Одноклассники. 10 лет
26 марта 2016 года первой российской социальной сети исполняется 10 лет. В свой юбилей «Одноклассники» делятся опытом и отвечают на самые популярные вопросы о проекте и его истории.
10 вопросов
1. Почему у «Одноклассников» сложился такой мифологизированный имидж?2. Какова история «Одноклассников»?3. На каких сервисах сделают упор «Одноклассники» в год своего юбилея?4. За каким потреблением информации будущее?5. Планируют ли «Одноклассники» глобальную экспансию на другие рынки?6. Каким будет человеческое общение в интернете в будущем?7. Как устроено продвижение брендов, присутствующих на площадке «Одноклассников»?8. Какие новые форматы контента осваивают «Одноклассники»?9. Чем аудитория «Одноклассников» отличается от других социальных сетей? Как с ней работать и общаться? Есть ли изменения в аудитории «Одноклассников»?10. Как монетизируются «Одноклассники»?

Он уходит корнями в прошлое Одноклассников. Все мы родом из школы, и залогом первоначального успеха бренда было именно правильно выбранное позиционирование: на территории бывшего СССР начальное образование исторически играло важнейшую роль в жизни людей. Главным драйвером развития социальных сетей было восстановление утраченных связей из детства. Поэтому на заре индустрии ностальгия приводила в Одноклассники большое количество людей среднего и старшего возраста. Их поведение не всегда совпадало с ожиданиями молодой аудитории, осваивающей рунет на других площадках.

Однако за 10 лет изменился не только рынок, но и аудитория. Сегодня ОК — это социальная сеть с развитым видеосервисом, качественным контентом, инвестирующая много усилий в поддержку стратегических спецпроектов и партнерство с традиционными медиа. Одноклассники, помимо того что уже представляют собой крупный агрегатор аудитории и контента, продолжат свое развитие по трансформации в сервисную платформу и работе с контентом.

Впрочем, цифры говорят лучше всего. Вот здесь можно посмотреть статистику по нашим пользователям:

2/10 Какова история «Одноклассников»?

Одноклассники, первая социальная сеть в рунете, была запущена 26 марта 2006 года. Аудитория соцсети быстро росла, а проект стал популярен не только благодаря новому формату и как продукт, но и как важнейший способ восстановления связей. Возможность найти одноклассников, школьных друзей, родственников - это важнейший социальный мотиватор. В начале пути именно этот фактор стал ключевой причиной успешности проекта. У ОК - длинная история создания технологий и продукта, которая эволюционировала на фоне развития сетей передачи данных, бурного роста доступа в интернет, развития мобильных и носимых устройств. В 2010 году компания вошла в состав Mail.Ru Group. К своему первому юбилею ОК является одной из крупнейших соцсетей в России и СНГ с пользовательской аудиторией в более чем 51 млн человек (LI, январь 2016), при том, что в 2007 году этот показатель находился на отметке в 1 миллион человек. ОК – самая узнаваемая социальная сеть России (ФОМ, 2014) и одна из самых популярных социальных сетей не только в рунете, но и в мире. Она занимает лидирующие позиции по видеопросмотрам (300 млн просмотров и 20 млн уникальных зрителей в сутки) и является вторым по популярности видеоресурсом в России по данным comScore на февраль 2016 года. В январе 2016 года в Одноклассниках было зафиксировано более 3,263 млрд просмотров. Но самое главное, что у нас есть – это аудитория, которая абсолютно лояльна к соцсети и контенту, который там появляется. Пожалуй, такой доброжелательной и вовлеченной аудитории нет больше нигде.

3/10 На каких сервисах сделают упор «Одноклассники» в год своего юбилея?

В последнее время мы существенно развили сервисы и форматы нашей работы со всеми видами контента, в частности с видео, и планируем инвестировать в это направление большой ресурс и в 2016 году. Мы будем удивлять рынок цифрами, новыми запусками, улучшением технологий и неожиданными партнерствами. Помимо этого, мы большое внимание будем уделять контенту, в частности развитию групп, присутствию СМИ на площадке, а также партнерским проектам с производителями контента. И последнее, но не последнее по значимости – техническое совершенствование продукта в сторону многофункционального сервиса. Мы продолжим развивать соцсеть, как сервисную платформу с большим количеством удобных дополнительных ресурсов: денежными переводами, оплатой проезда и многим другим.

4/10 За каким потреблением информации будущее?

За последние годы существенно изменилось потребление информации как с точки зрения устройств и развития каналов передач данных, так и с точки зрения поведения пользователей и их привычек. Мобильное потребление перестало быть трендом и уже закрепилось как реальность. Еще одна отличительная особенность настоящего времени - это стремительно развивающаяся популярность видеоформатов. Все это вместе позволяет планировать долгосрочное развитие социальной сети с представленностью мультимедийного контента с большой долей видео, которое будет нативным, вирусным и удобным для мобильных пользователей.

5/10 Планируют ли «Одноклассники» глобальную экспансию на другие рынки?

