Самые популярные ответы на TheQuestion за три месяца
Как допрашивало КГБ, можно ли высосать глаз пылесосом, занимаются ли космонавты любовью на работе, что будет, когда либералы придут к власти и еще шесть вопросов из числа тех, которые вызывали наибольший интерес у пользователей TheQuestion.
9 вопросов
1. Занимаются ли космонавты сексом в космосе?2. Почему россияне переодеваются в спортивные костюмы в поездах дальнего следования?3. Что будет, если поднести включенный пылесос к глазу?4. Как эмигрировать в Западную Европу?5. Как происходили аресты и допросы в КГБ?6. Как невесты в пышных платьях ходят в туалет?7. Каких взглядов придерживался бы сегодня Виктор Цой, будь он ещё жив?8. Объясните для чайников, в чем суть теории струн?9. Какие сериалы посмотреть, чтобы время не прошло зря?

Я посвятил своей диссертации «Философский аспект роли сексологии в исследовании космоса» 10 лет и за это время опросил для своего исследования не один десяток астронавтов, но среди них никто не сознался в том, что занимался в космосе сексом. Вероятно это связано с тем, что НАСА отказывается от любых комментариев на тему секса и всячески осуждают тех, кто этим вопросом все-таки интересуется. Когда я обратился в НАСА мне ответили: «Нет, никакого секса нет, у нас работают профессионалы». Но по-моему это глупо —профессионалы не занимаются сексом что ли? Я ходил, кстати и в российское посольство, думал может там помогут с информацией, но и там ничего.

В теории заниматься сексом в космосе можно. Несмотря на отсутствие гравитации кровь в случае необходимости прильет к половым органам, мужчине ничего не мешает испытать эрекцию. И в эрекции мне даже сознавались несколько из моих респондентов, впрочем они отказывались отвечать, что дальше делали со своей эрекций.

Вот на Антарктике (а по экстремальности эта среда не уступает космосу) к сексу относятся с уважением, там на станциях мужчинам официально разрешают смотреть порно. Имело бы смысл поставлять порно и на длительные космические полеты, тем более, что занятия сексом снимают стресс. Но на нее стоит запрет, поскольку космический корабль классифицируется как рабочее место и если там будет порно, то это по законодательству будет проходить как «Сексуальные посягательства на работе». У русских в этом плане все обстоит куда либеральнее — им на станции МИР разрешают смотреть порнофильмы (производство Франция и Италия). Правда космические психологи им рекомендуют приступать к просмотру не сразу, а ближе к концу поездки.

2/9 Почему россияне переодеваются в спортивные костюмы в поездах дальнего следования?

Поезд дальнего следования – очень специфический «фрейм коммуникации». Правила поведения здесь близки к правилам поведения в коммунальной квартире, но существенно от них отличаются. Объединяет их то, что в обоих случаях мы имеем дело с «полупубличным» пространством – пространством, которое не является ни публичным (улица), ни приватным (квартира) в полном смысле слова. Ключевое же отличие состоит в «практиках инхабитации», тех множественных незаметных действиях, которые совершают обитатели для временного присвоения и обживания занятой территории. (Например, протирание влажными салфетками некоторых поверхностей в купе, затыкание щелей в раме невостребованной частью постельного комплекта, расстилание салфетки на столе, раскладка постельного белья на полке, как знак того, что она с этого момента перестает быть общественным пространством и т.д.). Поведение в купе поезда дальнего следования предельно ритуализировано и регламентировано: есть распространенные способы вступления в коммуникацию (предложение присоединиться к трапезе) и допустимые возможности ее избегания (которых у обитателей верхних полок всегда больше). В отличие от купе, пространство плацкартного вагона требует куда больших «инвестиций» для поддержания фрейма полуприватного взаимодействия.

