Самый длинный аят
"Когда берете в долг друг у друга на срок, то записывайте это", говорится в Коране. О том, как можно толковать одну из важнейших глав Священного Писания - в подборке TheQuestion
12 вопросов
1. Разрешает ли ислам давать или брать в долг?2. Можно ли мусульманину пользоваться мобильным в кредит?3. Разрешено ли мусульманам пользоваться кредитными картами?4. Разрешается ли в исламе размещать деньги в банках под процент?5. Является ли услуга «Обещанный платеж» ростовщичеством с точки зрения ислама?6. Накладывает ли Рамадан какие-либо ограничения на создание долга?7. Какие платежи, которые можно совершить с мобильного телефона, являются халяльными?8. Может ли правоверный мусульманин воспользоваться какой-либо услугой, а оплатить ее потом?9. Что правильнее с точки зрения ислама: держать отдельный счет, с которого автоматически оплачивать услуги, или платить за услуги постфактум?10. Считается ли оплата счета в конце месяца (ЖКХ, телефон, интернет) созданием долга в исламе?11. Есть ли ситуации, в которых правоверный мусульманин может не возвращать долг?12. Имеет ли право мусульманин брать в долг, зная, что отдавать придется с процентами?

Давать в долг считается благим делом, это приветствуется и рассматривается как сделка, приближенная к благотворительности. В Коране и в изречениях Пророка это поощряется, так как это – помощь другим людям. Когда человек берет в долг, это, в свою очередь, побуждает его работать, трудиться, а не просто потратить эти деньги. В долговых отношениях категорически запрещена надбавка, любой излишек или процент – это все относится к ростовщичеству. 

2/12 Можно ли мусульманину пользоваться мобильным в кредит?

В случает если сколько наговорил, столько и заплатил, то это разрешено, как и с услугами ЖКХ, в этом случае платить в конце месяца дозволено.

3/12 Разрешено ли мусульманам пользоваться кредитными картами?

Нет, так как про кредитным картам могут начисляться проценты, пени.

При этом сам договор о долге может быть беспроцентным, но в случае просрочки платежа начисляются штрафы и прочее – это относится к ростовщичеству и запрещено. Это ростовщичество отсрочки, так делалось еще и во время Пророка, практика была таковой: если человек не мог вовремя вернуть, он возвращал больше. Так люди попадали в долговые ямы, разорялись. 

В исламе любой долг не подразумевает выгоды. А любые кредитные карты, по которым начисляются проценты, запрещены, мусульманин не должен пользоваться такими продуктами: ему ли начисляются бонусы, сам ли он платит. Исламский банк, например, смотрит, какой лимит он может дать клиенту, но здесь проценты исключены. 

У нас сейчас есть ряд таких банков, которые прошли проверку по шариатским стандартам, например, один из московских банков сейчас выпустил специальную платежную карту для паломников, по которой не начисляются проценты. В этих кредитных отношениях действует принцип инвестиции или торгового финансирования. Если предпринимателю нужны деньги, он подает заявку, организация проверяет, на что подается заявка: если нужен товар, то банк покупает товар, перепродает с наценкой, если нужно оборудование, то может быть лизинг. Это также могут быть прямые инвестиции, вложение в бизнес – это может быть представлено в форме совместного участия в капитале. 

Беспроцентные кредиты в исламских банках выдаются только социально незащищенным слоям населения, которые остро нуждаются. 

4/12 Разрешается ли в исламе размещать деньги в банках под процент?

Нет, разрешены только беспроцентные операции, договор о долге распространяется на текущие счета (которые могут быть у компаний), на платежные карты, которыми люди пользуются, но исключено какое-либо начисление процентов, бонусов и прочего.

5/12 Является ли услуга «Обещанный платеж» ростовщичеством с точки зрения ислама?

Сложно сказать: это зависит от конкретного договора, который вы заключили с оператором. Нужно очень внимательно читать условия: вы почти всегда зачисляете ту же сумму, сколько и взял «обещанным платежом». Важно вот что: если ты не погасил в срок, что происходит? Вот нет у вас денег пока, вы не смогли внести платеж в течение трех дней, что происходит? Если вам начисляются штрафы, то здесь уже нужно смотреть. 

