Революция приватности и новое общество
Как бы ни развивался тренд утери личного пространства, возникнет новая приватность. Происходит невидимая социальная революция, которую мы пока не понимаем, потому что изменения происходят быстрее, чем мы успеваем их осознать
4 вопроса
1. Что произойдет с обществом, если информация о доходах и расходах станет известна не только государству, но и всем вокруг?2. Что можно хранить в секрете, если кэш гугла все помнит?3. Как сохранить приватность в интернет-пространстве?4. Что перестанет быть приватным?

Парадоксально, но сейчас у нас гораздо меньше возможностей скрыть уровень своего благосостояния, чем сто лет назад, – и прежде всего от государства. В Скандинавии дорожные штрафы устанавливают в зависимости от дохода. Если вы нарушаете скоростной режим на пять километров в час, вас останавливает полицейский и делает фотографию вашего номера. Дальше ему по sms приходит сумма вашего персонального штрафа, которая привязана к вашему годовому доходу. И государство стремится к тому, чтобы была единая база доходов (а в идеале и расходов) всех граждан, которая позволяла бы эффективно собирать налоги и штрафы. Между разными странами увеличивается объем обмена информации о личном благосостояние людей – и эта та область, в которой даже непримиримые геополитические противники обнаруживают совершенно невероятное взаимопонимание.

Таким образом, мы попадаем в ситуацию средневековой деревни: маленькие дома, двери на замок не запираются, воровство нулевое, дома стоят близко, все слышно, все видно, все понятно. Сколько у кого денег видно невооруженным глазом: если у вас появился новый чайник, вся деревня об этом узнает через 15 минут. Более того, если вы богатый крестьянин и не тратите свои доходы на общественное благо, с вами может разное случиться: где-то корову отравят, где-то амбар подожгут. И вас рано или поздно вызовут на сход и скажут: «Слушай, Ганс, ты живешь не по средствам, а ну-ка рассказывай, откуда у тебя деньги на вторую лошадь». Общество заставит вас стать прозрачным. «Теплая» община, о падении которой сокрушались все консерваторы двадцатого века, возвращается. В такой общине уютно, все друг друга поддерживают, все одна семья, но обратная сторона такой общины – о каждом все известно.

Что будет происходить дальше? Скорее всего, люди будут пытаться отгораживать свои общины высоким забором. Внутри вашего круга все будет прозрачно: я знаю, сколько денег у Ганса, сколько у Греттель, у Карла и Клары, но вокруг забор – и Карл из соседней деревни никогда не узнает ничего про нас. Образование сообществ, которые внутри себя прозрачны, а вокруг строят заборы – это, возможно, следующий важный социальный тренд.

Дальше, я думаю, что мы увидим огромное количество людей, которые сохраняют свою приватность, передвигаясь из одной общины в другую. Такие «диджитальные казаки», которые бегут из одной области Интернета в другую, от доходов в деньгах к доходам в биткоинах, из одного зашифрованного мессенджера в другой. Я думаю, это будет большое социальное движение, такие своеобразные киберанархисты. Думаю, что у ряда людей там будет и религиозная составляющая.

2/4 Что можно хранить в секрете, если кэш гугла все помнит?

Великий композитор Брамс был влюблен в жену другого композитора, Шумана, Клару Шуман, он ей писал письма, а она была к нему настроена несколько скептически. Тем не менее, при жизни Шумана они общались, но после его смерти Клара решила всю жизнь носить траур и прекратила общение с Брамсом. Брамс уничтожил все ее письма, а она все письма сохранила, поэтому о его чувствах мы знаем, а о ее – нет.

Таким образом в XIX существовала абсолютная техническая возможность сохранить неприкосновенность своих чувств и мыслей, но сейчас мир устроен так, что люди ведут переписку фактически в полупубличной форме или в таких формах, в которых шанс утечки данных очень велик. И даже если мы переписываемся в Telegram и думаем, что это приватно, защищенно и зашифровано, вероятность того, что эта переписка выплеснется наружу, очень велика. И если письма Клары Шуман восстановить невозможно, то вашу почту – вполне. У доцифровой фразы «рукописи не горят» был, конечно, свой красивый метафорический смысл, но в реальности очень много текстов было уничтожено, и для нас они потеряны навсегда. Но сегодня рукописи не горят буквально, и это просто объяснить – кэш «гугла» все помнит.

Неудивительно поэтому, что сейчас очень большая доля повседневного общения происходит публично. И общий тренд тут такой: чем моложе люди, тем больше они свое общение переносят в публичную сферу. Это приводит к появлению многих смешных историй из серии «я написала ему, что он симпатичный, но тут пришел мой бойфренд». Или они чекинятся в определенное время, и третий человек видит, что два чекина произошло одновременно, а это значит ... OOPS! Раньше такая ситуация была бы классическим началом комедии положений – людей случайно увидели выходящими из одной комнаты, этого не должно было произойти, но произошло. Сейчас это стандартная онлайн-история.