Одежда – один из самых простых способов «кодирования» места. По мере того как 90-е годы уходят в прошлое, спортивный костюм перестает быть частью фрейма публичного пространства: появление в нем на центральной улице города, скорее всего, приведет к нежелательной для его носителя категоризации («быдло вылезло за пивом»). Хотя в отдельных дворах и районах спортивная униформа все еще весьма распространена, это, скорее, свидетельство того, что подобные дворы и районы воспринимаются их обитателями как не вполне публичные территории. С другой стороны, спортивный костюм не стал инструментом чисто функционального кодирования – он не был заточен в спортзалы и фитнес-центры, не ассоциируется исключительно с занятиями спортом. Культурная биография спортивного костюма в России еще ждет своего исследователя, пока же сама эта форма одежды была оттеснена в зону полуприватного мира. Соответственно, спортивный костюм сегодня – такая же полупубличная униформа, как купе поезда – полупубличное пространство. Чем, видимо, объясняется их избирательное сродство.

Ну а еще это просто удобно.

3/9 Что будет, если поднести включенный пылесос к глазу?

У нас дома слабый пылесос, я видел, как мама трет одно и то же место на ковре, и ничего не происходит, поэтому я решил это сделать. Сначала я хотел поднести его целиком, но на этой швабре было много пыли, а у меня аллергия на пыль, поэтому я отсоединил швабру и взял трубу. Я подумал, что труба лучше, потому что если швабра засосет веко – мне будет больно.

Я хотел посмотреть в нее как в подзорную трубу, но шланг был очень короткий, поэтому я встал на колени и опустил туда голову.

Сначала было щекотно, потом как будто магнит стало тянуть туда внутрь. Потом я приставил туда глаз и стал орать. В обоих глазах были как будто взрывы, ничего не было видно даже вторым глазом. Я не помню, сколько прошло времени, но помню как мама сначала пыталась меня оттянуть, а потом стала плакать. Потом прибежал папа и выключил пылесос. Почти месяц я ходил с опухшим глазом и фингалом. Папа сказал, что если я еще раз так сделаю, он засосет мне голову через шланг.

4/9 Как эмигрировать в Западную Европу?

Уже год неспешно изучаю эту тему и могу резюмировать, что пути есть и их несколько. Все они сложные. Дешевых и быстрых вообще нет. Но при этом все, абсолютно все из моих знакомых, кто реально захотел уехать — уехали и получили вид.

1. Работа — нужно быть ценным специалистом. Составить резюме, выучить язык, начать рассылать его и проходить собеседование по Skype. Ещё лучше получить туристический шенген, выбрать город и начать ходить на интервью. Знакомая приехала в Прагу, попала на какую-то дурацкую работу, получила на основании контракта ВНЖ, потом уволилась с неё и попала уже с готовым разрешением на работу устроилась в офис eBay. Почти в любой стране есть барьер — работодателю придётся объяснить местным властям что вам нет альтернативы среди местных кандидатов. В разных странах этот барьер имеет разную степень формальности/жесткости.

2. Фиктивное трудоустройство — это когда работодатель по сговору с вами нанимает вас на работу, вы на основании контракта делаете ВНЖ, а потом каждый месяц компенсируете ему реальные налоговые отчисления с вашей виртуальной зарплаты (вы ведь не работаете по факту). Это дорого. Например я считал исходя из минимальных зарплат для ВНЖ на семейную пару и получилось для Польши около 600 евро каждый месяц, для Австрии около 1700 евро каждый месяц. Это достаточно большая «абонентская плата» просто за разрешение жить в стране, топорный, но железный способ. Барьер по конкуренции с местными кандидатами проходится с помощью специфической должности, по которой местные с вами не смогут конкурировать, например «Торговый представить для стран СНГ». Это вроде как плохо и наверное даже нелегально, но по большому счету честно — вы не заняли чьё-то рабочее место, но при этом платите большие налоги из ничего.

3. Blue Card — это программа иммиграции для ценных специалистов. Вам не нужен никакой контракт на работу. Если вы ценный, вас пустят просто так, ищите себе работу какую хотите. Почитайте про эту программу подробнее в сети. Но нужно быть реально полезным, например научным сотрудником или крутым врачом. Разные страны ЕС по разному подходят к этой программе.

