Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что бы вы изменили в системе среднего и высшего образования?

ОбразованиеВысшее образование
Евгений Мануйло
  · 18,8 K
Аспирантка. Сферы научных интересов сultural studies, gender studies  · 30 дек 2015

На мой субъективный взгляд, самый серьезный недостаток нашего среднего и высшего образования, доставшийся нам в наследство вместе с советской системой ценностей - это уравнительность. Если задуматься, это модель очень репрессивная: в шести-семилетнем возрасте человек попадает в некую систему, где ему нужно освоить "обязательную" программу, и едет по этим рельсам десять лет, без возможности какого-либо выбора. Всех учат одному и тому же, предъявляют ко всем одни и те же требования, главные из которых - быть покладистым, послушным ребенком, прилежно выполнять задания учителя и не задавать ненужных вопросов типа "зачем мы все это учим?" В результате школа функционирует как бюрократическая машина, где все участники процесса выполняют некие директивы и не имеют возможности проявить собственную волю. Эта система поощряет посредственность, приучает человека бездумно и послушно выполнять заданное, ибо это есть единственный путь к успеху. Разумеется, разрабатывать индивидуальную программу для каждого в современной школе невозможно, это потребует огромных затрат, но можно дать самим детям больше выбора, ведь умение брать на себя ответственность за свое будущее - одно из важнейших.

То же касается и высшего образования. Я не училась в немецкой школе, но с тем, как функционируют немецкие университеты мне довелось познакомиться. Там у студента нет определенной учебной группы, в составе которой он посещает занятия. Выбрав специальность, он получает программу, которую ему необходимо выполнить, в ней есть курсы, обязательные к посещению, есть курсы по выбору. В принципе, ты можешь записаться на любые занятия в университете и полученные тобой баллы попадут в твой диплом. Разумеется, я описала очень приблизительно, есть свои правила и тонкости, но важен принцип: ты сам автор своего учебного плана. И своим временем ты тоже распоряжаешься сам. Здесь люди легко совмещают учебу с работой, могут взять отпуск на семестр или два и уехать путешествовать. Экзамены, к которым у тебя не было времени подготовиться в этом семестре, ты можешь сдать в следующем. У всего этого есть один недостаток: люди, неспособные себя организовать, увязают в стадии учебы надолго, постоянно перенося и ототдвигая, так как нет никого, кто бы угрожал им отчислением. В этом отношении наша система гораздо эффективнее: за пять лет ты получишь высшее образование, хочешь ты того или нет. Вопрос, каких людей эта система формирует.

И еще: лично мне очень не нравится несколько устаревшая установка на этот "судьбоносный выбор" в 17 лет... У меня она вызвала в последний год школы затяжную депрессию, потому что смириться с мыслью, что вот сейчас вдруг, в 17 лет, я должна принять какое-то страшное решение, которое определит всю мою жизнь и ничего нельзя будет изменить, я просто не могла. Думаю, эти чувства я испытала именно потому, что до этого момента никаких решений мне принимать не приходилось, я меланхолично плыла со всеми вместе в одном направлении и вдруг... Мне нравится многоступенчатая система образования: образование длиной в жизнь, когда ты можешь в любой момент перейти на какую-то иную ступень, попробовать себя на практике, скорректировать вектор движения и т.д. Тогда никаких "судьбоносных выборов" (которые в любом случае являются иллюзией) не будет.

Преподаватель Ци-Гун и медитации  · 30 дек 2015
Сегодня мы имеем принудительное, я бы сказал карательное образование, имеющее целью причинить добро всем и каждому. Что бы это исправить я бы: 1. Отменил экзамены, и сессию, и вступительные, и выпускные. 2. Сделал бы сохранение работ студентов в архиве со сроком в десять лет и обязательным (как для диссертаций примерно). 3. Сделал бы заполнение анонимных анкет-отзывов и... Читать далее
биолог  · 30 дек 2015
Ужесточил бы порядок отчисления при заваленной сессии. Сейчас вообще непотребщина творится, когда отчисление двоечника исключение, а не правило. Коррупцию снизить(раз уж вопрос теоретический), и тоже исключать всех лодырей. В некоторых случаях можно было бы убрать(сделать нормальной) практику, она не всегда соответствует профилю обучения. Не думаю, что теоретические... Читать далее
Где тут еще плюсов доставить можно?? Нет ну правда, особенно на счет поступления согласна! Сейчас в ВУЗы идут все... Читать дальше
Астрономия, география, лингвистика, индийское кино, интересные факты.  · 25 янв 2019
Никаких экзаменов (или что там сейчас сдают). Итоговая оценка выводится как среднее арифметическое полученных оценок. Вместо вступительных экзаменов - собеседование. И главное - выяснить, какие таланты есть у поступающего, насколько ему нравится специальность. Может, он не туда попал? Вернуть 5-балльную систему. Может, в России до сих пор 5-балльная система, но у нас в... Читать далее