Но все-таки некоторым людям кажется, что они достаточно умны, чтобы таких ситуаций избежать. И если им это действительно удается в глазах их друзей, то у профессиональных маркетологов (или спецслужб) всегда есть big data. Я думаю, что через некоторое время появятся консьюмерские приложения для анализа поведенческой big data на индивидуальном уровне. Например, вы предполагаете, что ваш друг вам неверен. Вы, конечно, можете нанять дорогого сыщика, и он все найдет, а можете загрузить за 19 фунтов 99 пенсов специальное приложение, которое просканирует все его социальные сети, твиты, контакты, чекины и все публичные цифровые активности, построит его профайл, сравнит его с профайлами людей, которые определенно были неверны, и обнаружит, что в его поведении есть несколько особенностей, которые нельзя объяснить ничем другим, кроме как тем, что он встречался с кем-то, с кем встречаться не должен был.

Или, например, человеку кажется, что все, что он делает в Интернете, совершенно неважно. Возможно, сегодня и неважно, какие следы он оставляет в цифровом пространстве, но, если в недалеком будущем появится программа, анализирующая поведение преступников в социальных сетях (а она появится обязательно), и киберповедение этого человека случайно совпадет с профилем серийного убийцы, он может попасть в очень неприятную ситуацию.

В таких условиях можно ждать появления массы интересных вещей, и одна из них – создание фейковых социальных историй. Ведь если вы можете проанализировать поведение и составить из него некоторый паттерн, то сможете сделать reverse engineering и построить паттерн «неверного мужа» или, наоборот, «верного мужа» и дальше имитировать свои активности, подгоняя их под эту модель. По мере того, как полиция начнет массово использовать Интернет для расследований, профилирования преступников и профилактики преступлений, появится спрос на специальные услуги по созданию ложного цифрового алиби и другие сопутствующие сервисы.

Кроме того, многие люди активно играют со своей приватностью, демонстрируя в Сети ситуации, которые раньше считались очень частными. Это тренд торжества деприватизации интимности: «коллективное селфи» или «селфилук в туалете», фотографии звезд, которые в инстаграме демонстрируют себя в домашней обстановке, с неотфотошопленным и непривлекательным телом. Есть, наконец, Periscope и сотни тысяч интимных видеотрансляций каждую минуту. И количество, и разнообразие таких игр в мире, где любая частная информация внезапно может оказаться публичной, будет только расти – хотя бы потому что многие люди будут отказываться от приватности своей личности, осознавая невозможность ее сохранения.

3/4 Как сохранить приватность в интернет-пространстве?

Мы знаем, что представления о том, что должно быть явным и что скрытым, менялось на протяжении времени. И люди, соответственно, использовали специальные средства для того, чтобы сказать что-то личное, понятное немногим или даже одному конкретному человеку.

Возьмем, например, эпоху, в которой скрытые смыслы, намеки, иносказания были нормой общения, – эпоху барокко. В то время очень часто определенное произведение искусства содержало сообщения и знаки, выбранные таким образом, чтобы смысл был понятен только одному человеку, которому это сообщение предназначалось. Теперь человека нет – и расшифровать картину и вложенный в нее смысл нельзя.

Электронные сообщения фактически «не горят» и могут быть в любой момент времени опубликованы и размножены. Но вполне можно сделать так, что сообщения, которые вы пишете, будут поняты только в определенном контексте и только определенными людьми – и в ситуации, когда все публично, это может быть очень эффективным способом сохранения своей приватности.

По-настоящему приватными могут быть только эмоции. Мы можем увидеть ваше селфи в туалете перед зеркалом, очень интимный текст в социальной сети – и кажется, что все про вас понятно и известно, вся ваша жизнь публична и прозрачна. Но какие эмоции вы испытываете на самом деле, совершая то или иное действие в Сети, неизвестно никому. И именно эти эмоции делают вашу личность уникальной, сохраняя ее индивидуальность в общении с другими людьми.

Я думаю, в связи с этим мы увидим такой феномен, как возникновение индивидуально интерпретируемых символов в сетевой коммуникации. И так как отказаться от сетевого общения сейчас уже практически нельзя (хотя появления «сетевых луддитов» я тоже не исключаю), то эта приватность будет достигаться путем появления более или менее изолированных систем общения.

Если такой феномен возникнет и станет широко распространенным, он сможет кардинально изменить наш язык, рекламу, средства массовой информации, социальный и политический дискурс и многое другое, включая и структуру нашего общества.

4/4 Что перестанет быть приватным?

В современном обществе приватными обычно считаются три сферы: любовные и личные отношения, деньги и все то, что связано с понятием «свободы совести», то есть религиозными и политическими предпочтениями. Однако все эти сферы находятся в периоде активной трансформации, которую мы часто не замечаем.

Что более важно – мы  теряем нашу приватность в традиционном понимании. Ведь все знают из нашего инстаграма, как мы живем, как голосуем, где путешествуем и так далее.

Но человек должен иметь возможность управлять своей приватностью, потому что общество начинается там, где есть границы между человеческими индивидуальностями, там, где вы можете провести грань между своим и чужим. Поэтому как бы ни развивался тренд утери личного пространства, возникнет новая приватность, и для нее нужны будут технологии, которые обязательно появятся.

Это то, к чему готовятся все компании на рынке информационной безопасности. Образно говоря, мы будем выпускать цифровые замки и заборы для виртуальных дверей и домов нового общества. И эти новые «изделия» будут в конечном итоге влиять на трансформацию существующих и только зарождающихся социальных институтов.

И самое интересное, что изменения в этой области сейчас происходят лавинообразно. Это как бы невидимая социальная революция, которую мы пока не понимаем, потому что изменения происходят быстрее, чем мы успеваем их осознать.