4. Финансово независимый без права на работу — в некоторых странах есть такая программа. Нужно подтвердить что у тебя есть постоянный легальный доход (акции, бизнес, проценты из банка и т.д.) или большая сумма денег в банке. Например для Австрии нужно показать 35 000 евро на человека, положить их в австрийский банк и взять выписку. Но в той же Австрии такая программа жестко квотируется — 1 января выдаются квоты и 2 января они уже заканчиваются. Этот способ многие называют лотереей. Всё зависит от вашего адвоката. Самому без помощи по этой программе пройти точно не реально, так говорят.

5. Вложение в страну — многие страны западной Европы разрешают просто положить в их банк большую сумму денег и получить взамен вид на жительство. Суммы порядка 200 или 500 тысяч евро. И забрать их на следующий день нельзя естественно.

6. Открыть реальный бизнес — это сложный путь и в каждой стране он разный. Часто бизнес должен иметь полезный характер для региона, например отель. При этом часто нужно нанять какое-то кол-во местных на работу. И там всё сложно. Открыть компанию на супругу, устроиться самому в неё наемным руководителем, получить на этом основании ВНЖ, а супруга получит свой ВНЖ по программе восстановления семьи.

7. Попросить убежище — тоже везде свои правила и разные причины могут иметь силу. По факту рейтинги стран откуда приезжают люди и получают убежище выглядят очень странно. Россия часто стоит на первых местах. Но мы то с вами знаем, что Россия самая свободная страна и тут никого не преследуют и не ущемляют. Но люди как-то доказывают это и получают убежище.

8. Стать студентом — например жена поступает в учебное заведение (часто это просто, часто без экзаменов), получает ВНЖ как студент, а мужу дают ВЖН с правом на работу по программе восстановления семьи. Знакомы так уехали в Германию, она учится, он работает. Но учиться надо реально. Ещё говорят в Австрии можно так же поступить, на курс где преподают на немецком и объявить что не знаешь язык, тогда тебя отправят на платные языковые курсы от 0.5 до 2 лет, платно, но в это время ты будешь иметь статус студента и ВНЖ, а языковые курсы имеют меньшую нагрузку чем полноценный учебный курс. Работать нельзя, или ограниченное кол-во часов. Но для фрилансеров это интересный вариант. Опять же, нужно уточнять в какой стране и как.

Больше вариантов не вспомнил. Каждый из них сложный. Нужно время, деньги и терпение. Не слышал чтобы люди укладывались быстрее чем в 1 год от начала сбора документов до переезда.

5/9 Как происходили аресты и допросы в КГБ?

Это был 1973 год, арестовали моего друга, довольно известного человека, Габриэля Суперфина. Он был одним из редакторов «Хроники текущих событий». Хроника иногда у меня дома печаталась, а главное — Гарик у меня жил довольно много и долго и, конечно, что-то делал, а потом его арестовали.

По «Хроникам» уже было много арестов, а я вообще не была в этом близком круге, просто передавала иностранцам «Хроники» и вообще самиздат. У меня были знакомые иностранные журналисты, в том числе, Дэвид Ремник, нынешний главред New Yorker, которые работали в Москве, им и передавала.

Суперфина арестовали, кажется, когда он выходил из моей квартиры. Впрочем, я была в это время в Прибалтике, в Латвии, с сыном, мамой и друзьями. Вдруг звонок. Прибегает ко мне всполошенная какая-то с почты, местной мелкой почты, и говорит: «Тебе звонили оттуда, оттуда» – «Откуда, оттуда?» – «Ну из КГБ Тукумского». — А Тукумс — это был районный центр. — «Тукумское КГБ, будут звонить в два часа, приходи».

Прихожу, звонок: «Значит, вас ждут в Москве, завтра, на Лубянку».

