биологии? Может, это нерешаемая проблема? Может, мужские гениталии действительно нуждаются в пространстве больше, чем женские?

Но и здесь что-то не сходилось –ведь в то время, как некоторые мужчины раздвигают коленки так широко, что туда можно было бы легко поместить целое семейство Сибирских Хаски и осталось бы еще немножко места, бывают и другие мужчины, которые сидят в поезде как нормальные люди, занимая адекватное количество места. То есть это не все мужчины так сидят, а только титулованные мудаки, которые считают, что для мира превыше всего их удобство.

Короче, есть хорошие новости. Я писал то свое эссе год назад. И Нью-Йоркское метро почти в это же время запустило кампанию по борьбе с дурным поведением в поездах. Среди прочего, кампания была направлена против этого самого manspreading. Впервые в истории, кстати. И вот тогда стало понятно, что manspreading не у меня одного вызывает отторжение. И если раньше этим ребятам могло казаться, что их эгоцентричная манера посадки никому не мешает, то теперь они точно знают, что осуждаемы массами и оттого стали чуть сдвигать ноги.

Так что, может это поистине глобальная проблема, но для нее кажется нашлось относительно простое решение. Если хотите, могу прислать вам пару наших плакатов в Москву. В рамках, так сказать, общемировой борьбы с напастью manspreading. Знаете что – я даже готов оплатить почтовые расходы.

2/6 Чем пахнет в метро?

Креозот (фр. creosote) — бесцветная (иногда желтоватая или жёлто-зелёная), воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов.Впервые был получен Карлом фон Рейхенбахом в 1830 при дистилляции дёгтя бука.

Древесный креозот применяется при туберкулёзе и как антисептик. Каменноугольный для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных столбов и т. п.) и предохранения его от гниения, а также как флотоагент при обогащении (флотации) руд.

Характерный запах железнодорожных шпал (а также запах в метрополитене) связан с их пропиткой креозотом.

Согласно последним исследованиям, креозот считается потенциальным канцерогеном, хотя прямых доказательств этого не получено.[источник не указан 34 дня] В связи с этим, с 2003 года в странах ЕС запрещено нелицензированное использование креозота.

3/6 Какова себестоимость проездного билета Московского метрополитена?

"Единые" и прочие бесконтактные билеты для московского метрополитена производит ОАО «НИИМЭ и Микрон» крупнейший в России и СНГ производитель RFID-карт. Согласно этой новости полугодичной давности (mikron.ru), Микрон теперь продаёт их по цене 6,64 рубля за один бланк. Между тем, с 2011 г. Микрон поставлял проездные метрополитену по более низкой цене – 4,9 рубля за штуку. Сколько в карман положено, а сколько в курс доллара заложено — мне неизвестно, но ведь и не в этом вопрос)

4/6 Каково назначение дверей напротив перронов в метро?

Вдоль тоннелей метро протянуты кабели. Вдоль станции они тоже проходят, только их не видно - они идут в толще стены напротив платформы, по длинным трубам.

(станция Киевская-кольцевая, вид из тоннеля. Видны трубы для кабелей, уходящие в толщу стены)

Чтобы эти кабели там, в трубах, можно было протянуть, через каждые несколько десятков метров в трубах делается разрыв в специальную нишу, размером с небольшой шкаф. Он так и называется - "кабельный шкаф". Если вам надо протянуть новый кабель, вы запихиваете его в свободную трубу, и толкаете туда, а ваш помощник ловит этот кабель на другом конце трубы, в шкафу. И, поймав конец кабеля - вытягивает его на себя. Потом кабель таким же образом заталкивают в трубу, идущую до следующего шкафа.

Шкафы должны быть размещены на не очень большом расстоянии один от другого, иначе кабели между ними будет очень трудно проталкивать. Поэтому на одну станцию приходится 2-3 таких шкафа. Чтобы придать этим шкафам красивый вид, их закрывают крышками, на которых делают всевозможные украшения.

(станция Коломенская, стрелки показывают, где внутри стены протянуты кабели)

(станция Октябрьское поле, декорированная дверь кабельного шкафа)

На некоторых очень глубоких станциях стена напротив платформы - это купол пузыря подземного зала, он монолитный и никаких шкафов в нём разместить нельзя, потому что он защищает зал станции от сдавливающего её окружающего глиняного или песчаного грунта. На таких станциях вместо протянутых в толще стены труб делают специальный низенький технический коридор снизу под платформой, тянущийся через всю станцию. Кроме того, такой коридор часто делают на новых станциях. Такой коридор называется "кабельный коллектор".

(кабельный коллектор под платформой строящейся станции Митино)

(пространство над и под платформой строящейся станции Спартак)

Вы легко догадаетесь о наличии такого коридора, если посмотрите на стены тоннеля возле самой станции. Прямо перед станцией все кабели, идущие по дальней стене вдруг уходят вверх, проходят под потолком тоннеля над поездами и ныряют под платформу станции. Это называется "кабельный мостик".

(станция Театральная, кабельный мостик в конце платформы)

5/6 Почему в метро «зайцы» перескакивают через турникеты именно под полонез Огинского?

У меня эта мелодия, скорее всего как и у многих россиян, ассоциировалась всегда только с мультфильмом "Месть кота Леопольда" (одна из первых серий, с песнями Андрея Миронова).

В этой серии мыши пытаются выманить кота из своей квартиры всяческими зловредными методами. И на протяжении всей серии кот Леопольд под Полонез Огинского и издевательства мышей причитает - "Ребята давайте жить дружно!". В конце концов кот выпивает "Озверин" и мыши немного "получают" от Леопольда, помните наверно - "...Я тигр, а не кот...Если встречу тысячу мышей - разорву на тысячу частей..."

Так что, скорее всего, это некоторое такое обращение-напоминание подсознанию или даже намек "зайцам", ну и конечно призыв - "Ребята давайте жить дружно!"

6/6 Что будет, если метро в Москве закроется на будний день?

Если на сутки полностью исключить из московского общественного транспорта метрополитен - с наибольшей вероятностью произойдёт так называемый транспортный коллапс.

В 2014-м году среднесуточный пассажиропоток московского метрополитена составил 6,72 млн человек. Представьте: все эти люди обращаются к другим элементам общественного транспорта, на автобусных остановках стоят огромные толпы людей, которые (особенно поутру) с большой вероятностью начнут ещё и драться за право влезть в прибывший автобус. Даже в случае выделения Мосгортрансом дополнительных автобусных маршрутов, их едва ли хватит, чтобы адекватно разрулить такую ситуацию. Одновременно увеличится поток такси и частников, к ним добавятся автовладельцы, которые ранее предпочитали, например, ездить на работу на метро - теперь у них не так, чтобы много выбора. Это создаст дополнительную нагрузку на и так перегруженные московские автодороги, и увеличит плотность и протяжённость пробок. Полагаю, Москва очень скоро "встанет".

По сути, на данный момент нет проработанных решений, позволяющих как-то компенсировать метрополитен - скорее всего, эту ситуацию считают чересчур фантастичной, нереальной, и не рассматривают, как объективную возможность. Хотя бывало уже несколько случаев, когда случайные аварии в метро перекрывали движение на каких-то отрезках маршрутов, и если вам доводилось в этот момент оказаться среди "отключенных" на этом отрезке, и вместе с остальными метроюзерами ждать автобуса "наверху" - считайте, вы видели демо-версию.

Пользователю можно написать личное сообщение вBadoo