Япония
Пять лет назад страна пережила мощнейший удар стихии. Несмотря на цунами, в 2011 году Японию посетили 6 млн туристов. К 2015 поток вырос до красноречивых 20 млн человек. TheQuestion и Anywayanyday выясняли, почему Япония снова переживает туристический бум
10 вопросов
1. Что больше всего поражает при посещении Японии?2. Отличаются ли настоящие суши в Японии от суши в московских ресторанах?3. Существовали ли в Японии гейши на самом деле, кем они были и находились ли среди них девушки легкого поведения?4. Почему сумоисты такие толстые, и считают ли их в Японии привлекательными?5. Откуда на острове Окуносима в Японии столько кроликов?6. Почему цветение сакуры так много значит в японской культуре?7. Почему в Японии старые такси?8. Почему именно для Японии часто выпускают альбомы special edition?9. Как Япония стала одной из наиболее развитых стран мира, практически не имея на своей территории полезных ископаемых?10. Каково это — жить в Японии?

Весь мир ускоренно глобализируется, так что найти крупицы разнообразия, того, чего нет в других странах становится все труднее.

Но в Японии эти различия на каждом шагу, например:

- от замечательных унитазных подогреваемых стульчаков со встроенным биде и феном до автоматических дверей в такси,

- от странно-диких форматов розничной торговли (вездесущие автоматы по продаже всего на свете, а также Bic Camera или Don Quijote) до повсеместной автоматизации процесса заказа в уличных забегаловках,

- от потрясающей для гигантской городской агломерации чистоты на улицах до почти полного отсутствия урн,

- от шоколадок Кит-Кат со вкусом васаби или зеленого чая до деревянных тапок, которые выдают для похода в туалет в традиционных ресторанах,

- от пугающе реалистичных муляжей еды в витринах кафе до банкоматов без английского интерфейса.

2/10 Отличаются ли настоящие суши в Японии от суши в московских ресторанах?

В Японии есть целая система, чтобы выловленная утром рыба, через рыбные аукционы, которые проходят рано утром на специальных рынках, быстро была доставлена в рестораны. И это приводит к тому что часто рыба попадает на стол разделки еще живой. Правда обычно чтобы поесть такую рыбу, разделанную непосредственно при клиенте, нужно принять участие в мини-аукционе среди посетителей ресторана. Мало какой японец сочтет нормальными суши приготовленные какое-то время назад. Японцы настолько эстеты во всем, что уделяют огромное внимание способу нарезки рыбы и выбору специальных ножей, не говоря о том, что настоящий мастер приготовления суши учится этому мастерству более 5 лет, прежде чем у него появляется возможность готовить суши для клиентов. Никаких распространенных во всем не-японском мире роллов "Филадельфия" и "Калифорния" в настоящих японских о-суши-я-сан (так называют суши-рестораны в Японии), вы не найдете. Хотя, довольно распространены самые простые роллы с лососем, огурцом и тому подобные. Вообще, существует огромное количество суши, например, темаки, это такие "конвертики" с рыбой, морепродуктами, рисом и зеленью или инари, которые представляют собой рис, помещенный в тонкую оболочку, сделанную из омлета. Конечно, в связи с наплывом иностранных туристов, становятся популярными небольшие кафе с недорогими (100-180 йен) и не самыми каноничными суши. Там же есть многие необычные для Японии роллы и даже суши с сосиской. Чего не сделаешь ради привлечения внимания к своему кафе.

Возвращаясь к теме именно хороших суши, они кардинально, на мой взгляд, отличаются от наших, московских. Вчера, к примеру, мне подали такие суши в одном популярном японском ресторане, что заказывать их там я больше никогда не буду. Ладно еще кусочки рыбы были тонкими, это тут норма, привыкли, но рис, именно рис, пахнущий полотенцем, испортил все впечатление. В Японии уделяют огромное внимание не только рыбе, но и рису, он очень вкусный. И обычно кусочки риса меньше чем тут. А рыба - толще. Самые лучшие суши можно есть руками, так как это настоящее произведение искусства. Соевый соус не обязателен, ведь его добавляют для усиления вкуса, или для того, чтобы этот вкус полностью перебить... Кстати, рис не стоит купать в соевом соусе в любом случае - правильным считается опускать в него только рыбу. Видео о том, как правильно есть суши легко найти в интернете.

И, конечно, суши не являются основной пищей японцев. Для похода в суши ресторан нужен повод, это не ежедневная процедура. Едят суши японцы в определенном порядке и главная цель - не наестся до отвала, а испытать правильные вкусовые ощущения, ведущие к внутренней гармонии. Когда мои друзья иностранцы набирали себе по 15 тарелок суши за 30 минут, за соседними столиками у японцев стояло 3.

Перед некоторыми хорошими суши ресторанами можно увидеть стулья, на которых сидят люди, эти люди ожидают своей очереди для того чтобы посетить такой ресторан. В общем, о суши можно говорить очень долго, я же здесь поделилась только самыми очевидными мыслями.