- Как ждут, у меня здесь ребенок, мама, как это ждут в Москве?

- Все, мы вам выкупаем билет на самолет, и вы должны приехать в Ригу, наш товарищ вас встретит.

- Я вообще никому ничего не должна, говорю.

- Если вы не приедете, мы за вами машину пришлем.

- Ну ладно. Но вообще-то я не летаю, — говорю гордо (прекрасно я летала), — Перезвоните. И достаньте мне билет на поезд, я буду ждать от вас звонков.

Снова звонят, суетятся страшно. Говорят, нет билетов, ни одного, придется лететь.

Я решила приехать в Ригу с Толей Найманом, он там тоже отдыхал. Мы с ним решили приехать в Ригу пораньше, чем назначена была встреча с «товарищем». Приехали на автобусе и пришли на вокзал, где у меня назначена встреча с товарищем. Купила назло им билет в купе до Москвы. И так смешно было, его очень трудно было перепутать с кем-то: посреди площади у стелы стоит с газетой элегантный латыш в сером костюме.

- Вот быстренько, быстренько, надо в аэропорт.

- Нет, — говорю я, — В аэропорт не надо. Я еду на поезде.

- Как! Это невозможно, нельзя, что же товарищи скажут!

- А мне все равно, — говорю, — Я не под арестом, я еду на поезде, я не хочу на самолете, я как свободный человек поеду на поезде.

- Ой, а что же скажут?

- Я не знаю, что, но вы можете меня проводить и сказать товарищам, что я еду этим поездом в таком-то вагоне.

И он проводил, а потом я поняла: они боялись, что я сбегу, наверное, по дороге. Из поезда-то можно сбежать, а из самолета никак.

И ко мне подсадили товарища уже на следующей станции; он был в каком-то странном цветном галстуке. Но для бедного товарища не было места и он стоял всю ночь в коридоре.

Найман заранее позвонил моим друзьям Диме Борисову и Андрею Зализняку. Но когда я приехала на вокзал, меня уже встречали как какую-то Мату Хари, оттеснили моих друзей, которые встречали, и взяли прямо под белы ручки. Не то, что взяли, а зажали, встали по бокам, повели по перрону, а потом к площади, а там черная «Волга». Я делала вид, что я такая независимая, но особенно двинуться некуда, оттерли моих друзей, а потом они рассказывали, что когда они приехали к Рижскому вокзалу, вся площадь была черная от этих машин, как будто кгбэшники думали, что я буду отстреливаться.

Меня повезли меня в мою квартиру. Впереди сидел следователь, а я сзади, зажатая между гбшниками. Друзей не пустили, они своим ходом поехали.

Следователь Михаил Михайлович Сыщиков оборачивается ко мне: «Мария Ильинична, вы, — пауза, — мы едем производить обыск в вашей квартире, вы проходите по делу такому-то…». Пауза; и я думаю, как подозреваемой или как свидетель? Он снова с театральной паузой — «…в качестве свидетеля».

Думаю, ну слава Богу, а то у меня сыну четыре года.

И повезли меня на обыск в квартиру.

Они милые такие. У меня ключей от почтового ящика не было, а там какая-то почта была. Они должны начинать с этого обыск обычно. И я говорю:

- Нету ключа.

- А как вы достаете?

- Ну обычно так я пальцем подсовываю и достаю, – что правда.

- Ну достаньте.

- Нет, зачем мне, я не буду доставать, настроения нет.

И этот Михаил Михайлович толстыми своими сосисками пытается в эту дырочку пальцем пролезть, так смешно было.

А я не боялась, не знаю, почему. Я им хамила. Во-первых, мне было мало лет. А потом обыск этот дурацкий, а у меня ребята там иногда выпивали и взбегали по стене, такой вид спорта у нас был — по стене взбежать. И следы резиновых подошв отпечатывались на стене, кто выше взбежит с разбегу по вертикальной стене. Следы заканчивались довольно высоко. И Михал Михалыч говорит:

- А это что за следы?

