Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

СССР был одним из лидеров в гражданском самолетостроении, а теперь же даже СНГ летает на Boeing и Airbus – почему так произошло, что делать?

ОбществоИстория+3
Alex Ermolaev
  · 22,0 K
Доцент факультета экономики Бингемтонского университета, выпускник ВШЭ (бакалавриат), РЭШ...  · 19 мая 2015

В СССР были хорошие самолеты по летно-техническим характеристикам, но на экономичность никакого внимания не обращали. До сих пор с производством надежных и экономичных авиадвигателей в России большие проблемы.

Так, например, у Ту-154 удельный расход топлива - 31 грамм на пассажиро-километр (airlines-inform.ru), у более нового Ту-204 - 27 г/пасс.-км (airlines-inform.ru). У Аэробуса А-321 этот показатель равен 18 г/пасс.-км (airlines-inform.ru), у Боинга 737-400 - 21 г/пасс.-км (airlines-inform.ru). Только Ту-214 может конкурировать с зарубежными аналогами: у него данный показатель равен 19 г/пасс.-км (airlines-inform.ru), но он появился поздно.

Вряд ли в современных условиях кто-то из авиакомпаний захочет эксплуатировать самолет, который потребляет в полтора раза больше топлива, чем зарубежные аналоги.

Ну и не надо забывать про экономию от масштаба: у Боинга и Аэробуса большая база клиентов по всему миру, они производят много самолетов, поэтому средние издержки в расчете на самолет в итоге получаются относительно низкие (в авиации велики издержку на разработку новой модели - так называемые фиксированные издержки, при высоком объеме производстве средние фиксированные издержки получаются низкие). Кроме того, на рынке много подержанных зарубежных самолетов, которые находятся в нормальном состоянии и по прежнему надежны, а стоят недорого.

Вкратце, в СССР отечественные авиапроизводители за счет запрета на импорт могли выживать и даже процветать, несмотря на низкую экономичность и небольшие масштабы производства, но на открытом рынке это крайне сложно.

Ничего плохого в этом нет, и для изменения сложившийся ситуации вряд ли следует что-то предпринимать: при нынешней ситуации благосостояние потребителей выше, чем при гипотетическом запрете на импорт самолетов (тогда авиабилеты стоили бы дороже). А без запрета на импорт конкурировать с Боингом и Аэробусом в сегодняшнем мире, думаю, невозможно (исключение составляют только региональные перевозки, где большие самолеты не нужны, и есть более мелкие авиапроизводители, напримр, Embraer и Bombardier).

Да, и еще два момента:

  1. Число членов экипажа. Весь мир уже больше 30 лет летает только в двумя пилотами, а все советские самолеты имели экипаж из 3-4 человек (2 пилота, бортинженер, штурман). А значит, помимо топливных, отечественные самолеты еще и имели более высокие издержки, связанные с необходимостью платить зарплату лишним людям; кроме того, их невозможно было поставлять за границу (никто бы не стал специально ради российских самолетов искать бортинженеров).

  2. У Airbus и Boeing гораздо шире модельный ряд. Речь как о модификациях одной модели, так и количестве моделей в целом. В СССР/России так и не появился конкурент широкофюзеляжным дальнемагистральным лайнерам типа Boeing 777 и Airbus A330. Ил-86 и Ил-96 устарели уже на момент создания: на Западе самолеты аналогичной вместимости давно делают с двумя, а не четырьмя, двигателями, что дает выигрыш в экономичности. Аналогичный 96-му Airbus A340, хотя и успешно эксплуатируется, был успешен во многом из-за унификации с A330, а также большой дальности полета, но и он 4 года назад был снят с производства как раз из-за невозможности конкурировать с двухмоторными лайнерами.

Вот и получается, что Ту-204/214 - это единственный (до появления Суперждета) российский самолет, который не уступает своим западным аналогам. Но при этом на начало 90-х он был еще не доведен и, насколько я слышал, страдал от детских болезней. А прямой конкурент Boeing 737 к тому моменту успешно летал уже больше 20 лет.

"Так, например, у Ту-154 удельный расход топлива - 31 грамм на пассажиро-километр (airlines-inform.ru), у более... Читать дальше
Индивидуальный предприниматель  · 12 сент 2015
Причины те же, почему у нас нет современных отечественных автомобилей, локомотивов и электричек. В течение 70х-80х годов массово производилось то, что было спроектировано в период с конца 50х по конец 60х и ранних 70х. Самолеты Ту-134, Ту-154, электрички Эр-2 и Эр-9 и так далее. Смены поколений техники в 80е не произошло и к распаду СССР мы подошли с морально и... Читать далее
хрень  сморозил чувак,  у  нас  есть  поезда  новые   метро электрички  и  дальние  поезда,  жд   хорошо... Читать дальше
Первый
Инвестиционный аналитик  · 20 мая 2015
Помимо издержек на создание самолетов, Airbus и Boeing имеют крупную сеть сервисных центров. Необходимая деталь самолета при его поломке может быть быстро доставлена в нужную точку. Плюс в случае крупных компаний при заказе разных моделей самолета в одной компании можно получить более выгодные условия обслуживания и скидки при оптовых закупках. В связи с этим наличие у... Читать далее
это маркетинг ... мы в то время этого слова не знали ... то есть дряхло запада поменять на качество СССР ..... Читать дальше
Специалист с мировым именем в области всего.  · 1 дек 2020
По порядку. 1. СССР никогда не был лидером в авиации. Никогда. Потому что в совке не было экономики, за топливо платил не перевозчик, а государство, поэтому они не требовали улучшения эффективности, это не было никому нужно, поэтому никто этого не делал, в итоге самолёты сосали по эффективности у своих иностранных современников. Более того перевозчик вообще не мог ни на... Читать далее