3/10 Существовали ли в Японии гейши на самом деле, кем они были и находились ли среди них девушки легкого поведения?

Гейша, говоря современным языком, - это специалист с гуманитарным образованием, занятый в сфере сервиса. Разница в том, что, ввиду несколько иного подхода к культуре, обязанности принимают несколько непривычные нам формы. Соответственно, как и в случает с любыми специалистами гуманитарной направленности, людьми данной профессии могли стать те, кто быстро понимает модели поведения других людей и может быстро выстраивать задачи на этой основе. Углубляться в тонкости не буду, так как очень многое написано в википедии.

А вот женщин лёгкого поведения там не было. Потому, что гейша по своей сути - это специалист. А женщина лёгкого поведения - сами знаете.

И, кстати, к гейше ещё прилагается весьма приличного вида телохранитель, который может применить силу, если с попытаться сделать что-то недозволенное без явного согласия.

4/10 Почему сумоисты такие толстые, и считают ли их в Японии привлекательными?

1. Толстые из-за особой "диеты".

Борцы встают с петухами и натощак приступают к изматывающим тренировкам. Занятия длятся до полудня, после чего все они принимают горячую ванну и отправляются завтракать. В еде борцы себя совершенно не ограничивают. В обычный рацион входит специальное блюдо — тянко, готовящееся в большой кастрюле прямо на столе. Свинину, говядину, птицу, креветки или моллюсков варят в бульоне, приготовленном из бобовой пасты, чеснока, имбиря, кунжутного масла и соевого соуса. В качестве гарнира используют грибы, соевый творог, лук, редис, китайскую капусту, яйца, острую корейскую морковь, лапшу, рис и рисовые лепешки.

За трапезой борцы в зависимости от желания позволяют себе выпить и сакэ, и пиво, что в сочетании с высококалорийной диетой позволяют новичкам достаточно быстро набирать необходимый вес.

2. Восприятие сумоистов менялось с течением времени. Сумо известно в Японии с давних времен, но в традиционной культуре человека, находящегося ниже по статусу, чем борец, найти трудно. Борцы, которые оголяют свое тело, показывают его — это воспринималось как недостойное «настоящего» человека. Статус сумо стал подниматься только в конце XIX — начале XX века, когда европейцы познакомились с японской культурой. Японцы увидели, что в Европе в это время происходит становление современного европейского спортивного движения. Японцам тоже хотелось иметь свой национальный вид спорта, и они выбрали сумо. Действительно, таких близких аналогов в европейском спорте нет.

Это не отвечает на вопрос их привлекательности. (Все-таки они слишком не похожи на японцев),а говорит об изменении отношения к ним. Поединок сумоистов - это апофеоз ритуально-магического действа начинался он с шумного по улице,потом обряды синтоистских служителей. И,может быть, если акт настолько магический,то и люди должны отличаться от обычных. То есть к сумоистам существует нечто вроде восхищения. Маслов пишет в своей книге "Путь воина. Секреты боевых искусств Японии" : " Действительно, ответ на вопрос о необычайной, почти фанатической увлеченности сумо в Японии (при полном отсутствии интереса к этой экзотической борьбе за рубежом) коренится в особом складе японцев, в этнической психологии этого островного народа. «Маленьким людям» приятно видеть «больших парней». Можно предположить, что на подмостках в лице могучих и не очень стройных рикиси японцы видят свой идеал мужчины – идеал, в существовании которого вряд ли решатся сознаться самим себе.

Мистическая мощь сумотори восхищает поэтов и художников: борцам-чемпионам посвящают стихи, их изображают на художественных свитках наряду с величайшими героями-самураями. В сознании самурайской Японии сумо перешагивает порог простого развлечения, становится культурным достоянием нации и символом ее силы."

5/10 Откуда на острове Окуносима в Японии столько кроликов?

Изолированный остров Окуносима, расположенный во Внутреннем Японском море, многим больше известен как «Усаги Сима», что в переводе означает «Остров кроликов». Такое название он получил из-за того, что населяют его более 700 кроликов, которые свободно перемещаются по территории и даже дружелюбно общаются с туристами, принимая от них угощения. Откуда же они появились? Существует две основных теории, рассказывающих о происхождении этих милых животных на острове.

Во время Второй мировой войны здесь находилась секретная военная база, сфера деятельности которой состояла в производстве ядовитых газов, используемых в качестве ядерного оружия. Согласно первой теории, для испытания эффективности действия эти вредных веществ на остров были завезены кролики, которые впоследствии стали его обитателями, однако бывший директор Музея ядовитого газа Мураками отрицает данный факт. По его мнению, все животные погибли после сожжения завода.

Вторая теория говорит о том, что первых 8 кроликов в 1971 году завезли школьники, которые приехали на остров на экскурсию. После этого кролики стали размножаться, и теперь их можно назвать полноценными местными жителями. 

6/10 Почему цветение сакуры так много значит в японской культуре?

Для японцев сакура раньше была священным деревом, и по этому священному дереву гадали: будет хороший урожай или не будет. Потом это перешло в эстетическую категорию, и про эту сакуру стали сочинять много стихов. Кроме того, сакура является вестником весны, потому что она расцветает первой. 