- Так они ведут в архив «Хроники», как раз вот туда.

Они так посмотрели, ломать или нет, решили не ломать. Вспороли кресло немножко, какие-то патроны нашли у меня.

Думаю, сейчас мне вообще хранение оружия предъявят. А это сын Антоша во дворе нашел гильзы. Гильзы приложили к делу. Потом еще нашли телефон. А мне уже к этому времени друзья почистили дом.

Начали шарить в письменном столе. Бумажка, телефон, написано: «Люся, педиатр».

- Так, это что?

- А это педиатр, Люся. Мне мне кто-то дал ее телефон. На случай, если сын заболеет. Сказали, хороший педиатр.

А были еще молодые ребята, такие явно выпускники филфака. Оттуда же брали тоже в КГБ, образованные люди всюду нужны.

Они уже после окончания обыска и говорят: «Ой, Мария Ильинична, не с теми вы связались, вам бы с нами. У нас билетики есть на Московский кинофестиваль». А тогда не достать было, такое счастье было — билеты на кинофестиваль. Я отказалась гордо, конечно же, но они оставили свой телефончик.

Изъяли бумажку с телефоном педиатра, какие-то еще бумажки на папиросной бумаге. Обыск шел часов 8, и я заснула: мне действительно надоело, я усталая и с дороги.

Потом допрос. Они на Лубянку на следующий день вызвали. На Лубянку! Я приехала. А вход сбоку, с Малой Лубянки. На допросе все было очень вежливо.

Показывают номер телефона: «Это чей телефон?» — Я говорю: «Люся, педиатр, видите, тут написано». «А вы с Сахаровыми знакомы?» — «Нет, ну слышала фамилию такую, конечно».

Оказывается, этот телефон, эта Люся — это Люся Боннэр была, она была действительно педиатр. И мне дали ее телефон именно для Антона, если вдруг он заболеет. Но они определили номер и решили, наверно, что у нее была подпольная кличка «педиатр».

- Это же Елена Боннэр.

- Может быть, но я знала ее как педиатра.

Масса была таких дурацких вопросов. То с одного края подойдут, то с другого, ты вроде забыл что-то, потом они возвращаются. Я не знаю, чего они хотели конкретно. В конце я говорю: «Вы знаете, мне же надо оплатить дорогу туда и обратно, я же приехала специально по вашему вызову из Латвии, из глубинки». А там действительно далеко, это не рижское взморье, а почти граница с Эстонией. «Да, да, да, конечно». А у меня еще шоколад с собой был, мне мама сунула шоколадку, я стала при нем шоколадку есть. Следователь ушел оформлять мне командировочные. И тут я заснула, положив голову на стол.

Следователь меня разбудил, когда пришел уже с командировочным, мне выписали деньги за дорогу туда и обратно. И я поехала назад к ребенку.

А с Гариком было смешно: его же взяли после допросов, а допрашивали почти каждый день, и он приходил ко мне рассказывать. Это было еще до моего отъезда на море. Я ему в шутку посоветовала взять с собой диктофон на допрос.

Приходит он на следующий день туда, а ему: «А теперь Суперфин, магнитофон на стол». То есть, они все слушали в реальном времени. Потом мы нашли эту прослушку на чердаке.

6/9 Как невесты в пышных платьях ходят в туалет?

На самом деле сложности с пышным платьем решаются достаточно просто: нужно, чтобы кто-то помог его поднять и держать на необходимой высоте. Обычно это делают подружки невесты или родственницы, никакой сложности тут нет. В ЗАГСах вообще туалеты достаточно просторные, да и окружающие привыкли и относятся с пониманием.

А вот настоящие проблемы - у невест в очень узких нарядах! Представьте себе девушку в обтягивающем платье в пол. Посмотрите на модели таких свадебных платьев - часто их делают совсем узкими, на пределе возможности ткани. Такое платье просто невозможно поднять до уровня пояса: его не получится оттянуть в стороны или аккуратно закатать. Зачастую такое платье можно только снять совсем. Вот это уже действительно не очень удобно.