6/12 Накладывает ли Рамадан какие-либо ограничения на создание долга?

Рамадан никаких ограничений не накладывает, он ограничивает только в еде, питье, супружеской близости в дневное время, обязывает проводить больше времени в молитве, самосовершенствовании, но все, что касается деловых отношений, остается. 

7/12 Какие платежи, которые можно совершить с мобильного телефона, являются халяльными?

Неважно, как ты совершаешь платеж: с телефона, с банковской карты, через интернет – важно, дозволенный это платеж или нет (здесь мы не говорим о комиссии оператору, комиссия за услуги оператора дозволена). Это должен быть платеж за дозволенную услугу (не оплата алкоголя или табака), не платеж банку по процентам (что в принципе запрещено, как и кредит). Если это просто оплата услуги, то не важно, как она производится, какой-то специфики в платежах именно с мобильного я не вижу.

8/12 Может ли правоверный мусульманин воспользоваться какой-либо услугой, а оплатить ее потом?

Можно, мы так оплачиваем электричество и другие счета, можно так оплачивать телефон, но всегда нужно обращать внимание вот на что: не начисляются ли по истечении определенного срока, проценты (как например, с кредитными картами). В таком случае, это запрещено. 

9/12 Что правильнее с точки зрения ислама: держать отдельный счет, с которого автоматически оплачивать услуги, или платить за услуги постфактум?

Относительно счета в банке все непросто. Ростовщичество запрещено, но человек, оставляя деньги в банке, косвенно участвует в этом, так как банк этими деньгами пользуется – выдает ими кредит, например. Поэтому, если у человека небольшая сумма денег, рисков нет, то открывать счет и держать деньги в банке – это нежелательно. Если же он понимает, что есть риск кражи, иной потери денег, нужно себя обезопасить, в этом случае это дозволено, можно завести счет. Тогда разницы уже нет. Можно сделать и автоплатеж, платить постфактум… 

10/12 Считается ли оплата счета в конце месяца (ЖКХ, телефон, интернет) созданием долга в исламе?

За воду, за свет, за электричество платить разрешается – в этой отсрочке ничего такого нет, так как это не совсем долг, это просто условия договора. Это же не некий товар, который ты купил на рынке, это периодически отчисляемые платежи за определенную услугу. 

11/12 Есть ли ситуации, в которых правоверный мусульманин может не возвращать долг?

Для дающего в долг, долг желательно простить, если человеку действительно сложно вернуть. Можно привести пример из истории жизни Пророка: одному из подвижников он сказал простить половину долга: его должник был в трудном положении, не мог вернуть. Этот пример показывает, что должников нужно прощать по мере возможности. Но для самого должника долг – это обязанность, его обязательно вернуть. Это очень важно: если у умирающего человека есть долги, то имам может отказаться читать молитву над умершим до тех пор, пока не будут выплачены все долги. Поэтому очень важно, чтобы долг был покрыт (с помощью родственников умирающего, его имущества). Есть и мольба Пророка, в которой говорится: «Прошу у Всевышнего защиты от грехов и от долгов». Люди удивлялись: понятно, что грехи, а почему долги? И Он говорил, что человек, имеющий долг, пользуется чужим имуществом и может впасть в большой грех, так как он живет за чужой счет. Брать в долг – это сугубо вынужденная мера, к которой прибегают только из необходимости.

12/12 Имеет ли право мусульманин брать в долг, зная, что отдавать придется с процентами?

Долг, «кард» (араб.), подразумевает только беспроцентную передачу чего-либо, с арабского это переводится как «отрезание» - ты отрезаешь часть своего имущества и передаешь другому. Возвращается аналогичное имущество. Любая надбавка здесь запрещена: проценты, излишек, любой подарок: деньги, картошка, любое другое имущество. Все это относится к «риба», ростовщичеству, которое является грехом, в Коране оно неоднократно запрещается, и в истории жизни Пророка говорится о греховности, что сам Всевышний объявляет войну ростовщикам. Запрет относится к любой выгоде, даже выгоде нематериальной.