7/10 Почему в Японии старые такси?

А почему вас не смущает, что в другой островной монархии с левосторонним движением тоже используют "старые" такси чёрного цвета?

Японские такси совсем не обязательно являются старыми в физическом смысле: модели Toyota Comfort ( wikipedia.org ) Nissan Cedric Y31 ( wikipedia.org ) выпускаются либо выпускались до совсем недавнего времени, так что купить новую машину совсем не трудно. Кстати, их используют не только в Японии, но и в других странах АТР, в частности в Гонконге, власти и население которого уж точно трудно заподозрить в низкой технологичности или лоббировании интересов японских корпораций.

Так что скорее можно говорить о консерватизме японских таксистов в плане дизайна и оснащения автомобилей. Это можно понять: большая, комфортная и солидно выглядящая машина (пусть даже с устаревшим дизайном) вызывает у клиента большее доверие, чем малолитражка. Кроме того, классический дизайн такси часто становится неофициальным символом города, а характерный облик вместе с яркой раскраской выделяет такси из общего потока машин.

Вообще, как показал пример Нью-Йорка, гонка за инновациями в этой сфере часто приводит к сомнительным решениям: зачем было отказываться от красивых Ford Crown Victoria, ставших визитной карточкой города, в пользу банальных ниссановских минивэнов?

8/10 Почему именно для Японии часто выпускают альбомы special edition?

Все гораздо проще, нежели можно вообразить. Дело в том, что CD в местных японских магазинах традиционно стоят достаточно дорого. Новый альбом любимой группы, заказанный за рубежом, скажем, на том же Amazon, может обойтись японцу чуть ли не в два раза дешевле. Происходит это потому, что сфера продаж CD в Японии регулируется государством. Так, существуют законодательные нормы, согласно которым продаваемые в стране диски должны быть выпущены только на местных звукозаписывающих лейблах. Кроме того, продажа пластинок по ценам ниже установленных запрещена.

Музыканты заинтересованы в расширении своей фанатской базы, а рекорд-компании – в увеличении прибыли за счет рынка, на котором все еще велик процент реализации физических носителей (потому как на цифровые продажи тоже существуют определенные ограничения). Поэтому для того, чтобы японец купил местный релиз и, соответственно, оставил свои деньги в Японии, а не отправил их за рубеж, и выпускается специальная версия альбома – Japanese edition, которая обычно содержит бонусные треки, часто – улучшенную полиграфию, какие-то сведения на японском языке, например, биографию артиста, также какие-нибудь дополнительные редкие фото и др. Естественно, за такое издание не жаль и переплатить. Японские издания ценятся и коллекционерами из других стран.

9/10 Как Япония стала одной из наиболее развитых стран мира, практически не имея на своей территории полезных ископаемых?

Прежде всего, Япония тут не является каким-то удивительным исключением: и Сингапур, и Южная Корея, и Финляндия, и Швеция, и многие другие страны сумели добиться очень высокого уровня экономического развития, не обладая большими запасами полезных ископаемых.

Другими словами, наличие природных ресурсов вовсе не является необходимым (ровно как и достаточным) условием для достижения экономического успеха. Хотя есть страны, которые при наличии природных ресурсов сумели стать развитыми (США, Канада, Норвегия, Великобритания и т.п.), зачастую ресурсы только мешают из-за так называемого ресурсного проклятия (wikipedia.org).

Помимо прочего, дело в том, что природные ресурсы однородны в том плане, что, скажем, нефть, где бы ее ни добывали, нефтью и останется. Рынок природных ресурсов таков, что получить на нем преимущество за счет инноваций сложно: потребителям все равно, у кого покупать ресурсы. Поэтому добыча ресурсов может дать стране дополнительный доход, но в то же время она ставит страну в сильную зависимость от состояния мировой экономики и спроса на ресурсы, а также не создает предпосылок для долгосрочного экономического успеха.

Для развития экономики гораздо важнее создание каких-то уникальных товаров, которые выгодно отличаются от продукции конкурентов. Так, например, японские автомобили во всем мире имеют репутацию наиболее надежных, и именно поэтому многие потребители предпочитают покупать именно продукцию японских автопроизводителей.

В современных условиях, когда именно дорогие высокотехнологичные товары играют большую роль, гораздо важнее не наличие природных ресурсов, а умение производить качественные и высокотехнологичные вещи. А для этого нужен человеческий капитал (в частности, хорошее образование и высокая культура производства), умение создавать и внедрять в производство инновации (опять же, нужно хорошее образование и высокий уровень научных исследований, а также защита прав собственности, которая защитит предпринимателей, использующих инновации) и тому подобные вещи.

И залогом экономического успеха Японии стали трудолюбие, качественное образование и т.д., которые позволили стране производить качественные автомобили, фотоаппараты, телевизоры и т.д. и, благодаря высокому качеству, завоевать ведущее место на мировом рынке этих товаров.

10/10 Каково это — жить в Японии?