7/9 Каких взглядов придерживался бы сегодня Виктор Цой, будь он ещё жив?

Виктор Цой, для которого нелепая авария на юрмальской трассе обернулась лишь испугом (никто представить себе не мог, что в такой передряге он отделается лишь лёгкими царапинами), надолго уйдёт из поля пристального внимания, поселившись в небольшом доме в Репино. Через несколько лет он вернётся с пророческим альбомом "Капель". Короткий тур по стадионам больших городов не пройдёт бесследно - Виктор откажется от концертов практически на десятилетие. Уединившись в своём доме на морском балтийском берегу, он будет недоступен для прессы, отгородится от поклонников, посвящая время родным, любимой собаке и прогулкам по лесу. Цой напишет несколько пьес, исколесит полмира в путешествиях, не станет сближаться ни с одним президентом, отшучиваясь в редких интервью "Я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро".

Пребывая в статусе абсолютной легенды рок-н-ролла, он упорно будет отказывать как политтехнологам в участии в любых мероприятиях, имеющих политический контекст, так и федеральным каналам, регулярно устраивающим его трибьюты. Только в середине 2015 года он даст два знаковых концерта - в Москве и в Киеве на стадионах. Шоу будет называться "Небо рядом", оно будет транслироваться в прямом эфире телеканалов всех стран бывшего СССР, песня "Мой брат, дай знак" фактически станет гимном миротворцев. Цой скончается через три дня после концерта, умерев во сне от разрыва сердца в своей постели.

По его пьесе "Выше голову" будет поставлен спектакль и снят фильм, который выйдет в годовщину его смерти. Путин так и не простит ему отказ в личной встрече и неприглашение на стадион, оппозиция не забудет ему письмо, в котором он запретил ей использовать его песни в политических целях. Цой проживёт свою жизнь достойно, ни разу не опустившись до игр, спекуляций и дрязг. Его не в чем будет упрекнуть. Так по крайней мере мне очень бы хотелось...

8/9 Объясните для чайников, в чем суть теории струн?

Чтобы понять основную идею теории струн, сначала нужно немного вникнуть в суть её ближайшего конкурента - стандартной модели. В СМ предполагается, что материя и взаимодействия описываются определенным набором частиц, которые можно поделить на следующие группы: кварки, лептоны, бозоны. Ключевое слово здесь - частицы, то есть минимально возможные в нашем мире микрообъекты, которые невозможно поделить на части, в общем кирпичики мироздания. Отличие ТС состоит в том, что в ней такими кирпичиками выступают не частицы а ультрамикроскопические квантовые струны, которые совершают колебания. Причем разные режимы колебаний (а стало быть, разные частоты колебаний) соответствуют различным частицам стандартной модели ( так как у всех частиц в СМ разные энергии). Здесь важно понимать, что струна не представляет собой никакую материю, а по сути является энергией, и поэтому ТС как бы намекает, что всё, что существует, состоит из энергии.

Самую простую, хотя, может, и не очень удачную аналогию, какую я могу придумать для пущей наглядности - это огонь: когда вы на него смотрите, кажется, что он материален, вроде бы как объект, который можно потрогать, но на деле - просто энергия, которую нельзя потрогать. Только в отличие от огня, через струну или струны нельзя пропустить руку, так как колеблющаяся струна - это как бы возбужденное состояние пространства, которое становится осязаемым.

Кстати, важно отметить, что теория струн претендует на теорию всего. Например, стандартная модель, которая сегодня довольно неплохо подтверждается, способна описать три фундаментальных взаимодействия из четырех: электромагнитное, слабое и сильное, но с гравитацией стандартная модель испытывает проблемы. Теория струн же может описать все четыре взаимодействия, однако за такую универсальность приходится платить сложностью и некоторой неуклюжестью теории - необходимо работать в 11-мерном пространстве времени, в котором 10 пространственных и 1 временное измерение.