Основными рынками для нас являются РФ и СНГ, при этом они находятся в разном состоянии. Если Россия – на передовой с точки зрения цифровых ресурсов, то некоторые страны СНГ только доходят до этого состояния. Плюс, у нас есть классические рынки, которые были сформированы выходцами из России: Германия, США. Израиль. Они остаются у нас в приоритете. Но мы не отказываемся от планов по дальнейшей экспансии.

6/10 Каким будет человеческое общение в интернете в будущем?

Сегодня при оценке будущего человеческого общения в интернете явно выделяются два направления. Первый противопоставляет мессенджеры и социальные сети в их классическом проявлении. В этом отношении представляет интерес как Snapchat, так и, условно, каналы Telegram. Другой подход артикулирует разницу традиционного общения в интернете (как в соцсетях, так и в мессенджерах) и зарождающихся футуристических форматов вроде виртуальной реальности. Со своей стороны, мы считаем, что будущее – за синергией между всеми форматами, такой медийной экосистемой, где каждый пользователь находит удобный для себя способ общения и потребления контента.

7/10 Как устроено продвижение брендов, присутствующих на площадке «Одноклассников»?

ОК сейчас активно развивается как платформа для брендов: мы консультируем, помогаем развить свои группы, рассказываем, как работать с аудиторией как крупным брендам, так и агентствам. Консультируем мы не только в России, но и в СНГ.

Здесь можно посмотреть самые интересные кейсы брендов ОК в 2015 году:

Точно так же активно мы поддерживаем наши партнерские отношения с медиа: 

8/10 Какие новые форматы контента осваивают «Одноклассники»?

На данный момент, мы сосредоточены на развитии видеонаправления нашего бизнеса. Это включает в себя новые форматы нативной визуальной рекламы, видеочаты, групповые трансляции и многое другое.

Аудитория Одноклассников - очень активна и с удовольствием приветствует качественной контент. Отчасти благодаря этому мы являемся площадкой №2 на территории России и стран СНГ (comScore, февраль 2016). Согласно данным аналитиков, в январе 2016 года на ОК было зафиксировано более 3,263 млрд просмотров. На Одноклассники приходится 22% просмотров видео по всей России. Это связано с обновлениями сервиса, новыми продуктами и партнерскими проектами: запуском онлайн-ТВ, онлайн-трансляциями значимых событий, запуском видеоплееров мобильных приложений под iOS и Android и реализацией технологии адаптивного стриминга в собственной видеоплатформе.

Вопрос о новых форматах подразумевает наличие новых сервисов. Вот здесь можно ознакомиться с подборкой 10 суперфункций ОК:

9/10 Чем аудитория «Одноклассников» отличается от других социальных сетей? Как с ней работать и общаться? Есть ли изменения в аудитории «Одноклассников»?

Сегодня пользовательская аудитория Одноклассников насчитывает 51 млн человек (LI, январь 2016). Самый активный сегмент – женщины и мужчины 25-35 лет. Это ядро пользовательской аудитории, хотя в ОК представлены все возрасты: от детей 6 лет до пожилых людей. В каком-то смысле мы и есть вся Россия – портрет пользователей рунета. При этом ОК всегда были соцсетью, которая объединяет поколения, и здесь в гораздо большем почете доборота и дружба, нежели обсуждение проблем и выяснение отношений. Это ценят наши пользователи, приходя в соцсеть за позитивными эмоциями, в первую очередь, и за общением с первым, доверенным кругом людей. Обратите внимание на среднее количество друзей у пользователей ОК: оно меньше, чем в других соцсетях, но вы всегда можете быть уверены, что знаете человека лично и что ваши фото и статусы не останутся незамеченными. Неспроста Одноклассники популярны за пределами России, у так называемой «русской диаспоры». Тяга к родным видна на цифрах пользования в США, Германии, Израили, Австралии.

Если говорить об изменениях в аудитории, они тоже есть:

• Она молодеет. К нам очень охотно приходит детская аудитория, а мы, в свою очередь, развиваем сервис и поощряем контент, соответствующий ожиданиям этой аудитории

• Она более охотно потребляет контент разного типа и привыкает, что на площадке есть и видео, и интересный контент групп, и СМИ

• Паттерны поведения тоже постепенно меняются. Если раньше люди заходили в соцсеть, чтобы искать людей и переписываться с ними, то сейчас – чтобы посмотреть видео, почитать интересные новости.

10/10 Как монетизируются «Одноклассники»?

Основные заработки Одноклассников состоят из трех направлений. Первое – реклама, которая становится все актуальнее, особенно с учетом развития мобильного потребления контента. Второе – игры на площадке социальной сети. ОК – это, по сути, издатель игр, работающий с большим количеством партнеров. Третье – виртуальные услуги: стикеры, «подарочки», «формат 5+».

Отличает нас то, что второе и третье направление у нас традиционно очень сильны и играют существенную роль в структуре доходов. Это нетипично для социальных сетей и позволяет называть Одноклассники развлекательной социальной сетью и говорить о развитии сервисной платформы.