Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как отличалось средневековое понимание времени от современного?

История
The Question
  · 10,9 K
Искусствовед, специалист по средневековому искусству и христианской иконографии. Лектор...  · 28 апр 2021

Средневековое понимание времени сильно изменилось, по сравнению с эпохой античности, и связано это было с отказом от представлений о цикличности жизни, которая объяснялась в античности мифологией (например, Аид похитил Персефону, раз в год она возвращается на землю, и в мире наступает весна). В средние века время, как и вся история человечества, воспринималась линейно. И речь здесь, конечно, не о жизни крестьян, которые в сельском быту сохранили некоторые пережитки античных представлений о цикличности. Вообще в деревне языческие традиции, связанные с урожайностью, сильнее укоренились в сознании людей - взять хотя бы нашу Масленицу или кельтский Самайн (Хэллоуин) - и получили впоследствии привязку к религиозным праздникам, чтобы была возможность их легально отмечать в условиях абсолютного главенства христианской церкви.

Но тем не менее, именно церковь и богословы утверждали в средние века представления о времени, которое воспринималось ими линейно, то есть конечно. Это связано с эсхатологическим взглядом на жизнь, в целом. Верующие всего мира жили в ожидании Второго Пришествия, которое и станет, по их мнению, концом времен. К тому же, античное цикличное представление о времени ставило под вопрос уникальность некоторых библейских событий. Христос мог родиться и умереть на кресте, чтобы затем воскреснуть, лишь единожды! Идея о повторяемости событий в античные времена противоречила христианской мысли об уникальности чудес и деяний Бога, а также об однократной искупительной жертве Христа. Если Христос мог рождаться, умирать и воскресать бесконечное количество раз, то это обесценивало полностью эту историю и лишало бы человечество шанса на конечное, финальное спасение!

Хотя Блаженный Августин оговаривается, что не считает время объективной единицей (как считал Аристотел). Время слишком абстрактно, чтобы его мог осмыслить простой смертный человек. Считалось, что время существует лишь на земле, как одно из творений Господа. После Страшного суда, когда все души попадут в рай или ад, времени (в нашем традиционном понимании) уже не будет существовать.

1 эксперт согласен
Первый
Докторант (Париж-4 Сорбонна), преподаватель (НИУ ВШЭ), кандидат филологических наук  · 24 мар 2015
«Что есть время?» — спрашивал себя Августин Блаженный и признавался: «Пока никто меня об этом не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь, но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик». Что же говорить о простом средневековом крестьянине или ремесленнике, который вообще не мыслил абстракциями и для которого время было неразрывно связано с... Читать далее