И вот еще одно фантастическое свойство ТС

Одна из причин, почему мы не можем наблюдать остальные измерения — локализация — состоит в том, что дополнительные измерения не столь малы, однако в силу ряда причин все частицы нашего мира локализованы на четырёхмерном листе в многомерной вселенной (мультивселенной) и не могут его покинуть. Этот четырёхмерный лист (брана) и есть наблюдаемая часть мультивселенной. Поскольку мы, как и вся наша техника, состоим из обычных частиц, то мы в принципе неспособны взглянуть вовне.

Единственная возможность обнаружить присутствие дополнительных измерений — гравитация. Гравитация, будучи результатом искривления пространства-времени, не локализована на бране, и потому гравитоны и микроскопические чёрные дыры могут выходить вовне. В наблюдаемом мире такой процесс будет выглядеть как внезапное исчезновение энергии и импульса, уносимых этими объектами.

9/9 Какие сериалы посмотреть, чтобы время не прошло зря?

Научно-популярные сериалы сильно отличаются по трём параметрам: увлекательность, научная строгость и научное наполнение. Популярные в России телеканалы National Geographic и Discovery делают весьма увлекательные сериалы, но при этом достаточно слабые с точки зрения научной строгости и полезности.

Если есть выбор, я бы порекомендовал сосредоточиться на документальных сериалах, которые делают британские BBC и Channel 4, немецкие ZDF и 3sat, французский Channel 5, американский PBS и австрийский ORF. По опыту, продукция этих телеканалов дивно хороша по качеству и полезности.

Если говорить о BBC, то у них есть четыре возможных направления, в которые я рекомендую углубляться:

1) Описательные фильмы о животных. Гигантский бесконечный сериал "Natural World" / "Наедине с природой", который выходит с семидесятых годов и по наше время в формате "одна серия - одно животное". Около сотни серий, одна увлекательнее другой.

2) Описательные фильмы о новинках науки. Гигантский бесконечный сериал "Horizon" / "Горизонты науки", выходит с 60-х годов, в последние годы выпускается по 10-12 серий в год. Там не все серии хороши, но в целом уровень сериала очень высокий. К сожалению, многие из высказывавшихся в этих фильмах передовых теорий за последующие годы уже оказались опровергнуты или полностью пересмотрены, но это неизбежная плата за нахождение на острие науки.

3) Лекции о наиболее известных произведениях искусства, в формате "один фильм - одна картина". Сериал называется "Частная жизнь шедевров" / "The Private Life of a Masterpiece", выходит с 2001 года, и всё идёт к тому, что этот сериал тоже станет бесконечным. Сегодня к нему добавляются по 1-2 серии каждый год.

4) Авторские сериалы BBC в жанре "сейчас я вам всё покажу руками". В этих фильмах вам не просто показывают красивые картинки и пейзажи, но ещё и на пальцах или аналогиях объясняют, на основании чего был сделан тот или иной вывод. Произносится минимум закадрового комментария. В основном текст произносится ведущим лично. Список таких харизматичных ведущих у BBC сравнительно невелик:

- Дэвид Аттенборо (David Attenborough)

- Нил Оливер (Neil Oliver)

- Йен Стюарт (Iain Stewart)

- Брайан Кокс (Brian Cox)

- Джим Аль-Халили (Jim Al-Khalili)

- Адам Резерфорд (Adam Rutherford)

- Кеннет Кларк (Kenneth Clark)

- Джекоб Броновски (Jacob Bronowski)

- Майкл Мосли (Michael Mosley)

Фильмы Аттенборо и Нила Оливера - вербовочно-заманушные. Они демонстрируют не только научные факты, но и непосредственно процесс работы современного ученого в соответствующей области - эколога, биолога, археолога или палеонтолога. Активно вербуя таким образом следующее поколение учёных. Эти фильмы очень глубоки и насыщены, но одновременно и очень утомительны. Их нельзя смотреть "вполглаза" - потеряете нить повествования.

