Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой эффект должна создавать симметрия в каждом кадре фильма «Отель "Гранд Будапешт"»?

КиноМода и красотаСтиль
Илья Рыжов
  · 9,7 K
Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая подкаста «Порядок снов»  · 4 июн 2021

Добавлю к предыдущим ответам несколько пунктов, которые, кажется, ещё не упоминали:

1) Симметрия выносит на первый план волю автора. Экранный мир ему подчиняется и мир этот завершён. В нём всё уравновешено и ограничено рамкой кадра, иначе быть не может. И мотив этой рамки в самом фильме повторяется.

https://www.euromag.ru/storage/c/2020/04/23/1587720100_264248_93.jpg

Андресон в этом смысле прямой наследник кинематографии раннего периода, в частности фильмов Жоржа Мельеса, отца игрового кино. Даже там, где симметрии нет, построение кадра часто отсылает к эстетике раннего аттракционного фильма. Конечно, у Андерсона и другого хватает.

https://borgdotcom.files.wordpress.com/2016/10/georges-melies-837080b87152eb09.jpg

2) Симметрия Андресона настолько нагружена деталями, что моментально превращает кадр в панно, плоское изображение, которое не столько задаёт взгляду динамическое направление, сколько предлагает ему изображение это рассмотреть, сыграть в игру, разгадать ребус. Как делали это, например, лубочные картинки. (Даже панорамирование у Андерсона очень часто походит на процесс разглядывания картины).

https://www.framerated.co.uk/frwpcontent/uploads/2021/02/grandbudapest01.jpg

И хотя никакой Куликовской битвы, как на лубочной картинке снизу, глаз в кадре сверху не увидит, изобразительный принцип по-прежнему останется схож.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b5/Kulikovo_lubok.jpg

Но, опять же, у Андерсона далеко не всё подчинено симметрии. Важную роль, как в ощущении уровановешенности, так и в ощущении плоскостности играет цветовое решение фильма. Да и симметрия симметрии рознь. Кубриковские симметричные кадры тоже про тотальный контроль. Правда, автор, рок и мирозданье порой у Кубрика неотличимы. И уже точно за этой симметрией нет игривой плоскостности, скорее — поглощающий вакуум.

Старое и новое киноПерейти на t.me/dreamsorder
Дизайнер, кинокритик, участвовал в съемке кино и помогал с выставками в арт пространстве...  · 25 авг 2017
Уэс Андресон, человек которого знает любой, даже самый начинающий любитель кино. В любой его картине сразу виден его почерк, что-то он брал у других режиссеров, а что-то вносил сам. Список его приемов из фильма в фильм не изменен, но это не делает его скудным. Эффект которого хотел добиться Уэс это театральность или театрализация происходящего на площадке.  Так почти с... Читать далее
Искусство и развлечения  · 25 авг 2017
Отличный вопрос. Это один из любимых выразительных приёмов режиссёра (Уэса Андерсона). Каждый второй кадр «Отеля» снимается с идеальной отзеркаленностью сцены. Подобная симметрия воспринимается мозгом как какая-то непонятная неправильность. Но иногда, для повышения разрушительной мощи, симметрия в кадре чуть нарушается. Также нельзя не отметить цветовую гамму фильма... Читать далее