Фильмы Джима Аль-Халили, Майкла Мосли и Адама Резерфорда посвящены тематике "история науки" и последовательно разъясняют, как зародилась и развивалась та или иная область науки. Акцентируясь больше на исторической составляющей, а не на научной. Из-за этого может сложиться ощущение, что эти фильмы слишком упрощены, но это не так. Просто они не о науке, а об истории возникновения науки.

Фильмы Кеннета Кларка и Джекоба Броновски посвящены лекциям по истории европейской культуры: Кларк рассказывает про художественую составляющую, а Броновски - про технологическую.

И, наконец, лекции Брайана Кокса и Йена Стюарта посвящены космологическим вопросам: каковы современные представления о строении Земли, Солнечной системы и вселенной, и как на эти представления повлиял синтез наук, занимающихся их изучением.

Конкретные авторские сериалы называть не буду, это был бы просто колоссальный список. Просто ищите в англоязычной википедии фильмографии всех перечисленных персонажей, а потом смотрите все сериалы по порядку, не прогадаете.

Если говорить о сериалах, которые не вошли ни в одну из вышеперечисленных категорий, могу еще порекомендовать следующие:

- "Столетие" / "Century" - тринадцатисерийный британский фильм о мировой истории 20-го века. Каждая серия показывает свой срез.

- "Удивительная наука" / "hitec" - бесконечный немецкий сериал, специализирующийся на рассказах о технологии и внедрении.

- "Планета динозавров" / "Planet Dinosaur" - в отличие от других подобных фильмов, показывающих реконструкцию "из жизни одного-двух динозавров", в данном сериале авторы реконструируют целые биотопы, проходясь снизу вверх по пищевым цепочкам. Созданную реконструкцию всё время прерывают для пояснений и отсылок к соответствующим палеонтологическим находкам или исследованиям.

- "В поисках утраченного прошлого" / "Raiders Of The Lost Past" - сериал посвящён поиску магических книг, легендарных кладов, городов великих предков и древних могучих артефактов. Но каждая тема рассматривается со строжайших научных позиций. Объем и качество справочной информации, поднимаемой по каждой теме, восхищают и потрясают воображение. (Смотрите только 1 сезон, т.к. дальше сериал испортился.)

- "Вторая мировая война в цвете" / "World War II in Color" - анализ тактики сторон, уловки, хитрости, взаимосвязи между событиями на разных фронтах. Важные события и скрытые причины. Предпосылки и последствия. Оценка действиям воюющих сторон не даётся, идет просто сухое перечисление фактов. Рассказ историков проиллюстрирован колоссальным количеством архивного киноматериала, покадрово отреставрированного и раскрашенного. Тринадцать часов очень плотного и очень насыщенного материала.

- "Древние Миры" / "Ancient Worlds" - сериал по истории средиземноморья во времена Македонии, Анатолии, Древней Греции, Карфагена и Древнего Рима. Полнейший и всесторонний анализ политики стран средиземноморья за период со времён Месопотамии и по начало средневековья. Предпосылки, настроения, общий анализ госаппаратов разных стран, плюсы и уязвимости, как и почему происходило возникновение и распад функций государства.

- "Технология от природы" / "Nature Tech" - австрийский сериал, рассказывающий о том, каких поразительных результатов может достичь технология, копирующая лучшие из находок живой природы.

Завершить список хотелось бы отечественным кино. К сожалению, у нас не очень много документальных сериалов, которые могли бы достойно смотреться в этом списке. Точнее, такой сериал всего один. Зато какой! Это бесконечный сериал "Большой скачок" производства телеканала "Наука 2.0". Выходит с 2012 года, однако вышло уже больше 130 серий. Сюжетно он напоминает нечто среднее между сериалами Horizon и Hitec. Некоторые серии про науку, некоторые про внедрение. Сериал крайне хорош.